Наша поездка на Северный Кипр с немецкой туристской группой проходила в рамках "культурного туризма". Такая форма поддерживается министерством культуры Турецкой республики Северного Кипра с целью расширения сезона посещения острова. Стоимость поездки была разумной по сравнению со стоимостью в "сезон купания". Нам были предоставлены отели высокого класса, особенности проживания в них могут быть темой отдельного разговора. Вся культурная программа ознакомления с островом была рассчитана на шесть дней, без учёта дней приезда и отъезда.
Места наших посещений показаны на обзорной карте. Все они относятся к территории, относящейся к турецкой части острова.
Жирной извилистой, "зеленой" линией показана граница между северной (турецкой) и южной (греческой) частями острова. Эта линия была проведена Кофи Аннаном, генеральным секретарем ООН во время конфликта 1974 года между греками-киприотами и турками-киприотами. Буферные зоны ООН помечены штриховкой.
Остров Кипр отстоит от берега Турции на 75 км, от берега Сирии на 105 км, от берега Египта на 380 км. Такое географическое положение сделало Кипр привлекательным уже для древних "флибустьеров и авантюристов". Они заселяли остров еще со времен неолита, то есть почти 10 тысяч лет назад.
Большую активность проявили греческие колонисты после Троянской войны. Они принесли на остров язык, культуру, традиции. Следы античной культуры осязаемы и теперь. Когда-то столичный город Кипра Саламин (Salamis), расположенный на южном берегу вытянутого в длину полуострова Карпац, имеет все черты греческого полиса. Это самый большой и укреплённый город Кипра эллинистического периода. В течении полутора тысяч лет Саламин был центром политической и экономической жизни острова. В VI веке серия крупных землетрясений разрушила Саламин, при этом погибла значительная часть его населения.
Археологические работы в Саламине были начаты ещё в XIX веке. Главные объекты открыты в 1952-1974 годах. Крупномасштабные работы были прекращены после аннексии Северного Кипра Турцией в 1974 году. Можно предположить, что земли Саламина таят еще немало секретов. Сегодня древний Саламин - самый впечатляющий археологический объект Кипра под открытым небом.
Колонны гимнасия (гимнасиума) видны еще при подъезде к Саламину. Первое здание гимнасия, построенное ещё в эллинистический период, было разрушено. В I веке римский император Август велел построить на его месте новое здание с большим портиком, колоннадой и окруженной каменными колоннами палестрой (гимнастической школой). Очевидно, в центре палестры находилась статуя императора Августа - сегодня о ней напоминает ступенчатый подиум из серого мрамора. При восстановлении города после землетрясения, каменные колонны заменялись на мраморные. Мраморная колоннада гимнасия - сегодня одна из визитных карточек Кипра.
Колоннада гимнасия.
Одновременно с гимнасием были раскопаны и примыкающие к нему античные бани - термы. Сохранились бассейны перед входом в термы, а также "теплые полы" кальдария.
Резервуар для воды при термах.
Термы были украшены мраморными статуями богов, героев и знатных горожан. Сегодня они выставлены на постаментах для лучшего обзора.
Галерея безголовых греческих скульптур вокруг бассейна. Головы, несущие персональные черты, прикреплялись по желанию заказчика.
Вода в термы подводилась акведуком длиной около 60 км, его руины сохранились за пределами археологического парка.
В хорошей сохранности находится античный театр Саламина.
Античный театр также построен при римском императоре Августе. Когда-то он был крупнейшим в восточном Средиземноморье и имел 50 зрительских рядов. Его вместимость 15 тысяч зрителей.
Сегодня театр - единственное восстановленное строение Саламина. Это произошло в 1950-х годах силами шведской экспедиции. Театр восстановлен ниже античной высоты. Диаметр орхестры ("арены", где выступали музыканты и певцы) составлял 27 метров. С одной стороны орхестры стояла статуя императора Коммода, с другой - императоров Константина и Максенция (уцелели постаменты с надписями). В центре схены ("сцены", где выступали актеры) был алтарь бога Диониса. Схена возвышалась на 2 метра над орхестрой, в длину достигала 40 метров, и была богато украшена колоннами и статуями. В IV веке театр был заброшен, некоторые колонны и статуи использовались при перестройке гимнасия.
Христианство тоже оставило здесь свои следы. Кампанопетра - раннехристианская церковь IV века, трёхнефное здание, построенное на самом берегу, откопана лишь частично. В нескольких сотнях метров от церкви видны руины древнего порта.
Сохранившиеся остатки мостовой между Кампанопетра и колоннадой гимнасия показывают изменения в технологии отмостки во времени от греческой и римской античности до раннехристианской.
Частично восстановлена агора - длинный крытый рынок древнего Саламина. Сохранились барабаны колонн высотой до 9 метров и обломки самих колонн. За колоннадой располагались торговые лавки. Кроме обычной рыночной торговли, тут велась крупная оптовая торговля, оглашались приказы Сената, процветало ростовщичество, и торговля рабами. Агора была одним из красивейших мест города - с мраморными колоннами, статуями богов и героев, аркадами и портиками. Парадный вход в агору был образован 5 арками, позднее эти арки укрепляли стену огромной цистерны для хранения воды.
Один из участков раскопанной Агоры.
Так выглядит античный Саламин в миниатюрном исполнении небольшого музея при армянской церкви на полуострове Карпас. Здесь собраны модели главных историко-культурных сооружений Северного Кипра.
На севере Крита, недалеко от города Морфи, расположен еще один античный город Соли, основанный еще в бронзовом веке. Процветание города основывалось на найденном здесь месторождении меди. Кровавые межнациональные столкновения, связанные с добычей ценного металла, и землетрясения привели к упадку города и его разрушению в VII веке. Довершила почти полное исчезновение Соли деятельность англичан уже в XIX веке. Камни города понадобились для облицовки строящегося Суэцкого канала.
На удивление в хорошем состоянии находится амфитеатр. Как оказалось, это современная реконструкция, исправляющая вандализм англичан в XIX веке.
Амфитеатр Соли после реставрации результатов "цивилизаторской" деятельности англичан.
Недавние археологические раскопки вскрыли фундамент древней базилики и участки полов с мозаикой.
Базилика была построена в IV веке и освящена в честь святого Ауксибия (St. Auxibius), обращённого в христианство римского солдата, первого епископа Соли. Интересны напольные мозаики базилики с геометрическими узорами, изображением животных и птиц.
Самая известная мозаика Соли - изображение лебедя.
В ХI-XII веках на фундаменте старой базилики была построена новая церковь, значительно меньшая по размеру. В настоящее время базилика закрыта крышей для сохранения мозаик от дождей и прямого солнечного света. Территория обустроена помостами для передвижения при осмотре раскопок.
Бренные остатки полов.
Обломки одной из колонн базилики.
Некоторое время назад, будучи на Сицилии, мы посетили римскую виллу дель-Казале, примерно того же времени постройки: http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/antiksizilia.shtml
Надо отдать должное мерам по сохранению объекта на Сицилии и обеспечению удобства осмотра. К сожалению, Северный Кипр проигрывает по сравнению со своими соседями.
Многочисленным нашествиям ассирийцев, египтян, персов, происходившим в течении почти пятисот лет, положил конец Александр Македонский, включивший Кипр в состав своей империи. После его смерти Кипр вошел в эллинистическое государство Птолемеев. В конце первого века до новой эры Кипр попал под юрисдикцию Римской империи. При этом остров был даже объектом дарения римскими правителями царице Египта Клеопатре.
В это время стали строиться дороги, акведуки, театры. Это был один из периодов расцвета цивилизации на острове.
Согласно легенде, Кипр посетил, проповедуя христианство, апостол Андрей Первозванный. Капитан судна, на котором он прибыл, внезапно ослеп и не мог дальше вести корабль. Андрей с командой причалили к оконечности полуострова Карпас. После молитв Андрея, из скалы забил источник, существующий и сегодня. Капитан омыл водой источника глаза, прозрел и уверовал в Христа. Апостол Андрей продолжил свое мессианское путешествие, а на мысе Святого Андрея позднее были возведены церковь и монастырь.
Оконечность полуострова Карпас.
Современный облик здания монастыря и церкви св. Андрея Первозванного.
Источник целебной воды, забивший из скалы в I веке н.э., и руины первой церкви апостола Андрея.
Вялотекущие реставрационные работы монастырских построек.
Галерея вокруг церкви XVIII века.
Иконостас церкви.
Интерьер церкви.
Распятие над иконостасом с византийским гербом.
Балкон для церковного хора.
Амвон с иконой Андрея Первозванного.
Могила священника Иоанна Диаку, возродившего монастырь св. Андрея в середине XIX века.
Полуостров Карпац, на оконечности которого находится монастырь св. Андрея, известен своими песчаными пляжами.
Один из них, пляж Golden Beach (Золотой пляж или Золотые пески) находится на юго-восточном побережье региона Северный Кипр. Пляж представляет собой чистую широкую песчаную золотистую полосу, растянувшуюся вдоль моря примерно на четыре километра. Он относится к территории Национального парка-заповедника Karpaz, поэтому для сохранности природы в районе пляжа запрещено строительство. Golden Beach входит в десятку лучших пляжей мира, признан европейской комиссией самым экологически чистым местом для купания.
На этот пляж летом, в определенное время приплывают морские черепахи и откладывают здесь яйца. Они их закапывают в песок, который служит "инкубатором". Через два месяца вылупляются черепашки. Они сразу устремляются к морю, спасаясь от поджидающих их хищников. Ориентируются черепахи по свету, поэтому в период их пребывания на суше здесь запрещают использовать искусственные источники света.
Пляж Golden Beach.
Здесь на территории Национального парка - заповедника сохраняются свободно живущие ослики, которые не гнушаются пропитанием от проезжающих мимо пляжа туристов.
Подкормка дикого ослика - удовольствие не только для него, но и для туриста.
После распада Римской империи Кипр вошел в состав Византийской империи. Мать императора Константина Великого, св. Елена, после своего посещения Иерусалима передала церквям Кипра часть вывезенных ею реликвий.
Восточное христианство представлено на острове многими церквями. К сожалению, они находятся не в лучшем состоянии. Может быть, они более сохранны в греческой части Кипра.
Важным событием в истории острова стало миссионерское посещение его апостолами Павлом и Варнавой. Им удалось обратить в христианство римского проконсула. Он стал первым государственным правителем-христианином.
Варнава родился в древнем Саламина, в еврейской семье. Он учился в Иерусалиме и был назначен архиепископом своего города. На Кипре он был арестован за проповедь христианства и казнен. Его могила была утеряна. Однако через пять веков одному священнику было видение о местонахождении могилы. Действительно, останки св. Варнавы с евангелием в руках были обнаружены. На этом месте был заложена христианская церковь. Она несколько раз перестраивалась и сохранилась сейчас в виде, построенном в XVIII веке.
Церковь св. Варнавы.
Монастырский двор аббатства св. Варнавы.
Фреска, посвященная житию св. Варнавы.
Иконостас церкви св. Варнавы.
Музей икон в монастыре св. Варнавы.
Артефакты раннехристианского времени, хранящиеся в археологическом музее монастыря.
Часовня с захоронением останков св. Варнавы.
Лестница к склепу св. Варнавы.
Гроб св. Варнавы, покрытый покрывалом, на котором изображён святой с евангелием от Матфея в руках.
Монастырь св. Андрея и церковь св. Варнавы являются местами паломничества православных христиан. После разделения Кипра паломники испытывают затруднения с посещением святых мест.
Раннехристианская традиция включала в себя отшельничество. Иногда скит отшельника становился основой последующих грандиозных сооружений с историческим наполнением и легендами. Так случилось со скитом отшельника Иллариона на склонах Киренийского хребта, между Никосией и Киренией. Непреступный горный кряж высотой более семисот метров давал все возможности для праведной жизни и молитв. Илларион был объявлен святым. На его могиле была возведена церковь, а позднее монастырь.
Беспокойные времена побудили перестроить монастырь в крепость и наблюдательный пункт. Действительно, эта крепость никогда не была взята штурмом. Только многомесячная осада заставляла защитников крепости сложить оружие.
Крепость св. Иллариона располагается на трех высотных уровнях. Со временем на самом высоком уровне в ней были оборудованы покои королей Кипра. Ниже находились службы и охрана.
Не хочется пересказывать факты и легенды крепости. Они есть в интернете. Наше посещение пришлось на ненастный и холодный день. Крутой подъем по полуразрушенной лестнице. Пронзительный ветер. Ограниченное время. Пришлось довольствоваться только вторым высотным уровнем.
Подступы к крепости. Она практически неприступна.
Вид крепости св. Иллариона с дороги.
С северной стороны естественной защитой служит глубокое ущелье.
Нижний ярус крепостных сооружений.
Второй ярус крепости с обзорными окнами.
Разрушенная византийская церковь.
Вид из крепости в сторону моря. Даже в ненастную погоду приближение неприятеля можно видеть издалека.
Вид на дорогу, ведущую к крепости.
Крепостные стены, подводящие лестницы и пути.
Вид из второго яруса крепости на площадку с туристскими автобусами.
Потрясающий вид на окрестности. Камни, которые много видели: святость отшельничества, молитвы и труд монахов, бдительную вахту защитников острова, гламурную жизнь королевского общества, предательство, кровавые расправы.
Крепость использовалась и в событиях греко-турецкого конфликта ХХ века. Природный и исторический объект, достойный сохранения и посещения.
Эпоха Крестовых походов привела к усилению на Кипре влияния католичества. Король Ричард Львиное Сердце свергнул византийского губернатора Исаака Коломнина и продал остров ордену тамплиеров. Кипр имел важное значение как форпост к завоеванию Иерусалима, а после постигших крестоносцев неудач, как плацдарм для их ретирады.
Памятники, связанные с пребыванием крестоносцев, наиболее впечатляют. Многие из них находятся в полуразрушенном состоянии. Трудно сказать, является ли это следствием природных катаклизмов или результатом сознательного разрушения во время войн и вандализма инаковерующих. Похоже, что интерес к этим строениям и слабая попытка их сохранить относится только к последнему времени.
Несколько мест северного Кипра дают представление об уровне культуры этого периода и современном состоянии исторических сооружений.
Большое впечатление производит аббатство Беллапаис (Abbaye de la Paix - аббатство Мир). Оно было основано около 1200 года для монахов бенедиктинцев. Позднее к ним присоединились монахи августинцы, прибывшие из Палестины. Они носили белые плащи и капюшоны, что определило название Беллапаис (Белое аббатство). Короли Кипра любили это аббатство и заботились о нем. Настоятель аббатства был наделен правами епископа. Сам король считался почетным настоятелем аббатства.
Популярное место посещения туристов отмечается отелем и рестораном, носящими это известное имя.
Улица чистенького и симпатичного городка около аббатства.
Виды на руины прекрасной готики Беллапаиса.
Вход в аббатство Беллапаис.
Аббатство процветало до второй половины XIV века. В 1373 году на Кипр вторглись генуэзцы. Они разграбили монастырь и увезли наиболее значимые реликвии. Это послужило началом упадка монастыря. Началось отклонение от строго устава, вплоть до нарушения целибата. После вторжения на Кипр турок-османов Беллапаис был отдан новыми правителями православной церкви. В это время можно было использовать только здание церкви. Это определяет ее современный декор. Последние богослужения здесь были проведены в 1974 году. Сейчас монастырский комплекс привлекает туристов и служит для проведения концертов и массовых мероприятий.
Иконостас церкви аббатства. Готическая архитектура с византийским интерьером.
В сохранившейся церкви представлено собрание византийских икон.
Византийское церковное убранство первой половины XIII века в стенах готической архитектуры.
Внутренний дворик аббатства и колоннады крестного хода.
Мраморный саркофаг из Саламина, датируемый вторым веком до н.э. Он служил монахам накопителем воды для мытья рук перед трапезой.
Трапезная монастыря сейчас используется как концертный зал.
Вход в подвал под трапезной.
Подвал аббатства под трапезной. Служил для хранения продуктовых запасов.
Несколько видов на монастырский дворик и другие строения аббатства с высоты окружающей дворик галереи. Четыре кипариса по углам - символы вечной жизни (у христиан) и траура и печали (у древних греков).
Обветшалые стены аббатства.
Руины прилегающих к монастырю апартаментов настоятеля.
Вид на море и прибрежные городки с высоты аббатства.
Еще один монастырь св. Мамаса - примечательный памятник архитектуры и одна из главных православных святынь на территории северного Кипра. Он расположен в небольшом городке Морфу, на севере острова (город Морфу в 1974 году был переименован в Гюзельюрт). Точная дата основания монастыря не известна. Впервые он упоминается в документе из архивов Ватикана, датированных 1510 годом.
Св. Мамас (Мамант) Кесарийский принадлежит к числу наиболее почитаемых святых на Кипре, о чем свидетельствует множество храмов, ему посвященных. Храм св. Мамаса представляет собой однокупольную постройку, выполненную во франко-византийском стиле.
Интерьер церкви одновременно является музеем икон.
Главная святыня церкви монастыря св. Мамаса - это гробница с мощами святого.
Гробница св. Мамаса с мощами святого, которые по нынешний день, якобы, источают миро. Считается, что миро помогает при заболеваниях глаз, горла и ушей.
Оформление гробницы св. Мамаса. В центре икона св. Мамаса верхом на льве.
Святой Мамас родился в тюремных застенках, в годы фанатичного гонения на христиан (середина III века) у знатных родителей, которые были схвачены и заключены в темницу. По легенде, стражники привязали к шее ребенка большой камень и бросили его в море, но мальчик выжил и поселился в небольшой пещере, скрытой зарослями кустарника. Живя вдали от людей, Мамас разводил скот и делал сыры, которые раздавал нуждающимся. Мамас считал себя ответственным только перед Богом, поэтому отказывался от уплаты налогов. Недовольный римский наместник приказал привести к нему Мамаса. Проходя под конвоем через лес, святой увидел льва, готового напасть на ягненка. Мамас схватил ягненка, а льва укротил движением руки, после чего сел на него верхом приехал в Никосию. Наместник был столь поражен увиденным, что освободил святого от уплаты налогов. С тех пор, святой Мамас изображается на иконах с ягненком в руках, сидящий верхом на льве. Он считается покровителем неплательщиков налогов. Но гонения на христиан не прекращались. Наместник, заточив святого в тюрьму, подверг его жестоким пыткам. Не смотря на истязания Мамас не отрекся от своей веры, за что его и казнили, а гроб с телом выбросили в море. Гроб вынесло на берег, где его нашли местные жители и предали земле, а позже, на том месте, был возведен храм.
Трёхъярусный позолоченный иконостас XVI века украшен растительным орнаментом. В праздничном ряду представлены не только основные события Евангелия, но и более редкие сюжеты: Обрезание Господне, Уверение Фомы и Торжество Православия, а также некоторые темы Страстной недели.
Церковь (XVI в.) была построена на руинах святилища греческой богини красоты Афродиты. В ней также можно заметить черты готического и венецианского стилей.
Необычно, что уцелевшие колонны античного храма гармонично вписались в иконостас церкви. Они украшены изображениями апостолов Петра и Павла. Остальные же колонны с псевдокоринфскими капителями не только поддерживают своды, но и делят внутреннее пространство на три нефа. Купол храма опирается на высокий барабан с восемью окнами, которые обеспечивают естественное освещение. По сохранившимся росписям на колоннах можно сделать вывод, что некогда внутреннее пространство храма украшали фрески.
После разделения острова в 1974 году церковь оказалась на территории северного Кипра. С тех пор она функционирует как музей икон, в котором можно видеть иконы, изображающие св. Мамаса.
В самой церкви тесно переплелись готический и венецианский стили. Над главным нефом высится купол с вытянутыми окнами. Оттуда свисает большая хрустальная люстра. Церковный иконостас датируется XVI веком. Он, как и кафедра для проповедей, украшен тонкой резьбой.
Амвон для проповедей.
Резной епископский трон.
В правом пределе церкви хранятся иконы христианских святых.
В бывшей резиденции епископа расположен музей археологии и природы. После оккупации 1974 года здание было перестроено. На первом этаже расположена зоологическая экспозиция. Она представляет собой коллекцию чучел животных, птиц и змей, живущих на Кипре. Коллекция находится в не самом лучшем состоянии. На втором этаже расположена археологическая секция, где в хронологическом порядке выставлены находки, начиная с эпохи неолита (VII в до н.э.) и кончая византийским периодом истории Кипра (395-1191 гг.). Наиболее ценным экспонатом музея является статуя Артемиды эфесской, найденная в районе Саламиса.
Статуя Артемиды эфесской в археологическом музее Морфу. Такое необычное изображение Артемиды нам встретилось в современном воспроизведении.