Шиф Владимир Самойлович: другие произведения.

Площадь моего детства (часть первая)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шиф Владимир Самойлович (vladishifs@mail.ru)
  • Обновлено: 24/03/2016. 20k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  • Иллюстрации: 11 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспоминания об Екатерининской площади в Одессе

  •    Площадь моего детства
       (часть первая)
      Мне приснилось, что я снова возвратился в Одессу, на этот раз морем. Как молодой ранним весенним утром сбежал по трапу на берег с океанского лайнера, только что пришвартовавшегося к причалу. Многопалубная белая громадина ещё продолжала тихо посапывать своими мощными машинами. Хорошо знакомой мне дорогой вышел к Потёмкинской лестнице. Это грандиозное сооружение итальянского архитектора Карла Францевича Боффо сменило много названий: Бульварная, Николаевская, Гигантская. В советские годы лестница стала называться Потёмкинской, но не в честь одного из основателей замечательного южного города светлейшего князя Григория Потёмкина Таврического, более известного своими 'деревнями', а в память съемки запоминающего эпизода расстрела одесситов из эйзенштейновского фильма 'Броненосец Потёмкин'
      
      Я остановился перед поднимающимися вверх 192-мя широкими ступенями, зажатыми между уложенными уступами по бокам огромными серыми каменными блоками, напоминающие по форме гигантские бруски. И снова, глядя вверх, я вижу одни ступени, потому что площадки, разделяющие марши лестницы, не различимы снизу, как видны только одни лишь маршевые площадки, если смотреть на лестницу сверху. Таков оптический обман, запроектированный Карлом Францевичем, одним из первых и активных строителей молодого тогда города. Первоначально ступеней у Потёмкинской лестницы было двести, самая нижняя на уровне причала, , но потом восемь ступеней засыпали и поверх них проходит Приморская улица, то есть прилегающей к морю. В брежневском застое, демонстрируя административную активность, кто-то из городских руководителей временщиков посчитал необходимым переименовать Приморскую улицу в Суворова. Хорошо, что сейчас ей возвращено законное название. Я, наверное, один из многих, кто в советское время писал в горисполком о том, что улице надо возвратить старое название, ссылаясь, в частности, что её название увековечено песней в оперетте Исаака Дунаевского 'Белая акация'
      
      Я очень медленно подымаюсь вверх, справа находится Луна-парк, переименованный в советское время в Пионерский. Слева слышны специфические звуки вновь воссозданного модернового фуникулёра взамен канувшего в Лету неприжившегося на крутом склоне Приморского бульвара эскалатора. А я еще помню доэскалаторный старенький бульварный подъёмник. Две конечные станции -два небольших павильона со вздёрнутой треугольником части крыши, два небольших вагончика с узенькими купе, где пассажиры сидят в один ряд, и две наружные открытые площадки для кондуктора. Мы одни сидим с мамой в одном из купе. Кондуктор в форменной одежде с узкими рыжими кантами ОТУ (одесское трамвайное управление) обходит купе, 'обилечивая ' (как кратко и по смыслу точно, но с точки зрения литературного языка неправильно) немногочисленных пассажиров. Потом он выходил на одну из наружных площадок в зависимости от направления движения вагона и одним резким движением руки одновременно задвигал связанные между собой двери всех купе. Раздавались резкие звонки кондукторов о готовности, и зелёные вагончики, соединенные между собой толстым стальным канатом, начинали одновременно двигаться снизу вверх и сверху вниз навстречу друг другу.
      
      Я медленно подымаюсь вверх, пересекаю открывающиеся маршевые площадки. Стараюсь уловить, что изменилось во внешнем облике с раннего детства знакомой и родной мне Потёмкинской лестницы за последние двадцать лет моего отсутствия. Ну вот, наконец, все 192-е ступени преодолены. Это в мои годы уже нелегко, хотя высота ступеней невелика. Выхожу на уютный Приморский бульвар, когда-то исхоженный мною вдоль и поперёк. Он до советской власти назывался Николаевским, в честь дяди царя. Потом, я помню, что его называли бульваром Фельдмана в честь какого-то из Фельдманов. Фельдманов, связанных с Одессой немало. Оказывается, что он был переименован в честь того самого Саши Фельдмана анархиста, профессионального революционера-подпольщика, который в Гражданскую войну ревностно служил большевикам, В июне 1919 года он был назначен комиссаром в 54-ый полк, состоящий из бандитов во главе с ма Мишкой Япончиком. В октябре того же года Фельдман ими был убит за то, что доложил окружному военкому о безобразиях, творившихся в бандитском полку. В пятидесятые годы жена показала мне дочку Фельдмана, маленькую сухонькую пожилую женщину, она работала билетёром в кинотеатре имени Котовского. После войны бульвар в соответствии со своим расположением получил название Приморского, как и другие подобные бульвары во многих приморских городах.
      
      01. Памятник герцогу де Ришелье
      
      
       Я остановился , слева в просвете центральной аллеи виден бронзовый Пушкин, справа дворец графа Воронцова, а прямо передо мной на пьедестале навеки застыла величественная фигура герцога (по-французски дюк ) Армана Эммануэля дю Плесси де Ришелье. Быстрые на язык одесситы говорят коротко -дюк и сразу становится понятным, о ком идёт речь, Дюк по воле скульптора простер правую руку в сторону моря. В левой руке, опущенной вниз, зажат свёрнутый трубочкой какой-то документ. Положение его руки и трубочка документа с несколько отдалённого от памятника определенного места смотрятся, по-райкински 'мягко говоря' не совсем эстетично. Но это мелкая деталь. Хуже, что в в предперестроечные времена у некоторых курсантов мореходки появилась неуважительная традиция после выпускного вечера собираться у дюка и надевать на его голову курсантскую фуражку.. Герцог Ришелье, известный в жизни своей добротой, не возражал проказам разгорячённых выпивкой выпускников. Возражала одесская милиция.
      О как мне памятны эти ступени с пьедесталом. На этих ступенях я со своим дружком и напарником по играм Виталиком Окунем проводил немало времени, когда возвращался из детского сада. И сейчас, в коей раз перечитываю надпись на латунной доске, прикреплённой к углублению в пьедестале:
      'ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССИЙСКИИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУБЕРНАТОРѣ - ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ'
       В прямоугольном, как на шахматной доске, пересечении продольных и поперечных улиц центральной части Одессы, спроектированных первым градостроителем Одессы военным инженером Францем Де Воланом, не так уж много площадей. Среди них особенным своеобразием выделяется Екатерининская площадь. Он её проектировал круглой, но из-за того, что часть земель была закуплена Воронцовым М.С., то она с годами в плане превратилась в сложную несимметричную геометрическую фигуру. Название площади связано не с именем императрицы Екатерины Великой, непосредственно причастной к рождению города, а со христианской святой девы великомученицей Екатериной Александрийской, покровительницы образования и учёности. Такое первоначальное название возникло потому, что по центру будущей площади в первые годы строительства нового города была заложена и стали строить военную церковь в честь уже названной мною святой.
      
      За памятником дюку открывается перспектива одной из прераснейших площадей Одессы, неповторимая красота Екатерининской площади - площади моего лучезарного детства. Я написал 'лучезарного детства', потому что ни голодомор, ни ужасные сталинские репрессии тридцатых годов, ни военные действия Красной армии на озере Хасан и Халкин-Голе, ни присоединение западных областей Белоруссии и Украины, Бессарабии, ни Финская война по малости моих лет не оставили в моей детской памяти чувствительных царапин, хотя силуэтная память о некоторых из них прочно сохранилась. Но на всю последующую жизнь сохранилось преобладающее осязание света, запахов, звуков чистого воздухом весеннего одесского солнечного утра на Екатерининской площади, жарко-паркого летнего дня, золота листвы в осеннем закате вечера, зимнего чуть морозного, но очень ветреного дня .
      
      Постепенное формирование Екатерининской площади началось после первоначального обустройства Приморского бульвара со строительства двух трёхэтажных так называемых полуциркульных зданий, выходящие дуговыми фасадами на бульвар, а боковыми на будущую площадь. Это дом ? 1 (слева) и дом ? 2 (справа). Они построены примерно в одно и тоже время, в начале тридцатых годов Х1Х столетия по проекту петербургского архитектора А.И Мельникова и уже упомянутого мною Ф.К Боффо.
      
      Дом ? 1 в позапрошлом веке был одно время гостиницей с большим количеством эркеров и балконов на фасаде, выходящим на Екатерининмкую площадь. При реконструкции все эркеры и значительную часть балконов удалили. Дом ? 2 примечателен мемориальной доской, извещающей о том, что в 1916 году размещавшийся там военно-окружной суд присудил будущего известного советского военноначальника времён Гражданской войны Григория Котовского к смертной казни. Кстати, 54-ый полк Мишки Япончика входил в бригаду Котовского.
      
      
      02. Дом ? 2
      
      Дом ? 2 протянулся на целый квартал, где заканчивается вытянувшийся аппендиксом кривоколенный Воронцовский переулок. Он берёт своё начало от Приморского бульвара. В этом переулке в 1937 году построили типовой двухэтажный детский сад ? 37, который сразу принял намного больше детей, чем был рассчитан. Так как спальни не вмещали всех детей, то в игровых комнатах для послеобеденного сна дополнительно расставляли маленькие брезентовые раскладушки.. Я четыре года ходил в этот сад, аж до начала войны, и он оставил в моей памяти самые лучшие воспоминания. В шестидесятые годы его посещала моя дочь. Дом, следующий за детским садом, был необычен. Если смотреть на него со стороны переулка, то кажется, что у него нет одной стены.
      
      03.Дом без одной стены
      
      Я продолжаю идти по правой стороне Екатерининской площади, потому что на этой стороне находится дом ? 8, в котором я жил в детстве.
      Следующее по дороге двухэтажное здание, бывший до революции частным домом Масса, частично расположен в Воронцовском переулке, а частично на площади и выходит на неё закругленным фасадом. Он построен в в пятидесятые годы Х1Х века по утверждению архитектора Валентина Пилявского из лучших сортов местного известняка-ракушечника в совершеннейших пропорциях по проекту талантливого итальянского архитектора, академика Франческо Моранди. В Одессе его стали величать Франсом Осиповичем.
      
      В доме ?4 до войны жила семья Окуней:, мать Нина, баскетболистка, отец Абрам, талантливый математик, и сын Виталик, о котором я уже упоминал. Наши мамы дружили. Летом 40 года они вместе с нами поехали поездом погостить в Ленинград. Поезд шёл тогда туда долго, трое суток. Вот было здорово! В самом начале войны наши отцы пошли воевать, отец Виталика добровольцем, хотя имел бронь. Он погиб в бою. С Виталиком после войны мы встретились лет через тридцать. Виталий Абрамович был тогда уже директором крупного одесского завода. После войны дом ? 4 стал не жилым, там разместилась мощная строительная организация 'Одестрансстрой', осуществлявшая строительство транспортных сооружений.
      
      04. Дом ?4
      
      Как бы продолжением двухэтажного дома Масса служит такой же по этажности бывший доходный дом госпожи Бродской под номером 4а. Он был спроектирован архитектором В.М. Кабиольским. Вильгем Мартович приехал в Одессу уже зрелым мастером Дом был построен в конце Х!Х века, Его фасад, чтобы сгладить угол, частично выполнен выпуклым. До войны второй этаж украшали два длинных балкона, которые при послевоенной реконструкции здания были сняты, упростив внешний вид фасада.
      
      05. Дом ?4а
      
      К дому госпожи Бродской примыкает другой, образующий площадь, бывший доходный трёхэтажный дом-красавец госпожи Ждановой (?6), Он построен в самом начале уже ХХ века по проекту архитекторов В.М Кабиольского и Ю.Л. Дюпона. Фасад этого дома выделяется рустованием (выступами) по всей поверхности, изящным лепным декором, пилястрами и ажурными ограждениями балконов. Впоследствии ограждения были заменены более упрощёнными. Двор у дома ? 6 и следующего за ним ?8 был общий. В доме ? 6 до войны размещался областной совет профсоюза шкрабов, то есть, сокращёно, как было тогда модно, школьных работников,. В этом же доме находился и Одесский Дом учителя, директором которого был мой отец. Перед началом войны Дом учителя сменил адрес. Он переехал на улицу Пушкинскую. После войны это здание долго оставалось разрушенным, а когда восстановили, то заселили жильцами. Одесса оказалась, кажется, единственным областным центром Украины, в котором не было Дома учителя. И это в городе с миллионным населением.
      
      В предвоенные годы я мало видел отца, он много работал, одновременно заочно учился. Помню, что папа всегда ходил в одном и том же темно-синем костюме с тоненькими полосочками, а вместо рубашки по бедности пристёгивал к нижнему белью английскими булавками белую манишку со сменным воротником. На запястьях рук под рукавами пиджака у отца также были сменные накрахмаленные манжеты.
      
      06. Дом ? 6
      
      Несколько скромнее по сравнению домом ? 6 выглядит трёхэтажное здание ? 8, но у него в отличие всех остальных домов на площади, есть красивый боковой фасад , украшенный фигурами крылатой славы. Дом ? 8 был построен в 1910 году также по проекту архитектора Кабиольского, также, как дом ?6, был доходным и также до революции принадлежал Ждановой. . В этом доме до войны на втором этаже многокоммунальной квартиры (21 жилец) в двух небольших комнатах с окнами на Сабанеев мост и школу Столярскогого проживала наша семья. А ещё из наших окон с очень низкими мраморными подоконниками был хорошо виден стоящий напротив дом ? 9., Он был построен в середине Х1Х века, что подтверждается его более простым внешним архитектурным оформлением по сравнению с домами, построенными в конце Х1Х и в начале ХХ столетий,
      
      07.Дом ?8
      
      Было известно, что в этом доме на втором этаже в квартире с балконом жила семья с сыном студентом. Он иногда выходил на балкон, и я с интересом разглядывал его. Студентов тогда было намного меньше и, говоря современным официальным языком, 'студент' тогда имел более высокий социальный статус, чем сегодня..
      
      Мои детские воспоминания отрывочны и больше связаны с детским садом.
      Но помню, например, что родители следили из окна как я переходил Сабанеев мост, когда они посылали меня покупать хлеб на Екатерининскую улицу. Помню, что хлеб был круглый, серый и буханка стоила один рубль пятьдесят копеек. Рядом с хлебным магазином размещалась бубличная, где на глазах покупателей изготавливали и пекли бублики. Большие и малые. При Хрущёве, когда с хлебом в стране стало туго, эту уникальную бубличную закрыли. Большой любитель бубликов, в последующие годы я иногда ел свежий бублик, но он уже никогда не был горячим. Микроволновых печек, чтобы освежить и подогреть бублик или хлеб .тогда ещё не придумали.
      В Одессе из обычных продуктов в предвоенные и послевоенные годы постоянно что-то исчезало с прилавков магазинов или становилось дефицитным. Когда началась финская война в булочных за хлебом образовались колоссальные очереди, и папа уходил в холодную морозную ночь, чтобы занять очередь, выстоять её и купить хлеб. Потом всем жильцам дома предложили пошить мешочки и химическим карандашом написать свою с фамилию. Утром мешочек надо было приносить в дворницкую а вечером забирать с хлебом. В один из дней в сороковом году папу, как запасника, призвали в армию и он со своей частью пешком дошли до Бессарабии.
      
      Один из авторов многочисленных публикаций об Екатерининской площади указывает, что во дворе дома ? 9 до революции размещался театр 'Уют', где выступал Леонид Утесов. Утёсов в своей автобиографической книге 'Спасибо, сердце!'.вспоминает, что 'Театр Розанова помещался в саду в конце (читай 'в начале' так как нумерация домов в Одессе везде начинается со стороны моря) Екатерининской улицы, на площади, где стоял памятник Екатерине. Это был лёгкой конструкции летний закрытый театр со сценой и рестораном. Он назывался ' Юмор'. Интересно, выступал ли Утёсов в двух театрах или речь идёт об одном и том же.
      
      08. Дом ? 9
      
      За домом под ? 9 следует дом ?7 , принадлежавший князю Гагарину. Он был построен в середине века по проекту Никифора Никифоровича Черкунова. Архитектурные решения Никифора Никифоровича были выразительными и одновременно экономичными . В 1891 по проекту сложившегося мастера архитектора Г.К. Шеврембранда была осуществлена перестройка этого здания. В результате фасад дворца князя приобрёл совершенно другой облик. Герману Карловичу, как пишет архитектор В. Пилявский, а было присуще использование элементов затейливого декора необарочного характера, таких как полуколонны, сочные наличники и тяги, картуши и гирлянды.
       После войны в этом здании с высокой антенной на крыше размещалась другая мощная строительная
      
      09.Дом ? 7
      
      
      организация "Черноморгидрострой".
      
      Следующий за домом Гагарина дом Стурдзы, хотя соим красивым фасадом и выходит частично на Екатерининскую площадь, но по нумерации принадлежит Екатерининской улице. Княжеский род Гагариных состоял в родстве с молдавским боярским родом Стурдзы. Может быть, поэтому их дома оказались рядом
      Я перехожу Екатерининскую улицу у дома Стурдзы, напротив четырёхэтажный дом ? 1, и он тоже, как дом Стурдзы, относится уже к Екатерининской улице. Следующий за ним четырёхэтажный дом ? 5, построенный в 1901 году по проекту талантливого российского архитектора А.О Бернардацци, Его архитектурные решения всегда отличались высокой профессиональной тактичностью.. Он вписывал проектируемые им здания с учётом ранее построенных, и они никогда не создавали безвкусного диссонанса. На фотографии отчётливо видно как ювелирно сочетается дом ?1 по Екатериновской улице с домом ? 5 на площади. До революции доходный дом ?5 принадлежал господину Янушу и является самым высоким. Благодаря своему расположению. После окончания войны мы в августе 1945 года несколько недель жили у маминой подруги на четвёртом этаже. С левого балкона, который виден на фотографии, частично открывалась панорама одесского залива,
      10. Дом ? 5
      
      судоремонтно-судостроительный завод и его гавань, Хлебная гавань на Пересыпи. Теперь, наверняка, дополнительно виден и морвокзал, и встрявший за ним зуб- высотной гостиницы На первом этаже этого огромного жилого дома размещались
      женская консультация и библиотека книг на иностранных языках, филиал Публичной библиотеки имени Горького.
       Может быть это забавно, но с высоты птичьего полёта Екатерининская площадь в какой-то степени напоминает распластанную детскую распашонку. Один рукавчик-это начало Екатерининской улицы, второй- выход к Приморскому бульвару, нижняя часть распашонки- это широкий выход с Екатерининской площади на Сабанеев мост и на параллельный мосту съезд к Военному спуску.
      
      
      
      
      Дом ?3, бывший дом Андриевского. Тоже четырёхэтажный, был построен. в середине Х!Х века . В этом доме на втором этаже жили друзья моих родителей, к которым родители со мной иногда ходили в гости.
      
      11. Дом ? 3
      Архитектор этого здания, к сожалению, мне неизвестен
      
      Неповторимость Екатерининской площади в начале прошлого века и сейчас придаёт величественный монумент -памятник 'Основателям Одессы'.(см. часть втораяя,окончание)
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шиф Владимир Самойлович (vladishifs@mail.ru)
  • Обновлено: 24/03/2016. 20k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка