Шойхет Александр: другие произведения.

Послесловие к Пуриму

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 10/02/2016.
  • © Copyright Шойхет Александр (alexandr370@013.net)
  • Обновлено: 10/03/2013. 10k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:


       А.ШОЙХЕТ. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПРАЗДНИКУ ПУРИМ.
      
      
       Что же это за праздник- Пурим? Память о давней победе евреев над коварным врагом? Или же народная сказка, воплотившая мечту народа об освобождении?
       Этот вопрос я задавал и себе, и окружающим с самого первого празднования Пурима в Израиле, еще в кибуцном ульпане.
       Мне, в прошлой, российской, жизни археологу, что-то мешало в этой складно преподнесенной истории чудесного спасения евреев Персидской империи от козней злодея Амана, и, особенно, в казни этого ближайшего советника царя Ахашвероша , и массовой расправе евреев Персии со своими недругами.
       И я по своей археологической привычке до всего докапываться, решил исследовать этот интересный вопрос.
       Итак , первое. Сам характер этого веселого праздника, с одетыми в весьма смелые наряды девушками, размалеванными лицами, клоунами, веселой музыкой и танцами, дикими воплями, запеченными сладостями( так называемыми " ушами Амана") и весьма странным для аскетического , сурового в своих предписаниях иудаизма, разрешением напиваться в этот праздник -" ад ло яда"-т.е. чтобы невозможно было отличить злодея Амана от праведника Мордехая. Короче говоря - до положения риз. Что совсем не вяжется с еврейским традиционным воспитанием, а скорее попахивает откровенным язычеством. Но к этому вопросу мы еще вернемся.
       Второе. В свитке " Мгилат Эстер", повествующем обо всей этой истории, НИ РАЗУ НЕ УПОМИНАЕТСЯ БОГ ИЗРАИЛЯ. Что весьма странно для еврейского литературного источника древности. И, соответственно, "Книга Эстер" не упомянута в Торе. То-есть, такая важная для евреев история их выживания в Персидской империи и победоносного итога прошла как бы незамеченной для составителей ТАНАХа, хотя известный сегодня вариант Пятикнижия мы знаем именно после редактуры Эзрой и Нехемией более ранних священных текстов( 444г.до н.э.), то-есть, как раз буквально после окончания знаменательного для евреев триумфа Эстер и Мордехая.
       Третье и самое, пожалуй, важное в этой истории. Когда произошли описываемые события? Упоминаемый в этой истории персидский царь Ахашверош - это, скорее всего, Артаксеркс ( по-гречески), или Асвир. Он стал персидским царем в 486 году до н.э. НО! Еще в 538 году до н.э., то-есть за 52 года до коронации Артаксеркса и всей дальнейшей истории с кознями Амана, персидский царь Кир Великий издал указ о возвращении евреев из галута,( куда их загнал вавилонский царь Навуходоносор за сотню лет до описываемых событий), и разрешил евреям строительство Храма. Правда, ушло тогда с воеводой Шешбацаром и потомком иудейских царей Зарубавелем всего 42 тысячи человек, но галут закончился и евреи могли вновь строить свое государство, хотя и под персидским патронажем.
       Значит, у евреев Персидской империи был выбор: вернуться на родину предков, отстраивать Иерусалим, возводить Храм, возрождать на развалинах свою страну или же остаться на униженном положении второсортных подданных персидского царя.
       Правда, в первом случае надо было терпеть голод, лишения, сражаться с разбойничьими кочевыми племенами ( предками арабов), тяжело физически работать на земле. Во втором - пользоваться плодами налаженной за сто лет сытой и спокойной жизни городских торговцев и ремесленников великой империи. Разумеется, легче произносить несколько раз на дню: " Да отсохнет моя правая рука, если забуду тебя, Иерусалим!", а потом сладко засыпать под защитой высоких стен Шушана и персидских стражников, чем жить в землянке, таскать камни на строительстве этого самого Иерусалима, и спать у костра, сжимая в руках меч или копье в ожидании нападения врага.
       Итак, история, описанная в Книге Эстер, относится к евреям, предпочитавшим персидский галут свободной жизни в разоренной вавилонским нашествием Иудее.
       Да и сами имена главных героев - Эстер и Мордехай, имеют вавилонское происхождение ( в честь богини любви Иштар и верховного бога Мардука). То-есть , вполне галутные имена, не раздражавшие слух имперского народа. Уже избранная в любимые жены персидского царя Эстер скрывает от Ахашвероша, что она еврейка и есть у нее, оказывается, второе, еврейское имя, Хадасса. И само ее согласие на брак с неевреем, хотя и первым лицом государства, противоречит иудейской традиции, ведь неизвестно же было заранее, будет ли она избрана в жены или же пойдет в царский гарем наложницей. Но ее дядя ( или брат?) Мордехай , который в повествовании назван праведником, все же идет на этот позор, ибо почувствовал, что само провидение толкает Эстер на этот греховный поступок - все это она, разумеется, делает во имя спасения евреев Персии.
       А дальше начинается настоящая народная сказка о сватовстве бедной, но красивой и умной девушки к правителю (князю, царю) великой страны , удачном замужестве и дальнейшем чудесном избавлении от злодейских козней ее суженого или( в данном тексте) родственника( кузена, дядю? ), с обязательным в таких случаях счастливым концом.
       Подобный бродячий сюжет есть у многих народов Востока (грузин, армян, персов, таджиков), только в еврейском варианте находчивая крсавица спасает не только своего дядю Мордехая, но и весь еврейский народ, пребывавший в Персидской державе в состоянии отверженного и постоянно унижаемого парии.
       И конец у этой сказки еще более фантастический. Ну, скажите, где это видано, чтобы люди маленького угнетенного племени ( евреев в Персии тогда было не более 150 тысяч), все эти мирные торговцы и ремесленники, не владевшие оружием и не имевшие права на его ношение , не служившие в персидской армии, вооружившись, дружно напали на своих соседей ( вавилонян, персов, мидян и т.д.) и перебили, как сказано в "Свитке Эстер", 75 тысяч человек ?!
       Я вполне могу допустить, что по наущению любимой на тот момент жены, персидский владыка в приступе гнева приказал казнить своего визиря Амана и, соответственно, возвеличить ближайшего родственника своей жены, Мордехая . Вполне допустимо также, что вместе с Аманом была казнена вся его семья. Подобные сюжеты вполне в духе нравов практически всех восточных деспотий, и многих известных тиранов от Чингиз-хана до Сталина.
       Но допустить массовое убийство подданных титульной нации людьми презираемого еврейского племени? Это уже из области фантастики. И , самое главное. Ни в одном письменном источнике того времени, а все события и все деяния персидских царей детально записывались целым сословием писцов на папирусах, глиняных табличках и наскальных надписях, нигде не зафиксировано этой воистину необыкновенной истории. Потому что этой истории никогда не было. Да и не могло быть.
       А что же могло быть в реальности? Тихий дворцовый переворот, с заменой одного главного советника царя другим, преданным царю душой и телом, как могут быть преданы только галутные евреи на государственной службе. И , разумеется, тайный приказ царя всем сатрапам Персии о покровительстве евреям и предоставлении им льгот, как это будет потом не раз в еврейской истории.
       Но осталась в памяти евреев красивая сказка, мечта многократно униженного народа, потерявшего свою родину, и саму веру в своего Единого Бога, почему-то допустившего сожжение Храма и изгнание. И еще надежда на справедливое воздаяние за унижения, в виде расправы над угнетателями.
       Вот почему в "Мгилат Эстер" нет ни одного упоминания Бога, а лишь восхваление умных, находчивых героев , ловко использовавших ситуацию для спасения своего народа. И крамольная по тем временам мысль, что люди могут сами, без вмешательства свыше, добиться победы и освобождения.
       А теперь вернемся в начало статьи, к вопросу о странном для евреев, оргиастическом характере самого праздника Пурим. Скорее всего, это отголоски древних языческих культов Средиземноморья, связанных с весенним праздником начала земледельческих работ. Евреи, пришедшие в 12 веке до н.э. в Ханаан и поселившиеся среди местных племен, естественно, переняли местные культы Ваала и Астарты ( о чем неоднократно упоминается в Торе) и весенние праздники, связанные с этими культами. Вера в единого Бога уживалась с местными культами и в Иудее, и в Израиле, отсюда и языческий характер праздника плодородия с его эротической окраской, бурными танцами, ряжеными, обильным возлиянием и изделиями из теста с запеченными плодами ( в данном случае - "гоменташи" ). Подобные праздники сохранились до сих пор у многих народов ( напр. " масленица" у славян восточной Европы).
       И даже после изгнания евреев из Иудеи, расселения их в городах Персии и утрачивания навыков земледелия, эта давняя традиция все равно сохранилась и ,наложившись позднее на историю Эстер и Мордехая, дала в итоге веселый и живой праздник Пурим, единственный в суровом здании иудаизма, свободный от занудных предписаний и множества ограничений свободы личности.
       Поблагодарим же тех безымянных мудрецов и учителей закона, записавших и сохранивших для евреев "Мгилат Эстер" - красивую сказку о еврейской победе над врагом, эту наивную мечту о свободе, воздаянии за злодейство и торжестве справедливости. Как знать, может быть, именно этот праздник две тысячи лет поддерживал дух народа, его надежду на освобождение , и привел в итоге к созданию государства Израиль?
      
  • Комментарии: 2, последний от 10/02/2016.
  • © Copyright Шойхет Александр (alexandr370@013.net)
  • Обновлено: 10/03/2013. 10k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка