Рыскин Борис Александрович: другие произведения.

Действующий закон

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 27/09/2004.
  • © Copyright Рыскин Борис Александрович (kargin2006@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 17k. Статистика.
  • Сборник рассказов:
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Антарктический сон

  • Информационный центр погоды [Б. Рыскин]

    Не удивляйтесь. Это бросок в прошлое. Так все начиналось. Набережная реки Малой Невки была еще не в граните. Первый секретарь Обкома Ленинграда - Григорий Романов достраивал здание Дворца Молодежи и обустраивал прилегающие берега Малой Невки, ну а я был направлен усилить городскую гидрометеослужбу, которая обзавелась необычным прибором. Ранее такие приборы, а это был радиолокатор, применялись только в военном деле.

    АВИАЦИЯ

    Рождение авиации бурно приветствовалось. Отважные пилоты летали. Девушки любили летчиков. Авиация пользовалась всеобщим уважением. Освоение атмосферы начались.
    Самолеты летали все быстрее. Переносимые грузы - тяжелее. Если груз - бомбы, то внезапный налет чреват быстрым военным поражением. Подлетное время к Ленинграду со стороны старой Финской границы составляло менее 6 минут. Об этой угрозе задумались в Англии, позднее у нас.

    РАДИОЛОКАЦИЯ

    Развитие авиации шло у всех на глазах. Напротив, зачатие и роды радиолокации шло в глубокой тайне. Успехи и неудачи развития радиолокации мало кто знал, но они отразились на новейшей истории. Задачу - снять угрозу внезапного налета авиации на Ленинград - решали тремя способами.

    Разработать инженерные средства, обнаруживающие самолеты по шуму моторов (шумопеленгаторы), разработать инженерные средства обнаруживающие самолеты по отражению радиоволн (радиолокаторы) и, если первые два направления провалятся - отодвинуть финскую границу на приемлемое расстояние с компенсацией территории в двойном размере дипломатическими методами.

    К 1938 году появились шумопеленгаторы. Гордость инженерной мысли попала в кино. Кадры с шумопеленгаторами можно до сих пор видеть в старой военной кинохронике чаще, чем "Катюши".
    Рекламного шуму было много. Толку - мало. Надежно пеленговать эти средства могли, если самолеты кружили у Вас над головой. Скорости росли. Своевременно поднять воздушную тревогу, укрыть население было невозможно. С радиолокацией дело обстояло еще хуже. И мой родной дядя - Константин Георгиевич - оказался на Финском фронте с дипломатическими инструментами в руках.

    ГОДЫ ВОЙНЫ

    За годы войны локаторы появились. Война закончилась. Появились искушенные инженеры - мои педагоги.
    Сравните два чуда: авиация и радио. Принц и нищий? Великан и карлик? Об одном мы знали все, а о другом? Авиапром - любимчик. Второе чудо - с приставкой радио - продолжало делиться и развиваться, проникать в различные отрасли, как опухоль. Пришел новый взгляд на мир. Мир - сгусток информации. Живые системы барахтаются в этой среде. Для выживания важно собрать информацию об окружающей среде для адаптации к ее изменениям.

    КИБЕРНЕТИКА

    Эти идейки собрал вместе американский математик Норберт Винер в книгу Кибернетика. Еще раньше
    И.Сталину сделали доклад о появлении нового взгляда на человека как на информационное существо. Существо - смысл жизни которого в поглощении информации из вне и адаптации к изменениям в окружающей среде. Планета может погибнуть, а жить человеком можно и на Луне в форме кремниевой пластинки с памятью. Поглощать солнечную энергию и размышлять о строении вселенной. Поэтому человека можно передать по проводам и даже без них - по радио. К строительству коммунизма Н. Винер относился скептически - для хорошей жизни на Земле всем не хватит ресурсов планеты. Уже виден предел. Все надо делать маленьким и даже миниатюрным, если хотим еще пожить хорошо.

    НАШ ВОЖДЬ

    Наш народ только-только вышел из разрушительной войны. Все надо восстанавливать. Кибернетика не прибавит оптимизма строителям светлого будущего - коммунизма - рассудил мудрый вождь. Нашему человеку трудно понять, как его можно передать по проводам.
    - Возьмите этот тезис и объявите пока кибернетику буржуазной лженаукой - сказал он.

    РАДИОЛОКАЦИЯ В МЕТЕОРОЛОГИИ

    Мы остановимся на радиолокации в метеорологии. Особый разумный глаз мне и предстояло внедрять на берегу Малой Невки, на крыше нового двух этажного здания Информационного Центра Погоды. Это был радиолокатор. Коротко - МРЛ - метеорологический радиолокатор. Он должен был за 6 секунд собрать информацию о движении воздушных масс с площади диаметром 600 (!) километров. Обнаружить образование грозовых облаков. Определить скорость и направление их движения. Главным потребителем этой информации были, конечно, самолеты. Влететь в кучевое облако пилотам всегда опасно. Видимость ноль, плюс мощные вертикальные воздушные потоки, которые могут кинуть самолет и вверх и вниз. Короче - радиолокатор сулил 100% точности прогноз погоды на 3-6 часов.

    МРЛ

    На фотографии, в шарике (ветрозащитная оболочка) скрыта 3-х метровая антенна. Антенна могла вращаться и разбрасывать вокруг себя в узком луче электромагнитную энергию СВЧ , подобно милицейской мигалке. Невидимый луч с энергией СВЧ можно было поднимать и опускать над горизонтом. Такой луч освещал огромное пространство. Всего 20 таких шариков могли перекрыть всю территорию СССР. Динамично собирать и снабжать авиацию ценной информацией об опасных явлениях погоды. Подчеркну - луч невидимый. Его видел только я в своем воображении. Отраженный сигнал принимал особый приемник - искусственный глаз, который тоже скрывался в шарике. Известно - в печку СВЧ не рекомендуется заглядывать, когда она работает, а мы облучали всех, кто был рядом. Правда, в те годы печек СВЧ еще не было и в помине, но не рекомендовалось опускать луч ниже крыш домов, направлять на людей и собачек, заглядывать в волновод, стоять рядом с антенной.

    СЗ УГМС

    В отделе кадров СЗ УГМС при СМ СССР (Северо-Западное Управление ГидроМетео - службы при Совете Министров СССР ) мне сказали, что попробуют направить меня к Фельшину -начальнику нового Информационного Центра Погоды (ИЦП) - от него была заявка.
    С Фельшиным Б.Е., простите, Ю.М. трудно работать - предупредили меня в отделе кадров - Если Вы не подойдете Б.Е. - мы подберем Вам работу в ином месте. Почему Фельшина Юрия Моисеевич за глаза коротко звали - Б.Е. - я тогда не стал разбираться.

    ФЕЛЬШИН Ю.М.

    Меня встретил плотно сбитый мужчина лет 60. Фельшин Ю.М. в прошлом был военным метеорологом. Прошел войну до Берлина и закончил службу на Кунаширских островах. Гордился тем, что в стужу ему удалось не сжечь в буржуйке японские метеорологические справочники многолетних наблюдений. Держал тесную связь с летчиками. В годы войны сам поднимался в воздух для сбора информации перед наступлениями, сам все проверял и перепроверял перед докладами в ставку. Лично знал Г.К. Жукова. Однажды в мае, в День Победы - явился в военной форме. Китель был весомый. Позднее похожий сшил себе Л. Брежнев. Фельшин Ю.М. был коммунистом. С выходом на пенсию, Смольный подобрал ему спокойное местечко начальника городской метеостанции СЗ УГМС.

    ПЛАН ФЕЛЬШИНА

    Новенький Информационный Центр Погоды, построенный в стиле английских информационных центров погоды, как раз и был результат усилий БЕ. Рядовая метеостанция, под руководством БЕ, к тихому ужасу сотрудников бюро погоды, превращалась в ИЦП. БЕ гонялся за всеми новинками, насыщал центр передовым оборудованием наблюдения за окружающей средой. Сеть пунктов в каждом районе города контролировала загрязнение воздуха. Сеть водомерных узлов - уровень воды в реках и каналах Невы. Вся городская телевизионная мачта была утыкана датчиками ветра на высотах. Новенький радиолокатор естественным образом должен был дополнять противовоздушную оборону города и аэропорта от ливней и гроз. Сделать аэропорты города всепогодными. Это означало, что пилоты в пасмурную погоду еще на земле знали, где и куда плывут опасные для них грозовые облака. Пробивали низкую олачность и огибали опасные места. Иными словами - Фельшин Юрий Моисеевич, он же БЕ - тактику жизни не менял с времен окончания войны. Жить спокойно и тихо он просто не мог.

    РАДИОЛОКАТОР

    Радиолокатор гражданского назначения с большим трудом (Читай книгу Д.Гранина "Иду на грозу") стал выпускать как товар народного потребления один закрытый НИИ всесоюзного масштаба. Проблема была в том, что локатор был еще "сырой". Колес в нем было больше, чем в тракторе. Поломки и отказы случались часто. Все это оскверняло дружбу с аэропортом.
    БЕ считал, что так быть не должно. Первого инженера выгнали за то, что тот доказывал право особо сложной техники на поломку. Второй инженер потребовал 20 литров спирта в месяц на профилактические работы и в течение испытательного срока спился, успев сжечь привод антенны.
    Я был третий кандидат на должность радиоинженера ИЦП. Бог любит число Пи, и мне повезло больше.

    ЗАДАЧА

    Ставлю перед тобой боевую задачу - сказал мне БЕ - запускаешь локатор - делаю тебя старшим инженером, руководителем группы радиолокационных наблюдений. Мы не должны прозевать ни одной грозы.
    Приступай! Срок неделя. Ты должен понимать, почему это важно.

    БЕ

    Начальник центра спешил ввести меня в курс дел:
    - БП (бюро погоды) столичного города выдает прогнозы, руководствуясь радикулитом главного синоптика! Меня боевого полковника в тихом омуте утопить хотели! Они у меня еще пожалеют! Мы им покажем еще, как должна работать Советская Власть - говорил он и грозил кулаком небу. Боевой начальник будет у меня, подумал я и...догадался, что БЕ, в отличие от БП, наверно, означает - боевой еврей!

    МОРАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ

    Приняв дела и запустив локатор в срок, я заскучал. В моральном отношении радиолокатор к моменту воплощения в металле был уже старой керосиновой лампой. В метеорологии это был переворот, но в самом радиолокаторе, как системе, не было реализовано и 10% новых идей, которые начинали воплощаться в космической и военной технике. Прелести, которые, несомненно, были в работе с Фельшиным Ю.М., я оценил позднее.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОРУЧЕНИЕ

    БЕ видел, что я скучаю и, казалось, сочувствовал мне. Это проявлялось в дополнительных поручениях далеких от радиолокации. Сначала я противился им, потом стал выполнять все чаще и охотнее.

    СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

    Вот хочу показать тебе, как работает Советская Власть. Через неделю идешь со мной в Смольный - сказал БЕ, однажды, и добавил: - Найди мне аргументы против строительства бензоколонки в непосредственной близости от ИЦП.

    Я ничего не нашел в публичной библиотеке кроме закона за подписью Каменева и Зиновьева о запрете нового строительства, нарушающего ряд многолетних наблюдений за погодой. С этим аргументом и каким-то рисунком на ватмане, который изобразил внук БЕ, мы отправились в Смольной.

    СМОЛЬНЫЙ

    В Смольном Фельшина, похоже, помнили - кто мог старались не попадаться ему на глаза и спешили скрыться в кабинетах. Мы пришли в небольшой зал, где рассматривалось предложение ГЛАВАПУ (главного архитектурно-планировочного управления) о застройке территории возле "Дворца Молодежи".

    КОМИССИЯ

    На заседании присутствовало человек пятнадцать, в том числе:
    директор трамвайного парка, директор чулочной фабрики Красное Знамя и от СЗ УГМС - Фельшин Ю.М.
    Докладывал представитель ГЛАВАПУ. На плане были изображены объекты: трампарк, фабрика, наш ИЦП и неугодная нам бензоколонка.

    ПРЕНИЯ

    Вопрос был хорошо подготовлен.
    Председатель комиссии - хищная чиновная дама быстро перешла к прениям.

    - Вы, директор трамвайного парка, Вы забор свой когда покрасите? Скоро иностранцы будут мимо проезжать и селиться во Дворце Молодежи. У Вас есть возражения против строительства бензоколонки?
    - Нет! - Ответил директор трамвайного парка. Бензоколонка была ему безразлична. Трамвай бензином не заправишь, а вот забор надо покрасить - который раз напоминают.

    - А, Вы - Красное Знамя, как ?
    - Нет! - тихо ответило знамя. План месяца по выпуску носков горел. Кроме своих носков Красное Знамя ничего не хотело замечать.

    А Вы, Йордан Мордухович, простите, Юрий Моисеевич, что скажете?
    Фельшин поднялся, его левый глаз нервно заморгал - результат контузии - я против строительства бензоколонки!

    Фельшин напоминал бомбу, у которой фитиль уже горит.

    - Могу ли я узнать почему? - Протокольно спросила хищная дама.
    Есть закон о недопустимости нового строительства, нарушающего ряд многолетних наблюдений за погодой. Мы ведем наблюдения за чистотой воздуха. Заправка автомашин будет нам мешать. Вот копия закона.

    - Боже мой, какая ветхость. Его подписали Каменев и Зиновьев!
    В таком случае, ставлю вопрос на голосование. Кто ЗА строительство бензоколонки?

    - Я - коммунист Фельшин - возражаю! Вопрос не подлежит голосованию. Закон никто не отменял.
    Присутствующие стали просыпаться.

    - Каменев и Зиновьев - враги народа! - Повысила голос председатель.
    Фитиль догорел. Фельшин взорвался.

    - Вы политическая погремушка! Демагог! Не знаете истории партии! Таких как Вы надо гнать из Смольного!
    Подписи Каменева и Зиновьева стоят под Декретом о мире, о земле. Советскую Власть тоже будем отменять?! Все что ошибочно - отменено, а это действующий закон!


    Политическая погремушка глотала воздух рыбой. Образовалась тишина.

    БЕ продолжил:
    - Вношу предложение - отдать эту территорию СЗ УГМС для застройки. Вот план.
    Фельшин развернул рисунок внука.
    Казалось он был так зол, что съест моргающим глазом любого, кто будет против.

    Погремушка опомнилась быстро. Не раз воевала с БЕ.
    - Вношу встречное предложение - миролюбиво начала она - отдать территорию уважаемому Юрию Моисеевичу без права застройки.

    Прошло предложение политической погремушки.
    Вот такой есть действующий закон, братцы. Я имею в виду погремушку :).

  • Комментарии: 3, последний от 27/09/2004.
  • © Copyright Рыскин Борис Александрович (kargin2006@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 17k. Статистика.
  • Сборник рассказов:
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка