Савонк: другие произведения.

Наггар и Манали

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 04/04/2006.
  • © Copyright Савонк (gerund@bk.ru)
  • Обновлено: 10/03/2006. 8k. Статистика.
  • Очерк: Индия
  • Иллюстрации: 12 штук.
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Продолжение. Начало см. в очерке "Я не знаю хинди" и "Долина Кулу. Имение Рерихов в Наггаре"
     
     [] 
    
    Горы, Наггар.
    Горы, помимо прочего, вызывают одну ассоциацию - с палитрой или просто с
    краской, цветом - окунай в них кисточку и рисуй! Правда, не горы тогда
    получатся, а вот что, интересно? 
     
    
    
     []
    Рельефы из числа собранных Рерихами. Выставлены временно, пока окончательно
    порядок в фонде не наведут. Но, по-моему, они прекрасно здесь себя
    чувствуют, под таким солнцем.
    
    
     []
     Тоже рельефы и хозяйка здешних мест Алена.
    Алена и пытается навести здесь порядок. На самом деле действие происходит
    на стройплощадке, где сооружают деревянную сцену для будущего спектакля на
    будущий праздник - по всем правилам строительства деревянных сцен, с
    двускатной крышей, колоннами с резьбой, навесами для зрителей от дождя,
    фигурами богов и деревянной бахромой. Можно было понаблюдать за работой
    резчика прямо на месте. 
    
     
    
     []
    
    Это тоже Наггар, еще один небольшой храм, неожиданно вынырнувший из-за
    угла. Вроде бы, посвящен Шиве, если нет - то Кришне; перед входом - бык
    Нанди. Войти внутрь нельзя, но можно увидеть через решетку - очень
    маленькое помещение, в нем две статуи - бог и его жена; промышленного
    производства, как и большинство храмовой "скульптуры" теперь в Индии,
    одетые в красивые тряпочки, улыбающиеся. 
    
     
    
     []
    
    Последние фотографии из Наггара.
    Все, Наггар кончается, это, похоже, последний день, назавтра мы уезжаем.
    Решили забраться чуть повыше в горы, до храма - опять неизвестно кому, одни
    говорили одно, другие другое. Замечательная до него дорога, через нечто
    вроде соснового леса со следами оползня, размытыми склонами и т.п. Храм
    отличается тем, что внутрь двора зайти может кто угодно, а вот внутрь храма
    - туристам, просто посетителям вход воспрещен. Стоя в дверях, можно почти
    все внутреннее помещение увидеть и даже заснять на камеру, но переступать
    через порог не рекомендуется. Двор - не просто двор, там много всяких
    таинственных помещений и там живут служители храма, по земле расстелены
    половики, раскиданы детские игрушки и одежка (помню маленькую девочку в
    ярко-розовой куртке), туда-сюда бегает девушка то ли с чайником, то ли с
    самоваром - то ли я не рассмотрела, то ли слов адекватных мне уже не
    найти. Горы оттуда синие-синие видны были. Само здание храма покрыто
    эротической скульптурой, мелкого масштаба, и самые интересные места на них
    сбиты. Фигура с рюкзаком за спиной, стремящаяся пройти сквозь стену - это
    наш проводник, "боец невидимого фронта", по собственному определению. 
     
    
     []
    
    Там же, в храме (точнее, снаружи), изображение
    божества.
    Честно говоря, долго сомневалась, снимать или нет - есть в этом что-то
    кощунственное или по крайней мере неуместное. Но потом подумала, попросила
    у него мысленно прощения и разрешения увезти его в таком вот виде с собой в
    дальнее путешествие, он вроде не возражал, и я щелкнула. Не знаю как вас,
    но меня такие штуки приводят в "какое-то странное состояние", и слова мои
    здесь кончаются. Да, кстати, начиная с этого храма у меня действительно
    стали кончаться слова, и наступила охота молчать. Даже сейчас, когда в
    который уж раз просматриваю фотографии, она наступает снова. 
     
    
    
     []
    
    Колесница.
    Это рядом с тем же храмом, колесница, на которой ездят местные боги, когда
    им придет охота путешествовать. В колесницу впрягаются люди и везут ее по
    горам по долам, туда, куда захочет бог. Как они об этом узнают - а бог их
    знает. 
     
    
    Манали.
    Мы покинули Наггар и тем же вечером должны были сесть на автобус, уезжающий
    в Дели, а для этого перебраться в другое селение, чуть повыше и поглубже,
    под названием Манали. Тут можно рассказывать до самого рассвета, потому что
    Манали - это просто сказка, по крайней мере для того, кто видел только Дели
    и Наггар. Раньше это было тихое местечко, теперь стало более туристским,
    потому что здесь курортные места, а в главных курортных штатах Джамма и
    Кашмир сейчас неспокойно, поэтому поток туристов оттуда частично впал в
    Манали. У нас было полтора часа времени и машина джип, поэтому мы решили
    взобраться на гору к храмам. Но мы не учли одного - пробок на дорогах,
    проложенных специально для людей и ослов, где два осла разойтись могут, а
    две машины джип разъехаться - уже с трудом. А джипы шли в гору колонной.
    Соответственно, вниз они шли другой колонной, и встреча двух колонн не была
    радостной. В дополнение ко всему, иногда ослам тоже нужно было дорогу
    уступать, они все-таки тут хозяева (вместе со своими невозмутимыми
    владельцами). Ехалось то быстро и весело, то стоялось грустно-выжидательно,
    но наконец мы добрались до конца дороги, выскочили из машины, добежали до
    храма Ману, единственного во всей долине, попрыгали вокруг него, помчались
    обратно, отыскали машину, но сначала не смогли в нее даже сесть, потому что
    к тому времени ее плотною толпой обступили другие ее соплеменники, к тому
    же об ослах не надо забывать - они тоже толпились, в то время как их
    хозяева, не обращая ровно никакого внимания на автомобильную толчею,
    сверкая улыбками, обсуждали последние сельские новости. Супер! Но как-то
    все неожиданно быстро рассосалось, и мы полетели дальше, потому что дальше
    было самое интересное. Дальше было что-то вроде заповедника с деревьями в
    три обхвата и опять с храмами, на который у нас оставалось двадцать минут
    времени. У ворот - пушистый бизон (если правильно помню, совершенно белый).
    Ближайшим оказался храм Хадимбы, жутко древней местной богини,
    покровительницы животных. Сражает наповал. Храм сложен из могучих
    почерневших бревен, обвешан чьими-то рогами, островерхий - выглядит
    совершенно дико, а о том, что там внутри, рассказать немножко трудно,
    потому что о многом приходится только догадываться.
    
     
    
     []
    
     Не буду вас утомлять,
    скажу, что эта безобидная фотография с местным кроликом и его бабушкой в
    местном костюме была сделана в нескольких шагах от этого храма в
    компенсацию за то, что храм не был снят, потому что выбрать хоть
    сколько-нибудь приемлемый ракурс я не смогла. Не захотела, видимо,
    Хадимба.
    
    Манали - это была вершина нашего пути, во всех смыслах этого слова. Как не
    хотелось уезжать!!! Дальше - спуск, еще четыре дня в Дели, потому что
    дела, и домой. 
     
    
    
     []
    
    Дом.
    А вот так в Манали люди живут. Кстати, из местных приколов - есть в Манали
    гостиница, зовется "Shobla International".
     
    
    
     []
    
    Кришна и Нанди.
    Красиво, правда? На воротах дома какого-то, кажется, юриста уже в Дели.
    Просто гуляем, глазеем на то, как люди живут. 
    
     
    
     []
    
     И вот тоже дом.
    Дом в небедном квартале Дели, на улице, где, похоже, селились одни юристы
    (на воротах таблички приколочены). А вот коврики просто на балкон
    вывешивают, и все. Примерно та же история, что с супер-надписью на
    супер-сарайке. Другие у людей понятия в голове, другие. 
    
    
    
    
    
     []
    Джайнистский храм.
    На сладкое, завтра улетаем домой. Архитектура очень интересная. Что-то
    чудится православное, что-то от ислама, плюс индийский колорит. Это не
    пленка плохая или засвеченная, это смог в Дели такой, вечерами хорошо
    виден. Про джайнов знаю только, что они поклоняются богу в образе меча, и
    что правила у них самые строгие. Заходя на территорию храма, обувь сдаешь в
    камеру хранения, босые ноги омываешь в небольшом бассейне, налитом прямо у
    ступеней лестницы - иначе не пройти. Я было замешкалась, ища пути в обход,
    но какой-то дядька как цыкнул на меня, и я быстренько вошла в воду -
    прохладная вода, кстати, приятно. На вход в храм стояла очередь - мы попали
    туда в какой-то праздник, уже забыла в какой; обязательно и мужчины, и
    женщины покрывают головы - для тех, у кого нечем, у колонн стоят огромные
    корзины с платками и платочками. Внутри все тоже четко - хвост медленно
    циркулирует по всему храму, от одного уголка в другой, если хочешь
    остановиться - выходи, нет - ползи со всеми. Посредине на возвышении сидит
    по-турецки дядя и в репродуктор что-то очень громко говорит, может быть,
    молитву, вокруг него народ на коленях, качается и молитву повторяет,
    кажется, играет музыка, и вообще все как будто во сне ходят. Главное - это
    то, до чего доходят в последнюю очередь - большая "витрина" с мечом
    обыкновенных размеров, с какой-то вязью на лезвии, с черной рукоятью.
    Внушительно, правда, но впечатлениями мы были уже переполнены по самое
    некуда. Однако все же осталось в памяти. Выйдя обратно во двор, прошлепали
    по плиточному полу до огромного бассейна с галереей, увешанной лампочками в
    честь праздника, и в воде все это отражается - красота! Постояли,
    посмотрели на радостный народ и побрели ловить тук-тука - таксюшку то есть.
    А завтра - в аэропорт
    
     
    
     
    
  • Комментарии: 3, последний от 04/04/2006.
  • © Copyright Савонк (gerund@bk.ru)
  • Обновлено: 10/03/2006. 8k. Статистика.
  • Очерк: Индия
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка