Этот маленький фотоальбом посвящается уникальному транспортному маршруту
между обсерваторией "Мирный" и российской станцией "Восток" в Антарктиде.
Пожалуй, один из самых высоких в мире(!)памятников машине.
Высота памятника свыше 3600 метров над уровнем моря!
Вот такой профиль попросил меня нарисовать начальник обсерватории Мирный
- Виктор Григорьевич Смирнов (24 САЭ).
- Будем отмечать в кают-компании стоянки походников...
Профиль Антарктиды на участке Мирный - Восток.
Санно-гусеничный транспортный поход из 14-18 машин с санями, груженными топливом,
продуктами, снаряжением, поднимается на купол Антарктиды ежегодно.
В связке машины преодолевают зоны трещин.
Станция "Восток" - лунный пейзаж.
Лютый холод. Ветер 5 метров в секунду. Дышать только через шарф.
Не бегать. Передвигаться только гусинным шагом. Ни каких резких движений.
Ни каких физических усилий.
Глубокий вдох и ожог легких! Воспаление легких смертельно.
Можно спасти только летом - вывезти самолетом.
Жажда отчаянная, но пить нельзя. Наступает отек мозга и голова изнурительно болит
И в таких условиях полярники поставили памятник основной транспортной машине!
- Виктор! А где ты взял такие штаны?
- Сам пошил в походе!
Мне механеры ничего делать не давали - ты, мол, радист, береги руку для морзянки!
Без телеграмм нельзя в походе.
- А связь была?
- Скверная связь, телеграммы приходилось придумывать.
- А почему штаны такие полосатые?
- Так всем веселее было. Там один белый цвет в глазах стоял. От него за рулем засыпали.
* * *
Летом организуют подбазу "Комсомольская" - аэродром подкидыш.
Это два человека. Радист и механик.
Оцените нервное напряжение этих людей
- месяц двоем быть в пустынной Антарктиде в полторы тысячи километров от людей.
Один дизель и ожидание аварийной посадки на свой запасной аэродром.
* * *
Летом есть часы, и даже дни без ураганов - "погодные окна".
В эти окна "забрасывают" людей на Восток - при смене зимующих составов.
Пилоты летят на "бреющем полете". Высота 150-400 метров над ледяным куполом Антарктиды.
(Фактически высота 2600-4000 метров над уровнем моря)
Самолет берет всего 400 кг полезного груза из обсерватории Мирный, остальное намерзнет в полете.
Выше подняться нельзя по двум причинам:
- еще пуще начинается обледенение всего самолета
- опасно потерять из виду вехи с черными сапогами - навигационные знаки и заблудиться.
Компас тут не работает. Радионавигационные средства тоже.
Визуальный полет над сапогами - российское изобретение.
Но и они порой скрываются в пурге.
Другое опасное явление - белая мгла. Когда не только сапог - сопок не видно.
Найти в этих условиях аэродром очень сложно. Полеты становятся драматичными.
Если в Мирном белая мгла или ураган - можно вернуться на подбазу "Комсомольская"
- топлива хватит только до нее.
Пролетаем обсерваторию "Мирный".
Делаем разворот. Заходим против ветра на посадку.