Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Набеги на Париж

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 14, последний от 16/09/2012.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 25k. Статистика.
  • Обзор: Франция
  • Иллюстрации: 5 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы живём недалеко от Аахена, на границе трёх стран: Германии, Нидерландов и Бельгии. Это весьма удобное место для кратковременных поездок в Париж, которые иначе, как набегами, назвать трудно.


  •   
      
       НАБЕГИ НА ПАРИЖ
      
      

    НАБЕГ ПЕРВЫЙ.

      
       Писать о Париже после всего о нём написанного - мягко говоря, нескромно. Тем не менее, осмелюсь. Кажется, о Париже знаешь с детства и узнаешь всю оставшуюся жизнь. Действительно, гид, очень осведомленная русская дама, в прошлом ленинградка, связанная с кино и искусствоведением, фактографией не удивила. В основном, это хорошо забытое старое. Однако, некоторые оценки, бытующие на западе, примечательны. О них я скажу позже.
      
       Итак, захватив с собой две бутылки воды, сыр и ветчину в пакетах, буханку нарезанного белого хлеба, кипятильник и пакетики чая (всё по "совковому командировочному стандарту"), мы едем на три дня в Париж. Поездку организовала дюссельдорфская русскоязычная туристская фирма, с которой мы путешествуем не в первый раз. За счет коллективности оказывается существенно дешевле транспорт, гостиница, музеи, развлечения. Если платить за все персонально, поездка окажется раза в три дороже. Мы убедились, что программа, которую они предлагают, содержательна, репрезентативна, хорошо отработана. Ожидание в пять минут - это максимум. В толпе туристов и автобусов убеждаешься, что на любом мероприятии нас уже ждут и готовы принять. Поэтому в своей первой и, хотелось бы надеяться, не последней поездке в Париж, мы, не мудрствуя лукаво, следовали всему, что предлагала фирма. Нас "забрали" из Аахена, т.к. он на пути. Дальше около пяти часов в двухэтажном автобусе и мы в Париже.
      
       Простое перечисление всего, что мы увидели, звучит, как монолог графини из "Пиковой дамы", столь же поэтично и многозначно. Это: Фонтенбло, Версай (именно так, он звучит по-французски, звук "ль" привнесли русские), русское кладбище Сен Женевьев дю Буа, Монмартр, Сакре-Кер, Гранд Опера, площади Вандом и Конкорд, Тюильри, Нотр-Дам, Елизейские Поля.... В одном я не согласна с графиней, это в том, что "постыл мне этот свет". Мне он еще не постыл, хотя эмоциональность восприятия несколько поутихла.
      
       Были в Доме инвалидов у гробницы Наполеона. Мой муж - геолог обратил внимание, что колоссальный, идеально отполированный саркофаг выполнен из карельского тёмно-красного шокшинского кварцита, того самого, из которого соорудили позднее мавзолей Ленина. Еще до этого нам было известно, что одна из двух уникальных глыб родонита, добытых еще до революции, по распоряжению Сталина была обработана и передана для памятника Анри Барбюсу на кладбище Пер Лашез. Почему этот французский писатель был удостоен такой чести со стороны СССР? Видимо, за выданную им формулу: "Сталин это Ленин сегодня". (Другая глыба использована для надгробья императрицы Марии Александровны, жены Александра II, похороненной в Петропавловском соборе, в Петербурге).
      
      
       Рис.1. Здесь похоронен Наполеон []
      
       Рис.1. Здесь похоронен Наполеон
       Лувру, в виду его необъятности и ограниченности нашего времени, мы предпочли музей д'Орсэ и не пожалели. Это музей живописи и прикладного искусства Европы последней трети 19-го и начала 20 веков. Прелестно само здание - бывший железнодорожный вокзал, утративший свою функциональность и переоборудованный в музей. Арт нуво в его лучшем проявлении - ажурный металл, огромное пространство, изящество, не переходящее в пресыщенную роскошь и радость простого пребывания в нем. Не говорю об удобстве осмотра и качестве экспонатов. Все выше всякой критики.
      
       Музей Родена, знакомый по литературе и по некоторым работам, выполненным как авторская копия. Здесь каждый экспонат можно посмотреть в любом ракурсе, с любого расстояния. Хрестоматийность, которую надо обязательно видеть.
      
       Версаль несколько разочаровывает по сравнению с Петергофскими и Царскосельскими дворцами и парками русских царей. Они, конечно, реплика, но какая! Роскошь русского двора в сочетании с безграничностью природных возможностей, особенно воды, впечатляет. Версаль страдает дефицитом водных ресурсов, поэтому фонтаны никогда не включаются одновременно. Их включают по очереди, как было принято исстари, по мере продвижения королевской особы.
      
       Эйфелева башня, этот инженерный прорыв, этот символ, который с трудом завоевывал признание и любовь сограждан, находясь несколько раз на грани сноса. Сейчас это обязательный объект осмотра, с которого открывается ни с чем не сравнимый вид на весь Париж.
      
       Все впервые. Все самое, самое. Ренессанс с благословения Леонардо да Винчи. Моды с благословения мадам Помпадур. Духи с благословения мадам Шанель. Исстари повелось - это столица великой страны. Во всем гордыня, самолюбие, тщеславие. В отличие от России, часто этим же грешившей, почти все удается. Хотели, как лучше, и сделали, как лучше. Но были и просчеты, даже у великих. Например, поход Наполеона на Москву. По последней версии, обсуждаемой здесь, план сдачи Москвы Александр 1 получил от шведского короля Бернадотта, ставленника Наполеона, но заинтересованного в поддержании хороших отношений с Россией. Уже после поражения Наполеон догадался, что этот план мог предложить только Бернадотт.
      
       Я не тот знаток архитектуры, чтобы что-то осуждать в этом классическом городе, но все же осмелюсь сказать, что стиль ампир (например, Гранд Опера) мне далек. По-моему, в нем выражается помпезность и даже шовинистичность.
      
       Новый район Парижа Дефанс. Здесь - средоточие современных блестящих инженерных решений. Сочетание металло-стеклянных башен разного цвета и форм - деловой центр 21 века на сто тысяч рабочих мест. Огромное выставочное здание с крышей в виде опрокинутой ракушки, имеющей всего три точки опоры. Ракушка может открыться, чтобы загрузить под крышу, например, Боинг или ракету. Все это подавляет - размеры сооружений, нашпигованность техникой, отрешенность от природы - какой-то фантастический пейзаж. Неуютно. Рабочий день протекает в этаком "аквариуме". Может быть, в 21 веке надо родиться, чтобы это полюбить и воспринять? Или, может быть, это моя нелюбовь к стеклянным геометрическим сооружениям. Здесь надо отдать должное - эстетически все безупречно, только эстетика какая-то чужая. Может быть, это не только мои ощущения. Украшение (памятник?) - огромная бронзовая голова с разверстым черепом. Что это, памятник мысли или ее отсутствию, или отсутствию необходимости дальше думать? Недалеко торчит огромный бронзовый большой палец. Это, по-видимому, выражение одобрения, восхищения. А для меня - разъятость человека - эпатаж.
      
       Как всегда, у меня больше вопросов, чем ответов. Еще один вопрос, присутствовавший в подсознании, но никогда раньше не сформулированный. Почему Франция оказалась в числе держав - победителей в последней войне. Она была побеждена, а потом освобождена. Конечно, было сопротивление, было правительство в изгнании. Но ведь это же было и в Польше и Югославии. Здесь есть мнение, что это заслуга лично де Голля, сумевшего заставить всех считаться с собой. А Польше, по-видимому, "помог" товарищ Сталин, не поддержавший Варшавское восстание, сформировавший для начала свою польскую армию из русских и не заинтересованный иметь под боком еще одного победителя. Аналогично и с Югославией.
      
       Несколько слов о языковом взаимоотношении Франции и Германии. Мы в немецком туристском автобусе, язык, на котором мы теперь стараемся изъясняться - немецкий. Этих мелких деталей оказалось достаточно, чтобы уже ощущать себя персоной non Grata. Самые толерантные - уличные торговцы сувенирами - иссине-черные негры из дебрей Африки, которые бегут за тобой и по-русски предлагают свои товары. Вспомнилось, как в Индии один из таких же торговцев сразил меня обращением "товарищ мадам".
      
       Около Нотр Дам стоит памятник Карлу Великому, или Шарлеманю, как говорят французы. В отличие от аахенского, сутуленького и маленького, здесь он - великий и могучий. Бог знает, каким он был на самом деле. Тем не менее, ни в путеводителе, ни в экскурсионных программах он не упоминается, это франк, в отличие от них - галлов. О последней войне стараются не вспоминать. Национальное унижение, по-видимому, совершенно нестерпимо. Говорят, что Гитлер в начале войны хотел взорвать весь Париж, но Геринг и Геббельс уговорили его не делать этого, все равно все должно им достаться.
      
       В 11-миллионном Париже 30 тысяч русскоговорящих. К русским отношение в целом благожелательное, за исключением "новых". В толпах туристов значительное место занимают русские туристские группы, в основном, из Германии. Во всех музеях прекрасно изданные каталоги и путеводители на русском. Они не дешёвы, но основные мы позволили себе купить.
      
       Каждый день были заняты с раннего утра и до позднего вечера, "до упаду". И всё же наш визит в Париж можно назвать лишь лёгкой "дегустацией" этого действительно необыкновенного и великого города. Мы пережили эти три дня, как чудо, подаренное судьбой. Поздно вечером после речной прогулки по Сене мы выехали в Германию и в 5 часов утра были уже дома.
      
      
       НАБЕГ ВТОРОЙ
      
       Париж!... После этого слова хочется поставить восклицательный знак и сделать долгую паузу, чтобы наполнить его содержанием, соответствующим моменту, настроению, времени. Относиться к нему, как просто к городу, месту на земле, невозможно. С таким настроением мы встретили сообщение, что можно купить недорогую однодневную путевку в Париж. Почему бы нет? От нас до Парижа немногим больше четырех часов езды. А когда нам позвонили из туристического бюро и спросили, не согласимся ли мы любезно за те же деньги переночевать, позавтракать и провести в Париже еще полдня, мы сочли это либо подарком судьбы, либо авантюрой. Оказалось, не авантюра. Просто добротная немецкая фирма запланировала на один день две поездки - однодневную и двухдневную, но ни туда, ни сюда в этот межсезонный период не набрали народу. Поэтому они объединили людей в один автобус, улучшив условия тем, кто хотел поехать на один день (ухудшить условия другим они не могли). Репутация стоит денег. А нам - настоящий подарок.
      
       Главной задачей было посещение Лувра и, если удастся, центра Помпиду. Последний закрывается позже других музеев. Доехали без приключений, разместились в гостинице на окраине, но около метро, что давало определенную свободу маневра. Гостиница - некая железобетонная резервация для паломников с камерами одиночками или на двоих. Далее наш шофер, он же гид, он же организатор поездки, немец средних лет, с усами a`la кайзер Вильгельм, повез нас в центр Парижа. Даже непосвященному было очевидно, что творится что-то несусветное. Всюду полиция. Пробки. Улицы перекрыты. Толпы народа куда-то неудержимо стремятся. Уж не хотят ли они снова взять Бастилию, подзабыв, что они ее уже разрушили? Или где-то снова показательно рубят головы? Так или иначе, наш "кайзер Вильгельм" высадил нас около авеню Великой Армии, не сумев довезти до Триумфальной Арки. Мы смешались толпой, которая увлекала нас в нужном направлении, но чрезвычайно медленно. В процессе движения мы поняли, что тут сегодня не вершатся судьбы мира, а просто происходит встреча Нового года по восточному календарю. Демонстрация по многолюдности и ликованию подстать советским в эпоху культа личности. В центре двигались транспортные средства с драконами, рыбами, барабанщиками. Все остальное пространство улиц было занято толпой. Любопытные наблюдали с балконов, из окон, висели на знаменитых дверных и оконных чугунных решетках, деревьях, стояли на скамейках и любых возвышениях. Если бы это было в Пекине или Сеуле, это было бы прелестно, но в Париже...
      
       Отзываясь неодобрительно о французской толерантности, мы пробирались в заданном направлении, иногда сворачивая в боковые улицы в надежде ускорить движение и избежать потери сил в толкучке. К тому же мы боялись потерять друг друга, а нас было четверо, поэтому наше поступательное движение сопровождалось утомительным вращением голов. Шествие замкнулось на площади Согласия, где на сей раз, обошлось без гильотины. Через Тюильри мы шли вполне свободно.
      
       В Лувре были за полтора часа до закрытия. Помучившись на нервной почве с лифтами, которые везут только на первый этаж, мы нашли все же тот, что добирается до второго. Там живопись от своего начала до 19 века. Что смотреть в условиях дефицита времени? Остановились на французах. Как известно, последние не переносят употребление никаких других языков, кроме французского, поэтому прочтение только фамилии художника и идентификация ее с русским написанием, занимает время, зато создает маленькую радость узнавания. На восприятие сюжета, стиля, места работы и автора, если не в истории искусства, то хотя бы в своем сознании, уже не хватало сил. К тому же висел роковой вопрос о более раннем закрытии гардероба, чем всего музея. Умные люди спокойно ходили по залам в пальто. Обошли, я не осмеливаюсь сказать, что осмотрели, французов. После чего заработала громкоговорящая связь на непонятном французском, возвещающая достаточно понятное содержание: музей закрывается. Обратно прошли через античный Рим. Венера Милосская, с устрашающими трещинам в нижней части и щербинами на торсе, безусловно, хороша, хотя и знакома, как ничто другое. Многочисленные бесполые статичные и динамичные фигуры. Головы на высоких постаментах. Римские копии с греческих оригиналов. До греческих подлинников не добрались. И вообще, до чего мы добрались? "...Ну а мне соленой пеной по губам". Могу сказать осознанно о новострое Лувра - пирамиде и минус первом этаже, обширном помещении под пирамидой, площадью и зданием. Прекрасное инженерное решение, включающее исторические фундаменты, оформленное со вкусом и тактом. Видимо, это послужило образцом для оформления подземного Охотного ряда в Москве.
      
       Продолжением программы был Центр Помпиду. По уже темной улице Риволи и Севастопольскому бульвару дошли до этого странного сооружения с "кишками наружу". Возможно, оно послужило прототипом Аахенскому Клиникуму, главной больнице и исследовательскому центру и, наверно, не только ему. Когда так выглядят промышленные сооружения, где все функционально, это понятно. Подозреваю, что здесь о функциональности речь не идет, а использована индустриальная эстетика, конечно, очень характерная для современного искусства и для двадцатого века в целом. Утверждают, что Равелю стук молота на металлообрабатывающем заводе навеял его "Болеро".
      
      
        Рис.2. Центр Помпиду []
       Рис.2. Центр Помпиду
       Внутри Центра расположен многоэтажный холл с огромной напольной картой мира в цилиндрической проекции, кафе и службами. Здесь есть библиотека, кино, выставки и только один этаж занят основной экспозицией. Выставка нас не привлекла абсолютной неизвестностью для нас авторов и подозрительным отношением к свежеиспеченным произведением искусства. В основной экспозиции значатся Матисс, Пикассо, Брак, Кандинский, Миро, Эрнст, Поллок. Это интересно. На осмотр оставался час, но как-то не ощущалось сил и способности напрячься для обозрения этих непростых вещей. Не отошли от фиаско в Лувре. Нового не хотелось. Поэтому, посовещавшись, пошли по ночному нарядному, иллюминированному Парижу, мимо Отель-де-Виль, Лувра, Вандомской площади, Большого и Малого дворцов, по Елисейским полям к Триумфальной арке. От дневной вакханалии не осталось и следа. Слева сопровождал нас красный силуэт Эйфелевой башни и молодой месяц. Здесь на этой широте он не вертикальный, как у нас, а почти горизонтальный, подобный пиале. На авеню Клебер нас подобрал наш "кайзер Вильгельм" в автобусе. Наконец, удалось упасть в кресло и поехать в свою резервацию.
      
       В девять утра, после завтрака, как запланировано, экскурсия по городу. Ее маршрут составлен вполне рационально. Через Монмартр, мимо площади Пигаль к Дефансу. Еще раз ощутила, что его архитектура - это не мое. "Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой". Нарушена привычная соразмерность. Видимо, здесь надо родиться. Назад в центр, к Гран Опера, к Сите, остановка у Нотр Дам, мимо Латинского квартала, Пантеона, к Дому Инвалидов, Эйфелевой башне, Трокадеро. Кроме этих пышных сооружений со звучными и всемирно известными названиями, прелестные улицы, бульвары, дома с ажурными балконными решетками и решетками около окон, жалюзи, маркизы. Все светло, изысканно, просто, солнечно. Кажется, солнце - неотъемлемая часть Парижа. Все заведения закрыты. Город пуст, но весел, как маленький ребенок, который проснулся, но еще не хочет вставать. Наш немец вполне квалифицированно ведет экскурсию, немногословно, что хорошо для нас, без больших подробностей, но не без оценок вечных антагонистов - французов и немцев. В начале двенадцатого нас высадили у Триумфальной Арки для еще трехчасового самостоятельного странствия.
      
       Далее по авеню Марсель к Сене. Около Сены маленькая площадь де ля Альма, где, как и на многих площадях Парижа, сходятся семь улиц. Радиальная планировка очень характерна для Парижа. На площади Звезды (теперь де Голля) сходятся двенадцать улиц. К площади Республики устремляются шестнадцать подъездов. Так что наши питерские Пять углов - почти повсеместность, о которой не стоит и упоминать. Итак, на площади де ла Альма, с краю, около домов находится памятник Черчиллю. Мы его знаем по частому воспроизведению. Подобный этому памятник, есть в Лондоне. Бульдогообразная фигура, без шеи, устремлена вперед, сокрушая все, что может помешать на пути. По набережной вверх по Сене расположены многоэтажные жилые дома с прелестными элементами Арт нуво - форма окон, дверей, решетки, витражные стекла.
      
       После нарядного моста Александра III прошли кусок набережной около реки. Сена сильно отличается от той, что мы видели в прошлый приезд. Только что прошло наводнение, причинившее изрядное беспокойства горожанам. Хотя уровень снизился и нижние террасы набережных сухие, навершия быков мостов выступают над водой всего на какие-то полметра. Фермы мостов свободны, но судоходство из-за высокого уровня невозможно. Вода мутная, скорости течения большие, река беспокойна.
      
       Снова ощутили французскую толерантность. На небольшом расстоянии друг от друга стоят памятники армянам, оказавшим сопротивление турецкому геноциду в 1915 году, Симону Боливару, испанскому южноамериканцу, королю Альберту 1, бельгийцу и одному из наполеоновских генералов (забыла какому). Мимо Луксорского обелиска повернули к церкви св. Мадлен. Ее архитектура резко выпадает из традиционного церковного строительства. Воздвигнутая по велению Наполеона, в стиле греческого храма с высоким подиумом, колоннадой, фронтоном, украшенным многофигурным фризом, она без окон и имеет единственную дверь. Для освещения в коньке двухскатной крыши сделаны застекленные люки. Внутри церковь очень нарядна. Аркады, хоры и прекрасные мраморные скульптуры, две у входа и в алтаре - вознесение Марии Магдалины. Шла служба с хором, органом, было много народа.
      
       Рис.3.. Собор Св. Мадлен []
      
       Рис.3. Собор Св.Мадлен
       В ближайшей перспективе видна церковь св. Августина, импозантная, с высоким куполом. Около нее Орлеанская Дева, на коне, с мечом, худенькая и изящная. Отличается от той, что стоит, золотая, около Тюильри. По бульвару Хауссманна замыкаем круг. Памятник барону Хауссману, он же, барон Османн, как его называют в нашей литературе, стоит неподалеку. Этот барон во времена Наполеона III реконструировал Париж, изведя старые постройки, спрямив и расширив улицы и придав ему современный вид. До сих пор кто-то поносит Османна, кто-то превозносит. Воистину, не ошибается тот, кто ничего не делает. На этом же бульваре находится памятник Бальзаку. Не тот, роденовский, который мы хорошо знаем, угловатый, гротескный, а другой, мраморный, очень красивый, в стиле Арт нуво, с мягким переходом одних линий в другие. На постаменте годы жизни. А ведь прожил всего 51 год.
      
       На Елисейских Полях уже многолюдно. Проснулись. Вышли себя показать и других посмотреть, а нам пора восвояси.
      
       В экспедиционной молодости была популярной песня: "Ну что ж, мой друг, свистишь?/ Не надо про Париж / Ты посмотри, вокруг тебя тайга.../ Монмартры у костра/ Сегодня, как вчера/ Отсюда никуда не убежишь.../. Так случилось, что убежала. Про Париж уже можно. Лувр, по прежнему, почти белое пятно. Центр Помпиду тоже. Нет, нужно снова съездить в Париж.
      
      

    НАБЕГ ТРЕТИЙ, ПАРИЖСКИЙ ДИСНЕЙЛЭНД

      
       Конец декабря. Давно задуманная поездка в Париж с внучками. Зимние каникулы, через день после Weihnachten. Не ранний утренний выезд, около пяти дня уже в Париже. Сумерки и иллюминация. Облегченная экскурсия по самым знаменитым местам. Трокадеро, Триумфальная арка, вид на ослепительно иллюминированные Елисейские поля. Около площади Согласия Елисейские поля венчает сияющее колесо обозрения, похожее на огромный циферблат. Стрелок нет, но время идет - откуда, куда? Мимо Св. Мадлен по бульвару Капуцинов к Гранд Опера и дальше к Вандомской площади. Через Лувр, по левому берегу Сены к дому Инвалидов и знаменитой военной школе. Последняя остановка около Эйфелевой башни. Выход с "заглядыванием под юбку старой дамы". В честь праздников башня особым образом освещена и в начале каждого часа начинает мерцать двадцатью тысячами огней. Париж полон туристов. Все радостны, веселы. Заведения общепита манят не только чревоугодием, но и теплом, уютом, блеском светской жизни, но это не для нас. Нам бы скорей в отель и спать.
      
       Рис.4. К
      
       Рис.4. К "Старой даме"
       Около восьми наше желание осуществилось - страшно тесный номер на троих, где можно или лежать, или стоять. Но можно и сделать супчик, накормить детей, попить чаю и лечь спать. Утром вкусный и сытный завтрак в ресторане отеля и отъезд в вожделенный Диснейленд. Он расположен в тридцати километрах от Парижа. Около 10 утра мы на месте.
      
       При подъезде автобус вливается в сплошной транспортный поток. Огромная автостоянка уже забита. По направлению к комплексу двигается бесконечная людская масса. По пути поток задерживается на пунктах досмотра ручной клади и проверки билетов и, наконец, вливается в уже запруженную людьми центральную площадь сказочного комплекса. По дороге вооружаемся красочными схемами Диснейленда. Немецкий вариант уже разобран, французский нам ни к чему, в изобилии нидерландский, что устраивает девочек и может удовлетворить нас. Этим еще раз подтверждается, что немцы - самый путешествующий народ. Ну а русский вариант еще не созрел.
      
       Парк сделан с большим вкусом, знанием дела, фантазией. Сюжеты всевозможных сказок, фантастической литературы, жизни и быта покорителей дикого Запада. Воспроизведены природные условия Йеллоустонского парка, причудливые формы выветренных красноцветных песчаников Большого каньона, река Миссисипи с плавающим колесным пароходом под именем "Марк Твен", восточный колорит сказок "1000 и одной ночи", джунгли с героями Маугли, устремлённый в небо замок Спящей красавицы, летающие слоны. И технические чудеса - железная дорога времен первых паровозов, подводная лодка капитана Немо, пушка для полета на Луну. Во всем можно принять участие - покататься, слетать на Луну (для старших, с обильным выделением адреналина), поплавать. Однако указатели говорят, что достичь избранного аттракциона можно через 60 или через 90 минут, в зависимости от длины замёрзшей очереди. Нам удалось только покататься по железной дороге и на автомобилях Формулы-1. Так или иначе, девочки остались довольны. Им были даны деньги на покупку сувениров. Старшая выбрала иллюстрированную трехъязычную книжку о Диснейленде, где сможет найти авторов и названия использованных книг. Младшая купила подушку с Микки Маусом. Сказала, что будет на ней спать. Каждому свое.
      
      
       Рис.5. Диснейленд. Замок спящей красавицы []
       Рис.5. Замок Спящей красавицы
       По дороге из Диснейленда в Париж усталые девочки заснули. Вечернее посещение Нотр Дам восприняли явно негативно - мешают спать. Перекусили в студенческом кафе Латинского квартала, погрузились в автобус и на этом закончили нашу экскурсионную программу.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
  • Комментарии: 14, последний от 16/09/2012.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 25k. Статистика.
  • Обзор: Франция
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка