А,ШОЙХЕТ. НА СМЕРТЬ ДОН КИХОТА РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ.
( ВАЛЕРИИ НОВОДВОРСКОЙ ВМЕСТО НЕКРОЛОГА.)
Валерия Новодворская умерла. Ушел из жизни Дон Кихот российского демократического движения 80-х, самый последовательный враг тоталитарного режима КПСС и КГБ( СССР). Самый несгибаемый и принципиальный борец с российским политическим режимом уже после развала СССР, неважно, кто находился в тот момент у власти.
Об этой эпатажной, я бы сказал, эксцентрической личности, после ее внезапной смерти, еще будут высказываться многие "звезды" российского политического бомонда, и бывшие соратники, и враги. Равнодушных после себя она не оставила. Но из нынешних действующих на российском политическом небосклоне фигур нет практически никого, кто стоял в середине 80-х у истоков демократического движения России. "Иных уж нет, а те далече". Ни Б. Немцова с И. Хакамадой, ни Лимонова с Удальцовым, ни Шендеровича с Латыниной, ни Ксении Собчак с Димой Быковым - никого из нынешних крутых "борцов с путинским тоталитарным режимом" не было на тех полу-подпольных сборищах диссидентов в московских квартирах, и на "горке" возле хоральной синагоги на улице Архипова. Никого из этих господ не били по почкам "демократизатором" и не тащили в "воронок" на запрещенных демонстрациях пацифистов-правозащитников, на Арбате, Парке Культуры и прочих людных местах Москвы. Никого из них я не видел на семинарах Московской пацифистской группы "Доверие" ( а точнее - "За установление доверия между Востоком и Западом") и правозащитной группы " Демократия и гуманизм", где Валерия Новодворская читала свои первые лекции. Никто из этих " борцов за демократию" не работал в первом независимом пресс-центре "Гласность", организованном журналистом-правозащитником Сергеем Григорьянцем. Вот из этих трех очагов сопротивления тогдашнему режиму КПСС и возникла первая в СССР оппозиционная партия - " Демократический Союз", которую и возглавила В. Новодворская. Первое, учредительное собрание этой партии, произошло 5 мая 1988года.
И потому я, бывший активист группы "Доверие" и внештатный сотрудник "Гласности", присутствовавший на этом учредительном съезде и хорошо знавший Новодворскую с самого начала организации "Демсоюза", решил написать о ней поминальную статью.
Но вернемся к истокам. К тому моменту ушедшей в прошлое истории, когда В.И. Новодворская появилась в группе "За установление доверия между Востоком и Западом", чисто пацифистской группе, созданной еврейскими отказниками О. и Ю. Медведковыми вовсе не для провозглашения пацифистских лозунгов. А для того, чтобы евреев-отказников быстрее выдворяли из СССР, как нарушителей спокойствия. К группе стали активно присоединяться и те русские, которые тоже хотели эмигрировать в качестве пацифистов.
Валерия Ильинична с первых шагов своего появления в "Доверии"( начало 1986 года) проявила лидерские качества, подкрепленные молвой о ее первой посадке ,еще в 1969году в Казанскую спецпсихиатрическую лечебницу за антисоветское выступление в Кремлевском Дворце сьездов , а затем, уже в 70-х ,об антисоветской деятельности в Москве( организация СМОТ, распространение запрещенных печатных материалов ). В группу она пришла после очередного освобождения из спецлечебницы. Валерия Ильинична обладала сильной харизмой, была очень эрудированной в вопросах истории России, хорошо знала литературу и европейские языки. Школу закончила с серебряной медалью, училась в ин-те им. Мориса Тореза ( французское отделение), а затем, после освобождения из заключения, в Московском педагогическом ин-те им. Крупской. Новодворская полностью развернула деятельность группы от пацифизма к борьбе за права человека в СССР. Большинство еврейских отказников уже покинуло группу "Доверие", т.к. евреев стали понемногу выпускать на Запад, а сама Новодворская подчеркивала, что в России нужно решать в первую очередь общедемократические проблемы. Надо отметить, что Валерия Ильинична скрывала свои еврейские корни, называла себя православной христианкой, хотя, как выяснилось позже, крестилась она лишь в 1990 году. О своей еврейской половине Новодворская никогда не распространялась, зато на лекциях рассказывала, что ее предок, Михаил Новодворский, был при Иване Грозном воеводой в Юрьеве( Дерпт) и,узнав, что князь Курбский хочет уйти со своим полком в Литву, вызвал того на дуэль и был убит. То есть, Валерия Ильинична, чтобы никто не сомневался, старинного боярского рода. Хотя внешность Новодворской недвусмысленно говорила о еврейских корнях ( бабушка и дед со стороны отца из Барановичей), Валерия Ильинична понимала, что в стране, где под действием ветра перемен поднимал голову русский национал-патриотизм, лидер демократического движения должен иметь правильное происхождение и исповедовать православие.
Но, как только демократическое движение вышло из московских кухонь на улицы, мы, активисты "Доверия", уже имевшие опыт организации уличных пикетов протеста, обнаружили, что Новодворская, этот блестящий лектор и харизматический лидер собраний единомышленников, абсолютно беспомощна при организации уличных митингов. Все попытки уличных протестов зарождавшейся партии "Демократический Союз" пресекались милицией и "гебешниками" в зародыше из-за плохой организации и желания самой Новодворской быть в центре события, не обращая внимания на остальных участников акции. Валерия Ильинична, прибыв на место предполагаемого митинга и увидев корреспондентов западной прессы, выхватывала из-за пазухи пачку самодельных листовок и с криком "Долой КПСС!" швыряла их в проходивших мимо граждан. Ее тут же хватали , заталкивали в стоявший поблизости желтый автобус и на этом акция заканчивалась. Остальные участники действа, не успевшие среагировать на выходку В.И., или оставались на своих местах, или же запоздало и шумно выражали протест и занимали места в том же автобусе. Изумленные граждане, наблюдавшие сей молниеносный протест, спрашивали друг друга : -Кого это? За что это?- и расходились по своим делам.
Единственной удачной акцией Демсоюза, официально учрежденной оппозиционной партии( 5-го мая 1988г.) был объявленный В. Новодворской несанкционированный властями митинг на Площади Маяковского, 12 марта 1989 года, "в память о Февральской революции". Но он был организован при активной поддержке, образовывавшихся в то время Московского Народного Фронта и других альтернативных движений( Союз конституционных демократов,Партия христианских демократов,Российский монархический союз,Российская социалистическая партия, Партия анархо-синдикалистов и т.д.) Именно на этом первом массовом митинге были впервые за 70 лет СССР подняты т р е х ц в е т н ы е знамена - символ демократической России. Из-за этих знамен, собственно, и произошла массовая драка между демонстрантами и милицией, попавшая в международные СМИ.
Именно после разгона демонстрации 12 марта, после возмущенных произволом милиции и КГБ откликов в западной печати политиков Европейских стран, волна демократического движения охватила Москву, Ленинград, промышленные регионы СССР и союзные республики. В конце 80-х российский народ находился на пике своего движения в сторону западной демократии. Никогда ,ни до, ни после этих лет я не видел на улицах Москвы такого количества человеческих лиц. На гребне волны всеобщего энтузиазма партия Демсоюз под руководством В. Новодворской могла бы возглавить общероссийское движение в сторону построения демократического общества.
Но этого не случилось. Валерия Новодворская не пошла на союз ни с одной из демократических партий и организаций. Линия Демсоюза и его лидера - " ни с кем, против всех". В.И. обьясняла такую позицию тем, что в новых партиях присутствует большое количество бывших коммунистов. На резонные возражения соратников, что в демдвижениях Венгрии 56-го года, Чехословакии-весны 68-го и в польской "Солидарности" тоже было много бывших коммунистов, она отвечала, что "нельзя сравнивать русских с венграми, чехами и поляками". " Не бывает хорошего коммуниста" - ее коронная фраза, оттолкнувшая от Демсоюза многих бывших коммунистов, искренне желавших демократических перемен.
Не нашла общего языка Валерия Ильинична и с кооператорами, предложившими денежную помощь новой партии. Новодворская заявила, что хочет бороться " чистыми руками, а доходы кооператоров - это грязные деньги". Без денег Демсоюз не мог ни содержать прессу, ни организовать митинги, ни оплачивать работу отделений партии в российской глубинке, ни организовать выборы в провинциях для прохождения в Госдуму. Все это могло бы быть в распоряжении Новодворской, если бы она была политическим деятелем. Через несколько лет она будет работать в Госдуме с К. Боровым для его "Партии экономической свободы", но поезд уже ушел. Сильной правой демократической партии с четкой экономической и политической программой в России не было создано. Нарождающийся класс собственников никак не был представлен в Госдуме своей партией.
Валерия Ильинична предпочла серьезной кропотливой работе с российским народом, одиозные выступления, доходящие до прямых оскорблений действующей власти. В 1990 году она публично назвала М. Горбачева "фашистом", за "трагедию Тбилиси-89г.", а затем Б. Ельцина за 1-ю Чеченскую войну. Позиция " а Баба-Яга против" в итоге привела к тому, что первая оппозиционная партия 80-х превратилась к середине 90-х в тусовку единомышленников, не игравшую никакой роли в российской политике. А ее лидер НОводворская, при всей своей эрудиции, принципиальности, личной порядочности и верности демократическим идеалам, - в "городского сумасшедшего", в мишень для острот попсовых фигляров и посмешище для ведущего " кремленолога" политической программы " К барьеру!", В. Соловьева.
Обидно было смотреть, как совершенно терявшая над собой контроль в публичных диспутах Валерия Ильинична, роняла себя в глазах общества оскорбительными для огромного большинства россиян заявлениями , вроде: " Лучше бы СССР проиграл войну с Гитлером", " Надо было сдать Ленинград немцам, и тогда никто не умер бы с голоду в блокаду", или " Красная армия принесла народам Европы не освобождение от фашизма, а диктатуру Сталина".
Умный и дальновидный политик, если он хочет добиться поддержки своих идей какой-то частью народа, должен уметь " отделять мух от котлет". Разгром германского нацизма обошелся российскому народу в 27 миллионов погибших. Потери народа в войне и его историю надо уважать, несмотря на все ее трагические изъяны, и негоже было знатоку истории В. Новодворской плевать в душу россиян подобными заявлениями. Борьба за права человека требует прежде всего уважения к этому человеку.
Но, как признавалась Валерия Ильинична на исходе 90-х, " права человека -это была лишь ширма. На самом деле я боролась за разушение СССР". Права человека, по признанию Новодворской, должны быть только у "духовной элиты". А быдло этих прав недостойно. А поскольку к " быдлу" В.И. причислила 90% россиян, то почти вся Россия - это "колорады".
По этой логике и после разрушения СССР, В.И. не успокоилась и продолжала бороться. На этот раз за развал Российской Федерации. Валерия Ильинична горячо поддержала восстание Чечни и называла генерала Дудаева "демократом западного типа", а головореза и исламского фанатика Басаева - героем чеченского народа. Она оправдывала преступления Басаева в Буденновске, рейд чеченских и арабских исламистов в Дагестан, теракты в Москве ( "Норд-Ост") и в Беслане. Она не замечала преступлений чеченских бандформирований на Северном Кавказе и в России, а во всех бедах обвиняла сначала Ельцина, а потом Путина. Она горячо поддержала мятеж Киевского Майдана и объявила, что Бандера и Шухевич были борцами за украинскую демократию. Она как бы забыла, что Бандера и Шухевич приветствовали Гитлера, что под их руководством отряды УПА-УНСО вырезали на Украине поляков и евреев. Ненависть к советскому режиму и КГБ незаметно переросла у Новодворской в ненависть к российскому народу. Именно поэтому она так яростно выступила против требований граждан Донбасса о федеративном самоуправлении и прав для русского языка, совсем забыв, что недавно требовала независимости для Чечни. В.И. вообще отличалась забывчивостью. В период правления Ельцина она жестко критиковала его политику и постоянно призывала к гражданской войне и массовому неповиновению, а в 2010 году говорила с ностальгией, что "период правления Ельцина был самым демократическим в России". Она публично оскорбляла М. Горбачева, а совсем недавно заявила : " все-таки мы с ГОРБИ(!) многое сделали для российской демократии."
Валерия Ильинична в своей детской наивности так и не сумела понять, что в этом трагическом для российского общества повороте в сторону СССР и рецидиве сталинизма, есть большая доля и ее вины. Своими одиозными публичными выступлениями и нелепыми высказываниями на ТВ она так скомпрометировала демократические идеи, что В.В. Путин должен был ее благодарить и даже наградить орденом.
Но,пожалуй, единственная страна,о которой Валерия Ильинична говорила с несвойственной ей теплотой и нежностью - это было государство Израиль. Практически ничего не зная о нашей стране и ее проблемах ( В.И. была в Израиле всего два раза), тем не менее от нее мы слышали в свой адрес сплошные дифирамбы. В чем тут дело?
Разумеется, здесь всплывают на поверхность ее еврейские корни,которые она тщательно прятала своих русских соратников. Когда она выступала в России, она везде подчеркивала свою принадлежность к титульной нации ( " мы - русские", "У нас, у русских...") и свое православие. Но Валерия Ильинична, подобно Троцкому, Зиновьеву и прочим еврейским революционерам принадлежала к архетипу " нееврейского еврея" ( см. работу английского историка И. Дойчера), т.е. еврея-революционера, скрывающего свои корни. Такие личности всегда бросаются решать проблемы народа, среди которого живут,оставаясь в душе равнодушными и даже ненавидящими его. Поэтому революционеры данного архетипа не испытывают угрызений совести за разрушительные последствия своих действий.
Несгибаемый русский революционер Каменев, когда его потащили на расстрел сталинские палачи, вместо пения "Интернационала" стал читать " Шма Исраэль" . Я не знаю, какую молитву читала ( и читала ли?) несгибаемая революционерка Валерия Ильинична Новодворская перед смертью. В ее последних записях сквозит разочарование итогами ее жизни. Но за ее доброе отношение к Израилю и еврейскому народу - наше огромное человеческое спасибо. Зихронот ле враха, Валерия Ильинична!