Мы сбежали из школы (в прямом смысле слова) и отправились осматривать город под руководством опытного гида, с которым нас случайно столкнула судьба. Не будь его, мы бы многого не узнали и не увидели Храм двухэтажный; первый этаж - тот, что на фотографии, похож скорее на склад или на вестибюль какого-нибудь официального учреждения, только с дырками в полу и с цветными тряпочками по стенам. Самое интересное - на втором этаже. Там люди поют, цветы повсюду раскиданы, запахи супер-индийские, по словам нашего гида, бывавшего и в Калькутте. А мы-то сначала думали, что выше ничего нет+
Тем же вечером воочию увидели делийский смог (он в темноте плотный как туман), накрывающий город как одеялом. Еще шесть лет назад его и в помине не было, а теперь из-за него нельзя увидеть панораму города даже с самой высокой мечети Джама-масджит.
Бродяга.
Лежит человек, отдыхает в одном из самых туристически активных районов Дели - и никто ему не мешает. Видать, тяжела заплечная ноша+
Обсерватория по имени Джантар-Мантар.
Название у нее как детская дразнилка, и сама она хорошенькая, как игрушка, гигантских, правда, размеров. Эту игрушку выстроил для себя один из местных правителей, уверенный в том, что чем больше астрономический прибор, тем он точнее. Есть знатоки, которые даже знают, как все это действует, а профаны довольствуются необычностью ритмов, яркость раскраски, загадочностью назначения и возможностью все трогать руками, а что можно - и ногами.
Все то же.
Канонический почти вид, с обратной стороны - лестница - вон, видите, человечки на верхушке стоят? Разве может не возникнуть желание оказаться там же?
То же.
Что-то неотмирное во всем этом есть, как воплощенная детская мечта.
Там же.
Театральные декорации, они же герои пьесы и актеры-исполнители.
Пахарганж, старый Дели.
Центральный район города (хотя есть ли у этого города центр?) Как говорил наш гид (русский, петербуржец, живущий в России): "У нас на Пахарганже+"
Описанию поддается, но с трудом. Из общих вещей, чтоб ориентироваться, можно сказать, что это лабиринт улиц и улочек и улочечек в виде проходов между домами, где с трудом могут разойтись два человека, но чрезвычайно густонаселенный лабиринт. На первых этажах трех-четырхэтажных зданий располагаются либо лавки, лавочки и лавчонки, либо магазины и магазинчики, либо кафе-перекусочные, изредка - рестораны. На верхних этажах, наверное, живет, хотя по окнам этого не скажешь - стекол в них не бывает, они заколочены, либо заставлены фанерой, либо забиты тряпками, или все сразу.
Торгуют не только в помещениях, а повсюду, столпотворение двухколесных рикш, четырехколесных машин, двуногих пешеходов, и никто никому не мешает. Над грудами сладостей, лежащих почти прямо на земле под колесами, кружатся осы гигантских размеров и устрашающего вида. почти свободно предлагается гашиш, зато редко где увидишь спиртное, особенно по мусульманским праздникам. Любимое место поселения европейцев и русских: дешевые комнаты в гостиницах.
Корова на Пахарганже.
Да, они действительно там ходят и лежат где вздумается, жрут чего попало из
помоек, но при этом, говорят, имеют хозяев - кто-то же их доит?
Загадочная личность в лиловом платке.
Недалеко от Триумфальной Арки. Женщина преклонного возраста, просто ходила, ритмично покачиваясь, сложив руки за спиной, вот такая перекошенная. Может, собирала деньги, а может, так, - зачем ходить или стоять, или сидеть, если можно просто танцевать?
Супер-надпись на супер-сарайке.
Непереводимая игра понятий; все говорят, что индийский английский - специфическая вещь.
Ну как же без Пушкина?!
Скульптор, кажется, Аникушин. Чуть подальше есть еще и Толстой, но он так старательно прятался в кустах у большой дороги, что сфотографировать его не было никакой возможности.
Целый район храмов где-то на окраине Дели.
Огромные комплексы с фантастической архитектурой (построены, правда, не очень давно), посвященные разным богам; чтобы посмотреть все, одного дня, наверное, будет мало. У нас было два часа. Мы успели зайти в два храма, и то, потому что очень торопились. Фотоаппарат не поднимался снимать, потому что когда храмов как грибов, один купол за другим, наступает затмение в голове и в электронике. Подавляет наверное даже не столько красотой, сколько масштабами и количеством - а главное зачем, мы так и не поняли.
Там же. Гигантская статуя Ханумана.
Довольно далеко и окутана смогом. Затрудняюсь сказать, какой она высоты. Ближе не подходили, но и так мурашки по коже и сосет под ложечкой. А сначала вообще кажется, что это глюк от жары и усталости.