Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Шесть дней на Северном Кипре

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 24/04/2019.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 25/04/2019. 49k. Статистика.
  • Очерк: Кипр
  • Иллюстрации: 203 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      
      Наша поездка на Северный Кипр с немецкой туристской группой проходила в рамках "культурного туризма". Такая форма поддерживается министерством культуры Турецкой республики Северного Кипра с целью расширения сезона посещения острова. Стоимость поездки была разумной по сравнению со стоимостью в "сезон купания". Нам были предоставлены отели высокого класса, особенности проживания в них могут быть темой отдельного разговора. Вся культурная программа ознакомления с островом была рассчитана на шесть дней, без учёта дней приезда и отъезда.
      Места наших посещений показаны на обзорной карте. Все они относятся к территории, относящейся к турецкой части острова.

        []

      Жирной извилистой, "зеленой" линией показана граница между северной (турецкой) и южной (греческой) частями острова. Эта линия была проведена Кофи Аннаном, генеральным секретарем ООН во время конфликта 1974 года между греками-киприотами и турками-киприотами. Буферные зоны ООН помечены штриховкой.

      Остров Кипр отстоит от берега Турции на 75 км, от берега Сирии на 105 км, от берега Египта на 380 км. Такое географическое положение сделало Кипр привлекательным уже для древних "флибустьеров и авантюристов". Они заселяли остров еще со времен неолита, то есть почти 10 тысяч лет назад.

      Большую активность проявили греческие колонисты после Троянской войны. Они принесли на остров язык, культуру, традиции. Следы античной культуры осязаемы и теперь. Когда-то столичный город Кипра Саламин (Salamis), расположенный на южном берегу вытянутого в длину полуострова Карпац, имеет все черты греческого полиса. Это самый большой и укреплённый город Кипра эллинистического периода.  В течении полутора тысяч лет Саламин был центром политической и экономической жизни острова. В VI веке серия крупных землетрясений разрушила Саламин, при этом погибла значительная часть его населения. 

      Археологические работы в Саламине были начаты ещё в XIX веке. Главные объекты открыты в 1952-1974 годах. Крупномасштабные работы были прекращены после аннексии Северного Кипра Турцией в 1974 году. Можно предположить, что земли Саламина таят еще немало секретов. Сегодня древний Саламин - самый впечатляющий археологический объект Кипра под открытым небом.

      Колонны гимнасия (гимнасиума) видны еще при подъезде к Саламину. Первое здание гимнасия, построенное ещё в эллинистический период, было разрушено. В I веке римский император Август велел построить на его месте новое здание с большим портиком, колоннадой и окруженной каменными колоннами палестрой (гимнастической школой). Очевидно, в центре палестры находилась статуя императора Августа - сегодня о ней напоминает ступенчатый подиум из серого мрамора. При восстановлении города после землетрясения, каменные колонны заменялись на мраморные. Мраморная колоннада гимнасия - сегодня одна из визитных карточек Кипра.

        []

        []

      Колоннада гимнасия.

      Одновременно с гимнасием были раскопаны и примыкающие к нему античные бани - термы. Сохранились бассейны перед входом в термы, а также "теплые полы" кальдария.

        []

      Резервуар для воды при термах.

      Термы были украшены мраморными статуями богов, героев и знатных горожан. Сегодня они выставлены на постаментах для лучшего обзора.

        []

        []

      Галерея безголовых греческих скульптур вокруг бассейна. Головы, несущие персональные черты, прикреплялись по желанию заказчика.

      Вода в термы подводилась акведуком длиной около 60 км, его руины сохранились за пределами археологического парка.

      В хорошей сохранности находится античный театр Саламина.

        []

        []

      Античный театр также построен при римском императоре Августе. Когда-то он был крупнейшим в восточном Средиземноморье и имел 50 зрительских рядов. Его вместимость 15 тысяч зрителей.

      Сегодня театр - единственное восстановленное строение Саламина. Это произошло в 1950-х годах силами шведской экспедиции. Театр восстановлен ниже античной высоты. Диаметр орхестры ("арены", где выступали музыканты и певцы) составлял 27 метров. С одной стороны орхестры стояла статуя императора Коммода, с другой - императоров Константина и Максенция (уцелели постаменты с надписями). В центре схены ("сцены", где выступали актеры) был алтарь бога Диониса. Схена возвышалась на 2 метра над орхестрой, в длину достигала 40 метров, и была богато украшена колоннами и статуями. В IV веке театр был заброшен, некоторые колонны и статуи использовались при перестройке гимнасия.

        []

        []

      Христианство тоже оставило здесь свои следы. Кампанопетра - раннехристианская церковь IV века, трёхнефное здание, построенное на самом берегу, откопана лишь частично. В нескольких сотнях метров от церкви видны руины древнего порта.

        []

        []

      Сохранившиеся остатки мостовой между Кампанопетра и колоннадой гимнасия показывают изменения в технологии отмостки во времени от греческой и римской античности до раннехристианской.

      Частично восстановлена агора - длинный крытый рынок древнего Саламина. Сохранились барабаны колонн высотой до 9 метров и обломки самих колонн. За колоннадой располагались торговые лавки. Кроме обычной рыночной торговли, тут велась крупная оптовая торговля, оглашались приказы Сената, процветало ростовщичество, и торговля рабами. Агора была одним из красивейших мест города - с мраморными колоннами, статуями богов и героев, аркадами и портиками. Парадный вход в агору был образован 5 арками, позднее эти арки укрепляли стену огромной цистерны для хранения воды.

        []

      Один из участков раскопанной Агоры.

        []

      Так выглядит античный Саламин в миниатюрном исполнении небольшого музея при армянской церкви на полуострове Карпас. Здесь собраны модели главных историко-культурных сооружений Северного Кипра.

      

      На севере Крита, недалеко от города Морфи, расположен еще один античный город Соли, основанный еще в бронзовом веке. Процветание города основывалось на найденном здесь месторождении меди. Кровавые межнациональные столкновения, связанные с добычей ценного металла, и землетрясения привели к упадку города и его разрушению в VII веке. Довершила почти полное исчезновение Соли деятельность англичан уже в XIX веке. Камни города понадобились для облицовки строящегося Суэцкого канала.

      На удивление в хорошем состоянии находится амфитеатр. Как оказалось, это современная реконструкция, исправляющая вандализм англичан в XIX веке.

       []

      Амфитеатр Соли после реставрации результатов "цивилизаторской" деятельности англичан.

      Недавние археологические раскопки вскрыли фундамент древней базилики и участки полов с мозаикой.

       []
     
      Базилика была построена в IV веке и освящена в честь святого Ауксибия (St. Auxibius), обращённого в христианство римского солдата, первого епископа Соли. Интересны напольные мозаики базилики с геометрическими узорами, изображением животных и птиц.

        []

    Самая известная мозаика Соли - изображение лебедя.

      В ХI-XII веках на фундаменте старой базилики была построена новая церковь, значительно меньшая по размеру. В настоящее время базилика закрыта крышей для сохранения мозаик от дождей и прямого солнечного света. Территория обустроена помостами для передвижения при осмотре раскопок.

       []

      Бренные остатки полов.

       []

      Обломки одной из колонн базилики.

      Некоторое время назад, будучи на Сицилии, мы посетили римскую виллу дель-Казале, примерно того же времени постройки: http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/antiksizilia.shtml

      Надо отдать должное мерам по сохранению объекта на Сицилии и обеспечению удобства осмотра. К сожалению, Северный Кипр проигрывает по сравнению со своими соседями.

      Многочисленным нашествиям ассирийцев, египтян, персов, происходившим в течении почти пятисот лет, положил конец Александр Македонский, включивший Кипр в состав своей империи. После его смерти Кипр вошел в эллинистическое государство Птолемеев. В конце первого века до новой эры Кипр попал под юрисдикцию Римской империи. При этом остров был даже объектом дарения римскими правителями царице Египта Клеопатре.
      В это время стали строиться дороги, акведуки, театры. Это был один из периодов расцвета цивилизации на острове.

      Согласно легенде, Кипр посетил, проповедуя христианство, апостол Андрей Первозванный. Капитан судна, на котором он прибыл, внезапно ослеп и не мог дальше вести корабль. Андрей с командой причалили к оконечности полуострова Карпас. После молитв Андрея, из скалы забил источник, существующий и сегодня. Капитан омыл водой источника глаза, прозрел и уверовал в Христа. Апостол Андрей продолжил свое мессианское путешествие, а на мысе Святого Андрея позднее были возведены церковь и монастырь.

        []

      Оконечность полуострова Карпас.

        []

      Современный облик здания монастыря и церкви св. Андрея Первозванного.

        []

        []

        []

      Источник целебной воды, забивший из скалы в I веке н.э., и руины первой церкви апостола Андрея.

        []

      Вялотекущие реставрационные работы монастырских построек.

       []

      Галерея вокруг церкви XVIII века.

        []

      Иконостас церкви.

        []

        []

      Интерьер церкви.

        []

      Распятие над иконостасом с византийским гербом.

        []

      Балкон для церковного хора.

        []

      Амвон с иконой Андрея Первозванного.

        []

      Могила священника Иоанна Диаку, возродившего монастырь св. Андрея в середине XIX века.

      

      Полуостров Карпац, на оконечности которого находится монастырь св. Андрея, известен своими песчаными пляжами.

      Один из них, пляж Golden Beach (Золотой пляж или Золотые пески) находится на юго-восточном побережье региона Северный Кипр. Пляж представляет собой чистую широкую песчаную золотистую полосу, растянувшуюся вдоль моря примерно на четыре километра. Он относится к территории Национального парка-заповедника Karpaz, поэтому для сохранности природы в районе пляжа запрещено строительство. Golden Beach входит в десятку лучших пляжей мира, признан европейской комиссией самым экологически чистым местом для купания.
      На этот пляж летом, в определенное время приплывают морские черепахи и откладывают здесь яйца. Они их закапывают в песок, который служит "инкубатором". Через два месяца вылупляются черепашки. Они сразу устремляются к морю, спасаясь от поджидающих их хищников. Ориентируются черепахи по свету, поэтому в период их пребывания на суше здесь запрещают использовать искусственные источники света.

        []

      Пляж Golden Beach.

      Здесь на территории Национального парка - заповедника сохраняются свободно живущие ослики, которые не гнушаются пропитанием от проезжающих мимо пляжа туристов.

        []

      Подкормка дикого ослика - удовольствие не только для него, но и для туриста.

      После распада Римской империи Кипр вошел в состав Византийской империи. Мать императора Константина Великого, св. Елена, после своего посещения Иерусалима передала церквям Кипра часть вывезенных ею реликвий.
      Восточное христианство представлено на острове многими церквями. К сожалению, они находятся не в лучшем состоянии. Может быть, они более сохранны в греческой части Кипра.

      Важным событием в истории острова стало миссионерское посещение его апостолами Павлом и Варнавой. Им удалось обратить в христианство римского проконсула. Он стал первым государственным правителем-христианином.

      Варнава родился в древнем Саламина, в еврейской семье. Он учился в Иерусалиме и был назначен архиепископом своего города. На Кипре он был арестован за проповедь христианства и казнен. Его могила была утеряна. Однако через пять веков одному священнику было видение о местонахождении могилы. Действительно, останки св. Варнавы с евангелием в руках были обнаружены. На этом месте был заложена христианская церковь. Она несколько раз перестраивалась и сохранилась сейчас в виде, построенном в XVIII веке.

        []

        []

      Церковь св. Варнавы.

        []

      Монастырский двор аббатства св. Варнавы.

        []

      Фреска, посвященная житию св. Варнавы.

        []

      Иконостас церкви св. Варнавы.

        []

        []

      Музей икон в монастыре св. Варнавы.

        []

      Артефакты раннехристианского времени, хранящиеся в археологическом музее монастыря.

        []

      Часовня с захоронением останков св. Варнавы.

        []

      Лестница к склепу св. Варнавы.

        []

      Гроб св. Варнавы, покрытый покрывалом, на котором изображён святой с евангелием от Матфея в руках.

      Монастырь св. Андрея и церковь св. Варнавы являются местами паломничества православных христиан. После разделения Кипра паломники испытывают затруднения с посещением святых мест.
      Раннехристианская традиция включала в себя отшельничество. Иногда скит отшельника становился основой последующих грандиозных сооружений с историческим наполнением и легендами. Так случилось со скитом отшельника Иллариона на склонах Киренийского хребта, между Никосией и Киренией. Непреступный горный кряж высотой более семисот метров давал все возможности для праведной жизни и молитв. Илларион был объявлен святым. На его могиле была возведена церковь, а позднее монастырь.
      Беспокойные времена побудили перестроить монастырь в крепость и наблюдательный пункт. Действительно, эта крепость никогда не была взята штурмом. Только многомесячная осада заставляла защитников крепости сложить оружие.
      Крепость св. Иллариона располагается на трех высотных уровнях. Со временем на самом высоком уровне в ней были оборудованы покои королей Кипра. Ниже находились службы и охрана.
      Не хочется пересказывать факты и легенды крепости. Они есть в интернете. Наше посещение пришлось на ненастный и холодный день. Крутой подъем по полуразрушенной лестнице. Пронзительный ветер. Ограниченное время. Пришлось довольствоваться только вторым высотным уровнем.

        []

        []

        []

        []

        []

      Подступы к крепости. Она практически неприступна.

        []

      Вид крепости св. Иллариона с дороги.

        []

      С северной стороны естественной защитой служит глубокое ущелье.

        []

      Нижний ярус крепостных сооружений.

       []

       []
     
      Второй ярус крепости с обзорными окнами.

        []

      Разрушенная византийская церковь.

        []

      Вид из крепости в сторону моря. Даже в ненастную погоду приближение неприятеля можно видеть издалека.

        []

      Вид на дорогу, ведущую к крепости.

        []

        []

        []

      Крепостные стены, подводящие лестницы и пути.

        []

        []

        []

      Вид из второго яруса крепости на площадку с туристскими автобусами.

      Потрясающий вид на окрестности. Камни, которые много видели: святость отшельничества, молитвы и труд монахов, бдительную вахту защитников острова, гламурную жизнь королевского общества, предательство, кровавые расправы.
      Крепость использовалась и в событиях греко-турецкого конфликта ХХ века. Природный и исторический объект, достойный сохранения и посещения.

      Эпоха Крестовых походов привела к усилению на Кипре влияния католичества. Король Ричард Львиное Сердце свергнул византийского губернатора Исаака Коломнина и продал остров ордену тамплиеров. Кипр имел важное значение как форпост к завоеванию Иерусалима, а после постигших крестоносцев неудач, как плацдарм для их ретирады.
      Памятники, связанные с пребыванием крестоносцев, наиболее впечатляют. Многие из них находятся в полуразрушенном состоянии. Трудно сказать, является ли это следствием природных катаклизмов или результатом сознательного разрушения во время войн и вандализма инаковерующих. Похоже, что интерес к этим строениям и слабая попытка их сохранить относится только к последнему времени.
      Несколько мест северного Кипра дают представление об уровне культуры этого периода и современном состоянии исторических сооружений.

      

      Большое впечатление производит аббатство Беллапаис (Abbaye de la Paix - аббатство Мир). Оно было основано около 1200 года для монахов бенедиктинцев. Позднее к ним присоединились монахи августинцы, прибывшие из Палестины. Они носили белые плащи и капюшоны, что определило название Беллапаис (Белое аббатство). Короли Кипра любили это аббатство и заботились о нем. Настоятель аббатства был наделен правами епископа. Сам король считался почетным настоятелем аббатства.

        []

      Популярное место посещения туристов отмечается отелем и рестораном, носящими это известное имя.

        []

      Улица чистенького и симпатичного городка около аббатства.

        []

        []

        []

      Виды на руины прекрасной готики Беллапаиса.

        []

      Вход в аббатство Беллапаис.

      Аббатство процветало до второй половины XIV века. В 1373 году на Кипр вторглись генуэзцы. Они разграбили монастырь и увезли наиболее значимые реликвии. Это послужило началом упадка монастыря. Началось отклонение от строго устава, вплоть до нарушения целибата. После вторжения на Кипр турок-османов Беллапаис был отдан новыми правителями православной церкви. В это время можно было использовать только здание церкви. Это определяет ее современный декор. Последние богослужения здесь были проведены в 1974 году. Сейчас монастырский комплекс привлекает туристов и служит для проведения концертов и массовых мероприятий.

        []

      Иконостас церкви аббатства. Готическая архитектура с византийским интерьером.

        []

        []

        []

        []

      В сохранившейся церкви представлено собрание византийских икон.

        []

        []

      Византийское церковное убранство первой половины XIII века в стенах готической архитектуры.

        []

        []

      Внутренний дворик аббатства и колоннады крестного хода.

        []

        []

      Мраморный саркофаг из Саламина, датируемый вторым веком до н.э. Он служил монахам накопителем воды для мытья рук перед трапезой.

        []

      Трапезная монастыря сейчас используется как концертный зал.

        []

      Вход в подвал под трапезной.

        []

      Подвал аббатства под трапезной. Служил для хранения продуктовых запасов.

        []

       []

        []

        []

      Несколько видов на монастырский дворик и другие строения аббатства с высоты окружающей дворик галереи. Четыре кипариса по углам - символы вечной жизни (у христиан) и траура и печали (у древних греков).

        []

        []

      Обветшалые стены аббатства.

        []

        []

      Руины прилегающих к монастырю апартаментов настоятеля.

        []

      Вид на море и прибрежные городки с высоты аббатства.
      
      Еще один монастырь св. Мамаса - примечательный памятник архитектуры и одна из главных православных святынь на территории северного Кипра. Он расположен в небольшом городке Морфу, на севере острова (город Морфу в 1974 году был переименован в Гюзельюрт). Точная дата основания монастыря не известна. Впервые он упоминается в документе из архивов Ватикана, датированных 1510 годом.

      

        []

      Св. Мамас (Мамант) Кесарийский принадлежит к числу наиболее почитаемых святых на Кипре, о чем свидетельствует множество храмов, ему посвященных. Храм св. Мамаса представляет собой однокупольную постройку, выполненную во франко-византийском стиле.
     
      Интерьер церкви одновременно является музеем икон.
     
      Главная святыня церкви монастыря св. Мамаса - это гробница с мощами святого.
     
        []
     
      Гробница св. Мамаса с мощами святого, которые по нынешний день, якобы, источают миро. Считается, что миро помогает при заболеваниях глаз, горла и ушей.
     
        []
     
      Оформление гробницы св. Мамаса. В центре икона св. Мамаса верхом на льве.
     
      Святой Мамас родился в тюремных застенках, в годы фанатичного гонения на христиан (середина III века) у знатных родителей, которые были схвачены и заключены в темницу. По легенде, стражники привязали к шее ребенка большой камень и бросили его в море, но мальчик выжил и поселился в небольшой пещере, скрытой зарослями кустарника. Живя вдали от людей, Мамас разводил скот и делал сыры, которые раздавал нуждающимся. Мамас считал себя ответственным только перед Богом, поэтому отказывался от уплаты налогов. Недовольный римский наместник приказал привести к нему Мамаса. Проходя под конвоем через лес, святой увидел льва, готового напасть на ягненка. Мамас схватил ягненка, а льва укротил движением руки, после чего сел на него верхом приехал в Никосию. Наместник был столь поражен увиденным, что освободил святого от уплаты налогов. С тех пор, святой Мамас изображается на иконах с ягненком в руках, сидящий верхом на льве. Он считается покровителем неплательщиков налогов. Но гонения на христиан не прекращались. Наместник, заточив святого в тюрьму, подверг его жестоким пыткам. Не смотря на истязания Мамас не отрекся от своей веры, за что его и казнили, а гроб с телом выбросили в море. Гроб вынесло на берег, где его нашли местные жители и предали земле, а позже, на том месте, был возведен храм.
      
        []

        []

      Трёхъярусный позолоченный иконостас XVI века украшен растительным орнаментом. В праздничном ряду представлены не только основные события Евангелия, но и более редкие сюжеты: Обрезание Господне, Уверение Фомы и Торжество Православия, а также некоторые темы Страстной недели.

      Церковь (XVI в.) была построена на руинах святилища греческой богини красоты Афродиты. В ней также можно заметить черты готического и венецианского стилей.
      Необычно, что уцелевшие колонны античного храма гармонично вписались в иконостас церкви. Они украшены изображениями апостолов Петра и Павла. Остальные же колонны с псевдокоринфскими капителями не только поддерживают своды, но и делят внутреннее пространство на три нефа. Купол храма опирается на высокий барабан с восемью окнами, которые обеспечивают естественное освещение. По сохранившимся росписям на колоннах можно сделать вывод, что некогда внутреннее пространство храма украшали фрески.
      После разделения острова в 1974 году церковь оказалась на территории северного Кипра. С тех пор она функционирует как музей икон, в котором можно видеть иконы, изображающие св. Мамаса.
     
        []
     
      В самой церкви тесно переплелись готический и венецианский стили. Над главным нефом высится купол с вытянутыми окнами. Оттуда свисает большая хрустальная люстра. Церковный иконостас датируется XVI веком. Он, как и кафедра для проповедей, украшен тонкой резьбой.
      
        []
     
      Амвон для проповедей.
     
        []
     
      Резной епископский трон.
     
        []
     
        []
      
        []
     
      В правом пределе церкви хранятся иконы христианских святых.
      
      В бывшей резиденции епископа расположен музей археологии и природы. После оккупации 1974 года здание было перестроено. На первом этаже расположена зоологическая экспозиция. Она представляет собой коллекцию чучел животных, птиц и змей, живущих на Кипре. Коллекция находится в не самом лучшем состоянии. На втором этаже расположена археологическая секция, где в хронологическом порядке выставлены находки, начиная с эпохи неолита (VII в до н.э.) и кончая византийским периодом истории Кипра (395-1191 гг.). Наиболее ценным экспонатом музея является статуя Артемиды эфесской, найденная в районе Саламиса.
      
        []
     
      Статуя Артемиды эфесской в археологическом музее Морфу. Такое необычное изображение Артемиды нам встретилось в современном воспроизведении.
      
        []
     
        []
     
        []
     
      Некоторые экспонаты Археологического музея.
        

      Средневековая крепость и город под названием Фамагуста, расположены на востоке северного Кипра. Город возник в III веке до н. э. при правлении династии Птолемеев.
      В этом богатом старинном городе когда-то насчитывалось до 300 церковных сооружений. Большинство из них выглядят сейчас руинами.
      Известно, что от разрушения спасает только целевое использование здания и поддержание его в надлежащем инженерном состоянии. Так случилось в городе Фамагуста с кафедральным собором св. Николая, который был построен в период между 1298 и 1312 годами во времена правления династии кипрских королей де Лузиньянов. Храм представляет собой великолепный образец готической архитектуры, сходный по своему облику со знаменитым собором во французском городе Реймсе. Этот собор использовался для церемонии коронации королей правящей династии. В середине XVI века после захвата Кипра турецкой армией под руководством Лалы Мустафы Паши собор был переоборудован в мечеть. Она носит имя этого турецкого военачальника.

     

        []

        []

      Готический фасад собора св. Николая, ныне мечеть Лала Мустафа Паша. Для обозначения современной религиозной принадлежности слева к собору пристроен минарет.

        []

      Собор св. Николая. Вид со стороны алтаря.

      Мы решили зайти в этот собор, ставший мечетью. В соответствии с мусульманской традицией сняли у порога обувь. Готический облик собора остался неизменным. На полу, теперь уже мечети, ковры, ориентированные направляющими полосами на восток. Витражи заменены прозрачным стеклом с орнаментными решетками.

        []

        []

       []

      Над входом в собор сохранились узорчатые цветные витражи в каменном обрамлении.

        []

      Место для имама.

      В городе Фамагуста мы не видели ни одной действующей христианской церкви. Только благородные руины разной степени сохранности.
      Относительно сохранная церковь Петра и Павла, тоже превращенная в мечеть.

        []

        []

      Бывшая церковь св. Петра и Павла, преобразованная в мечеть Синан Паши.

        []

        []

      Стены латинской церкви св. Георга. Это все, что от неё осталось.

      Несколько в лучшем состоянии находятся руины греческой церкви св. Георгия в Фамагусте.

        []

        []

        []

        []

      Руины греческой церкви св. Георга.

        []

      Церкви-близнецы, построенные орденами госпитальеров и тамплиеров в XIII-XIV веках.

      Несторианская церковь. Построена в готическом стиле в 1360-69 годах. Сейчас используется как ортодоксальная церковь.

        []

        []

      Несторианская церковь с полуразрушенными арками у входа. Внутрь нам зайти не удалось.

      В течении почти трехсот лет Кипром управляла династия де Луизиньянов - франкских королей. Последняя правительница из этого рода передала Кипр Венецианской республике. Этот период характерен интенсивным строительством крепостей в гаванях острова. Отовсюду можно было ждать нападения.
      Все венецианские гавани окружены мощными крепостными стенами. Фамагусту, важнейший порт Кипра, стена окружала, как с суши, так и со стороны моря. Цитадель, мощные бастионы, укрепленные ворота все это было частично укреплено, а частично построено в стиле ренессанс в конце XIV века.

        []

      Вид на порт Фамагуста со смотровой площадки крепостной стены.

        []

      Венецианский лев, охраняющий вход в крепость.

        []

      Ворота в крепость, окруженную рвом. Ров в основном засыпали и осушили во избежание распространения малярии.

        []

      Бастионы и стены крепости Фамагусты, носящие название замка Отелло.

      Отелло - знаменитый персонаж драмы Шекспира. Считается, что венецианский генерал Моро (Мавр) служил на Кипре и трагедия произошла именно здесь. Есть и другое мнение, что прототипом Отелло послужил другой офицер с крайне вспыльчивым характером - Франческо ди Секка, носивший прозвище Черный капитан (Капитан Моро). Так или иначе, Шекспир присутствует неподалеку от башни, носящей имя его героя.

        []

      Веночек на голове классика - дань восхищения современников.

        []

        []

      Ещё две фотографии стен и бастиона крепости Фамагуста.

      В центре старой Фамагусты был расположен обширный комплекс дворца венецианского губернатора (правителя) Из-за землетрясений и военных действий от него мало что осталось. До венецианского времени (1489-1571 гг.) он принадлежал семье кипрских королей.

        []

      Остатки стен дворца венецианского губернатора.

        []

        []

      Руины портала губернаторского дворца.

        []

      На месте построек дворца сейчас разбит небольшой сквер, где установлены фрагменты античных статуй из Саламиса и старинные пушки с ядрами.

        []

      Венецианская стена с арками и колоннами, позаимствованными из Саламиса. Над одной из арок герб венецианского губернатора.

      Иногда часть дворца использовалась как судебные помещения и тюрьма. В ней содержался почти три года известный турецкий поэт Намик Кемаль (1840-88). Политическая деятельность как в Османской империи, так и в Турции, мягко говоря, не приветствовалась.

        []

        []

      Бюст поэта и просветителя Намика Кемаля и тюрьма, где он содержался.

      Во время экскурсии в город Фамагуста проехали на автобусе его пригород Варушу. До драматических событий национального конфликта это был процветающий курортный район города. Сейчас его называют город-призрак. Разрушенные высотные дома. Покинутые отели с сохранившейся мебелью и оборудованием. Все стоит неприкосновенным с 1974 года.

      Венецианская крепость есть и в старинном городе Кирения (Гирне). Ее начали возводить византийцы еще в VII в. Позже она была существенно перестроена королями де Лузиньянами. После захвата турками Никосии в 1570 г., крепость была сдана без боя, поскольку в ней началась паника. Сейчас здесь музей и прекрасный вид на небольшую круглую, защищенную от моря молом, гавань.

        []

        []

      Гавань и крепость города Кирения.

        []

        []

      Вход в крепость и угловой бастион около порта.

        []

        []

        []

        []

      Крепость окружена мощной оборонительной стеной, которую можно обойти сверху почти по всему периметру.

        []

        []

        []

      Канал, подводящий к гавани, защищен протяжённым молом.

        []

      Вдали виднеется ещё одна гавань для крупнотоннажных судов.

        []

      Подъезды и подходы ко второму ярусу крепости оборудованы широкими пологими пандусами.

        []

      В казематах и бастионах крепости расположен музей.

        []

      В музее корабля показано греческое торговое судно IV века до н.э., найденное у берегов Кирении. Один из экспонатов.

        []

      Здесь же выставлены узнаваемые судовые снасти, мало изменившиеся с древних времен.

        []

      Артефакты древних времен.

      Из крепости можно выйти в гавань.

        []

      Уютная округлая бухта для малотоннажных судов.

        []

      Гавань по берегу окружена питательными заведениями.

      Мощные венецианские крепости не помогли противостоять напору Османской империи.
      В 1571 году начинается османской период правления. Православный архиепископ становится представителем при дворе султана. С этого времени начинается процесс последовательного разрушения православных и католических храмов. Рациональные мусульмане стали употреблять мощные готические соборы в качестве мечетей.
      Османский период, наверно, наиболее хорошо представлен в турецкой части столицы Кипра Никосии (Лефкоша). Сейчас это единственная столица в мире, разделенная между двумя государствами.

        []

        []

      Киренийские ворота крепости Никосии (1562), тоже венецианское наследие. Это вход в город из Кирении (Гирне).

        []

        []

      Старый город окружает крепостная стена.

        []

      Кафедральный собор св. Софии в городе Никосия, так же, как и в Фамагусте, был переделан в мечеть из христианского готического храма. Он был построен в 1208-1326 годах во времена франкских королей династии де Лузиньянов. После взятия Никосии османской армией в 1570 году, собор стал мечетью, которая с 1954 года носит имя султана Селима.

        []

      Чтобы войти в мечеть, надо снять обувь.

        []

      Так теперь выглядит молельный зал бывшего кафедрального собора св. Софии в Никосии.

        []

        []

      Заменённые витражи соответствуют восточным канонам.

      Около кафедрального собора (мечети), в самом центре традиционного восточного города, каким сейчас является Никосия, расположен "караван - сарай", место отдыха торговцев и паломников, с небольшой мечетью.

        []

        []

      Караван-сарай в Никосии.

      В 1878 году Великобритания на основе тайного обещания помочь Турции в борьбе против России, получает Кипр. В 1925 году он становится официально Британской колонией. Считается, что Британия выкупила Кипр, но по словам нашего компетентного турецкого гида за остров не было заплачено ни гроша. Английское присутствие на острове осталось в виде широкого распространения английского языка и левостороннего движения.
      В Никосии построено большое количество мечетей. Часть из них была перестроена из христианских храмов, часть сооружена во времена британского правления.
      Построенная в 1903 году в арабском и мавританском стиле мечеть Сарайону до 1963 года использовалась в качестве дворца бракосочетаний. Сейчас этот снова действующая мечеть.

        []

      Мечеть Сарайону.

        []

        []

      Мечеть Турунчлу (1825). Она была несколько раз перестроена, но минарет сохранился в первоначальном виде.

      Сохранились в Никосии отдельные архитектурные памятники венецианского времени правления. К ним относится так называемая "Венецианская колонна".

        []

      Венецианская колонна семиметровой высоты - памятник, основание которого украшено гербами знатных венецианских семей, живших на Кипре. Ее вершину венчал когда-то венецианский лев. Позднее его заменили на сферу - символ совершенства. Колонна установлена на центральной площади Ататюрка в Никосии.

      Современная драматическая история Кипра и разделенной Никосии видна в ее центре. Главная улица упирается в пограничные сооружения и пропускной пункт типа "Чекпойнт Чарли" времён разделенной Германии в Берлине.

        []

      Пограничный пункт между турецкой и греческой частями Никосии. Несмотря на внешнюю доброжелательность, полицейский не разрешил даже фотографировать в этом месте разделенного города. Человек с ружьем на плакате был достаточно убедительным.

      Проехав современные части почти всех городов северного Кипра и многих поселков, мы не заметили каких-либо интересных зданий. Обычно это традиционные высотки или однотипные коттеджи с плоской крышей и небольшими цистернами для согревания воды солнцем. Климат диктует возможности использования альтернативных источников энергии.

     

      Незатейливость современной архитектуры на Кипре нарушил отель Kaya Artemis Resort, в котором мы провели три ночи. На берегу моря, на небольшой возвышенности вдруг открывается греческий храм Артемиды из города Эфеса в Малой Азии, разрушенный Геростратом в IV веке до н.э. Отель высшего класса (пять звездочек) стремится поразить посетителя роскошью. За колоннадой храма просматривается окна пяти этажей. Гостиные внутри "храма" декорированы мозаичными полированными мраморными полами, многоэтажными люстрами, фонтанами, коврами и изысканной мебелью.

        []

        []

      Огромное, роскошно оформленное главное здание отеля. За "греческой колоннадой" окна современного здания.

        []

        []

      Мраморные копии известных произведений античного искусства.

        []

      Стилизованный под храм Артемиды отель при вечернем освещении.

        []

      Полированный мраморный оникс полов можно видеть как в офисных зданиях, так и в ресторанных павильонах отеля.

        []

        []

      Центральный холл отеля с прозрачными кабинами лифтов.

        []

      Одна из нескольких гостиных. Постоянно звучит "живая" музыка.

        []

      Центральный холл отеля имеет всё для услаждения души и тела.

        []

      Между стеклянными и хромированными лифтами стоит золоченная статуя Артемиды эфесской - вечно молодой дочери Зевса, охотницы, покровительницы рожениц и всего живого. Артемида изображена многогрудой, отличной от традиционных реалистических изображений. Подлинную скульптуру, скромного размера из невзрачного песчаника мы видели в археологическом музее города Морфу (см. ранее).

        []

      Рядом с главным офисом отеля расположен обширный представительский корпус конгрессов, оформленный с подобной же роскошью. Банкетный зал на несколько сот человек, фойе и шесть по-разному декорированных конференц-залов. Внешнее оформление также стилизованно под "античность".

        []

      Фойе зала конгрессов.

        []

        []

      Зал для конференций, симпозиумов и банкетов.

      Водный каскад ведет по направлению к морю. С обеих сторон его украшают воспроизведенные остатки эфесских архитектурных сооружений.

        []

        []

      Имитация греческих развалин, которые похожи на театральные декорации, но выполнена на высоком технологическом уровне с применением ценных видов мраморов.

        []

      Многочисленные "античные" статуи из мрамора воспроизводят греческие оригиналы с поправкой на мусульманский пуризм. Все обнаженные изображения тщательно прикрыты в соответствующих местах фиговыми листками.

        []

      Два огромных ресторана, бассейны для купанья и для красоты. Все стилизовано под античную Грецию. Думаю, что древние греки очень бы удивились высокому качеству обработки использованных материалов.

        []

      Один из ресторанов отеля. Питание в нём было организовано избыточно красиво и вкусно. Все рестораны окружают многочисленные прикормленные собаки и кошки, что, как мне кажется, не очень сочетается с гигиеническими нормами.

      Конечно, отель имеет в своем составе роскошно оформленное казино с отдельным входом. По словам нашего гида, многочисленные казино приносят существенный доход в казну северного Кипра.

        []

      Подобный мраморный фрагмент относится скорее к эпохе рококо, чем к античности. Цена изготовления подобных мраморных копий, видимо, не очень волновала хозяев отеля.

      Большинство жилых номеров располагаются в удобных коттеджах, не обремененных показной роскошью.

        []

      Одна из аллей отеля с коттеджами для проживания.

        []

      Территорию жилой части отеля пересекают крытые галереи с изображениями копий фрагментов Пергамского алтаря и греческих барельефов.

        []

      Вид с морского мола на главное здание отеля и павильоны ресторанов при заходе солнца.

      И всё же отель Kaya Artemis Resort со своей претензией на воспроизведение уничтоженного Геростратом храма произвел на меня впечатление вульгарного кича, неприятного, на фоне плачевного состояния подлинных памятников культуры. Эти бы деньги потратить на их поддержание. При существующем политическом положении без поддержки ЮНЕСКО это вряд ли возможно.
      Не случайно на турецкой, в отличие от греческой части Кипра, нет ни одного памятника, внесённого в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это не потому, что таких объектов нет. Причина в том, что образование Турецкой республики Северного Кипра в 1974 году было осуждено резолюцией Совбеза ООН. Это государство признано только Турцией.
       Наш гид утверждал, что до переворота 1974 года греки и турки жили в мире и согласии. Примером тому он привёл небольшую рыбацкую деревню на полуострове Карпац, где под взглядом бронзового Ататюрка соседствуют церковь и мечеть.

        []

      Мирное сосуществование народов и религий Кипра.

      Около этих храмов стоит один из многочисленных памятников турецкому реформатору Ататюрку. Судя по количеству его изображений на северном Кипре, это лидер нации, за которым все готовы следовать. Реалистическое изображение, противоречащее мусульманским традициям, видимо, более понятно народным массам.

        []

      Памятник Ататюрку.

      Быть может, разбавлять интеллектуальную часть экскурсий торговой, соответствует восточной традиции. Я не говорю о мелкой частной торговле сувенирами и всякими пищевыми соблазнами. Она сопровождает каждый туристский объект. В весьма насыщенную программу нашей поездки входило и посещение огромных оптовых предприятий-складов. Нам показывали ковры ручной и машинной работы из шерсти, хлопка и шелка, производимых во всех странах Ближнего Востока. Нам предлагали купить изделия из прекрасно обработанной кожи. Мы видели прекрасно обработанные ювелирные изделия из золота и серебра, обилие которых слепит глаза. При этом устраивались рекламные шоу, использовались приёмы индивидуальной обработки посетителей, когда не купить что-либо у таких сверхгостеприимных хозяев, кажется уже неприличным. Надо сказать, что в некоторых случаях это удавалось.
      Культурологическая поездка на Северный Кипр вполне соответствовала своему назначению. Мы много повидали, окунулись в глубины истории, ощутили проблемы Кипра сквозь призму современности.

      Наш уважаемый гид ненавязчиво доводил до нашего сознания свою заветную мечту объединить Кипр в единое государство, чтобы жить на острове "единым человечьим общежитием". Его бы слова - да Богу в уши. Останется только обсудить детали такого объединения.
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 24/04/2019.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 25/04/2019. 49k. Статистика.
  • Очерк: Кипр
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка