Шиф Владимир Самойлович: другие произведения.

Одесское мореходное училище Часть первая

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 08/10/2011.
  • © Copyright Шиф Владимир Самойлович (vladishifs@mail.ru)
  • Обновлено: 01/10/2009. 26k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Оценка: 4.65*24  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "В Одессе все мальчишки немного капитаны, а все девчонки немножечко морячки" Иван Рядченко


  •    Одесское мореходное училище. Часть первая
       В Одессе, где "Все мальчишки немного капитаны, а все девчонки немножечко морячки" (автор этих строк одесский поэт Иван Рядченко), в советское время работало десять морских учебных заведений. Они готовили специалистов для морского, технического рыбопромыслового флотов. Старейшими из них были мореходная школа и мореходное училище союзного министерства морского флота.
       Мне посчастливилось провести в стенах средней мореходки, так называли её одесситы в послевоенные годы, почти 36 лет, и я не могу не вспомнить и не рассказать об этом замечательном учебном заведении.
      
       Началом государственной организации морского образования в Российской империи послужил Указ от 27сентября 1783 года о том, что Комиссии народных училищ вменялось в обязанность озаботиться основанием мореходных школ. В "Положении о мореходных классах" от 27 июня 1867 года предусматривалось возможность получения необходимых знаний лицами всех сословий для чего обучение было бесплатным. Классы создавались трёх разрядов, третий был высшим.
      
       Летом 1898 года в Одессе при ;Коммерческом училище были открыты Классы торгового мореплавания "с целью давать молодым людям, готовившимся к исполнению обязанностей капитанов и их помощников на торговых судах дальнего плавания, соответствующее теоретическое и практическое образование". Таким образом в Одессе появилась новое морское учебное заведение, многие выпускники которой внесли значительный вклад в развитие морского транспорта страны. На 30 вакантных мест было подано 28 заявлений. Занятия начались 2 ноября, а до этого юноши сдавали экзамены и проходили испытание морем, плаванием проверялись морские качества будущих судоводителей.
        
       Со времени открытия нового морского учебного заведения и в течении двадцати лет его возглавлял коллежский ассесор Логвин Логвинович Гавришев, автор многих учебников и учебных пособий для штурманов.    Это было привилегированное учебное заведение выше третьего разряда-внеразрядное. Судоводители и судовые механики тогда высшего образования не получали. Только в конце Великой Отечественной войны, в 1944 году, были созданы высшие мореходные училища для подготовки специалистов с высшим образованием.. "Вышка" -так одесситы называли своё высшее мореходное училище .
      
       Как мне рассказывал механик Борейко, с которым я некоторое время работал в порту в одной смене, морские ученики, так называли учащихся Классов, приезжали на занятия на пролётках. Этого мог себе позволить  только обеспеченный человек.  На ногах у будущих мореходов  были сапоги с короткими голенищами, плечи покрывала черная накидка на белой шёлковой подкладке, а на голове чернела или белела, в зависимости от времени года, морская форменная фуражка.
       Классы не имели ни пансионата, ни общежития, морские ученики жили на частных квартирах за свой счёт. За свой счёт учащиеся приобретали форменное обмундирование, спецодежду и всё остальное, что должен был иметь будущий моряк для успешного обучения. Кроме того, каждый учащийся оплачивал своё обучение в размере 125 рублей в год. Это несоответствие между требованими Положения от 27 июня 1867 года и тем, что наблюдал Борейко, повидимому объясняется тем, что бесплатными были Классы более низких разрядов, а одесские были внеразрядными
      
       7 июля 1901 года Классы торгового мореплавания были преобразованы в Училище торгового мореплавания, Это название мы видим на фронтоне специально построенного для него красивого трёхэтажного здания. Оно по сей день высоко стоит над морем  на  углу Канатной улицы  и Карантинного  спуска в порт и отмечено в лоции.Само здание объявлено памятником архитектуры. Когда идешь от парка Т.Г, Шевченко к центру города и выходишь из Барятинского переулка, то перед тобой в миг возникает как бы силуэт форштевня большого судна, на который ты смотришь снизу вверх. Это чудо восприятия спроектировал одесский архитектор Л.Л, Влодек, известный своими проектами дома с атлантами в начале улицы Гоголя, гостиниц "Пассаж" и "Большая Московская" и многих других красивейших зданий в Одессе В построенном по его проекту здании, по словам Борейко, в левом крыле жили преподаватели, а правое было рассчитано на учёбу 130 будущих мореплавателей. В дальнейшем помещения левого крыла также были использованы для учебных целей, так, например, на первом этаже был оборудована лаборатория электротехники и электрооборудования судов.

    В Одесском училище в начале прошлого века на судоводительской специальности изучались такие предметы, как русский язык, словесность, иностранные языки, физика, математика, навигация с лоцией, мореходная астрономия, пароходная механика, физическая география, законоведение, судовая гигиена, коммерция и товароведение с элементарными сведениями по политической экономии, экономика, бухгалтерия, коммерческая география.
      
       В этом же 1901 году в июле в дополнение к судоводительскому отделению было открыто механическое для подготовки судовых механиков.Учащиеся судомеханического отделения, естественно, изучали предметы, необходимые для подготовки судовых механиков-паровиков. В соответствующем циркуляре было написано, что "Ученики должны быть так наставлены, чтобы они не гнушались начать службу с плавания в должности машинистов с тем, чтобы через 2-4 года занять должности механиков" и ещё, что "Школа должна готовить знающих дело механиков-практиков, способных управлять новейшими машинами самых больших размеров".
      
       С 1998 года по 1917 училище закончило 160 судоводителей и несколько больше ста судовых механиков.
           В высоких и больших аудиториях, лабораториях, просторных  коридорах  училищного здания полы были выложены превосходным паркетом, а стены обшиты дубовыми панелями. Естественный свет проникал во все  учебные помещения и коридоры через  огромные    окна. Поэтому и светлые коридоры, и просторные учебные классы с  двустворчатыми высокими дубовыми дверями  - всё это выглядело великолепно.
      
       У училища торгового мореплавания было собственное судно с   металлическим корпусом и полным парусным вооружением. Этот трёхмачтовый парусник назывался "Великая княжна Марья Николаевна". Всё лето и часть осени "Великая княжна" ходила в бассейнах Чёрного и Средиземного морей под командой капитана Павла Захаровича Баяна. Ему подчинялись три его помощника, боцман, семнадцать человек матросов и прислуги и практиканты. Если в порту очередной стоянки случались попутные грузы, то учебное судно перевозило их. Не все практиканты выдерживали первое испытание штормовым морем, но кто выдерживал, как правило, становился настоящим моряком.
      
       Когда в Одессе в 1920 году прочно установилась советская власть, Училище преобразовали в Техникум водных путей сообщения, Старое название с фронтона здания было удалено. В 1931 году техникум был переименован в Морской техникум. Он готовил не только судоводителей и судомехаников, но и техников-судоремонтников, техников-эксплуатационников, техников-механиков по механизации портов, радиотехников. Всего было выпущено до 1941 года свыше 1650 специалистов без учета выпусков вечернего и заочного отделений. В предвоенные годы техникум постоянно пополнился современным оборудованием.
      
       Ещё в 1924 году для одесского техникума водных путей сообщения был приобретен заграницей парусник, по парусному вооружению-барк "Товарищ" ("девичья фамилия" красавца-парусника "Лауристон"). Летом того же года будущие штурмана под командованием легендарного капитана Д. А. Лухманова совершили плавание к берегам американского континента.
      
       Дмитрий Афанасьевич . Лухманов (1867-1946г.г.), один из родоначальников советского морского торгового флота, капитан дальнего плавания, Герой Социалистического труда. Он поступил в Керченские мореходные классы в пятнадцать лет. Константин Паустовский пишет, что в 1924 году его познакомили " с рыжим веселым стариком - знаменитым парусным капитаном и морским писателем Лухмановым". Это был моряк " с почти фантастической биографией", которая нашла отражение в его замечательных автобиографичных книгах: "Солёный ветер", "Штурман дальнего плавания" и "Двадцать тысяч миль под парусами", Легендарный барк "Товарищ" погиб в 1942 году.
      
       В 1945 году училищу для практического обучения судоводителей и судомехаников был передан пароход "Иван Сусанин". Курсанты в шутку называли его "Полтитаником", имея ввиду, что затонувший в 1912 году "Титаник" имел две мачты и четыре трубы, а наш "Сусанин" только одну мачту и только две трубы. В 1952 году мне "посчастливилсь" несколько месяцев пребывать на этом судне, когда оно стояло в Одесском порту, и периодически выходило в море для выброса накопившегося мусора.
       Пароход "Иван Сусанин" за старостью списали, а в 1954 году училищу передали судно "Экватор". Для улучшения подготовки курсантов по английскому языку училищные преподаватели сопровождали их, когда они проходили практику на "Экваторе".
      
       Летом 1973, в юбилейном для училища года, курсанты-судоводители, снова, но на другом "Товарище", принадлежащем Херсонскому мореходному училищу, совершили рейс к берегам Америки, в порт Балтимора, где проходила парусная регата. Руководство практикой одесских курсантов осуществлял начальник училища Ф.С. Бойцов.
      
       До войны техникум закончили многие именитые потом капитаны, судовые механики и руководители морских организаций. Всех назвать невозможно, но фамилии таких капитанов, как Плаушевский, Вислобоков, Кушнаренко, Чирков, я видел в портах начертанными на носу и на корме судов. А было таких судов шестнадцать, Среди выпускников техникума три будущих начальников Черноморского пароходства. Это бывший капитан легендарного парохода "Комсомол", отличившегося в гражданской войне в Испании Г.А Мезенцев, П.М. Макаренко (им в 1952 году подписан мой диплом техника-эксплуатационника) и А. Е. Данченко.Из стен училища вышди также три будущих боевых адмиралов, четыре героя Советского Союза, четырнадцать, героев Социалистического труда и писатель-моренист И.П. Гайдаенко.
      
       Одним из героев Советского Союза является выпускник Морского техникума 1933 года, знаменитый командир подводной лодки С-13 Александр Иванович Маринеско. Это его имя 5 октября 1998 года постановлением Кабинета Министров Украины было присвоено Одесскому мореходному училищу.. В училище создан и существует музей А.И Маринеско.
      
       Началась Великая Отечественная война. Техникум был эвакуирован. В начале октября 1941 года, после 73 дней героической обороны, Одесса была оккупирована немецко-румынскими войсками. В здании морского техникума румыны открыли  "Шкуале  де марине коммерчиале" -морское заведение, которое готовило  только судоводителей  и судомехаников. Руководителем судоводительского отделения при румынах был Михаил Фёдорович Шаповалов, а судомеханического Павел Корнеевич Нудьга. Он до войны работал заместителем директора морского техникума по учебной части. Эти высоко квалифицированные специалисты работу в "Шкуале де марине коммерчиале", совместили с подпольной борьбой против оккупантов. Может быть, благодаря им и другим сотрудникам , большая часть оборудования техникума после освобождения Одессы   сохранилась. Например, в лаборатории электротехники я ещё застал   старинные вольтметры и амперметры времён классов торгового мореплавания.
    Сохранилась и огромная училищная библиотека с отделом раритетных изданий, возраст некоторых экземпляров которых более двухсот лет. Сохранились, созданные в 1920 году учебные мастерские, вполне функциональные для прохождения практического обучения учащихся механических специальностей. В конце сороковых годов я застал в мастерских небольшую собственную электростанцию, которая должна была обеспечивать нужды училища. Потом она за ненадобностью была демонтирована.
      
       В начале пятидесятых годов мне довелось учиться у Михаила Фёдоровича основам судовождения,. Многие знания из этих основ сохранились у меня на всю жизнь, так как судовождению, кроме военно-морской стажировки, учиться мне больше не пришлось. Забавно, что по сей день не могу себе объяснить, почему курсанта, который отвечал на заданный им вопрос, например, по навигации, он добродушно называл "Гусь ты мой лапчатый". Спросить же у него, почему я, очередной гусь лапчатый, в голову ни мне, ни другим курсантам группы на моей памяти не пришло.
      
       Мэтром в училище в послевоенные годы считался Павел Корнеевич Нудьга, невысокий, плотный моряк в форменном кителе, с тихим ровным голосом. Он закончил Техникум водных сообщений в 1928 году. Через три года получил диплом об окончании института и был направлен преподавателем теперь уже Морской техникум. Курсанты-судомеханики его боготворили. Кажется в 1944 году он издал в Москве добротный учебник по термодинамике газов. Это был первый учебник преподавателя училища, выпущенный издательством в Москве. В годы, когда я преподавательствовал, восемь преподавателей в содружестве с производственниками написали и издали свыше нескольки десятков учебников и учебных пособий. Преподаватели эксрлуатационного и механизаторского отделений были также авторами учебных программ епециальных циклов дисциплин..
      
       Я встретился с Павлом Корнеевичем в начале шестидесятых, когда стал штатным преподавателем училища. Я тогда впервые разговаривал с живым автором книги. Он спросил меня, почему я перешёл из порта в училище на преподавательскую работу. Я ответил, что отец у меня преподаватель и мне нравится этот несомненно полезный для общества род деятельности в части инженерных наук. "А я никогда не хотел быть преподавателем, а вот заставили"- сказал Павел Корнеевич.. И, как говорится "И слава богу!", что судомеханики в Морском техникуме, а потом в мореходном училище несколько десятков лет имели, как говорят в Одессе, вот такого преподавателя и при этом подымают большой палец сжатого кулака вверх.
      
        5 марта 1944 года Государственный комитет обороны (ГКО) Советского Союза принял постановление о создании в системе морского флота закрытых полувоенных высших и средних учебных заведений. Этот день до дня смерти Сталина считался праздничным и назывался Днём мореходных училищ. В этот день после занятий отменялась самоподготовка и разрешалось увольнение курсантов.
    Идея создания таких закрытых учебных заведений  была целесообразна. Страна в то время ещё вела кровопролитную, но уже победоносную  войну, И одновременно она заботилась о подготовке новых морских кадров, преданных коммунистической идеологии. Для этого курсантов кормили, одевали, давали минимальную стипендию, обеспечивали жилье, обучали и воспитывали. Воспитывали командиры рот. классные руководители, напрямую подчинённые заместителю начальника училища по политической работе, комсомольская организация во главе назначаемым комсоргом цека комсомола, преподаватели.
      
      В результате четырёх с половиной лет обучения курсант получал среднее общее и специальное техническое образование, достаточное для практической работы, и одновременно звание офицера запаса военно-морского флота. В процессе учебы курсанты приносили ощутимую пользу, так как участвовали в уборках урожаев с колхозных полей, в строительных работах и других подобных мероприятиях.
    Сразу после освобождения Одессы в апреле 1944 года коллективу средней мореходки ("средней" стали неофициально называть потому, что в Одессе одновременно появилось Высшее мореходное училище), пришлось много потрудиться, чтобы восстановить былой престиж Морского техникума. Добавилась ещё одна специальность - судоремонтная. По воспоминаниям Леонида Александровича Механика, выпускника 1948 года, первого выпуска училища, бытовые условия учёбы вначале были очень неблагоприятные. Он вспоминал холод в учебном корпусе и экипаже, то есть общежитии, голодный продовольственный паёк, длинные переходы из экипажа в училище и обратно, будучи полураздетым, Не хватало обмундирования, кроватей, постельного белья, письменных принадлежностей и прочего. Запомнилось ему празднование в 1945 году Победы, когда всем курсантам в обед выдали по чарке вина.
      
          В жаркий летний день 1948 года я, пятнадцатилетний, впервые неуверенно подошёл к настежь раскрытой массивной дубовой с инкрустациями двери Одесского мореходного училища..Помню, что мой взгляд задержался на ярко блестевшей длинной фигурной медной ручке, несомненно из начала века. Вошёл и сразу попал в прохладу парадного вестибюля, откуда на второй этаж вели белые мраморные ступени так называемого парадного трапа. На первой лестничной площадке у левой и правой стен стояли два больших из красного дерева рулевых штурвала, по внешнему ободу которых блестели круговые латунные полосы. .Справа сразу у входа за массивной  каменной балюстрадой теснилась узкая площадка, с висевшей там ярко надраенной судовой рындой - корабельным колоколом. Через каждые  полчаса вахтенный курсант перекладывал  винтовку из правой руки в левую  руку, а правой  отбивал одинарные  (половина часа) или двойные (полный час) склянки.
       В годы, когда я преподавательствовал, штурвалы оставались на месте, оставалась подвешенной потускневшая настоящая судовая рында, но склянки вахтенный курсант уже не отбивал. Был отменён утренний, как на корабле, торжественный подъём флага и соответственно его спуск с заходом солнца. Почему-то морские ритуалы в училище постепенно угасали. Может быть, в связи со сменой в 1952 году командования.
      
       В 1946 году (по данным хранителя училищного музея Г.А. Дмитриева) на 120 вакантных мест (по одной группе на каждом отделении ) подали заявления десять тысяч молодых людей. Я стал курсантом первого курса эксплуатационного отделения, то есть курсантом 1-го взвода 7 роты первого сентября 1948 года. Командиром роты был сравнительно молодой худощавый, очень подвижный капитан-лейтенант (каплей) Строчков. В училище было много ребят намного взрослее, крупнее, сильнее меня, некоторые успели повоевать на фронте или на флоте, но не было случая, чтобы за все годы учёбы кто-нибудь хотя бы словом обидел. Я чувствовал себя равноправным членом большой дружной семьи, которая называлась средняя мореходка. Уже будучи преподавателем, я иногда, шутя, рассказывал своим курсантам, что в моей жизни было два беззаботных периода- детский сад и одесское мореходное училище.
      
       В этом же, 1948 году училище скромно отпраздновало свой полувековой юбилей. Праздновали в ноябре, так как первое занятие в Классах торгового мореплавания тоже состоялось в ноябре
      
       Курсантское утро начиналось с побудки колоколом громкого боя в семь утра. Жили мы тогда в экипаже, который размещался в двух зданиях, 1 и 9 по Лермонтовскому переулку. Умывание, заправка коек, по-ротное построение и переход в учебный корпус. Расстояние неблизкое, но без пяти восемь все роты выстроены во дворе. Команда "Смирно! Флаг поднять!" Несколько секунд и красное полотнище занимает свое место на флагштоке. Верхняя часть флагштока заканчивается клотиком, круглой, плоской крышечкой, несколько большей по диаметру верхнего торца мачты -топа. Клотик покрывает торец мачты сверху, защищая её от непосредственного воздействия влаги.
      
       В качестве прикола старшекурсники иногда спрашивали у первогодка, пил ли тот чай на клотике. Первогодок ( по-морскому жаргону) "салага", или любовно "салажёнок" мнется, не зная, что представляет собою клотик, как ответить, А потом неуверенно говорит: "Как-то раз приходилось" Раздаётся гомерический хохот, а смущённый парень не может понять, что он "сморозил". Другой первогодок в письме домой в родное село писал, что был он в шторме, где волна была с одного борта шесть баллов, а с другого семь.
      
       По училищной радиотрансляции подаётся команда на завтрак, а после завтрака судовым колоколом громкого боя училище оповещается о начале занятий. Учились шесть дней в неделю по семь академических часов с перерывом на обед. Каждый семестр сдавали по шесть экзаменов и выпускные экзамены сдавались также по шести предметам. А во времена моей работы в училище с 1959 по 1991 год ежедневно учились уже только по шесть академических часов, количество семестровых и выпускных экзаменов постоянно уменьшалось, стремились не перегрузить учащегося.
      
       После обеда было ещё два часа занятий, Помню, что курсанты моего взвода засыпали на уроке истории, и замполит училища, он же преподаватель, однотонно излагавший программный материал, неожиданно громко провозглашал: "Сон могучая сила!" Все вздрагивали и просыпались. По окончанию семи часов занятий у курсантов было свободное время, которое иногда совмещалось с какими-то культурными мероприятиятиями.
       В 16.30 развод наряда и новая дежурно-вахтенная служба во главе с дежурным офицером заступала в суточный наряд по училищу. В пять часов начиналась самоподготовка курсантов. Она продолжалась три академических часа. После самоподготовки - ужин, переход из учебного корпуса в экипаж. В 23 часа отбой, который не касался курсантов непосредственно стоявших в это время в наряде по ротам или по училищу.
      
       У нас на специальности были замечательные преподаватели и, может быть, поэтому знания, полученные в мореходке сохранились у меня надолго. Я, конечно, мог бы сегодня, я помню, перечислить всех своих наставников и сказать несколько благодарных слов о каждом из них. Они в те первые послевоенные годы при нищенской зарплате, за которую мало что можно было купить, отдавались работе. Среди наших наставников были просто разносторонне талантливые люди, например, Георгий Семёнович Сачковский. Он вёл у нас на первом курсе черчение, а на втором -"Судовые силовые установки". Достаточно сказать, что он так излагал программный материал, что я мог через много лет повторить, как, например, гоголевское "Чуден Днепр при тихой погоде..."
      
       И действительно, на четвёртом курсе в институте на экзамене по "Термодинамике и теплоэнергитическим установкам" я так "отбарабанил" по памяти устройство и работу огнетрубного котла шотландского типа, что институтский преподаватель Пасечник не дал мне ответить на последующие вопросы билета и поставил в зачётке "отлично". Георгий Семёнович также великолепно рассказывал устройство шестивесельного яла. У училища была собственная водная станция в Отраде с шестивесельными ялами и яхтами. Там проводились шлюпочные учения и ежегодные Дни здоровья. Курсанты несли там дежурства.
      
       Сачковский был ещё отличным художником-моренистом. Его большая картина маслом "Морской десант" многие годы украшала просторный коридор первого этажа училища. А кроме того, Георгий Семёнович играл на мандолине и выступал в концертах училищной художественной самодеятельности.
      
       Начальником училища в мои курсантские годы был Владимир Кузьмич Захаров. Очень степенный, спокойный капитан дальнего плавания, никогда неповышавший голос. Мне всегда казалось, что для полноты его капитанского облика не хватает замысловатой трубки во рту. Он со своей семьёй жил на втором этаже в левом крыле училища рядом со своим рабочим кабинетом. Так что денно и нощно всегда находился в стенах руководимого им учебного заведения.
      
       В 1951 году судостроительное отделение было переведено в Архангельское мореходное училище. В Одесском судоводительская и судомеханическая специальности стали готовить штурманов и механиков военно-морского флота. Им выдели лучшие аудитории на втором этаже правого крыла здания, переодели в военно-морскую форму, поставили на военно-морское довольствие и выставили часовых у двух входов на этаж. Таким образом под крышей мореходного училища торгового флота стали готовить офицеров военно-морского флота. Училище как бы состояло из двух училищ. У многих этих выпусников судьба сложилась не совсем удачно, потому что при сокращении советских вооружённых сил на миллион триста тысяч военнослужащих при Хрущёве, в первую очередь были уволены выпускники подобных отделений. В училище в конце шестидесятых годов служил командиром роты выпускник военно-морского отделения мореходного училища. Он служил на Кубе, в училище через несколько лет вышел в отставку в чине капитана береговой службы.
      
       Осенью 1952 года горкомом партии была проведена предвзятая проверка работы училища. Я не хочу сегодня останавливаться на причинах гнусной расправы с частью командно-преподавательского состава.Уволенный Владимир Кузьмич стал начальником судоводительского факультета Одесского высшего мореходного училища и через десять лет работы был награждён орденом Ленина. А это была в Союзе одна из самых высоких наград. Лишился своей должности и заместитель начальника училища по учебной части Георгий Онуфриевич Мицевич. На должность начальника училища был назначен Николай Александрович. Костенко. Если В.К. Захаров был как бы на уровне капитана первого ранга, то Костенко был морским генералом и держался от коллектива несколько обособленно. Он никому не делал замечаний. "Своё неудовольствие" подчинённым он выражал через заместителей.
      
       Уволенный тогда блестящий преподаватель английского языка И.М Берман впоследствие защитил кандидатскую и докторскую диссертации и стал руководителем кафедры английского языка в Одесском технологическом институте. Во время этой вахканалии ушли из училища преподаватель электротехники, однофамилец начальника В.М Захаров, он стал доцентом в Одесском институте связи, и преподаватель математики В.И Дворовенко, С Владимиром Ивановичем я встретился в Одесском педагогическом институте, где он заведовал кафедрой. По-разному сложилась судьба других уволенных. Например, начальник нашего эксплуатационного отделения Л.А Гринберг стал заведовать испытательной станцией научно-исследовательского института. С ним я эпизодически встречался в Одесском порту.
       Продолжение следует
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 08/10/2011.
  • © Copyright Шиф Владимир Самойлович (vladishifs@mail.ru)
  • Обновлено: 01/10/2009. 26k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  • Оценка: 4.65*24  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка