Шкловский Лев: другие произведения.

Евреи в Мемельском крае. (Клайпедском)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шкловский Лев (lschkl@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2019. 42k. Статистика.
  • Статья: Германия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

       Евреи в Мемельском крае. (Клайпедском)
      
      
      
      1 история
       1.1 История 1914-1945 гг.
       2 воспоминания
       3 «Арианизации» с 1939 г.
       4 Заявление Рейнхольда фон Саукена
       5 евреев в Мемеле
       5.1 Образование и религия
       5.2 Повседневная жизнь
       5.3 Новый Бет Хамидраш
       5.4 Молодежные организации и хачшара в Мемеле
       6 газетных статей от парохода Memel
       7 еврейских жителей Мемельланда
       8 случайных находок
       9 источников
       10 веб-ссылок
      
      
      история
      
      «В начале XIX века число евреев в Мемеле было очень небольшим». В 1809 году было два защитных еврея: Арон Моисей (Берлинское письмо о защите от 16 октября 1777 года) и Симон Бенджамин (Берлин, 22 октября 1795 года), а также концессионеры. с 1790 года вдова шеф-повара Якоб Вульф и мясник Мозес Лейзер и пятый (Кенигсберг 24 июля 1809 года) концессионер Каллман Хаим из Русе, Георгенбург. За 1814 год было только 1 рождение, 2 свадьбы (одна после за границей) и 2 смерти, но только 2 рождения в 1815 году - почти все в семье Бэр-Кан. В 1818 году в кругах жило 35 евреев. 1831: 49. Тогда число евреев в трех соотечественниках польское и русские-литовские и немецкие евреи, у каждого из которых был свой дом поклонения, и в мае 1858 года правительство объединило еврейских жителей в городе и округе в объединение синагог и подтвердило, что На совещании докладчиков в совете избираются купцы С. Силиг, С. Маркузе и доктор мед. J.Laaser; 1863 принадлежал совету доктора Лаасер, Мейер Леви, Дж. Либерталь. Окончательный устав общины был утвержден 9 мая 1862 года; оно насчитывало 1867: 887 человек, 1875: 1040, 1880: 1214 человек, однако затем уменьшилось вследствие высылки. Первым проповедником был Перес Штадтхаген, который умер 22 июля 1865 года; за ним последовали раввины д-р. Доктора Дж. Руэльфа до 1 апреля 1898 г. (куда он переехал в Бонн), с 1872 г. также редактор «Мем пароход», часто литературный, доктор мед. Эммануил Карлебах до 1904 года, д-р. Исаак Стейн, умерший в 1916 году от болезни, возникшей в результате волнения и напряжения в бегстве от русских ».
      
      «С самых ранних времен церкви д-р Руэль рассказывает, что из-за того, что в Мемеле не было сапожника, мясо убитого скота из соседних русских городов пришлось переправлять через границу контрабандой, и что тело богатого, богатого еврейского торговца лесом из России, Для того, чтобы быть похороненным, пересекая границу таким образом, чтобы мертвец был одет и сидел вертикально, с горящей трубой во рту, в закрытой карете, два человека, поддерживая его, сели рядом с ним, и так далее Прибыл транспорт, которому не препятствовал пограничный кордон (д-р Рюльф, об истории евреев в Мемеле, в Первом докладе Израильской религиозной школы, 1900, стр. 9, 10) "
      Источники: [1], [2]
      
      
      
      История с 1914-1945
      
      Рут Лейзеровиц пишет в статье о евреях в Восточной Пруссии:
      
      «... Когда началась Первая мировая война, многие евреи вызвались добровольцами в армию и на фронт, чувствуя, что они хорошие немцы и хотят сражаться на равных.
      
      Но здесь, на границе, жители пережили войну как горькую реальность. Им пришлось бежать от русских войск, которые проникли в глубины Восточной Пруссии и подожгли целые города. В Эйдтухнене многие купцы потеряли все свое имущество. Многие не вернулись из эвакуации и обосновались в Рейхсиннерене. В некоторых городах, таких как Гердауэн, только две еврейские семьи вернулись после войны. Конец Первой мировой войны и Версальский договор принесли тяжелые экономические последствия для Восточной Пруссии. Новая островная ситуация в Восточной Пруссии привела к усилению изоляции и развитию эмиграции. Переустроенная граница на Немане и разделение северной части области затруднили торговлю и коммерцию. Большой соседний город Данциг был также разделен экономически и политически. Империя могла быть достигнута только через Польский Коридор, а затем через «Морскую Службу Восточной Пруссии». Значительные потери были нанесены в экономическом плане, поскольку традиционный внешнеторговый бизнес, который вел с Россией до начала Первой мировой войны, не мог быть продолжен экономически слабым новым соседом Литвой. Это сколько трансграничной торговли рухнуло. По этим и не только общим экономическим причинам межвоенного периода и сопутствующим инфляции сила еврейских общин в Восточной Пруссии и особенно в Кенигсберге снизилась. В 1925 году в общину входило 4049 евреев, что составляло 1,4% городского населения. Только через три года число евреев уже сократилось до 3800 человек.
      
      В самом Мемеле процветала торговля. Город, теперь называемый Клайпедой, пережил бум во времена Литвы. Поэтому неудивительно, что многие еврейские торговцы переехали из сельской местности в город, чтобы построить здесь бизнес. 20% предприятий и 25% предприятий Memelland принадлежали еврейским гражданам. В стране Мемеля помимо немецких евреев проживало также много литовцев, которые были привлечены после подключения территории прямо из Каунаса. Правительство Литвы способствовало заселению евреев в городе, надеясь создать противовес немецкому влиянию. Таким образом, в Мемель межвоенного периода, наряду с немецко-еврейской, явно существовала восточно-еврейская среда. Родственники последних не всегда знали, что их предки также пересекли границу всего несколько поколений назад.
      
      С 1933 года новые негативные переживания были добавлены к предыдущим довольно положительным переживаниям. В Германии началось исключение евреев. В период с 1933 по 1939 годы из Восточной Пруссии эмигрировало много евреев, в том числе 3000 кенигсбергских граждан. Они нашли убежище в Палестине, Южной Африке, Южной Америке и Шанхае. Пересечение границы и с ними внезапное изменение перспективы жизненного пути дало им новый опыт. Оглядываясь назад, можно сказать, что пребывание в прусской провинции для многих семей было всего лишь от 50 до 70 лет транзита, более или менее как «немецкий эпизод». Другие все еще не хотели покидать Германию. В конце концов, их семьи живут в Германии более 300 лет.
      
      Многие евреи, которые жили в деревнях или небольших городах, бежали от растущей угрозы и исключения в анонимность города. Те, кто приезжал из деревни, часто ездили в Кенигсберг, а те, кто жил в городе, искали убежище в Берлине. Когда весной 1939 года ультиматум Гитлера был вновь присоединен к немецкому рейху к земле Германа, многие еврейские жители бежали в соседнюю Литву. Часто они находили убежище у дальних родственников или ходили в места, откуда пришли их предки. Оттуда больше не было возможности сбежать. Einsatzgruppe A убило большинство литовских евреев летом 1941 года, а вместе с ними и еврейские беженцы из Восточной Пруссии. Тем не менее, точные документы не могут быть найдены. В конце августа 1941 года в Восточной Пруссии все еще проживало около 2000 евреев. В июне 1942 года здесь начались депортации, которые дошли до Терезиенштадта, Освенцима и Минска и о которых существует лишь несколько документов. ... "[3]
      
      
      На веб-странице «Евреи в Восточной Пруссии» [4] можно прочитать следующий отчет о времени:
      
      Хайдекруг 1941-1943
      
      «В конце июня 1941 года или в июле члены 20-го Рейтерстандарта СС, СС-Рейтерстурм 2/20 и генерала СС Штурмбанн II / 105 под руководством СС-унтершарфюрера Вернера Шой из Гейдекруга депортировали евреев из Свексны, Вейвирзения, Кведарны, Лаукова, Науместис, Вайнутас и другие места в различных трудовых лагерях в округе Хейдекруг (...) Евреи, которые не могли работать, были позже застрелены, причем лагеря состояли из Пиктика, Майшлаукена, Мацштубберна, Беверна, Шилльвена и Версменингена.
      
      В городе Хайдекруг был лагерь на Янштрассе и еще один на заднем дворе мэра, который впоследствии был перенесен в рыночный зал. Лагерь Янштрассе находился недалеко от Шише (небольшой реки) и вороньего леса и состоял из более крупных казарм, в которых ранее размещались французские военнопленные.
      
      Лагерь на заднем дворе мэрии также состоял из казармы. Здесь размещались евреи, нанятые городской администрацией. Они использовались для работы на спортивной площадке, в городском садоводстве, в городской усадьбе Хайдекруг-Мацкен и для уборки улиц и парков. Позже евреи, работавшие в городской администрации, были переведены в рыночный зал.
      
      Большинство еврейских принудительных работников работали на различных строительных площадках за пределами города Хейдекруг.
      
      В Рамуттене летом 1941 года около 20-30 евреев были использованы для дренажных работ. 40-60 евреев были наняты в селе Пиктикатен и в Пасцизене на дорожно-строительные работы Большая часть евреев должна была жалить торф в разных местах.
      
      Евреи из лагеря Версменингкен также работали на строительстве дорог, им также пришлось срезать гравий и погрузить. В Мацтубберне и Улосе (юг Коадьютхена) около 100 еврейских принудительных работников были использованы для строительства дренажного канала. Зимой им приходилось убирать снег с проселочных дорог и выгружать грузы на железнодорожной станции Стонишкен. Шеф-поваром и фельдшером в этом лагере был Юлий Смолянкси, который ранее владел обувным магазином саламандра в Хейдекруге.
      
      Летом 1943 года эти незаконные трудовые лагеря были распущены, и заключенные были депортированы в Освенцим-Биркенау. Затем последовала еще одна лагерная одиссея. Только немногие выжили.
      
      В Яд Вашем есть пять свидетельств выживших. Доклад Герсона Янга доступен по следующей ссылке: [5]
      
      В 1964 году эти преступления были переданы в окружной суд Ауриха, в 1965 году - в Федеральный суд. Обвиняемые Вернер Шеу и Карл Струве были приговорены к пожизненному заключению.
      
      В рукописном разделе Библиотеки Вильнюсской академии находятся документы с начального этапа лагеря, в котором вы. а. Справочники задержанных и охранников включены. Эти документы требуют проработки. (Некоторые лагеря были перечислены несколько раз, в других есть исключения, которые необходимо расшифровать, а также были перечислены частично неподходящие заключенные.) ... "[4]
      
      
      добавление к нему:
      Д-р Вернер Шой, внук владельца поместья Уго Шой на Адлиг Хейдекруг, жил после войны на острове Боркум, где он проживает. а. Детский санаторий возглавлял и был врачом.
      Шой был приговорен в 1961 и 1964 годах в двух судах присяжных к 6 и 10 годам тюремного заключения соответственно.
      Пятое уголовное отделение Федерального верховного суда отменило приговор оба раза и в конечном итоге в августе 1965 года приговорило к пожизненному тюремному заключению за застенчивость.
      
       Для этой цели и для обработки нацистского периода в немецкой судебной системе используются следующие веб-ссылки:
      
       http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-46274210.html
       http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-40350042.html
      
      мемуары
      
      Израиль Бер, Визенштрассе 8, Мемель
      
       «Обучение в старших классах прошло гладко, у меня был хороший уровень успеваемости, и отношения учителей с еврейскими учениками были лояльными».
       «В Мемеле также был спортивный клуб« Бар Кочба ». Клуб принадлежал ассоциации« Маккаби », где много занятий спортом, конечно же, настольный теннис, легкая атлетика два раза в неделю на стадионе, футбол, гимнастика раз в неделю, в зале, душой организации был Бенно. Кац, друг нашей семьи, семья Кац эмигрировала в Канаду, где Бенно все еще живет, насколько мне известно, чемпионом Литвы по настольному теннису был Джефим Хаим Душкес, племянник нашего друга семьи Крокина, который жил в Каунасе, пока в Мемеле Было бы лучше сказать, что, несмотря на колоссальную разницу между нами, он согласился поиграть со мной, и я получил от него много полезных советов ».
       «Во второй половине 30-х годов не было никаких контактов между немецкими спортивными клубами и« Бар Кохба ». Обычно мы проводили соревнования с литовским спортивным клубом KSS, спортивным клубом литовского полка».
      
      «В 1936 или 1937 году знаменитый« Тель-Авивский »театр« Хабима »приехал в Мемель с приглашенной иммигрантами из России и учениками известного режиссера Станиславского, исполнив две пьесы:« Короткая пятница »по рассказу Ч. Бялик и классическая еврейская драма «Дибук». Родители привели меня на вечерние спектакли, которые были очень впечатляющими, я не помню, на каком языке исполнялись песни. Я думаю на иврите, потому что актеры не Я не понимал немецкий и русский, но я мог говорить на иврите, но, к сожалению, я почти забыл язык, и в Мемеле я долго говорил об этих выступлениях ».
       «Полагаю, я не очень понимал грядущую национальную катастрофу до 1934 года. Как единственный еврейский ученик начальной школы, я не испытывал давления». Когда изучали рождественские колядки, я всегда присутствовал в классе, но никто не призывал меня подпевать Несмотря на то, что у нас были дружеские отношения со многими немецкими мальчиками, влияние нацистской Германии было уже ощутимо в 1934 году. Все больше и больше беженцев из Германии приезжали в Мемель. Это, конечно, было не лучшим решением, потому что даже тогда можно было бы предположить, что Мемель вскоре будет оккупирован немцами, и большинство из них бежали в Мемель, потому что у них там были родственники, среди которых был мой друг Эрих Джаффе ".
       «Ситуация стала очень пугающей в 1938 году. Когда мои родители и их друзья были вместе, всегда говорили о том, чтобы не покинуть город, это был сложный вопрос, куда идти, как начать новый бизнес в Литве сложный, а также нет абсолютно безопасной будущей перспективы ".
       «Я помню: 3 октября 1938 года я шел по Либауэрштрассе со шляпой старшеклассника, ко мне подошел пожилой ученик нашей старшей школы, сорвал с меня шапку, раздавил ее и закричал:« Это позор, что одноклассник, Еврей носит фуражку нашей гимназии. Он угрожал мне кулаками, чтобы я никогда не надевал фуражку. Прохожие только улыбались. Утром 1 ноября 1938 года, когда мы пришли в гимназию, все были в восторге. Нам разрешили гулять, но мы, восемь еврейских парней, присоединились к нам и побежали, как и все остальные, к стадиону. Учитель, видимо, не заметил нас, и мы остались позади Дорога проходила через рыбацкую деревню (Бомельсвит), где они признавали нас евреями, бросали в нас камни и кричали: «Евреи вышли!». Мы ходили в школу только на две недели ".
       «1 ноября 1938 года восемь старшеклассников из нашего класса посещали среднюю школу ... Герман Берловиц пережил гетто и теперь живет в Тель-Авиве. Мы снова встретились в 1996 году. Хирш Гродберг был эвакуирован, а затем жил в Вильнюсе в 1980-х годах. Он эмигрировал в Германию ... Он умер в Зоесте в 1995 году. Арон Гуревич умер в Холокосте в Паланге в 1941 году. Дон Гордон был эвакуирован во время войны, а затем жил в Ленинграде и Карелии, к сожалению, я не смог найти его снова Были также: Лео Элияш (я не знаю его судьбу) и Макс Дондес (также его судьба мне неизвестна) и Зигмунд Голдин, я слышал, что он якобы жил в Африке (Родезия), которая мне неизвестна Ученики Оберпримы сдали Abitur и выпускной экзамен 15 марта 1939 года. Среди них был мой старший друг Аби Спитц, которому удалось уехать в США. Он стал пилотом Сил ВВС США и выступил против Кригсе. руки убиты. В классе нас игнорировали и во время перерывов плевали, тыкали и запрещали нам маленьких малышек, которые были на четыре-пять лет моложе. Начальник якобы никогда ничего не замечал, но когда один из нас захотел защитить себя, учитель возмутился и проклял нас: «Тебе не стыдно бить маленького?» Но он не упомянул слово «Иуда» ... Ситуация стала невыносимой, и в середине ноября 1938 года все еврейские ученики, за исключением выпускников средней школы, покинули гимназию.
      
      Источник: [5]
      
      «Арианизации» с 1939 г.
      
      В адресных книгах города Мемель в 1942 году обнаружены подозрительные записи, такие как Deutsche Allgemeine Treuhand-G.m.b.H, а также муниципалитет Мемель среди владельцев. Взгляд на владельцев в 1935 году показывает, что евреи часто были бывшими владельцами, чья собственность была захвачена рейхом или городом после воссоединения с Германией в 1939 году (арианизация). Пример Фридрихсмаркт.
      
      Также: «Фонд Эриха Коха»: Восточно-прусский гауляйтер Кох внес в ходе «арианизации» все активы евреев в Восточной Пруссии в этот фонд, контролируемый исключительно его государственным холдингом. В Мемеле было несколько хозяйственных комплексов, в том числе текстильная фабрика (вероятно Инх. Файнберг), со всеми принадлежностями, в том числе пляжная вилла в Сандкруге. Подробнее ... Источник: [6]
      
      
      Заявление Рейнхольда фон Саукена
      
      Рейнхольд фон Заукен занимал должность генерального консула Германии в Мемеле. 1949 перед главной апелляционной палатой в Мюнхене:
      
      «... Но я также хотел бы отметить, что весь немецкий народ, который сейчас хочет заняться денацификацией, не смог отменить преследование евреев 9 ноября 1938 года, хотя мое влияние на Мемелланде в то же время и по отношению к Ни один из евреев даже не согнул волосы, даже когда модель в соседней Германии предложила имитировать стимул, скорее все они занимались своими делами в тишине и покое, и у них было всего несколько человек. Любое возражение о том, что литовская государственная власть, в частности, защищала евреев, неверно, поскольку эта государственная власть фактически прекратила свое существование весной 1938 года после литовско-польской напряженности, а не в июле / августе 1938 года. в очередной раз свое население против нападок гитлеровской молодежи в Мемеле он мог защитить гавань. ... Наконец, я могу указать на одно: вряд ли можно сомневаться в том, что центром всех упреков, которые приходится делать в отношении национал-социализма, является трактовка еврейского вопроса. Все мои немецкие соотечественники на территории старого рейха, и если они заплатят своим противостоянием Гитлеру с концентрационным лагерем или даже более высокими жертвами, не могли помочь евреям. С другой стороны, тот факт, что в Мемелланде, до тех пор, пока под моим влиянием было что-то, евреи были защищены даже далеко за пределами критической даты ноября 1938 года. Поэтому это особая ситуация, в которой я все еще несу ответственность при таких обстоятельствах. И если сегодня я кланяюсь законам чистки и их положениям, я делаю это потому, что в конечном итоге за ними стоит власть моего народа. Тем не менее, я прошу оправдательный приговор, в котором говорится, что основное содержание этого закона не затрагивает меня.
      
      
      Евреи в Мемеле
      
      Редактор: Хольгер Шимкус
      
      Евреи были уже в 15 веке в Мемеле. Первый документ о еврейском присутствии в городе датируется 1567 годом. 20 апреля 1567 года под влиянием священников граф Альбрехт издал приказ, согласно которому все евреи должны были покинуть Мемель в течение 21 дня. Так должно продолжаться в течение следующих 76 лет. Евреям было запрещено жить в Мемеле или даже оставаться там на ночь. Лишь в 1643 году, когда в городе развились движение и торговля, еврейским купцам разрешили остаться в городе. Они приезжали в город по пятницам, и особенно в короткие зимние дни им было разрешено оставаться в субботу, но в воскресенье им пришлось снова покинуть Мемель. В те дни было издано правило 1613 года, согласно которому гражданину или купцу Мемелу было запрещено иметь открытые или скрытые контакты с евреями, поскольку иудаизм противостоял христианству и не принимался всерьез.
      В 1662 году избиратель Бранденбурга Фридрих Вильгельм предоставил привилегии нескольким евреям. Он хотел расширить торговлю с Memel. Эти привилегии включали разрешение на поселение в городе.
      Одним из них был голландский еврей по имени Моше Якобсон де Йонге (Младший), гений в торговле. Он поселился в Мемеле в 1664 году. (Литература об этом: привилегия Churfürstliches от 15 декабря 1674 года, согласно которой Мойсес Якобсон может жить и торговать в Мемеле.) Он развил торговлю древесиной, мехами и особенно солью, организовал судоходные компании и основал ремонтную мастерскую и Строительство кораблей. Ему было дано разрешение нанимать еврейских рабочих, среди которых мясник и еврейский учитель для его детей. Ему также разрешили установить молитвенную комнату в его доме.
      После нескольких лет успешной деятельности Моше Якобсон потерял все свое состояние в результате слишком большого количества спекуляций с солью и был вынужден вернуться в Голландию со всеми своими сотрудниками.
      Евреям был запрещен доступ в Мемель еще много лет, и им даже не разрешили продавать товары там. Этот запрет был публично объявлен один раз в год, и к 1670 году эти официальные уведомления были размещены на муниципальных зданиях. Только во время ежегодной ярмарки еврейским купцам разрешили импортировать товары из Литвы и России, такие как сельскохозяйственная продукция и дорогие меха, а также покупать немецкие товары. Ярмарка проходила летом и длилась 14 дней. Среди покупателей были богатые польские фермеры и бароны Курляндии. Во время Крымской войны, когда Россия была закрыта со всех сторон, кроме границы с Пруссией, 14 248 евреев были зарегистрированы на мессе 1854 года. Особым товаром русских купцов были книги на иврите, которые продавались во время ярмарок. Включая «Талмуд» и раввинскую литературу, если они были напечатаны в Германии или пришли из частных библиотек немецких евреев, которые в них больше не нуждаются.
      Рынок книг на иврите развивался благодаря нескольким еврейским типографиям в России и трудностям, вызванным цензурой. В 1720 году Й.М. Фридлендер получил разрешение продавать книги на иврите на ярмарке. Через некоторое время еврейский издатель из Берлина Авраам Гольдберг открыл на ярмарке книжный магазин. С появлением раввинских семинарий в Германии возрос спрос на религиозные книги и прекратилась торговля книгами в Мемеле. После польского восстания 1863 года и строительства железной дороги до Мемеля торговля утратила свое значение.
      Система привилегий для «защищенных» евреев (защита евреев) была широко распространена даже во времена либерального короля Фридриха Великого (1740-1798).
      В 1777 году, когда еврейский философ Моисей Мендельсон посетил Мемель для деловой сделки, он остался в Кенигсберге, потому что ему не разрешили остаться на ночь в Мемеле. Только в начале 19-го века либеральное законодательство Штайн-Харденберга привело к снятию строгих ограничений. Ограничения, направленные против евреев со времен Средневековья. Тем не менее, прошло несколько десятилетий, прежде чем прусские евреи поселились в Мемеле, в последнем уголке королевства, и установили нормальное сосуществование вдали от основных артерий. Мемель
      Русские евреи, которые хотели приехать в Мемель по своим делам, не могли этого сделать из-за нехватки молитвенных домов и других религиозных учреждений. Использование существующих объектов разрешалось только евреям с прусским гражданством. Со временем все больше и больше российских лесопромышленников приезжали в Мемель перед выходными и оставались там до января. Они приехали на машине и даже на повозке и на лошадях по городу с поварами и мясниками. Они также привозили птицу, а мясо, овец и крупный рогатый скот контрабандой доставлялись из близлежащих городов Литвы в Мемель. Бер Коэн со своими тремя сыновьями Йосефом, Аароном и Шмуэлем были первой еврейской семьей, получившей натурализацию для Мемеля. Они привезли бойцу Йосель Вальд в свою новую резиденцию. Все они родом из литовского города Тавриг (Таураге). Несколько лет спустя г-н Вальд передал свои обязанности своему зятю Иешаю Вольгемуту, который через некоторое время стал раввином. Позже сыновья Йоселя Вальда стали важными торговцами мукой и лесом.
      
      Раввин Йешая Вольгемут
      
       Вольгемут, Jessaja, родился 10.6.1820 в Курузово (Нойштадт-Ширвиндт), Россия-Польша, недалеко от восточно-прусской границы, +31.12.1898 в Гамбурге. Он был одноклассником Израиля Салантера у своего отца Моисея Салантера. В 1838 году Вольгемут был рукоположен в возрасте 18 лет, и в том же году его назначили раввином в Мемеле, где он проработал 44 года. Его гражданская юрисдикция добровольно утверждается евреями (и, как говорится, не евреями). Он основал местную талмудическую ассоциацию и проводит иешиву, которую посещают русские евреи. [7]
      
      В 1855 году в Мемеле было 289 евреев, а к 1867 году их число даже увеличилось до 887. В 1856 году 11 еврейских детей (9 мальчиков и 2 девочки) родились и один умер в Мемеле.
      В 1857 году родилось 16 детей (7 мальчиков и 9 девочек), 3 из них умерли.
      До того, как еврейское кладбище было основано в Мемеле, евреи, которые умерли в Мемеле, пришли от своих родственников в один из городов в Пруссии и похоронили их там. Если и это связано с большими трудностями даже в одном из городов Литвы.
      
      История гласит, что еврейский торговец, который внезапно умер в Мемеле, был переведен в Литву для похорон в плаще и с трубкой во рту, сидя на телеге с сопровождающими лицами с обеих сторон.
      
      В 1858 году прусское правительство потребовало объединения русской и немецкой общин в Мемеле. Согласно прусскому закону от 23 июля 1847 года, евреям была предоставлена ​​автономия. Все евреи принадлежали к общине и должны были платить налоги. Основой был доход, который облагался налогом до определенного процента. В некоторых случаях налоги собирала полиция. Те, кто не платил подоходный налог, также были освобождены от уплаты налога сообществу. Сообщество возглавлялось собранием представителей 16 человек, избранных на 6 лет. Собрание избрало общественный комитет из 3-5 человек из числа его членов, который должен был поддерживать связь с общественными делами администрации и правительства Германии. Сообщество было официально одобрено 9 мая 1862 года, как и правила Chewra Kaddisha. Но на самом деле два разных сообщества все еще существовали. Русские евреи и евреи в Германии, и у каждого из них свои религиозные и образовательные проблемы. Членами первого заседания комитета были д-р Лазар, С. Глейзер и Меир Леви, а позже были добавлены Кон Мориц и Юлий Абельман. До 1900 года доктор Лазарь Юлий Хирш, д-р Принц, Дж. Левенталь, С. Борхардт и Леопольд Александр Председатель комитета.
      В 1875 году в Мемеле проживало 1040 евреев.
      Отношения между евреями в Мемеле и их соседями-христианами обычно были нормальными. Тем не менее евреи не работали в муниципальных и коммерческих учреждениях. Из-за того, что антисемиты не могли бороться против прусских евреев, которые имели такие же права, они планировали против евреев, не имеющих прусского гражданства, и изгнали их из города в 1880 году. Число исключенных людей увеличивалось из года в год до 1885 года, когда правительство издало распоряжение о том, что все иностранные граждане должны покинуть Мемель в короткие сроки до 15 октября того же года. Среди людей, затронутых этим правилом, были евреи. Они жили в Мемеле 20 и даже 40 лет, но никогда не обращались за получением прусского гражданства. Было бы легко получить ее. Согласно одному источнику, только около 200 евреев остались в Мемеле впоследствии. Человек, который был очень активен в предотвращении этого резкого указа, стал раввином доктора Мемеля Ицхака Рюльфа (1834-1902), который связывался со многими людьми в Берлине, но мог помочь только канцлеру Бисмарку. Раввин трижды поворачивался к Бисмарку, что привело к компромиссу, согласно которому городу пришлось составить список еврейских торговцев, которые будут торговать в Мемеле, и дать этим людям право на жительство. Репатриация части русских граждан Мемеля в 1880-1886 гг., Число евреев с 1214 г. (1880 г.) вернулось к 861 в 1890 г. Около 100 семей еврейских купцов из Литвы останавливались в Мемеле, и они стали самыми важными людьми в городе. Они поддерживали торговые отношения с Россией. Но права евреев были ограничены, и они находились под постоянным контролем властей.
      Более 700 человек, мужчин, женщин и детей, были выселены из районов Мемель и Хайдекруг (Шилуте по-литовски). Из них большинство были рабочие и ремесленники. Многие из них не смогли вернуться на свою русскую родину по разным причинам, и возникла необходимость помочь им эмигрировать за границу.
      
       Старый город Мемель, Фридрихсмаркт (1915)
       рынок Friedrich
      
      В этом квартале жили прежде всего еврейские купцы. Когда в 1914 году началась Первая мировая война, был принят указ о высылке всех еврейских граждан России в течение недели в Рюген. Еврейская община, местное торговое бюро, мэры городов и губернатор региона стремились сдержать этот резкий указ. В результате каждый еврей смог предоставить гарантию и рекомендацию от двух граждан Германии, которые показали, что он не шпион. В этих условиях еврейской семье разрешили остаться в регионе. Таким образом, большинство "незнакомцев" были избавлены от изгнания.
      Образование и религия
      
      Первым религиозным учреждением, созданным для евреев в Мемеле, было кладбище, где в 1823 году были похоронены первые умершие евреи. В 1835 году по инициативе и под руководством Мордехая Вазбуцкого и Меира Лифшица была построена «Польская» синагога и «Микве» для богатых торговцев лесом из Польши и России, которые жили в Мемеле в осенние месяцы. Синагога также использовалась для высоких праздников. В течение сорока лет С. Блох был главой этой синагоги. Он также был активным в сообществе. Раввин д-р Ицхак Рюльф, служивший в Мемеле раввином немецкой общины с 1865 по 1898 годы, был инициатором и участвовал во всей просветительской, культурной и благотворительной работе в городе в те годы. До создания автономной общины в соответствии с прусским законодательством еврейские дети, имеющие российское гражданство, учились в «Меламдиме» (учитель Торы), особенно из Литвы. Богатые заказали частное - «Меламед» (учитель для малышей) для своих детей, менее обеспеченные наняли «Меламед» для двух или трех семей и «бедных» и отправили своих детей в «хедер» (религиозную школу), Большинство из них были оплачены сообществом и родителями и потребовали лишь небольшую сумму для финансирования.
      Лишь в начале шестидесятых годов XIX века евреи стали отправлять своих детей в государственные школы. В 1879 году раввин Рюльф основал школу для бедных детей (бедную школу), большинство из которых не имели возможности получить образование другими способами. Комитет по поддержке русских евреев в Берлине пожертвовал 50 000 марок для сохранения этой начальной школы. Власти приняли обучение на иврите и их грамматике, немецком, мишне и талмуде, которые преподавались в этой школе. В начале, беспокойство об этой школе было велико. Многие евреи-мемелы были скрытны и обеспокоены, поскольку боялись роста еврейско-русского пролетариата в городе. Подходящее здание для школы было построено с помощью большого пожертвования от Парижской Дамы Оленя. В 1898 году раввин д-р Й. Руэльф покинул Мемель и раввин д-р Имануил Карлебах стал его преемником. Затем в церкви была создана «религиозная школа для еврейских детей». Израильская религиозная школа, состоящая из двух классов для мальчиков и двух для девочек. Многие богатые родители инициировали создание частной религиозной школы и были готовы ее финансировать. В школе было четыре класса для мальчиков, пять для девочек и общий подготовительный класс. В подготовительном классе вы учились в течение года, а в других классах - в течение двух лет. Учителями в указанных школах были: И. Карлебах (директор), Хейнеманн, Добровольский, Берман, г-жа Карлебах и г-жа Гиткин. В этой школе преподавали иврит, Библию, Мишну и Талмуд. Эти две школы были созданы под надзором общественного образовательного комитета, членами которого являются С. Блох, Мориц Коэн, А. Айзенштадт, д-р. мед. Гурвиц были.
      
      
      
      Повседневная жизнь
      Пароход Memeler - 1923
      
      Потребности еврейских жителей Мемеля (и не только там) несколько отличаются от привычек других религиозных общин. Так же включает в себя Тору. а. Правила, которые необходимо соблюдать для приготовления чистой пищи. Мясо з. Б. считается кошерным, если животные имеют раздвоенные копыта и являются жвачными.
      Кошерные продукты были отмечены знаком Julyר - июль 1925 года
      
      Свинина не кошерна, несмотря на расщепленные лапы. Свиньи не жвачные животные. Объявление, показанное здесь, предлагает еврейскому потребителю чистую говядину для целей правил. Раввин должен следить за соблюдением еврейских правил питания. Читайте больше в законах о еде Wikipedia. На Бадерштрассе № 3 в Мемеле жил после адресной книги Мемель 1898 года г-н Эппельман, шехтер и владелец дома. В задней части имущества были сделаны валы. Мистер Левин, купец, купил поместье после 1926 года и занесен в адресную книгу 1929 года как владелец. Был ли Левин бойцом, нельзя сказать. Исследования в области дальнейшего использования этих пространств дадут соответствующую информацию.
      Реклама от 1925
      
      
      
      Помимо детских садов христианских церквей, еврейское население также имело свое учреждение. Этим детским садом управляла «Кадима» (Форвард), Ассоциация еврейских женщин. Название «Кадима», безусловно, не имело ничего общего с партией, основанной в 2005 году между «Ликудом» и Рабочей партией.
      Здесь дети получили образование в смысле своей религиозной принадлежности, как это происходило в других христианских учреждениях и до сих пор практикуется.
      Новый Бет Хамидраш
      
      Растущее еврейское население сделало необходимым новый дом. Он был построен в Мемеле на Бадерштрассе 11 и торжественно открыт.
      Два отчета от парохода Memel:
      
       09/24/1875
      
      Чуть больше года назад мы сообщили здесь о закладке первого камня одной из русско-израильских общин, принадлежащих к местному месту, расположенному по адресу Бадерштрассе 11, культового сооружения; это тот самый так называемый Бет Хамидраш (дом учения и молитвы). Здание сейчас закончено так далеко, что завтра, воскресенье,. 26, 11 часов утра, инаугурация. Многие христиане, в том числе главы всех местных органов власти, получили приглашения. На этот торжественный акт, помимо двух раввинов, С. А. Вольгемута из русских и др. Рюльф из собрания синагоги, а также новоиспеченный раввин русского израильтянина. Муниципалитет Кенигсберга фунгирен. Последний, по имени Мальбим, который прибыл сюда в четверг, является язычником талмудической науки. Тем не менее, его основным предметом является Библейское толкование Агадича. Среди его многочисленных работ, многотомное библейское произведение такого рода является самым известным и наиболее ценным.
      
      
      09/28/1875
      
      Инаугурация нового израильского молитвенного дома в воскресенье в полдень прошла довольно благоприятно; Погода, хоть и немного холодная, была яркой и дружелюбной. Приглашенные почетные гости прибыли примерно в одиннадцать часов. Король Landrath Mr. v. Грамацки, лорд-мэр Крюгер, директор окружного суда Кесслер, инспектор полиции Рихерт, представители Кайзерля. Russ. Консульство, г-н Стаатсрат v. Trentowius и Mr. v. Шибель, купцы и городские власти почтили праздник своими визитами. Вскоре после одиннадцати часов торжественное перемещение украшенных свитков Торы из старого Бет-Хамидраша в новый. Зал для изучения и лекций огромного размера, но сегодня в нем вряд ли найдется масса посетителей из всех частей города и населения, пришедших на празднование. В качестве докладчика впервые выступил раввин Кенигсберга Мальбим, а после него доктор Рюльф, который также произнес молитву освящения и обычную молитву за Императора и Отечество. Еврейская песня из Руси, которая была вызвана сюда для прослушивания в этот день, получила всеобщее признание. Принимая во внимание, что это величественное и целеустремленное здание было внесено только за счет умеренного вклада, и хотя оно менее удачное, но предпочтительно построено за счет небольшого вклада амермеров, нельзя отрицать уважение народа. В день инаугурации было пожертвовано много нежных подарков, поэтому, как мы слышим, мистер Мейер Леви пообещал, что стоимость изготовления священного ковчега составляет от 400 до 500 талеров, а местный христианский торговец должен был пожертвовать 100 талеров.
      Молодежные организации и хаччара в Мемеле
      
      В Мемеле существовали следующие сионистские молодежные организации: Хашомер Хацаир [7], Бейтар [8], Ханоар Хазиони [9], Бней Акива [10], Герцлия и Янг Визо [11].
      
      Учебный центр Хаччара в Хечалузе [12] был построен уже в начале 1920-х годов, во времена французской администрации Мемелланда. На пожертвования от богатых евреев Мемеля в 1927 году был построен Бет Хечалуз. Это было 3-х этажное здание, оснащенное всеми удобствами, включая кухню с электрическими приборами, и служившее интеллектуальным центром всех местных сионистов и местом встречи членов тренировочного кибуца в этом районе.
      
      В 1925 году на еврейских и немецких фермах в Мемельском крае было 13 сельскохозяйственных учебных центров по хаччара, насчитывавших около 400 членов. Бет Хехалуз также служил домом для городского кибуца Мемель, в котором в 1930-х годах насчитывалось около 600 человек, из которых 50 человек принадлежали Хашомеру Хацаиру. Также был филиал санатория для членов Гечалуза.
      
      Мемель, как портовый город, был центром деятельности Хечалуза, члены которого также работали в районе порта и на местном судоходстве.
      
      Организация Агудат Исраэль [13] также имела учебный центр хачшары в Мемеле.
      
       Дополнительную интересную информацию можно найти здесь: [8]
      
      
      Газетная статья от Memeler Dampfboot
      
       07.05.1935 - Спортивные мероприятия Бар-Кохбы
       Утром в прошлое воскресенье в Бар-Кохба-Мемеле состоялась серия спортивных мероприятий. В 11 часов по городу началась звездная пробежка, в которой приняли участие молодые люди, женщины и мужчины объединения. Гонка была закрыта, от клуба на Либауэр-штрассе до Либауэр-штрассе, Луизенштрассе, Марктштрассе и обратно в клуб. В забеге приняли участие около 100 бегунов. Во второй половине дня состоялось 2 с половиной часа соревнований по легкой атлетике, а затем футбольный матч Поневич с Бар-Кохбой. События были хорошо посещены и обработаны гладко. Футбольный матч завершился вничью 1: 1. Jüdische Bewohner des Memellandes Folgende jüdischen Personen, die im Memelland lebten oder mit dem Memelland in Verbindung standen, sind hier in einer Liste zu finden. Wanderung So schnell verging die Lebenszeit. Es türmte maßlos sich das Leid. Vorbei ging Glück und Ruhe. Es erntete der grimme Tod, und bitter ward uns Schlaf und Brot. Zieht an die Wanderschuhe. Wir müssen weiter, weiter gehen und dürfen nicht zurücke sehen; wird einst uns Heimat werden? Und führt uns unser Weg auch weit, wir sind in Glück und sind im Leid nur Gäste hier auf Erden. Frieda Strauss, geb. 1889 Zufallsfunde Joseph Abelmann und Felicita geb. Kossowski (Der Gemeindebote, Beilage zur AZ 13. Juni 1919) Rabbiner Dr. Isaak Stein (Gemeindebote, Beilage zur AZ 25. Juli 1915) Rabbiner Gabriel Feinberg (Gemeindebote 9.Sept 1904) Repräsentantenvorsteher Adolf Effenstädt (Gemeindebote, Beilage zur AZ 9. Nov. 1917) Kaufmann Saul Bloch (Gemeindebote, Beilage zur AZ 28.Nov 1919) Schächter Moses Saffa (Geburtsanzeige vom 13.1.1879: Geboren dem Schächter Moses Saffra ein Sohn. MD vom 14.1.1879, S.3) Quellen ↑ Sembritzki, Johannes: Geschichte des Kreises Memel, Memel 1918, S. 246 f, ↑ Petružiene, Sada : Die jüdische Gemeinschaft in Klaipeda/Memel [1] ↑ Jüdische Zeitung Dezember 2007, Auszug aus dem Artikel von Ruth Leiserowitz: Juden in Ostpreußen (Von Königsberg und Memel nach Kaliningrad und Klaipeda) [2] ↑ Website des Juden in Ostpreußen e. V., Berlin; Publikation: Heydekrug 1941-1943 [3] ↑ Israel Behr aus Memel ↑ Merten, Karl-Friedrich: Nach Kompaß, Die Erinnerungen des Kommandanten von U-68, Ullstein 2006, S. 503ff Kapitel „Memel“, S. 512 ↑ Brocke, Michael und Carlebach, Julius: Die Rabbiner der Emanzipationszeit in den deutschen, böhmischen und großpolnischen Ländern 1781 - 1871, 2007 ↑ http://annaberger-annalen.de/jahrbuch/2008/14_Die_Juedische_Gemeinschaft-web.pdf Weblinks http://www.judeninostpreussen.de http://www.judeninostpreussen.de/upload/pdf/Exposition_Memel1.pdf http://www.judeninostpreussen.de/upload/pdf/memel.pdf http://www.j-zeit.de/archiv/artikel.875.html http://www.tydecks.info/online/pers_memel_hist.html Kretinga - The Home of the Gillis Family [14] google Bücher: Zur Geschichte und Kultur der Juden in Ost- und Westpreussen Von Michael Brocke, Margret Heitmann http://ruth.leiserowitz.de Kategorien: Memelland | Judentum
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шкловский Лев (lschkl@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2019. 42k. Статистика.
  • Статья: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка