Хаим-Янкл, Суре-Брохе и День искупления (Йом Кипур)...
Хаим-Янкл, Суре-Брохе - эти странные, двойные, еврейские имена... Моим соплеменникам (и современникам) такие имена помнятся наслух от их бабушек, дедушек и от еще более дальнего родственника - от Шолом-Алейхема. Такого типа имена, так или иначе, все же могли бы привлечь внимание и людей, никак не принадлещих к "Б-гом избранному народу" и вызвать вопрос: "А почему, всамделе, двойное имя?". И поэтому, как для во всем сведущих евреев, так и для просто интересующихся (и за это весьма уважаемых мною других людей, неевреев) - возьму на себя смелость публично поразмыслить над этим явлением...
Еврейская традиция, наделяя вновь рожденного человека двойным именем, поясняет это довольно просто - первое имя служит в миру, а второе в семье. То-есть, к примеру, в ближайшем окружении человека зовут Янкл (сокращенно-ласкательное от - Яаков) , а в более широком, то-есть, для друзей и начальников он - Хаим. И суть еврейского двойного имени Хаим-Янкл так же проста: мол, глазьте себе вашего Хаима с полным вашим удовольствием, а нашему Янклу все "добрые пожелания" от "доброжелателей" и прочей коросты - до лампочки! И вот тут вопрос возникает уже у меня, посягнувшего на право заглянуть в глубь нашей еврейской традиции. У меня, у человека без религиозного образования, без строго религиозно воспринимающего окружающий его мир, без прочно вбитого в голову табу на дискуссию с традицией - но глубоко, при всем этом, эту самую традицию уважающего. И поскольку традиция двойного имени проста - прост и мой вопрос к людям, ее придерживающимся. И суть его, к примеру же, может быть выражена в подвопросах, которые желающие могут обратить к самим себе:
Когда я помогаю ближнему своему и жду благодарности за это - я это делаю от Хаима или от Янкла?
Когда я делаю подлость ближнему своему, даже в порядке самозащиты - я это делаю как Хаим, или как Яаков?
Когда я предаю друга или изменяю жене - кто предает и изменяет, Хаим или Яаков?
Иными словами, мой вопрос и подвопросы сводятся к самоопределению в свете вышесказаного. И тут самое время разобраться во всех, самых-самых личных и глубоких-глубоких своих мыслях, назвать самих себя единственным и настоящим именем, и дать своим поступкам достойную оценку. Для чего в еврейской традиции и существует День Искупления, или (по-нашему) - Йом Кипур...