Шкловский Лев: другие произведения.

Колесные танки

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 19/10/2017.
  • © Copyright Шкловский Лев (lschkl@gmail.com)
  • Обновлено: 29/09/2017. 23k. Статистика.
  • Обзор:
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ИЗ ИСТОРИИ КОЛЕСНЫХ ТАНКОВ Танк родился гусеничным, хотя почти одновременно с первыми проектами гусеничных машин появились и проекты танков колесных.

  •   
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      ИЗ ИСТОРИИ КОЛЕСНЫХ ТАНКОВ Танк родился гусеничным, хотя почти одновременно с первыми проектами гусеничных машин появились и проекты танков колесных. Была даже предложена конструкция танка в форме гигантского шара, и эту идею защитили германским патентом №159411 в 1905 году. Дальше - больше! Уже в 1929 году в Италии создается колесный танк Fiat-Ansaldo, имевший жесткие колеса-барабаны с резиновыми грунтозацепами и оригинальной рамой, обеспечивавшей плотное прилегание колес к грунту и, как следствие, высокую проходимость. В серию машина не пошла, однако идея не забылась.
      
      
      
      
      
       В годы Второй мировой войны немцы построили четырехосную боевую машину Puma - по сути дела, колесный танк, доказавший свою высокую эффективность. С крушением Рейха идея такой машины не умерла, а нашла своих сторонников во Франции. Там после войны был создан бронеавтомобиль EBR90, оснащенный «качающейся» башней FL 10, но самое главное - оригинальным восьмиколесным шасси, устроенным таким образом, что две пары цельнометаллических колес в его средней части можно было поднимать и опускать! Четыре крайних колеса использовались при движении по шоссе с большой скоростью, а все восемь - на бездорожье.
      
      
      
      
      
      
       Причем испортить асфальтовое покрытие этот автомобиль не мог! Хотя БА с пушечным вооружением строились и в других странах, именно Франция долго была «законодательницей мод» в создании таких вот колесных танков, или «истребителей танков», как эти машины стали впоследствии называть. Это и бронеавтомобили Panhard ERC90 Sagaie и VBC 90,
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      вооружавшиеся 90-мм пушкой, и разведывательная машина AMX-10RC с орудием калибра 105 мм, на трехосном шасси. Одновременно в армиях мира эксплуатировалось множество БТР на четырехосных шасси, включая и наши отечественные БТР-60, 70 и 80. На их базе создавались различные боевые машины, включая самоходные минометы и различного рода конверсии. Например, в Джибути башню от французского БА Panhard водрузили на наш БТР-60 и... получился очень эффективный для своего времени гибрид!
      
      
      
      
      
      
      
      
       Уже в 1989 году специально сконструированная четырехосная машина, оснащенная 7б-мм орудием в башне, поступила на вооружение южноафриканской армии, представители которой положительно оценили высокую проходимость и огневую мощь новинки. Причем интересно, что на экспорт предлагался вариант с 105-мм орудием. Швейцарцы создали шасси Shark с установленным на нем 105-мм орудием в «качающейся» башне. ДЕШЕВЛЕ И МОБИЛЬНЕЕ Общемировая тенденция прослеживается на всех этих примерах достаточно отчетливо: мы наблюдаем переход на четырехосное шасси - универсальную боевую платформу, которая способна быть носителем различных видов оружия и в первую очередь 105-мм танковых орудий, способных эффективно бороться с танками.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Причины распространения боевых машин на колесном ходу понятны. Это прежде всего растущая урбанизация, развитие современной транспортной инфраструктуры и стремление к удешевлению армии. В самом деле, танки, способные воевать на пересеченной местности, в городских условиях всегда будут проигрывать таким вот колесным машинам в мобильности, маневренности. Это будет происходить в силу особенностей самого движителя - гусениц, обладающих значительной инерционной массой. В то же время надежность современного восьмиколесного шасси такова, что позволяет машине двигаться при полном разрушении двух любых колес по одному борту.
      
      
      
      
      
      
      
      
       Экономия топлива, простота обучения вождению, снижение эксплуатационных расходов при очень высокой тактической мобильности — вот далеко не полный перечень достоинств боевых колесных машин подобного класса. Таким образом, эра гусеничных танков, выигрывавших сражения в чистом поле, возможно, близка к концу. Военные все больше интересуются скоростными и мобильными боевыми машинами, которые могли бы дать боевое преимущество в условиях развитой урбанистической инфраструктуры.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       СОВРЕМЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ ТАНКИ: CENTAURO И ДРУГИЕ По определению такого авторитетного издания, каким считается справочник Jane, боевая машина «Кентавр» относится к классу «истребитель танков» [(ank destroyer), причем сама по себе эта машина новинкой не является. Заказ на разработку Centauro командованием итальянской армии был выдан еще в 1984 году. В соответствии с заказом промышленники должны были выпустить высокомобильный колесный истребитель танков, вооруженный 105-мм нарезной пушкой, которая по своей баллистике была бы аналогична пушкам танков Leopard-1 (Германия) и М60А1 (США). Прицельную систему предполагалось унифицировать с аналогичными системами танка Ariete и гусеничной БМП VCC-80. Новым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков итальянской армии. Первая машина В1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 года, в 1991-м началось их полномасштабное производство на заводе фирмы IVECO-FIAT в Больцано, однако уже в 1996 году оно завершилось. Всего был осуществлен выпуск 400 машин этого типа, подвергавшихся впоследствии непрерывным улучшениям. Также разрабатывались перспективные новые образцы Centauro. В частности, на них была установлена разнесенная броня, улучшена эргономика за счет изменения габаритов корпуса и ходовой части, установлено современное электронное оборудование и т.д. Базовый образец Centauro B1 обладает следующими тактико-техническими характеристиками: Экипаж: 4 человека. Колесная формула: 8x8. Вооружение: 105-мм орудие, два 7,б2-мм пулемета, 2x4 дымовых гранатомета. Боекомплект: 40x105 мм, 4000 x7,62 мм. Длина с пушкой: 8,555 м. Клиренс: 0,417 м. Длина корпуса: 7,4 м. Колесная база: 1,6+1,45+1,45 м. Ширина: 3,05 м. Боевой вес: 24 т. Высота: 2,71 м. Мощность на тонну веса: 21,66 л.с. Двигатель: IVECO-FIAT МТСА V-6 дизель с турбонаддувом и водяным охлаждением, мощностью 520 л.с. Запас хода: 800 км. Максимальная скорость на шоссе: 100 км/ч. Запас топлива: 540 л. Максимальный угол подъема: 60%. Преодолеваемый брод: 1,2 м. Максимальный угол наклона: 30%. Высота преодолеваемой стенки: 0,55 м. Ширина преодолеваемого рва: 1,2 м. Броня: стальная разнесенная. Система противоатомной защиты: есть. Что же касается испытываемых у нас сегодня образцов, то, скорее всего, первый – это стандартная, так сказать, базовая модель В1, вооруженная 105-мм орудием фирмы Oto Melara, тогда как вторая — ее модификация с более мощным 120-мм орудием. Причем именно такое орудие, по сообщению источника из Минобороны, как раз и обеспечивает этой машине огневую мощь на уровне современных основных боевых танков, и с этим, разумеется, нельзя не согласиться. Боевая машина AMX RC-10 Боевая машина AMX RC-10 Кстати, именно версия с 120-мм пушкой, продемонстрированная на выставке «Евросатори-2006», была приобретена Оманом. Так что машины этого типа в мире покупают, хотя и нельзя сказать, что с повышенным энтузиазмом. Еще раньше, в 2000 году, США взяли в аренду 16 «Кентавров» и провели их всесторонние испытания. Два года спустя машины вернули, но в результате испытаний родились американский бронетранспортер М1126 Striker (хотя основой для него послужила все-таки не итальянская машина, а швейцарская Mowag Piranha III) и машина огневой поддержки М1128 с 105-мм пушкой в необитаемой малоразмерной башне. Эти машины поступили на вооружение армии США в 2006 году, а их боевое применение началось в 2007-м. Правда, у М1128 выявилось наличие множества конструктивных недостатков, тем не менее после их устранения закупки М1128 были продолжены. Так что определенная тенденция и здесь налицо. Едва утихли страсти вокруг Centauro, как возникла новая интрига. Против итальянских машин выступил «профильный» вице-премьер Дмитрий Рогозин, зато, как сообщают, Генеральный штаб заинтересовался покупкой 500 изделий финского оборонпрома - БТР Patria. He имея такого мощного орудия, как у Centauro, финский бронетранспортер тем не менее весьма популярен в мире. В частности, Польша намерена в следующем году довести свой парк этих БТР (известных там как Rosomak - «россомаха») почти до семи сотен. Еще один колесный танк носит имя AMX-10RC. Французская боевая машина сконструирована на трехосном шасси и выпускалась с середины 1970-х по середину 1990-х. Общее количество выпущенных экземпляров составляет 457. Боевая масса 16,6 т, экипаж – четыре человека. Броня выполнена из алюминиевого сплава и дает противопульную защиту. Машина вооружена пушкой калибра 105 мм. AMX-10RC неоднократно модернизировалась, в частности по итогам войны в Персидском заливе 1991 г. Последняя модернизация относится к 2010 году: усилена броня, усовершенствованы системы управления. Колесный танк RooikatКолесный танк Rooikat В ЮАР создан колесный танк под названием Rooikat, что означает «каракал». Эта машина, оснащенная пушкой калибра 76 мм, отличается высокой проходимостью. Производится с 1983 года. Российская оборонная промышленность тоже пытается следовать мировым тенденциям. Достаточно вспомнить о том же БТР-90 «Бахча» с невероятно мощным для бронетранспортера комплексом вооружения: 100-мм орудие – пусковая установка, 30-мм автоматическая пушка, 7,62-мм пулемет. Впрочем, данная разработка подверглась острой критике российских военных, главным образом, из-за устарелости самой платформы БТР, которая создавалась еще в конце 1950-х гг. Планировавшиеся закупки БТР-90 так и не были начаты. ЗАЧЕМ НАМ ИНОСТРАННАЯ ТЕХНИКА? Российские СМИ сообщают, что представители фирм IVECO и Oto Melara серьезно рассчитывают на то, что Россия приобретет лицензию на производство одного, а то и нескольких вариантов Centauro. По некоторым данным такое решение лоббируется ОАО «КамАЗ», где подобное производство может быть размещено в дополнение к автомобилю повышенной защищенности «Рысь». В испытаниях истребителя танков Centauro многие видят угрозу отечественной оборонной промышленности. Тем более, есть и альтернатива, а именно — среднее семейство колесной бронетехники «Бумеранг», разработкой которого занята «Группа ГАЗ». То есть имеется и свое, и чужое, и сегодня очень многих россиян волнует: вдруг мы решимся взять чужое, а свое разорим? Да, поддержка отечественного производителя – это важно, но надо понимать, что если какая-то наша техника уступает иностранным образцам, или уже не соответствует современным требованиям, в случае конфликта с серьезным противником отставание придется оплачивать жизнями наших граждан. Сами по себе испытания, или закупка иностранных образцов оружия не являются злом, если при этом руководствоваться государственными интересами. Давайте вспомним, что в русской армии начиная с 1900 года, да и позднее тоже, своего было довольно мало. Практически все стрелковое оружие: револьвер Наган, винтовка Мосина, пулемет Максим – на базе западноевропейских разработок. Практически вся артиллерия – Шнейдера и Крупа. При советской власти импортные образцы вооружений тоже активно закупались, испытывались и поставлялись в войска, а на их основе разрабатывались уже отечественные. Это и наши предвоенные танки практически всех типов, и авиационные двигатели марки «М», и опять-таки многие виды артиллерийского вооружения. Самый быстроходный корабль советского ВМФ – лидер «Ташкент» был построен в Италии. Знаменитая ракета Р-1 - это германская ФАУ. Все грузовики того времени: ГАЗ-А, АА, AAA были по сути иностранной разработки. Наконец, в легендарном Т-34 использовалось шасси типа «Кристи», такое же, как в британских танках Cromwell и Comet. Советское руководство всеми силами старалось организовать добычу сведений о понравившихся зарубежных образцах военной техники – как путем закупок, так и другими хитроумными способами, игнорируя при этом нормы международного патентного права. Ну а на вопрос, зачем же все-таки мы испытываем Centauro, ответ может быть очень простой: потому что это самый удобный и легальный способ познакомиться с одной из явно обозначившихся тенденций в развитии современного мирового танкостроения. Международное разделение труда всегда было, есть и будет, равно как и интеграция в области производства различных товаров и вооружения. Вопрос надо ставить иначе: насколько тот или иной вариант предпочтителен с точки зрения всей совокупности военных, экономических и геополитических интересов нашей страны? А то вдруг для каких-то целей нам будет выгоднее купить, к примеру, бразильские бронеавтомобили Cascavel, вместо того чтобы разрабатывать что-то подобное самостоятельно?
      
      Источник: http://www.modernarmy.ru/article/203 No Портал "Современная армия"
       Танк на колесах
      
      Однако довольно скоро возникла потребность в сравнительно легкой и дешевой машине с огневой мощью танка. Эту нишу заняли три типа машин — самоходные противотанковые пушки, колесные танки и самоходные ПТРК. О последних мы говорить много не будем, так как машины наподобие Swingfire или «Штурм-С» в Armored Warfare: Проект Армата относятся к классу ББМ (бронированные боевые машины).
      
      Из самоходных противотанковых пушек наиболее известна российская разработка «Спрут-СД», способная десантироваться вместе с силами ВДВ и поддерживать их своим 125-мм гладкоствольным орудием. Стоит отметить и такие проекты, как китайский «Тип 89» с 120-мм орудием и советский 2С15 «Норов». Все эти пушки размещены на гусеничном шасси, хотя тут можно вспомнить знаменитое «Жало-С» — хоть оно во многом и похоже на колесный танк, его все же хотели сделать именно самоходным противотанковым орудием на колесном шасси.
      
      Больше всего в Armored Warfare: Проект Армата в линейке истребителей танков представлено машин, которые можно отнести к колесным танкам, или, как их еще называют, к машинам огневой поддержки пехоты. Этот тип техники происходит еще от бронеавтомобилей Второй мировой, таких как немецкая «Пума» или советский БА-11, которые были вооружены орудиями калибра 50 и 45 миллиметров соответственно.
      
      Значительно позже начали появляться колесные боевые машины, вооруженные орудиями калибра 90–105 миллиметров. Во многом появление колесных танков было обусловлено тем, что крупномасштабные войны в Европе сменились локальными конфликтами в дальних странах, например в Африке, причем противники зачастую не обладали тяжелым вооружением, способным бороться с бронетехникой. А потому возникла потребность в быстрой, очень легкой и дешевой колесной технике, которая могла бы нести мощную пушку. Одной из первых ласточек стала французская бронемашина AML 90 Panhard.
      
      Дальше больше — и сами французы придумывали что-то новое, например AMX 90RC или ERC 90F4, представленный в игре на 5-м уровне. Их примеру следовали и другие страны. Так, Италия создала В1 Centauro — истребитель танков, вооруженный 105-мм нарезным орудием. Но на этом они не остановились — были выпущены модификация Centauro со 120-мм пушкой, 155-мм гаубица и даже самоходная зенитная установка B1 Draco с РЛС и 76-мм автоматической пушкой (которая, кстати, на данный момент находится на стадии разработки и планируется на 9-й уровень истребителей танков). Кроме Италии, свою лепту внесли и США своим знаменитым M1128 MGS Stryker и несколькими колесными танками на базе боевых машин LAV-150, LAV-300 и LAV-600. Свои разработки в этой сфере имеют и другие страны, такие как ЮАР, Япония и Китай. Интересная разработка в свое время была и у России — планировалось создать колесный танк на базе БТР-90, вооруженный 125-мм гладкоствольным орудием. Проект получил название 2С28 «Спрут-К», но, к сожалению, был заморожен.
      
      Повоевать колесным танкам, в отличие от некоторых основных боевых танков, пришлось. Так, итальянские В1 Centauro применялись в Сомали, в Ливане и на территории бывшей Югославии. А американский M1128 MGS Stryker поучаствовал в кампании в Ираке. По итогам применения было отмечено, что колесные танки очень мобильны, если могут передвигаться по шоссе и дорогам или по достаточно твердому грунту. Но если местность становится труднопроходимой — начинаются проблемы, тут колесная база уступает гусеничной.
      
      Еще одной проблемой колесных танков является слабая защита — плата за колесную базу, за малую массу и высокую мобильность. По уровню защиты БМТВ зачастую уступают не только основным боевым танкам, но и некоторым современным БМП. Хотя эволюция на месте не стоит и защиту колесных танков стараются повышать, особенно против ручного противотанкового вооружения и мин.
      
      И до сих пор остается открытым вопрос, могут ли колесные истребители танков заменить собой основные боевые танки. На данный момент подобная техника, безусловно, интересна, но в основном для локальных конфликтов против нерегулярных вооруженных формирований: на полномасштабную войну колесные истребители танков не рассчитаны.
      
      
      Тактико-технические характеристики
      бронеавтомобиля AMX-10RC
      Колесная формула: 6х6;
      Экипаж, чел.: 4;
      Боевая масса, кг: 15880;
      Масса пустого, кг: 14900;
      Габаритные размеры, мм: длина (с пушкой вперед) - 6360 (9150), ширина – 2950, высота по крыше башни – 2990, высота – 2660, колесная база - 1550/1550, ширина колеи – 2430, дорожный просвет - 350;
      Вооружение: 105-мм пушка МЕКА 105/48 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет;
      Двигатель: Badouin 6F 11 SRX, дизель, мощностью 280 л.с. (208,8 кВт);
      Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 85;
      Максимальная скорость на плаву, км/ч: 7,2;
      Запас хода по шоссе, км: 1000
      
      
       https://youtu.be/hv8ePD_Q7Ew
      
       https://youtu.be/pLKw9zQlER0
      
       https://youtu.be/u_rWTxz9vX0
      
       https://youtu.be/GIQ4RTcVGiE
      
       https://youtu.be/VgI8dqwFeJ0
      
       https://youtu.be/PExz_1B_Cxk
      
       https://youtu.be/n-1jo1IkEDw
      
       https://youtu.be/2YaL12hZL6k
      
       https://youtu.be/s431v4jfegY
      
       https://youtu.be/ktlJCQ2qO7g
      
       https://youtu.be/FmvloGADaS4
      
       https://youtu.be/sesQaOKmKcQ
      
       https://youtu.be/LqYwF_o3CCs
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 19/10/2017.
  • © Copyright Шкловский Лев (lschkl@gmail.com)
  • Обновлено: 29/09/2017. 23k. Статистика.
  • Обзор:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка