Шиф Владимир Самойлович: другие произведения.

Школа Столярского

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 28/03/2013.
  • © Copyright Шиф Владимир Самойлович (vladishifs@mail.ru)
  • Обновлено: 12/03/2016. 22k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  • Иллюстрации: 2 штук.
  • Скачать FB2
  • Оценка: 5.78*5  Ваша оценка:

       Школа Столярского
      
    Для меня, шестилетнего мальчика, всё началось с того, что немного наискосок против нашего дома в 1938 году начали строить музыкальную школу имени П.С. Столярского. Жил я тогда с мамой и папой в Одессе на Екатерининской площади на втором этаже дома ? 8 у начала Сабанеева моста Квартира была большая, коммунальная, кроме нас в ней проживало ещё шесть семейств.
    >
    По другую сторону Сабанеева моста на месте развернувшегося строительства в начале прошлого века стояла гостиница 'Крымская'. В Гражданскую войну ‭ она сгорела.‭ ‬Для местных краеведов гостиница была примечательна,‭ ‬может быть,‭ ‬тем,‭ ‬что в ней в разное время останавливались и жили писатели В.Г.‭ ‬Короленко,‭ ‬И.А.‭ ‬Бунин,‭ ‬поэт В.В.‭ ‬Маяковский,‭ ‬драматург С.‭ ‬Найдёнов,‭ ‬написавший известную пьесу‭ "‬Дети Ванюшина‭" В последующие годы на попелище, чтобы заполнить возникший после пожара пустырь, разбили небольшой сквер.
      
       Строительство школы-интерната началось с корчевания деревьев.‭ ‬Одновременно лошади стали завозить на телегах длинные сосновые доски.‭ ‬Концы этих досок свободно провисали с телеги и при её движении болтались вверх-вниз,‭ ‬почти касаясь земли.‭ ‬Я гулял по скверику и увидел мальчика,‭ ‬который подцепился снизу к свисающей доске и таким образом прокатился несколько десятков метров от ворот в сквер до места,‭ ‬где возница сбрасывал их на землю.‭ ‬Не помню,‭ ‬сколько раз я успел таким образом прокататься,‭ ‬пока моя ничего не подозревавшая мама сидела на скамейке и что-то читала.‭
      
      ‬ В одном таком рейсе я не удержался за доску и упал на землю.‭ ‬Всё было бы не страшно,‭ ‬не окажись на месте падения металлическая колючка от колючей проволоки.‭ ‬Она разорвала мне лицо слева от нижней губы и на том месте с тех пор вместе со мной стареет заметный серповидный шрам.‭ ‬Крика было много:‭ ‬кричал я от боли и страха от неминуемого родительского наказания,‭ ‬кричала моя мама на меня и на ни в чём неповинного возницу.‭ ‬Кончилось это происшествие тем,‭ ‬что в поликлинике мне поставили‭ "‬кнопки‭"‬,‭ ‬и на моём лице,‭ ‬как в книге почётных посетителей,‭ ‬на всю жизнь осталась запись о начале строительства музыкальной школы имени Петра Соломоновича Столярского.‭
      
      ‬ Но сначала о Петре Соломоновиче. Это был гениальный скрипичный педагог 20-го столетия, вырастивший большую когорту талантливых скрипачей и среди них целую плеяду исполнителей, заслуживших мировое признание. По сей день о Столярском рассказывают легенды, не забывая вспомнить о его одесско-еврейских выражениях, например, "школа имени мине" или, когда он на приёме в Кремле искренне поблагодарил присутствоваших Сталина , Молотова, Кагановича и как он выразился "прочие шишки" за создание в Одессе первой в стране специальной музыкальной школы-интерната для одарённых детей. В дальнейшем подобные школы появились и в других городах Советского Союза
      
       Столярский родился в семье потомственных клайзмеров, скрипачей большей частью самоучек, игравших на свадьбах. Он и его многочисленные родственники являлись участниками семейного кляйзмерского оркестра, который успешно выступал в родном Липовце и в других местечках Киевской губернии. Трёхлетний Пиня, так звали в семье будущего Петра Соломоновича, т вызывал естественный восторг у слушателей не только своим внешним видом, но и игрой на скрипке. Его показали музыкальному педагогу и тот сказал, что мальчик может стать настоящим музыкантом, если заново начнёт учиться играть на скрипке. В последующие годы ему неоднократно пришлось переучиваться и, может быть, это в какой-то мере постепенно подспудно создавало будущего уникального педагога.
      
       О феномене П.С. Столярского, как педагога, много написано .его учениками, преподавателями музыки, искусствоведами и я не стану цитировать их интересные даже не специалисту статьи и воспоминания, потому что руководствуюсь высказыванием А,А. Игнатьева. Он в своей замечательной книге воспоминаний "50 лет в строю" написал, что когда пехотинцу необходимо проехать на коне мимо строя кавалеристов, то ему следует сойти с коня и провести его под уздцы.
      
       В предвоенные годы музыкальная жизнь в Одессе,‭ ‬несмотря на перманентные трудности рутинной существования одесситов с жильём и продуктами питания,‭ ‬что называется,‭ ‬кипела.‭ ‬Кроме спектаклей в оперном,‭ ‬украинско-драматическом театрах,‭ ‬в театре оперетты,‭ ‬музыка звучала в филармонии,‭ ‬на открытых площадках в Городском саду,‭ ‬в парке Шевченко,‭ ‬в Доме учёных и в Доме учителя.‭ ‬На сценах выступали ещё нетитулованные певцы и оркестры и уже лауреаты различных музыкальных конкурсов.‭
      
      ‬ Моя мама в те годы много играла на рояле.‭ Она‬ называла его роялино,‭ ‬будто бы он был несколько уменьшенного размера,‭ ‬чем концертный рояль.‭ ‬Больше всего мама любила, как мне помнится, играть вальсы и мазурки Фредерика Шопена.‭ ‬А ещё она любила,‭ ‬аккомпанируя себе на рояле,‭ ‬петь сентиментальные романсы:‭ ‬...‭"‬Он уехал,‭ ‬а слёзы льются из очей...‭"‬...,‭ "‬Вернись,‭ ‬я всё прощу:‭ ‬упрёки подозрений,‭ ‬мучительную боль...‭"‬.‭ ‬Пела она и‭ "‬Соловья‭" ‬Алябьева,‭ ‬и цыганские романсы.‭ ‬Мама закончила то ли музыкальный техникум,‭ ‬то ли училище по классу фортепиано и у неё было хорошо поставленное колоратурное сопрано. Она рассказывала, что её приглашали в труппу оперетты, но моя бабушка её не отпустила‭
      
      ‬ Я часто внимательно слушал пение мамы,‭ ‬следил за пальцами её быстрых рук на черных и белых с костяной желтизной клавишах рояля и старался представить себе о чём она поёт.‭ ‬Мама играла,‭ ‬пела,‭ ‬потом вдруг вскакивала с блестящей, как зеркало чёрной вращающейся табуретки,‭ ‬маленькая,‭ ‬молодая,‭ ‬красивая,‭ ‬энергичная,‭ ‬в избытке чувств она кружила меня по комнате.‭ ‬Она была очень жизнерадостна,‭ ‬любила петь,‭ ‬танцевать.‭ ‬Иногда она пела мне колыбельные песни,‭ ‬я помню‭ "‬Спи,‭ ‬мой бэби...‭". А вот папа ни танцевать, ни петь не умел. Да и песен в его репертуаре за всю его жизнь ‭ ‬было всего две:‭ "‬Распрягайте,‭ ‬хлопцы,‭ ‬коней та лягайте почивать...‭" ‬и‭ "‬Вихри враждебные веют над нами..."
      ‭
      ‬ Может быть, под влиянием музыкальной атмосферы,‭ ‬царившей в Одессе,‭ ‬как во многих южных курортных городах,‭ ‬а может быть,‭ ‬строительство музыкальной школы через дорогу напротив навело маму на мысль,‭ ‬что я должен стать музыкантом.‭ ‬Школа строилась сравнительно быстро и к началу‭ ‬1939‭ ‬года у Сабанеева моста стали выделяться три составные части нового здания.‭ ‬С низких подоконников наших окон на втором этаже я часто наблюдал как постепенно растут стены здания из солнечно-жёлтого камня-ракушняка, который добывали под землёй, в загадочных одесских катакомбах..‭
      
      ‬ Левая часть здания была трёхэтажной,‭ ‬прямоугольной и строгой,‭ ‬без лепнины и только окна второго этажа были выделены простейшими архитектурными элементами.‭ ‬Зато средняя,‭ ‬центральная часть выпирала этаким кубом и смотрела на Сабанеев мост через монументальную лоджию высотой в три этажа.‭ ‬Над лоджией возвышалась надстройка и выглядела так,‭ ‬будто его временно одолжили у другого дома.‭
      
      ‬ Вход в лоджию украшали четыре колонны,‭ ‬выполненные в коринфском ордере,‭ ‬по две с каждой стороны.‭ ‬Об ордерах я узнал намного позже,‭ ‬когда учил историю древнего мира в пятом классе по учебнику Косьминского,‭ ‬но уже в эвакуации,‭ ‬в русском городе Тверь.‭
      
      ‬ Правая часть школы была также прямоугольной,‭ ‬но двухэтажной.‭ Параллепипед здания завершался выступающей ‬ дугой полуротонды в сторону Военного спуска.‭ ‬Исходя из сегодняшних знаний,‭ ‬я могу сказать,‭ ‬что новостройка была этаким симбиозом модного тогда социалистического конструктивизма и величественного русского ампира,‭ ‬а потому,‭ примыкая к Екатерининской площади, ‬естественно,‭ ‬нарушила её архитектурную композиционную завершённость..‭
      
       Торжественное отк‬рытие школы состоялось в одно замечательное солнечное одесское сентябрьское утро, когда почему-то чувствуется, что жаркое лето уже позади.‭ ‬Я мог наблюдать только ту часть торжества,‭ ‬которая была видна из окон наших комнат.‭ ‬Я видел только спины и головы людей, ‭ ‬заполнивших всё пространство Сабанеева моста перед главным входом в школу, где в предыдущий день соорудили временную деревянную трибуну. Выступавшие на ней сменяли друг друга, а в конце каждого выступления были слышны дружные аплодисменты.‭
      
      ‬ Вдруг в нашу дверь постучали.‭ ‬К нам заявился фотокорреспондент из областной газеты.‭ ‬Он взгромоздился в нечищенных ботинках на белый мраморный подоконник‭ ("‬Чистый,‭ ‬как солнце‭"‬-говорила в таких случаях моя мама или‭ "‬Чёрная,‭ ‬как земля‭"‬-‭ ‬в противоположных‭) ‬и стал лихорадочно фотографировать школу и торжество, проходившее на Сабанеевом мосту.‭
      
      ‬ Вечером того же или другого дня мамой со мной присутствовали на концерте по случаю открытия школы.‭ ‬В школе было всё новенькое,‭ ‬красивое,‭ ‬много света,‭ ‬красные с зелёными полосами по краям ковровые дорожки на лестничных маршах и площадках,‭ ‬величественные шёлковые тяжёлые кремовые гардины на венецианских окнах концертного зала,‭ ‬как подогнутые паруса на мачтах корабля.‭ ‬Кругом царило праздничное оживление.‭ ‬В заполненных зрителями рядах все переговаривались между собой и стоял устойчивый гул. Сцена была открыта, пустав и справа одиноко стоял белый концертный рояль.‭
      
      ‬ Начали объявлять выступления учеников,‭ ‬мальчиков и девочек,‭ ‬больших и маленьких и обязательно сообщали не только фамилию композитора и название музыкального произведения, но и обязательно добавляли:‭ "‬Класс педагога такого-то или класс педагога‭ ‬-орденоносца такого-то‭"‬.Все радостно хлопали.‭ ‬В те годы орденоносцев в стране было немного. поэтому носить орден было очень почётно. ‭ ‬После войны орденоносцев стали называть кавалерами такого-то ордена или таких то орденов,‭ ‬если их было несколько. Девочки или мальчики были или скрипачами или пианистами. Они играли, а потом, как взрослые, кланялист публике и снова были аплодисменты ‭
      
      ‬ Прошло не помню сколько дней после торжественного открытия школы,‭ ‬когда мама меня спросила:‭
      ‬-Хочешь,‭ ‬Вовочка,‭ ‬сыночек,‭ ‬учиться в этой школе‭?
      ‬-Хочу-‭ ‬ответил я,‭ ‬хотя ещё недавно я хотел быть поваром,‭ ‬а потом под впечатлением недавно увиденных фильмов на морскую тематику решил обязательно стать моряком.‭
      
      ‬ Сначала будто бы решили,‭ ‬что я буду учиться играть на фортепиано,‭ ‬на фортепиано училась играть и Лена Чмиль,‭ ‬девочка из нашей коммунальной квартиры,‭ с которой я дружил, да ‬и рояль был у нас дома.‭ ‬Но потом мама почему-то решила учить меня играть на скрипке.‭ ‬То ли струнников тогда не хватало,‭ ‬то ли мама лелеяла мечту,‭ ‬что учителем моим на скрипке станет никто другой,‭ ‬как сам Пётр Соломонович Столярский.‭ ‬Мама сказала,‭ ‬что это даже очень хорошо,‭ ‬что я буду учиться играть на скрипке,‭ ‬ведь тогда она сможет на репетициях аккомпанировать мне на фортепиано.‭
      
       -Скрипка,‭ ‬-сообщила мне мама-‭ ‬считается одноголосным музыкальным инструментом,‭ ‬но с богатейшими оттенками звучания,‭ ‬главное её достоинство в певучести.‭
      ‬Чувствуя себя уже в чём-то музыкантом,‭ ‬как моя мама,‭ ‬я спросил её:‭
      ‬-А форте-пиано‭?‬-‭ с ‬трудом выговаривая это не лёгкое для моего языка слово,‭ ‬-оно не певучее‭?
      ‬-Нет,‭ ‬фортепиано певучее‭ ‬-отвечала мне мама,-‭ ‬но не такое,‭ ‬как скрипка.‭
      
      ‬ Мамин ответ меня удовлетворил,‭ ‬потому что я уже не раз пробовал сидеть на рояльной полированной табуретке за громоздким роялем или,‭ ‬как называла его мама,‭ ‬инструментом и чувствовал себя крайне неуютно.‭ ‬Со скрипкой,‭ ‬мне казалось,‭ ‬будет проще:‭ ‬я по сравнению с ней большой и смогу держать её в руках крепко.‭ ‬Но как оказалось позже,‭ ‬я держал её недостаточно крепко.‭
      
      ‬ Чтобы поступить в школу Столярского,‭ ‬надо было меня предварительно подготовить к приёмным экзаменам.‭ ‬Мама стала демонстрировать меня различным скрипачам.‭ ‬Одного мама заверила,‭ ‬что я на слух могу распознавать ноты.‭
      ‬-Вот Вы ударьте по любой клавише,‭ ‬-сказала музыканту мама,‭ ‬-‭ ‬а сын покажет на рояле,‭ ‬не подглядывая,‭ ‬эту клавишу.‭
      ‬Педагог с недоверием слушал маму,‭ ‬но от эксперимента не отказался.‭ ‬Он нажал пальцем на клавишу,‭ ‬а я,‭ ‬не задумываясь,‭ ‬показал совсем другую,‭ ‬потому что в этих белых и чёрных продолговатых палочках абсолютно ничего не смыслил, даже что такое октава..‭ ‬Зато по лицу экспромтного экзаменатора сразу догадался,‭ ‬что я не на ту нажал.‭
      
      ‬ Но мой провал не остановил мою деятельную маму.‭ ‬Она нашла мне учителя.‭ ‬Где-то одолжили маленькую скрипочку,‭ ‬так называемую четвертушку,‭ ‬и я приступил к занятиям.‭ ‬Мне очень нравилось открывать чёрный деревянный футляр,‭ ‬потом тщательно протирать верхнюю и нижнюю деки скрипки,‭ ‬как будто,‭ ‬если я этого не делал так тщательно,‭ ‬то она наверняка потеряла бы свою певучесть.‭ ‬Впрочем,‭ ‬пока она в моих руках только вызывающе скрипела.‭ ‬А ещё мне нравилось натирать волосы из конского хвоста на смычке канифолью.‭ ‬Раньше я и слов таких мудрёных,‭ ‬как канифоль и смычок,‭ ‬не знал.‭
      
       И вот п‬рибежал молодой чернявый учитель,‭ ‬запыхавшись,‭ ‬видно я у него в тот день был не первым.‭ ‬Он показал мне,‭ ‬как надо держать скрипочку и как смычок,‭ ‬как надо стоять при этом,‭ ‬как водить смычком туда-сюда по одной струне,‭ ‬как переходить с одной струны на другую.‭ ‬Я всё понял и начал водить смычком по струнам.‭ ‬Учитель в такт кивал головой.‭ ‬Потом он о чём-то переговорил с мамой,‭ ‬дал задание,‭ ‬улыбнулся и быстро удалился.‭
      
      ‬ Я сразу же приступил к повторению урока.‭ ‬Я старательно водил смычком сначала по одной струне,‭ ‬затем по другой.‭ ‬На следующий день повторил упражнения.‭ ‬Сначала мне это было интересно,‭ ‬но вскоре многократные однообразные движения и режущий слух скрип стали утомлять меня.‭ Кстати, как я недавно узнал, Столярский, чтобы не травмировать ребёнка на первых занятиях не натирал смычок канифолью. ‬Я сказал маме,‭ что мне уже надоело делать домашнее залание, а ‬ она возмутилась моим нетерпением.‭
      
      ‬ Теперь каждый день,‭ ‬просыпаясь утром,‭ ‬я с тоской думал,‭ ‬что после детского сада снова должен елозить смычком по струнам,‭ ‬когда на улице слышны озорные крики мальчишек.‭ ‬Мне становилось грустно-грустно,‭ ‬но не надолго.‭ ‬До вечера было ещё далеко,‭ ‬а впереди полный разнообразных впечатлений детсадовский день.‭
      
      ‬ У меня были строгие родители. Я их боялся,‭ ‬не смел ослушаться и каждый вечер после неоднократных маминых напоминаний снова раскрывал футляр,‭ ‬доставал из него скрипку и с явной неохотой приступал к упражнениям.‭ ‬Скрипка в моих руках нещадно скрипела,‭ ‬словно оправдывая своё название.‭ ‬Ведь не назвали же её‭ "‬певучкой‭"‬.‭ ‬Звук от моего вождения смычка по струнам получался какой-то рваный и к тому же со стонами и хрипом.‭
      
      ‬ Не помню,‭ ‬сколько дней прошло с начала моих занятий,‭ ‬но в один из таких дней,‭ ‬наверное,‭ ‬в воскресенье,‭ ‬а может быть,‭ ‬в шестой день щестидневки,‭ ‬было и такое деление месяцев,‭ ‬папа и мама были вместе дома и о чём-то разговаривали в моей комнате,‭ ‬плотно закрыв двери.‭ ‬Я в это время стоял по другую сторону двери во второй комнате, служившей одновременно гостиной, столовой и спальней родителей, и дёргал смычок то в одну сторону,‭ ‬то в другую.‭ ‬Время от времени я вглядывался в циферблат будильника,‭ ‬и,‭ ‬сморщив свой детский лобик,‭ ‬напряжённо подсчитывал,‭ ‬сколько минут ещё осталось до конца моих скрипочных мучений.‭ ‬Вдруг дверь из моей комнаты резко раскрылась и‭ ‬вышел папа.‭ ‬Грань раскрывающейся двери резко ударила по хрупкому тельцу скрипочки.‭ ‬Она выпорхнула из моего объятия и со стуком шлёпнулась на пол.‭ ‬Гриф обломился и под звук потревоженных струн беспомощно повис на них.‭
      
      ‬ Что тут было и вспоминать не хочется.‭ ‬Я плакал и в горьких слезах обещал,‭ ‬что больше никогда не буду,‭ ‬но не мог сообразить,‭ ‬чего не буду.‭ ‬Папа в сердцах напомнил маме,‭ ‬что он говорил,‭ ‬что из её затеи ничего путного не получится.‭ ‬А мама,‭ у ‬мамы рушились её тщеславные мечты сделать из меня музыканта.‭ Я‬ смекнул,‭ ‬что сегодня больше уже заниматься не буду,‭ ‬так как играть то не на чём,‭ ‬но продолжал гундосить.‭
      
      ‬ Гриф мастер приклеил,‭ ‬но занятия уже не возобновились.‭ ‬Я никогда больше не держал смычка в руках и о том,‭ ‬что бросил учиться играть на скрипке,‭ ‬не один раз,‭ ‬будучи взрослым,‭ ‬жалел.‭ Здание школы имени профессора П. С.Столярского было в войну разрушено, а в мирное время восстановлено, и она продолжала растить талантливых скрипачей-исполнителей, которые становились известными не только в нашей стране, но и за рубежом.
      
       А у Столярского после войны мне всё же довелось учиться.‭ ‬Но не у Петра Соломоновича,‭ ‬он умер в эвакуации в Екатеринбурге в 1944, на 72-ом году жизни,‭ ‬а у недавнего фронтовика, молодого но уже тяжело раненого Осипа Семёновича, который после демобилизации из армии стал директором Одесской мужской средней школы‭ ? ‬43, расположенной на улмце Гоголя недалеко от музыкальной школы-интерната.‭
      
       Мой ж‬изненный опыт показал, что заложенное ‬в детские годы, как правило, оставляет след.‭ ‬Благодаря маме,‭ ‬она дала мне первый толчок,‭ ‬я искренне и глубоко полюбил хорошую музыку,‭ ‬симфоническую и русских народных инструментов,‭ ‬оперную и балетную,‭ ‬оперетту и песни.‭ ‬Постепенно я стал запоминать и узнавать мелодии увертюр и арий,‭ ‬сонат и симфоний,‭ ‬песен и романсов,‭ ‬голоса исполнителей.‭ ‬Музыка с годами настолько вошла в мою повседневность,‭ ‬что я сегодня не мыслю жизнь без неё.‭ ‬Ведь недаром Пушкин сказал,‭ ‬что‭ "‬Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает,‭ ‬но и любовь-мелодия‭"‬.‭ ‬Точнее и лучше гениального поэта о музыке не скажешь.‭
      
  • Комментарии: 3, последний от 28/03/2013.
  • © Copyright Шиф Владимир Самойлович (vladishifs@mail.ru)
  • Обновлено: 12/03/2016. 22k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  • Оценка: 5.78*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка