Аннотация: Философ Витаутас Раджвилас: «Стоим на краю пропасти»
Философ Витаутас Раджвилас: «Стоим на краю пропасти»
Indrė Vainalavičiūtė 2016-06-09 Раджвилас не удивляется скандалам со взяточничеством политических партий.
«В течение трех десятилетий мы кричали в беспомощности и в отчаянии, думая о том, что мешает нам вставать и вставать снова. Мы стоим на краю пропасти, если исчезнем как нация, все став тенями и пылью «- сказал философ Витаутас Раджвилас Radžvilas в Академии наук при обсуждении» Литва накануне выборов: будет ли блистать луч надежды Саюдиса?».
По его словам, пришло время перестать спекулировать на болях нынешней Литвы, чувствах людей и играть в дешевые политические игры, а попытаться снова стать сообществом. - Какова сила общества в Литве сегодня в Литве? - Литву по-прежнему спасает часть соотечественников, которые, чувствуя, что мы рассыпаемся как нация, и слабеем как государство, тем не менее все еще живем в Литве и разбегаемся из нее в поисках лучшей жизни.
Только настойчивость этих людей по-прежнему поддерживает Литву. - Неужели мы все еще чувствуем дух Саюдиса в Литве сегодня? - Необходимо четко и открыто заявить, что проект Литовского движения не только не был реализован, но и превратился в свою карикатуру. Можно спорить о хорошей или плохой современной Литве, но в серьезной политической науке с XVII века. имеет один объективный и незыблемый критерий оценки состояния государства - демографическую ситуацию.
Жестокая, даже страшная истина заключается в том, что мы самая быстро исчезающая нация в Европе, и это снижение не имеет прецедента в истории Литвы, когда речь идет о мирном времени. Демографический спад означает физическую депопуляцию нации. Любая попытка заставить замолчать эту проблему, смягчить или рационализировать эту ситуацию, является, откровенно говоря, безнравственной и преступной. Это точно так же, как с самой сложной формой рака, чтобы сказать себе, что это всего лишь легкое недомогание. Пока эта проблема не решена, мы ищем легкие решения, которые на удивление напоминают те предложения, которые звучали в советские времена.
- Каковы ваши сравнения для ассоциаций с советским периодом? - Что вы подразумеваете под так называемой нехваткой рабочей силы, компенсируемой массовой иммиграцией? Ни один здравомыслящий человек не возражает против того, что литовцы поедут жить и работать в другом месте, и в Литву прибудет определенное количество людей. В той мере, в какой это можно интегрировать.
Но естественная миграция людей такого рода из искусственно индуцированных процессов, которые напоминают массовые движения народов, которые уже имели место в истории, должна быть строго ориентирована. Именно эти движения народов происходили в советское время и таким образом радикально изменили демографическое и национальное обличье многих советских республик. Что означает конфликт между двумя общинами - латышами и колонистами, вызванными этой страной, сегодня означает в Латвии?
После этого конфликта основной вопрос заключается в том, кем является государство и кем является его хозяин. Следовательно, имея такой ужасный советский опыт, давайте не будем забывать, что во многих местах такие конфликты были кровавыми и стоили много жизней, мы играем в хорошо известную игру, прекрасно понимая, что от нее ничего хорошего не будет. В этом случае ситуация еще хуже, надо быть полностью неграмотным, чтобы не понимать, что в Советском Союзе, эта проблема была менее тяжелой по той простой причине, что эти поселенцы, переехавшие в так называемые национальные республик, однако, не были так культурно отчуждены.
Мы прекрасно знаем, что люди могут ассимилироваться и интегрироваться, но нации никогда не ассимилируются. На практике это означает, что этот тип массовой миграции неизбежно создает отдельные и взаимоисключающие национальные сообщества, среди которых рано или поздно конфликт начнется с точки зрения права быть владельцами государства. Можно сказать, что достигнут пик политической, социальной и культурной близорукости. С подобными угрозами сражался и пытались их победить Саюдис. Сегодня, к сожалению, цинично и недальновидно наступаем на те же грабли.
Вы публично упоминали, что сегодня Литва стоит на краю пропасти - кому кому выгодно не видеть, что почва под ногами уже рушится? - Ответ более чем очевидный. Человек может вести себя только ответственно, если он воспринимает и несет ответственность за свое политическое сообщество или нацию, если он думает о том, что он оставит за собой.
В этом случае человек думает только о своей жизни здесь и сейчас или о своих личных преимуществах. Сегодня в Литве есть люди, которые из-за своего личного благополучия совершенно безразличны к тем, кто привел нас к краю пропасти и может туда бросить . Их философия очень проста: зачем делится накопленной добавленной стоимостью со своим соотечественником и платить им хотя бы несколько более приличную зарплату, если на место их соотечественника может быть еще дешевле, нанять неизвестно откуда прибывших рабочих.
Многие из так называемых литовских предпринимателей мышлением ничем не отличается от директоров крупных заводов советской эпохи , которые сами или их представители искали на просторах СССР рабочую силу, чтобы заманить в Литву, которая во многих случаях были простыми неквалифицироваными рабочими.
Точно так же сегодня нравится повторять, что «мы пригласим специалистов действительно высокого уровня, которые поднимут экономику страны». Так же, как и в советские времена, слесари 2-3 категорий ехали в Литву, и было даже шесть категорий, поэтому в основном это были неквалифицированные люди.
В равной степени сегодняшняя якобы квалифицированная рабочая сила, по-видимому, является водителями, сантехниками, слесарями и т. Д. Другими словами, это люди, которые выполняют важную и полезную работу сами по себе, но мы согласны, что они не могут совершить какой-либо переворот в Литве.
- У нас есть хотя бы небольшая возможность изменить эту ситуацию?
- Наше общество должно думать и должна появиться критическая масса или ядро людей, что было движение времени, в котором четко и охотно говорят: Это суицидальные самообман пора остановиться, потому что, если диагноз заболевания, то это будет первым шагом в лечении его. Или вы можете следовать так называемой «истории успеха», что подтверждается заявлением о том, что «Литва никогда не была так безопасна и процветала в своей истории государственности, как сейчас». Этот создаваемый образ страны с реальностью не имеет ничего общего.
Это интеллектуальное, моральное и, в конечном счете, национальное и политическое самоубийство. Или мы признаем в какое положение попали, , или в будем в ожидании тихой агонии, что в какой-то степени имело место в советское время, но теперь это гораздо более опасно, потому что большой частью общества это воспринимается все труднее и гораздо резче.
Следует четко понимать, что, хотя мы жили за железным занавесом, и это само по себе зло, а не не было никакого удовольствия, но это железный занавес после первого массового уничтожения как парадоксальным образом, тюрьма была своего рода резерв, который защищал от физической утраты, не разрешал банально разбежаться.
Сегодня мы не хотим признать, что нация могут быть уничтожена без какого-либо физического убийства, депортации и т.д., но самоубийственной экономической социальной политикой, она может незаметно таять, как снег весной.
Затем выясняется, что нет организаторов, исполнителей или лиц, ответственных за это уничтожение. Сегодня, в Литве, считается, что массовая эмиграция столь же неизбежна, как восход и заход солнца. Никто не хочет признавать, что многие страны, включая наших соседей эстонцев, не обладают такими огромными богатствами и социальными различиями и имеют гораздо более ответственную политику, и их положение намного лучше, чем наше.
- Недавний скандал с взяточничеством, который, как считается, имеет негативные последствия в преддверии выборов, недавно ударил по политике Литвы. Как вы относитесь к этому скандалу либерального движения?
- Если вы говорите о либералах, я должен сказать, что мы всегда знали, что рано или поздно это произойдет, потому что нет никакого рационального аргумента полагать, что гнилая политическая система может быть действительно чистой политической силой.
В конце концов, суть системы заключается в том, что она механически отстраняет людей, которые не хотят играть по ее правилам. Поэтому образ либерального прогресса и чистоты также был мастерски создан и поддержан, но на самом деле он не основывался на реальности, поэтому он был обречен на провал.
Эта история никоим образом не изменила моего отношения к политической системе Литвы - нам не удалось создать по крайней мере относительно демократичную, прозрачную, чистую, беспартийную политическую систему. За вывесками партий есть группы интересов, в которых власти имеют политический ресурс и инструмент для реализации своих узких экономических интересов.
На самом деле, у нас есть партийная система, политическая жизнь, которая является полем борьбы интересов группировок, а политических партий, которые должны думать о национальнм государстве и интересах Литвы, если говорить прямо не появились с времен движения Саюдис.
- Прокуроры говорят, что список коррумпированных политиков еще не полностью раскрыт. Есть ли у тех партий, чьи представители способны поддерживать чистую репутацию, больше шансов на выборах?
- Ничто не будет существенно, эти немногие либералы потеряют процент голосов в фундаментальных изменениях. Опросы показывают, что либералы потеряли около 10 процентов доверия избирателей, поэтому, возможно, эти избиратели не пойдут на выборы. Число людей, принимающих участие в выборах, будет еще больше уменьшаться, но эти проценты будут разделяться и другими партиями.
Трагедия всей ситуации заключается в том, что победителей нет, но все проигрывают. Избиратели тоже. Необходимо четко понимать, что такое коррупция. В абстрактной форме это своего рода незаконная деятельность, в которой совершаются грязные сделки, но это также самый глубокий провал государственных основ.
За кажущимися невинными коррупционными сделками происходит непреднамеренное ограбление сограждан своей страны. Это многомиллионные контракты, когда государство теряет огромные суммы за счет государственных закупок. Это означает, что финансирование социальной и культурной сферы снижается, у нас нет нормальной медицинской помощи, у университетов нет денег и т. Д.
Здесь начинается наиболее жестокое ограбление и, конечно же, в таком состоянии своих граждан, естественно, начинает напоминать вид своеобразной криминальной зоны. Вот почему доступны только два сценария. Если не было никакого способа избежать, как сейчас из Литвы, то давно все это превратилось бы в довольно кровавую революцию.
Поскольку потенциал революции рассеивается определенным образом во время эмиграции, это тихое загнивание, который рано или поздно кончится полным коллапсом. Если не будут приняты самые решительные меры, чтобы спасти страну, уже после 2020 года, когда Литва не будет получать денежные крохи ЕС, все экономические и социальные проблемы, обнажатся в беспрецедентном масштабе, и это будет означать крах государства.
Форма этого краха - открытый вопрос. Неконтролируемая эмиграция может начаться, и выпускники уже выбегают из страны, что указывает на то, что беглецы из Литвы становятся моложе. Так что не может быть ничего более трагичного, чем это.