Шкловский Лев: другие произведения.

Автомобиль для народа

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шкловский Лев (lschkl@gmail.com)
  • Обновлено: 12/10/2017. 32k. Статистика.
  • Обзор: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автомобиль для народа

  •    Конвейер Форда.
      
      
      Генри Форд
      
      Производство практичных и недорогих автомобилей, которое организовал Генри Форд, позволило улучшить жизнь множества людей во всем мире. Внедрив конвейерную сборку, Форд не только наладил массовый выпуск автомобилей, но и направил развитие промышленности по новому пути.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Генри Форд появился на свет в поселке Спрингфилд в штате Мичиган 30 июля 1863 года. Он был старшим из шести детей Уильяма и Мэри Форд, которые владели преуспевающим фермерским хозяйством. Детство Генри прошло на родительской ферме, где он помогал семье и посещал обычную сельскую школу.
      
      
      
      Огромный интерес к технике, который Генри проявил еще в очень юном возрасте, и позволил ему стать одним из самых знаменитых промышленников в мире.
      
      
      
      Опыт
      
      В 12 лет Генри оборудовал небольшую мастерскую, где с увлечением проводил все свободное время. Именно там через несколько лет он сконструировал свой первый паровой двигатель. В 1879 году Генри Форд перебрался в Детройт, где устроился на работу помощником машиниста. Через три года Форд переехал в Дирборн и в течение пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте. В 1888 году он женился на Кларе Браент и вскоре занял должность управляющего на лесопильном заводе.
      
      
      
      
      В 1891 году Форд стал инженером компании Edison Illuminating, а через два года был назначен главным инженером компании. Приличный оклад и достаточное количество свободного времени позволили Форду больше времени уделять разработке двигателей внутреннего сгорания.
      
      
      
      Квадрицикл
      
      Первый двигатель внутреннего сгорания Форд собрал на кухне своего дома. Вскоре он решил поставить двигатель на раму с четырьмя велосипедными колесами. Так в 1896 году появился квадрицикл – транспортное средство, которое стало первым автомобилем Ford.
      
      
      
      Свое дело
      
      Уволившись в 1899 году из компании Edison Illuminating, Генри Форд основал собственную фирму Detroit Automobile. Несмотря на то, что через год предприятие обанкротилось, Форд успел собрать несколько гоночных автомобилей. Форд сам принимал участие в автогонках и в октябре 1901 года сумел победить чемпиона Америки Александра Уинтона.
      
      
      
      Компания Ford Motor
      
      Компания Ford Motor появилась в 1903 году. Ее основателями были двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом, который держал 25,5% акций предприятия и занимал должности вице-президента и главного инженера компании. Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика на Мэк Авеню в Детройте. Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями. Первый автомобиль компании был продан 23 июля 1903 года. В 1906 году Генри Форд стал президентом и основным владельцем компании.
      
      
      
      
      Ford Model K был выпущен в 1906 году и стал первым автомобилем с двигателем мощностью 40 л.с. и шестью цилиндрами под капотом. Этот автомобиль получил название «Родстер Джентельмена». На тот момент, его цена составляла 2800 долларов. Проблема этого автомобиля была в низком качестве, по этому он не получил популярности на рынке. Производство этого автомобиля было закрыто, в мир вышло всего 900 автомобилей. На этот раз Форд освоил окончательно урок, что его целевая аудитория - не люди с достатком, а средний американский класс. Он пересмотрел свое отношение к модельному ряду. Все предыдущие модели уже не выпускались. Всего Ford Motor Company выпустила 8 марок автомобилей до появления легендарного Ford Model T в 1908 году.
      
      
      
      
      1 октября 1908 с конвейера сходит легендарный Форд Т – автомобиль всех времен и народов того времени. Форд в этот раз создал не роскошную игрушку для богатых американцев, а авто для «средних американцев».
      В 1908 году Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель «T» – надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Именно появление модели «Т» ознаменовало наступление новой эры в развитии личного транспорта. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам.
      
      
      
      
       В то время в Америке автомобили продавались по цене 1 тысяча долларов и выше. Форд создавал автомобиль не для богатых, а потому мало заботился об обивке салона и престижности марки . Он хотел добиться, чтобы цена его автомобиля была ниже 1 тысячи долларов. Трудился Генри наряду со своими инженерами днем и ночью. Он любил свое детище и хотел, чтобы его автомобили полюбила вся Америка. Форд начал выпускать модели в алфавитном порядке, от модели А подошел к модели Т. Ее выпуск начался в 1908 году. Форд-Т стала первой моделью компании, в производстве которой впервые был применен конвейер. Каждый рабочий на этом поточном производстве выполнял одну-единственную операцию, но очень быстро. Каждые 10 секунд с конвейера съезжала одна за другой машина модели Т. Это было знаковое событие в промышленной революции.
      
      
      
      
      Сама идея конвейера была не нова, конвейеры существовали со времён древнего Египта, и даже в автомобилестроении конвейеры были применены семью годами раньше, это сделал Рэнсом Ели Олдс. В отличии от конвейера Форда,у Рэнсома Ели на конвейере не собирались промежуточные узлы автомобиля. Так как Форд использовал конвейер на всех этапах производства, это позволило ускорить темпы производства с 12 часов до 2 и менее,снизив стоимость самого автомобиля. Модель Т была настолько надёжной и удачной, что заполонила почти весь рынок.
      
      
      
      
      
       Стоимость автомобиля составляла 260 долларов, что при зарплате в 5 долларов в день позволяло рабочим уже за два месяца купить автомобиль. Форд говорил: “В обществе не может быть настоящего благосостояния, пока рабочие, вырабатывающие предметы обиходного потребления, не могут их купить.” Модель Т выпускалась только в черном цвете потому, что только черный цвет успевал высохнуть на конвейере, по этому Форд шутил «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный”.
      .
      
      
      
      
      
      Модель Т вскоре признали наиболее удачной, она пошла с конвейера сначала за 800 долларов, к 1920 году за 600 долларов и позже за 345 долларов! Таких низких цен ни у кого не было. При этом Форд стал красить все автомобили в один цвет — черный. Шутя он говорил: «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный».
      
      
      
      
      Крупные предприниматели над ним смеялись — с идеей массового автомобиля он разорится, он производит не автомобили, а жестяные банки черного цвета с моторчиками. Форд не обращал внимания на издевательские высказывания, он продолжал вести свою производственную политику. Он говорил своим рабочим, что в случае поломки машины завод поможет ее отремонтировать. С этой целью он стал выпускать запасные части к своим автомобилям, чего раньше никто не делал.
      Конвейер Форда. Фото 1914 г.
      Автомобиль для народа
      
      В самом начале XX века автомобили были не просто роскошью, они оставались средством развлечения. Их собирали в единичных экземплярах или малыми сериями практически вручную. Поэтому выпускаемые автомобили условно делились на три группы. На опытных моделях ездили в основном их же создатели — основоположники автомобилестроения.
      
      
      
      
      
      
      
       Для богатых покупателей, желающих развеять скуку прогулкой на самодвижущейся карете, собирали шикарные и очень дорогие лимузины с просторным купе и отдельно вынесенной скамейкой шофёра.
      
      
      
      
       А главным стимулом для первых автомобильных компаний было участие в автогонках, для которых они выпускали всё новые модели, постоянно увеличивая мощность двигателей, совершенствуя подвеску, рулевое управление и другие механизмы.
      
      Именно такое направление выбрала для себя «Detroit Automobile Company», в которой её соучредитель Генри Форд какое-то время проработал инженером. Однако должность, заставляющая следовать чужим правилам, тяготила его. В марте 1902 года Форд оставил и её, а спустя год он основал компанию «Ford Motor», которая разместилась в бывшем здании фургонной фабрики на Мэк-Авеню в Детройте. Вначале Генри Форд владел всего лишь 25% акций, но спустя несколько лет он полностью выкупил компанию у других акционеров, став её единоличным владельцем и президентом.
      
      
      
      
      На первых порах Форду пришлось также зарекомендовать свою новую компанию на автогонках. В 1903 году он построил автомобиль «Ford 999», особенностью которого было полное отсутствие кузова. Машина представляла собою лишь раму с колёсами, на которой покоились двигатель, радиатор и сидение водителя. Для тех, кто живо интересовался тем, как автомобиль устроен внутри, «999» был отличным наглядным пособием, но вот с точки зрения аэродинамики такая конструкция была никудышной. Тем не менее, собрав ещё одну такую модель и назвав её «Arrow» («Стрела»), Генри Форд лично промчался на ней по льду озера Сент-Клэр, установив при этом мировой рекорд скорости (147 км/ч).
      Компания Форда начала выпуск грузового транспорта в 1905 году с модели «Ford-C». Столетие спустя ежегодно продаётся около 325 000 различных автомобилей, предназначенных для коммерческих грузовых перевозок. Фото: Ford Motor Company
      
      
      
      
      
      
      
      После этого Генри Форд приступил к воплощению своей мечты о «народных автомобилях», первым из которых стал «Ford-A» (1904). Двухместная модель с двухцилиндровым двигателем всего в восемь лошадиных сил и цепной передачей была несколько неуклюжей, но позиционировалась как семейный и деловой автомобиль и стоила $850. В первый же год было продано около 1700 машин, что по тем временам считалось успехом. Правда, на последние машины этой серии Форду пришлось поставить сзади дополнительный диванчик для двух пассажиров — иначе на «семейный» автомобиль он не тянул и вызывал немало нареканий.
      
      Продолжением этой линейки двухцилиндровых моделей стал «Ford-С» (1905 год), у которого двигатель был перенесён вперёд, под капот.
      
      
      
      
      Модель «Ford-B» (1904) имела уже четырёхцилиндровый 24-сильный мотор, вмещала четырёх человек, но и стоила почти $2000.
      
      
      
       Это была уступка акционерам, которые не верили в массовый дешёвый автомобиль и требовали выпускать машины для состоятельных покупателей. Под их же давлением Форд создал в 1906 году изящный шестицилиндровый «Ford-К», 900 единиц которого довольно быстро разошлись среди «белых воротничков».
      
      
      
      
      Но для Форда всё это были мелочи, и он продолжал двигаться к своей цели, заодно избавлялся от назойливых компаньонов, выкупая у них акции своего предприятия. По слухам, Форд не гнушался помощью своих друзей из мафии, чтобы компаньоны были сговорчивее.
      
      
      
      
      После короткого выпуска в 1906–1907 годах удачного «Ford-N», у которого мощность была доведена до 15 л.с., в 1908 году к производству был подготовлен знаменитый «Ford-T» — любимое детище Генри Форда, самый известный и один из самых массовых автомобилей за всю их историю.
      
      
      
      
      По мощности и размерам это был автомобиль среднего класса, с которого убрали всю лишнюю роскошь, предельно удешевили конструкцию. Четырёхцилиндровый двигатель 24 л.с., взятый с модели «В», разгонял его до 63 км/ч. Система управления была максимально упрощена, а детали и механизмы делали с таким запасом прочности, чтобы владелец как можно реже озадаченно заглядывал под капот. Но так как от поломок и аварий не застрахован никто, Генри Форд наладил также массовый выпуск запасных деталей, которые мог быстро заменить любой мастер.
      
      При этом «Ford-T» отличался хорошей проходимостью — что делало его привлекательным для широкого обывателя, в том числе жителей сельской глубинки. Для большей долговечности кузов автомобиля изготавливался из тонкой листовой стали, из-за чего покупатели прозвали его «Жестяная Лиззи».
      
      
      
      Организация труда
      
      Но кроме технических характеристик, автомобиль должен был заинтересовать покупателя своей ценой, для снижения которой Генри Форд решил рационализировать производство, исходя из правила, что снижение себестоимости снижает отпускную цену и увеличивает продажи, что, опять таки, снижает себестоимость.
      
      Свои реформы он начал с кадровой политики. Форд избегал принимать на работу людей с «громкими» дипломами и всегда считал, что ценность работника определяется только результатами его труда. Многие его управленцы начинали рядовыми рабочими и даже уборщиками. Он максимально сократил административный аппарат своей компании и сделал так, чтобы тот как можно меньше мешал производственному процессу. От рабочих Генри Форд требовал того же, что когда-то требовал от него самого отец, — выкладываться полностью. Но и платил им за это куда больше, чем на других предприятиях — с 1914 года зарплата на «Форде» составляла $5 в день.
      
      
      
      
      Форд укоротил продолжительность рабочего дня с девяти до восьми часов, его работники получали минимум $5 в день. Эти меры позволили привлечь на его предприятие лучшую рабочую силу со всей страны. Фото: из собрания Генри Форда и Ford Motor Company
      
      Это принесло хорошие результаты: в 1909–1910 годах цена «Ford-T» составляла $950, и за этот период было продано 18664 автомобилей. Через год она снизилась до $780, продажа достигла 34528 единиц.
      
      Следующим шагом Генри Форда была реформа технологического процесса, который тогда просто не позволял выпускать автомобили в больших количествах. Тогдашнее производство напоминало огромные мастерские: в сборочном цеху стояли в ряд шасси, вокруг каждого из которых суетилась бригада из нескольких рабочих, то устанавливая двигатели, то собирая кузов, подтаскивая крылья, колёса, коробки с болтами. Форд решил максимально специализировать труд каждого работника. А проблему копошащегося тесного «муравейника» разрешил с помощью конвейера.
      
      
      
      
      Собственно конвейер был не совсем изобретением Генри Форда. Его прототип он увидел на одной из чикагских скотобоен, где подвешенные на крюках туши проходили путь от внешней обработки до разделки, что не только решало проблему перетаскивания тяжёлых останков коров и свиней, но и помогало распределить процесс между специализированными работниками, стоящими на определённых участках обработки. В попытке применить этот способ к своему производству Форд вначале расчистил один из сборочных цехов, по котором протаскивали связанные между собою верёвками шасси. Почин оказался удачным, и следующим шагом было создание более совершенного способа транспортировки собираемых машин.
      
      
      
      
      И вот 7 октября 1913 года на заводе в Хайланд-парке, Генри Форд запустил свой автомобильный сборочный конвейер. Непрерывным потоком по нему двигались машины, а вместо отдельных бригад «на все руки мастеров» на каждом участке конвейера стояли работники, выполняющие всего одну-две операции. Вначале отдельные конвейеры были в каждом цеху, но затем их соединили в единый, на котором осуществлялась сборка от и до.
      
      Численность занятых работников резко возросла, поскольку нужно было ставить человека буквально на каждую закручивающуюся гайку, но в то же время во много раз выросла и производительность. К тому же конвейер работал круглые сутки, по три восьмичасовые смены — и выпуск «Ford-T» уже исчислялся сотнями тысяч единиц в год! При этом цена его снизилась до $350. Так «Ford-T» в короткий срок стал основным автомобилем Америки — общий выпуск которого составил 15 млн машин.
      
      
      
      
      Форд принимал на работу людей, подчинявшихся его распорядку. Он брал даже инвалидов. С 1914 года он платил рабочим по 5 долларов в день. Это было в два раза больше, чем в среднем по отрасли. Он сократил рабочий день до 8 часов, предоставил своим рабочим 2 выходных дня! Примененная им конвейерная сборка автомобилей ускорила их выпуск — срок сборки с 10 часов сократился до 1,5 часа. Интерес к его модели продолжал расти, и в день он продавал до 100 машин.
      Генрих Форд перед своим первым автомобилем, квадроциклом, и десятимиллионником Tin-Lizzy. 1924 г.
      .
      
      
      
      В 1920 году он решил произвести реконструкцию предприятия и устранить все, что не имело к автомобилестроению прямого отношения. Некоторых «белых воротничков» попросили перейти в цеха, стать в ряд «синих воротничков». Всех, кто не согласился работать на конвейере, Форд уволил, провозгласив новый лозунг: «Поменьше администрации в деловой жизни компании и побольше делового духа в администрации». Он ликвидировал ненужные производственные совещания, запретил всякую лишнюю документацию, отменил многое в статистике.
      
      
      
      
      Все его нововведения оборачивались ускоренной работой конвейера, большим выпуском однотипных автомобилей. Деньги текли мощным потоком, но все заработанное он снова вкладывал в производство. Его компания богатела, компаньоны рассчитывали на получение дивидендов, но Форд быстро выкупил все акции компании и стал единственным владельцем своих предприятий. Теперь всеми дивидендами он распоряжался единолично и сразу разбогател.
      
      Количество модификаций модели Т было огромно — от кабриолета до пикапа
      
      
      
      Конвейер Форда существует уже 100 лет
      7 октября 1913 года впервые в мире на заводе Генри Форда в Детройте производственный процесс сборки автомобилей начал выполняться по новой технологической схеме, которая получила название конвейер.
      
      Это позволило сократить продолжительность процесса сбора автомобиля марки "Model T" в два раза (с 12,5 часов до шести). В течение года это время сократилось до 93 минут.
      
      Прототипом конвейерных линий Форда были мясоперерабатывающие заводы, построенные в 19 веке в Чикаго и Цинциннати.
      
      Подвешенные на крюках туши рогатого скота двигались по цеху по специальным проводам от рабочего к рабочему, каждый из которых выполнял одну из необходимых операций по переработке и упаковке мяса.
      
      Разработав аналогичную линию, приспособленную для сбора стартеров, Генри Форд испытал ее на начале 1913 года: 29 рабочих выполняли 29 операций над устройством, которое двигалось между ними по специальному транспортеру.
      
      Это сократило время сбора стартера с 20 минут до 13, а после получения рабочими новых навыков - до 5-и.
      
      Следует отметить, что воодушевленные положительным результатом эксперимента, инженеры Форда создали две аналогичные линии для сбора двигателя и трансмиссии в "Model T", а 7 октября 1913 - для монтирования шасси автомобиля.
      
      Использование конвейера позволило в 1916 году снизить цену "Model T" до 360 долларов. Впоследствии с конвейеров заводов Форда "Model T" начала выходить каждые 24 секунды и цена на машину упала ниже 300 долларов.
      
      К концу 1916 году половина всех машин мира были автомобили "Model T".
      
      К 1927 году, когда "Форд Модель Т" был снят с производства, их было изготовлено и продано более 15 миллионов экземпляров.
      Новое поколение
      
      В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел выкупили акции предприятия у других акционеров за 105 568 858 долларов США и стали единственными владельцами фирмы. В том же году Эдсел унаследовал от отца пост президента компании, который он и занимал до своей смерти в 1943 году. После скоропостижной кончины сына Генри Форду вновь пришлось встать у руля компании.
      
      
      
      Отставка
      
      В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку – Генри Форду II. В мае 1946 года Генри Форд старший был удостоен почетной премии за заслуги перед автопромышленностью, а в конце этого же года Американский институт нефти (American Petroleum Institute) вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом.
      
       Пять популярных мифов о Генри Форде и его Model T
      03.03.2015 | Фото: Autoblog.com
      Пять популярных мифов о Генри Форде и его Model T
      
      Любую легендарную личность со временем обволакивают мифы. Генри Форд не стал исключением. Некоторые факты о его Model T крайне сомнительны
      В избранноеРаспечатать
      
      Довольно справедливо говорить, что Генри Форд считается американской легендой. Эта фигура известна во всем мире как воплощение образа правильной Америки. Сто лет назад Ford Model T вышел на американские дороги. Он до сих пор занимает восьмую строчку в списке самых продаваемых автомобилей всех времен. Машины, выпущенные в последующие 87 лет, так и не смогли выбить Model T из первой десятки. Ford изменил стиль нашей жизни и представил технологии для очень доступных автомобилей. Правильно?
      
      Любую легендарную личность со временем обволакивают мифы. Генри Форд не стал исключением. Некоторые основополагающие факты о его Model T, которые всем известны, таковыми вовсе не являются.
      
      1. Ford Model T был доступен в любом цвете, если он был черным. Форд написал эту сакральную фразу в своей автобиографии. Однако в первые четыре года производства черный даже не был в списке опций. На самой ранней стадии клиент мог заказать серый, красный, синий или зеленый автомобиль в зависимости от кузова. В 1910 году Ford Motor начал использовать стандартный цвет - очень темный оттенок зеленого, известный как Brewster Green. За ним последовал темный оттенок синего. Компания не ориентировалась на черный цвет вплоть до 1913 года. Продажи Model T взлетели в 1916 году, поэтому подавляющее большинство этих автомобилей к 1920 году было черным.
      
      В 1926 году публике снова была предложена вся палитра, чтобы подогреть интерес к слабеющему бренду. К концу производственного цикла (1927 год) Model T можно было купить в 5 цветах, но он настолько устарел, что для его эксплуатации требовалась специальная лицензия.
      
      2. Форд изобрел процесс сборки машин на конвейере. Ford Motor Co. возможно и построил внушительный, даже революционный, быстрый и эффективный конвейер, но он был далеко не первым. С самых ранних дней автомобилестроения немецкая компания Benz использовала производственную линию, на которой строила сотни автомобилей в год.
      
      К 1900 году Benz был самым крупным автопроизводителем в мире. Затем в 1901 году Рэнсом Олдс применил эту технику, чтобы строить свои Oldsmobile в Лансинге. Олдс продавал автомобили по цене 650 долларов - намного дешевле, чем какой бы то ни было другой производитель.
      
      3. Форд платил своим работникам столько, чтобы они могли позволить себе Model T. Если бы он не построил конвейер и не создал бы массовый автомобиль, стал бы он тем самым Генри Фордом? В конце концов, высокая скорость производства и зарплата 5 долларов в день сделали его знаменитым. В исторической ретроспективе Форд создавал средний класс.
      
      Очевидно, повышение выплат воодушевило работников и позволило многим купить Model T, однако промышленник поднял зарплату отнюдь не по доброте душевной. Он сделал это потому, что текучка кадров на его заводах достигла опасной черты. Сборка машин была и остается монотонной и тяжелой работой. Работники иногда просто разворачивались и уходили, не в силах вынести плохие условия труда. В 1913 году Форду пришлось нанимать 52 000 рабочих на выполнение задач для 14 000 человек. Конечно, имело больший смысл удвоить и без того щедрые 2,25 доллара в день, чем продолжать нанимать и обучать новый и ненадежный персонал.
      
      4. Форд спроектировал Model T. За каждой великой исторической фигурой стоит армия других людей, впоследствии забытых. Хотя Форд и работал над многими своими ранними автомобильными проектами, Model T к ним не относится.
      Дизайн машины принадлежит венгерскому иммигранту Йозефу Галаму и выходцу из Дании Чарльзу Соренсону. Оба были очень близки к Форду, и каждый сыграл значимую роль в становлении компании. Галаму также приписывают соавторство в создании конвейера. Соренсон был известен как правая рука Форда. Он оставался в компании вплоть до славных 50-х годов.
      
      5. Форд был настолько скуп, что исследовал свалки в поисках годных для повторного производства запчастей. По слухам Форд отправлял агентов на свалки, чтобы использовать старые компоненты в новых автомобилях. Источником этих слухов, судя по всему, был анекдот, который впервые появился в газете зоолога Николаса Хамфри "Социальные функции интеллекта" в 1976 году. В нем говорилось, что Форд посылал агентов на свалки, чтобы выяснить, какие детали никогда не выходят из строя. Почти все не подлежали восстановлению, кроме шкворней, которые выглядели совершенно новыми почти в каждом утилизированном Model T. И вместо гордости за качественно изготовленные шкворни, Форд распорядился делать их небрежно, чтобы сэкономить время и деньги.
      
      История скорее всего была придумана Хамфри, чтобы лучше проиллюстрировать теорию эффективности распределения ресурсов посредством естественного отбора. Метафора привлекла внимание научно-популярных писателей, и постепенно история разрослась в популярный миф о том, кем был Генри Форд на самом деле.
      
      Завершение эпохи
      
      Генри Форд умер в возрасте 83 лет у себя дома в Дирборне 7 апреля 1947 года. Таким образом завершилась целая эпоха в истории компании Ford Motor, которая, несмотря на кончину своего основателя, продолжала активно развиваться.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шкловский Лев (lschkl@gmail.com)
  • Обновлено: 12/10/2017. 32k. Статистика.
  • Обзор: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка