Аннотация: Тельшяй. перевод главы из книги Руты Ванагайте "Мусишкяй" - "Наши люди"
Тельшяй
В конце XIX века в Тельшяй жили 3088 евреев (49,8% от общей численности населения города).
Едем в направлении Тельшяй. Мы останавливаемся в лесу Райняй. Райняй - это то место, о котором говорили мои друзья много: они пишут о вине литовцев евреям, а в конце концов, в Райняй наши люди были замучены евреями ...
Эфраим: Я прочитаю свидетельство о том, что случилось с евреями в Райнисе. Они были согнаны во временный лагерь - бараки в лесу.
В пятницу вечером раввин Блох попросил коменданта Платакио разрешить евреям молиться. Раввин сказал: если мы останемся в живых, мы всегда будем соблюдать три правила - субботу, кашрут и чистоту семьи. Все евреи сказали: «Аминь, и перед началом иудейской суббота опустошила свои карманы из-за субботы для евреев ничего нельзя с собой нести. Вечером были отправлены домой женщины и дети а мужчины остались. Женщины поняли, что судьба мужчин была решена. Рабби попросил разрешения носить шляпы для мужчин и молиться молитвами, которые говорят перед смертью ...
224
Рута: Теперь моя очередь. Мы поговорим о нашей трагедии в Райняй.
1941. 25 июня
После начала войны сотрудники НКВД и НКГБ считали, что расстрел заключенных являются эвакуацией. В документах это называется эвакуацией категории I. [...]
Из 162 заключенных содержалось 76 заключенных НКГБ в тюрьме Тельшяй. [...] Красноармейцы отвели заключенных из камер в помещение охраны. Затем заключенных один на другого сложили в грузовики. Уже на рассвете 25 июня машины с заключенными отправились к Локес, в лес Райняй. То, что происходило, не очень хорошо известно.
В Литве это была, вероятно, единственная бойня, после которой оставшийся в живых свидетелей не осталось. Свидетельствовали только исполнители. Домас Роцюс сказал: «Расстрел проводился красноармейцами. От нас были: начальник отдела НКГБ Раслан Петр, оперуполномоченный Галкин и начальник тюрьмы Поцявичюс. «*
Среди 26 сотрудников НКВД, участвующих в аресте, следствии или убийстве заключенных Тельшяй, есть две наиболее вероятные еврейские фамилии: Нахман Душанскис, Тельшяй
Оперативный агент и Данил Шварцманн. **
Свидетельствует Стасис Кильчаускас, житель Райняй: Мученики лежали в ямах. Я и Йонас Чинскис неожиданно обнаружили в Райняйском лесу со свеже копанную землю. [...] Там лежали два двигателя, валялась капуста тушеная. [...] Через полчаса в лес собрались люди, пригнали евреев. Большинство копали руками. ***
Пранас Сабалияускас:
Я родился и вырос около Райняйского леса. [...] Я знаю об убийстве из рассказов Антанины Роцене, в которая с ее мужем участвовала в убийствах. В исполнительном комитете
* Rainių tragedija , 1941 m. birželio 24-25 d., p. 6-7.
** Ten pat, p. 68-69.
*** Ten pat, p. 78.
* Райняйская трагедия 1941 года 24-25 июня, с. 6-7.
** такой же, p. 68-69.
*** Там же, П. 78.
225
приехали два чекиста и приказали ему отправиться в тюрьму с собой взяв веревок, гвоздей, молотки, и ножи. Войдя в тюрьму, он привел заключенных и приказал их подвергнуть пыткам. Чекисты указали методы пыток: они заломали руки за спиной, разрезали губы. Когда забивали гвозди в голову, заключенные начали очень сильно кричать . Чтобы не кричали, им отрезали половые органы и затыкали рот, потом вынесли на улицу в автомобиль В лесу пытпть заканчивали, там был приготовлен бак с капусты. в горячую капусту засовывали руки и в ямы помещали , все еще живых. С верха ямы трое выползли из леса в поле ржи, там и было найдено еще три трупа. Три машины были поставлены, чтобы заглушить крики людей. Я сам видел, что происходило в лесу, трупы выкапывали еврем. Говорили что когда трупы обмывали евреям приказали выпить эту воду, и тот, кто не пил, был немедленно выводили и расстреливали. *
Эфраим: Теперь моя очередь.
Через несколько дней после резни литовцы обнаружили тела убитых заключенных. Епископ Стаугайтис и литовские власти решили организовать похороны, которые станут символическим актом победы над Советами. Каждый день евреев отправляли в лес Райняй, туда, где заключенных казнили, и заставляли выкапыать тела, мыть их, лизать раны, ложиться возле трупов в гробы. Большая часть просто не могла этого сделать. Отказавшиеся расстреливались на месте. Только 13 июля была похоронная церемония. Евреи были поставлены возле кладбища и каждый участник процессии мог подойти и ударить или плюнуть в лицо. 15 июля все 700 евреев были убиты в лесу Райняй. До расстрелом раввин Блох обратился к литовцам и сказал: «Ваша страна залита нашей кровью. Но наша кровь будет звать вашу кровь. Наша кровь польет деревья. Ваша кровь омоет улицы
* То же, с. 85-86.
226
Рута: Вернемся к литовской трагедии в Райняй.
В более поздних расследованиях этих массовых убийств было указано, что и в те времена, в начале войны, и затем, события Райняй были и остаются политическим делом. Как еврейский след, считались конкретные способы пыток жертв и тот факт, что Душанский был вовлечен в пытки, которые считались его любимым способом пыток, якобы, было терзание половых органов. Главный организатор убийств Петрас Расланас бежал в Россию, не был осужден ни в убийствах участвовавший Роцюс, ни Роцене.
Душанский уехал в Израиль. Но все Литва по-прежнему убеждена сегодня, что убийцы Райняй
евреи - энкаведисты. По словам учителей, учащиеся, которые рассказывают о Холокосте, говорят: «Хорошо, что евреи были расстреляны, потому что они мучили наших в Райняй». Некоторые из моих друзей также рассказали мне то же самое. Да, один
Душанский стал большим количеством душанских, поэтому что мы можем их обоснованно ненавидеть, ... Ведь они сами виноваты: Душанский бежал в Израиль и не был выдан в Литву. Если вы, евреи, утверждаете, что мы должны осудить виновных в Холокосте, почему вы не дали нам одного из самых важных виновников убийств в Райняй?
Ефрем: Я встретил Душанского в 1991 году, когда он бежал из Литвы. Его обвинили в двух вещах. Первое обвинение: он участвовал в резне политических заключенных в Райнисе близ Тельшяй. Второе обвинение - во время перерывов в послевоенные годы, он подвергал пыткам литовских партизан.
Душанский утверждал, что он не участвовал в резне Рейна, потому что в тот день он, кажется, отправился в Алитус в другое место. Правительство Литвы обратилось к израильской юридической помощи при расследовании дела Душанского. Была собрана группа экспертов: Иосиф Меламед, литовских евреев представитель в Израиле, Дов Левин, известный историк и я. В Израиле существует закон: если заявление о правовой помощи было продиктовано антисемитизмом, нам не нужно предоставлять эту юридическую помощь. Поэтому Израиль ответил: помимо Душанскиса, 25 чиновников того же или более высокого ранга участствовали в трагедии Райняй, и на никого из них не было возбуждено дело. Это все, что я знаю о Душанском.
Рута: Оставим его в покое. Или не в покое, если он действительно виноват. Душанского уже нет, как и большинства других преступников. Ни вы, ни я не знаем его вины. Однако мы знаем, что события Райняй сильно разожгли антисемитизм литовцев.
.
227
Эфраим: И мы знаем, и мы видим, что 72 жертвы райняйской резни - литовцы - почтены уважением - огромной часовней, построенной на дороге, и дубовым парком высаженным по другую сторону дороги. Для 700 жертв убийств в Райняй - евреев - нет ничего.Даже указателя на их место смерти. Старый советский памятник стоит рядом с упавшим забором рядом с недавно построенным заводом.
Рута: Итак, жизнь литовца стоит 10 еврейских жизней, так? Стоит часовни и дубов. Стоит около десяти книг, написанных об этих убийствах. В конце концов, в Райняй убили наших. Ваших погибло в 227 или даже больше местах в Литве, поэтому Райняй - совсем не уникальное место. И нет дубовых рощ, потому что дуб евреям не подходящее дерево. Под дубами мы расстреливали их.