Руссо Мария: другие произведения.

Heineken, Wifi и синие заборы. Часть 1.

• Комментарии: 1, последний от 07/08/2011.
  • © Copyright Руссо Мария (stmv272@gmail.com)
  • Обновлено: 29/05/2015. 21k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 3 штук.
  • Скачать FB2
    Ностальгическое путешествие по России от Москвы до Байкала. Первый этап: Нижний Новгород.

•    Heineken, Wifi и синие заборы

Признаться, мне не очень хотелось совершать это путешествие. За 4 года жизни во Франции я привыкла к этой стране со всеми ее плюсами и минусами, удобствами и неудобствами: к отсутствию круглосуточных магазинов, к высоким ценам на сотовую связь и сигареты, неразвитости общественного транспорта, чистоте и порядку, к приветливым лицам и отсутствию хамства... Последняя поездка на Родину в 2009 году была неудачной, и желание возвращаться даже ненадолго у меня пропало. Ностальгию испытываю лишь временную, а не пространственную. Тоскую немного о советском времени, о безмятежном пионерском детстве, а никак не о России сегодняшней, путинско-медведевской...

Идея проехать по транссибу принадлежит моим неутомимым новым родственникам. Свекор со свекровью давно мечтали об этом как они сами говорят, "мифическом" путешествии. Что там мифического, думала я про себя: сомнительной чистоты поезд, закрытые туалеты, непонятная еда, несколько суток без душа и свежего воздуха... А вслух из вежливости говорила, что с удовольствием познакомлю их и всех желающих со своей великой страной. Год за годом наше путушествие откладывалось по разным причинам, но этим летом у стариков отменился какой-то плановый вояж в дальние страны, и они решили рвануть в Сибирь. Я робко пыталась их отговорить -- мол, поезка обойдется недешево, по самым скромным подсчетам 2 тыщи евро на человека только транспорт и отели, но мои родственнички не такие бедные, могут себе позволить. И нас частично спонсируют.

Выбрали даты, оформили визы, забронировали авиабилеты до Москвы и обратно. Решили, что едем сначала в Нижний, оставляем годовалую дочку моим родителям и дальше трое суток на поезде до Иркутска (дольше я с немытой головой не выдержу). Дней пять на Байкале на арендованной машине, обратно самолетом до Москвы и несколько дней в столице.

За 45 суток купила билеты на поезд. Ничуть не дешевле самолета. Забронировала жилье в Нижнем и Москве, на Байкале будем импровизировать. Вооружились путеводителем Lonely Planet " TranssibИrien ", в нем немало полезных адресов, интересной информации и схемы городов.
       Нелегко оказалось забронировать автомобиль в Иркутске. Связалась с Hertz, они обещали выбранную машину (бронирование через сайт не работает, надо звонить!), но оплату захотели наличными. Муж параллельно забронировал тот же автомобиль через французский колл-центр по кредитке, но предложили другую модель, менее комфортабельную. Наконец, через неделю из иркутского офиса пришел ответ, что машина будет и что нам ее доставят на ж/д вокзал в 5 утра к прибытию поезда!

А за 3 недели до поездки случилось несчастье, мама попала в больницу и оставить ей младенца стало невозможно. Принимаем решение ничего не отменять и ехать с ребенком.
       Я зависла на форумах, чтоб выяснить, насколько ужасно путешествовать в поезде с дитем. Отзывы неутешительные. Все в один голос говорят, что с малолетним ребенком -- только самолет. Ладно, успокаиваю себя, как-нибудь прорвемся, все-таки нас четверо взрослых, будем нянчить по очереди.

Пишу мейл в Hertz, чтобы забронировать детское кресло (на их сайте эта услуга предоставляется). Отвечают: сообщим позже.

За неделю до отъезда вся семья переболела странным вирусом. Сначала старшая дочка слегла с температурой, потом младшая, затем я. До последнего момента поездка была под вопросом.
       И все-таки мы поехали.

Основные действующие лица:

Родольф, он же муж, 44 года, профессиональный путешественник;
       Маитэ, его мама, 65 лет, пенсионерка, в путешествии -- туристка;
       Клод, её муж и папа Родольфа, 67 лет, пенсионер, в путешествии турист и спонсор;
       Ева, 1 год 2 месяца, маленькая путешественница;
       Мария, то есть я, мама Евы и жена Родольфа, в путешествии организатор, гид и переводчик.

Москва

Прилетели в Домодедово в 4 утра, толком не поспали. Взяли такси минивэн за 3000 рублей до вокзала, чтоб бросить вещи до поезда. В камере хранения духота невыносимая, как они там работают? Цены нешуточные, по 117 рубликов за багаж, даже на 3 часа. Сдачу дали монетами по 10 рублей, я таких еще не видела, путаю с копейками!
       Метро подорожало до 28. Очередь в кассу метро на Комсомольской минут на 20. Странно, что они до сих пор не додумались оснастить метрополитен автоматами по продаже билетов...

В 6 утра мы в сердце столицы и страны, на Красной площади. Все закрыто, народу очень мало, азиатские рабочие разбирают сооружения после вчерашнего торжественного открытия ралли "Шелковый путь". Машины припаркованы на Васильевском спуске, идем смотреть и фотографировать, ведь в ралли участвует наш знакомый.
       Завтракаем в Макдональдсе, первое приятное ощущение от относительной дешевизны. Вряд ли я бы смогла позавтракать в Париже на 3 евро.

Дальше идем смотреть отъезд джипов и камазов, и доходим до ХХС (Храм Христа Спасителя на гидовском жаргоне). Он тоже закрыт, но мы свободно проникаем на территорию через незапертые ворота. Затем спускаемся по пандусу для инвалидов (у нас младенец в коляске), и внизу натыкаемся на запертую дверь! Что за ... твою мать? Будь на моем месте инвалид-колясочник, ему, несчастному, бы пришлось ехать наверх! Безобразие! Мы, чтобы не ползли обратно вверх, перекидываем через забор ребенка, коляску и перелазим сами. И идем искать туалет. В окрестностях храмов туалеты почему-то не предусмотрены или закрыты. Продолжаем прогулку, но в парке скульптур нас накрыло дождем, некоторые из нас промокли до нитки и пришлось вести их в метро сушиться, а заодно на экскурсию по красивым станциям кольцевой линии.

На поезд до Нижнего я нарочно взяла плацкартные билеты, чтобы мои французы прочувствовали всю прелесть путешествия по российским железным дорогам. На следующем этапе будет купе, а это совсем другое дело. Как ни странно, только я смотрела в окошко и развлекала бэбика, остальные (те, кому по программе положено любоваться пейзажем) спали без задних ног на верхних полках! Кондиционера в поезде Москва-Северобайкальск нет и в помине. Очень жарко, но к счастью ехать недолго.

Нижний Новгород

Поселились в пустующей квартире моей подруги Светланы в самом центре города. Сначала я хотела остановиться в гостинице. Но когда Света сообщила, что ее прежние арендаторы съехали, мы подумали, что впятером с ребенком будет уютнее в квартире с кухней, чем в гостиничном номере. И значительно дешевле.
       Первое, что я почувствовала, перешагнув порог подъезда унылой бетонной девятиэтажки -- неприятную смесь страха и стыда. Стыд за город и за страну. Ведь большинство подъездов в городе такие же обшарпанные, грязные, вонючие, плохоосвещенные. Поднявшись в квартиру, стыд сменился тревогой. Вдруг мои не захотят здесь жить? Что я скажу подруге? Она к нашему приезду обои переклеила... Но французы так устали, что не обратили внимание на убитый диван, ни на старинные простыни, не соответствующие по размеру спальным местам.

Квартиру сложно охарактеризовать одним словом. В ней соединлись несколько эпох -- от брежневской, когда был построен дом, до сегодняшней. Сантехника в отличном состоянии, а газовая плита явно старше меня. Как и мебель. Но телевизор и стиральная машина определенно из поколения 2000-х. В стенке (мечта начала 80-х!) хрусталь, которым никто не пользуется и книги на английском. Открыв один из ящиков на кухне, я обнаружила сетку-авоську! Да, ту самую, из 70-х годов! Хотела ее стырить, но забыла в день отъезда...На современном холодильнике древнее проводное радио, транслирующее один канал. В день моего приезда из него доносилась "Песня о родном крае" Дербенева-Крылатова:
       "...Как жить и что делать,
    Ты сам выбирай.
    Но чаще, с течением лет,
    Тебе будет сниться
    Берёзовый край,
    Где ты появился на свет."
    Я чуть не расплакалась, честное слово!

Неоспоримое преимущество "нашей" квартиры -- ее расположение. 10 минут пешком до Большой Покровки. Именно туда идем вечером в поисках еды. Останавливаемся на первой попавшейся террассе и наблюдаем за проходящими мимо девушками на каблуках.

За четыре дня посмотрели Кремль и набережную, Покровку и Маяковку, Печерский монастырь и художественый музей, съездили в гости в Сормово и Печеры, фотографировали уцелевшие деревянные дома на Большой Печерской. Дважды ужинали в ресторане "Тюбетейка" на Рождественской, мои очень полюбили восточную кухню. И каждый вечер сидели на террасе летнего кафе и любовались длинноногими девушками с неуверенной походкой на неудобных и неуместно высоких каблуках. Ничего не меняется. Спутник шикарной красотки-модели на шпильках одет в бермуды, майку и сланцы. И неизменный полиэтиленовй пакет в руках. Она как с подиума, он как с пляжа.

В Сормове моя подруга детства Ирина строит дом. Она получила в наследство маленький кривенький домик, разобрала его по бревнышкам и выстроила свой, 180 метров, добротный и просторный. Осталось доделать внутри. Молодец девчонка.
       0x08 graphic
    Страшно подумать, но с Ириной мы знакомы более 25 лет. Познакомились в пионерском лагере, мне тогда было 8, ей неполных 7. С тех пор то дружили, то пропадали на годы, и снова находились и дружили. От нашего пионерлагеря ничего не осталось, летние домики снесли, на их месте выросли обычные дома (Ира недавно ездила туда, я же не решилась, чтоб не расстраиваться).

Район, конечно, на любителя. Такой же противоречивый, как и вся Россия. Армянские и цыганские особняки площадью 600 кв.м. соседствуют с кривыми избушками без удобств. Дороги неасфальтированы, за водой часть жителей ходят на колонку и летом, и зимой, потому что водопровод есть не в каждом доме. Французы интересовались, почему газопровод проложен над, а не под землей. И не промерзают ли водопроводные трубы. Муж Ирины, работающий на Водоканале, объяснил, что трубы проложены ниже уровня промерзания земли, но мои не знакомые с вечной мерзлотой французы ничего не поняли.

Прогулку на теплоходе по Волге я отменила из-за трагических событий в Казани. Не то чтоб мне было страшно утонуть, но так неприятно. Перед глазами стояли телевизионные сюжеты и крушении "Булгарии", и ноги отказывались идти к причалу...

Хотела свозить своих в Болдино или Городец, но когда узнала, что до Городца (70 км) два с половиной часа пути, отказалась от этой идеи. До Болдино, должно быть, часов 5. А уменя дети и пенсионеры. Отказать.

Удручающее впечатление произвел этнографический музей на Щелоковском хуторе. Все поросло бурьяном, траву не косят, в музейных экспонатах разруха. Жаль до слез. Церкви и дома 17-19 века в полуразрушенном состоянии. А когда-то я так любила это место! Расположенный в зоне отдыха с тремя озерами, где я провела все свое детство, музей под открытым небом мог бы быть центром образовательного туризма. Я водила туда гостей города и местных зимой и летом. Летом купались на озерах, зимой катались на лыжах. Теперь открыт для посещения лишь один дом, остальные объекты находятся в аварийном состоянии. Обидно, что через несколько лет от великолепных построек, бережно перевезенных со всех окрестных районов, останется труха и пепел... Говорят, нет денег. Но нашлись же для реставрации Дома Рукавишниковых! И для цекрвей и монастырей! К слову, культовые объекты в прекрасном состоянии, особенно порадовал Печерский монастырь. Хотя бы здесь не стыдно.

Несмотря на наличие в квартире горячей воды и полноценной кухни мы все же питались в кафе и ресторанах. К тому же в этих заведениях обычно есть беспроводной интернет. Я сначала не хотела брать ноутбук -- для путевых заметок достаточно записной книжки и карандаша, но в последний момент все же сунула его в сумку. Мало ли, вдруг в России появился интернет и я, сложно представить, смогу подключиться в гостинице или попивая кофе в баре! Так оно и случилось. Wifi был повсюду, куда б мы не поехали, за исключением поезда.

Во всех барах и ресторанах проблемы с русским пивом. Всюду нам предлагали разливной Heineken, реже Эдельвейс и Стелла Артуа! Российские сорта или в бутылках, или их нет вообще. Муж и свекор любят в путешествиях дегустировать местные напитки, а Heineken они и дома попьют. Кстати, не самое лучшее пиво. Во времена моей юности его пили исключительно немецкие бомжи...

0x08 graphic
    С вином тоже нелегко. Только в супермаркете нашлась Фанагория. В ресторанах (как в Нижнем, так и в других городах, где мы были) вина испанские, чилийские, французские, итальянские. Или посусладкая бодяга, которую французы не признают за вино. Удалось однако попробовать очень хорошее азербайджанское вино (в той же "Тюбетейке") и совместное французско-краснодарское (виноград краснодарский, технология французская). Что же касается Бордо, которое наводнило всю Россию... дома мы его обычно не пьем, предпочитаем вина юго-запада. То, что представлено в меню ресторанов и на полках магазинов -- не самые лучшие вина. Будучи приглашенными в гости, мы все-таки покупали Бордо, и было оно так себе, и в четыре раза дороже, чем во Франции.

Русские друзья спрашивают, какую цель я преследовала, организуя поездку. Приукрасить или наоборот прибедниться? Мне искренне хотелось показать все самое лучшее, что есть в моем отечестве. Познакомить с тем, что дорого моему сердцу. Попытаться приобщить к тем ценностям, на которых я выросла. Но без крайностей. И тем более без очернения. У них, французов (мои достаточно образованны, читали Жюля Верна и Теофиля Готье), есть сложившийся образ России: роскошь дворцов, великолепие музеев, неисчерпаемые культурные богатства ... Тем лучше, я и не пыталась спустить их с неба на землю. Пусть в их сознании моя страна продолжает ассоциироваться с духовной культурой, а не с углеводородным топливом и оружием массового уничтожения!

Город, в котором я родилась, выросла, получила образование, влюблялась, работала, выходила замуж, родила дочь, снова работала -- короче, прожила полноценную 30-летнюю жизнь, произвел на меня, изменившуюся, двоякое впечатление. С одной стороны, многое улучшилось, выросли новые высотные здания (торговые и офисные центры), пустили метромост (пока без метро), достаточно чисто в центре; ресторация на высоком уровне и цены все еще уступают столичным! После двухчасового похода по Щелоковскому хутору с большим удовольствием пообедали в "Краю света". Когда-то я была знакома с владельцами гостиничного комплекса, и место было мне знакомо. Не разочаровалась. Наконец-то мы попили русского пива! А салаты просто обалденные!

Увы, больше было поводов для грусти. Несмотря на новый мост пробки в районе Московского вокзала, т.к развязку недостоили; на Молитовский мост вообще лучше не соваться. Транспортная проблема в городе кажется неразрешимой. А грязь на Московском вокзале со стороны Гордеевки - неистребимой. Сколько себя помню, гордеевский пятак всегда был вонюч, замусорен, заплеван, будто проклятье какое-то! Фасад любимого когда-то магазина "Художественные промыслы" расписали пошлой хохломой, а раньше там были витрины... Бары, куда мы ходили студентами, больше не существуют. Театры также были закрыты на лето. Попали только на бесплатный концерт в кремлевском концертном зале.

Город произвел впечатление негостеприимного, ксенофобского и антитуристического. Объясню, почему. Если ты здесь не живешь и не жил, а тем более не владеешь русским языком, крайне сложно сориентироваться. Особенно в общественном транспорте. Даже я неоднократно попадала впросак. Закрыли улицу Горького, и я не в состоянии понять, как туда добраться на автобусе с площади Свободы! Пешком, конечно, проще всего, но у свекора заболела нога, и пришлось всякий раз брать такси. А таксисты, как известно... в общем, всем известно, не будем их обижать и уточнять расценки, им тоже семьи кормить. Приятно порадовало такси "Спутник", они работают по счетчику, 5-километровая поездка стоила всего 100 рублей.
       В автобусах, маршрутках, трамваях и троллейбусах разобраться нереально. На полинявшей табличке фигурируют номера трех маршрутов из двадцати, останавливающихся на данной остановке. И никаких уточнений, в каком направлении и через какие пункты следует. Т.е. Надо сначала сесть в маршрутку, разговориться с кондуктором или водителем чтобы понять, куда тебя везут. На Оперном установили электронное табло, в Европе на таких афишируют номера автобусов и время прибытия. А на Оперном нам сообщают температуру воздуха на солнце +39 градусов и время, зимнее...

Пробовала спрашивать дорогу у прохожих, но такое впечатление, что все они неместные. А с трамваем номер 1 мы реально попали. Сели на Покровке, а он вместо того, чтоб спуститься до Скобы, поехал дольше как 21-й. Деньги нам не вернули, кондукторша нахамила, и мы спускались пешком до Рождественской. Ни одной карты города, ни одной схемы общественного транспорта. Стыд. И в этом городе я прожила 30 лет?! Даже обычную открытку с видом города купить -- проблема. На почте только цветочки, а в сувенирных лавках продают лишь наборы по 20 штук.

Теперь понятно, почему туристы обходят Нижний стороной. Я на их месте делала бы то же самое. Недаром закрытый город. Как был закрытым до 91 года, так им и остался. Открыли шлюзы в одном направлении, народ массово уезжает, но не приезжает. А властям по фиг. Грустно. Вот, например, нас не хотели пускать с коляской в художественный музей. Мы с этой коляской были и в Гуггенхайме в Бильбао, и в Прадо в Мадриде, и пол-Парижа обошли, не говоря уж о Тулузе и Альби, а тут -- охранник провинциального музейчика втирает нам, что пороги высокие, с коляской не преодолеть! Кстати, до недавнего времени в Нижнем мамаш с колясками не пускали в супермаркеты!!!! Не любят в России детей, особенно в колясках. Сложно даже представить себе подобное в Европе! Запретить доступ куда бы то ни было в коляске -- нонсенс!

0x08 graphic
    Совершенно отсутствует какя бы то ни было туристическая информация о городе на каком бы то ни было из европейских языков. Искали, но не нашли информационное бюро. В Европе в самом захудалом городишке есть туристический офис, где бесплатно дают карту города и говорят как минимум по-английски. В Нижнем в паре ресторанов было меню на английском. А в так называемом французском бистро "Гаврош" в меню было столько ошибок, что французы фотографировали его на память!

Почти весь город обнесен синими заборами. Верхневолжская набережная, Нижневолжская, центр. Что за теми заборами и почему они синие? Муж говорит, что синий профнастил используется в Китае для крыш производственных зданий. Мне кажется, что в Нижнем в синий одели замороженные стройки. Удручающе выглядят километры синевы...

Так как мои французы приехали по частному приглашению, я была вроде как обязана их зарегистрировать. С недавних пор не нужно выстаивать очередь в УФМС, регистрируют в любом почтовом отделении. Я попробовала, и на первой почте нам отказали, т.к. обращаться и заполнять заявления должнен приглашающий. А приглашающим значится моя мама, у которой парализована правая рука и нога. Почтовикам, разумеется, на этот факт наплевать.

На следующий день я обратилась на главпочтамт. Нам дали заполнить 8 бланков (4 раза по 2 экземпляра), за час мы кое-как справились, но ни на почте, ни в окрестностях площади Горького не нашлось работающего ксерокса, чтобы сделать копии миграционных карт!
       На четвертый день мы нашли ксерокс, но на почте сказали, что уже поздно, надо было зарегистрироваться в течение первых трех дней после въезда на территорию РФ! И послали нас в УФМС.
       Ага, делать нам больше нечего! Обойдемя без регистрации, всяко французов никто насильно не будет удерживать в России. По-любому завтра поезд умчит нас в Сибирь. Зарегистрированных или нет.

В последний день пребывания в Нижнем позвонили из Hertz и сообщили, что детское автокресло нам предоставить не могут. Я спросила, по правилам ли перевозка младенцев без оного и мне ответили, что наверное нет. Так, либо надо покупать, либо рискуем платить штрафы... Сначала доберемся до Иркутска, а там посмотрим.

• Комментарии: 1, последний от 07/08/2011.
  • © Copyright Руссо Мария (stmv272@gmail.com)
  • Обновлено: 29/05/2015. 21k. Статистика.