Соколов Евгения: другие произведения.

Катастрофа в генетической памяти еврейского художника

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Соколов Евгения
  • Обновлено: 06/07/2008. 4k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Помните нас, иначе это может повториться".

  • Cовсем недавно здесь, на авторской странице московского художника Льва Саксонова, мы прочитали его автобиографию. Это увлекательное волнующее чтение (в трёх частях). Недавно этот потрясающий текст напечатан также у Евгения Берковича, издающего в Ганновере знаменитые сайты "Заметки по еврейской истории" и "Еврейская старина". Точнее, текст опубликован в июньском номере "Еврейской старины":
    http://berkovich-zametki.com/2008/Starina/Nomer3/Saxonov1.php
    А всё началось с буклета юбилейной выставки Льва Саксонова в Центральном Доме Художника в Москве в 2003 году. Буклет был получен мной в подарок от самого юбиляра в Москве и привезён в Израиль. Я была потрясена содержавшимися в буклете репродукциями картин и текстом прочитанной там автобиографии художника. Тогда же передала буклет в газету "Вести", откликнулся искусствовед Григорий Островский статьёй "По велению сердца" в номере от 23 июня 2003 года. Вот её я и хочу опубликовать здесь, в небольшом сокращении. Сохранила номер газеты в своём архиве.
    ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА.
    Память о Катастрофе - постоянная составляющая национального самосознания, только у каждого из нас проявляется по-разному. У Льва Саксонова она стала лейтмотивом творчества и воплощается в цвет, линии, пластику его картин, рисунков, офортов. Можно только представить себе, какой невыносимой тяжестью легла эта тема - если, конечно, Катастрофу можно назвать темой искусства - на сердце художнику.
    Если судить по-житейски, всё произошло как будто случайно. В автобиографическом очерке Лев Саксонов так описывает это: "Когда-то я проходил мимо Манежа и увидел афишу выставки "Польское изобразительное искусство". Скучая, прошёл по залам. В самом конце была небольшая выставка фотографий. Одна из них потрясла меня. Фото 1943 или 1944 года: еврейские детишки от пяти и примерно до четырнадцати лет смотрели на меня из-за колючей проволоки. Кто - с мольбой, кто - с ужасом и отчаянием. Одна девочка - гордо. Сколько им осталось жить до газовой камеры - может быть, несколько дней, может быть, час? В 1943 году мне было столько же лет, сколько им. Их давно нет, а я - чем их лучше? - живу. Они смотрели на меня: помоги!
    Я знал, что немцы уничтожили шесть миллионов европейских евреев - целый народ со своей многовековой культурой, народ, так много сделавший для культуры и цивилизации Европы. Я знал, что тридцать тысяч еврейских детишек Варшавы, в том числе детей из дома сирот Януша Корчака, полицаи по приказу немцев отправили в газовые камеры. Это непреходящая боль, но "абстрактная". Когда погибает человек, которого ты знал, ты переживаешь больше, чем за 25 тысяч погибших где-то от землетрясения или ещё от чего-то. Так устроены люди. Но здесь на меня смотрели совершенно конкретные дети, смотрели из прошлого, но смотрели сейчас и продолжают смотреть.
    И вечно меня будут жечь слова еврейской девочки из Варшавского гетто. Её спросили: "Кем ты хочешь быть"- "Собакой! - "Но почему?"- "Немцы собак не убивают". Из дневника эсэсовца: евреев расстреливали у рва. Когда ров наполнился телами, оставшимся в живых приказали лечь на мёртвых лицом вниз, так легче стрелять в затылок. И маленькая девочка спросила распоряжавшегося: "Дяденька, я правильно легла?"
    Страшный рассказ, но разве он может быть иным?. Много лет спустя Лев Саксонов напишет картину "Фотография - 1943", открывшую в 1993 году серию "Холокост"; в 1996-м - "Варшавское гетто", ещё раньше, в 1989 году - автопортрет с "подзаголовком" "Не везите детей в Освенцим". Остальные работы серии "Холокост", равно как и духовно связанный с ними цикл "Звери и птицы" датируются 1988-1989 годами. "Расстрел", "Мишени", "Дом сирот Януша Корчака в Варшаве", снова "Варшавское гетто" и "Реквием", "Формула фашизма" и, наконец, завершающее полотно:
    29,41 КБ
    Художник Лев Саксонов. "Помните нас, иначе это может повториться".
    Очевидно, творчество Льва Саксонова значительно более широко и многообразно, но в данном случае важно было сосредоточиться на главном. Всё остальное может быть, а может и не быть, а Катастрофа - в генетической памяти еврейского художника.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Соколов Евгения
  • Обновлено: 06/07/2008. 4k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка