Аннотация: Сегодняшний взгляд. черновой перевод главы из книги "НАШИ" Руты Ванагайтк
VII. Сегодняшний взгляд.
Интервью с историком
Саулиусом Сужедялисом - историком из Университета Пенсильвании (США) в Милсвилле
Почетный профессор, член международной комиссии по расследованию преступлений в период нацистской и советской оккупации, автор книг и публикаций о Холокосте.
Вы слышали о списке лиц возможно причастных к Холокосту, составленному по поручению правительства Исследовательским центром геноцида и сопротивления ?
Нет, я не слышал. Обязательно поинтересуюсь.
Насколько, вам известно, наши, литовцы, участвовали в Холокосте во время нацистской оккупации?
В Литве немцы, которые были непосредственно вовлечены в массовое убийство евреев, были в меньшинстве - несколько сотен (различные службы безопасности и вермахта). Местные, в основном этнические, литовцы составляли гораздо большее число: они убивали напрямую, по крайней мере несколько тысяч, и это противоречит мифу об убийцах евреев, как «маленькой горсти подонков». Так много или мало?
Историк Соломон Атамукас пытался решить этот вопрос, но, по его словам, вычислить количество преступников было затруднено, не хватало выражения определения степени виновности.
Тем не менее, следует предположить, что его вывод логически приемлем: «Во время преследования евреев, погромов, тысячи местных жителей принимали участие в процессе грабежа, загона в гетто, их охраны, дальнейшей концентрации, передвижения, транспортирования и расстрела ».
147
Кто, на ваш взгляд, были самими убийцами и почему они убивали?
Монография Кристофа Браунинга попыталась ответить на этот фундаментальный вопрос
«Обычные мужчины». Автор изучил типичный немецкий полицейский батальон в Польше. Этой частью из солдат старшего резервного возраста (около 500 человек) была убито или депортировано в лагеря смерти 83 000 евреев. По словам Браунинга, батальон участвовал в массовых убийствах в основном от повиновения командирам, а также чуствуя психологическое давление сослуживцев. Браунинг считает, что антисемитизм, ненависть к жертвам, нацистская идеология были не так важны. Повиновение бюрократическому механизму, приказам командиров и лояльность к соратникам играли главную роль в превращении в
убийц «обычных людей». Садистов, убежденных нацистов было меньшинство.
Насколько был важен антисемитизм литовцев в отношении Холокоста?
Антисемитизм в Литве после оккупации большевиков был очень важным фактором. До тех пор проявления антисемитизма были, но массового насилия на самом деле не было. Антанас Сметона не был антисемитом, и его политика была умеренной по отношению к евреям. Однако после советской оккупации в 1940 году, было убеждение, что евреи
предали Литву, потому что они встречли большевиков цветами. Считалось также, что энкависты были в основном евреями, хотя на самом деле большинство из них были русскими, хотя
конечно, были и литовцы, и евреи. Литовцы считали, что евреи не пострадали от Советов, хотя факты показывают, что советские оккупанты отняли земли и другие активы как от евреев, так и от литовцев. Вместе с литовцами в 1941 году было депортировано в июне много литовских евреев.
Какую роль играет временное правительство Литвы в Холокосте?
Не так давно был на эту тему разговор с одним крупным политиком. Он утверждал, что лояльность временного правительства к нацистам была частью стратегии поиска независимости Литвы, и мы не должны сейчас судить об этом с башни (позиции) современности и обвинять литовских лидеров того времени, которые сделали все для Литвы. Члены тогдашнего правительства сами боялись репрессий, опасаясь, что немцы их арестуют. Однако я убежден, что, если вы уже сказали, что после восстановления независимой Литвы и принятия моральной ответственности за это в своей риторике, то надо было и действовать соответственно. Решения правительства, дискриминирующий евреев закон
148
противоречил Конституции 1938 года, принятой Независимой Литвой, в которой провозглашалось, что все граждане равны. Если LLV объявило о восстановлении этой Литвы до 1940 года - значит, литовская Конституция была действительна.
Если бы это считалось иначе, в Конституцию Литовской Республики должны были быть внесены поправки, чтобы принимать евреев дискриминирующие постановления.
Мне кажется, что Временное правительство просто не поняло сущность вызвнного фашизмом геноцида, они думали, что национал-социалисты были одинаковы с немецкими патриотами, возможно, с крайними или других оттенков. И были предупреждения Литве. Ещё, в 1933 году. известная
фигура партии таутининку (народной) Валентинас Гаутис писал об опасностях, которые, когда Гитлер пришел к власти, угрожают Германии. А по оценке с башни сегодняшней мудрости ... мы ведь ценим советских сотрудников с сегодняшних позиций и осуждаем тех, кто принес в Литву Сталинское солнце. Поэтому и в этом случае должна быть последовательность.
В 1941. Временное правительство было в смятении. Конечно, немецкая армия освободила Литву от большевистского ига. Однако нацистская политика уже была очевидна из их действий в Польше и первых шагов в Литве. Гитлеровская война в Западной Европе не была разрушительной. Скажем, фюрер уважал Англию и считали ее равной Германии. Но планы Гитлера по Восточной Европе были совсем другие. Это была война на уничтожение. Люди гитлеровского окружения прошли Первую мировую войну и знали, почему она была проиграна: из-за лишений и голода. Начав новую войну в Европе, было принято решение, что немецкая армия не будет недоставать пищи ни при каких обстоятельствах - ее будет поставлять немцам Восточная Европа. Это требовало резкого сокращения числа людей, живущих там. Сперва уничтожались евреи Восточной Европы, а затем, по-видимому, были бы приняты и другие решения.
Временное правительство Литвы, при приходе немцев не справлялось с ситуацией, даже не командовало армией. На практике было безвластие. Таким образом, LLV не организовывало расстрелы еврев и не поддерживало их. Начиная с 1941 года. к концу июля немцы стали править сами Литвой, используя так называемых «советников» - настоящих коллаборационистов, а также восстановленную LLV администрацию, местную полицию.В 1941.- август, сентябрь, октябрь - самая кровопролитная страница в истории Литвы, когда за
149
очень большое количество людей были убиты в течение очень короткого времени, абсолютное большинства литовских евреев. Генерал Петрас Кубилюнас был бы сильно осужден к союзникам за то, что он сделал при нацистском правлении в Литве.
Каков опыт других европейских стран - кто-нибудь более серьезно выступал против нацистского геноцида евреев?
В Литве во время немецкой оккупации было убито 90-95 процентов евреев.
Между тем, в Дании 90 процентов евреев сбежали. В 1943. после того, как немцы отменили датский протекторат и ввели оккупационный режим, датское антинацистское Сопротивление организовало перемещение около 7 000 сограждан-евреев в Швецию, таким образом, изъяв 90 процентов евреев из числа погибших. В 1999. в Вашингтоне состоялась впечатляющая выставка плакатов из Театра Вильнюсского гетто. Выступая на открытии встречи, Том Лантос, член Палаты представителей США, происходящий из Венгрии. В молодости он пережил Холокост, но выжил благодаря известному шведскому дипломату Раулю Валленбергу. В своем выступлении Лантос назвал датчан в качестве примера для Литвы, неспособной защитить своих сограждан. Согласно Лантоса, датчане, даже спасли собак еврейских соседей, которые покинули свой дом и бежали в Швецию - после войны они вернули их хозяевам, вымытыми и причесаными.
Но очевидно, что случай Дании был исключительным, там немецкая оккупация, по сравнению, скажем, с Польшей, была, можно сказать, нежной. В Венгрии и Румынии, где массово-фашистские движения доминировали в межвоенный период, которого не было в Литве, процент евреев, переживших Холокост, значительно больше (половина евреев Румынии спаслось). Франция потеряла около четверти еврейских граждан, а из Голландии вывезено и уничтожено три четверти еврейской общины. Венгерский случай особенно поучительный.
До весны 1944 года в стране насчитывалось еще 800 000 евреев. Во время войны многие из них подвергались репрессиям и преследованиям, часть из них была убита, но венгерский лидер адмирал Миклош Хорти не соглашался на требования Берлина отдать евреев на смерть. Начало уничтожения большинства венгерских евреев связано
с марта 1944 года - немецкое вторжение в и введение прогерманского марионеточного правительства . Когда Рейх фактически получил исполнительную власть в стране, штаб Адольфа Эйхмана начала массовую депортацию венгерских евреев в лагеря смерти.
150
Я бы сказал,напрашивается вывод, что наименьшая вероятность бегства была там, где немцы ввели непосредственную оккупационную власть и включили местные административные структуры в сотрудничество. Вышеупомянутые примеры показывают, что местные сотрудники и антисемитизм населения способствовали работе берлинских планировщиков.
Какова роль католической церкви в Холокосте? В конце концов, даже в батальонах смерти были капелланы, и они отпускали грехи убийц, верно?
Католическая церковь в Литве как институт с огромным моральным авторитетом не осуждала публично еврейский геноцид. Взгляд митрополита Йозапа Йона Скквирецкаса на ситуацию был неоднозначным: например, из дневника видно, что Сквирецкас боялся событий, происходящих в Каунасе
погромов и даже пытался повлиять на ситуацию. С другой стороны, он читал и хвалил некоторые из сочинений Гитлера ... Епископ Винцентас Бризгис публично поздравлял «освободивших» Литву нацистов, но поддерживал усилия монахов, чтобы помочь евреям, которые были заключены в гетто. Некоторые священники спасали евреев и с кафедры
осуждали убийц. Однако это были отдельные случаи. В архиве сохранилось Апостольское послание для приходов, епископа Тельшяй Юстинаса Стаугайтиса в 1941 году. 10 июля в котором он призывает не мстить, не подвергать насилию и не обижать, а даже помогать им, четко имея в виду евреев. Это сильный текст.
К сожалению, насколько я знаю, это единственное документированное письмо такого типа иерарха. В сентябре 1941. Юозас Бразайтис-Амбражевичюс, глава LLV посетил Сквирецкаса и призвал священнослужителя присоединиться к публичнму заявлению, в котором говорится о отделении (отстранении) литовского народа от массовых убийств, которые уже стали массовыми. Но митрополит отказался и из этого намерения ничего не вышло.
Нас, литовцев, евреи обвиняют в том, что почитаем военных преступников, строя им памятники и называя улицы их именами. Но это правда ...
Давайте не будем говорить о главах ЛАФ и временном правительстве, но это памятники, непосредственно уничтожавшим евреев. Существует памятник Юозасу Барзде, школа Йонаса Норейки, площадь Юозаса Крикштапониса, племянника Антанаса Сметоны и памятник ему на ней.
151
Это большая проблема. Скажем, названный в честь Крикштапониса площадь в Укмерге. Да, он был партизаном, но прежде, в годы нацистской оккупации, он был определенно скомпрометирован. Однако таких случаев не так много. Весь этот шум с реабилитацией партизан произошел в начале независимости, не полностью осознавая некоторые вещи. Саюдис, эйфория независимости, всеобщая
реалибитация партизан, и здесь кто-то начинает прицепляться из-за их деятельности в годы нацистской оккупации. Каждый партизан считался героем. Это была психология автоматической реакции: все, кто был плохим для русских, хороши для нынешней Литвы. Вернувшись к независимости, отправляйться в архивы КГБ не было большого желания.
Когда архивы КГБ были захвачены и охранялись людьми Саюдиса, я однажды обратился к ним с историком Валентином Брандишаускасом.
Эти хранители встретили зло, они были подозрительны, они не понимали, что мы искали здесь. Кстати, президент В. Адамкус однажды пригласил меня и спросил, следует ли давать орден одному репрессированному партизану. Я сказал вам надо посмотреть, что делал, что делал любой другой советами репрессированный человек, которому сейчас вручают награды. На самом деле не все сопротивление было святым. Ясно, что политическое давление велико. И не только здесь, но и в изгнании. Военный преступник Антанас Импулевичюс был избран председателем литовской общины в Филадельфии - он просто сказал, что он служат в немецкой армии, и ни у кого никаких подозрений не возникало.
Как вы думаете, мы когда-нибудь посмеем открыто взглянуть на нашу историю?
А в Литве и за рубежом семь основных стереотипов все еще укоренены в умах некоторых людей:
1. Участие литовцев в массовых убийствах евреев было понятным ответом на участие евреев в уничтожении литовцев.
2. Литовские евреи хотя бы частично заслуживают своей судьбы, так как они составиляли эксплуатирующее литовцев закрытое общество во времена независимости и особенно провинились перед Литовским народом в первые советские времена, когда евреи пошли вместе с коммунистами, и не было евреев среди ссыльных.
3. Во время немецкой оккупации многие литовцы спасали евреев.
152
4. Весь геноцид евреев осуществлялся нацистами, иногда переодетых в литовскую униформу, и, возможно, им помогала горстка отбросов народа и бывших коммунистов, хотевших искупить свою вину.
5. Утверждения в западной прессе о литовских эсэсовцах являются клеветой, поскольку все мы знаем, что литовцы, в отличие от латышей и эстонцев, решительно отказались создать легион СС.
6. Обвинения против отдельных лиц, особенно отличившихся патриотической деятельностью, являются политическим маневром оккупантов на основе фальсифицированных документов КГБ.
7. Западные СМИ контролируются евреями, которые полностью сосредоточены на геноциде , игнорируя более широкомасштабные коммунистические преступления.
Пока господствуют эти стереотипы основаные частично на исторических фактах, будет трудно оценить трезво самую кровавую страницу литовской истории . Мы все еще находимся в оборонительной позиции. Будучи в неадекватной позиции в этой ситуации, мы часто переходим в контратаку: а что вы делали? Я всегда думал, что если бы вы смогли критически оценить себя, тогда другие не могли бы обвинить вас, словно бы были обезоружены.
Придет время, когда все равно мы все будем должны открытыто сказать себе, что такова была наша история и что в ней было плохого.