А. ШОЙХЕТ. ЗАЩИТНИКАМ В. ВЫСОЦКОГО.
Или мой ответ клеветникам
г--дам Т. Боярскому и Л. Берковичу и м-дам
Женни Соколовой.
Я органически не переношу ни фанатиков, ни
фанатов. Ни футбольных, ни политических, ни религиозных, ни музыкальных. Актер и бард Владимир Высоцкий, бывший кумиром большой части населения СССР( но далеко не всех, как утверждает Т. Боярский в своей статье),и умерший 1980 году в Москве от передозировки наркотиков, в защите не нуждается, тем более в столь бездарной и неуклюжей.
Меня просто умиляют статьи г-г-д Т. Боярского и Л. Берковича,полные неконтролируемых эмоций и бездумной ненависти к автору статьи "Не сотвори себе кумира", все эти гневные филиппики,обвинения во лжи и т.д.,а также выражения типа: "..КОНТРОЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ В ГОЛОВУ Высоцкого произвел...Александр Шойхет" или " ...Можно было бы выписать из разных источников мнения о Высоцком всемирно известных писателей, режиссеров и политиков,которые своим авторитетом ПОДАВИЛИ БЫ ОГНЕВУЮ ТОЧКУ Александра Шойхета...", как-будто речь идет не о эссе,в котором мной произведена попытка литературного анализа творчества Высоцкого, а о вражеских боевых действиях и о вторжении врага на территорию любимой Отчизны.
От этих обвинительных статей повеяло запахом тридцать седьмого года или же разгромными статьями времен брежневского застоя о Сахарове и Солженицыне.
В чем только не обвинили меня радетели и фанаты творчества Высоцкого! И во лжи.И в "тенденциозности и нелепости". И в том,что я отказываю ему в таланте актерском и поэтическом. И в том, что в моей "громадной статье нельзя найти НИ ОДНОГО ДОБРОГО СЛОВА в адрес Высоцкого"( Л. Беркович). И о том, что " поверить в письмо,написаное Высоцим в ЦК КПСС невозможно" ( Т. Боярский) . И прочая, и прочая...
Авторам обвинительных статей даже в голову не приходит, что кроме их, популярной и распространенной среди выходцев из бывшего СССР, точки зрения, может быть и д р у г о е мнение, отличное , как от их собственного, так и от мнения "широких масс трудящихся" , от мнения "бухгалтера Натальи Свистун" или "человека из народа" Андрея Булатова . Удивляться ,конечно, тут нечему,ибо авторы гневных обличений в мой адрес, сами являются продуктами многолетнего советского воспитания и для них " мнения народных масс" или же авторитетных писателей и политиков ,разумеется, "подавляют огневую точку" какого-там Шойхета. Эти господа, уже около 20 лет живущие в обстановке демократической свободы слова, никак не могут допустить, что к а ж д ы й человек ИМЕЕТ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО НА СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И НА ЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
Я не знаю, каким местом читали мою статью "защитники Высоцкого". И читали ли они ее вообще. Но у меня нигде не сказано, что В. Высоцкий не был талантлив. Цитирую: " У В. Высоцкого ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ПЕСЕН-БАЛЛАД, УДИВЛЯЮЩИХ СВОЕЙ НЕОЖИДАННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ГЛУБИНОЙ, ГУМАНИЗМОМ И ПОЭТИЧЕСКИМ ТАЛАНТОМ. Это прежде всего его лирические баллады: "Баллада о любви", "Баллада о борьбе", "Притча о Правде и Лжи," Расстрел горного эха", " Я не люблю фатального исхода",песни к дискоспектаклю "Алиса в стране чудес",и,конечно,стихи,посвященные Марине Влади"..." . Кроме того , в своем тексте я упомянул песни из кинофильма "Вертикаль" .Цитирую: "Сам фильм относился к разряду весьма средних, НО ВЫИГРАЛ ИМЕННО ЗА СЧЕТ ТАЛАНТЛИВЫХ БАЛЛАД ВЫСОЦКОГО...". Где же здесь отрицание таланта,в котором обвиняют меня авторы гневных пасквилей?
Г-н Беркович полностью извращает в своей статье мое мнение о В. Высоцком, как об исполнителе: "...А. Шойхет упрекает(!) Высоцкого даже в том,что он поистине потрясающе исполняет свои песни,и никто до сих пор не смог их исполнить на таком же уровне!" А вот цитата из моей статьи,где я привожу разговор с израильским солдатом, не понимающим русского языка,но с восторгом слушавшим Высоцкого: "...Ты понимаешь ,о чем он поет? - Нет. Не понимаю ни слова. Но КАК он поет! Какая энергетика!" Израильтянин восторгается именно ИСПОЛНЕНИЕМ песен Высоцким, а по поводу барда А. Духина говорит, что " это совсем другие песни",т.к. исполнены они неталантливо,хотя и точно переведены. Где же здесь "упреки Шойхета"? Я четко обьяснил магию воздействия песен Высоцкого на слушателей, когда их исполняет сам Высоцкий,т.е. обьяснил этот факт именно т а л а н т о м исполнителя. И исчезновением этой магии, когда песни Высоцкого поет кто-то другой. Надо внимательно читать мою статью,г-н Беркович.
Мнения моих критиков о том, каким актером был Высоцкий, разделились,хотя меня они дружно подвергли остракизму. Т. Боярский утверждает,что " ...как актер, Высоцкий умел талантливо перевоплощаться в своих героев... Разве Глеб Жеглов похож на таганского Гамлета? И разве Гамлет похож на пугачевскогоХлопушу?". Увы,г-н Боярский , Гамлет Высоцкого похож и на Хлопушу , и на Глеба Жеглова. Я сидел в одном из первых рядов партера в Театре на Таганке почти на в с е х спектаклях с участием Высоцкого и так и не смог увидеть разницы в образах Хлопуши, Галилея, Гамлета, Керенского и проч. Передо мной был актер Высоцкий с его истерическими взрывами, всегда одинаковым хриплым голосом с характерным надрывом, и одними и теми же актерскими приемами. Более того, в его выступлениях всегда чувствовался хронический алкогольный синдром, что очень мешало восприятию упомянутых образов.
Ну, а г-н Беркович заявил нечто совсем противоположное : " Так каждый настоящий актер и должен в каждой роли играть,прежде всего, самого себя..." Вот это уже что-то новенькое в театральном искусстве! До сих пор считалось, что великий ( да и просто талантливый) актер обязан ПЕРЕВОПЛОТИТЬСЯ В ОБРАЗ, совершенно отличный от характера самого актера. Великие актеры настолько входят в образы злодеев или героев, что потом б о л е ю т, месяцами приходят в себя, сыграв Отелло, леди Макбет или Гамлета. И упомянутый Вами, г-н Беркович, актер Ю. Яковлев сыграл именно две абсолютно разные роли, царя Ивана и управдома, но в жизни, я вас уверяю, он совсем не похож ни на того , ни на другого. Я приведу мнение моего соседа по московскому дому, простого русского человека( Вы же любите мнение "масс"!) , видевшего еще до войны игру великого актера Михоэлса в Еврейском театре. Этот русский рабочий обувной фабрики "Красная заря" не знал ни слова на идиш. И рассказывая мне,уже не заставшему Михоэлса в живых, о своем впечатлении,он сказал :- Представляешь, я сижу в зале,ни хрена не понимаю. И вот выходит на сцену такой пожилой еврей. Ну,еврей, как еврей, я таких у нас в Харькове, в юности, полно видал. Но вот стал он играть! И я у в и д е л несчастного отца, который был царем, был богат, были у него три дочери, две любимых, а третья -дурочка. И как ничего у него не осталось, все отобрали, всего лишили, и даже дочку-дурочку, что его любила, последнее дитя, и то убили. Ты знаешь, я в конце слез сдержать не мог. И потом
сколько я этих спектаклей и кино смотрел ,и всяких атеров видел, а вот Соломон Михоэлс для меня - навсегда останется королем Лиром. Вот это актер был!" Так -то,г-н Беркович, великий актер -это перевоплощение, а не игра самого себя.
Я нигде не называл Высоцкого "бездарем и ничтожеством" -это Ваши слова. В моей статье сказано, что " актером он был весьма средним, второго и третьего планов." Я не говорил ,что он бездарен, у него были талантливо сыграные роли и я называл их ( поручик Брусенцов,Дон Гуан, фон Корен, Галилей, Глеб Жеглов), но его ни в коем случае нельзя поставить на одну доску с А. Мироновым, Ал. Баталовым, И. Смоктуновским, О. Далем, С. Юрским, с актерами -коллегами Театра на Таганке - А. Филиппенко,Б. Хмельницким, С. Фарадой, Л. Филатовым. Это р а з н ы е уровни мастерства.
С точки зрения п о э з и и . Он был хорошим поэтом-песенником. Но поэтический уровень его стихов был невысок,непритязателен. Это тема ,разумеется, требует более глубокого исследования, чем одна статья. Но среди поэтов, его современников,есть гораздо более талантливые: А. Вознесенский, Е. Евтушенко, А. Межиров,Ярослав Смеляков, Белла Ахмадулина, Ю. Левитанский, Ник. Рубцов, из поэтов-бардов-- Б. Окуджава, Ал. Галич. Ю. Визбор, Новелла Матвеева. Были прекрасные поэты-песенники,авторы замечательных военных песен - М. Исаковский и Ал. Фатьянов. Достаточно положить перед глазами тексты Высоцкого и этих поэтов,чтобы убедиться в весьма среднем уровне стихов Высоцкого. Г-н Беркович сравнил М.Ю. Лермонтова с Высоцким : " Как индивидуальность Лермонтова отпечаталась на всех созданных им произведениях,так и индивидуальность Высоцкого отразилась на всем его творчестве". Умри ,Денис, лучше не напишешь! Вот я и предлагаю читателям и моим критикам сравнить тексты Лермонтова и Высоцкого. Хотя бы небольшой отрывок из Лермонтова ,посвященный Кавказской войне ,который начинается словами " Я к вам пишу, случайно ,право..."( " ВалерИк " ) и " военную" песню Высоцкого - " Вцепились они в высоту,как в свое". Может быть тогда, многие пересмотрят свое мнение о Высоцком, как " о замечательном поэте". В статье Т. Боярского автор почему-то противопоставляет песням Высоцкого советские" патриотические" тексты Ошанина, Добронравова, Гурьян(?), Михалкова, пытаясь доказать, что его песни были уже в то же время "не советскими" и непатриотическими. Я согласен, они не были "советскими" в общепринятом тогда смысле, но они были ПАТРИОТИЧЕСКИМИ. Только это был РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ, который готов оправдать любое кровопролитие и злодейство,если это на пользу Державе. За что Высоцкого не жаловали СОВЕТСКИЕ чиновники. Слишком уж откровенно Высоцкий об этом писал. И за что его преданно любили и любят до сих пор российские "народные массы". И уж совсем некрасиво, г-н Боярский, обвинять Б.Ш. Окуджаву в прославлении маршала Жукова. Как же это Вы, такой тонко чувствующий юмор и "подтекст" в песнях Высоцкого,не уловили горечи в словах : Так, значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим..." ? Б. Окуджава прославлял СОЛДАТА, а не маршала.
Ну,а теперь самое главное. Г-н Боярский в своем "памфлете" напал на меня за критику песни " Антисемиты". " Это до какой же степени нужно утратить чувство юмора, чтобы такое написать", восклицает он. А написал я, что Высоцкий в песнях "Антисемиты" и " Мишка Шифман" касается "еврейской темы" в СССР, но преподносит эту трагедию советского еврейства в виде раешника, частушки, где герой, русский человек, насмешничает над приятелем -евреем ("Мишка Шифман") или ерничает на тему -бить или не бить жидов , "настроивших дачи по Казанской железной дороге". " Отстранение от еврейской боли и еврейской трагедии здесь налицо. Для Высоцкого евреи -это "они".) И это правда. Но г-ну Боярскому мое утверждение не понравилось. Для г-на Боярского мое утверждение ,что нелюбовь к еврею-свойство русского человека , " сомнительное и НИКЕМ НЕ ДОКАЗАННОЕ (!)". Я не знаю, в каком мире проживал г-н Боярский до репатриации, может быть ,на Парнасе или на Сейшельских островах. Но по-моему любому еврею бывшего СССР не надо особого доказательства нелюбви русского и любого другого человека к нашему народу на протяжении всей истории его проживания на территории СНГ. Начиная с погромов Богдана Хмельницкого , кончая массовым уничтожение евреев на территории СССР в период 2-й Мировой войны русским, украинским и проч. населением оккупированных территорий под руководством нацистов.
Начиная с указа Екатерины 2-й о введении "черты оседлости" для еврейского населения Российской империи , кончая погромной политикой Сталина и всесоюзной травлей евреев в хрущевско-брежневском СССР, вплоть до репатриации евреев из СССР в конце 80-х годов прошлого века. Но г-ну Боярскому это все очевидно неведомо. И для него песни Высоцкого " Мишка Шифман" и " Антисемиты" - проявление юмора. Возможно. Но юмор, г-н Боярский, тоже бывает разный. Бывает на уровне Генриха Гейне, Ар. Райкина, Мих. Жванецкого. А бывает на уровне народной частушки ,типа: -
Сидит милай на крыльце,
Моет морду борною,
Потому что пролетел ероплан с уборною. Это тоже юмор, только другого у р о в н я. Но использовать юмор раешника в столь деликатной теме, как еврейская, да еще и в 70-х годах в СССР, было неэтично. Е. Евтушенко тоже касался "еврейской темы", но сделал это в трагической поэме "Бабий яр". А. Вознесенский уже в начале 80-х написал поэму "Ров", о трагедии евреев Симферополя. Эти поэты России понимали,что русскому человеку касаться "еврейской темы" следует деликатно, а не гыгыкая над " отказниками", как это сделал Высоцкий, з н а я, что именно такой подход сделает ему популярность в "народных массах".
И, наконец , последнее. Г-н Боярского "сильно смущает информация Александра Шойхета о том, что в 1978 году Высоцкий написал заявление в ЦК КПСС: -"Могу быть полезным инструментом на службе в пропаганде идей нашего общества" . И далее ,Т. Боярский начинает подводить "идейную базу" под это позорное заявление : " ...может быть его поставили перед тяжелым выбором специалисты из ведомства товарища Андропова? Может быть,это был тактический ход,чтобы открыть себе доступ в кино и на телеэкран?" Так вот, г-н Боярский, Вы можете позвонить на радиостанцию РЭКА, г-ну Ал-дру Дову (Медведенко) . А. Дов ( Медведенко) ведет на РЭКЕ передачу, посвященную творчеству В. Высоцкого,каждую пятницу в 15.00 Таких передач было около десятка. И в одной из них г-н Дов (Медведенко) зачитал в эфир полный текст того письма В. Высоцкого в ЦК КПСС. Поинтересуйтесь, если не верите мне. И не надо выдумывать про "тяжелый выбор". Никто из упомянутого "ведомства" не держал у виска барда Высоцкого наган,никто не заставлял его писать такое письмо. И ему не надо было " открывать доступ в кино и ТВ", его в это время вовсю снимали в кино ( "Место встречи изменить нельзя", " Маленькие трагедии") он был задействован в театре, он ездил на гастроли за границу. Потому что его жена Марина Влади была не только известной кинозвездой, но и, ( что гораздо важнее!) -- членом ЦК Компартии Франции и Председателем Общества дружбы "СССР- Франция". То-есть крупным партийным функционером. И имея такую "крышу", В. Высоцкий мог спокойно ездить в "загрантуры" и не бояться никаких "специалистов". Никто из поэтов России ( я имею ввиду настоящих поэтов, а не придворных шаркунов типа Михалкова), не унизился до написания подобных писем. В. Маяковский прославлял советскую власть и Ленина,но делал это искренне. Шолохов писал письма Сталину,но это было результатом его веры в вождя, да и писал он о незаконно репрессированных в его хуторе казаках. Пастернак унизил себя позорным выступлением на 1-м сьезде писателей, но это был результат страха перед НКВД.
Кого боялся и во что верил В. Высоцкий в конце 70-х? Он презирал советскую власть и одновременно хотел " служить инструментом" ее идеологии.
Г-н Беркович в своем опусе "Талант -единственная новость" пошел еще дальше. Он оправдывает такое поведение Высоцкого.И в оправдание он приводит пример Аркадия Райкина, который "входил в состав печально известного Антисионистского комитета, но из-за этого НЕ СТАЛ ЮДОФОБОМ, ВРОДЕ ПРОХАНОВА ( это,по мнению Берковича, большая заслуга!) и не перестал быть величайшим артистом Советского Союза". Мол, Высоцкий еще не так плохо поступил, Райкин, вон в какое г..но вляпался, и то ничего! Так вот , такой великий, всемирно известный актер, как Аркадий Райкин, мог вполне не вступать в это дерьмо под названием " Антисионистский комитет советской общественности". И н и к т о бы ему ничего не посмел сделать. Так же ,как и И. Кобзону и Э. Быстрицкой, вьехавшим в это же дерьмо. Времена были уже другие. А совесть свою сохранили бы незамаранной.Но Райкиным руководил страх, впитанный еще с времен Сталина. Кстати, именно после своего "вступления" А. Райкин получил третий инфаркт и перестал выступать, т.е. перестал быть величайшим артистом СССР.
А Высоцкий никого не боялся и никакой НУЖДЫ, как пишет г-н Беркович, в написании такого письма не было. И выступал против политики "власть предержащих" не только Е. Евтушенко. И В. Аксенов, и А. Вознесенский, и Белла Ахмадулина, и Ю. Ким, и десятки других людей подписывали письма протеста против вторжения в Чехословакию и ареста "семерых" диссидентов, А. Галич написал свой знаменитый "Петербургский вальс",за исполнение которого он был изгнан из страны. Затравили и вынудили уехать и других исполнителей эстрадных песен,не желавших петь предписаные идеологией песни - Аиду Ведищеву, Вадима Мулермана, Эмиля Горовца(за исполнение еврейских песен), Ларису Мондрус.. Затравили и изгнали с эстрады В. Ободзинского. Но никто из этих людей не писал покаянных позорных писем в ЦК. Одни эмигрировали, " выбрав свободу", другие замолчали, уйдя во "внутреннюю эмиграцию". Высоцкий мог эмигрировать ,но не захотел,значит, советская жизнь,над явлениями которой он подтрунивал ( но не издевался!) его устраивала. Я нигде не писал, что его "военные" песни неталантливы, но они мифологичны. Вас, г-н Беркович, устривают сказки об Отечественной войне ? На здоровье. Я предпочитаю правду. И я не "опираюсь на мнение одного энкаведиста(хорошо еще,что не эсэсовца)", как Вы изволили написать. Из моей, когда-то большой, семьи 12 человек сражались на фронтах и в партизанских отрядах, поэтому я прежде всего опираюсь на их мнение. А мнение этого человека ( кстати, "смершевцы" не стреляли в спины штрафников, а боролись с диверсантами в прифронтовой полосе и на освобожденных территориях), я привел, как знающего не по наслышке фронтовой быт и законы войны. Вы злорадно его сравнили с эсэсовцем, а на самом деле он воевал с первого до последнего дня и дважды горел в танке , на Курской дуге и на Балатоне.
А насчет таланта , на Вашу цитату из Пастернака, могу ответить, что наличие таланта не может оправдать подлость и привожу изречение Фаины Георгиевны Раневской : - ТАЛАНТ, ОН, КАК ПРЫЩ , МОЖЕТ ВСКОЧИТЬ НА ЛЮБОМ МЕСТЕ." .