Шепель Николай Григорьевич: другие произведения.

К истории села Тубольцы на Черкасщине

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 13, последний от 25/02/2012.
  • © Copyright Шепель Николай Григорьевич
  • Обновлено: 12/01/2014. 30k. Статистика.
  • Статья: Украина
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.36*16  Ваша оценка:

      К ИСТОРИИ СЕЛА ТУБОЛЬЦЫ НА ЧЕРКАСЩИНЕ
      
      
       Автор: Н.Г.Шепель (Москва)
      
       Минаючи убогi села
       понадднiпрянськi невеселi...
      
       ...Каждое село, каждый шаг земли
       будет замечателен
       в Малороссии,
       особенно по правую сторону Днепра...
      
       Т.Г.Шевченко
      
      
      
       Как и многие прибрежные города и села правой стороны Днепра в его среднем течении, село Тубольцы имеет нелегкую судьбу и недостаточно изученную историю. После монголо-татарского нашествия, позднейших многократных татарских набегов южная Киевщина практически опустела. Если в конце XIV века (при великом князе Литовском Витовте) Киевская земля простиралась до Черного моря, то позже, особенно после опустошительного набега татар 1482 года её южные границы отодвинулись далеко на север, за Рось. Отдельные укрепленные поселения (замки) остались как бы оазисами в этой пустыне.
       В 1552 г. при описании (люстрации) Черкасского и Каневского замков выяснилось, что крестьяне в окрестных селах не живут или пребывают там только в летнее время, а на зиму уходят под защиту замков. В Каневском старостве охвачено люстрацией 27 поселений, в Черкасском - только 9. Хотя люстрация проводилась для определения доходности только государственных имений и охватывала около трети всех поселений, результаты её свидетельствуют о незначительном заселении территории южной Киевщины. Много разрушенных сел оставались пустыми селищами (1). В этот период граница между Черкасским и Каневским подповетами (обводами) проходила через пустовавшее село Мошны (2), которое впервые упоминается в документе 1494 года (3).
       Тубольцы находятся в 7 км северо-западнее Мошен, в той местности, которую так красочно описал в 1849 г. М.А.Максимович (4), любуясь окрестностями со своего дома на Михайловой горе вблизи левобережного села Прохоровки: "Прекрасен вид Заднепровья - с широкими раздолами его тёмных, лесистых лугов, разлёгшихся на полдень от Роси, под синеющимися полосами возвышенностей Корсунских и Мошенских - с его величавою, нарядною возвышенностью Роденскою, белеющею в конце своем городом Каневом...". В середине XVI века эта местность относилась к Каневскому подповпету. В начале XVII века западная граница Мошневской (Мошенской - так в большинстве документов) волости значительно отодвинулась в направлении Канева, достигнув юго-западным углом реки Роси (5), и волость вошла в состав Черкасского староства.
       Известно также, что ещё в начале XVI века приднепровские земли по правому берегу "от Ердани до Быстрицы" (т.е. от Ирдынского болота до речки близ Ржищева) (6) королевской грамотой переданы во владение Киевскому Пустынно-Никольскому монастырю как "уходы, бобровые гоны и ставенье сеток, рыбные ловы по озерам" (7). Это положение подтверждалось охранными документами на протяжении последующих почти двух веков наряду с добавлением монастырю новых владений по обоим берегам Днепра. На этих землях располагались монастырские села (Кононче, Колтогаево, Совин - в Поросье; Шепеличи - на Припяти; Климятин, Веремеевка - ниже Черкасс и др.), пасеки, мельницы, паромы, перевозы, езы (8).
      Как свидетельствуют исторические источники, после заключения польско-литовской унии (1569 г.) началась усиленная колонизация территории южной Киевщины, темпы которой нарастали в первой половине XVII века (9). По всей видимости, в начале XVII века было основано ("осажено") село Тубольцы наряду с другими близлежащими селами (Белозорье - теперь Яснозорье, Березняки, Кумейки, Лозовок, Плюваки - теперь Первомайское, Хрещатик, Шелепухи). В конце XVI века заселено пустовавшее "селищо" Мошны, где построен "замочек", а в 1609 г. Мошны уже упомянуты как местечко (10). Магдебургское право местечку установлено грамотой короля Сигизмунда III ещё в 1592 г. (11). В соответствии с королевским привилеем, наряду с самоуправлением, в Мошнах разрешалось построить "ратушу, крамы, вагу, пострыгалну, ятки всякие, лазню посполитую... и ремесла цеховые", а также "ярмарки уставити два в год и торги в каждый тыдень". В последующие годы влияние местечка на экономическое и культурное развитие окрестных сел было несомненно значительным.
       Налоговые льготы, предоставлявшиеся новым поселенцам на 10 - 30 лет, вероятно, послужили причиной того, что упомянутые выше сёла не означены в сохранившихся подымных и поборовых реестрах первой трети XVII в. Кроме того, как указывает И.Д. Бойко (12), феодалы - старосты прятали целые сёла, хутора, угодья, сельские дворы от чиновников - ревизоров, чтобы уменьшить налог государству с имений, которыми они владели.
       Косвенные данные свидетельствуют о том, что Тубольцы существовали до 1649 г. В составленном в этом году Реестре Войска Запорожского (13) в Мошенской сотне Черкасского полка числятся казаки: Кгреско Туболский, Илко и Ждан Плевацкие и Леско Шелепушенко. Ясно, что фамилии им даны от наименования сёл, в которых они проживали. С учётом этого, можно также, на наш взгляд, объяснить происхождение фамилии казака Кондрата Сткачёва из этой же сотни. По-видимому, этот казак проживал на хуторе Ткачи, находившемся в трех километрах от Тубольцев. Название урочища (Большие и Малые Ткачи) сохранилось до наших дней; на месте поселения до посадки на песчаных буграх леса находили выветренные кости, черепки, ржавые железные изделия и др.
       Ещё одно доказательство основания Тубольцев в указанное время представлено известным польским историком Александром Яблоновским, пользовавшимся многими архивными документами, не сохранившимися в последующие годы. В числе сёл, возникших в XVI-XVII вв. на территории Мошневской волости, автор называет Будище, Драбовку, Кумейки, Тубольцы, Хрещатик, Шелепухи (14).
       Подобные сведения содержатся в "Киевских епархиальных ведемостях" за 1862 г. (15).Здесь опубликован список "благочестивых церквей Мошенской протопопии Переяславской епархии", составленный в 1767 г. архимандритом Мелхиседеком Значко-Яворским по архивным данным. Из текста следует, что церковь в Тубольцах "издревле провославная Покрова Пресвятыя Богородицы на старом месте состроена и освящена православным протопопою мошенским Кириллом Клинецким ... в 1702 г.". Следует подчеркнуть важность выражения "на старом месте", т.е. на том же месте, где была ранее; в другом случае (о церкви с. Хрещатика) об этом говорится конкретнее в параметрах времени: "до сгону". Далее из текста следует, что в период 1700 -1725 гг. восстановлены церкви, построенные до сгона, а затем разрушенные, в Мошнах, Белозорьи, Березняках, Кумейках, Михайловке, Свидовке, Хрещатике, Шелепухах и ряде других населённых пунктов Правобережья. Таким образом, документ подтверждает, что упомянутые сёла существовали и уже имели церкви до 1679 г. - года "великого сгона" - насильственного переселения жителей правобережных городов, местечек и сёл на Левобережье войсками гетмана   И. Самойловича и российского воеводы Л. Неплюева (16), поскольку по условиям Андрусовского перемирья (1667 г.) Россия уступала Польше Правобережную Украину за исключением Киева с небольшой прилегающей к нему территорией.
       Несмотря на то, что при сгоне были разорены и сожжены все строения, сохранившиеся в указанных населённых пунктах после турецкой агрессии предыдущих лет, долго эта прибрежная полоса не пустовала. Это относится и к Тубольцам. Ведь не все жители покидали село даже в самые трудные времена. Заросли приднепровских лугов, лесные массивы вокруг села - "Окоп", "Обыштын", "Каменная Дубина", покрытые лозняком и тростником берега болотистой речушки Белки с притоками, протекающими через и вокруг села, всегда были надежным временным пристанищем части жителей от завоевателей и лихих людей. Вообще, Тубольцы размещены в глухом, отдалённом от основных дорог углу. В далёкие времена село надежно пряталось за лесами и болотами. Это касается центральной части села с церковью, поскольку выселки Заборье, Лейбовщина, Песок и др., по всей видимости, появились значительно позже. Уже через несколько лет после сгона началось активное возвращение населения с Левобережья, приток переселенцев из других областей Украины и повторное заселение пепелищ.
       Польское правительство вопреки условиям "вечного" мира (1686 г.), предусматривавшим оставление пустой прибрежной полосы шириной 4 мили по правой стороне Днепра от Стаек до Чигирина, старалось поскорее закрепиться на этом важном участке польско-российской границы (17). Ещё в 1684 г. король Ян III Собеский обратился с универсалом к правобережным казакам с разрешением им колонизовать земли, разоренные предыдущими войнами; несколько позже он конкретизировал границы: "возле Корсуня, возле Черкасс, возле Чигирина, возле Лысянки, понад Тясминем, понад Тикичем и возле Умани" (18). Жители Тубольцев также активно возобновляли свои хозяйства, а вскоре, как об этом упоминалось выше, смогли восстановить и церковь. В1705 г. священником тубольцевской церкви назначен Исайя Базаринский, вскоре переведённый в м. Мошны.
       Убедительных данных о происхождении названия села Тубольцев мало. Л.И.Похилевич (19) считал более правильным название "Тубыльцы, что означает туземцы", т.е. местные. Этот староукраинский термин использовался и в деловом языке. Так, при описании Каневского и Черкасского замков 1552 г. говорится, что чиновникам - люстраторам "о повиноватстве подданных, о службе их поведили тубыльцы старые" или "тубылцы старшыи черкасцы" (20). Недостаточно убедительной, по нашему мнению, была попытка П.Г.Клепатского (21) вывести название современных Тубольцев от названия существовавшего вблизи г. Канева в середине XVI в. села Тулибле. Возможный вариант происхождения названия села Тубольцев - от слова "тубульцы", которое ещё в XVIII в. означало коморники, т.е. бедные люди, не имевшие своих жилищ и огородов, а проживавшие у соседей (подсуседки) (22). Вероятно, на землях, где возникло село Тубольцы, ранее было какое то небольшое поселение, может быть, пасека, стоянка охотников или рыбаков - работников из сёл, принадлежавших Киевскому Пустынно-Никольскому монастырю. Поселявшиеся рядом переселенцы, возможно, с Волыни, Подолии, северных районов Киевщины как основная масса, образующая новые слободы, называли местных тубольцами в отличие от пришлых, что и дало название селу. Везде, где были пасеки, со временем появлялись пашни, возникали хутора. Ряд учёных придаёт особое значение пасекам как форпостам украинской колонизации юго-восточных районов Украины и России (23). О наличии подходящих условий для ведения пчеловодства в этой местности свидетельствует, например, тот факт, что даже у священника Тубольцев Василия Маркевича в 1766 г. было 50 пней пчёл (24), а о монастырских владениях вблизи Тубольцев напоминает название урочища "Чернече" на приднепровских лугах. На этих же лугах до затопления части их Кременчугским водохранилищем находилось много богатых рыбой озёр, стариц, балок.
       В пользу предположения об основании Тубольцев в начале XVII в. говорит также факт приобретения (купли у князей Домонтов) Мошневской волости в 1589 (по другим сведениям в 1592 - 1594) году земельными магнатами князьями Вишневецкими, которые в последующие годы в массовом количестве селили слободы (осады) на полученных от короля или приобретённых землях по обеим сторонам Днепра. В1646 г. "надднепрянская Вишневеччина" (25) охватывала огромную территорию и насчитывала по разным оценкам от 230 до 288 тыс. жителей (26).
      После окончательного возвращения, в соответствии с условиями "вечного" мира, большей части Правобережной Украины в состав Польши, в этих землях на протяжении XVIII в. (до присоединения к России в 1793 г.) продолжались притеснения православной церкви, "добровольно-принудительная" полонизация и окатоличивание населения. Не миновали эти процессы и Тубольцев. Так, в донесении Святейшему Синоду епископа Переяславского Гервасия 1766 г. о 30 случаях разного рода насильств и притеснений от поляков и униатов православному народу и духовенству говорится, что "... губернии (так тогда называли в Польше волости - прим. авт.) Мошенской с. Туболец священника Василия Маркевича дом и двор... губернатор Подгородецкий и униаты разорили, взяли рогатого скота числом 16, коней двое, пчёл 50 пней и всю рухомость до последка, и жита дней восемь забрали". Ранее у этого же священника мошневский лесничий по указанию губернатора взял за "выготовленную собственным коштом и иждивением, в дворе лежачую древесину" для строительства дома семь гривен деньгами, "всё едино за содержание греко-российского восточного исповедания гонительствуя" (27). Разорённые священники вынуждены были скрываться в других сёлах или убегать на Левобережье.
       На 1775 г. все 23 православные церкви мошневской протопопии захвачены униатами. Приход тубольцевской церкви в это время насчитывал 272 души обоего пола (28). Указанное число жителей, на первый взгляд, вызывает сомнение при сравнении его с данными 1740 г., когда в селе насчитывалось 411 ревизских душ, т.е. только мужчин (29), однако такое снижение населения могло быть следствием подавленного польскими и российскими войсками антифеодального восстания 1768 г. на Правобережье, известного под названием "колиивщина".
      Малое количество пахотных земель в Тубольцах и относительно низкое их плодородие, а также почти ежегодные убытки от поздних весенних днепровских паводков толкали землевладельца и крестьян на поиски других источников доходов помимо земледелия. Заливные приднепровские луга, лесные долины, болота позволяли развивать животноводство. Вспомогательными были пчеловодство, рыболовство, охота, такие ремёсла, как ткачество, прядение, обработка древесины, плетение корзин, а также отходы на сезонные сельскохозяйственные работы в степные районы, позже - работа на пароходах, пристанях и т.д.
       В Мошнах во второй половине XVII в. действовал ткацкий цех (30), пряжу для которого производили жители окрестных сёл, в том числе и Тубольцев. В разное время владельцами Мошен и окрестных сёл были князья Домонты-Мошенские (до 1589 г.), Вишневецкие (до 1741 г. с перерывом в 1648 - 1667 гг.), Радзивиллы (до 1762 г.), граф Игнат Моравский (до 1776 г.), князь К.Любомирский (до 1787 г.), светлейший князь Г.А.Потемкин (до 1791 г.), графиня А.В.Энгельгардт-Браницкая (до 1826 г.), светлейшие князья Воронцовы (до 1884 г.), графиня Е.А.Балашова (до 1917 г.).
       Тубольцы входили в состав Мошногородищенского имения; до ликвидации крепостного права жители села отрабатывали барщину 2 дня в неделю, не считая дополнительных работ на жатве и сенокосе. Кроме того, крестьяне обязаны были ежегодно ремонтировать дамбы, которые защищали (не всегда надежно) село и поля от днепровских разливов, а также мосты, дороги и т.д.
       Значительную часть доходов землевладельцев Черкасского староства в XVII-XVIII вв. приносили винокурение и корчемный промысел (31). Известно, что уже в 20-30 гг. XVII в. в Правобережной Украине аренды земель, корчем, мельниц, хозяйственно-промышленной деятельности перешли в руки евреев (31). В переписи еврейского населения юго-западного края 1765 г. во всех селах Мошневской волости, в том числе и в Тубольцах, наряду с арендаторами земель указаны винники, т.е. производители водки и держатели корчем (33).
       Владельцы имений и арендаторы корчем обязывали крестьян покупать водку и другие алкогольные напитки только у "своего" арендатора. "Пьяные деньги" составляли 75% всех доходов помещиков Киевского воеводства (34).
       Если на ниве обеспечения крестьян хмельными напитками как королевская, так и царская власти добились значительных достижений, то с просвещением дело обстояло значительно хуже. Так школа в Тубольцах появилась только в 1863г. (35). В этом же году начали действовать школы в соседних селах- Березняках и Шелепухах. В местечке Мошны первая школа появилась еще в 1847г., а вторая - в 1868г.(36). В некоторых селах школы действовали не постоянно: то появлялись, то исчезали. Школы основывались при церквах.
       Новая деревянная тубольцевская церковь во имя Святителя Николая была построена в 1843г. на средства светлейшего князя М.С.Воронцова - владельца Мошногородищенского имения. До 1843г. церковь носила имя Покровской, а Николаевской стала называться потому, что при ее строительстве были использованы некоторые материалы, а также часть икон старинной мошневской Николаевской церкви (37). В 1863г. прихожан тубольцевской церкви было 836 человек обоего пола, в 1879г. -1248, а в 1885г. - 593 только мужского пола. Во владении церкви было 39 десятин земли (38). Прихожане и пастырь отличались набожностью. За "ревностное исполнение пастырских обязанностей и усердие к храму Божию" священник Петр Шпаковский в 1875г. киевским архипастырем награжден набедренником, а церковному старосте собственнику Семену Лукьяненко "за усердие к храму Божию" выдан похвальный лист(39). Награду набедренником получил и новый священник тубольцевской церкви Иоанн Голованский в 1892г.(40), а его преемник Стефан Шимковский в 1905г. получил благодарность за "усердие к школе"(41). Кстати, сельскими священниками, как правило, назначали выпускников духовных семинарий, то есть эти люди были для таких сел, как Тубольцы, наиболее образованными на то время. Наряду с пастырскими обязанностями им поручали руководство церковно-приходскими школами и преподавание в них закона Божьего. Крестьяне обращались к ним за разъяснениями и советами не только по вопросам религиозно-политическим, но и научным и сугубо хозяйственно-бытовым.
       Школа в Тубольцах в первые годы была школой грамоты, то есть учебным заведением низшего порядка, поскольку бедность крестьян не позволяла обеспечить открытие полноценной церковно-приходской школы. Задача школы состояла в научении закону Божьему, чтению, письму, счету в пределах четырех арифметических действий, а также церковному пению(42). Оплата работы учителя по решению общины села составляла 5 рублей за учебный месяц (43), позже - 35 рублей за учебный год (44), а в 1898г. - 90 рублей (45).
      В соседних селах еще в 1887-1888 учебном году также действовали школы грамоты: Березняках, Будище, Елизаветовке, Кумейках, Лозовке, Михайловке, Плюваках,Софиевке, Хрещатике, Шелепухах; в Мошнах было 2 церковно-приходских школы, по одной в Байбузах, Белозорье, Большом Староселье, Деренковце, Драбовке и др. Позже школы грамоты преобразовывались в церковно-приходские с трехлетним курсом обучения и расширением программы школьных предметов.
       Хотя охват просвещением детей школьного возраста в Киевской губернии постепенно расширялся, все же к 1901г. из почти 500 тыс. их в школах обучалось только около четверти (47). Не вызывает сомнения, что и в Тубольцах грамотных в это время было немного. Так в 1881г. в школе села училось 20 мальчиков и 2 девочки (48). Общее число жителей села во второй половине XIXв. быстро росло и достигло в 1892г. 1548 человек (49). Примерно на этом же уровне оно оставалось и в начале XXв. - 1495 чел. в 1911г.(50). В одноклассной ЦПШ Тубольцев в этом году обучались 29 мальчиков и 9 девочек.
       Таким образом, выявленные нами данные свидетельствуют о том, что Тубольцам более 300 лет. Приведенную в "Истории городов и сел Украинской ССР.Черкасская обл." (1972г.) дату первого упоминания о Тубольцах - 1740г. следует считать ошибочной.
       Влияние на судьбу Тубольцев событий XX в., богатого войнами, революциями, голодомором и др., требует отдельного рассмотрения.
      
       P.S. Села того же наименования имеются в Брянской и Смоленской областях России. Хотелось бы узнать мнение читателей о возможной взаимосвязи между этими селами.

    ***

    P.S. (от автора). Мне прислал сообщение один из читателей этой статьи - киевлянин Григорий Г., чьи предки по отцовской линии, в том числе прадед и дед, с давних пор жили в Тубольцах. Здесь же родился и Григорий. Его мать, тоже тубольчанка, как и автор этой статьи, носила в девичестве фамилию Шепель. В своём сообщении Григорий интересовался нашими возможными родственными связями. Таких связей, к сожалению, у нас с ним в пределах обозримого прошлого (до 5-6 колен) не оказалось. Сообщая об этом Григорию, я коснулся и известных мне сведений о происхождении и распространении фамилии Шепель.

    Меня давно интересовало происхождение и значение моей фамилии.
    Из истории известно, что на Волыни в конце XI века был город - крепость Шеполь. Случайно ли созвучие названия исчезнувшего города с моей фамилией?
    В некоторых источниках фамилию выводили из слова 'шепелявый'. В.И. Даль слово 'шепель' ('чепель') трактует как железную лопатку для очистки пеньки от кострыки. К.М.Тищенко ( "Этноязычная история древней Украины", К., 2008) выводит топоним Шепели от монгольского жуп - шеп - "жупа - округ во главе с жупаном".
    Ранее толчком для поисков других вариантов значения фамилии послужила вышедшая в 1993 г книга Н.Н. Яковенко "Украинская шляхта с конца XV до середины XVII ст.", в которой автор среди многих фамилий тюркского происхождения назвала и мою.
    Если предположить греческое происхождение слова Шеполь, по аналогии с другими, содержащими слог "поль - полис" (город), то что значит первый слог? Объяснений не находилось. Видимо, это случайное совпадение (о втором слоге). Более обоснованное, на мой взгляд, объяснение значения слова можно вывести, предполагая тюркское его происхождение. В.В.Радлов ("Опыт словаря тюркских наречий", Спб, 1911) приводит одно из значений слова "шеп" как ночь. Аналогичное значение находим в "Большом турецко-русском словаре": вечер, ночь. Аффиксы el(al), ol служат для образования от существительных относительных прилагательных. Таким образом, шеполь (ель) - ночной. Вероятно, этим словом древние тюрки - кочевники называли ночного сторожа, часового или пастуха, затем термин стал обозначать сторожевой пост, ночную стоянку и т.д.
    Известно, что во второй половине XI века на Волынь переселилась часть торков, вернувшихся из византийского похода. Другая часть их поселилась в Поросье и Переяславском княжестве (Л.Н. Гумилев "Тысячелетие вокруг Каспия", М., 1993). Волынские торки, вероятно, и основали г. Шеполь. Ныне вблизи его городища существует с. Шепе´ль (около 20 км от г. Луцка), недалеко от него - поселок Торчин.
    Торки, берендеи, печенеги, оставшиеся после многолетних войн с половцами, позже объединились в союз Черных Клобуков, который стал мощным заслоном южных границ Киевской Руси. В XII веке Киевское княжество подразделялось на собственно Киевскую землю и область Черного Клобука в Поросье, находившуюся иногда под управлением другого князя. Столицей этой области был город Торческ (ныне городище у с. Шарки Ракитнянского района Киевской области).
    В Украине и за её пределами проживает много моих однофамильцев. Фамилия известна с XIV века. В реестре Войска Запорожского 1649 г. в различных полках числятся 15 казаков Шепелей. Топонимы с корнем "шепел" также широко распространены в Украине, встречаются в России и даже в Германии.
    Из размышлений о своих корнях и предках родилось стихотворение "Пращуры".

    Да, скифы мы,
    Да, азиаты мы....
    А.Блок

    ПРАЩУРЫ.

    На коней лихих вскочив,
    Саблю, лук поправив,
    Дико засвистят в ночи:
    Эхо по дубравам.
    Свист, услышав, враг, замри,
    Попятись немея!
    Гей вы, пращуры мои,
    Торки, берендеи...

    Из могучих ваших рук
    Лук не выпадает,
    На врага черный клобук
    Страхи нагоняет.
    В сечи лютой и любви
    Смелы, не робеют...
    Гей вы, пращуры мои,
    Торки, берендеи...

    Поселились на Роси
    (Хороши там травы).
    И защитой для Руси
    Стали на века вы.
    Развели скота рои,
    Плугом овладели...
    Гей вы, пращуры мои,
    Торки, берендеи...

    А покажется степняк
    На границе южной -
    Снова вихрем на коня,
    На чужинца дружно.
    Стали Киеву свои,
    За него радели...
    Гей вы, пращуры мои,
    Торки, берендеи...

    И чужое для седых
    Юным стало свято:
    И обычай, и язык
    Россичей завзятых.
    С ними дружбу повели
    В жизни, в ратном деле...
    Гей вы, пращуры мои,
    Торки, берендеи...

    Быстро времени река
    Носит жизни лодьи...
    Вы остались на века
    В памяти народной...
    А потомки? Славой вновь
    Рось покрыли звонкой:
    Знать играет в жилах кровь
    Берендеев, торков!
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Архив Юго-Западной России (далее - Архив ЮЗР). - Ч.7.-Т.1.-К.,1886.-С.76; там же - С.91; Боряк Г.В. Ревiзii та люстрацii украiнських староств кiнця XV - середини XVI ст. (в аспектi iсторико-географiчноi джерельноi цiнностi)// Географiчний фактор в iсторичному процесi. -К.,1990.-С.145.
    2. Владимирский-Буданов М.Ф. Население Юго-Западной России от второй половины XV в. до Люблинской унии (1569 г.) // Архив ЮЗР.-Ч.7.-Т.2.-К.,1890.-С.48.
    3. Архив ЮЗР.-Ч.8.-Т.4.-К.,1907.-С.113.
    4. Максимович М.О. Бубнiвська сотня // Хронiка 2000. Черкаський край - земля Богдана i Тараса. Вип. 45-46.-К.,2001.-С.230
    5. Jablonowski A. Polska XVI wieku.Ziemie Ruskie.Ukraina // Zrodla Dziejowe.-T.20.-W.,1894.-S.178.
    6. Грушевський М.С. Нарис iсторii Киiвськоi землi вiд смертi Ярослава до кiнця XIV ст. -К.,1991.-С.33.
    7. Архив ЮЗР.-Ч.8.-Т.4.-К.,1907.-С.165.
    8. Акты, относящиеся к истории Западной России. - Т.1.-Спб.,1846.-С.202; там же. - Т.2.-Спб.,1848.- С.115,188,219; Архив ЮЗР.-Ч.1.-Т.6.-К.,1883-С.10, 14, 16, 21, 37; Унiверсали Богдана Хмельницького.-К.,1998.-С.90, 122; Ричка В.М. Про джерела та основнi етапи формування церковно-монастирського землеволодiння у пiвденнЄй Русi (друга половина XI-XVI ст.) // Феодалiзм на Украiнi. - К.,1990.-С.3.
    9. Грушевський М.С. Iсторiя Украiни - Руси.-К.,1995.-Т.VII.-С.257; Яковенко Н.М. Нарис iсторii Украiни з найдавнiших часiв до кiнця XVIII ст. - К.,1997.-С.145; Полонська-Василенко Н. ?сторiя Украiни. - Т.1.-К.,1993.-С.464; Бойко ?.Д. Селянство Украiни в другiй половинi XVI - першiй половинi XVII ст. - К.,1963.-С.209.
    10. Jablonowski A. Указ. труд, Zrodla Dziejowe. -Т. 22. - W., 1897. - S. 231.
    11. Архив ЮЗР.-Ч.8.-Т.5.-К., 1907.-С.258.
    12. Бойко i.Д. Указанный труд - С. 194.
    13. Реiстр Вiйська Запорозького 1649 року. - К., 1995. - С. 87.
    14. Jablonowski A. Указ. труд. Zrodla Dziejowe. - Т. 20. - W., 1894. - S. 16.
    15. Киевские епархиальные ведомости. - 11, 13, 16. - 1862.
    16. Гуржiй О.i., Чухлiб Т.В. Гетьманська Украiна. - К., 1999. - С. 209.
    17. Крикун Н.Г. Административно-территориальное устройство Правобережной Украины в XV - XVIII вв. Границы воеводств в свете источников. - К., 1993. - С. 155; Мариновський Ю.Ю. Черкаська минувшина. Православнi монастирi на теренi сучасноi Черкаськоi областi. - Ч., 1997. - С. 115.
    18. Гуржiй О.i., Чухлiб Т.В. Указаныый труд - С. 223.
    19. Похилевич Л.И. Сказания о населённых местностях Киевской губернии...-К., 1864.-С.627.
    20. Архив ЮЗР. - Ч. 7. - Т.1. - К., 1886. - С. 81, 91.
    21. Клепатский П.Г. Очерки по истории Киевской земли. Т.1. Литовский период.- Одесса, 1912. -С.400.
    22. Сташевский Е.Д. История докапиталистической ренты на Правобережной Украине.-М., 1968.-С.266.
    23. Владимирский-Буданов М.Ф. Население Юго-Западной Руси от половины XIII до половины XVвв // Архив ЮЗР.-Ч.VI. -Т. 1. -К., 1886.-С.69.; Миклашевский И.Н. К истории хозяйственного быта Московского государства. Ч.1. Заселение и сельское хозяйство южной окраины XVII в. -М., 1894.-С.126; Отамановський В.Д. ВЄнниця в XIV- XVII столiттях.-Вiнниця, 1993. -С. 96.
    24. Архив ЮЗР.- Ч. 1. - Т. 2. - К., 1864. - С. 525.
    25. Tomkiewicz W. Jeremi Wisniowiecki (1612 - 1651) // Rozprawy Historyczne tovarystva naukovego Warszawskiego. Pod red. M. Handelsmana. - T. 12. - W., 1933. - S. 88.
    26. Яковенко Н.М. Украiнська шляхта з кiнця XIV до середини XVII ст. (Волинь i Центральна Украiна). - К., 1993. - С. 116; Субтельний О. Украiна: iсторiя. - К., 1993. - С. 139.
    27. Архив ЮЗР. Ч. 1 .- Т. 2. - К., 1864. - С. 320.
    28. Киевские епархиальные ведомости. - ? 2. - 1894. - С. 30.
    29. Iсторiя мiст i сiл Украiнськоi РСР. Черкаська область. - К., 1972.- С. 652.
    30. Ринсевич В. Купчi листи правобережних полкових мiст Гетьманщини // Киiвська старовина. - ? 6. - 2000. - С. 160.
    31. Бойко i.Д. Указ. труд. - С. 208.
    32. Яковенко Н.М. Нарис сторii Украiни з найдавнЄших часiв до кiнця XVIII ст. - К.,1997. - С. 150.
    33. Архив ЮЗР. Ч. 5 .- Т. 2. - К., 1890. - С. 228.
    34. Храбан Г.Ю. Спалах гнiву народного. - К.,1989.-С.25.
    35. Чугаев А.В. Описание и справочная книга Черкасского уезда. -Черкассы, 1911.-С.122.
    36. Киевские епархиальные ведомости. - 18. - 1873. - С. 521.
    37. Похилевич Л.И. Указ. труд.-С.628.
    38. Памятная книжка Киевской епархии. -К., 1882.-С.209; Киевские епархиальные ведомости.- ? 4.-1885.-С.153.
    39. Киевские епархиальные ведомости 24.-1875. -С.273.
    40. Киевские епархиальные ведомости. - 11.-1892.-С.140.
    41. Киевские епархиальные ведомости. - 31.-1905.-С.88.
    42. Киевский епархиальный училищный совет. Отчёт о состоянии школ церковно-приходских и грамоты Киевской епархии за 1900-1901 уч. год. - К., 1902. - С. 49.
    43. Киевские епархиальные ведомости. - 16.-1886.-С.770.
    44. Там же. - 41.-1888.-С.627.
    45. Там же. - 16.-1898.-С.291.
    46. Там же. - 8.-1889.-С.137.
    47. Киевский епархиальный училищный совет. Отчёт о состоянии школ церковно-приходских и грамоты Киевской епархии за 1900-1901 уч. год. - К., 1902. - С.8.
    48. Памятная книжка Киевской епархии. -К., 1882.-С.209.
    49. Sulimierski F. Slownik geograficzny krolestwa Polskiego i innych krajow slowianskich. - T. 12. - W., 1892. - S. 586.
    50. Чугаев А.В. Указ.труд -С.5.
  • Комментарии: 13, последний от 25/02/2012.
  • © Copyright Шепель Николай Григорьевич
  • Обновлено: 12/01/2014. 30k. Статистика.
  • Статья: Украина
  • Оценка: 6.36*16  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка