Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Один день в Вероне

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 12/07/2017.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 12/07/2017. 43k. Статистика.
  • Очерк: Италия
  • Иллюстрации: 101 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      
      
       Программой поездки на озеро Гарда было предусмотрено посещение близлежащих городов Верона и Тренто.
      
       Верона (итал. Verona -- город на северо-востоке Италии, регион Венеция, административный центр одноимённой провинции). Расположен на реке Адидже. Википедия.
      
       Есть города, впечатление о которых у большинства основано на литературных произведениях. Таков Дублин, увековеченный Джеймсом Джойсом в "Улиссе". Таков Петербург, романтически описанный Пушкиным в "Медном Всаднике" и как место действия героев романов Достоевского "Преступление и наказание" и "Идиот".
      
       Верона это город "Ромео и Джульетты" и неразрывно связывается только с Уильямом Шекспиром. Однако, это не совсем так. Шекспир переложил известный до него сюжет в стихотворной драматической пьесе "Ромео и Джульетта", написанной им между 1591 и 1595 годами. Он сделал это так талантливо, что в долговременной памяти, связанной с этим произведением, осталось только его имя.
      
       Сюжет пьесы, подробное описание событий, имена протагонистов появились гораздо раньше, например, у Луиджи да Порто (1524) в новелле "История двух благородных влюблённых". Действие в новелле происходит в Вероне начала XIV века, во времена правления герцога Бартоломео делла Скала. Луиджи да Порто первым назвал имена Ромео и Джульетты и дал им фамилии, которые упоминал еще Данте в своей "Божественной комедии", написанной с 1307 по 1321 год. После Луиджи да Порто этот сюжет появился в новелле Маттео Банделло (1554) под названием "Ромео и Джульетта". Маттео Банделло, аристократ по рождению, бывал при дворах Сфорца, Гонзаго, а также сражался под флагом Венецианской республики. В борьбе Франции и Испании, претендентов на господство в Италии, Банделло встал на сторону Франции. После ее поражения писатель пребывал некоторое время при дворе французского короля Генриха II. Банделло - автор 214 новелл. Некоторые из них послужили сюжетами для драматических произведений Шекспира: "Ромео и Джульетта", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь", "Цимбелин". Новеллы Банделло использовали также Уэбстер, Лопе де Вега, Сервантес.
      
       Вот уже пять столетий сюжет о веронских любовниках не дает покоя человечеству. Особый интерес возник в эпоху романтизма, главная идея которого столкновение личности с действительностью. Музыканты разных времен и народов создали на эту тему сотни произведений. Наиболее известные из них:
       - опера "Капулетти и Монтекки", написанная в 1830 году итальянским композитором Винченцо Беллини;
       - драматическая симфония для солистов и хора "Ромео и Джульетта", созданная в 1839 году Гектором Берлиозом;
       - опера "Ромео и Джульетта", созданная французским композитором Шарлем Гуно в 1867 году;
       - увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" П.И. Чайковского (1869);
       - опера "Джульетта и Ромео" итальянского композитора Рикардо Дзандонаи (1922);
       - балет С. Прокофева "Ромео и Джульетта" (1935).
       Позднее классические симфонические жанры трансформируются в мюзиклы и кинофильмы. В 1957 году Леонард Бернстайн создал бродвейский мюзикл "Вестсайдская история" - американский вариант старой трагедии. В 2001 году Жерар Пресгкурвик (GИrard Presgurvic) написал и поставил еще один мюзикл "Ромео и Джульетта".
       Существует множество экранизаций сюжета "Ромео и Джульетта". Первый, ставший классическим, был фильм американского кинорежиссёра Джорджа Кьюгора, поставленный им в Голливуде в 1936 году. Один из наиболее известных фильмов послевоенного времени - фильм итальянского режиссера Франко Дзеффирелли с музыкой Нино Рота (1968).
      
       Бессмертие великого сюжета о веронских любовниках обеспечивали поэты, драматурги, музыканты, певцы, танцоры, режиссеры, актеры. Они создали большое искусство, которое до сих пор волнует массы людей, независимо от возраста, национальности, социального положения.
      
       Несмотря на социальные и сексуальные революции, интерес к трагедии молодых любовников, жертв общественных предрассудков, возрастает. Верона, место, где разворачиваются события трагедии, служит кулисами для ее воспроизведения каждым человеком, входящим в город. Для этого здесь сделано много. "Назначен" дом, где якобы жила семья Ромео Монтекки (Монтиколи) - старинный, хорошей архитектуры, в аристократической части города. Он не доступен для внутреннего обозрения (этого и не требуется в соответствии с сюжетом трагедии).
      
        []
      
       Дом Монтекки (Монтиколи).
      
       Улицы и площади старого города, как будто специально созданы для ссоры слуг домов Монтекки и Капулетти, дуэлей Тибальта и Меркуцио, Ромео и Тибальта.
      
       Но главный объект интереса туристов дом Джульетты Капулетти, тоже "назначенный". Здесь происходит бал-маскарад, где знакомятся Ромео и Джульетта. Здесь же влюблённые тайно встречаются. Знаменитый балкон, комната Джульетты, где она, приняв "элексир", погружается в сон, похожий на смерть. Выбранный дом очень подходит для кулис трагического действия.
      
       Однако... Двор дома Джульетты произвел на меня ужасное впечатление. Здесь дается воля низменным инстинктам и вкусам толпы, которой надо "отметиться" в причастности к великому. Коммерциализация, шум создают ощущение базара, китча, вакханалии, непотребства во дворе дома Джульетты. Очень милая бронзовая фигура Джульетты является предметом "облапывания". Существует поверье, что потрогать ее за грудь приносит счастье в любви. Поэтому очередь к этому действию не иссякает. Счастливцы запечатлевают себя на фотографиях. Это напомнило мне новогоднюю ночь в Кёльне, когда толпы ближневосточных мигрантов оскорбительно "лапали" немецких женщин.
      
        []
      
       Внутренний дворик дома Капулетти (Даль Каппелло), балкон, так как он был задуман в первом озвученном фильме "Ромео и Джульетта" режиссером Д. Кьюкором. Бронзовая фигура Джульетты во дворе.
      
        []
      
        []
      
        []
      
       Вожделенная Джульетта для всех, от "мала до велика".
      
       Дом Джульетты я видела дважды, но впечатление одинаковое. Предложений, как это преодолеть, у меня нет. Это вопрос воспитания и борьбы с дурновкусием.
      
       Обращаясь к историческим фактам, дом Джульетты расположен на улице Даль Каппелло. Герб владельцев в виде мраморной шляпы находится над аркой внутреннего двора. Капулетти это, видимо, трансформация фамилии Каппелло. Дом в 1667 году был продан семьей и с тех пор часто менял хозяев. В XIX веке здесь был постоялый двор, о котором писал Ч. Диккенс: "Дом, претерпевший величайшее унижение и превратившийся теперь в убогую харчевню. Шумные веттурино и ломовые телеги теснились во дворе, где была непролазная грязь и ходил выводок забрызганных ею гусей; тут же был устрашающего вида пёс, злобно рычавший в дверях, - если бы он существовал тогда на свете и был спущен с цепи, он не преминул бы вцепиться Ромео в ногу, когда тот перекинул её через забор... Гуси, ломовые телеги, их возницы и пёс, надо признаться, несколько мешали: гораздо приятнее было бы найти дом совершенно пустым и иметь возможность пройтись по его нежилым комнатам">.
      
       В 1907 г. дом выкупил муниципалитет и создал здесь музей шекспировской трагедии. После выхода фильма Джорджа Кьюкора "Ромео и Джульетта" в 1936 году, внимание к дому Джульетты возросло. Реставрационные работы фасада с использованием готических декоративных элементов, достройка балкона, украшение стены дворика зубцами, воспроизвели декорации из фильма Кьюкора. Установка в 1972 г. бронзовой статуи Джульетты работы Нерео Костантини
       (Nereo Costantini) довели дом Джульетты до современного состояния музея героев трагедии Шекспира. Внутренние помещения декорированы в соответствии со временем жизни протагонистов.
      
       Идея "дома Джульетты", несомненно, хороша. Однако энтузиазм публики превосходит всякие границы. Записочки, адресованные Джульетте, которые приклеивали жвачкой к стенам, напоминают религиозное поклонение у "Стены плача" в Иерусалиме. Изъяснения, оставленные на стенах, побудило оставить части стен для самовыражения публики. В 2012 г. муниципалитет Вероны запретил размещение записок и установил штраф 500 евро за приклеивание записок или оставление надписей на стенах.
      
        []
      
       Настенные объяснения в любви к Джульетте.
      
       Поклонникам героев Шекспира, которые не могут обойтись без обозначения следов своего пребывания, в доме установлены почтовые ящики, а также компьютеры, на которых они могут написать письмо. Эти послания передаются волонтёрам Клуба Джульетты, которые, по мере возможности, на эти письма отвечают.
      
       Будучи в Вероне, случайно увидела на стенах указатели, ведущие к "Гробнице Джульетты". Поинтересовалась у гида - ничего особенного - ответил он. Я не поверила и решила туда пойти. Ведь там происходит значительная часть действия трагедии. Там монах Лоренцо венчает влюбленных, там хоронят Джульетту, там происходит дуэль Париса и Ромео, там умирает Ромео, там закалывает себя Джульетта, там происходит примирение Монтекки и Капулетти.
      
       Монтекки:
       Я памятник ей в золоте воздвигну.
       Пока Вероной город наш зовут,
       Не будет в нем великолепней статуй,
       Чем в честь Джульетты и ее заката.
       Капулетти:
       А рядом изваяньем золотым
       Ромео по достоинству почтим.
      
       Гробница Джульетты находится за городской стеной в бывшем монастыре капуцинов. Впервые она упоминается еще Луиджи де Порто в 1524 году. Он пишет, что в этом монастыре бывал сам святой Франциск. Он же отметил там каменные склепы, один из которых принадлежал семейству Капелло (Капулетти). О саркофаге писали в XVI веке. Его вскрыли и обнаружили чьи-то останки. Саркофаг стал местом поклонения. Чтобы прекратить поток любопытных, монахи приспособили саркофаг для сбора воды. Но в XIX веке интерес к гробнице возобновился и утвердился, особенно после выхода книги Ж. де Сталь "Коринна, или Италия". От саркофага стали откалывать кусочки для сувениров. Об этом пишет Мария Луиза Австрийская, жена Наполеона, и лорд Байрон, побывавший в Вероне в 1816 году. Он сам пишет, что унес маленькие осколки гранита, чтобы дать их моей дочери, племянницам и племянникам.
      
        []
      
       Саркофаг Джульетты.
    В 1868 г над гробницей возвели часовню с арками во дворике монастыря Сан Дзено. В 1910 г здесь был торжественно открыт мраморный бюст Шекспира работы веронского скульптора Ренато Каттани.
        []
      
       После выхода фильма Кьюкора саркофаг поместили в крипту церкви, создав аналог склепа, где происходит последнее действие трагедии. Тогда же появился почтовый ящик для писем Джульетте. Отвечать на эти письма взялся Этторе Солимани, смотритель комплекса монастыря Сан Франциска. В течение двадцати лет он исполнял обязанности "секретаря Джульетты". Теперь его функции исполняют волонтеры Клуба Джульетты.
      
       Во время Второй мировой войны здания монастыря существенно пострадали. Позже была разрушена и колокольня XIV века.
      
       В 1970 году в монастырских зданиях был создан музей фресок, которые перенесли из различных старинных церквей города. Монастырская церковь Сан Франциска, соединившая в себе части из XIII и XVI веков, содержит экспозиции художественных произведений. Здесь даются концерты и совершаются бракосочетания. Склеп с саркофагом из XIII - XV веков стал одним из музейных объектов.
      
        []
      
       Дорожка в монастырь.
      
        []
      
       Еще один бюст Шекспира с увековеченной цитатой на стене.
      
        []
      
       Комментарии к сюжету трагедии Шекспира в мелкой пластике.
      
        []
      
        []
      
        []
      
       Монастырский дворик с колодцем и аркадами. Здесь же лестница, ведущая в склеп.
      
        []
      
       Старинные скульптуры под защитой аркад.
      
        []
      
       Бронзовые миниатюры, иллюстрирующие сюжет пьесы Шекспира.
      
       Музей фресок вполне сочетается с гробницей. Он находится в восстановленных монастырских помещениях и церкви. Экспонаты заимствованы из разрушенных старинных церквей и монастырей. Вот некоторые из них.
      
        []
      
        []
      
       Старинные фрески.
      
        []
      
       Пьета, скульптура, ставшая канонической в католицизме в XIII-XV веках.
      
       []
      
        []
      
       Парадный зал монастыря с сохранившимися фресками и камином.
      
        []
      
       Здесь тоже мелкая пластика, но к пьесе Шекспира она вряд ли имеет отношение.
      
        []
      
       Франческо Джовани Карото (1480 - 1555). Портрет Святой Екатерины Александрийской.
      
        []
      
       Алтарь церкви святого Франциска.
      
       Гробница Джульетты посещаема, но здесь нет никакого ажиотажа. Когда-то ее посетила знаменитая балерина Г.С. Уланова, танцевавшая Джульетту в балете С. Прокофьева. Она пишет: "Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно...". Да, здесь грустно. Но атмосфера соответствует последнему акту трагедии. Некоторая запущенность парка и помещений способствует этому. Действительно, нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" (перевод Т.Л. Щепкина - Куперник).
      
       К сожалению, и здесь не обошлось без "кича". При подходе к гробнице, путников встречает китайская скульптура, посвящённая веронским любовникам - подарок городу Верона от китайских почитателей трагедии Шекспира. Скульптура установлена вблизи от входа в монастырь. Это изваяние на китайский лад также подстроено под не слишком изысканный массовый вкус.
      
       []
      
       Ромео и Джульетта по-китайски.
      
       Закончив с популярным градообразующим сюжетом, можно перейти к реальности. Чтобы попасть в городсо стороны озера Гарда, где мы обосновались,нужно пересечь реку Адидже.
       Петля русла реки Адидже создает для города одновременно естественную защиту и угрозу. Защита от внешних нападений дополнялась крепостными стенами и неприступным замком. Угроза наводнений, которая не однажды реализовывалась, сейчас снижена гидротехническими мероприятиями от одного раза в семьдесят лет до одного раза в двести лет. Это достигнуто постройкой тоннеля, позволяющего отводить воды Адидже в озеро Гарда, и укреплением берегов в городе.
       []
      
       Река Адидже в Вероне. Ее среднегодовой расход воды 220 мЁ/с.. Однако, в паводки она способна затопить весь город.
      
       Мощные крепостные стены города построены в разное время. Здесь есть следы античных и средневековых построек ХIII века. Часть стен и фортификационных сооружений достраивалась в ХIХ веке, в эпоху правления Габсбургов. Для всех правящих династий Верона была важным стратегическим пунктом для удержания владений на севере Италии. На городской стене достаточно места для увековечения побед и поражений в последующих войнах.
        []
        []
      
       На крепостной стене, находится огромный барельеф в память дивизии Пасубио, прекратившей свое существование в 1943 г. под Сталинградом. Римская волчица - символ присвоения городу Верона статуса римской колонии в 89 году до н.э., после чего начался ранний период расцвета города.
        []
      
       Знак участия Венецианской республики в строительстве оборонительной стены.
      
        []
      
       Барельеф в память сапёров IX батальона, погибших в России. Чем они прославились, знают только итальянцы.
      
        []
      
       Самые древние крепостные стены находятся теперь в центре города. Порта Леони (Львиные ворота) относятся к античным римским временам. Когда-то они были заставой. Теперь место, где они когда-то находились, свидетельствует, что мы вошли в старый город.
      
       Раскопки на улице Леоне обнаружили основание круглой оборонительной башни из кирпича и остатки мостовой. Обратите внимание на высоту культурного слоя, накопленного за века.
      
        []
      
       Раскопки античной оборонительной башни. Они почти на полтора метра ниже современного тротуара.
      
        []
      
       Двухарочные ворота делла Бра, построенные во время правления герцога Джана Висконти (XIV век). Рядом с воротами пятиугольная башня с зубчатым навершием Torre Pentagona.
      
        []
      
       Ворота Борсари (Porta Borsari) - остатки крепостной стены I века н.э. Над аркой сохранилась надпись 245 года с древнеримским названием города: Colonia Verona.
      
       Историю Вероны можно читать не только по ее оборонительным стенам, но и по мостам через реку Адидже. На доступной мне туристической схеме я насчитала их десять. Не все удалось посмотреть.
      
        []
      
       Самый старый Pointe Pietra - каменный мост, типичное для римлян сооружение первого века до н.э. Конечно, этот мост неоднократно восстанавливался и перестраивался, но всё-таки первоначальный римский облик, сохранить удалось.
       Справа высокая колокольня церкви св. Анастасии. О посещении этой церкви - в конце очерка.
      
       Мост Скалигеров (Scaligero) построен в 1355 году по приказу Кан Гранде II делла Скала. Мост соединяет левый берег реки Адидже с замком Скалигеров Кастельвеккио. Ограждение моста из кирпичных "ласточкиных хвостов" придает ему неповторимый вид.
      
        []
       Мост через реку Адидже и замок Скалигеров Кастельвеккио.
       Ещё мосты:
       Navi - корабельный мост. Мост Нави был построен в 1373 по указу Кан Синьорио делла Скала, управлявшего Вероной с 1359 по 1375 годы. Ему предшествовал Римский мост, разрушенный наводнением.
       Мосты Risorgimento, Garibaldi, Aleardi (веронский поэт и политический деятель, борец за свободу Италии) построены в XVIII-XIX веках. Название этих мостов - отражение борьбы за объединение Италии.
       Мост Vittoria - мост победы в Первой мировой войне.
       Nuovo - новый мост.
       Почти все мосты были разрушены во время Второй мировой войны. В последствие они были восстановлены с использованием уцелевших строительных элементов.
      
       Наиболее впечатляющей античной постройкой Вероны является "Амфитеатр" или "Арена" (Arena di Verona). Он третий по величине в Италии. Это постройка тридцатого года нашей эры. Когда-то он был облицован белым и розовым известняком. Землетрясение 1117 года его основательно разрушило. После этого внешние стены амфитеатра стали использовать как каменоломню. В античные времена в амфитеатре устраивали гладиаторские бои и морские сражения. В средние века на Арене жгли еретиков и устраивали турниры. Сейчас она включена в список культурного наследства ЮНЕСКО. Начиная с 1913 года, в ней проводятся оперные спектакли. Здесь пели: Мария Каллас, Тито Гобби, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Рента Тебальди; и наши певцы: Анатолий Соловьяненко, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко.
      
        []
      
       Когда-то наружные стены Арены были облицованы белым и розовым известняком.
      
        []
      
       Вид на Арену со смотровой площадки башни Ламберти. Вблизи он закрыт плотной городской застройкой. Справа частично виден палаццо Барбьери, дворец, где сейчас помещается городской Муниципалитет. Архитектор Джузеппе Барбьери (1777-1838) строил в неоклассическом стиле по заказам Габсбургов. Им был спроектирован также монументальный вход на кладбище Вероны.
      
        []
      
       Вход на кладбище Resurrecturis Вероны.
      
       Новая история теснит старую. На площади Бра, около Арены, в сквере стоит памятник объединителю Италии Виктору Эммануилу II (1820-1878). Рядом фонтан Альп с поминанием городов-побратимов Вероны. Здесь же памятник итальянским партизанам, павшим за свободу во Второй мировой войне, скульптора Марио Салаццара.
        []
      
       Памятник первому королю объединённой Италии Виктору Эммануилу II был открыт в 1883 г.
      
      
      
       Фонтан Альп был подарен городу Германией в 1975 году, после того, как в 1960 году Мюнхен и Верона стали городами-побратимами. В центре возвышаются горные пики Альп. На камне гербы Мюнхена и Вероны.
      
       Это - ответный дар. Ранее Верона подарила мюнхенцам копию статуи Джульетты. Она установлена около старой ратуши в сентябре 1974 г. Около нее никто не приклеивает записочки, но традиция прикосновения к ее груди осталась. В руку Джульетты поклонники регулярно вкладывают живые цветы. Культ почитания в Мюнхене имеет более пристойный, чем в Вероне, характер.
        []
      
       Памятник итальянским партизанам, павшим за свободу Италии. Правда, похож на "Давида" Микеланджело? Только вместо пращи винтовка.
      
      
       В старом центре Вероны преобладает средневековая застройка времени правления династии Скалигеров. Они были у власти 124 года. Это было спокойное от междоусобиц, но не от войн, время. Лучшее время для создания Вечного.
      
        []
      
       Арка перехода от площади Эрбе к площади Синьории. Слева от арки фасад Дворца общин (Правосудия). В глубине видна также башня Ламберти, входящая в комплекс зданий дворца.
      
       Башня Ламберти названа по имени жителя Вероны, финансировавшего строительство. Её начали возводить в XII веке. Окончание растянулось на несколько веков. Это видно по использованию разных материалов. Сначала это был светло-бежевый туф и кирпич, придавшие характерную для ранней средневековой Вероны "полосатую" окраску, позднее кирпич и мрамор. Высота башни достигает 84 м (368 ступеней). С двух уровней этой башни открывается вид на всю Верону.
      
        []
      
       Два колокола башни Ламберти. Маленький Марангона служит для отсчета времени и предупреждения о пожарах. Большой, Ринго, призывал членов городского совета на заседания, а граждан к оружию.
      
        []
      
        []
      
        []
      
       Внутренний дворик Дворца общин или Дворца правосудия, в котором находится вход на Башню Ламберти. Здание Дворца начали строить в XI веке. В XV веке к зданию была пристроена двухпролетная готическая лестница, именуемая Лестницей Разума (la Scala della Ragione). Своими фасадами Дворец выходит на площадь Сеньории и площадь делле Эрбе.
      
        []
      
       Часть фасада Дворца общин (Правосудия) со стороны площади Эрбе. Она сохранена в барочном стиле. В этой части Дворца, помимо нотариата и суда, располагалась тюрьма, видимо, для особо важных преступников (этаж с окнами, закрытыми решеткой).
      
        []
      
       Вид на площадь Эрбе (Трав) с башни Ламберти. Когда-то это был римский форум. Потом рыночная площадь. В торце палаццо Маффери, слева от него часовая башня Гарделло, построенная по указанию Кан Синьорио делла Скала. Перед палаццо Маффери - колонна св. Марка (символ 400-летнего венецианского господства).
      
        []
      
       Вид сверху с Башни Ламберти на площадь Синьории с памятником Данте в центре.
        []
        []
       Центр площади Синьории украшает памятник Данте Алигьери, жизнь которого была связана с Вероной. Статуя из каррарского мрамора была создана в 1865 году скульптором Уго Дзаннони. Данте был изгнан в 1302 году из Флоренции. Приют ему дал правитель Вероны Кан Гранде делла Скала. Поэт, воспевший свою любовь к Беатриче, как никто другой, соответствует романтической атмосфере Вероны.
       Именно Данте оказал огромное влияние на русскую поэзию серебряного века. Изгнание, бесприютность, непонимание, описание загробной жизни, ада. Высокая поэзия Ахматовой, Гумилева, Мандельштама навеяна той же Музой, которая диктовала Данте:
      
       ...И вот вошла. Откинув покрывало,
    Внимательно взглянула на меня.
    Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
    Страницы Ада?" Отвечает: "Я". (А.А. Ахматова)
        []
      
       Дворец Подеста (Правителя) на площади Синьории. Здесь жили правители Скалигеры. По преданию, здесь останавливался Данте.
      
        []
       К дворцу Скалигеров примыкает красивое и гармоничное здание - Лоджа-дель-Консильо, построенное в конце  XV века предположительно веронским архитектором Фра Джокондо. Второй этаж здания  поднимается на стройных аркадах и оканчивается карнизом, украшенным мраморными статуями известных римских деятелей, в том числе Катулла и Плиния.
        []
       Стена Дворца капитанов, правителей Вероны во времена венецианского господства с памятными досками о некоторых из них. Это здание начали строить еще подесты Скалигеров, как крепость. После многочисленных перестроек во время австрийского правления в здании размещались суд и тюрьма.
        []
       Так каре Дворца капитанов выглядит сверху.
       Недалеко от площадей Сеньории и Эрбе, рядом с церковью Санта Мария Антика, находятся Арки Скалигеров - место захоронения главных представителей этой династии. Саркофаги подвешивались в роскошном каменном обрамлении - табернакле. Почему-то тогда сильные мира сего выбирали такой экзотический способ захоронения. Может быть, они чувствовали себя и после смерти над массами подданных, а, может быть, они оценивали его, как начало пути к вознесению на небо. Таких арок с саркофагами - три.
        []
       Арка Кан Гранде I делла Скала (1291-1329) расположена над входом в церковь Санта Мария Антика. Этот правитель прославился своими военными победами и покровительством поэтам и ученым. Он умер в 38 лет. Как показали современные патологоанатомические исследования (2015 г), причиной его смерти стало умышленное отравление ядом наперстянки. Считается, что эту арку создал Джованни Риджино. Его называют "мастер арок Скалигеров".
        []
       Слева Арка Мастино II делла Скала (1308-1351). Он стал подестой Вероны после смерти своего дяди Кан Гранде I делла Скала. Сооружение арки началось еще при жизни правителя.
     []
        []
       Арка Кан Синьорио дела Скала (1308-1351). Всадника изваял Бонино да Кампионе. Рядом расположены захоронения других членов этого могущественного рода.
       Характерным признаком времени правления Скалигеров служат изящные кованые решетки, отделяющие захоронения Скалигеров от улицы.
      
        []
      
       Кованые решётки Скалигеров с оригинальными пиковыми наконечниками ограждают внутренние дворы близлежащего дома.
      
        []
       Все три Арки Скалигеров. Вершины всех надгробий украшают конные статуи, знак военных заслуг правителей.
       В Вероне прошлое причудливым образом соседствует с новейшей историей. Рядом с захоронениями Скалигеров находится памятник Гарибальди. Памятники Гарибальди - принадлежность почти всех городов Италии, почти так же, как в СССР, памятники Ленину.
      
        []
       Памятник Гарибальди на площади Независимости (Piazza Indipendenza).
      
       И снова архитектурное соединение средневековья с современностью. Поблизости находится городская библиотека Вероны со старинными манускриптами и книгохранилищем ХХ века.
      
        []
      
       Городская библиотека Вероны - часть средневековой школы священников - Скрипториум.
      
       Здесь писали и переписывали книги до изобретения книгопечатания. Полагают, что Скрипториум существовал уже в IV веке. Самая старая книга, существующая здесь, относится к 517 году. Здесь Петрарка обнаружил неизвестные до того времени письма Цицерона. Сейчас библиотека имеет 1200 кодексов (рукописный прототип книги) и манускриптов, 245 инкунабул, 2500 книг XVI века, 2800 книг XVII века. Во время чумы 1639 года самые ценные манускрипты были спрятаны в тайник. С тех пор они считались потерянными. Их находка в 1712 году побудила построить для библиотеки специальное здание. Это здание было существенно повреждено во время Второй мировой войны. Некоторые документы хранят следы пожара. Еще раньше собрание библиотеки потерпело урон от итальянской компании Наполеона, когда ряд ценных книг были увезены во Францию. Они так и не вернулись.
      
        []
      
       Одно из внутренних помещений библиотеки.
      
       У входа в библиотеку стоит скульптура жизнерадостного человека.
      
        []
      
       Это писатель, уроженец Вероны, Эмилио Сальгари. Памятник был открыт к столетию со дня смерти писателя. Он - автор более двухсот романов. Его жанр: приключения, путешествия. Часто его произведения сравнивают с произведениями Александра Дюма и Жюля Верна. Литературная успешность не сочеталась с материальной. Семейные неурядицы и финансовые трудности привели к самоубийству, исполненному в традиции японских самураев.
      
       Статуя "Поэт" работы Новелло Финотти изображает выдающегося веронского поэта Берто Барбарани (1872 - 1945). Она расположена на углу Виа Капелло и площади делле Эрбе. Барбарани называют "поэтом бедняков". Другое его прозвище - "поэт весёлой грусти". Он пережил Первую мировую войну, но не дожил до конца Второй. Грустно.
      
       []
      
       Поэт Берто Барбарани (1872-1945).
      
       Верона, как и многие другие города Италии, имеет церкви высочайшего исторического и культурного значения.
      
        []
      
       Кафедральный собор Дуомо с высокой белой колокольней, как он видится со смотровой площадки башни Ламберти.
      
       Первоначально на месте собора Дуомо находилась церковь св. Елены, освященная в IV веке св. Зеноном, епископом Вероны. В VII веке церковь была перестроена, но землетрясение и пожар разрушили постройки. Восстановленное здание снова было разрушено землетрясением 1117 года. В XII веке собор стали строить в романском стиле. В средние века Дуомо был расширен и ему были преданы позднеготические черты. В кафедральном соборе богослужения ведет епископ Вероны.
      
       []
      
       []
      
       Портал и витые колонны с крылатыми грифонами - наиболее древние части собора Дуомо. Их создал один из самых знаменитых мастеров того времени Фра Никола да Имола. К сожалению, в этот день собор был закрыт для посещения.
      
        []
      
       Мы не сумели на месте определить происхождение этой современной скульптуры. Понадеялись на всё знающий Интернет. Но и он оказался беспомощным.
      
       Церковь Сан-Фермо Маджоре была построена на месте гибели в 304 году двух мучеников из Бергамо Сан Фермо и Сан Рустико. В XI веке на её месте была построена новая церковь с типичном для Вероны чередованием светлого известняка и красного кирпича.
      
        []
      
       Церковь стоит около моста Нави (Navi) через реку Адидже.
      
        []
      
        []
      
       Фасад церкви Сан Фермо Маджоре со стороны реки Адидже.
      
       И еще одна выдающаяся церковь Вероны - церковь (базилика) св. Анастасии. Она относится к XIII веку и достраивалась почти 200 лет в стиле итальянской готики. Ей предшествовали две церкви св. Анастасии и св. Ремиги, но доминиканский орден, хранитель этих церквей, решил построить одну. Авторы проекта этой базилики - доминиканские монахи Фра Бенвенуто да Болонья и Фра Никола да Имола.
      
        []
      
       Справа церковь св. Анастасии. По размерам внутреннего пространства это самая большая церковь Вероны. Колокольня церкви, расположенная на противоположной стороне от фасада церкви, показана на следующем снимке.
      
       []
      
       Вид на церковь св. Анастасии с высоты башни Ламберти.
      
       Слева от церкви св. Анастасии находится церковь, посвященная св. Петру Веронскому, Мученику (San Pietro Martire). Она была построена в 1283 году и использовалась доминиканцами во время строительства церкви св. Анастасии. В то время она была посвящена св. Георгию. Здесь прослеживаются связи с Тевтонским орденом и всадниками Бранденбурга. Фрески внутри церкви подтверждают это. Подеста Кан Гранде II дела Скала был женат на дочери немецкого императора. Во время оккупации Вероны войсками Наполеона, эта церковь была осквернена. Она была превращена в конюшню. Доминиканский монастырь, хранитель церкви, был секуляризирован. Сейчас церковь принадлежит городу.
      
        []
      
       Вход в церковь св. Петра Мученика.
      
        []
      
       Между церквями св. Анастасии и св. Петра Мученика на возвышении установлен саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, созданный в начале XVI века и, как считается, послуживший образцом для знаменитых Арок Скалигеров.
      
       Гульельмо ди Кастельбарко (умер в 1320 г.) - могущественный феодал долины Лагарина выразил свою волю быть похороненным при церкви святой Анастасии. Подвесная арка, установлена у входа в базилику в этом же году. На крышке саркофага изображена мраморная фигура правителя. Его голова, лежит на богато украшенной подушке.
      
        []
      
       На торцовой стене церкви св. Петра Мученика Веронского, обращенной к церкви 
       св.  Анастасии, находятся еще несколько саркофагов.
       Нам удалось побывать только в церкви св. Анастасии.
       Церковь состоит из центрального и двух боковых нефов, разделённых мраморной колоннадой. С двух сторон построены 12 пределов.
        []
      
       Главный неф церкви св. Анастасии. На полу церкви в 1462 году художник Пьетро да Порлецца выложил мозаику из местного белого, розового и голубого мрамора, которым также частично облицован вход в базилику.
      
        []
      
       Главный алтарь.
      
        []
      
       Главный неф со стороны Алтаря. Свод, украшенный растительным орнаментом.
      
        []
      
       Позолоченный орган 1625 г. Звучащая часть органа работы веронского мастера Доменико Фаринати.
      
        []
       Часовня с распятием (середина XV века). Наиболее старая часть собора. Здесь была первая церковь, посвященная св. Анастасии. Слева надгробный памятник Джаннезелло да Фольгария из туфа.
      
       Принятая в католических соборах атрибутика:
      
        []
      
       Алтарь непорочного зачатия.
      
        []
      
       Мадонна с младенцем в окружении золотистых ангелов.
      
        []
      
       Картина Николо Джольфино. "Снисхождение Святого Духа".
       Мадонна в окружении молящихся апостолов.
      
       []
      
       Около ближайших к входу колонн так называемые "Горбуны св. Анастасии" поддерживают водосвятные чаши. Св. Анастасия покровительствовала горбунам. Эти работы были созданы в XVI веке.
      
       В строительстве церкви св. Анастасии принимали участие знатные и богатые семейства города Верона. Их захоронения часто встраивались во внутреннее пространство церкви в посвящённые им алтари (капеллы).
      
       Некоторые из алтарей:
      
        []
      
       Алтарь Болдиери. Скульптурный триптих посвящён св. Петру мученику. Его статуя занимает центральную нишу алтаря, в руке святой держит модель  города Вероны. По бокам статуи св. Себастьяна и св. Рокко, а  в нишах пилястров статуи святых Доменико, Франциска и Антония слева и  святых  Винченцо, Баттисты и Христофора справа.
      
       []
      
        []
      
       Алтарь семьи Фрегозо. Алтарь посвящен Спасителю. Слева фигура Джано Фрегозо.
      
        []
      
      Алтарь Чентрего посвящён Фоме Аквинскому. Картина "Мадонна на троне в окружении святых Фомы и Августина".
      
        []
      
       Часовня Пеллегрини. На стенах 24 пластины из обожженной глины, живописно повествующих о жизни Христа.
      
        []
      
       Алтарь Бевилакуа-Лацизе, посвящённый непорочной Деве Марии.
      
        []
      
       Капелла семьи Минискальки в церкви св. Анастасии выделяется своей архитектурой, скульптурой и декоративными мраморными украшениями. 
      
       Несколько фото на улицах Вероны.
      
        []
      
       []
      
        []
      
        []
      
       В старой Вероне трудно найти обычный дом, не отмеченный талантом архитектора или историческим прошлым.
      
        []
      
       Так и это здание Palazzo delle Poste (почты Вероны), построенное в 1930 году в стилях классицизма и необарокко. Это работа известного архитектора Этторе Фаджиуоли (Ettore Fagiuoli). Сейчас здание сдаётся под апартаменты.
      
        []
      
       У городской стены Вероны.
      
      
       Такой мы увидели Верону в один из дней мая 2016 года. Убедились в необычайной плотности достопримечательностей в этом городе, даже по итальянским меркам.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 1, последний от 12/07/2017.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 12/07/2017. 43k. Статистика.
  • Очерк: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка