Аннотация: Ракитская Эвелина
*** 09.09.2007 00:13Сердце этой страны –не Стена и не Храм, -А мой город, похожийНа жуткий вигвам,Сердце этой страны –Где шумит и сквозит -Тель-Авив – тахана мерказит.
Тахана Мерказит - 4
Продолжаем обзор рассказов о Тахане Мерказит
Простите, а где здесь выход? — 7/6
Краткий путеводитель по Центральному Автовокзалу Тель-Авива — часть 2
Автор: Альберт Сергеев 11.09.2013
Седьмой этаж: Автобусы и арт.
Седьмой этаж Центрального Автовокзала Тель-Авива — Тахана Мерказит — состоит из двух терминалов: DAN и EGGED, по названию крупнейших израильских автобусных компаний. Терминалы эти представляют собой отлично оборудованные светлые залы с окнами во всю стену и электронными табло, указывающими время отправления рейсов, номера платформ и пункты назначения. Немногочисленные пассажиры здесь перемещаются между билетными кассами и автоматами с кока-колой. Других пунктов торговли на этаже нет. Помещение EGGED-7 и DAN-7 практически близнецы, но EGGED в полтора раза длиннее и больше по площади. Пассажиров здесь немногим больше, чем в полупустом DAN. Благодаря избытку свободного места, EGGED время от времени, вот и сейчас тоже, становится площадкой для выставок современного искусства. С июня 2013-го и вплоть до июня 2014-го года здесь же можно встретить не только пассажиров, но и праздно гуляющих прохожих, которые пришли на выставку граффити и стрит-арта, организованную городским муниципалитетом с целью «окультуривания» пространства Таханы. Выставка представляет собой масштабный проект, в рамках которого 50 израильских и зарубежных уличных художников расписали около 1000 квадратных метров стен 7 этажа. Снаружи, за притихшими на раскаленном пандусе автобусами, все также маячит Тель-Авив, а одиночество разомлевших туристов оживляет только группа смешливых парней и девчонок в песочной солдатской форме и с винтовками M-16.
Седьмой этаж Тахана Мерказит был достроен позже основного автовокзала. Строительство велось по заказу автобусного кооператива DAN, крупнейшей компании на местном рынке внутригородского автобусного сообщения. Сюда были перенаправлены маршруты с первых двух этажей. При проектировании нижних уровней инженеры явно не рассчитывали на увеличившийся за 30 лет пассажиропоток. Ложку дегтя в бочку заботы кооператива о пассажирах добавило то, что он не смог договориться с администрацией города о строительстве. Против выступали владельцы торговых площадей на двух первых этажах. Однако, в конечном итоге, в 2003 году, через десять лет после открытия автовокзала, седьмой этаж все-таки был построен и введен в эксплуатацию. Нелегально. Вы не ослышались: не-ле-галь-но. Нет, это не делает его менее светлым, менее чистым, менее комфортабельным. Автобусы отходят строго по расписанию, а продавщицы билетов говорят на хорошем английском. Даже автоматы с колой работают исправно. Но просто есть в этом что-то непривычное для уха: «седьмой этаж автовокзала, построенный нелегально».
Чтобы как-то отвести от себя поток критики, администрация DAN отдала половину седьмого этажа автобусному кооперативу EGGED, компании междугородних перевозок, и теперь два терминала — внутригородской и междугородний — соседствуют на заасфальтированной крыше в прошлом шестиэтажной Таханы, на расстоянии тридцати метров друг от друга.
Если бы между ними был прямой переход, это было бы чертовски удобно для пассажиров: пересаживаться с городского автобуса на междугородний напрямую. «Пассажиры выходят из междугородних автобусов, выщелкивают легкие алюминиевые ручки своих пузатых чемоданов и спешат на пересадку, чтобы через какие-то 5 минут погрузиться в прохладную полутень кондиционируемых салонов городских автобусов». Звучит как неудачный рекламный слоган, но это и не важно, потому что прохода между терминалами все равно нет. Любой, кто захочет перейти из одного терминала в другой, обратит внимание, что на месте, где должен быть тоннель, его встречает глухая стена, а рядом находится эскалатор вниз, на шестой этаж. Это не самый удобный путь, и с непривычки можно довольно долго искать на шестом этаже подъем в EGGED. Но если вы все же решились, надо действовать так: спускаетесь по эскалатору вниз и, увидев перед собой магазин спортивных костюмов, размерами похожий на айсберг, смело огибаете его слева, проходите мимо развала с очками Ray Ban и шлепанцами, а потом загибаете правее. Эскалатор наверх должен быть там.
Можно пройти коротким путем – по пандусу. Выйти на него можно через любые посадочные ворота. Формально пешеходам перемещаться по нему нельзя, но за этим никто не следит, и этой дорогой регулярно пользуются местные жители, желающие сократить расстояние.
Прогуливаясь по пандусу, ощущаешь себя капитаном линкора, дрейфующего в океане малоэтажной застройки. Вытянутая палуба, заставленная автобусами, уходит на полторы сотни метров вперед, слева и справа вздымаются башни вентиляционных шахт, а торчащий в пятидесяти метрах впереди терминал EGGED воспринимается не иначе, как капитанская рубка. Затишье нарушают только автобусы, пролетающие мимо с такой скоростью, будто готовятся на взлет. Не доехав каких-то десяти метров до края, они, не снижая скорости, выворачивают на спуск и скрываются на нижнем уровне.
С одного из перекрытий в терминале EGGED на седьмом этаже Автовокзала по стальному столбу соскальзывают техногенные лианы, сплетенные из зарядных устройств мобильных телефонов. Выше нос — и их корни теряются под потолком, в узлах красно-зеленых проводов, скрывающих бетонные перекрытия, а в поливинилхлоридном сердце этой композиции скрывается полуметровый кузнечик, свинченный из остатков настольной лампы далекого детства. Пока я изучал задние конечности членистоногого, напомнившего мне о школе и даром потраченных на домашние задания по иностранным языкам вечерних часах, к расположенному по соседству автомату с колой подошли двое. Жизнерадостный блондин и брюнет в спецовке с грузом банок, который тут же полез в автомат. На мою попытку узнать что-то про автора данной инсталляции, жизнерадостный блондин спросил что-то вроде: «Вы говорить по-русски?». Если мой английский когда-нибудь и спасет меня от голодной смерти, то не потому, что я смогу объяснить, что готов работать за еду, а потому, что он вызовет жалость, и меня накормят бесплатно.
Я ответил, что я из России, и блондин вылил на меня рассказ о девушке с короткими рыжими волосами, которая приходит сюда раз в три-четыре дня и доделывает свою инсталляцию. В последний приход приклеивала к лианам пластиковые листики. «Кстати, у нее тоже есть татуировки, вы бы друг другу понравились, но она лесбиянка» — подвел он черту. Что тут ответишь?
Шестой этаж: Автобусы, лифты и лестницы.
«Подскажите, пожалуйста, где здесь эскалатор вниз?» — я рисую схему расположения лифтов и эскалаторов шестого этажа, и настолько погружен в свое занятие, что не успеваю удивиться тому, что меня спрашивают по-русски. Поднимаю глаза от блокнота — передо мной пожилая женщина с открытым лицом и глазами, полными надежды на лучшее. «Да, конечно, секундочку!» — я ободряюще ей улыбаюсь и верчу в руках схему. «Вот здесь мы…. нет, мы здесь. Так. Стена Эггеда с кузнечиком это там, потому, что эскалатор здесь, а эту часть этажа я еще не дорисовал…» Старушка смотрит на меня с надеждой. Это все напоминает какой-то фильм про войну: я – солдат, пришел сообщить матери, что ее сын пропал без вести. Слава Богу, у меня без вести пропал только эскалатор на пятый этаж. «Вы знаете, по-моему, он там» — указываю пальцем туда, откуда я только что пришел. «Дело в том, что я еще не дорисовал схему…». Старушка с укором смотрит на меня и уходит в указанном мною направлении. «Да, точно там! Но лучше спросите у кого-нибудь еще!» — кричу я ей вслед, размахивая недорисованной схемой. Нужно, пожалуй, обойти все еще раз.
Если вы оказались на шестом этаже, то, скорее всего, вы собираетесь куда-нибудь ехать. Еще здесь можно перекусить, купить дешевые спортивные брюки и поддельные очки Ray Bаn, но то же самое можно сделать и тремя этажами ниже – и нет необходимости толкаться на входе в лифт.
С шестого этажа уходит основная масса междугородных автобусов. Пассажиры всех самых популярных маршрутов — в Эйлат, Иерусалим, Хайфу — начинают свой путь отсюда. На этаже постоянно функционирует два десятка ворот. Подняться сюда можно несколькими способами. Самый понятный из всех – это лифт. Лифты пронизывают все здание с первого этажа до последнего. Даже на фальшивом седьмом этаже лифты вполне настоящие. Неудобство лишь в том, что на нижних этажах они теряются в торговых рядах, и их не всегда просто найти. Однако на шестом этаже лифтовые шахты стоят на одной линии вдоль основного зала. Эта линия лежит вдоль овального атриума, разделяющего зал надвое, и уходящего вниз до третьего этажа; здесь расположено шесть эскалаторов и несколько лестниц, ведущих на разные этажи, в том числе и сквозная через нижележащие на третий. Чтобы выйти к основным посадочным воротам, выйдя из лифта, нужно перейти на противоположную сторону атриума. Ориентиром будет нескончаемый ряд кафе-киосков с пивом и сандвичами. Ворота как раз за ними.
Узнать номер маршрута, направление и время отбытия можно на электронном табло над информационными кассами. Найти его просто: нужно идти по направлению к магазинам со спортивными костюмами, кроссовками и бижутерией. Если вы все сделали правильно, то скоро в просвете между синими трико и оранжевыми олимпийками покажутся окна информации с нужным табло. Там же, рядом со спорттоварами, находится эскалатор на седьмой этаж к терминалу ЕGGED.
К посадочным воротам лучше подойти заранее. Как и на седьмом этаже, они расположены вдоль всего зала – это обычные стеклянные двери, через которые видно автобусную стоянку. По правилам нужно оставаться внутри вокзала, пока автобус не остановится у посадочной платформы, но очереди не любят нигде, поэтому, чтобы занять хорошие места, лучше не надеяться на порядочность окружающих, и выходить прямо на платформу снаружи. Тем, кто соблюдает правила, часто приходится ехать стоя. Даже если Вы замешкались и опоздали на автобус, паниковать не стоит, рейсы популярных маршрутов отходят с перерывом в пятнадцать минут. Покупать билеты заранее нет необходимости, проезд можно оплатить у водителя, но чем больше на рейсе тех, кто купил билет заранее, тем быстрее осуществляется посадка.
Для тех, у кого нет желания пялиться на пыльные автобусы за окном на пустой желудок, вдоль зала растянулись бесконечные кафе с прохладительными напитками и выпечкой. Даже не столько кафе, сколько киоски с выставленными в проходах пластиковыми столиками и стульями. Здесь подают пиццу и сандвичи, завернутые в стерильную целлофановую пленку заботливыми смуглыми руками. Можно купить бутылочку пива и удивляться тонкой кости ярко накрашенных суданских нимфеток, прогуливающихся по залу.
На автостанции уже лет пять как нет проституции, воровства и наркоторговли, по крайней мере, в зоне видимости пассажиров. Раньше все это было. На лестницах, в туалетах, лифтах, кафе. В Тахане не найдется темного угла, который не помнил бы самых популярных развлечений XX века.
Администрация автовокзала посчитала, что дешевле содержать собственную внутреннюю полицию, чем штат уборщиц. Служба безопасности быстро навела порядок, сделав полуподпольный бизнес нерентабельным, при этом рентабельность подпольного возросла до небывалых величин. Для человека, знающего к кому подойти и что спросить, неприглядный киоск с мобильными телефонами может превратиться в настоящий Диснейленд, для остальных это просто возможность дешево купить мобильный телефон неизвестного происхождения. Оставшаяся часть бизнесов, оказавшихся вне закона, перекочевала в прилегающие кварталы. Поэтому в мирном настоящем Таханы девушки, вне зависимости от пола, страны происхождения и интенсивности макияжа – это только девушки. Девушки, гуляющие по автовокзалу.
Ближе к дальней стене расположены фуд-корты с вьетнамской и тайской едой. Это несколько кафе, образующих импровизированную площадь с общими столиками посередине. Поваров здесь набирают, глядя на разрез глаз, а не на резюме, поэтому мотивы кухни скорее интернационально-восточные, чем исконно тайские. Но порции большие и стоят недорого, вот почему здесь всегда много посетителей. Иногда им даже бывает некуда сесть, а все потому, что добрую половину столиков оккупировали пенсионеры-шахматисты.
Эти пожилые израильтяне рубятся в шахматы с таким азартом, будто на кону стоит их полугодовая пенсия. Впрочем, возможно, так оно и есть. Но пенсия их вряд ли беспокоит. Большинство из них — преуспевающие коммерсанты: владельцы магазинов и кафе здесь же, на Тахане. Некоторые ведут бизнес сами, нанимая продавщиц из эмигранток, но большинство сдают свои торговые площади в аренду и режутся в шахматы дни напролет. Отыгравшие своё, прогуливаются между столиками, громко комментируют происходящее, ругаются, дают советы друзьям и их противникам. Противоположная сторона вызывает группу поддержки из своей «банды», и вот уже две группы стариков спорят и стучат кулаками по столам так, что рис выпрыгивает из тарелок тех, кто зашел сюда с целью поесть. Но вот споры утихают, и шумная компания снова берется вышибать лак из шахматных досок.
Отправиться с шестого этажа на пятый можно на лифте или на одном из эскалаторов, расположенных в атриуме. Иногда на спуск работает один, иногда несколько. На задворках фуд-корта есть лестница на четвертый этаж. Ею можно воспользоваться, если раздвинуть столики с шахматистами. Если выходить к лифтам не через основной зал, а через проход к фуд-кортам, найдется сквозная лестница и на третий этаж. Кроме этого посередине шестого этажа, со сторон лифтов, есть главная лестница, о которой я писал вначале.