Шойхет Александр: другие произведения.

Были ли хазары потомками одного из колен Израиля?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 10/02/2016.
  • © Copyright Шойхет Александр (alexandr370@013.net)
  • Обновлено: 24/04/2010. 16k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.00*11  Ваша оценка:

       х. А. ШОйхет Были ли хазары одним из "утерянных еврейских колен"? ( ответ на очередную фантазию о Хазарском каганате).
       1. Предисловие.
      Эта статья написана мной по следам двух статей г-на Я. Туркова в г-те " Секрет" - " Еврейское царство Хазария" и "Куда пропали десять колен Израиля?" В этих опусах автор доказывает, что население Хазарского каганата - это и есть остатки пропавших десяти колен Израиля,уведенных в плен при разгроме северного Израильского царства в 721 г. до н.э.
      В отличие от этой "фентезийной" гипотезы, я предлагаю читателям, принятую сегодня у большинства ученых - археологоа, историков и этнографов теорию происхождения хазар, развития и упадка Хазарского каганата, первого в на территории России политэтничного обьединения, государственной религией которого был иудаизм. В своей статье я использовал ,как публикации известных ученых -хазароведов ( Артамонов М.И., Плетнева С.А., Гумилев Л.Н., ПетрухинВ.),а также свои собственные знания ,полученные при раскопках хазарских археологических памятников в 1980- 86 г.г в Крыму и на Сев. Кавказе.
       Прежде чем писать о Хазарии, должен обратить внимание читателей также на утверждение из статьи Я. Тукова о " вторжении скифов в Вост. Средиземноморье в первой половине 8 века до н.э."
       К сведению любознательных читателей вторжение в Восточное Средиземноморье в последней четверти 8-го века до н. э. совершили не скифы, коих тогда на исторической арене еще не было, а киммерийцы, ираноязычный этнос,обитавший в районах Сев. Причерноморья в 10-8 в.в. Их конные отряды нанесли поражение сначала государству Урарту, затем киммерийцы успешно воевали с Ассирией, громили Лидию и Фригию в Малой Азии, создали свое государственное образование в ее западной части и еще в течение 50 лет были угрозой для ближневосточных государств. Это про них иудейский пророк Ирмиягу сказал-- " грядет народ из страны Севера..."
       Конное войско скифов, ворвавшихся на Ближний Восток под руководством царя Мадая,примерно через 80 лет после киммерийцев, нанесло жестокие удары ближневосточным госудаствам ( Урарту, Лидии, Ассирии) и разгромило самих киммерийцев , после чего они исчезают, как самостоятельный этнос.
      Скифское вторжение в ближневосточный регион в последней трети 7-го века, было кратковременным ( около 20-ти лет), конные отряды скифов дошли до границ Египта, взяли с египетского фараона дань и ушли в причерноморские степи. Н и к а к и х летописных свидетельств, ( а их в древневосточных документах 7-6 в.в. имеется предостаточно) о военном союзе скифов с угнанными в ассирийский плен израильтянами не имеется. Ни у Геродота ,подробно описавшего историю скифов,ни у других хронистов того времени нет также никаких данных об уходе остатков 10-и израильских колен в Причерноморье вместе со скифами. Перейдем к истории Хазарского каганата.
       Поскольку сегодня история первого в Восточной Европе государственного образования под названием "Хазарский каганат" стала предметом политических спекуляций, как со стороны израильских левых ( т.наз. "новых историков"), так и со стороны прямых врагов государства Израиль,то коротко ознакомлю читателей с историей вопроса.
       2. Гипотеза А. Кестлера о "тринадцатом колене".
      Поводом для споров ,сначала в научном мире, а потом и среди современных политиков и ученых, послужила работа А. Кестлера "Тринадцатое колено", в которой автор , незнакомый с работами с российских археологов и историков, доказывал, что современные евреи-ашкеназы( т.е. выходцы из европейских стран) являются не потомками древних евреев, а остатками реликтовых этносов Вост. Европы( хазар, сармато-аланов, болгар, печенегов и пр.) принявших иудаизм на рубеже 9-10 в.в на территории Хазарского каганата и расселившихся после разгрома Хазарии войсками русских князей по всей территории средневековой Вост. Европы.
       Гипотеза Кестлера, которую радостно подхватили европейские и израильские "новые историки"( А. Поляк, Шломо Занд) , ряд арабских политиков и лидеры палестинских террористов (Я.Арафат, Абу Мазен) ,при ближайшем рассмотрении ошибочна в своих основных постулатах ,так как :- а) язык евреев-ашкеназим( идиш) не содержит тюркских корней, а основан на северо-германских диалектах с примесью ивритских и арамейских слов, б) ссылки на "смешанную" антропологию европейских евреев ничего не доказывают -- естественно, что популяция ближневосточных семитов, очутившаяся сначала в западной, а затем и в восточной Европе, в течение свыше тысячи лет подвергалась всевозможным воздействиям, (как природных факторов, так и дрейфа генов),поэтому основывать доказательство на том ,что евреи-ашкеназы не принадлежат к "еврейской расе" невозможно. "Еврейской расы" никогда не существовало. Большинство евреев -ашкеназим ( свыше 70%) принадлежат к Большой средиземноморской расе, (к коей принадлежат и евреи-сефарды, и современные арабы, итальянцы,испанцы,греки, бОльшая часть южных славян и т.д.) , в) Среди населения Хазарского каганата евреи составляли незначительный процент (см. Плетнева С.А. "Очерки хазарской археологии"), иудаизм приняла лишь ч а с т ь хазарской военной аристократии, практически уничтоженная в ходе войны с русскими князьями, остальные хазары остались язычниками, поклонявшимися тюркским богам. После разгрома каганата волжские хазары приняли ислам, донские и приднепровские( основа будущего казачества) - православие.В свете современных данных о хазарах гипотеза А. Кестлера не выдерживает никакой критики. О судьбе хазар и Хазарии поговорим ниже.
       3. Данные истории и археологии.
       Важные свидетельства истории того или иного этноса - письменные источники. По свидетельствам современников Хазарского каганата, арабских и византийских авторов( аль-Масуди, Константин Багрянородный) и " Письма царя Иосифа Хасдаю ибн Шафруту", собственно хазары -тюркский этнос,выходцы из Центральной Азии,расселившиеся в 7 в.н.э. в регионе Нижнего Повольжья и равнинной части Дагестана. Здесь они столкнулись с этнической группой и р а н с к и х евреев, бежавших из сев. Ирана после восстания "маздакитов" ( см. историю сасанидского Ирана) от преследовавшего их царя Хосроя Ануширвана. Вероятно , эти евреи и принадлежали к остаткам одного из 10-и израильских колен, но были уже ассимилированы соседними этносами , т.к. иудейские законы помнили нетвердо (по свидетельству царя Иосифа соблюдали только обрезание и чтили субботу). Они вели оседлый образ жизни,занимались виноградарством и отгонным скотоводством. Отношения с тюрками-хазарами были добрососедскими.
      Союз между этими двумя этносами, приведший к становлению и укреплению государства Хазария, произошел в результате долгой и жестокой арабо-хазарской войны в северокавказских степях( 721-735г.г н.э.) Войско хазар возглавил вождь смешанного еврейского-хазарского этноса, князь Булан( Сабриэль). Война с арабским полководцем Мерваном сначала была неудачной, после нескольких поражений хазары даже вынуждены были принять ислам, но в итоге войны Мерван с арабской конницей отступил в Закавказье и хазары перенесли военные действия в Грузию и Армению. Князь Булан, помнивший о своих еврейских корнях, дал обет - если вернется с победой, то он и его дружина примут иудаизм. Хазары победили, Булан принял иудейское имя Сабриэль, "изгнал из страны идолопоклонников и приблизил к себе знатоков Священного писания, приказал отлить из золота ковчег, ритуальные столы, сосуды и др. предметы иудейского культа". Вслед за Буланом -Сабриэлем иудаизм приняла дружина, а затем и часть высшей тюрко-хазарской знати и их союзников в борьбе с арабами ( болгар и аланов). Так гласит предание, изложенное в "Письме хазарского царя Иосифа Хасдаю ибн Шафруту" . а также в другом документе ,названном "Кембриджский аноним". В последствии вождь хазар,принявших иудаизм, принял титул кагана. Само это название происходит вовсе не от ивритского "коэн", а от тюркского -" ха- каан",что означало - верховный вождь. Принятие иудаизма в государственном масштабе произошло при потомке Сабриэля, кагане Обадии, на рубеже 8 и 9 в.в. Таковы летописные свидетельства.
       Данные археологии говорят о другом. Судя по погребальным комплексам (курганным могильникам, погребениям в "катакомбе" и с трупосожжениями ), можно заключить,что преобладающим населением причерноморских, приазовских и донских степей, а также сев. Кавказа являлись аланы( оседлое земледелие) и болгары( кочевой этнос). Оказавшиеся под властью хазар болгары составили основу полу-кочевого населения Хазарии, а также главную военную силу. Аланы жили как в северо-кавказском регионе,так и в донской лесостепи( Салтово-маяцкая культура). Собственно хазарскими считаются курганные погребения богатых воинов-всадников, обнаруженые в основном в калмыцких степях и Приднепровье. Что же касается иудейских памятников, то могилы с характерными символами иудаизма обнаружены в основном в Крыму ( Керчь, Феодосия, Чуфут-Кале) и кавказском побережье( Фанагория, Таматарха), несколько еврейских могил и синагога в крепости Саркел на Дону, и за пределамии Хазарии, в могильнике на Дунае, где в воинских погребениях с оружием и конями обнаружены кирпичи с изображением меноры, лулава и этрога. Эти данные говорят о том, что еврейский этнический компонент в населении каганата был незначительным и еврейское население Хазарии сосредотачивалось в основном в Крыму и кавказском Причерноморье.
       На самом деле, скорее всего, хазарский вождь и часть знати приняли иудаизм в противовес исламу Арабского халифата и христианству Византийской империи, чтобы показать свою независимость . Хазарская держава быстро разрослась, подчинив себе города Причерноморья и большей части Крыма ( кроме Херсонеса), на севере наложили дань на славянские племена ( полян,северян и вятичей) , угро-финнов( мордву) и кочевников-венгров. Хазары контролировали практически все торговые пути - с севера на юг, в халифат и Византию, и с востока ( из Китая) на запад( в Причерноморье). На международной торговле ( взятии огромных пошлин за товары) была основана экономика каганата.
      Что же касается иудаизма хазар, то если принятый Буланом (Сабриэлем) иудаизм Торы, допускал лояльное отношение к неевреям-прозелитам ( Аль Масуди отмечал эту веротерпимость хазар к язычеству , а также к исламу и христианству), то при кагане Обадии , который " поправил царство и утвердил веру надлежащим образом", ситуация меняется. Прослышав про "иудейское царство на Востоке", в Хазарию начинают стекаться евреи из Византии и мусульманских стран, которые там подвергались гонениям. Но эти иудеи исповедуют уже "новый" иудаизм -- иудаизм Талмуда,который распространился в период жесточайшего преследования евреев во 2-5 в.в. н.э., в период изгнания народа в галут. Еврейские общины Византийской империи были унижены враждебными окружением и управлялись раввинами, "толкователями Закона". Хазарский каган Обадия окружает свой трон именно такими "толкователями", которые были непримиримы к чужакам -прозелитам, встретили в штыки пережитки язычества и потребовали соблюдения жестких предписаний Талмуда. Что же на деле означала эта "поправка царства"?
       Иудаизм Талмуда - религия галута и раввинистический иудаизм, не смог стать государственной религией разноплеменного каганата. Раввины с большим трудом обосновали иудейское происхождение кагана Обадии (от князя Сабриэля) и его ближайшего окружения, но не смогли или не пожелали сделать это для тюркской и аланской аристократии, несшей основную тяжесть военной службы в хазарских гарнизонах. Вместо обьединения, раввинистический иудаизм отрезал кагана и его двор в Итили от остального народа. Такое разделение привело к гражданской войне, усердно подогреваемой ,как Византией, так и арабами. В результате часть восставших против кагана тюрко-хазар была перебита, болгарская орда разделилась и ушла ,частично на Каму, частично к границам Дуная. Туда же ушли и мадьяры ,бывшие союзники хазар, и с ними часть иудео-хазар (т.наз. кабары), несогласных с новой политикой кагана.
       Потеряв основную военную силу - конницу болгар и мадьяров , аристократическо-купеческая верхушка Хазарии нанимает за плату воинов из мусульманских областей Закавказья, а также " русов", т.е. появившихся на северных границах Хазарии воинов скандинавско-славянского происхождения( варягов). И ,чтобы держать в подчинении эту разношерстную массу чужеземных воинов, каган и его окружение время от времени стравливают между собой мусульман и "русов".
       К середине 10 века Хазария достигает вершины могущества за счет налогов торгового капитала, одновременно резко сокращаются посевные площади из-за засухи, население сосредотачивается в нескольких крупных городах ( Итиль, Семендер, Беленджер, Саркел, Таматарха), но каган и аристократия все более отдаляются от остального народа. В западную (причерноморскую) часть проникает православное христианство, а в поволжские кочевья - ислам. Армия состоит из мусульманских наемников, религиозно враждебных каганату.
       Ослабление Хазарии использует киевский князь Святослав. В 965 г. войско Святослава неожиданно нападает на столицу Хазарии -Итиль, сжигает ее и громит плодородные земледельческие районы побережья Волги и Терека. Каган, его двор и приближенная аристократия погибают в этой войне. Окончательный удар Хазарии наносит сын Святослава, Владимир !-й ( Святой), разгромив черноморские города ( Таматарху, Фанагорию) и западные крепости хазар( Саркел). На Хазарию накладывают дань, часть хазарских пленников Владимир уводит на Русь и расселяет в Приднепровье и Киеве. Но, по свидетельству русских летописей в Киеве уже проживает еврейская община выходцев из Европы, т.е евреев-ашкеназим, и население Киева четко различает хазар и евреев( т.е "козаре" и "жидове"). Хазары , расселенные в Поднепровье и Подонье принимают православие и вливаются в древне-русский этнос. Остатки хазар Поволжья принимают ислам и в дальнейшем ( в период Золотой Орды) преображаются в этнос астраханских татар. Иудео-хазары равнинного Дагестана отходят в горы и существуют до настоящего времени ввиде этноса кавказских евреев( татов). Смешанный еврейско-хазарский этнос Крыма принял в 10 веке особую форму иудаизма- караимизм и существует до настоящего времени ввиде караимской общины. Часть иудео-хазар, ушедшая в 9 в.н.э. на Дунай к мадьярам, слилась с мадьярами и исчезла ,как самостоятельный этнос.
       4. Выводы.
      Такова история хазар, исчезнувших ,как отдельный этнос к 11 веку или же сохранившихся ввиде небольших реликтовых этнических групп ( кавказские евреи, крымчаки и караимы Крыма). К евреям-ашкеназим Европы они не имели никакого отношения. Евреи-ашкеназы, как часть еврейского народа, выделяются из числа евреев Европы, называемых в 6- 11 веках н.э. -" сфарадим" (сефарды) т.е. выходцы из Сфарада. Так на иврите называли Испанию, где евреи поселились еще во времена Римской империи. Они говорили на диалекте "ладино",т.к. основой его являлась латынь с примесью ивритских и арамейских слов. После изгнания евреев из Палестины, они расселяются в пределах Западной Римской империи на территории Италии, Франции и южных областей Германии и все говорят на ладино. Но в период Крестовых походов еврейские общины Франции подвергаются погромам и уничтожению, многие общины изгоняются из пределов страны. Евреи, бежавшие на восток, в германские княжества и далее в Польшу, Чехию и Литву, в течение 11 -13 столетий теряют связь со своими испанскими собратьями, в новой среде формируется новый диалект - идиш ( смесь северо-германских диалектов и иврита) и к 14 веку популяция евреев Германии, Польши, Венгрии и вост.славянских земель называется уже "ашкеназим"( т.е. "северяне"). Они являются ветвью тех же сефардских евреев Средиземноморья и не имеют никакого отношения к иудейскому этносу Хазарии.
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 10/02/2016.
  • © Copyright Шойхет Александр (alexandr370@013.net)
  • Обновлено: 24/04/2010. 16k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.00*11  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка

    блефаропластика