Из Нюрнберга в Веймар мы ехали по дороге А4, соединяющей Баварию и Тюрингию, две земли, представляющие до 1990 года, два германских государства, возникших в результате Второй мировой войны. Строительство этой современной дороги стало возможным только после объединения Германии. Это был престижный проект, которому придавалось большое значение с целью развития и выравнивания экономик двух соседних земель Германии, которые ещё недавно относились к двум разным военным, политическим и экономическим образованиям.
Большая часть пути между Нюрнбергом и Веймаром проходит в гористо - лесистом регионе "Тюрингский лес"с максимальной высотной отметкой 982 метра. Немецкие поэты воспели этот лес как "Зелёное сердце Германии". Здесь издавна пролагали свои дороги паломники. Среди этих дорог - известная с древности тропа "Реннштейг". Все они использовались при проектировании трассы А4. К ней предъявлялись современные высокие требования: минимальные перепады высотных отметок, высокое качество покрытия дороги, энергообеспечение, связь, безопасность движения, противопожарная безопасность и туристический сервис.
Выравнивание дороги в условиях пересечённого рельефа осуществлялось путём строительства тоннелей и мостов. На участке, проходящем через Тюрингский лес, протяжённостью порядка 100 км, было пробито более десятка тоннелей, в том числе самый длинный в Германии "Реннштайг тоннель" длиной почти 8 км в две полосы движения в каждом направлении. Этот тоннель был торжественно открыт в начале июля 2003 года канцлером ФРГ Герхардом Шрёдером. Количество мостов через ущелья и долины рек на этой дороге составляет не менее двух десятков. Таким образом, дорога через Тюрингский лес представляет собой чередование мостов и тоннелей. При этом окружающий дорогу лес практически не пострадал. Лесозащитными мероприятиями он поддерживается в хорошем состоянии.
В конце 2017 года состоялось торжественное открытие скоростной железнодорожной линии Берлин - Мюнхен. Это не только важный политический, но и сложный технический проект возник также после воссоединения западных и восточных земель Германии. Он потребовал для строительства почти четверть века. Протяженность трассы - 500 километров. На трассе построены 37 железнодорожных мостов и 27 тоннелей. Максимальная скорость поездов - до 300 км/час. В декабре 2017 года был доделан последний участок, проходящий по Тюрингскому лесу, где скоростные поезда будут подниматься на высоту до 600 метров над уровнем моря, что особенно было сложно осуществить из-за снежных зим, которыми известны эти места.
Небольшой тюрингский городок Веймар, насчитывающий в наше время всего лишь около 65 тысяч жителей, удивительно несопоставим с той огромной культурной ролью, которую он играл в истории не только Германии, но и всей европейской цивилизации.
Казалось бы, место, где находился Веймар, вдали от торговых и транспортных путей, не должно было привлекать особого внимания со стороны простых граждан, добывающих "хлеб свой насущный" доступными им средствами, ни со стороны "сильных мира сего". Небольшая речка Ильм, протекающая через этот городок, также не могла претендовать на роль водного пути. Тем не менее, несколько лет назад археологи нашли в долине этой речки черепа доисторических людей, живших 150 тысяч лет назад. Деятельность этих людей была связана с землепользованием в разных своих проявлениях.
Согласно последним историческим данным, первое свидетельство о городе Веймар (Weimar) относится к 899 году. Тогда начал письменно упоминаться замок и поселение Wimare(s) или Wymar (возможный перевод со старонемецкого языка "Святое озеро"). Городом Веймар считают с XIII века. В 1410 году начали строить крепостную стену с четырьмя воротами.
В 1518 году город посетил великий реформатор католической церкви Мартин Лютер, а с 1524 года Веймар уже становится евангелическим. Таковым он продолжает быть до нашего времени.
Не обошлось в истории Веймара и без влиятельной личности. Это был саксонский курфюрст, предводитель протестантов, герцог Иоганн Фридрих Великодушный, который после поражения от католиков в 1546 году, благодаря милости императора Карла V, сохранил остатки своего княжества и сделал Веймар своей столицей.
Вместе с ним в Веймар приехал Лукас Кранах Старший, художник, последователь и друг Мартина Лютера - первый из великих деятелей немецкой культуры, связавших жизнь и деятельность с Веймаром. Затем на протяжении нескольких веков с Веймаром были связаны имена многих выдающихся деятелей немецкой и европейской культуры, в том числе: композитора Иоганна Себастьяна Баха, жившего в Веймаре в период с 1703 по 1717 год, классиков немецкой литературы и науки: Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), Фридриха Шиллера (1759-1805), и дружившего с ними теолога, Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803). В XIX веке с городом связал свою музыкальную деятельность композитор Франц Лист (1811-1886), а философ Фридрих Ницше, провел здесь последние годы своей жизни. Ведущей фигурой в сообществе интеллектуалов является, несомненно, И.В. Гёте, которого пригласил в 1775 году к себе на службу в город Веймар молодой Саксен-Веймарский герцог Карл-Август. Этот герцог был сыном блестяще образованной герцогини Анны Амалии Брауншвейгской. 1759 по 1775 годы Анна Амалия управляла политически незначительным и бедным герцогством, сумев сделать из него культурную столицу. Как абсолютная правительница, она должна была сама заботиться обо всём, от мощения улиц до школьного образования, от пожарной службы до финансов, от театра до завоза зерна, от здоровья подданных до торговли и нового строительства. А когда она передала в 1775 году бразды правления старшему сыну Карлу-Августу, энергия 36-летней герцогини освободилась для культуры и искусства.
Через год после переселения, в 26-летнем возрасте, Гёте получил чин тайного советника, а ещё через несколько лет был назначен первым министром княжества. Этому способствовал его интерес, помимо литературного творчества, к изучению естественных наук, философии, истории. На посту министра Гёте старался стать специалистом во всех областях, которыми он руководил. Гёте пишет труды по теории света, морфологии растений, изучает минералогию, химию, оптику. Он совершает открытия и в области анатомии человека. Успехам Гёте по службе помогала личная дружба с герцогом. Но при этом главное дело его жизни невольно отодвинулось на второй план. За первое десятилетие жизни в Веймаре он написал только знаменитую балладу "Лесной царь" и несколько стихотворений. Это его тяготило. Гёте, временно отойдя от дел, взял полуторагодовалый отпуск и уехал в Италию, где завершает несколько неоконченных произведений, занимается живописью, лепкой и изучает историю античного искусства. С новыми силами в Веймаре Гёте завершает, не без помощи Шиллера, несколько своих больших произведений, среди которых трагедия "Фауст".
Фридрих Шиллер - немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направления "Буря и натиск" в литературе, автор "Оды к радости", изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского Союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни, живя в Иене, а затем с 1799 года в Веймаре, он дружил с Гёте, которого вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием "Веймарский классицизм".
В Веймаре оба поэта возглавили городской театр. Шиллер умер в 1805 году в возрасте 45 лет. Наследие поэта хранится и изучается в Гёте - Шиллеровском архиве Веймара.
Ещё во время получения образования, Гёте в 1770 году знакомится с писателем, теологом, философом, теоретиком искусства И.Г. Гердером, учеником Канта. Он способствовал приобщению Гёте к литературному движению "Буря и натиск". В 1776 году Гердер переселился в Веймар и, благодаря Гёте, получил должность первого духовного лица герцогства.
Имена этих трёх выдающихся людей, работавших в Веймаре, увековечены в исторических и художественных памятниках города.
С Веймаром связано возникновение в XX веке нового архитектурного направления "Баухаус", теоретические посылы которого сводятся к функционализму архитектуры. Строение должно обеспечивать удобство, утилитарность, красоту на основе достижений современного искусства, науки, техники и ремесел. Это направление стало дальнейшим развитием стиля "модерн" применительно к требованиям жизни, возникшим после Первой мировой войны. Школа Баухаус (Государственный Баухаус) была образована в Веймаре в 1919 году. Она в дальнейшем была преобразована в международный университет. Среди основателей школы был известный архитектор Вальтер Гропиус. Здесь преподавали русский художник и теоретик искусства Василий Кандинский, немецкий художник Клее и другие.
В 1933 году после прихода национал-социалистов к власти, школа была переведена в Берлин и перерегистрирована, как частное учебное заведение. Нацисты уже в 1920-х годах выступали против Баухауса, считая школу рассадником коммунизма. Это стало поводом закрыть школу.
Многие архитектурные памятники художественного направления "Баухаус" включены ЮНЕСКО в список культурного наследия, в частности, главное здание международного Веймарского Университета "Баухаус".
Главное здание Веймарского университета "Баухаус" (Bauhaus).
Мы поселились в отеле "Kaiserin Augusta", напротив железнодорожного вокзала города. И уже здесь ощутили значительность культурного прошлого этого города.
Известные люди, жившие в отеле "Kaiserin (императрица) Augusta": Рихард Штраус, Томас Манн, Арнольд Цвейг, Мартин Нексе и многие другие, среди которых оказалась и наша скромная туристская группа.
Следующий день мы начали с пешеходной прогулки по городу.
Карта основных достопримечательностей Веймара.
1. Ратуша; 2. Дом Кранаха; 3. Замок Веймара; 4. Высшая музыкальная школа им. Ф.Листа; 5. Библиотека Анны Амалии; 6. Дом Шарлотты Штейн; 7. Парковый дом Гёте; 9. Дом-музей Листа;
12. Историческое кладбище курфюрстов; 13. Дом - музей Гёте; 14. Дом- музей Шиллера;
16. Немецкий национальный театр. Памятник Гёте и Шиллеру; 17 Церковь св. Петра и Павла;
23. Атриум; 27. Церковь св.Якоба и кладбище; 34. Железнодорожный вокзал.
Железнодорожный вокзал, расположенный напротив отеля "Kaiserin Augusta".
Вблизи вокзала выделяются своим изяществом дома в стиле Арт Нуво (Jugendstil, модерн).
По мере приближения к центру города, дома в целом соответствуют более ранним архитектурным стилям. Современные строения в старой части города практически отсутствуют.
Обычный респектабельный жилой дом.
Скульптура-шутка современного мастера. Предполагается, что в дальнейшем она станет частью городского фонтана.
Ещё одна скульптурная шутка.
Исторический центр Веймара окружен кольцом домов, перестроенных во времена нацистской Германии. Это - стилизация под старинную городскую архитектуру.
Район Веймара, реконструированный в тридцатых годах ХХ века - стилизация под более ранние архитектурные стили.
Магазин зонтиков и дамских сумочек.
Дальше начался настоящий старый Веймар. Исторический центр Веймара небольшой. Большинство его достопримечательностей достижимо пешком. От Рыночной площади до Замка Веймара, церквей св. Якоба и св. Петра и Павла - рукой подать.
В этом доме с ноября 1775 по март 1776 года жил Гёте. Тогда он ещё не имел собственного дома и был приглашён в качестве гостя семьей Кальб. С 1870 года по настоящее время здесь находится небольшой отель "Saechsischer Hof".
Недалеко расположен дом Гёте, в котором сейчас находится музей.
Дом Гёте, подаренный ему герцогом Карлом-Августом.
Это здание в стиле барокко (1709), в котором Гёте прожил с 1792 г. до своей смерти в 1832 г. Дом меблирован точно так же, как и при жизни Гёте, на стенах висят портреты писателя. В доме хранятся его художественные и научные собрания. На втором этаже находится Национальный музей Гёте, здесь выставлено большое количество его рукописей и материалов посвященных его жизни и творчеству.
Современная скульптура Гёте, которая представляется мне китчем, указывает на Музей истории города Веймара (Weimar Haus).
Рядом с домом Гёте находится ресторан "Zum weißen Schwan" ("У белого лебедя"). История этого ресторана насчитывает около 450 лет.
В этом доме жил Ф.Шиллер до переезда в 1802 году в собственный дом. Здесь же в 1799-1800 годы он пишет пьесу "Мария Стюарт", сюжет которой занимал его почти два десятилетия. Пьеса имела большой успех у современников.
Собственный дом Ф. Шиллера, в котором он умер от обострившегося туберкулёза, прожив в нём всего три года.
Национальный Немецкий Театр, который возглавляли порознь и вместе И. Гёте и Ф. Шиллер в период с 1791 по 1817 год.
Здесь также находится музыкальная капелла, где в начале XVIII века долгое время занимал пост оркестрового органиста и капельмейстера Иоганн Себастьян Бах. В Веймаре Бах написал много своих произведений, включая знаменитые токкаты. В этой капелле начинал свою музыкальную деятельность в должности капельмейстера Франц Лист. Лист во многом способствовал превращению Веймара в одну из музыкальных столиц мира.
Исчерпав свои силы как виртуоз-исполнитель, покоривший всю Европу, Лист принял предложение стать руководителем музыкальной жизни города, которая к тому времени была в упадке. В 1948 году он вместе с княгиней Каролиной Витгенштейн, его невенчанной женой, переехали в Веймар. Великая герцогиня Мария Павловна, сестра императора Николая I, предоставила Листу замок Альтенбург. Этот замок стал местом притяжения всех музыкантов того времени. Был создан новаторский Союз немецких музыкантов. Лист занимался педагогической деятельностью и писал вместе с Каролиной эссе по теории музыки. В Веймарском театре были впервые поставлены оперы Вагнера "Тангейзер" и "Лоэнгрин". В Альтенбурге Лист прожил до 1861 года.
В начале XX века театр Веймара стал известен и тем, что в нём 11 августа 1919 года Национальным собранием Германии была принята Конституция Веймарской Республики.
Скульптура великих людей Германии Гёте и Шиллера перед зданием театра Веймара.
Совсем близко от театра находится центральная Рыночная площадь города (Marktplatz).
Справа на Рыночной площади два фронтона дома с розовыми и голубыми наличниками. В этом доме провел остаток жизни знаменитый немецкий живописец эпохи ренессанса Лукас Кранах Старший со своим сыном, также художником. Здание XVI века с зелёными наличниками, расположенное в ряду дальше - Stadthaus. В нём некоторое время располагалась Ратуша города.
Памятная доска на фронтоне Дома Кранаха.
Дом Кранаха в стиле ренессанс был построен немецким архитектором Николаусом Громанном в период с 1547 по 1549 год. Заказчиком проекта выступил канцлер Герцогства Саксен-Веймарского Кристиан Брюк, который был женат на дочери Лукаса Кранаха Старшего Барбаре. Сам художник, один из важнейших представителей эпохи ренессанса в Германии, провел в этом доме последний год своей жизни. Несмотря на свой преклонный возраст, Лукас Кранах был по-прежнему активен и обладал огромной работоспособностью. Именно здесь, в расположенной под самой крышей здания мастерской он начал работу над знаменитой алтарной композицией, находящейся сегодня в Гердеровской церкви. После смерти художника в 1553 году, мастерская была унаследована его сыном, Лукасом Кранахом Младшим, который и закончил работу над этим произведением.
Любопытно, что И.В. Гёте был потомком Лукаса Кранаха в восьмом поколении по женской линии. Гёте это знал и гордился.
На рыночной площади установлена фонтан-скульптура Нептун, но это не подлинник, который сделал Мартин Готтлиб Клауер в 1774 году из мягкого песчаника, а более прочная копия. Сама скульптура находится в музее. На этой копии воспроизвели надпись на латыни Quos ego ("Бойтесь меня!") -- это цитата из "Энеиды" Вергилия. С этим возгласом Нептун поднимается навстречу волнам.
Веймарская Ратуша расположена на западной стороне Рыночной площади. В 1987 году на башне Ратуши установлен карильон из 35 колоколов майсенского фарфора.
Строительство этого здания в неоготическом стиле датируется 1841 годом. Архитектором проекта был советник по строительству в герцогстве Саксен-Веймарском Генрих Гесс. Сегодня в Ратуше расположена мэрия Веймара, а также Городской архив, хранящий документы, связанные с историей города. Самый старый документ датируется 1307 годом.
На южной стороне Рыночной площади стоит знаменитый отель "Элефант", в котором останавливались многие выдающиеся люди. В числе них Бах, Гёте, Лист и даже Лев Толстой.
Отель Элефант. На балконе второго этажа можно видеть скульптурное изображение Мартина Лютера - реформатора христианской церкви, первого переводчика Библии на немецкий язык. Деятельность Мартина Лютера оказала большое влияние на религиозную жизнь Германии и Веймара, в частности.
Рядом находится дом, где жил И. С. Бах, о чём говорит мемориальная доска.
Мемориальная доска на месте, где стоял дом, в котором в 1708 - 1717 годах жил Иоганн Себастьян Бах и родились его сыновья, тоже композиторы.
Здесь же памятная доска о неоднократном посещении Веймара Гансом Христианом Андерсеном.
Напротив этого дома установлен бюст великого композитора.
Архитектурный ансамбль центральной площади города Веймар включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здесь же в центре города расположен главный религиозный храм города - церковь св. Петра и Павла, где находится знаменитый алтарь, написанный Лукасом Кранахом.
Церковь св. Петра и Павла (построена между 1245 и 1249 гг.) в старой части города. Ее часто называют Гердеровской в честь знаменитого проповедника, сподвижника Гёте, Иоганна Гердера. Он долгое время жил в Веймаре и был тесно связан с движением Реформации. Неоднократно выступал с проповедями в этой церкви и Мартин Лютер.
Памятник И. Гердеру перед церковью на площади его имени.
Алтарь работы Лукаса Кранаха в Гердеровской церкви Веймара.
По последним данным, этот алтарь, авторство которого до недавнего времени целиком приписывалось Лукасу Кранаху Старшему, был им не закончен и завершён его сыном, Лукасом Кранахом Младшим (1515-1586).
В алтарной части церкви находится гробница первого курфюрста Саксонии Иоганна Фридриха Великодушного (1503-1547) и его жены Сибиллы Клевской (1512-1554).
Части интерьера Гердеровской церкви.
Часть алтарного ансамбля Гердеровской церкви в Веймаре.
Интерьер церкви и хоры с органом.
Скромная церковь св. Якоба, находящаяся поблизости, известна своим историческим кладбищем. Оно существовало ещё в средневековье и, тем не менее, на этом кладбище продолжали делать захоронения до ХХ века. Здесь можно увидеть могилы Лукаса Кранаха Старшего, жены Гёте - Кристианы Вульпиус, баснописца Карла Августа Мюзеуса.
Здесь в склепе изначально был захоронен Шиллер. В то время уважаемых граждан, не имеющих в городе могил предков, хоронили на городские средства на кладбище св. Якоба.
Церковь св. Якоба.
Скромный интерьер церкви св. Якоба.
Склеп кладбища при церкви св. Якоба, где первоначально находился гроб с прахом Ф. Шиллера.
Это фотоизображение склепа с могилами Ф.Шиллера и И.Гёте относится к моему первому посещению Ваймера в 1985 году. Позже (в 2008 г.) гроб Шиллера был перенесен на Историческое кладбище курфюрстов, где его установили рядом с гробом Гёте. Последние исследования показали, что перезахороненные останки Ф.Шиллера не имеют к нему отношения, поэтому в настоящее время его гроб пустой.
Могила Лукаса Кранаха Старшего.
Надгробная плита на могиле жены Гёте Кристианы (1765 - 1816) на историческом кладбище церкви св. Якоба. В этой церкви Гёте и Кристиана Вульпиус в 1806 году были повенчаны.
Есть в Веймаре и памятник А.С. Пушкину, установленный ещё во времена ГДР, не без влияния Советского Союза.
Бюст А.С. Пушкина, установленный в 1949 году около главного здания библиотеки Анны Амалии в честь 150-летия со дня рождения поэта. Скульптор из Дрездена Иоганес Фридрих Рогге (1998-1983).
В двухсотлетнюю годовщину со дня рождения Пушкина, у памятника состоялось чествование поэта. В это же время исполнилось 50 лет со дня установки памятника, и в связи с этим событием, улица Паркштрассе была переименована в Пушкинштрассе.