Шойхет Александр: другие произведения.

Возвращение в галут или отрицание галута

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 10/02/2016.
  • © Copyright Шойхет Александр (alexandr370@013.net)
  • Обновлено: 15/07/2012. 22k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:


      
       ШОЙХЕТ А. Возвращение в галут или
       Отрицание галута ?
       (Размышления по поводу статьи А. Красильщикова " На линии огня").
      
       Эту статью мой коллега по перу начинает с упоминания старого голливудского фильма Э. Казана " Джентльменское соглашение". В этой старой ленте( 1947 г.) главный герой, журналист Грин, не еврей , выполняя поручение редакции, должен написать статью о положении евреев в демократической Америке и для того, чтобы установить истину, он становится евреем Гринбергом. А став евреем, он тут же, как пишет автор статьи, попадает на "линию огня". И на собственной шкуре убеждается, что быть евреем даже в демократической Америке тяжело и опасно.
       На самом деле, эта старая лента Казана всего лишь римейк по новелле Шолом Алейхема " Кровавая шутка" , написанной еще в 1913 году. В этом рассказе два приятеля, выпускника гимназии, золотой медалист Рабинович и сын богатого русского аристократа Попов, заключили пари и обменялись документами. Попов стал Рабиновичем и, несмотря на золотую медаль, вдосталь хлебнул "еврейского счастья", едва не попав на каторгу по обвинению в "ритуальном убийстве". Далее А. Красильщиков описывает маленькую историю уже наших дней, свидетелем и участником которой был он сам. Рассказ Шолом Алейхема написан в начале 20-го века. Фильм Э. Казана вышел в его середине. Случай с автором статьи " На линии огня" произошел в 21-м веке, т.е. через сто лет после происшествия с героями Шолом Алейхема.
       Читая опус Красильщикова, невольно приходишь к грустной мысли, что и через сто лет в отношении остального мира к " еврейскому вопросу" мало что изменилось.
       Но не только это. Более всего меня удивила история, рассказанная автором статьи, его странная попытка вернуться в прошлую жизнь, в галут.
       И это тем более удивительно, так как в начале статьи Красильщиков дает точное описание ощущения еврея, выросшего и жившего в галуте: " Все мы: в США, Германии, Польше, России - всегда были на линии огня. С детства, с того момента, когда тебя впервые обозвали "жидом", с момента первого удара по тебе, с пятого пункта в паспорте. С проклятых анкет..." Но хуже всего " пригибало к земле, пыталось смять, уничтожить - это каждодневная, тихая юдофобия : характерный жест, взгляд, улыбка, усмешка, случайный анекдот или шутка. Когда с детства ты не такой, как все, ты изгой, ты вечно обязан помнить об опасности, должен постоянно находиться в стойке - возникает подлейшее ощущение нормы, словно юдофобия - это воздух, которым ты вынужден дышать".
       Под этой характеристикой может подписаться практически каждый еврей, выросший в бывшем СССР. Этот постоянный тихий , подлый пресс, который давил на любого потомка Иакова в галуте, вынуждал еврея, по меткому выражению Крсильщикова , "заставлял прыгнуть выше головы, быть лучше, сильней, образованней, но и м е р з к и е качества характера он провоцировал -- другого и быть не могло!"
       К сожалению, автор статьи прав. И лично мне приходилось не раз сталкиваться с неприятными качествами моих соплеменников и в прежней жизни, и на новой родине. Но к этому вопросу мы еще вернемся.
       Честно говоря, меня удивил автор статьи. И удивил он меня дважды. Так мог бы написать еврей-горемыка, не состоявшийся в жизни, с загубленным советско-юдофобской властью талантом. Но не человек, закончивший в 1969 году ВГИК, и с 1971 года бывший сценаристом и режиссером 21 художественного фильма, в т ч. и таких известных, как " Рогоносец", "Псы", "Печальный рай", " Мы едем в Америку", "Путешествие с домашними животными", " Красный октябрь". Из двух десятков фильмов 14 были сняты по сценариям Красильщикова еще в СССР.
       Поэтому разговор о " постоянном нахождении в стойке" и " юдофобии ,как воздухе, которым ты вынужден дышать", скорее подходил бы многолетнему еврейскому "отказнику", вынужденному сражаться с системой КГБ за выезд из ненавистной "империи зла". Или даже пусть не "отказнику", а одному из моих знакомых по прежней жизни, Адику Г., талантливому математику, выигрывавшему городские Олимпиады, окончившему школу с золотой медалью и жестоко срезанному на вступительных экзаменах , сначала на мехмат МГУ, а затем в ФизТЕх. Потом он оттрубил два года в армии, познав все прелести "дедовщины", особенно по отношению к нему, еврейскому мозгляку. Потом снова поступал, и его снова резали, но он все же поступил в МАДИ( Автодорожный), куда евреев брали, и окончил с красным дипломом. Но определили его не в аспирантуру, а сменным инженером на московский шинный завод, где он вкалывал в три смены, обзавелся русской женой и такими же друзьями, с коими резался в преферанс, попивал водочку и, в итоге, сгинул в начале 90-х. Вот типичная судьба советского еврея.
       Поэтому меня удивил анализ еврейского мироощущения, данный А. Красильщиковым, ибо он-то как раз принадлежал к описанной им категории " особо удачливых потомков Иакова", которые, как правило, не замечали ни "характерных жестов", ни взглядов, ни усмешек, а "еврейские" анекдоты с антисемитским душком с удовольствием рассказывали сами.
       Я уверен, что мой коллега по перу не "строил редутов из денег", не "покупал дворцы и яхты" и не "служил у трона хозяина". Но т в о р ч е с к и он вполне состоялся еще при советской власти, и вряд ли мог пожаловаться на "горькую еврейскую судьбу", ибо для творческого человека главное - быть увиденным, услышанным, прочитанным и оцененным. И эмигрировал он из России не тогда, когда бежала вся основная масса евреев ( 1989-92г.г.), а в 1996-м, когда пользуясь "ельцинской демократией", окончательно распоясались фашиствующие антисемиты и уголовники.
       Но, вторично удивил меня А. Красильщиков, когда описал свое впечатление от прибытия на "родину предков": "...я попал в Израиль и сначала не мог понять, откуда это странное состояние эйфории, свободы, нежданной радости? Пройдет всего неделя и я пойму -- стены вокруг рухнули и я больше не ждал удара." Как тут не вспомнить покойного А.С. Пушкина? " Оковы тяжкие падут, темницы рухнут и свобода вас встретит радостно у входа..."
       Я вовсе не иронизирую. Мы все, прибывшие в аэропорт им. Бен Гуриона в свое время, также испытали нечто подобное. Некоторые особо экзальтированные граждане даже землю целовали в аэропорту. Мы с женой, попавшие в один из цветущих израильских кибуцев на Севере, были в восторге от приема, от вкусной, обильной еды в столовой. От цветов и зелени. От спокойных добродушных старичков-киббуцников, говоривших на идиш с примесью русских и украинских выражений.
       Но скоро сказка о свободе в Еврейской стране кончилась. И кончилась она со взрывами " катюш", прилетевших из Южного Ливана. Над садом, примыкавшим к кибуцу, стоял черный дым, это горели деревья авокадо. И наша ровесница Ривка, соседка, спокойно объяснила, чтобы мы не волновались, что на Севере всегда так, что она и все ее поколение росло в подземных убежищах, пока в 67-м году не отогнали от Голан сирийцев. Но это было не самое страшное.
       " Вижу, вижу усмешку на лице тех, кто хлебнул лиха на родине предков, у кого жизнь сложилась не так, как хотелось, но я пишу не об этих бедолагах...". Удачливому во всех отношениях и на прежней, и на новой родине А. Красильщикову не стоило, наверное, так небрежно писать о тех, чья жизнь так и не сложилась в Израиле, или сложилась не так, как мечталось, так как этих, как он выразился, "бедолаг" в нашей алие -90-х, процентов 80.
       Поэтому я решил написать ответ от имени таких "бедолаг".
       "Катюши" , падавшие в начале 90-х на северные кибуцы - это была каждодневная действительность. Потом была американо-иракская война 91-го года, на Израиль упало 40 "скадов", по всей стране выли сирены, ульпаны по изучению иврита не работали почти два месяца, хотя жертв и разрушений было немного. Потом наступила весна, с веселым праздником Пурим война закончилась, а вскоре после Пурима нам объявили, что ульпаны завершают свою работу. В итоге вместо полугодового ульпана, мы учили иврит неполных четыре месяца и добирали знание такого нужного языка "на ходу". Кто на стройках, кто , ухаживая за стариками в домах престарелых, кто на заводах, кто на уборке квартир и офисов. А если кто-то пытался устроиться сообразно своему образованию, то в ход шла отмазка, которая будет преследовать нас все последующие годы - " у тебя плохой иврит". "Русским" врачам г-н Ольмерт, тот самый бывший премьер, который сейчас под судом, а тогда был министром здравоохранения, придумал экзамен, сдать который было невозможно. Но не на тех напал, ибо еврею в СССР, чтобы поступить в мед- вуз, а потом успешно сдавать сессии, надо было совершать невозможное. Инженеры работали на хозяйчиков фабрик простыми рабочими, хотя рацпредложения "этих русских" ими с удовольствием принимались. Для ученых, кандидатов и докторов наук ( если повезло!) устроили так называемые "теплицы" при университетах, где " русский умник" в течение пяти лет пахал на своего научного босса, получая прожиточный минимум, но по окончании пяти лет не было никакой гарантии, что "русского "ученого возьмут в университет или в долгосрочный проект. В моей израильской практике был такой доктор химических наук из Минска, который согласился работать б е с п л а т н о(!) в лаборатории одного престижного университета, потом попал в " теплицу", но по окончании пятилетнего срока его научный босс, использовавший все его знания, уволил его, объяснив, что проект закончился и более университет в "русском" докторе не нуждается. Пятидесятилетний энергичный и талантливый мужчина в итоге получил инсульт, превратился в инвалида и через пару лет умер.
       Автора данной статьи после двух лет работы на раскопках в КЕйсарии ( Израильском Управлении Древностей) в качестве антрополога- исследователя точно так же уволили , даже не предупредив заранее, с формулировкой -" в связи с окончанием проекта", хотя раскопки в Кейсарии продолжались еще несколько лет.
       Но даже не это было самым неприятным для репатриантов из СНГ, летевших на "родину предков" с радостным сердцем и искренним желанием подарить свои разнообразные таланты Еврейскому государству.
       Самым отвратительным была поднятая в прессе, на радио и ТВ кампания по очернению " русской" алии. Чего только не наслушались вчерашние целователи израильской земли на новой родине! Когда торговец фруктами на шуке Кармель или хозяйчик убогих мастерских в промзоне Холона громко рассуждают о " грязных руситах", "русских проститутках" или "русской мафии", то это можно было пропустить мимо ушей, так же, как мы пропускали на прежней родине пьяные реплики русских "патриотов", учитывая духовное убожество этих человекообразных особей. Но когда подобные рассуждения ты слышишь от известного израильского актера, популярного телекомментатора или журналистки " Ха-Арец" ( той самой газеты для " интеллектуальных людей"!), когда ведущий популярной программы "Фисфусим" с гадкой улыбочкой рассказывает анекдот: " Чем отличается пицца от русской женщины? В пицце грибки встречаются иногда, а у русской женщины - как правило", и зал дружно хохочет, то ты внезапно понимаешь, что никакие "стены не рухнули", что свобода тебе только померещилась, и, если в бывшем СССР ты был "жидом пархатым", то здесь ты " грязный руси", а идеалы "отцов-основателей сионизма" так же далеки от реальной действительности, как и любые прекрасные идеалы, придуманные человечеством, начиная с Платона и кончая Марксом.
       А. Красильщиков репатриировался в Израиль в 96-м, когда к власти в Израиле пришел "Ликуд", когда "алия-90" провела в Кнесет семерых "русских" депутатов партии " Исраэль-б-Алия" и премьер Биньямин Нетаниягу публично выступил с осуждением политики очернительства "русской" алии в пропахших левизной израильских СМИ. В Израиле в это время был расцвет " русских" изданий, появились адвокаты и политики, защищавшие недавних репатриантов от нападок и несправедливостей, " олим ми Русия" осваивали иврит, учились на курсах, открывали собственное дело, и острота взаимных трений постепенно сходила на нет.
       Потому, наверное, А. Красильщиков , не пройдя суровой школы выживания в новом мире, не прочувствовал накала взаимной неприязни,(если не сказать хуже) коренного населения и "новичков". Его работодатель в концерне "Новости недели", по собственному выражению Аркадия, "был достаточно умен и дальновиден, чтобы дать ему достойную работу и хорошую зарплату". Поэтому ему не пришлось в лоб столкнуться с израильским хозяйчиком-эксплуататором, для которого "русский" репатриант был рабом, пусть и с дипломом о высшем образовании, не пришлось работать на стройке, убирать апельсины, мыть автобусы и подмывать стариков. Ему не пришлось на чужом языке добиваться справедливости при решении трудовых конфликтов, при получении ссуды в банке или при объяснении с израильским полицейским. Отсюда и вполне понятное "состояние эйфории, свободы и нежданной радости".
       Но в опусе Красильщикова мне непонятно другое. Поработав какое-то время в "русских" СМИ Израиля, как он пишет, "так уж получилось, пришлось вернуться к работе в России". Это тоже объяснимо, ибо пробиться в израильское кино или на ТВ для российского режиссера, дело почти невозможное без знания языка и соответствующих связей.
       Работа в России увенчалась успехом и как пишет автор статьи: "...один из моих фильмов добился известности, разных наград и премий."
       За такой успех можно было бы только порадоваться, если бы не его странное желание (по его собственному признанию) вернуться в Россию на волне успеха " не гостем, а хозяином страны"(!) И далее он с горечью пишет: " Мне властно указали на дверь, напомнив, что гость, возомнивший себя хозяином, смешон и глуп..."
       Признаюсь, мне совершенно непонятна эта странная и чудовищная тяга российско-еврейских интеллектуалов к возвращению в галут, да еще в качестве "хозяев". Я имею в виду даже не веллеров-быковых-улицких, этих прислужников у "трона хозяина", а тех, кто уже два десятка лет живет в условиях свободы и демократии.
       Читая статью "На линии огня", невольно приходишь к выводу, что лишь после встречи с молодым русским режиссером, презрительно ухмылявшимся при виде типично еврейской внешности автора, А. Красильщиков " вновь почувствовал себя в осаде и на линии огня".
       Неужели же весь предыдущий , почти полувековой, горький опыт жизни в России не приучил его к мысли, что еврей, каким бы верным патриотом России он ни был, какие бы заслуги перед Российской державой не имел, как бы ни лез из кожи, доказывая " русскость" , " советскость" или же " православие", с в о и м он не будет н и к о г д а! И не только среди люмпенов, лабазников и торгашей, придумавших в свое время пословицу: " Жид крещеный, что вор прощенный". Но и среди так называемых, известных на весь мир, таких душевных и духовных, русских интеллигентов.
       На могиле великого российского поэта Б. Пастернака, принявшего православие и публично открестившегося от еврейского народа в "Докторе Живаго", гвоздем процарапано : "Жид".
       Финал вполне закономерный, но никто из русских писателей-современников не возмутился.
       Во время Гражданской войны (1918-1921г.г.) на территории бывшей Российской империи насиловали, резали, вешали, расстреливали сотни тысяч евреев ( в т.ч. женщин и детей), но кто из русских поэтов и писателей публично выступил в их защиту? Утонченная Марина Цветаева возмущалась, что "главным упреком Белому движению ставятся еврейские погромы". Ни Ахматова, ни Гумилев, ни Бунин, ни Куприн, ни Ходасевич, ни Бальмонт, ни А. Блок - никто из "созвездия Серебряного века" не сказал и слова в защиту убиваемого народа. В лучшем случае отмалчивались. Или же обвиняли в погромах самих евреев , как известный журналист и редактор газеты "Киевлянин" А. Шульгин, дескать, сами виноваты, что породили свердловых и троцких.
       Да и чему тут удивляться, если и "солнце русской поэзии" А.С. Пушкин ( "...Ко мне постучался презренный еврей..."), и "великий русский гений" Достоевский (" От жидов придет погибель России"), и гуманист Гоголь, и Чехов, и знамя демократической разночинной инеллигенции Некрасов, изображали евреев скопищем чужеродных, неприятных на вид, смешно говорящих, воняющих чесноком особей, норовящих обмануть русского человека. Или, как точно отметил Владимир Жаботинский: " Никогда, ни один из ее ( русской литературы) крупных художников не поднял голоса в защиту правды, растоптанной на нашей спине".
       И лично мне совсем не удивительно, почему из полумиллиона еврейских бойцов Красной Армии, погиб каждый второй, а из 140 тысяч евреев, взятых в плен гитлеровцами в 1941-42 годах, уцелели в плену единицы. Потому как евреев убивали не только немцы. Евреев предавали и убивали свои же товарищи-красноармейцы, воспитанные в традициях православной религии, а затем и гениями русской литературы.
       Мне удивительно, как мог талантливый режиссер, израильский журналист, выросший среди русского народа и имевший объективную информацию о том, что творилось в России и в "эпоху Брежнева", и в конце "горбачевской перестройки"80-х, и во времена "ельцинской демократии"90-х, вдруг поверить в то, что за несколько лет демократических перемен изменится и сам характер российского народа? Может быть, он не знаком с последним капитальным "трудом" А. Солженицына "Двести лет вместе", в коем этот "сиделец и страдалец земли Русской", обвинял евреев во всех смертных грехах?
       Когда же, наконец, еврейские интеллектуалы, уже отведавшие свободы, прекратят тянуться обратно в российский галут, присягать на верность " царю и отечеству" и повторять, по меткому выражению Жаботинского, " обряд целования ладони, чей отпечаток горит на еврейской щеке "?
      
       А. Красильщиков заканчивает статью " На линии огня" как бы "за здравие": " ...Мне никогда не было понятно, почему я лично должен отвечать за цепь исторических ошибок чужого народа? Я понимаю, что и здесь, в Еврейском государстве, нам не приходится расслабляться, но само это государство и есть настоящее убежище, где дети наши и внуки спасутся от позорных галутных комплексов. Им, даст Бог, никогда не придется стоять на линии огня ненависти голыми и без оружия, как их предкам в несчастной России".
       Расслабляться в Еврейском государстве нам действительно рано, причем это касается не только "русских", но и всех тех, кто в разные времена выбрал Израиль в качестве своей родины. Борьба за независимое Еврейское государство еще продолжается. Сегодня ситуация еще опаснее, чем 65 лет назад, ибо не только мусульманский мир жаждет сбросить евреев в море, но и свора европейских "миротворцев" и администрация бывшего союзника, США, подставляет нас под удар иранских ракет, и, что самое омерзительное, левые израильские "интеллектуалы" призывают весь мир к погромной травле собственного народа.
       В этой пограничной ситуации миллионная "русская" алия, должна прекратить лелеять свои двадцатилетние обиды, ибо сегодня не время для сведения мелких счетов. Необходимо помнить, что выходцы из Российской империи создали еврейский ишув в Палестине и заложили основы государства Израиль. Именно "русские" должны сказать сегодня свое решительное слово в политике, в армии, в прекращении взаимной розни по национальному и религиозному признакам, в объединении всего народа против кучки зарвавшихся "левых миротворцев" и их европейских спонсоров и вдохновителей. Только в таком случае "наши дети и внуки спасутся от галутных комплексов" и вытравят из себя " мерзкие черты характера", свойственные евреям галута: трусость, желание оправдываться по любому поводу, стремление откупиться от арабских убийц, унизительные уступки под грубым давлением международных антисемитов. Только выдавив из себя по капле раба из гетто, мы сможем быть уверенными в том, что нашим детям и внукам не придется стоять голыми в очереди к газовым камерам.
       Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
      
  • Комментарии: 6, последний от 10/02/2016.
  • © Copyright Шойхет Александр (alexandr370@013.net)
  • Обновлено: 15/07/2012. 22k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка