101-й автобус " Агентство Аэрофлота - Аэровокзал" когда-то действительно отходил от Агентства на Екатерининской уг. Ланжероновской. Однако на этом углу интенсивное движение транспорта и стоящие на конечной автобусы мешали движению. Тогда остановку перенесли на Ланжероновскую к Оперному театру (у дома Навроцкого), что недалеко от Агентства. Пассажиры ожидают 101-й автобус на конечной у Театра.
В это время я и начал пользоваться 101-м маршрутом. Ожидая пассажиров, автобусы с включенными двигателями стояли там по несколько минут, сменяя друг друга. А надо сказать, что дизельные "Икарусы", да еще не совсем исправные, сильно дымят. Так целый день Театр и коптили.
Однажды ваш покорный слуга не выдержал и написал письмо в транспортный отдел Горисполкома по поводу такого безобразия. Самое поразительное, что через короткое время конечную 101-го перенесли на Греческую площадь не меняя названия маршрута, хотя теперь до Агентства стало довольно далеко. Подействовало ли мое письмо, либо подобных писем набралось много, не знаю.
В результате мне по утрам пришлось ходить дальше до остановки, но Театр....
Кроме того мне доводилось много раз проходить через площадь по дороге из дома в школу, куда я водил своих детей.
Вновь построенный ресторан "Киев" имел 2 этажа, где располагался собственно ресторан с главный входом с ул. Полицейской, крышу-террасу с летним кафе- мороженным и кулинарным магазином на первом этаже с входом со стороны площади.
В дневное время ресторан работал только на втором этаже, а первый - как столовая самообслуживания.
Междугородняя автостанция на площади занимала первый этаж здания в северо-восточном углу, где находились кассы, диспетчерская и другие службы и площадку- пустырь на месте разрушенного в войну здания (место для отстоя автобусов). Вся площадь с утра до вечера была запружена автобусами, как междугородними, так и городскими.
На этом месте позже построили дом для "Гипрограда".
В заключение о новейшей истории Греческой площади.
В 1990-е годы круглый дом в центре площади снесли и на его месте построили новое здание значительно выше прежнего, но нижнюю часть стилизовали под старину.
Старый круглый дом.
Уже снесли, но еще не построили.
ДЕТСКИЕ ИГРЫ
Важной составляющей городского среды обитания является поведение детей на улицах и во дворах: во что играют, какими песенками, считалками, возгласами эти игры сопровождаются.
Из наиболее запомнившихся игр, в которые играли дети младшего, да и среднего возраста это игра в жмурки. Я долгое время, лет до 20-ти, не знал, что по-русски игра называется прятки. Кроме оригинального названия, в Одессе еще использовался особый выкрик игрока, которого не нашли и он успел подбежать к месту "жмурения" (дереву, забору), постучать рукой и выкрикнуть "Дыр - дыра за себя", закрепив тем самым свою победу. Жмурящий, обнаружив одного из спрятавшихся, также был обязан застукать его: "Дыр- дыра за (имя найденного игрока)". Буквальное значение слов "Дыр - дыра" так и осталось для меня загадкой. Кроме того правило игры: следующим жмурящим будет, тот кого нашли первым, выражалось присказкой "первая курица жмурится".
Игра в классы или классики была очень популярна в весенне-летний период. Классики на асфальте появлялись в первые же весенние теплые дни. Говорили даже: "появились классики - весна пришла". Классы чертили на асфальте школьным мелом. Обычно чертили большой прямоугольник ( 2,5 - 3 м на 1 - 1 ,5м), делили его пополам продольной чертой, а затем проводили две, иногда три поперечные черты так, что получалось 6 ( или 8) одинаковых квадратов-классов. Внутри каждого класса надписывался номер от 1 до 8 .Перед классом 1 пририсовывался небольшой квадратик - место, где будет стоять игрок на старте, а над классами 4-5 проводили дугу ограничивающую зону в виде сегмента - "рай". Единственным, но очень важным предметом игры была "бита" - небольшой плоский камень. Особенно ценился обломок мраморной ступеньки - плоский, гладкий, в меру тяжелый, да и начертить им классы можно, если мела нет - благо большинство лестниц в домах центра были мраморные...
Всех правил этой игры я не помню, в нее играли в основном девочки, но суть заключалась в том, что игрок становился на старт, бросал биту в первый класс и если бросок был удачный (бита не попала на черту) должен был подпрыгивая на одной ноге перетолкнуть биту носком обуви одним касанием во второй класс, затем в 3-й и т.д. до конца. Если это не удавалось, бита легла на черту или вылетела из классов, либо игрок наступил на черту, ход переходил к следующему игроку. В случае удачи игрок возвращался на старт и бросал биту сразу во 2-й класс и т.д. После прохождение всех восьми конов игра продолжалась, но с закрытыми глазами - " экзамены". Короче вся игра как бы имитировала школьный процесс. Побеждал игрок прошедший первым все классы и экзамены. Как использовался "рай" забыл.
Многие игры начинались с определения ведущего, или начинающего игру первым, жмурящего и т.д. Для этого все игроки становились в круг, и кто-нибудь начинал проговаривать определенный ритмизованный текст, с каждым словом указывая на следующего игрока, включая себя. Например, часто говорили так: "На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной - кто ты будешь такой? Говори поскорей не задерживай добрых людей". Тот игрок, на которого выпало последнее слово, должен был ответить, выбрав одного из перечисленных персонажей. Тогда счет начинался сначала, и тот на кого выпало загаданное слово, выбывал из счета. После этого все начиналось сначала и так до тех пор, пока не оставался один игрок - он и становился ведущим основной игры.
Мальчики играли в "маялку". Маялка - небольшой матерчатый (трикотажный) мешочек с песком, который подбрасывали (подбивали) внутренней стороной стопы так, чтобы он не упал на землю. Играли по очереди, выигрывал тот, кому удалось подбить маялку большее число раз.
Катались на самодельных самокатах. Самокаты делали из деревянных дощечек и реек, а колесами служили шарикоподшипники. Такой самокат сильно шумел и трясся при езде, ведь металлический подшипник непосредственно катился по асфальту без всякой резиновой амортизации. Обычно самокат состоял из деревянной стойки с поперечиной-рулем с большим подшипником внизу и прикрепленной к стойке площадке из досточки на двух небольших подшипниках.>
Мальчик становился одной ногой на площадку держась за руль, а второй отталкивался, набирая скорость, затем ставил и вторую ногу на площадку и ехал по инерции. Такие самокаты использовали потому, что велосипеды были дороги, да как и многого другого в продаже их не было.
Еще мальчики гоняли обруч. Для этой забавы нужно было найти железный обруч от бочки. (Тогда еще пользовались бочками из деревянных клепок стянутыми обручами.). Затем из куска толстой железной проволоки соорудить погонялку. Для этого один конец проволоки выгибался в виде крюка. Обруч катили по земле подталкивая погонялкой и при определенной сноровке он катился довольно долго не падая.
Довольно популярной была игра со странным названием "12-32". В нее играли, когда желающих набиралось 10- 15 детей или больше и было достаточно свободного места. Поэтому в нее играли на школьных переменах во дворах школ, на "продленке", в пионерских лагерях. Играющие разбивались на две равные по количеству игроков команды. Команды выстраивались в две шеренги лицом друг к другу и брались за руки. Расстояние между шеренгами 10- 15 метров. Команда, начинающая игру (по договоренности или имеющая на одного игрока меньше, при нечетном общем количестве игроков) хором выкрикивала: " у нас 12-32 у вас 12- 32 , чью душу желаете". Из другой команды в ответ выкрикивали имя одного из игроков первой. Тогда выбранный игрок начинал бежать на цепь противника, стараясь с разбега прорвать сомкнутые руки. Если ему это удавалось, он возвращался в свою команду, уводя с собой одного из игроков в месте прорыва. Если нет - сам оставался в другой команде. Следующий ход делала команда, победившая в первой схватке. Игра продолжалась до тех пор, пока в одной из команд не оставался один игрок. Я очень любил эту игру и всегда участвовал в ней.
Дети 5-8 лет играли в "кремушки", так называли небольшие округлые камешки кремния коричневатого оттенка.
Игра эта во времена моего детства уже была почти забыта, но по рассказам родителей, которые и научили меня ей, пользовалась в Одессе популярностью в 20е-30е годы. Для игры находили (на пляже или на Бульваре, дорожки которого еще до начала 60-х посыпались естественным гравием) подходящие камешки. Использовали 5 камешков.
Кремушки раскладывали на столе. Игрок брал в руку один камешек и подбрасывал его в воздух, затем быстро хватал со стола второй камешек и должен был поймать первый до его падения на стол, так чтобы в руке оказалось 2 камня. Затем подбрасывал один камешек из двух находящихся в руке и хватал третий, и так пока все пять не окажутся в руке. В случае неудачи ход переходил к следующему игроку. Но это только первое упражнение. После удачного его выполнения переходили ко второму: подбросив один камень, хватали по два. Более трудное - третье упражнение "переменка": начиналось как первое, но после того как в руке оказывалось 2 камня, требовалось подбросив один, успеть положить второй на стол, схватить другой камень и поймать первый и так поменять все камушки. Дальше шли еще более трудные фигуры, связанные с подбрасыванием одновременно нескольких камней, но суть оставалась одна - за время полета одной части камней успеть что-то сделать со второй и поймать первую.
Очень полезная и интересная игра для развития у детей мелкой моторики и реакции.. Эти пять камешков я недавно привез из Пале Рояля в Париже. Там аллеи до сих пор посыпают точно таким же гравием, каким посыпали аллеи Приморского бульвара в прошлом
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД
В Одессе с середины 19-го века действует университет. В прежние времена университетов было немного, и появление такого учебного заведения сильно повысило статус города и стало одним из составляющих выдвинувших Одессу в "столицу" края. Существовало даже понятие "университетский город", которое подразумевало город с большим культурным и научным потенциалом. Первоначальное название: "Новороссийский университет" подчеркивало его значение для всего юга России. В начале 20-го века во всей Российской империи было 5-6 университетов
В мое время значение университета сильно снизились. На первый план выдвинулись вновь образованные технические институты, выпускавшие инженеров различных профилей - в связи с многолетним курсом на индустриализацию быть инженером стало модно и престижно, - а гуманитарное университетское образование ушло на второй план. Падению престижа университета способствовал также преобразование медицинского факультета в самостоятельный мединститут.
Медин был, пожалуй, единственным престижным нетехническим вузом.
. Оставшиеся гуманитарные факультеты: русской и украинской филологии, исторический, юридический, географический особой популярностью не пользовались (не только не было конкурса, но зачастую был недобор) и только факультеты иностранных языков, физический, механико-математический и отчасти химический не пустовали.
В 60-е - 80-е гг. большинство молодых людей стремившихся получить высшее образование пытались поступить на технические или морские специальности. Прежде всего, это многочисленные факультеты Политеха (Политехнического института), института связи, Водного института (институт инженеров морского флота), Высшей мореходки или Вышки (Высшее мореходное училище), Консервного института (Технологический институт пищевой и холодильной промышленности). Был также, хотя и поменьше, вступительный конкурс в Мукомольный (технологический института мукомольный промышленности), Строительный, Педагогический, Кредитно-экономический. Еще меньше желающих поступить наблюдалось в Сельскохозяйственном институте. Особняком стоял мединститут, единственное не техническое учебное заведение, куда поступить было очень трудно (большой "блат" и/ или большие деньги).
В 50-х - 80-х г. большинство учебных заведений, дававших высшее образование (ВУЗ), назывались институты, реже училища.
Так в городе работало 14 ВУЗов:
В скобках привожу обиходные названия институтов:
Университет им. Мечникова, ул. Дворянская (Петра Великого),
Политехнический институт (" Политех"), Новоаркадиевская ул. (просп. Шевченко)
Институт инженеров водного хозяйства ("Водный") Староинституцкая ул. (Дидрихсона)
<Институт пищевой и холодильной промышленности ("Консервный")
Технологический институт мукомольной промышленности им. Сталина, затем Ломоносова ("Мукомольный"), Канатная ул. (Свердлова)
Электротехнический институт связи им. Попова (" институт связи")
<Медицинский институт им. Пирогова ("Медин")
Педагогический институт им. Ушинского ("Педин") Главное здание - Старопортофранковская (Комсомольская), 26
Сельскохозяйственный институт ("Сельхоз") на Канатной ул.
Кредитно- экономический институт, позже - институт народного хозяйства. (" Нархоз"), Преображенская ул. (Сов. Армии)
Гидрометеорологический институт ("Гидромет")
Высшее мореходное училище ("Вышка"), Староинституцкая ул. (Дидрихсона)
Строительный институт, Староинституцкая ул.
Консерватория им. Неждановой
Но продолжу воспоминания.
. После окончания школы в 1965г (о школе см. в 3-ей части) я поступил на физ. - мат факультет Педина на специальность "физика и техническая механика".
Собственно говоря, специальность учителя меня не привлекала, но хотелось изучать физику. Возможно, было-бы лучше учиться в Университете, но по различным причинам, на которых не буду здесь останавливаться, я стал студентом Педина.
Выбранная специализация предполагала кроме изучения физики, математики, астрономии, педагогических дисциплин (педагогики, психологии) еще и несколько ознакомительных курсов по техническим дисциплинам (сопромат, детали машин, технология материалов, техническое черчение). Такое необычное сочетание было вызвано проводившейся в то время реформой школьного образования -11-летка с производственной практикой, (см. в 3-ей части)
Меня же такое образование привлекало широтой и возможностью в дальнейшем работать не в школе.
Кроме перечисленных, еще читались курсы по основам электротехники, радиотехники, истории физики, основам кибернетики, изучался иностранный язык, и как везде в то время, цикл идеологических дисциплин: история КПСС, политэкономия, диалектический и исторический материализм, научный коммунизм, атеизм.
Также проводились занятия по физическому воспитанию, а проще уроки физкультуры.
Таким образом, кроме солидных знаний по основной специальности, программа обучения предполагала подготовку широкоэрудированного педагога.
Другое дело, что по многим причинам большинство выпускников не усвоила и четверти объема изучаемых предметов.
Все начиналось с порядка зачисления. Система конкурсного отбора, - а в год моего поступления конкурс на физмат был около 3 человек на место - призванная обеспечить поступление наиболее подготовленных абитуриентов, не срабатывала из- за многочисленных поправок. Так вне конкурса зачислялись медалисты (окончившие среднюю школу с медалью за отличные успехи). Идея сама по себе неплохая, но в то время уровень образования в сельских школах был значительно ниже чем в городских, а если учесть, что более половины абитуриентов Педина были из сел, то понятно к чему такая практика приводила.
Кроме того существовала бронь для поступающих по направлению колхозов.
Достаточным условием для поступления таких людей была сдача вступительных экзаменов на минимальную положительную оценку.
Такая же бронь для демобилизованных солдат срочной службы.
.
В результате в течение 1-го курса отчислили более 20 проц. набранных студентов из-за отсутствия у них элементарных знаний по математике, и как следствие, их полной неспособности к ее дальнейшему изучению. Еще было несколько "блатных" т. е. поступивших по знакомству, но переоценивших свои силы - такие ушли сами, не дожидаясь отчисления. Некоторые из оставшихся с большим трудом сдавали сессии и так балансировали до самого диплома. В то же время были и очень сильные студенты, правда, в большинстве выпускники городских школ. Справедливости ради надо сказать, что и среди "деревенских" попадались самородки, но редко.
Институт в то время, да и теперь, располагался в здании бывшей гимназии на ул. Старопортофранковской (тогда Комсомольской) , 26. На здании висела мемориальная доска с приблизительно таким текстом "Здесь, в помещении 2-ой мужской гимназии учился академик, полярный исследователь Отто Шмидт"
Здание вместе с двором занимало целый квартал, в виде большого прямоугольника (прибл. 150 на 50 м) между улицами Старопортофранковской, Раскидайловской (Станиславского), Внешней (Мечникова) и Градоначальницкой (Перекопской победы). Главное здание в плане напоминало заглавную букву "Е" с длинным фасадным флигелем вдоль ул. Старопортофранковской и несколькими дворами между поперечными флигелями. Со стороны остальных улиц территория была ограждена высоким каменным забором. Во дворе стояло несколько одноэтажных построек и пристроек: гараж, мастерские.
На первом этаже находились административные кабинеты (ректорат, бухгалтерия), актовый зал, небольшой спортзал, студенческая библиотека, а также небольшой вестибюль и гардероб при входе. Первоначальный вид здания. (конец 19-го века) Так выглядел институт во время моей учебы. (60-е годы 20-го века)
таким я увидел здание в 2011 году.
В то время в институте работали такие факультеты: физико-математический ("физмат"), художественно-графический ("худграф"), физического воспитания ("физвос").
В мое время здание уже было трехэтажным, тогда как на старых фото оно двухэтажное. Когда его надстроили, не знаю. Физмат занимал 2-й этаж здания. Там размещался деканат, аудитории, лаборатории. Кроме этого главного здания, некоторые подразделения базировались в других местах. Так "физвос" занимал здание Большой синагоги на Еврейской (Бебеля) уг. Ришельевской (Ленина), переоборудованной в спортзал.
В то время физмат располагал очень сильным преподавательским составом. Мне запомнились лекции по физике доцентов Альперина Марка Моисеевича, Старого Бориса Израилевича, Соломонюка Романа Ефремовича, Плотичер Софьи Яковлевны. По математике: Арова Дамира Зямовича, Гинсбурга Юрия Павловича, Батырева Анатолия Васильевича. Некоторые из них позже стали профессорами. Практические занятия (решение задач, лабораторный практикум) также вели очень толковые преподаватели: Шапиро Ольга Абрамовна, Бриль Мила Натановна.
По другим дисциплинам Баларич (психология), Гликштерн (цикл технических предметов), Покрытан (политэкономия), Табачник (астрономия), Коциевский (атеизм).
БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Я долго сомневался, стоит ли включать нижеследующий раздел в сборник воспоминаний об Одессе. С одной стороны все, что я собираюсь здесь описать, было характерно, я думаю, для многих городов СССР, с другой стороны я все это видел именно в Одессе, где, несомненно, присутствовала местная специфика.
А рассказать я собираюсь о материальной стороне жизни простого горожанина, сколько люди зарабатывали, на что и как тратили заработанные деньги. Сегодня, беседуя с молодежью, читая высказывания в Интернете, я убедился, что знания о жизни и быте людей 50-х -70-х годов очень туманные и мифологизированные. Большинство считает, что тогда был "золотой век", когда все жили безбедно и счастливо, другие - все было ужасно: царил страх и голод. Истина как всегда лежит где-то посередине, да и за те десятилетия жизнь не раз менялась - периоды относительного благополучия сменялись кризисами.
Здесь хочу подчеркнуть, что в этих "Воспоминаниях" я не даю никаких политических оценок, не затрагиваю причин, по которым жизнь в то время протекала так, а не иначе. Я только стараюсь, в меру своих возможностей, изложить то, что помню.
Как же жили в то время, каков был уровень жизни.
Уровень жизни - понятие очень широкое и требует для полного охвата научных исследований. Я же поделюсь своими воспоминаниями о ценах, зарплатах, доступности жилья, образования, медицинского обслуживания, развлечений в 50-70-е годы 20-го века.
А вы уж сами делайте выводы.
Очереди
Рассказ об очередях в магазинах, предваряю кратким
словариком терминов.
"Дефицит" - любой товар, обычно отсутствующий в свободной продаже.
"Выбросили" - в определенном магазине в продаже появился дефицит, за которым стоит очередь. Например: "В центральном гастрономе выбросили масло"
"Дают" - использовался вместо глагола "продают", если за товаром приходилось стоять в очереди, Например: "Что дают?".
(Глагол "продают" использовался при продаже без очереди.)
"Достать" - купить, выстояв длинную очередь, либо без очереди, но с переплатой.
"Слева", "достать слева" - купить дефицитный товар с переплатой (обычно через знакомых, см. "Блат").
"Дать сверху" - купить дефицит с переплатой у спекулянта. Например: "Сколько заплатил? - 5 руб. и 3 сверху"
" Блат", "по блату" (синоним "Слева") - достать дефицит через знакомого в торговой сети. Например: "Достал по блату пальто в ЦУМе, у меня там знакомый грузчик, конечно дал сверху".
"Лично" - в споре о том кто стоял или не стоял в очереди. Например: "Я лично за черной шляпой". Имеется в виду, что имярек стоит за человеком в черной шляпе непосредственно и впереди никто временно не отошел.
"одни руки" - покупатель (физическое лицо), термин использовался при нормировании количества товаров. Например: "давали по 2 пачки сахара в одни руки".
"напАсть" - случайно купить что-либо (искал одно, а купил что-то другое) Например: "Вчера напал на гречку, давали по полкило в одни руки".
"Авоська" - сетчатая мягкая корзинка с ручками из прочных нитяных жгутов. На всякий случай всегда лежала в кармане - авось нападешь на дефицит.
"Задний проход" - служебный вход в магазин. Через служебный вход можно было достать дефицит, дав сверху знакомому продавцу (грузчику, уборщице магазина). Например: "Где достал масло? - Через задний проход Гастронома, дал сверху грузчику Васе"
"Второй завоз"- термин обычно использовался в молочных магазинах. Как правило, молочные продукты, завезенные с утра, к девяти заканчивалось. Иногда еще немного товара завозили после обеда. Например: покупатель, зайдя в совершенно пустой магазин, продавщице: "Девушка, а второй завоз будет?"
(Буду благодарен всем, кто напомнит забытые термины и выражения эпохи больших очередей).
Очередь была образом жизни простого горожанина. В 50-е без очереди практически ничего нельзя было купить. Главным образом это касалось продуктов питания, причем не каких-то деликатесов, об этом никто и не помышлял, а самого необходимого: хлеб, молоко, растительное и сливочное масло, сахар, крупы, колбаса, сыр, мясо и т.п. В это трудно теперь поверить, но консервированные крабы и икра были в свободной продаже, но мало кого интересовали - люди искали чего подешевле и питательнее.
Очереди были очень большие, иногда на несколько часов. Люди при возможности занимали несколько очередей одновременно, если магазины располагались рядом.
Так переходя из очереди в очередь - в каждой нужно было немного постоять, что бытебя не забыли - иногда удавалось купить несколько продуктов сразу. Так поступали многие, поэтому на вид небольшая очередь двигалась очень медленно: люди занявшие очередь раньше все подходили и подходили.
Важным атрибутом очереди был скандал. Главная причина: ставшая афоризмом фраза: "Вас здесь не стояло". И действительно, было много любителей пролезть без очереди, поэтому очередь имела, как говорили, форму гидры: большая голова и длинный хвост, утончавшийся к концу. В тяжелых случаях - "давали" особо дефицитный товар - очередь регулировал милиционер, стоявший в голове и следивший за порядком. Но так бывало редко. В основном очередь регулировали активисты из хвоста, они следили, чтобы не лезли без очереди, но зачастую под шумок сами пролезали первыми. Ситуация и без того напряженная усугублялась наличием категории людей, которым было положено по закону покупать без очереди - это главным образом инвалиды войны. Тогда в 50-е, их было очень много. (Позже льготы эти распространили и на участников войны, но тогда участниками было большинство). Когда инвалидов в голове очереди оказывалось так много, что из них образовывалась дополнительная очередь, а обычная переставала продвигаться совсем, вступало в силу неписаное правило: "каждый пятый - инвалид" в том смысле, что активисты вставляли инвалидов в головную часть очереди через пять обычных покупателей.
Большое количество инвалидов в очередях объяснялось не столько их абсолютным количеством в составе населения, сколько тем, что некоторые из них делали, пользуясь ситуацией, мелкий бизнес. Брали без очереди несколько раз подряд дефицит и продавали его потом на Привозе или тут же за углом, но уже по другой высокой или как тогда говорили спекулятивной цене. Я не раз бывал свидетелем сцены, когда очередь прогоняла инвалида с криками: "он уже третий раз берет". Но и этих инвалидов можно понять - прожить на крошечную пенсию было трудно.
Люди были настолько озлоблены, что иногда набрасывались на инвалида даже если он брал первый раз, особенно если товар заканчивался. Отвратительные сцены грубого выталкивания безногих, безруких, слепых из очереди, сопровождаемые отборными ругательствами, стоят перед глазами.
Другим важным атрибутом очереди являлась норма отпуска товара в "одни руки". Официально таких норм не существовало, они в каждом конкретном случае устанавливались завмагом или продавцом в зависимости от количества завезенного товара и от длины очереди, с тем, чтобы впереди стоящие не разобрали весь товар. Иногда стоящие в хвосте требовали даже уменьшить уже установленную норму, боясь что им не хватит, а стоящие ближе естественно сопротивлялись этому - опять причина скандала.
Нередко в очереди вместе с родителями стояли и маленькие дети. Понятно чтобы получить лишнюю порцию товара (еще одни руки). Меня тоже нередко брали в очередь с этой целью. Чтобы взять больше товара при малой норме "в одни руки", некоторые поступали так: занимали очередь несколько раз с интервалом в 15-20 человек. При этом при каждом "подходе" к продавцу старались припрятать в сумки или под пальто товар купленный предыдущей раз.
Стояние в очередях заменяло в то время досуг. Работающие стояли в очередях ближе к вечеру, а утром и днем там, в основном "проводили время" пенсионеры, дети, инвалиды.
Из-за такой системы в домах нередко скапливались излишки какого-либо продукта, значительно превышающие потребности семьи в нем - как же не взять по максимуму, если отстоял огромную очередь и неизвестно, когда удастся следующий раз напасть на этот товар. А потом выбрасывали в мусорный ящик вздувшиеся консервы, крупу или муку, когда в ней заводились жучки. Все это усугубляло и без того сложное положение с продовольствием.
Тотальный дефицит на товары и продукты первой необходимости порождал массу негативных явлений в торговле: обсчет, обвес, хамство продавцов. Когда человек выстояв несколько часов в очереди, подходил, наконец, к прилавку, ему было уже не до разборчивости - брал что дадут. Более того, если кто-либо начинал возмущаться по поводу обвеса или обсчета, люди из головной части очереди обычно становилась на сторону продавца. Каждый при этом рассчитывал на благосклонность продавца по отношению к себе. Продавец обычно заявлял: "не хотите не берите" или "все довольны, а он возмущается", а народ кричал: "не задерживайте очередь".
Такая ситуация сохранялась до 53-54 г. Постепенно, к концу 50-х, огромные очереди исчезли, по крайней мере за основными продуктами.
Как написал поэт А. Твардовский в 60-х: " И нету горькой той надсады, что от больших очередей". ( Поэма "За далью - даль")
Однако период относительного благополучия - по крайней мере, было что кушать - довольно быстро закончился, уже в 62-63гг из магазинов исчез белый хлеб, крупы, мука. Карточную систему не ввели, но некоторые элементы ее появились. По месту жительства, через домоуправления и дворников жителям раздавали талоны на муку, крупу, другие продукты. Количество зависело от числа душ в семье, но нормы были низкие.
Больших очередей в то время не появились, потому что в магазинах вообще многих продуктов не стало.
Постепенно ситуация улучшилась за счет массированных закупок (миллионы тонн) зерновых за границей (США, Канада, Австралия). Все это происходило буквально на моих глазах: с Бульвара хорошо были видны огромные сухогрузы один, за другим становившиеся под разгрузку зерна. Для этой цели обустроили особый причал с соответствующим оборудованием. Над ж.д. путями, идущими вдоль причала, установили несколько больших бункеров (широких открытых сверху, сужающихся книзу), под которые локомотив подавал крытые зерновые вагоны. Портальный кран черпал ковшом зерно из трюма судна и ссыпал его в бункер; оттуда оно через гибкий рукав поступало в вагон через лючки в крыше. Работа шла круглые сутки - один или два корабля разгружались, а следующий уже ждал на рейде. По идеологическим причинам все связанное с закупками зерна за границей (количество и особенно "империалистические" страны-поставщики) замалчивалось и в СМИ не обсуждалось. Откуда привезено зерно было видно по флагу на корме (по морским правилам судно в иностранном порту поднимет на мачте флаг страны пребывания, а на корме страны приписки). Как я узнал значительно позже, разрешение Американского правительства на поставки зерна в СССР, было обусловлено фрахтом судов только под флагом США. Дополнительным свидетельством о характере груза служили тучи голубей, кормившихся просыпавшимся зерном.
В 70-е годы были годами относительного благополучия. В магазинах полки не пустовали, хотя особого разнообразия и не было. Периодически возникали трудности то с одним, то с другим продуктом или товаром и за ним стояли очереди, правда, не такие страшные как в 50-х.
Помню, как на несколько лет в дефицит превратились обыкновенные электролампочки, то исчезли из свободной продажи мужские носки, то детские колготки, то детская обувь малых размеров и т.п. Все это приносило свои неудобства, но ни шло ни в какое сравнение с тотальным дефицитом 50-х.
Отсутствие в магазине нужного размера, расцветки или фасона необходимой вещи воспринималось как должное: вещи то есть, магазин полон, но как говорил по этому поводу персонаж кинокомедии "Бриллиантовая рука": "Будем искать". Поэтому, даже скопив необходимую сумму денег, приходилось тратить еще кучу времени, чтобы их реализовать.
Зарплата.
В те годы зарплаты всех категорий работников рассчитывались по единым тарифам. Так рабочие получали зарплату в зависимости от разряда (от 1- го по 6-ой) и тарифной сетки (3 сетки с учетом тяжести или вредности производства), инженерно-технические работники от занимаемой должности.
Учителя и врачи - от стажа работы.
Так вот на рубеже 60-х - 70-х, в годы начала моей трудовой деятельности, некоторые запомнившиеся мне зарплаты были такими (в месяц):
- уборщица, продавщица -60 руб. (официальная минимальная зарплата)
- киномеханик в кинотеатре - 60 - 70 руб.
- молодой учитель - 80 руб. (с максимальным стажем - 130 руб.)
- инженер - молодой специалист (сразу после ВУЗа) - 110 руб., со стажем - до 150 руб.
- рабочий 4-го - 5-го разряда - 110- 130 руб.; при сдельной оплате по тяжелой сетке на крупных предприятиях - 250-300 руб.
Руководители среднего уровня - 150- 200 руб.
- пенсии начислялись как определенный процент от зарплаты (от 50 проц. для больших и до 75 проц. для маленьких зарплат), но не менее 40 руб. и не более 120 руб.