Шакиров Даян Шамилевич: другие произведения.

Путешествие башкирского Хоббита. Туда... и вернутся живым обратно.

• © Copyright Шакиров Даян Шамилевич (mak6746@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/05/2009. 11k. Статистика.
  • Рассказ: Россия
    Путешествие башкирского Хоббита. Туда... и вернутся живым обратно.

• Путешествие башкирского Хоббита. Туда... и вернутся живым обратно.

Горный туризм, как много в этом слове для тех, кто хоть раз выходил на не равный "бой" с матушкой-природой, один на один или группой. Как приходилось бороться за выживание в лесу, пытаясь развести спасительный костер всем ветрам и дождям на зло, сушить промокшею на сквозь одежду на ветках деревьях и оборонятся от любопытных рогатых, клыкастых и косолапых лесных зверьков. Но, все это стоит того, что бы в один прекрасный момент все-таки взобраться на самую вершину горы и лицезреть удивительную, неповторимую и эпическую панораму вида, открывающегося сверху: склон горы, ее подножье и долину перед горой. Бесконечное зеленое море, сливающиеся где то в вдалеке с голубым горизонтом. Не забываемая картина, картину которую не возможно увидеть в каменных джунглях (((. Только ради этих драгоценных минут, стоит пройти через все мелкие проблемы, которые описаны выше.

Горным туризмом я увлекся относительно не давно, втянул меня в это один мой друг. Нас познакомили наши общие друзья, после окончание недели нашего знакомства, при встречи он мимолетом упомянул, что в ближайшие выходные отправляется в поход, на Шихан ( Южный Урал. Высота гор 563 метра над уровнем моря). И вот 23 мая 2008г. мы отправились в горы с ночевкой на 2 суток. Горы находятся недалеко от города Кыштыма (Челябинской области) и самого мегаполиса Челябинска тоже не составляет труда туда добраться. Тем самым став одним из самых доступных и посещаемых туристических мест. Отсюда следует, что через пару лет Шихан утратит свою природно-ландшафтную индивидуальность благодаря туристам с низкой культурой поведения на природе. Двадцать пятого числа мы благополучно вернулись домой живыми и невредимыми. Тогда словосочетание "Горный туризм" перестало быть для меня просто сухим носителем информации, а наполнилось яркими впечатлениями, запахами и новыми ощущениями, и приобрела для меня свой таинственный и астральный смысл. На этом я не остановился, через определенное время, а именно 12 июня 2008, с тем же другом и еще с несколькими люди, мы образовали меленькую группу насчитывающие шесть человек, одним из членов группы была девушка... Моя одногруппница узнавшая от меня же, куда я собираюсь в ближайшее время, а собирались мы на гору Юрму, что с перевода башкирского означало "Не ходи!". ( Высота Юрмы 1003 м. Гора не слишком посещаемое в силу своей удаленности место. Лосиные следы, да и медвежьи на ее склонах встречаются довольно часто. В реке Сак-Элга водится хариус ). "Женщина на корабле - к беде" в нашем походе эта истина перефразировалась на другой лад, но смысла от этого не потеряла. Особенно если девушка оказалась не особо физически натренированна и вынослива. Общий путь до горы со станции куда мы прибыли составлял 25 км, плюс рюкзаки примерным весом у каждого около 18 - 25 кг., и дорога поднимающаяся в верх под углом 25 - 35 градусов. Общие время восхождения составило 6 часов. Провели мы там 3 дня и 2 ночи. За это время из всей местной фауны мы увидели только зайца и куропатку, и то пару секунд пока она не спряталась от наших любопытных глаз. Очень много легенд связанно с Юрмой, одни утверждают, что видели снежного человека, но это информация не проверена и не доказана железными фактами. Интересней звучит другая байка передающейся от туриста к туристу, предание о Таганайской бабке, гуляющая по склонам гор, в чем мать родила, зимой поговаривают, находили отпечатки босых ног на снегу, а летом она сама показывалась некоторым туристам, говорят, что волосы ее настолько отрасли, что касаются кончиками земли. Причины кому бабушка показывается, а кому нет неизвестны. Во всяком случаи она нас постеснялась и решила не показывается нам (может даже это и к лучшему). Домой вернулись без особых происшествий, не считая того, что я при спуске несколько раз подвернул лодыжку и один раз подскальзнувшись упал в горный ручей...

И как Вы уже поняли, что и в этом году я не смог удержатся от похода. Когда все нормальные люди отмечали великий день победы, я и мой друг (тот самый с которым ходил на Шихан), отправились в большое путешествие в национальный парк "Таганай" (с Башкирского "Подставка для луны"), образованный 5 марта 1991 г. Находится в западной части Челябинской области, в 130 км от областного центра. Общая площадь - 568 кв. км, протяженность с юга на север - 52 км, с запада на восток - в среднем 10 - 15 км. Три месяца, морально готовились к походу, собрались буквально за пару часов, взяв с собой только самое необходимое: палатка (тряпичная, без тента), спальные мешки, спички и еда. Изначально нашу группу составляло около 10 человек, но по разным жизненным обстоятельствам брать штурмом Таганай отправились, только мы вдвоем. В первый день мы встретились с группой профессиональных альпинистов из Екатеринбурга в составе четырех человек, подготовленных по последнему слову техники и снаряжения на все случаи жизни, наши маршруты совпали и мы продолжили дальнейшее путешествие с ними. На их фоне мы выглядели, как два глупца сбежавших из плена и ищущих свободы в горах. В первую же ночь пошел дождь, наша палатка медленно, но верно начала протекать, было очень неприятно. Спасло нас только одно, альпинисты предложили перебраться нам под их растянутый тент. Первую ночь мы все-таки пережили. На следующий день, позавтракав английской овсянкой, мы тронулись в путь. В тот день мы прошли около 40 километров, по грязной, размытой, местами до сих пор покрытой льдом и снегом бездорожью. Дорога, которая являлась еще руслом стекающих с гор талых вод! Так же часто встречались родники, расположенные на обочине, радовавшие глаз и огорчавшие наши и так усталые и промоченные ноги. Стезя к кордону проходила через горный перевал, обкатанная спортивными вездеходами. Во время перехода наша объединенная группа разделились на три подгруппы, первая из двух человек ушла далеко вперед, третья группа из трех человек отстала на тридцать - двадцать минут, вторая группа состояла из меня одного. В первой и третьей группе люди знали Таганай и куда и надо повернуть. Я же положившись на свою башкирскую логику, рассуждал примерно так: дорога, по бокам не проходимый лес, буду идти по следам первой группы. Через определенное время заметив, что следов от ботинок больше нет, первая возникшая у меня мысль, что я потерялся. Попробовал покричать, ни кто не отозвался, подорвав голос, понял, что это не поможет. Вернулся назад, третьей группы тоже было не видно не слышно. Вспомнив всех японских богов не добрым, крепким башкирским слов, начал искать последние следы первой группы. Нашел. Вспомнил всех индийских богов. В лесном массиве, на крайнем дереве, растущим на краю дороги, на одной из веток, была привязана, тоненькая красная ленточка, за этой ленточкой уходила вниз, петляя маленькая не приметная тропинка. Проснувшиеся во мне инстинкты древних моих предков (Таганай, земля Башкиров), подсказывали мне, что надо следовать этой тропой, да и следы на снегу и земле говорили о том же. Спустившись вниз, я вышел из лесу и наткнулся на дорогу, один конец которой поднимался в гору, уводя в темный лес, другой конец, наоборот вел вниз к реке. Какой путь выбрать, куда пойти, какой путь правильней, и спросить то некого, в поле зрения ни одной живой души, не одного признака цивилизации, сотовый телефон не работает по причине отсутствие сигнала, таксофона или такси тоже не было видно. Потеряв надежду на спасение, крикнул имя друга в последний раз, услышал в ответ едва различимый ответ, со стороны реки, отвечавший находился, где то в лесу, в близи дороги. Направившись быстрым шагом, в сторону реки, не забывая поддерживать связь с отозвавшимся, им оказался мой друг, побежавший меня искать.

Ближе к вечеру, остановившись на пятнадцать минутный привал на кордоне, наши пути с Екатеринбургом к сожаление разошлись, они продолжили путь на Ицыл (1049 м.), мы на Откликной гребень (1155 м.). Наступал вечер, пройдя еще тринадцать км. от кордона мы добрались к подножью Откликного гребня, к приюту с "оригинальным" названием "Таганай". Смеркалось, до вершины гребня осталось какие-то 10-15 км. Хозяин приюта, предупредил нас о возможности заблудится при подъеме и предложил переночевать в одном из домиков бесплатно (прим. автора денег у нас не было), взамен на следующие утро мы должны были ему помочь перетаскать дрова. Но мы отказались, видимо сыграла в этом роль наша совесть и гордость. И все таки, мы продолжили восхождения на гребень. Смеркалось, в пути мы обогнали одну группу из трех человек, рискнувшие тоже найти путь на вершину горы, когда мы достигли середины пути, мы поняли.... что потеряли тропу ведущею к запланированной точке привала, мало того мы еще сбили с пути группу из тех 3 туристов которых мы сами недавно обогнали. Объединившись с ними, решили, что они останутся на одном месте с нашими рюкзаками, а мы, предприняв последнею отчаянную попытку найти ту самую заветную тропинку, которая должна была нас спасти. Но мы ее так и не нашли. Сколько бы не кричали, не пробивались через сугробы снега (глубина в среднем составляла около 50 см.), ни кто нас не услышал, пришлось вернутся назад, к нашим друзьям по несчастью. На тот момент времени, мысль о том, что мы можем погибнуть там, была настолько реально, что смерть нам мерещилась за каждым деревом и кустом. Температура была около - 8, ближе к ночи она понижалась. Первобытные страхи рассеялись, когда у нас с другом получилось развести маленький, хиленький и бледный костерчик, похожий больше на пламя от церковной свечки. Вера в наступление завтрашнего дня потихонечку становилась все реальней. Со временем наш спасительный огонек преобразовался в стандартный костер, готовый обогреть и высушить всех желающих. Трудности сближают людей. Челябинскую группу, составляли - Александр Медведев, 21 год. Молодой, высокий и симпатичный парень с голливудской улыбкой и наивными детскими глазами, выбравшийся из города в дикую природу первый раз, в поиске приключений и новых впечатлений. Дмитрий, бывалый походник, на вид лет уж под сорок, а может и больше. Туризм для него не просто хобби, а образ жизни. Девочка-Яна, девятнадцати лет отраду, (девятнадцать ей исполнилось как раз в ту ночь ночевки), До похода на Таганай, туристические прогулки совершала с Дмитрием.

Благополучно пережив ночь, следующим утром мы отправились на покорение нашей долгожданной цели, а именно восхождение на Откликной гребень. День выдался солнечным и безветренным на тот момент Таганай в виде "компенсации" за вчерашние испытания, раскрыл нам все свои красоты и неповторяемые пейзажи горной местности. Горы, покрытые белоснежным снегом, столетние сосны и ели, отвоевавшие свое место под солнцем на крутых каменистых склонах, раскинувшие свои темно-зеленые мохнатые руки, поляны - усеянные огромными глыбами камня, покрытые мхом и лишаем, облако дремлющие на макушки горы. Все это сливалось в одну гармоничную музыку, даже самая маленькая былинка играла в свое отведенное время соло, каждый предмет в заповеднике своеобразный музыкант, играющий свою партию, и все это сливалось в симфонию природы, в симфонию Таганая, не замолкая ни на секунду. Человек же на этой общей картине жизни, просто случайный слушатель, который не имеет право нарушать эту мелодию и мешать музыкантам. В тот же день, мы отправились домой, спустившись 15 километров с горы, мы попали в город Златоуст, где нам и пришлось расстаться с группой из Челябинска.

Конечно, этот поход я запомню навсегда... уж очень много чего пришлось пережить.

• © Copyright Шакиров Даян Шамилевич (mak6746@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/05/2009. 11k. Статистика.