Аннотация: Заметила ошибку в названии. Тщетно пыталась исправить. Конечно, это цитата из Пушкина
Вновь я посетил... (окрестности Бад Вильдунген)
Находясь в Бад Вильдунгене, выяснили, что на рейсовом комфортабельном двухэтажном автобусе можно за короткое время доехать до Касселя, Эдерзее и Фрицлара. Почему не поехать, тем более, что всемогущий девятиевровый билет действителен по всей Германии?
В этих местах мы уже бывали, написали "отчеты" и опубликовали их в "Библиотеке Мошкова".
Что нового нам удалось повидать?
Наша первая поездка в эти места происходила ранним летом 2017 года, в пору, когда всюду цвели ослепительно желтые поля рапса.
Теперь, конец августа, засуха, пожухлая зелень, поля, с которых уже сняли урожай пшеницы. Желто-бурый цвет грядущей осени.
Конец лета 2022 года. Урожай снят, солома упакована. Снимок из окна автобуса.
Новое, например в том, что в городе Кассель опять открылась выставка "Документа". Вот уже пятнадцатый раз она организовывается и вызывает бурную реакцию и критику. Каждый раз устроители выставки выбирают куратора, который определяет преобладающую направленность выставки. Прошлый раз эта выставка вызвала у нас любопытство и, в какой-то степени, понимание.
Тогда, пять лет назад, в 2017 году, главным экспонатом выставки в Касселе был греческий "Парфенон" в натуральную величину, выстроенный из запрещённых книг разных времён. "Запретители" были во все времена и во всех странах. Однако характер запрещенных книг четко определяет лицо политических режимов. "Парфенон" на выставке "Документа - 14" стал мощным произведением нового искусства. О той выставке можно прочитать в очерке "Кассель - город Dokumenta" по адресу:
На этот раз такого впечатляющего произведения не получилось. Куратором этой выставки стала индонезийская группа "Ruangrupa" (буквально переводится как "художественное пространство"), основанная в 2000 году и выбранная интернациональной анонимной комиссией. В соответствии со своим представлением о мировой истории, проблемах культуры и жизни "Ruangrupa" и представила свой главный экспонат.
Выставке "Документа-15" 2022 года предшествовали телевизионные дебаты с участием искусствоведов и политиков. Президент Ф.В. Штайнмайер, посетивший выставку, выразил недоумение по поводу отсутствия работ художников из Израиля. В некоторых работах было усмотрено проявление антисемитизма. В результате, самый главный экспонат - монументальное панно индонезийского художника Таринг Пади "Человечье правосудие", было удалено. Еще какие-то произведения были также отстранены по этой же причине. Этих работ теперь не увидишь. Что же мы увидели?
Центр выставки, как и раньше, на Фридрнихсплатц (Fridrichsplatz) с музеем Фридерицианум (Fridericianium). Трава на Фридрнихсплатц буро-желтая, выжженная на солнце. Именно здесь должно было экспонироваться, вместо прежнего "Парфенона", скандальное панно.
Цель выставок "Документа" быть путеводителем во всех областях искусства. Это значит поднимать глобальные вопросы жизни на Земле, планете с доминантным присутствием человека, проблемами голода, войн, эксплуатации, необходимостью преодоления колониализма, загрязнения окружающей среды, изменения климата. Проблемы, которые были во все времена.
В этот раз среди авторов преобладала молодежь. Своё творчество представили в основном художники из Азии, Африки, Латинской Америки. Как мне удалось понять, в их работах преобладает коллективизм. Это входит в противоречие с моим пониманием искусства, как индивидуального вида творчества. Да простят мне мой консерватизм.
Я не претендую на систематический обзор выставки. Упоминаю только то, что бросилось в глаза и (или) вызвало недоумение.
В Фридерициануме представлены живописные произведения. Очень яркие, без полутонов, наверно соответствующие ослепительному солнцу южных стран.
Эту картину автор сопровождает пояснением: "Я рисую историю своей жизни, которая состоит из ряда конфликтов, а также из чуда быть рома-матерью. Большинство людей не хотят верить, что нет ничего прекрасней, чем быть матерью."
Представленная на выставке живопись плакативна и по форме, и по содержанию. Войны, демонстрации, тюрьмы.
Яркие живописные полотна, изображающие неспокойное время, недовольство жизнью, протесты.
Новый для меня жанр картины, сделанной из лоскутков ткани "пэчворк" (лоскутное шитьё) и "квилтинг" (одновременно шитьё из лоскутков, аппликация, вышивка, и стёжка).
Бытовые сценки, характерные для доиндустриального существования общества. Они созданы из ярких лоскутков ткани. Народное искусство - вид рукоделия, которым занимались наши бабушки - вышивка, мережки, аппликации.
Залы, напоминающие классы для уроков труда, которым занимались наши дети. "Сделай сам!" - рукоделие для мальчиков. Очень полезное дело в условиях дефицита промышленных товаров.
Предметы, изготовленные из подручных материалов - обработанного дерева, пластика, тканей. "Сделай сам" - коллективный общественно-полезный труд. В бывшем Советском Союзе подобное популяризировалось магазинами "Пионер", продававшими платы для дальнейшей кустарной сборки телевизоров.
Назначение некоторых работ я так и не поняла.
Эти полуарки изготовлены из ножей разных размеров и формы. В них есть что-то мистическое и кровожадное.
Маски, созданные мастерами с Кубы ("остров свободы", как его называли в СССР). Такие маски носили интеллектуалы и художники, которых преследовало правительство в 60-х годах.
Маски на основе реальных изображений людей. Чтобы защитить себя и своих близких, люди "носили" маски лояльности или молчания. Это что-то напоминает из современности.
Бритто Артс Труст - художник из Бангладеш изобразил базар или супермаркет с полками, на которых лежат продукты питания. Из пояснения следует, что еда - это общественная практика, а продукты питания приглашают совместно их готовить и есть. Здесь они сделаны из глины и странным образом трансформируются в оружие. Возникает тревожное ощущение причинно-следственной связи между голодом и войной. Этого, наверно, и добивался художник: засуха, неурожаи всегда приводили к голоду и войнам за землю, водные и минеральные ресурсы.
Бытовые предметы и продукты питания, изготовленные из керамики. Иногда они приобретают форму бомб, торпед, пистолетов.
Выставка ориентирована на молодежь и детей. Многие экспонаты рассчитаны на совместное действие. "Делаем вместе".
Ярко разрисованный скейт - парк для скейтборда. Катаемся и бегаем вместе.
Как и раньше, "Документа" продолжается в парке и на улицах.
Художники из Бангладеш представили сараи и укрытия, сделанные из бамбука и рисовой соломы. На их родине они служат для хранения избытков урожая, которым они могут поделиться с другими. Здесь же представлены образцы выращенных растений в условиях недостатка земли и воды.
Бангладеш делится опытом. Не уверена, что это годится везде.
"Новая техника" в сочетании с допотопной.
Plumpsklo - туалет без использования воды. Приглашение в туалет? Нет. Это произведение искусства. Почему бы нет? Ведь объявил же Марсель Дюшан писсуар произведением искусства, оставив на нем надпись "R. Mutt 1917" (Р. Дурак 1917).
Мусор, отбросы, отходы (das Müll) - то, что является непременным спутником индустриального общества, создал проблему его переработки (recycling). Теперь это - целая отрасль науки, технологии и техники, в которой принимают участие не только промышленные предприятия, но и все население. Проблема является предметом политических дискуссий и правительственных решений. Индустриальные страны нашли простое её решение - сплавлять свои отходы в страны третьего мира. Представитель северной Африки создал впечатляющий объект из тюков текстильных отбросов под лозунгом "назад к отправителю".
Тюки со старой одеждой, пластиком, деталями компьютеров, которые представители африканских стран хотели бы возвратить отправителю.
Это мои поверхностные и непрофессиональные впечатления о "Документе - 15". Больше вопросов, чем ответов. На выставке многие экспонаты сопровождаются демонстрацией фильмов. Смотреть их у нас не было времени. Думаю, что масс-медиа доносят всё в достаточном количестве и качестве. Общее впечатление - это не моё. Не доросла. Кажется, подобное недоумение от выставки испытал писатель и журналист Владимир Каминер, который взял несколько телевизионных интервью у авторов экспонатов выставки.
И на этот раз встретились в Касселе работы из предыдущих выставок "Документы", купленные городом.
Камень, застрявший в сучьях дерева. Образ, который можно произвольно трактовать. Камень погубил дерево, но не восторжествовал. Зло остается в памяти, но не побеждает.
Обелиск со словами апостола Павла "Я был бездомный. Вы дали мне приют". Пять лет назад этот обелиск стоял на людной площади между трамвайными путями. Теперь ему нашли более подходящее место на Treppenstrasse, пешеходной улице, спускающейся к Фридрихсплатц.
Сохранена знакомая нам по предыдущей выставке "Документа" инсталляция перед главным вокзалом города американского мастера Джонатана Борофски (Jonathan Borofsky) "Человек, идущий в небо". Вдохновляет!
В заключение, памятник очень достойной даме, доктору юстиции, Элизабет Зелберг (Dr. Elisabeth Selberg) на Шейдеман-плац (Scheidemann-Platz), автору статьи 3 конституции Германии ( Artikel 3 Grundgesetz): "Männer und Frauen sind gleichberechtigt" ("Мужчины и женщины равноправны"). (1896 - 1986, Кассель).
Прониклась уважением к этой сильной женщине после фильма "Sternstunde ihres Leben" (Звездный час ее жизни) c прекрасной актрисой в главной роли Iris Beben.
Теперь о поездке на Эдерзее - водохранилище на реке Эдер (Eder). Впервые мы посетили его в 2018 году в рамках поездки в Вестервальд
(http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/westerwalddoc.shtml)
Теперь на прогулочном теплоходе мы проплыли по всему периметру водохранилища и еще раз прошли по уникальной плотине.
Плотина на реке Эдер строилась для обеспечения судоходства в межень по рекам Фульда и Везер, выработки электроэнергии, водоснабжения и защиты от наводнений окрестных населенных пунктов.
Грандиозная плотина высотой 47 м и шириной около 400 м была построена перед Первой мировой войной. Одна из самых больших в Германии. Вблизи она производит впечатление неприступной крепости.
Общий вид нижнего бьефа плотины и зданий электростанции Эдерзее (снимок середины мая, 2017).
Верхний бьеф плотины. В этот маловодный год затворы плотины закрыты. Необходимо сначала наполнить водохранилище реки Эдер до нужной отметки.
Внутри павильона на гребне плотины установлены памятные бронзовые доски, на одной из которых увековечены имена монархов, которые финансировали строительство, инженеров - проектировщиков и строителей плотины.
Плотина Вальдекер (так называлась плотина на Эрдерзее раньше) была построена при немецком императоре Вильгельме II и князе Вальдекер и Пермонт Фридрихе силами Прусского государственного строительного управления в 1908-1914 гг.
Плотина Вальдекер была построена по проекту тайного советника, доктора, инженера Симфера и главного менеджера по строительству сооружений на реке Везер Моттрей. Работы велись правительственным референтом по строительству Гольтерманн, менеджером и производителем работ был Золдан.
Меня восхищает увековечение имен авторов проектов и строителей инженерных сооружений. Имена авторов литературных, музыкальных, художественных и др. произведений увековечены на титульных листах или на самих объектах. Имена же строителей всплывают только в случаях аварий и катастроф, связанных с их творениями. Повседневно они пребывают в забвении и известны только из профессиональной литературы.
Плотина на Эдере знаменита тем, что во время Второй мировой войны она была взорвана англичанами с помощью самонаводящейся "роторной бомбы" специальной конструкции (об этом я писала раньше). Это привело к образованию в плотине прорана размером 70х23 метра. Образовавшаяся волна разрушила и затопила ниже расположенные территории.
На плотине жертвам этой трагедии и гибели подневольных рабочих при восстановлении плотины установлена также памятная доска.
Перевод: "В память о 2000 подневольных рабочих со всей Европы, участвовавших в реконструкции Эдертальсперре, разрушенной в 1943 году, которым приходилось работать и жить в нечеловеческих условиях. Пусть их судьба станет для нас напоминанием и обязанностью сегодня отстаивать терпимость, права человека, мир и международное взаимопонимание".
Похожая история произошла в 1941 году, когда фашистские войска заняли территорию Запорожья и грозили занять Днепрогэс. Для предотвращения этого по указанию советского руководства плотина Днепрогэса была взорвана, причём исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства. Также были выведены из строя гидроагрегаты станции, введённые в режим короткого замыкания при отключённых защитах.
В результате взрыва 20 тонн взрывчатки в правобережной части плотины образовался пролом длиной 175 метров и высотой более 20 метров, через который хлынула вода. Согласно современным расчётам, максимальный подъём уровня воды в Днепре ниже по течению мог составить около 5 метров. Имеются свидетельства, что подъём уровня воды привёл к гибели некоторых обороняющихся на острове Хортица и находящихся в плавнях Днепра красноармейцев, а также местных жителей. Какие-либо документальные подтверждения количества погибших отсутствуют. В современной литературе встречаются оценки, что в результате затопления могли погибнуть от 20 до 100 тыс. человек, но методика этих оценок подвергается критике как недостаточно обоснованная (Википедия)
Эти события вошли в историю ведения войн и историю гидротехники.
Не знаю, есть ли на Днепрогэсе памятник жертвам этой трагедии.
Пять лет назад катастрофа во время последней войны была важной темой при посещении Эдерзее. Теперь не было сказано ни одного слова на эту тему, ни одного упоминания в местных проспектах. Я поинтересовалась у сопровождавшего нас экскурсовода. Он ответил, что современные посетители не проявляют интереса к этим трагическим событиям и не хотят портить себе настроение.
На левом берегу Эдера, которого можно достичь, перейдя плотину, строится Центр для посетителей. Может быть там найдется место для упоминания о том, что произошедших здесь 80 лет назад.
Пока весь Центр посетителей можно видеть только на плакате.
Кое-что уже построено.
Этот берег Эдера украшается и благоустраивается для растущего потока туристов и любителей водного спорта.
Новый фонтан в виде птичьего гнезда.
Городок Хемфурт Эдерзее (Hemfurth Edersee), в котором через пару лет должен быть построен Центр посетителей (Besucher Zentrum). Гостиницы, автомобили - все для приятного времяпрепровождения.
О нашем плавании на теплоходе.
С этого причала озера Эдерзее мы отправились в почти двухчасовое плавание.
На теплоходе мы без устали фотографировали, сидеть за столом было некогда.
Замок Вальдек доминирует над озером Эдерзее.
Берега Эдерзее застроены кемпингами, гостиницами, причалами. Рекреация - главный источник доходов для местного населения.
Любопытно горизонтальное строение береговых откосов. Крупный план показал явное вмешательство человека.
Отчетливо видны мелкие ступенчатые горизонтально ориентированные террасы. С помощью какой техники сделан такой профиль, заметный на откосах практически всех берегов? В интернете нашли, что к этому может быть причастен специальный автогрейдер для укрепления берегов. Но без закрепляющего цемента здесь, видимо, не обошлось. Возможно, это мероприятие предотвращает размыв и сползание в озеро берегового песка при изменении уровня воды в водохранилище.
Всё для рекреации!
Водный спорт всех видов на всевозможных плавательных средствах.
За кормой - плотина Вальдекер со стороны верхнего бьефа. Пожелаем ей безаварийного существования!
Последняя наша поездка была в город Фрицлар. В нём всё знакомо и празднично. Город небольшой, примерно 14 тысяч жителей, но значимый в истории Германии. Название Fritzlar происходит от оригинального имени Friedeslar, "место мира". О нём можно почитать по той же сноске, что и о поездке на Эдерзее (Вестервальд).
Люк водовода с гербом Фрицлара.
При въезде в город за оборонительной стеной (когда-то окружавшей каждый город, а теперь почти уникальной) лев настороженно встречает приезжих.
Фонтан Роланд на Рыночной площади - знак принадлежности города к древней истории Германии. Построен в 1564 году.
Рыночная площадь, как и в прошлый раз, оживлена и празднична.
И в первое наше посещение здесь тоже играл оркестр. Создается впечатление, что оркестры тут не замолкают. На этот раз играл представительный оркестр духовых инструментов.
Афиша духового оркестра Веллероле (Wellerode) лесного нагорья Зёре (Söhre).
История города восходит к святому Бонифацию (VII век). Монах, выходец из южной Англии, где христианство уже стало господствующей религией. Бонифаций обратил в христианство большой регион Германии. Его называют апостолом немцев.
Покровитель города св. Бонифаций, срубив священный дуб, утвердил в истинной вере язычников. В его руках - собор св. Петра, который он преподносит городу.
Дом св. Петра во Фрицларе. Строительство началось в ХII веке.
В центре алтаря Триумфальный крест из XIII века.
Ратуша города Фрицлар, построенная в 1441 году. Романский архитектурный стиль. Опять не удалось попасть внутрь.
На прощанье сфотографировались за этим столом для великанов.
Итак, "Вновь я посетил...". Всегда находится что-то новое и интересное. Вспоминается прошлое. Но общая тональность грустная. Может быть, в этом виновата невеселая повседневность нашей жизни?