Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Рождество в провинциальной Германии

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 22/01/2012.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/01/2012. 12k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 17 штук.
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


    Рождество в провинциальной Германии

      
       На западе Германии население каждый год гадает, какое будет Рождество: белое снежное или темное, бесснежное. В прошлом году снега навалило выше колена. Поначалу немцы радовались, наконец белое Рождество. Некоторые вытащили санки и лыжи, годами лежавшие без применения. А потом ударили морозы. И транспорт встал: самолеты, поезда, автобусы, автомашины. Снегоочистительная техника предназначена для автострад, а улицы городов оказались совершенно не проезжими. Больше недели все пребывали в снежном плену.
      
        []
      
       Таким было Рождество в прошлом году.
      
       Но чаще рождество бывает бесснежное, слякотное.
       Так и в этом году стоит "сиротская зима". В Новый год было +13 градусов. Среди зеленой травы зацвели маргаритки и даже розовые кашки. Появились цветы вишни и дрока, которым положено совсем другое время года. Природа в недоумении - цвести или пребывать в зимней спячке.
      
        []
      
       Первые желтые цветочки на дроке проснулись в неположенное время года.
      
        []
      
       И робко зацвела вишня.
      
       Рождество, пожалуй, важнейший после Пасхи христианский праздник. В Германии существует давняя традиция его проведения. Нарастающая осенняя темнота и холод стимулируют ожидание тепла и света, поэтому праздник сопровождается всевозможной иллюминацией, как в домах, так и на улицах. Я расскажу о рождестве на примере западногерманского города Ахен и одного из его пригородов.
      
       Подготовка начинается задолго, с начала декабря. Существует традиция адвентов. Это четыре воскресенья декабря, предшествующие Рождеству. Они отмечаются в семейном кругу. На столе обязательно лежит венок из хвойных веток с четырьмя красивыми свечами. В первый адвент зажигается одна свеча, в последний - все четыре. Такие венки дарят друг другу. Действительно очень уютно сидеть за столом около адвентского венка.
      
       Весь декабрь проходит в ожидании праздника. Уже украшены витрины магазинов, иллюминированы улицы, церкви, окна домов, их контуры по фасадам.
      
        []
      
       В рождественские праздники даже в маленьких городках, улицы ярко освещены с помощью
    современных экономичных светотехнических средств.
      
        []
      
       "Светодиодное" дерево.
      
        []
      
       Каждый дом старается показать свою "особость".
      
       []
     
       Каждое окно тоже.
      
        []
      
       У входа в частный дом украшается такая ёлка.
      
        []
      
       Елка может стоять в вестибюле фирмы.
      
       Конечно, все озабочены подарками. Рождественские ярмарки (Weinachsmarkt) устраиваются в дни адвентов. В некоторых городах они существуют все адвенты и даже в будние дни. Они проводятся на главной площади города и собирают тысячи людей. Переносные деревянные домики, расположенные рядами, ярко освещены. В них выставлены для продажи изделия из дерева, картона, металла, стекла, камня, глины, воска, шерсти, текстиля. Фантазия и мастерство ремесленников неистощимы. Тематика поделок обычно связана с Рождеством и зимой, но продается много вещей бытового назначения. В отличие от магазинов, здесь нет ширпотреба. Все кустарно, а, значит, уникально или изготовлено в небольшом количестве экземпляров.
      
        []
      
       Рождественская ярмарка на центральной площади Ахена в один из адвентов.
       Слева и справа от транспаранта макеты знаменитых Ахенских пряников.
      
       Особое место на рождественских базарах занимает питание. Впечатление, что люди идут сюда специально поесть. Грили, где жарятся сосиски, пиццы, картофельные драники. Все поедают стоя за маленькими высокими столиками, поливая острыми соусами и запивая ....всем, чем хочется. В особых домиках продается глинтвейн. Это традиционный рождественский напиток. Крепость глинтвейна около 12 градусов алкоголя и подают его горячим в больших разрисованных кружках, с которыми можно, заплатив залог, гулять по базару. На морозе глинтвейн очень хорош.
      
       И, конечно, сладости. Рождество - праздник пряников. Они изготовляются по индивидуальным рецептам, разных размеров, разной формы, различно украшаются. В кафе, в Ахене, которое специализируется на изготовлении пряников уже четыреста лет, выставлены формы для выпечки. Существует такая байка. У владельца пряничной спросили рецепт пряников. Он перечислил муку, сахар, пряности и прочее, велел добавить воды, все перемешать, сделать тесто, а потом тесто выбросить и придти к нему и купить пряник. Так что, пряник невоспроизводим.
      
       В рождественские дни торговля и в магазинах "выполняет и перевыполняет план". Если в Германии дни и часы работы магазинов строго регламентированы на правительственном уровне, то для декабря делается исключение. Большие универмаги могут работать и до полуночи. Покупательский раж нарастает, вплоть до праздника. Пик покупательского ажиотажа приходится на неделю рождественской распродажи.
      
       Телевизионные репортажи охотно освещают торговые перипетии с комментариями о влиянии экономического кризиса на покупательскую способность. Вроде бы, не влияет. Покупали и покупать будут. Подарки - это святое. Хотя по прошествии праздника, многие подарки оказывают ненужными. Об этом есть прелестный скетч уже покойного юмориста Лорио, где отец семейства получает дюжину галстуков, мать неподходящие ей предметы, а ребенок несколько одинаковых железных дорог. На эту же тему есть замечательный рождественский рассказ "Дары волхвов" О.Генри.
      
       И вот, наконец, наступает Heilige Abend (Святой вечер). Это самый короткий день года. Все покупки должны быть закончены до обеда. Общественный транспорт с середины дня прекращает работать. Улицы пустеют. Суета с уборкой дома, декорированием, приготовлением традиционной еды заканчивается. Украшение помещения это демонстрация вкуса хозяйки. Елка, свечи, посуда, салфетки гармоничны по цвету. Около каждого прибора за столом стоит индивидуальный букетик или хвойная веточка. Большинство немцев удивительно изобретательны в создании домашнего тепла и уюта.
      
       Во всех церквях происходят рождественские службы. Очень много делается для детей. В некоторых семьях существует традиция изготовления крипт. Главная крипта стоит в алтаре, а в капеллах устраивают самодельные. Дети участвуют в службе, поют в хоре. Непременно исполнение песни, написанной в 1818 году в деревне около Зальцбурга священником Йозефом Мором и органистом Францем Губером "Stille Nacht, Heilige Nacht" (Тихая ночь, святая ночь). Не могу сказать, до которого часа происходит служба. Поздно вечером город тих и пуст. Только светлые окна говорят о покое и тепле.
      
        []
      
       В церквях в это время главные действующие лица - дети.
      
        []   
      
       Так выглядят настоящие ангелы.
      
       Утром город по прежнему пуст. На главных площадях часто устанавливают крипты с настоящими животными, сеном, яслями. Для большинства людей состоялся frohe Weinachten (радостное Рождество). Дальше происходит "Gute rutsch zum Neu Jahr" (благополучное соскальзывание в Новый год). Действительно, период с 25 по 31 декабря - спокойный период. Школьники на каникулах. Родители имеют два выходных, да и Новый год принесет тоже два выходных. 31 декабря в Германии называют Сильвестр. Это праздник св. Сильвестра, папы римского. Легенда связывает имя св. Сильвестра с крещением императора Константина и прекращением гонений христиан. Умер Сильвестр 31 декабря 335 года. В Германии 31 декабря - самый громкий день в году. Дело в том, что в эту ночь разрешены салюты. Для всех граждан, с использованием всех пиротехнических средств. И граждане используют. Накануне раскупаются хлопушки, петарды, ракеты. Вполне приличные цены никого не останавливают. Финансисты подсчитывают миллионы прибыли от этой торговли. Пожарные объявляют некоторые пиротехнические средства небезопасными. И это никого не останавливает. В 12 ночи народ высыпает на улицы и начинается канонада. Два поколения, прожившие без войн, наслаждаются имитацией победы. Стены домов сотрясаются. Животные в страхе забиваются в укромные углы, а народ ликует от мала до велика. Красиво. Боезапас истощается довольно быстро и народ идет тихо (или не очень) праздновать Новый Год.
      
       Продолжением рождественской традиции является праздник Трех Королей. Он приходится на 6 января. Это те самые волхвы по версии восточного христианства, которые шли вслед за Вифлиемской звездой поклониться новорожденному Христу. Сейчас мощи Трех Королей находятся в раке Кельнского собора. Святая Елена, мать императора Константина, привезла их из Персии в Константинополь. Позднее они оказались в Милане. В ХII веке они были подарены Фридрихом Барбароссой кельнскому архиепископу. Праздник Трех Королей инсценируется. Мы видели в замке Вильгельмштайнбург как в условиях открытой сцены разыгрывалось поднесение даров новорожденному Христу. Здесь было все святое семейство: Богоматерь, св. Иосиф, младенец, короли - Каспар, Мельхиор, Бальтазар, пастухи, ангелы. Вертеп с яслями и живыми животными. Только новорожденный представлен куклой. Спектакль комментировался и сопровождался музыкой, исполняемой детским оркестром. Всё очень торжественно и трогательно.
      
        []
      
       На сцене происходит действо поклонения Королей.
      
        []
      
       Здесь гримируются ангелы и короли.
      
        []
      
       Короли (волхвы) спускаются в крипту с дарами.
      
        []   
      
       Каждый может потрогать и покормить животных.
      
        []
      
       Вот главные действующие лица: Богоматерь, в люльке Христос, святой Иосиф,
       Короли, ангелы, пастух.
      
       Одновременно дети мобилизуются церковью побыть Королями. Они должны собрать пожертвования в помощь голодающим детям из стран третьего мира. Одетые в королевские плащи, с коронами или тюрбанами на головах, в сопровождении взрослого, дети после шестого января ходят по домам, поют подобающие песнопения и собирают в копилки деньги. Думаю, что это добрая акция, которая заставляет задуматься о том, что есть в мире голодные и несчастные.
      
       Так в природе устроено, что после Рождества день начинает прибывать. Или Рождество так устроено, что после него становится светлее.
      
       В этом очерке я использовала фотографии, любезно предоставленные Владимиром Швеммером.
  • Комментарии: 5, последний от 22/01/2012.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/01/2012. 12k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка