Шкловский Лев: другие произведения.

Тахана Мерказит - 7

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шкловский Лев (lschkl@gmail.com)
  • Обновлено: 25/01/2017. 12k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сердце этой страны – не Стена и не Храм, -А мой город, похожийНа жуткий вигвам,Сердце этой страны –Где шумит и сквозит -Тель-Авив – тахана мерказит.Ракитская Эвелина*** 09.09.2007 00:13

  •    Тахана Мерказит - 7
      
      В продолжение обзора рассказов о Тахане Мерказит помещаю ещё один интересный рассказ о центральной автобусной станции Тель Авива.
      
      
       Путешествия по Земле Израиля (janataha) wrote,
       2012-12-02 10:34:00
      
      
      
      Тахана Мерказит - Армагедон, Зона или просто остановка в вечном движении?
      В будущем году Тель Авивская новая центральная автобусная станция, именуемая просто "Тахана Мерказит" отметит свое 20-тилетие. Юбилей! Правда, вряд ли это событие будет широко отмечаться.
      Тахана Мерказит - заслуживает много эпитетов, начинающихся со слова "самый", но все они имеют только негативный оттенок.
      Самый большой в регионе автовокзал? Да, но во всем мире переходят на более удобные и более компактные автовокзалы, не сконцентрированные в одном месте крупного мегаполиса.
      Самый криминальный район? Да, и не последнюю роль в этом сыграла сама станция.
      Самое запутанное здание? Еще как да. Без указателей вы даже не поймете на каком этаже находитесь, но и указателем не всегда тут можно доверять.
      Не правильно называть здание неудачей архитектуры. Архитектор Рам Карми создал гениальное творение, созвучное только мифологическим лабиринтам древней Эллады.
      
      
      А еще самый длительный долгострой. От начала строительства в 1967-ом до сдачи в эксплуатацию в 1993-ом прошло целый 26 лет. А ведь идея строительства появилась еще с 50-ых, а архитектурная планировка - с 1963-ого.
      
      
      Если Тель Авив иногда иронично называют "Мединат Тель Авив"- государство Тель Авив, подчеркивая этим обособленность города от всего Израиля, то Тель-Авивская Тахана Мерказит - это не просто государство в государстве, это другая планета. Планета, живущая по своим законам.
      Здесь всегда много бомжей, наркоманов, алкоголиков, проституток, иностранных рабочих и африканских нелегалов. Не удивительно, что нормальные люди не хотят здесь быть. Но им приходится.
      
      
      Ведь именно здесь находится основной транспортный узел не только Тель Авива, но и всего Израиля и каждый день сотни автобусов отправляются или прибывают как с севера, так и с юга Страны. От Эйлата до Метулы.
      
      
      И почти нет человека, кто бы не посетил Тахану, транзитом, проездом, скорее, только бы уехать.
      Если Петах Тикву называют "Эм аМошавот" - матерью еврейских поселений, то Тахану Мерказит в шутку называют "эм а-алия", матерью нашей репатриации. Все мы были тут. Купили билеты и ухали. А кто-то остался. И попрошайничает деньги на дорогу до сих пор...
      
      
      Это страшно. Станция пугает. Пугает и своей запутанной планировкой, но главное - контингентом, жителями Таханы.
      
      Тахана Мерказит блюз
      В месте, где я родился, протекала речка без дна
      Музыкальная школа номер один на улице Ногина
      Липа цвела в июне, ёлка на Новый Год
      Третий этаж, окна во двор – кто там теперь живет...
      А я живу на просторе но мне никогда не сквозит
      Мое место теперь – в коридоре на Новой Тахане Мерказит.
      
      Когда началась перестройка, мне шел пятнадцатый год
      Маманин завод закрыли. Музшкола пошла в хозрасчет.
      Мы сунулись в малый бизнес – возили из Польши какой-то кал –
      Но после одной подставы наш бизнес конкретно попал
      И тогда дед Борис Наумыч достал с антресолей талит
      И в начале апреля мы все приземлились на Тахане Мерказит
      
      Нас типа должна была встретить бело-голубая мечта
      Но сначала неделю был Песах, потом три недели швита,
      Потом нас кинул на деньги квартирный маклер Дуду –
      О чем я еще и мечтаю, так это встретиться с ним в аду
      Того, что осталось, хватило врачу на один визит –
      И дед порулил на масоф Бейт-Альмин, а я – на Тахану Мерказит.
      
      Семь этажей над землею - подземных не мерил никто
      На минус четвертом кончаются крысы, воздух – на минус шестом
      Мусоровоз поднимает пустые баки с минуса в плюс
      На минус девятом живет сам дьявол, но я туда не тороплюсь
      Крысы мне как-то ближе, как и любой паразит
      На пассажиропотоке через Тахану Мерказит.
      
      В этом каньоне скидки всегда на товар любой –
      Черный тебе или белый, розовый и голубой
      В этом отеле всякий найдет себе по душе приют –
      Вон нигериец с китайцем в обнимку русские песни блюют
      Ближний Восток и Дальний, Москва - Нагасаки транзит
      Куда ты отсюда уедешь? Ведь это уже - Тахана Мерказит.
      
      Накинь на билет не хватает. Я должен уехать в рай.
      По-твоему, жизнь это трасса? Я видел тебя вчера
      На этой самой платформе, в этих самых шузах –
      Искуственный воздух в легких, искуственный свет в глазах.
      Так что, еще неизвестно, кто из нас тормозит.
      Мы оба прописаны здесь, на этой Тахане Мерказит.
      
      Мир – это театр, а люди в нем – реквизит,
      А действие происходит на Тахане Мерказит..
      (стихи - Степан М.Печкин 2007 pechkin )
      
      
      Количество этажей Таханы в стихотворении слегка преувеличенно. На самом деле их восемь. Всего восемь? Целых восемь?
      
      
      На самом нижнем, нулевом этаже, глубоко под землей находится атомный бункер. Там есть и просто бомбоубежища, но главное там есть бункер, построенный из самого крепкого бетона и закрывающийся на целую систему крепчайших дверей.
      
      
      Там же есть запас воды и генераторы, обеспечивающие всей станции автономное существование при любых условиях. Вот только гигантские вентиляторы так и не были установлены в этот гигантский сверхпрочный бункер. Так что не торопитесь бежать сюда, бункер невозможно разрушить, но и включен он не может быть.
      
      
      И еще тут живут летучие мыши. Писк летучих мышей громким гулом расходится по широкому коридору - огромной бетонной пещере.
      
      
      Первый этаж Таханы ныне полностью закрыт и заброшен. А задумывался он и даже немного действовал, как терминал внутригородских автобусов кооператива Дан. Длинные узкие коридоры ведут в застекленую клетку -крошечную комнатку ожидания и посадки на автобус.
      
      
      Жуткая картина. Если тут находится в одиночку или наедине с подозрительным попутчиком, будет очень страшно.
      
      
      Но не менее страшно будет, если человек 50 одновременно ждут посадки на автобус. Кроме обычного неудобства от толкотни, в конце 90-ых, начале 2000-ых это было еще и очень опасно.
      Да, архитектор Таханы - Рам Карми, в середине 60-ых не мог предвидеть теракты 90-ых.
      В середине пасторального пейзажа небольших домов и узких улучек он спроектировал систему мостов выше окружающих квартир, всего в полукилометре от скоростной трассы Аялон, но без транспортной развязки.
      
      
      Примерно такое же расстояние от железнодорожной станции Агана. Так что все транзитники из автобуса в поезд тащат на себе весь свой багаж - это и солдаты с М16 и вещевым мешком, и гражданские с чемоданами и саквояжами.
      
      
      И конечно, планировалась станция на расстоянии в полукилометра от будущей подземной станции тель-авивского метро. ( Станция должна была работать в масштабах километра, а не метра).
      Основная идея станция проста как сэндвич. На нижний этаж приходят внутригородские автобусы Дана, на верхний - меж городские автобусы Эгеда, а между ними огромное количество торговых точек, где пассажиры просто обязаны потратить деньги.
      
      
      Пока человек ищет свой автобус ( вы не поверите, но именно для этого он приехал на станцию), надо его так запутать, чтобы можно было на нем сделать деньги. Сначала его с ума сведут указатели на 7-ом этаже, сказав что он всего на 4-ом, но вначале над спустится на 3-ий с половиной этаж и дальше поднимется на единственно работающем эскалаторе на 6-ой. И пока ты не выпьешь стакан свежевыжатого сока с сухим круасоном нет никаких шансов, что кто-то подскажет тебе дорогу.
      
      
      После короткой передышки обрати внимание, что планировка станции на самом деле работает и именно сейчас пришло время поменять свою обувь на новые ортопедические ботинки. Этаж 3-ий или 4-ый, зависит с какой стороны ты смотришь на указатель, - это твой этаж. Теперь попробуй пойти в обратную сторону. Храбрые будут подниматься по лестнице с резким запахом мочи, слабые выйдут к лифту. Но лифт заблокирован на фанеру и неминуемое отчаяние охватит вас. Сюда легко зайти, но сложно выйти.
      
      
      Запутанность станции была запрограммирована изначально. Рэм Карми, главный архитектор Таханы Мерказит, в дальнейшем спроектировал так же Дизенгоф-Сентер в Тель Авиве, высший суд в Иерусалиме и третий терминал аэропорта. Чувствуете один почерк?
      Только вот в своем резюме Рэм скромно умалчивает об своем первом и самом крупном детище.
      
      
      Эти длинные коридоры, эти параллельные балконы, эти эскалаторы, закругленность и наклонность горизонтальных линий.
      Станция - это целый город. Здесь есть центральный проспект, есть лавочки, есть почта, синагога. Есть даже театр и здесь проводятся концерты и фестивали. Есть учебные курсы, есть поликлиники , есть туристические офисы и много-много чего еще есть, подчас совсем неожиданно. Например музей идиша. Вот только нет окон наружу, в большой мир.
      
      
      Хозяева магазинчиков покупали участки на еще строящейся станции, т.к. им было обещано по миллиону посетителей каждый день.
      
      
      Но долгострой затянулся на целых 26 лет и многие части станции так никогда и не открылись. Справочная Дана на 2-ом этаже сверкает новыми щитами, они никогда не работала. Так же как билетные кассы кинотеатра. Ни в одном из шести залов кинотеатра никто никогда не смотрел кино.
      
      
      Кооператив Дан достроил нелегальный 7-лй этаж, лишь бы убежать из этих страшных подземелий.
      А хозяева так и не открывшихся магазинов подали иск в суд. Параллельно в суд подали иски жители ближайших домов, ведь их недвижимость сильно понизилась в цене. И экологи, для которых Тахана это очаг вредоносных выхлопов и причина ухудшения экологии городского района.
      
      
      Суд, рассмотрев все жалобы постановил выдать пострадавшим компенсации и закрыть бизнес под названием Тахана Мерказит.
      Но владельцы станции объявили себя банкротами, и сейчас там управляет распорядитель имущества, которого назначил суд. А городской муниципалитет ломает голову, что делать дальше.
      
      
      А тем временем планета "Тахана Мерказит" живет своей динамичной жизнью. И, кстати, довольно интересной.
      
      
      Есть идеи превратить Станцию в гостиницу, в жилой дом, в университет, в музей арт-искусства, в бизнес-центр с множеством офисов.
      
       Мне лично кажется, что надо пересилить туда весь муниципалитет, вот тогда точно сразу найдется идеальное решение по перестройки и реконструкции тель-авивского чудовища - центральной автобусной станции. Но только не сносить ее полностью, ведь это уникальное здание уже вошло в нашу уникальную историю.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шкловский Лев (lschkl@gmail.com)
  • Обновлено: 25/01/2017. 12k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка