"Мы всем иностранцам предлагаем чайный набор за 100 рублей, но с вас я брать не буду, так как вы русская" - бодро приветствовала нас Зульфия, проводница поезда Москва -- Улан-Батор. Блин, 4 часа утра, нам бы постель застелить и вырубиться, какой к черту чай, давайте отложим чаепитие на попозже! Проводница все же пытается получить 400 рублей, но я ее вежливо посылаю... за постельными принадлежностями.
Утром я все же заплатила Зульфие 400 рублей и получила взамен 12 шоколадок. Шоколад в нашей семье всегда пользуется спросом, да и не хотелось в начале пути ссориться с проводниками.
Поезд оказался очень даже ничего. Не жарко, не холодно. Впервые вижу в поезде махровые полотенца, вервые проводники обращаются ко мне по имени. Напарник Зульфии Валера все время проводит за уборкой. Вагоны старые, зато туалеты чистые, с мылом и туалетной бумагой.
Обедали закупленными заранее быстрорастворимыми макаронами, а ужинать ходили в вагон-ресторан. Хотя Зульфия нас отговаривала -- дорого. Дорого относительно уровня жизни в России, а относительно городских ресторанов Москвы и Нижнего -- вполне корректно, пиво "Балтика 3" 80 рублей. Ужин на 4-х с пивом обошелся в 1800. Кроме нас в вагоне-ресторане пили упомянутое пиво многочисленные голландцы.
У проводников тоже неплохой ассортимент: пиво холодное 70 рублей, чай-кофе, минералка, "доширак" и т.п. В общем, с голоду не умрешь. На многих станциях торгуют вкусностями: блины, пирожки, малина... Я избегаю покупать еду на станциях, неизвестно сколько времени провели пирожки на жаре, но мои французы покупали, ели и остались живы-здоровы.
В Екатеринбурге в нам в вагон подсел молодой француз Симон, который пересекает всю Россию от Питера до Владивостока. Поболтали, попили пива.
Симон couchsurfer, т.е. останавливается на ночлег бесплатно у местных жителей, которых предварительно находит через соответствующий сайт. Коучсерфинг -- отличный способ путешествовать сольно, он позволяет не только экономить на отелях, но и встретить новых друзей по всему миру.
Ева чувствовала себя в поезде как дома. Мы запаслись игрушками, чтоб занять бебика днем, но они не понадобились, так как в соседнем купе тоже ехала маленькая девочка. Они вышли в Омске, зато в Новосибирске сели новые паасажиры и тоже с маленькой девочкой! Спала Ева хорошо, со мной на нижней полке. Кушала баночное пюре, молочную смесь, лапшу, хлеб -- то есть никаких проблем в плане питания. Кипяток всегда в наличии, чтоб сполоснуть бутылочки.
Пейзаж за окном довольно монотонный. Самое интересное -- Уральские горы -- показывали ночью, пока мы спали. А дальше в основном равнина, березы и ели, пихты и лиственницы... И деревянные домики. Что в окресностях Питера, что в Восточной Сибири -- одинаковая архитектура. Время от времени пересекаем красивые широкие реки -- Иртыш, Обь, Енисей, в это время мужчины хватаются за фотоаппараты.
По мере удаления на восток ослабевает ощущение времени. Внешний мир живет по времени местному, железная дорога функционирует по московскому. Когда разница во времени с москвой дотигла 4 часов я поинтересовалась у официанта вагона-ресторана, по какому времени они работают. Ведь на входе написано: с 9 утра до 11 вечера. Если по местному, то они должны закрываться в 18:00 по иркутскому времени!!! К счастью, ресторан работает скорее по местному времени, в чем они сами, впрочем, не уверены. Скорее до последнего клиента.
"Последняя вкусная стация!" - сообщает Зульфия. Пассажиры дружно высыпают на платформу, чтоб затариться свежей малиной и домашними блинчиками, сигаретами и пивом. Стоянка минут 20, не меньше. Французы думают, что если стоянка длится 20 или 30 минут -- то это какой-то большой и значительный город. Ничего подобного! Я даже не помню названия тех станций, где мы меняли локомотивы и заправлялись водой. Напротив, в больших городах как Новосибирск и Омск поезд останавливался из-за опоздания лишь на нескольно минут. А жаль, в Новосибирске такой красивый вокзал!
Третий день пути, за окном разноцветные луга. Равнина сменяется холмами. До Иркутска часов 12. Мы напрочь выбились из графика. Спали до 12 по местному времени. Прибудем в Иркутск ранним утром, и кому-то за руль... Правильнее было бы выспаться, тем более что больше делать нечего, карт мы с собой не взяли. Но взяли компьютеры, а в вагоне аж три розетки для подзарядки! Пишем путевые заметки, смотрим многочисленные фото и фильмы.
Иркутск - Байкал
Поезд прибыл без опоздания, но предчувствие, что арендованной машины не будет, оправдалось. В 5:10 я позвнила на мобильный менеджеру Hertz, оказалось что они писали мэйл, чтобы мы забрали машину в аэропорту за скидку 10%. Как позже выяснилось, соврали, никаких мэйлов они не писали. Такси от ж/д вокзала до аэропорта обошлось в 500 р. Таксист по дороге уверил нас, что арендованное авто непременно будет "праворуким", других в Иркутской области не бывает...
Формальности заняли минут 15, договор и прочие бумаги только на русском, муж подписал не глядя. Стоимость аренды 3100 рублей в сутки минус скидка. В 7:00 стартовали на арендованном Ford focus wagon без детского сиденья, но с нормальным левым рулем. Без карты города и области. Я пыталась купить карту на ж/д вокзале, в аэропорту и в городе. До 7 утра просто нереально. У нас с собой только приблизительная карта автомобильных дорог, распечатанная из Интернета, схема города из Lonely Planet и неработающий GPS!
Единственная нормальная дорога проходит вдали от берега, через Усть-Ордынск. Постепенно тайга сменяется степью. На горизонте синие горы.
В Еланцах (приблизительно 2,5 часа пути от Иркутска) прзавтракали в позной. Подкрепившись позами и блинами спонтанно решили не ехать на Малое Море, а двинуться прямиком на Ольхон. До Еланцев асфальт, дальше щебенка и грунтовка. Но на карте значится как дорога с улучшенным покрытием! Какие же тогда в окрестностях Байкала дороги без покрытия? Наверное, зря не взяли джип.
Небольшое отступление. Однажды я уже была на Байкале, а именно в Слюдянке, 12 лет назад. И всего несколько часов, ожидая автобуса не то в Кырен, не то в Нилову Пустынь, откуда начинался поход по Восточному Саяну. Мы встретили рассвет на берегу, окунулись в ледяную воду и наелись копченого омуля. Это все, что я запомнила. Как всякого, единожды побывавшего в этом краю, меня время от времени тянуло вернуться. О байкальский омуль, когда ж мы встретимся?
Наконец, сквозь пелену моросящего дождя нарисовывается контур берега, постепенно открывается серая гладь моря... Да, моря, потому что это первое впечатление (и второе, и третье) о Байкале.
Очереди на паром не было (рано, туристы еще не приехали), ждали всего 30 минут, и 15 минут в пути. Между МРС и островом курсируют два парома -- старый "Дорожник" поменьше и новый "Ольхонские ворота" побольше с интервалом около получаса с раннего утра до позднего вечера. Проезд бесплатный, что для европейцев очень удивительно. На Ольхоне заплатили курортный сбор 25 руб. за человека.
Ольхон
Затрудняюсь описать дорогу до Хужира. Она есть, но очень каменистая, поэтому по обе стороны от нее по степи прокатаны многочисленные параллельные печсаные "дороги", по которым все ездят в сухую погоду. К счастью, с погодой нам повезло, по прибытии на остров прекратился дождь и стих ветер. Но протрясло хорошенько.
В 13:00 мы в Хужире. Первым делом надо найти ночлег. Все турбазы забиты, но в усадьбе Никиты Бенчарова нам нашли 2 комнаты по 1000 на человека с трехразовым питанием. Душ и туалеты общие, бесплатная баня. Очень симпатичное местечко. Если бронировать заранее (в мае уже не было ничего свободного на июль), можно выбрать любой тип размещения -- от скромного экономичного до комфортного с удобствами в домике. Питание на выбор в столовой или в ресторане (последнее дороже). Мы выбрали столовую, и остались довольны.
Остров пользуется популярностью у иностранцев, особенно нам везло на французов. Многие путешествуют с палатками. Россия пока является раем для любителей дикого отдыха, в Европе давно регламентировано, где можно и нельзя ставить палатки и жечь костры.
Поселок застроен деревянными домами. Крыши и заборы некоторых из профнастила. Привычного теперь уже синего цвета!
Так как в северной части острова дороги в общепринятом понимании этого слова отсутствуют, тряска пожилым родителям порядком надоела, мы не поехали дальше на север и провели весь следующий день в окрестностях Хужира. Гуляли, купались в ледяной воде. Песчаный пляж напоминает Атлантическое побережье. Если б не коровы, пьющие из озера, можно было б подумать, что мы на берегу океана. Пейзаж изумительный, противопроложный берег будто неземной. Не зря остров считается священным у буддистов и шаманистов.
На Ольхоне есть чем заняться. Предлагаются многочисленные экскурсии: на джипах и горных велосипедах, пешие и водные. Согласна, что двух дней на острове маловато, надо приезжать как минимум на неделю. Можно долго описывать изумительные пейзажи, но я не буду. Байкал прекрасен. На Байкале непременно стоит побывать!
Перед отъездом обнаружили, что пропороли колесо. Пока Клод ставил запаску я пошла выяснять, есть ли на острове шиномонтаж. На всех столбах расклеены объявления "эвакуатор", стало быть проблемы с авто -- дело обычное. На рецепции девушка посоветовала обратиться к местному жителю, который может помочь. В домашнем гараже, оборудованном всем необходимым, на несколько минут и 150 рублей колесо починили.
Парома ждали час, одновременно пообедали. Взяли омуля горячего копчения (наконец-то! Ради омуля я и приехала на Байкал!), а моим французам понравились чебуреки.
Очередь на паром в сторону острова-- часов на 5! Правильно мы сделали, приехав утром. Теперь надо съездить на Малое море, чтоб по-человечески искупаться в Байкале.
Малое море
В путеводителе о Малом море говорится так: место, где русские любят отдыхать, распивая спиртные напитки. Грубовато. На самом деле все очень прилично, в окрестностях поселка Сарма несколько десятка турбаз, отдыхающие -- в основном семьи с детьми. Вода в озере и вправду очень теплая, градусов 20!
На первой турбазе мест не было. На второй тетенька-администратор разжалобилась, глядя на нашего младенца, и предложила сначала "курятник" (микроскопическую комнатку на двоих на втором этаже с аварийной лестницей), а потом нашла 2 люкса по 4000 рублей.
Спали, правда, плохо из-за дискотеки. Администраторша жаловалась, что загрязняют Байкал, в том числе громкими звуками, а сама позволяет проводить дискотеки, странно... На Ольхоне совсем по-другому, там вечерами народ собирается вокруг костра и тихо беседует.
Как я уже говорила, дороги на Байкале -- это не совсем дороги. Ехать дальше по побережью или возвращаться в Иркутск? А почему бы не махнуть напоследок в Листвянку? Сказано -- сделано.
Листвянка
Точно не припомню, каккими эпитетами наделил поселок Листвянка наш верный товарищ Lonely Planet, но местечко это самое-самое туристическое на Байкале из-за близости к Иркутску, всего 70 км. Подавляющее большинство туристов -- и индивидуальные, и группы, приезжают именно сюда. Особенно те, кто ограничен во времени. Как мы, например. Листвянка представляет собой нечто вроде обязательного этапа для всех, кто путешествует по транссибу.
В Листвянке совсем иная атмосфера, не как на Ольхоне и Малом море. Гуд бай, дикая природа, здравствуй, цивилизация! Листвянка -- своеобразный местный Лазурный берег.
Зная, что с размещением в пик сезона непросто, остановились в первом попавшемся отеле, что нам посоветовали в информ-бюро - "Маяк". В центре, на набережной. Интерьер китчевый, но очень уютные и чистенькие номера от 4000 рублей, с завтраком и видом на Байкал. Администраторы зачем-то отобрали наши паспорта (сказали, так положено, для регистрации). Блин, как все сложно-то!
Купили на рынке омуля и хариуса, взяли пива, арендовали на пляже беседку (100 рублей в час) и устроили настоящий пир! И рестораны не нужны! Хотя нет, нужны иногда, для беспроводного интернета, когда в гостиничном номере он плохо работает.
Исследуя окрестности, заехали в шикарнейший отель "Анастасия" (номера от 150 евро), где наконец-то впервые после отъезда из Нижнего попили настоящего кофе! Французы ж помешаны на кофе, жизнь без чашечки экспрессо -- не жизнь.
На обратном пути в Иркутск (до скорой встречи, священный Байкал!) остановились в музее деревянного зодчества Тальцы. Классный музей, экспонаты в безупречном состоянии, и место очень приятное, среди березового леса.
Иркутск
В Иркутске я предварительно по телефону забронировала два номера в гостинице "Горняк", но нас как иностранцев отказались селить!!!! Что за дискриминация?! Хорошо, мы на машине, едем искать менее ксенофобский отель. В "Европе" мест не было, но милые девушки-администраторы нашли нам два номера в "Интуристе" по 3200. Подумать только, несколько лет назад я тоже работала на рецепции 4* отеля, как эти милые девочки, и помогала отчаявшимся путникам найти ночлег.
Бывшая гостиница "Интурист" теперь называется "Иркутск". Имя поменяли, а интерьер номеров сохранили прежний. Здравствуй, совок! Впрочем, на других этажах номера с ремонтом. А сам отель на набережной, для вечерних прогулок лучше места не придумаешь.
Увы, наше сибирское путешетвие подходит к концу, пора мыть и сдавать машину. Когда подъезжали к автомойке мне позвонили из... ну конечно, из иркутского офиса Hertz с предложением сдать машину завтра утром и в аэропорту (хотя по договору предполагалось в городском офисе) без доплаты за дополнительный день . Вот дела! Складывается впечатление, что никакого офиса в городе у них нет и в помине, все аренды начинаются и заканчиваются неизбежно в аэропорту. Нет, нам грех жаловаться, такой поворт нас больше чем устраивает -- мы ж улетаем утром как раз из аэропорта, на такси сэкономим! Но для проформы я все же "торгуюсь" с менеджером компании -- мол, мы уже и машину помыли, уже едем к вам, что за бардак!
Ужинали в монгольском ресторане, рекомендованном нашим другом Lonely Planet. Вкусно было. Но я, честно говоря, не поняла, чем отличается монгольская кухня от бурятской. Бузы это позы, пельмени везде пельмени, даже в Калининграде. А пиво... про пиво я писала в первой части. Любое упоминание Heineken теперь вызывает в нашей семье приступ истерического хохота.