Сеничев Валерий Юльевич: другие произведения.

Париж 2009. Опыт турпоездки без заказанных экскурсий.

• Комментарии: 1, последний от 02/09/2009.
  • © Copyright Сеничев Валерий Юльевич (senichev85@yandex.ru)
  • Обновлено: 31/08/2009. 20k. Статистика.
  • Обзор: Франция
    Данные заметки по идее должны перекликаться с очерком Л.И.Штерна http://world.lib.ru/s/shtern_l_i/paris.shtml Хотя впечатлений от поездки осталась масса, думаю, что для путешествующего народа будет полезен любой опыт планирования самостоятельной поездки, что реально позволяет сэкономить вам деньги и время, такое ценное там.Поэтому я решил построить заметки по вышеуказанному прототипу.

•    Париж 2009. Опыт турпоездки без заказанных экскурсий.

1. Подготовка.
       Исходные данные. Участники поездки отец и младший сын (50 и 18 лет). Супруга ехать отказалась, заранее осознавая не очень хорошую пешеходную подготовку. Куплена путевка без экскурсий на 7 полных дней и 2 дня, сопряженных с отъездом или приездом. Местопребывание было определено на Монмартре: отель Gerando (Жерандо).
       Был скачен из Интернета путеводитель Афиши и куплен путеводитель из серии "Путеводители Томаса Кука". Путеводитель Афиши хорош только тем, что он бесплатный и иногда помогал выстраивать общее представление о некоторых особенностях города. Путеводитель Кука (автор Элизабет Моррис) был с нами почти все дни прогулок, покупка его была очень удачным пунктом в подготовке. Использовались общедоступные карты Парижа, выложенные в Интернете, и такие ресурсы как Google Earth и Wikimapia. Последний ресурс автор особенно рекомендует, т.к. является одним из наиболее активных его пользователей.
       2. Общественный транспорт.
       К описанию Штерна только одна маленькая ремарка. При выходе со станций метро, не сопряженных со станциями RER, не надо было использовать билеты для выхода, турникетов либо не было, либо они были дезактивированы. А вот при выходе со станций метро, соединенных со станциями RER, как раз и надо было повторно пропускать билеты через турникет. На станции метро/RER Gare de Nord надо было пропускать билеты через турникеты на границе зон ответственности RER/метро.
       3. Музейная карточка.
       Не покупали, т.к. при плане посетить три музея с большим разрывом по дням, она себя не оправдывала.
       4. Заказ экскурсий.
       Туроператор предлагал экскурсию в Версаль за 98 евро на 4 часа. При этом билет туда на RER стоит чуть менее 3 евро, а посещение дворца и парка стоит 25 евро в выходные и 20 в будни. Т.к. мы хотели посетить еще и Трианоны, то предложение турфирмы было признано неэквивалентным. Аналогичные экскурсии в другие места города (даже пешеходными) стоили также исключительно дорого, и мы решили обойтись путеводителем. Опыт прошлогодней поездки в Прагу нам показал, что гиды обычно рассказывают то, что в путеводителях. Мы же хотели смотреть, а не слушать.
       5. Еда.
       Париж это исключительно недружественное место для питания людей, не обремененных лишним количеством денег. Сложилось впечатление, что все заведения находятся в сговоре, крышуемым мэрией Парижа, по "обиранию" путешествующих людей. И дело не в исходной высокой цене продуктов. Пол-литра пива в супермаркете 0,7 евро. В кафешке это уже от 5,5 евро. В большинстве кафешек то же пиво продают порциями по 0,2 л или 0,33 л (это у них большая порция). И стоит это в пересчете на 0,5 литра 5,5 евро. Полноценный обед ( с первым, вторым, салатиком) обходится не менее 20 евро на человека (без спиртного). Такой расклад при необходимости экономии финансов обрекал нас на питание по упрощенной схеме в заведениях типа Макдональдса. Но и в них дорого. Были в Макдональдс и Quik. Все дороже, чем в Америке раза в два (мой старший сын работал прошлым летом в США в этой системе в рамках программы Work and Travel и помог сравнить). Но это можно есть. А что касается знаменитых парижских багетов, куда вставлены всякие дольки сыров и ветчины, то это "чудо" французской кулинарии является, на мой взгляд, издевательством над системой пищеварения. Учитывая континентальный завтрак, предлагаемый отелем по утрам, где этот багет присутствовал в виде мелкоразмерного клона, легко догадаться, что на третий день мы на этот багет смотреть не могли без содрогания. И когда видели эти багеты в виде сувенирных магнитиков на лотках торговцев сувенирами понимали, что эти французы еще издеваются над нами. Особенно хочу ответить, что национальные лавки (арабские) или еще какие (не рестораны) также торгуют багетами (я понял, что шаурму здесь просто не дают продавать).
       Но не все так плохо. Если вы зайдете в один из сетевых супермаркетов (например, Champion или Leader Price), то обнаружите, что за те же деньги, что можно потратить на один обед для одного человека, вы купите продуктов на два обеда на двоих. Поэтому часто в Париже мы старались в обеденное время проходить мимо заведений с маркой Monop, где можно было купить порцию салата за 3,5 евро, нарезки ветчины за 2 евро, бутылки пива Heineken 0,65 л за 1,9 евро, йогурт с завлекающим названием Yop 0,5л за 2 евро и с добавкой еще чего-нибудь хлебного с кульком таких продуктов дальше идти в какой-нибудь близлежащий парк на пикник. О прохладительных напитках особо. Лично я ненавижу приторные газировки типа Кока-Кола или Пепси с 11% сахара. Когда мучает жажда можно выпить один глоток. Не больше. Однако на Елисейских полях сыну продали Коку-Колу с 27% углеводов. Кто не верит, пусть обращается, могу выслать сканированную картинку этикетки. Минеральную воду можно купить только в супермаркетах.
       О французском пиве особо. Нет такого пива. Марка Kronenberg, продающаяся везде, это вариант международно безликого продукта типа Балтика 7.
       Таким образом, надо вспомнить о меркантильности французской нации и настраиваться на то, что требуется эту систему просто перетерпеть на время поездки. Это вам не Чехия.

6. Приезд. 20 августа. Четверг.
       Самолет компании КД-авиа приземлился в аэропорту им. Шарля де Голля в 15-00. Нас высадили на терминале 1 и через 30 минут мы уже выходили с багажом на выход. Встречающий (Руслан от фирмы Капитал-тур) за пол-часа довез нас до отеля (в 100 метрах от метро Анвер) и мы, закинув вещи в номер, уже через 20 минут вышли на первую прогулку к подножью Сакре-Кёр. Гостиница (2 звезды) реально была лучше, чем в Праге 3 звезды. На стойке ресепшн были цены: 85 евро за 2-х местный номер, 65 за 1-местный. Погода была теплая, немного жаркой, но на вершине горы веял приятный ветерок. Окружающие виды были отличные. И с хорошим настроением мы вернулись в гостиницу.
       7. День второй. 21 августа. Пятница.
       Встав пораньше (завтрак с 7.00) мы пешком неторопясь прошли до Гран-Опера, оттуда к Лувру и у стеклянной пирамиды были в 8-30. Подождав немного, мы зашли одними из первых и вот Лувр наш. Это было самое большое впечатление от Парижа.
       У меня сложилось впечатление, что наверно в самом Ираке осталось меньше памятников древней Месопотамии, чем в Лувре и Британском музее (там, правда, не бывал).
       Однако экскурсия наша длилась часов 6 и примерно километров 7. Что хотел, я все посмотрел. Остались на будущее только художники Голландии. К трем часа дня мы вышли из Лувра и побрели потихоньку к Сене, т.к. обедать я решил в Латинском квартале. Дорога (выбранная по карте) вела нас к острову Сите мимо замка Консьержери и церкви Сен-Шапель. А т.к. эта церковь была у меня в программе, а очередь была небольшая, зашли и туда. Можно прочитать много восторженных отзывов об этом туристском объекте, но мы уже видели собор св. Вита в Праге. Так что восторга не было. Но поглядеть стоило. Дальше наш путь лежал в Латинский квартал, где мы подкрепились пиццой и сладким пирогом в местной кондитерской. После этого я захотел на конец маршрута дойти до Люксембургского сада. И не пожалел. Нам это место понравилось в Париже больше всего. Этот сад королева Франции Мария Медичи устроила для себя. Водоем с детскими корабликами, кадки с пальмами и какими-то средиземноморскими цветущими деревцами, железные стулья, которых в несколько раз больше, чем тех, кто хочет сесть, статуи, очень старые деревья, лужайки. Просто восторг. Отдохнув часик в саду, мы вернулись в отель. Потом в это место мы возвращались еще дважды.
       8. День третий. 22 августа. Суббота.
       Программа на день у меня была такая Парк Монсо - Триумфальная арка- Парк Багатель -рынок Ля-Пус.
       В парке Монсо мы были около 9 утра. В парке мы осмотрели пруд с псевдоантичной колоннадой, красивый мостик над ручьем, полным рыбы, красивые, незасохшие в жару клумбы. Очень красиво. В парке было минимум гуляющих и максимум бегающих парижан самой разной расовой принадлежности. Огромные платаны не менее чем столетнего возраста обеспечивали тень над лавочками. Очень чисто, очень красиво. Из парка до Триумфальной арки мы дошли за 10 минут. Осмотрев арку, мы поехали в Багатель. Добравшись до станции метро Pont-Neilly, мы пошли по рю Мадрид на юг, очень скоро вышли на самый северо-западный край Булонского леса и далее, использовав план местности на очередном перекрестке, минут через 15 добрались до восточного входа в парк. Парк платный, на молодых людей скидка, а до 18 лет детям бесплатно. Нельзя сказать, что парк нас поразил, вроде не было никаких чудес. Но это настоящий королевский парк. Совершенно другого уровня. Водоемы, полные уток и лилий, грот, две беседки, обозначенные на плане киоском императрицы и пагодой, скала с водопадом, розарий, небольшой летний дворец (или шато). Идеальные лужайки, древние деревья, ручные павлины на дорожках. Особых ботанических редкостей нет, но ландшафтное проектирование парка вызывает восхищение. Из Багателя мы пошли обратно к метро, передохнув часик у озера на краю Булонского леса. В отличие от Багателя здесь было полно народу, с детьми, с собаками.
       Теперь можно было посетить и Ля-Пус. Доехав до Метро Порт-Клинанкур, мы двинулись на север за кольцевую дорогу и долго шли среди целой галереи прилавков с торгующими неграми и арабами. Набор товаров и их качество соответствовало на 80% нашим рынкам. Цены примерно тоже (за некоторыми исключениями). Заглянув в антикварные ряды (внутренняя часть рынка), обнаружили, что нам тут неинтересно. Если бы это были кусочки старины нашей России, было бы совсем другое.
       Дальше мы поехали "домой" на Монмартр и немного прошлись по его нижней части.
       9. День четвертый. 23 августа. Воскресенье.
       Поездка в Версаль. Ехать решили в воскресенье, чтобы увидеть работающие фонтаны. Заранее скажу, что это было правильное решение. Проезд из Парижа до Версаля стоит уже 2,95 евро. Входной билет по выходным и во вторник 25 евро (действует на все объекты Версаля, включая Трианоны). По другим будням 20 евро (но с неработающими фонтанами). Ехать всё также до станции VERSAILLES-RIVE GAUCHE по ветке RER. Ремарки: Версаль открылся с 9 часов, Трианоны с 12 часов, фонтаны заработали с 15 часов. У начала Большого канала граница, отделяющая платную зону парка от бесплатной. Эту границу можно пересекать сколько угодно, только не теряя билет. План Версаля можно взять в зоне касс (бесплатно на разных языках).
       Наиболее запомнившиеся места: боскеты Энселады и Колоннада в большом Версале, вид на "оранжерею" сверху (слева от выхода из дворца) и "домен Марии-Антуанетты" в целом (Малый Трианон). Парк Большого Трианона показался убогой копией большого версальского парка. Но сам дворец без комментариев. Когда мы доехали до Монмартра, смогли еще прогуляться там, обойдя его западные склоны (площадь Тертр-виноградник-дом Далиды-скульптурная композиция "Проходящий сквозь стены"). По дороге попалась русская платная экскурсия, где пожилой гид очень интересно рассказывал о Далиде.
       10. День пятый. 24 августа. Понедельник.
       Маршрут дня: Трокадеро-Эйфелева башня-Дом Инвалидов-Сад растений.
       Данный маршрут позволял сделать наиболее яркие снимки башни, а потом подняться на неё в те утренние часы, когда большинство туристов еще не вышли из отелей. В очереди стояли не более 20 минут. На сына продали билет со скидкой, т.к. на молодых людей 18-26 лет (кстати во многих платных местах это так) имеется скидка процентов 15-20. Кассир только потребовала от меня показать получателя льготного билета. Но документов не потребовалось. Единственно, спросила из какой страны (видимо для отчетности).
       Спустившись с башни прошли по Марсовым полям до военной школы и далее, ориентируясь по карте, довольно быстро добрались до Дома Инвалидов, а конкретно к южному входу. Музей и церковь с гробом Наполеона понравились чрезвычайно. Жаль, что в этот день не работала экспозиция, посвященная именно наполеоновским войнам. Выйдя из комплекса Дома Инвалидов мы неторопливо прошли мимо вокзала Монпарнас направляясь к Саду Растений (километра 3). По дороге пообедали в пиццерии рядом с вокзалом. Забавно было увидеть на бульваре вывеску магазина "Гастрономъ" (правда был закрыт). Сад растений показался на фоне уже увиденных парков скучноватым, хотя некоторые композиции и радовали взгляд. Вход бесплатный, но минизоопарк в саду платный. Далее начался дождь, и мы ускоренно эвакуировались с вокзала в метро.
       11. День шестой. 25 августа. Вторник.
       Тюильри-Ле-Алль-Бют-Шамон-Ля-Вилетт-Мост Александра Третьего-Елисейские Поля.
       Поскольку центральным пунктом дня было посещения кинотеатра ля Жеод в парке Ля-Вилетт в 12-30 с фильмом 3D "Динозавры" маршрут прогулки был выбран так, чтобы добраться до Ля-Вилетт где-то к 11.30.
       У Тюильри мы были около 9 утра. Еще работали чернокожие дворники, но уже бегали утренние бегуны. Сад был просто скучным. Немногочисленные классические статуи и модерновые нелепые композиции не спасали положение. Поэтому мы прошли сад насквозь и мимо Лувра по улице Риволи дошли до Ле-Алля. Там я быстро подвел сына к входу в собор Сен-Эсташ к известной композиции "Слышащего". Больше вокруг ничего интересного не попалось (фонтан Невинных мы обнаружили через 2 дня). И вот мы в метро. Впереди парк Бют-Шамон. Парк очень понравился. Лучший ландшафтный парк Парижа. Озеро с островом-скалой, на вершине классическая беседка, огромный грот с водопадом, ручейки с отформованными бетонными, но извилистыми краями. Старинные деревья. Отлично. С поднявшимся настроением двинулись на северо-запад к каналу Ля-Вилетт, который должен был нас довести до одноименного парка. Так и произошло. Красивый канал, обихоженные берега, и вот нужный парк. Сначала, конечно, дошли до знаменитого кинотеатра Ля-Жеода (он построен в виде сверкающей металлической сферы), где купили билеты. Кино особого впечатления не произвело, но сын впервые видел стереоскопический фильм и, хотя от фильма глаза заболели у нас обоих, мы не пожалели. Дальше мы обошли парк, порадовались за маленьких французов, что у них такое есть, пообедали в Quick и поехали в центр. Специально доехали до моста Александра Третьего и по нему вернулись обратно на правый берег. Дорога наша шла мимо Гран-Пале и, соответственно Пети-Пале. А далее были эти самые поля, где сына порадовали только шоу-румы автомобильных фирм. Я же там интересного для себя ничего не увидел.
       11. День седьмой. 26 августа. Среда.
       Дифанс-Нотр-Дам-Левый берег-Флораль-де-Пари-Вечерняя прогулка.
       Прогулка по Дифансу оставила впечатление посещения наяву какого-то старого советского фантастического фильма, но где все можно было потрогать руками. Особо подчеркну, что выходить лучше на метро Эспланада Ля-Дифанс, не пожалеете. Далее наш путь лежал на остров Сите, т.к. внутри Нотр-Дама мы еще не были. У собора мы были часов в 11. Большой толпы народа в соборе не было, и мы спокойно обошли его. По размеру он мне показался меньше собора Святого Вита и гораздо беднее. От собора мы прошли на остров Сен-Иль, где нашли то место, где продают нахваленное мороженое Бертильон. Мороженое (купили ванильное) действительно вкусное, его стоит попробовать. Немного прогулявшись по левому берегу и перекусив, мы двинули в парк Флораль-де-Пари (метро Венсенский замок). Вот здесь все было просто хорошо. Парк платный. Много детей с родителями и организованными группами. Велокареты напрокат, где-то в конце парка была еще зона детских аттракционов. Планировка парка не хуже Багателя, но имеет свое лицо. Главное озеро, один берег которого составляет зона разноцветных и неотцветших цветов, является центральной осью парка. На берег озера выходит открытый концертный зал (под крышей), где детей развлекала часа два местная поп-группа. К этому залу примыкала зона павильонов оранжерейного типа с различными теплолюбивыми редкостями. Особое уважение вызывает маленький японский сад камней. Тут же коллекция бонсаи. Вид некоторых этих растений просто безукоризненный. За павильонами тенистые дорожки, проходящие между ручейками, прудиками в окружении достаточно высоких деревьев. Везде скамейки, на которых постоянно попадались старушки с книгами. Хотелось остаться в этом парке еще, но в это вечер была намечена вечерняя прогулка и мы поехали в отель. С трудом поднявшись в 9 вечера, мы проехали до Триумфальной арки и прошли по Елисейским полям, потом вдоль сада Тюильри до пирамиды Лувра. К сожалению, фотоаппаратик наш ночью снимал плохо. От иллюминации на Елисейских полях ожидали большего. Вот вид Эйфелевой башни с двигающимся по окружности прожекторным лучом восхищает.

12. День седьмой. 27 августа. Четверг.
       С утра пошли в музей д'Орсэ. За три часа обошли всю экспозицию. Не пожалели. Затем двинулись к Галерее Ла-Файетт. По дороге прошли через Вандомскую площадь и полюбовались на сокровища на витринах ювелирных магазинов на этой площади. Галерея Ла-Файетт (Парижский ГУМ) дала возможность поглядеть на забавные игрушки (сын у меня даже пожалел, что несколько вырос для таких красивых пластмассовых драконов, которые там стояли, и подняться на верхний этаж к смотровой площадке. Интересно, но можно было и не ходить. От этого магазина по Большим бульварам дошли до Елисейских полей, откуда и поехали в отель.

13. День восьмой. 28 августа. Пятница.
       Отъезд из отеля в аэропорт был назначен на два часа дня. Поэтому у нас оставалось 6 часов, чтобы еще увидеть те места, которые не попадались в предыдущие дни. Маршрут прогулки начался от площади Бастилия, далее до площади Вогезов, оттуда мы прошли по переулкам немного параллельно Сене на запад, а потом свернув налево, вышли до улицы Риволи, немного прошлись по ней, затем вышли к центру Помпиду, полюбовавшись на диковинный фонтан на площади Стравинского. Далее пошло уже знакомое место - Ле-Алль. Осталось еще найти Пале-Рояль, что было совсем нетрудно. В саду Пале-Рояля смотреть было особо нечего, и мы еще раз прошлись вдоль Сены, поглядев лавочки букинистов. Ну и наконец мы дошли до полюбившегося нам Люксембургского сада. Часик провели там. Все, пора была ехать. До свидания, Париж.

Выводы.
       Люди, если вы собрались в Париж, сделайте усилие и подумайте, что вы хотели бы увидеть за те дни, что вам там отведет время. Купите путеводитель, поройтесь в Интернете. Любой план, даже не самый лучший, лучше отсутствия всякого плана.
       Я добрался до всех мест, которые хотел увидеть. И вы это можете сделать.
       Ходите с картой (их можно бесплатно взять в отеле или в местах информации туристов). Время в Париже очень дорого, не тратьте его зря, просто гуляя по закоулкам.

• Комментарии: 1, последний от 02/09/2009.
  • © Copyright Сеничев Валерий Юльевич (senichev85@yandex.ru)
  • Обновлено: 31/08/2009. 20k. Статистика.