За несколько лет проживания в центре Европы накопилось какое-то количество впечатлений о разных странах, городах, природных регионах, музеях, замках. Одно из первых впечатлений была трёхдневная поездка в Вену. Это было время первоначального накопления впечатлений. Одновременно это было время первых потерь, от которых надо было бежать, спрятаться, переключиться.
Поездка была задумана, как самостоятельная, без туристского бюро, гида, специального транспорта, всего того, что облегчает путешествие, но создает иногда раздражающие ограничения. Мы воспользовались льготным предложением железнодорожных билетов и гостиницы на две ночи, вооружились картой Вены, русскоязычным путеводителем и кое-какими рекомендациями побывавших там людей. Выехали из Ахена в Кельн для пересадки на ночной поезд, идущий до Вены. Это была наша первая длительная железнодорожная поездка в Европе. Поезд трогается с места абсолютно без толчка или каких-либо других признаков движения. Стыков на рельсовых путях нет. Они сварены. Просто в окне вдруг поплыла картинка. А картинка прелюбопытная. В Германии это берег Рейна. В некоторых местах рельсы буквально в 5 метрах от уреза (метра 2-3 по высоте). На высоких берегах с обеих сторон реки расположены крепости-замки феодалов. Подданные с их домиками теснятся внизу, около нынешних железной и шоссейной дорог. Так от Кельна до Кобленца. В Австрии в некоторых местах дорога близко подходит к Дунаю. Населенные пункты более редкие, чем в Германии. Дома поскромнее. Шпили церквей в основании прорастают луковками, чувствуется влияние Византии и славянства.
В Вену приехали утром и быстро нашли гостиницу. Она внешне напоминает старое, до реставрации, здание Третьяковской галереи. Сходство довершает расположенная рядом церквушка Николая Угодника Московской патриархии, похожая на Спас на Крови или на московскую церковь Казанской Божьей Матери.
Вена. Всего три дня. Радость удивления и узнавания.
В Вене более 50 музеев. От музея табака, собираемого четыре столетия, до музея изобразительных искусств (Kunsthistorisches Museum), занимающего пятое место в мире среди подобных музеев. Думаю, что в Вене неинтересных музеев нет. Кроме музеев нужно было посмотреть город и все в условиях короткого светового дня и ограниченных физических возможностей.
Знакомились с городом пешком с путеводителем в руках, начиная непосредственно из гостиницы. Сразу после городского сада начинается Рингштрассе - широкая кольцевая улица, опоясывающая старую часть города. Рингштрассе была проложена в середине 19 века после снесения крепостных стен, утративших свой стратегический смысл. На освободившемся месте во времена Франца Иосифа были построены великолепные здания - новый Императорский дворец, музеи изящных искусств и натуральной истории, новое здание университета, Парламент, Оперный театр, Придворный театр (Бургтеатр). Все эти пышные здания, украшенные многочисленной скульптурой и лепниной, построены в одном архитектурном стиле, получившем название "Рингштрассе"(местное соответствие стилю Ампир). Здесь же церковь, построенная по обету (Votivkirche), эрцгерцогом Максимилианом в честь благополучного исхода покушения на жизнь его брата Франца Иосифа. Сам же Максимилиан принял корону Мексики, но вскоре был там убит. Церковь, построенная по обету, сделана по образцу французских готических храмов с двумя каменными резными башнями в стиле "пламенеющей готики". Сюда перенесены захоронения 16 века с надгробиями и фламандский алтарь из Антверпена 15 века. Церковь украшена витражами, мрачновата, но величественна.
Между симметрично расположенными зданиями музеев изящных искусств и истории природы находится площадь императрицы Марии Терезы. Собственно, императрицей она не была, т.к. отказалась короноваться, как некоторые считали, из экономии, но в истории очень почитаема, как энергичная, прогрессивная деятельница, покровительница искусств. Она вела многочисленные оборонительные войны против агрессивных соседей (в частности, Фридриха Великого), проводила реформы и очень много сделала, чтобы полученное наследство - дом Габсбургов - укрепить и умножить. Кроме того, Мария Тереза родила шестнадцать детей и была бабушкой многих царствующих домов Европы. Мария Тереза восседает на неком архитектурном сооружении в кресле. Внизу с четырех сторон расположены конные статуи ее генералов и советников. На рельефах тимпана изображены Моцарт, Гайдн, Глюк.
Фасад придворного театра проектировал знаменитый Готфрид Земпер. Он же проектировал Дрезденский и Одесский оперные театры. Мне посчастливилось видеть все эти театры. В росписях интерьера венского театра принимал участие Густав Климт.
Между императорским дворцом и Оперой расположен городской парк с розами, закутанными сейчас в специальные чехлы, фонтанами, тоже подготовленными к зиме. Здесь же находится мраморный памятник другой популярной императрице из дома Габсбургов Елизавете, знаменитой Сиси. Жена Франца Иосифа, известного продолжительностью своего правления, Елизавета, после самоубийства сына Рудольфа, вела довольно беспокойный образ жизни и часто переезжала с места на место. Какое-то время она жила в Женеве, где и была убита неким полубезумным люмпеном (об этом я писала в заметках о Швейцарии). Теперь образ Сиси является культовым. Этому способствовал недавно поставленный о ней кинофильм с Рони Шнейдер в главной роли. Сиси красивая женщина и сейчас она изображена на портретах, в мраморе, в парках и на вокзалах, в магазинах и киосках на тарелках и бокалах из фарфора и стекла, на зажигалках и пр. Такой же торговой маркой Вены является Моцарт. Есть специальный магазин, где продают отнюдь не ноты, а коробки конфет с его изображением, елочные украшения, посуду.
Перед Ратушей, построенной в неоготическом стиле, уже раскинулись ларьки с рождественскими подарками. Окрестные деревья иллюминированы. В самой ратуше проводятся занятия-развлечения с детьми. Организована лепка из глины и обжиг фигурок, раскрашивание тканей, изготовление кондитерских изделий. Трех-четырех -летки входят в специальное помещение, им помогают помыть руки, надевают передники, сажают за столики, где положено тесто, скалка и дощечки, ограничивающие толщину раскатанного теста. Малыши раскатывают тесто, с помощью формочек вырезают печенье, складывают на противень. Руководители-дяди и их помощники-мальчики постарше выпекают печенье и каждый малыш уносит с собой пакетик.
Здание Парламента несет в себе черты древнегреческого искусства. Это портик с мраморными колоннами и скульптурами укрощения коней. Перед портиком расположен фонтан Афины Паллады с аллегорическими фигурами столпов власти.
Недалеко от Императорского Дворца находится площадь Героев с двумя конными памятниками принцу Евгению Савойскому и эрцгерцогу Карлу. Первый успешно сражался с турками, второй менее успешно с Наполеоном. В создании Дворца принимал участие и Готфрид Земпер. Здание имеет вогнутый фасад с колоннадой по второму этажу (нечто похожее на здание Главного Штаба в Петербурге, только менее строгое). В нем теперь помещается Национальная библиотека, собрание оружия и старинных музыкальных инструментов.
Музей изобразительных искусств (Художественно-исторический музей) входил в нашу обязательную программу. Это, как бы аналог Эрмитажа, только расположенный не во дворце, а в специально построенном роскошном барочном здании, украшенном работами известных художников. Лестницу украшает мраморная групп Кановы "Сражение Тесея с кентавром". В музее содержится коллекция Габсбургов. Как и в Эрмитаже, есть экспозиция древнего Египта, Греции, Этрурии, раннего христианства, но на это мы не стали тратить время, а сосредоточились на живописи. Большой отдел итальянского искусства эпохи Возрождения - Рафаэль, Тинторетто, Тициан, Тьеполо, скульптура Челлини. Это все узнаваемое. А вот совсем новое - целый зал картин Питера Брейгеля Старшего. Его я видела только в репродукциях и немного в Бельгии. Каждую картину можно разглядывать часами. Такова Вавилонская башня, большой вариант, более оптимистичный, чем малый вариант, хранящийся в Роттердаме. Столь же многофигурный и своеобразный Ян Брейгель, а также фантасмагоричный Иероним Босх.
Есть зал Рембрандта - автопортреты, старушки - все для него типично, но больших полотен нет. Собрание Эрмитажа интересней. Много Рубенса, традиционного. Есть Веласкес. Есть излюбленные сюжеты, возможно, это вкус собирателей картин. Несколько раз представлен Лот с дочерьми, Сусанна и старцы, Юдифь с головой Олоферна (любопытно, что голова, когда она на плечах, называется Kopf, а, когда с плеч долой, называется Haupt). Думаю, что все это пиршество искусств было бы невозможно воспринять без эрмитажной подготовки.
Несколько слов о природно-историческом музее. Он расположен напротив музея изобразительных искусств, в таком же, специально построенном барочном здании с росписью на потолке Ганса Канона, известного Венского живописца. В основу положена коллекция императора Франца I, мужа Марии Терезии. Какое-то время он был просто мужем королевы, без определенного статуса в управлении государством. Это, по-видимому, его унижало и он занялся полезным делом - покровительством наукам и собиранием естественно-научных коллекций. После избрания императором Священной Римской империи германского народа, Франц I не оставил свои научные интересы. В музее есть отделы минералогический, геологический, палеонтологический, антропологический, зоологический, ботанический. В богатой минералогической коллекции Россия представлена сравнительно бедно. Хороши австрийские опалы. Интересны образцы из Бразилии, США, Австралии. Очень хорошо оформлены отделы исторической геологии и палеонтологии. Много интересных демонстрационных устройств. С помощью машины времени (Zeitmaschine) можно видеть конфигурацию материков в разные геологические эпохи и в будущем. Через 250 миллионов лет все континенты соединятся в один суперконтинент, что уже было когда-то в прошлом. Производит впечатление нога динозавра, высотой с трехэтажный дом. Публика в музее подстать российской - организованные группы школьников и редкие научные работники.
Второй день нашего пребывания в Вене мы начали с посещения Бельведера. Это летняя резиденция принца Евгения Савойского, построенная в начале 18 века. Четко просматривается Петергоф с Екатерининским дворцом, каскадом фонтанов. Я бы сказала, что природные условия в Петергофе более удачные - ниспадение фонтанов к морю и сами фонтаны, особенно Самсон, более разнообразные и интересные. Но первоисточники в Версале и здесь. Два дворца верхний и нижний, разделенные французским садом с фонтанами, цветниками, дорожками. Верхний дворец являлся особым объектом нашего интереса - сейчас здесь находится самая большая экспозиция удивительного художника Густава Климта. Несмотря на многолетний интерес к живописи, это имя я услышала впервые. В России совсем нет работ Климта, да и работ о нем.Климт создал движение под девизом "Каждому времени свое искусство, а искусству свободу". Это объединение художников имело свое здание для демонстрации работ - Сецесион, расположенное недалеко от Рингштрассе. На выставке в Бельведере представлена живопись классицизма, а также венского стиля Рингштрассе и Югендстиля. Пейзажи Климта обычно квадратного формата, перекликаются с французскими импрессионистами, а портреты удивительного золотистого цвета и почти абстрактного содержания немного напоминают Серова, Врубеля, а, в общем, ни на кого не похожи. Климт рисует многочисленных роковых женщин, женщин-вамп. Любимый персонаж - Юдифь или Саломея. Пишут об эротизме Климта, но я, существо 20 века, это не слишком ощутила. Философия Климта выходит из Фрейда, Ницше, Шопенгауера. Это все тоже Вена. Живопись Климта, безусловно, носит трагический характер, но очень привлекательна своей эмоциональностью и интеллектом. В последние годы некоторые знаменитые картины Климта, в том числе "Золотая Адель", в процессе реституции перешли к потомкам старых владельцев и были проданы за океан.
Во дворцах Бельведера в мае 1955 года министры иностранных дел держав -победителей подписали Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии в границах, существовавших до аншлюса Германией.
В этот день нас ждала еще одна радость узнавания. Это архитектор, художник, эколог Хундертвассер. О нём я раньше слышала, даже смотрела какой-то фильм. В Вене его творчество представлено наиболее полно. Построенные им дома расположены недалеко от Дунайского канала, симпатичного водного объекта, масштаба Фонтанки. На фоне классических доходных домов, на углу Кегельного и Львиного переулков, открывается многоэтажное творение пятилетнего ребенка, с кривыми этажами, разноразмерными окнами, разноцветными кусками стен. Два куполочка разных цветов, балкончики и фонари, прилепленные, где придется. Все это свидетельства невероятной наивности и простодушия - все, что душе угодно. Кажется, сидел человек, от усердия высунувший язык, и рисовал, а вернее, строил. На Кегельном переулке дом украшают колонны-кегли, иногда кривые. На Львином сидят и стоят львы, а иногда, слоны, и вдруг, Венера Милосская. А на крыше и балконах растут деревья. Широко используется цветная плитка, как пишут, старая, б|у. Около дома фонтан, весь в оборочках, воланчиках. Все замечательно весело, без проблем. И какие проблемы, когда просто радость. Недалеко еще один дом Хундертвассера - Дом искусств. А рядом небольшой торговый центр с волнообразными полами и стойкой бара, сделанной профессором Муром, с водопадом и руслом речки, да таким, что кажется, что течет речка наверх. В Вене есть еще одно сооружение Хундертвассера. Это мусоросжигательный завод. Его мы видели издалека. Как и положено, высокая труба, но украшенная золотыми куполами (по-видимому, пылеуловители). Само здание в ярких пятнах шахматного рисунка. Опять сказка.
После осмотра домов Хундертвассера - в центр Вены. Просто идем, смотрим, любуемся. Есть чем любоваться, но в отличие от Хундертвассера, все серьезно. Прихотливый модерн с цветочными орнаментами, использованием металлических ограждений, изящными окнами и дверьми - Югендстиль (модерн, Арт Нуво). Церкви разных времен и религиозных направлений. Магазины, иногда скромные лавочки, а иногда, шикарные, многоэтажные, декорированные роскошной посудой, ювелирными изделиями, мехами. Хорошо, что магазины не интересуют меня с потребительской точки зрения. Только эстетически.
Кофе. Это целая история. Оказывается, в 16 веке Вену захватили турки, но вскоре их с треском выдворили. Они бежали, оставив свой запас кофе. Так венцы и пристрастились к этому напитку. В это же время появился знаменитый круассан - булочка - полумесяц. Приятно было съесть религиозный символ недавнего неприятеля.
История Вены сложна и драматична. Сначала были кельты. Потом римляне. Здесь проживал Марк Аврелий, написавший трактат "Размышления". После упадка Римской империи (5 век), римляне вернулись на Аппенинский полуостров, а территория Вены стала последовательно добычей лангобардов, словенов, монголо-татар, франков и венгров. В 12 столетии было образовано герцогство Австрийское со столицей в Вене. В это время Вена усиленно отстраивалась на деньги, полученные как выкуп за английского короля Ричарда Львиное Сердце. Он возглавил один из крестовых походов и угораздил попасть в плен. Так что, торговлю людьми придумали отнюдь не чеченцы. В это же время был освящен собор Святого Стефана, главный собор Вены. Как мне кажется, он похож на собор Святого Витта в Праге. Та же временная и смысловая доминанта города. Точка отсчета. Собор всё время строился. Достраивались башни. Две башни стали обозначать епископальный статус собора (16 век). В 16 же веке Антон Пильграм начал работать над интерьером собора. Он сделал постамент для органа и кафедру со своим скульптурным портретом в виде наблюдателя. В 1945 году пожар разрушил крышу, а главный колокол, переплавленный когда-то из турецкой пушки, упал и разбился. Реставрационные работы были закончены к 1952 году и теперь колокол Северной башни возвещает наступление Нового года. В соборе находится могила принца Евгения Савойского. Многочисленные алтари 16-17 веков. Один из них символизирует победу над турецкими захватчиками. Около собора уличные артисты демонстрируют живые скульптуры. Нечто подобное можно видеть в Амстердаме.
В 13 веке к власти пришли Габсбурги и господствовали в Австрии почти 640 лет. Царствование Габсбургов не было безоблачным. В результате недовольств и восстаний их изгоняли. Дважды Вену захватывали турки. Тридцатилетняя война католиков с протестантами, известна здесь восстанием Яна Гусасмногочисленнымижертвами среди населения. В 1679 году вымерла от чумы почти половина жителей Вены (около 100 000 человек). Чумные эпидемии бывали и позже. Тем не менее, Габсбурги путем активной матримониальной политики, завоеваний и экономических действий достигли того, что в их империи "никогда не заходило солнце". Она включала Германию, Испанию, часть Франции, Бельгию, Нидерланды, Венгрию, Чехословакию. Во время наполеоновских войн Вена оккупировалась дважды. Умный Меттерних способствовал традиционному для Австрии династическому браку Наполеона и дочери императора Франца II Марии-Луизы. Их сын, герцог Рейштадтский (Орленок), умер от туберкулеза в возрасте двадцати одного года во дворце Шёнбрунн в Вене, когда звезда его отца уже окончательно закатилась.
Революция 1848 года привела в Вене к смене императоров, правда, из тех же Габсбургов. К власти пришел Франц Иосиф, процарствовавший 68 лет. Умер он в 1916 году, во время первой мировой войны. Он пережил сына, жену (Сиси), брата, наследника престола Франца Фердинанда, убитого в Сараево. После смерти Франца Иосифа на престол взошел Карл I , но после поражения в войне он вынужден был отказаться от своего титула. Так закончилось правление династии Габсбургов. Любопытно отношение к "долгожителю" Францу Иосифу в Австрии и Чехословакии. В Вене это один из самых почитаемых императоров. В Чехословакии, судя по Гашеку, отношение к нему самое ироничное. Вспомните, как Швейк в пивной "У Калеку" пил пиво под портретом Франца Иосифа, засиженном мухами. Явный намек на слишком долгое пребывание у власти.
Обо всем этом думаешь, гуляя по улицам Вены. Почти каждое событие многолетней истории находит отражение в архитектуре или других знаках. На площади Грабен стоит Колонна чумы. Избавлению от более поздней эпидемии посвящена величественная Карлскирхе (18 век). "Милый Августин" - сказитель, певец, кумир публики, найденный когда-то спящим в похоронных чумных дрогах. Малозаметная церковь капуцинов, в которой находится усыпальница многих Габсбургов (10 императоров и 15 императриц).
Нам совсем не удалось прикоснуться к музыкальной жизни Вены, а она огромна. Театры, музыкальное общество, Курзал. В тротуар главной пешеходной улицы вмонтированы звезды с именами известных музыкантов, дававших концерты в Вене. Среди них есть и Чайковский. Музыкальные гении, жившие и творившие в Вене - Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Брюкнер, Вебер - это классика. А "легкая музыка" с ее вальсами, под которые танцевал Венский конгресс, а потом вся Европа. Это, конечно, отец и сын Штраусы. И оперетта с Легаром, Оффенбахом, Зуппе. Память этих людей увековечена в виде музеев-домов, где они жили, или прелестных памятников в городских парках и садах. Особенно хорош памятник Иоганну Штраусу. "Золотая" фигура композитора со скрипкой, обрамленная аркой с кружащимися в вальсе музами. Изящная скульптура Моцарта, возвышающаяся над музами, парком, людьми.
Вена отдает должное своим ученым, изобретателям, художникам. Музей истории медицины, музей технологии, музей Паскаля, музей Фрейда. Памятник Гуттенбергу, Коху (который нашёл "палочку"). Знаменитый Мендель, которого шельмовали у нас в стране в моем детстве, изучал здесь генетику на авcтрийских дрозофилах. Эти перечисления можно длить и длить.
Третий и последний день нашего пребывания в Вене мы решили посвятить "Голубому Дунаю" (мне, какгидрологу, было бы непрофессионально не повидать его), Центру ООН. Дунай не производит такого головокружительного впечатления, которое сулит вальс. Полную его ширину увидеть не удается, т.к. его разделяет остров, длящийся около двадцати км, то есть через весь город. Город не очень смело спускается к реке из-за возможных наводнений. Набережная в виде террасы, к которой причаливают пассажирские суда, очень похожа на наш проспект "Обуховской обороны" с такими же невзрачными, барачного вида домами. Сейчас пирсы пустые. Во время наводнений террасы затапливаются. Остров предназначен для увеселений, как часть венской жизни. Пляжи, аттракционы, заведения для пропитания. Но это время года все спит в ожидании своего часа.
На другом берегу Дуная размещается Город объединенных наций. ООН выбрала Вену своей третьей резиденцией после Нью-Йорка и Женевы. Типичная архитектура конца 20 века, настолько типичная, что о ней даже не хочется говорить. Металл, стекло, бетон. Рельефа не чувствуется из-за высоты построек. Они имеют разную геометрическую форму, но все это умствования, а не фантазия, расчет, а не чувство. Может быть, лет через пятьсот это будет памятник эпохе. Единственная постройка, заинтересовавшая меня, был четырехэтажный черный куб. Он оказался современной церковью. Интерьер - то же неразделенное пространство куба с абстрактными религиозными символами и освещением через иллюминаторы в стенах и потолке. При дневном освещении они воспринимаются как светлые точки. Резиденцию ООН в Женеве я видела. Она построена в классическом стиле, скромная, не выделяется в окружающей архитектуре.
Ещё осталось время на Леопольд - музей. Выбор его диктовался нашим интересом к Климту и его школе. Живопись учеников еще более трагична. Эгон Шиле будучи намного моложе Климта, умер с ним в один год - 1918. Оскар Кокошко прожил долгую жизнь, наполненную неприятием нацизма и окружающей действительности. Их искусство несет в себе черты декаданса, в частности, навеянного крахом австрийской империи и ужасом мировой войны. Оба художника относятся к "потерянному поколению" по выражению Гертруды Стайн. Каждый по своему выразил трагизм существования и горечь разочарований.
Любопытно здание самого музея. Это тоже куб, но разделенный внутри этажами с вестибюлем во весь объем. Нерегулярные окна из единого стекла, выходящие или во вне, или в вестибюль. Они настолько органичны, что иногда хочется пройти сквозь стекло в другое пространство.
Во второй половине дня утренний туман перешел в мелкий пронизывающий дождь. Это был первый дождь за эти дни. Он загнал нас в подземное недорогое кафе, где мы перекусили и немного посидели. В этот раз больше не успеть. Но соприкосновение с этим прекрасным городом состоялось.