Странный он был человек, чудаковатый какой-то. Маленький, тщедушный, без возраста вроде. В неизменном спортивном костюме пробегал ежедневно свои пять километров, купался в море зимой и летом, ездил на совершенно невообразимых машинах, что и автомобилями назвать нельзя, но автоинспекция в лице своих суровых стражей только руку ему пожимала. Неудивительно, ведь добрая половина их была из его учеников или поклонников. Да и знали, что авария по его вине не произойдёт никогда.
На занятиях во дворе нашей Одесской областной станции юных техников стояли у него дети часами, слушали всякие были и небылицы, делали зарядку , чаще, чем требовалось, бегали с вениками, подметая двор. И всё это ради того, чтобы разок - другой прокатиться на низеньком неудобном автомобильчике - карте, подержать в руках руль и почувствовать себя водителем настоящего автомобиля, автогонщиком или ...Мало ли кем чувствуют себя ребята, держа в руках руль?
"Инструктор", как именовал он себя, их не разубеждал. Рассказывал им и о Жюль Верне, и о Суворове, и о луноходах. Но чаще всего об истории автомобиля вообще и в нашем городе в частности. Её он знал досконально.
В помещении, где проводились занятия, история эта отображалась на стендах в виде вырезок из старых газет и журналов, в коллекциях марок и спичечных этикеток. У некоторых ребят были свои коллекции. Однажды один семиклассник записал и даже опубликовал серию заметок в областной газете на эту тему.
История автомобиля в нашем городе очень интересна, и Инструктор к ней был причастен. Говорили, что даже в своей маленькой двухкомнатной квартире типа "хрущоба" он ухитрялся хранить пару авто или мото -"экспонатов". Ну, не чудак ли? Видно, они были важнее для него, чем комфорт.
Старые одесситы помнят, наверное, гонки по вертикальной стене, которые демонстрировались в цирковом шатре на Привозе в первые послевоенные годы. Я лично смотрела их в детстве, затаив дыхание, по несколько раз кряду. Это был он,- отважный мотогонщик. Он же дублировал мототрюки в некоторых кинофильмах, в том числе "Тишка и его длузья". "Современный Уточкин" - тоже одно из любимых им прозвищ. Хотя он и не летал, но, как и тот, любил "откалывать номера". Неоднократно спускался на мотоцикле по Потёмкинской лестнице.
Даже в преклонном возрасте, непрочь он был тряхнуть стариной, демонстрируя ребятам на картах настоящее "автородео", всякие трюки, вызывая у них изумление и восторг. Всё это, конечно, было не по программе и методике проведения занятий, за что ругало его иногда педагогическое начальство. Но ребята, хоть и подсмеивались, бывало, над его чудачествами, но стояли и слушали его часами, выполняли всё, что он требовал. От них просто отбоя не было.
В 80-ые годы молодой директор ОблСЮТ Виктор Евгеньевич Мороз был вдохновителем и организатором постройки на окраине Одессы, в районе Нефтеперерабатывающего завода, картодрома. Это позволило развить популярные кружки картинга и автомотоспорта, привлечь к занятиям в них много мальчишек со всего города, особенно с окраин, проводить там разные соревнования.
Даже меня, далёкого от автомотоспорта человека, увлекало зрелище мчащегося по трассе карта или мопеда, на котором, как в кадрах кинофильма, мчались маленькие "всадники" в шлемах под подбадривающие крики товарищей и родителей.Мне не раз приходилось открывать-закрывать эти соревнования. На старте и финише на картодроме всегда мелькала маленькая фигурка в полосатой майке и бейсболке. Инструктор был одной из главных фигур на всех соревнованиях по авто-мотоспорту, не только детских. В выставках старой техники в парке им. Шевченко он участвовал не только как один из организаторов, но и был почётным гостем.
В первоапрельских парадах автотранспорта в Дни смеха он выезжал на своём старом автомобиле, которого сам называл Антилопа- Гну. Взрослые, как и дети, иногда подсмеивались над ним, но уважали и любили.
Во время празднования одного из Дней города на стадионе "Черноморец", в котором участвовали и наши юные техники, милицейский начальник, видя, как беспрекословно выполняют указания Инструктора знакомые милиции "трудные подростки", удивлялся: " Как это ему удаётся?"
В День Победы он, ветеран Второй Мировой войны, надевал парадный костюм с тремя орденами Красной Звезды и другими наградами. Эти ордена вручались полковому разведчику прямо после успешного выполнения задания за линией фронта. На своём мотоцикле за линией фронта добывал он нужные сведения. И ни разу даже не был ранен. Помогло виртуозное владение мотоциклом и почти цирковое трюкачество. Стрельба велась по сидению, а водитель рулил не с сидения, а со стороны, пригнувшись почти до земли и укрывшись за мотоциклом.
Жил в Одессе Инструктор, Фёдор Владимирович Шахматов, настоящий одессит, ставший одной из легенд родного города.