При поездке по Ривьере вдоль моря мы как я писал выше, пользовались дорогами 07 и 98 . С этих дорог хорошо просматривается море, скалистые заливы, городки на скалах.
Дорога, как правило, идет по карнизу: с одной стороны обрыв, с другой отвесная скала. Так вот желательно двигаться так, что бы обрывистый берег был справа от вас, тогда лучше видно море и есть возможность периодически останавливаться на смотровых площадках. При движении в обратном направлении, вдоль скалы, ввиду узости дороги, интенсивности движения и частых поворотов, такие остановки сделать практически невозможно. В нашем случае, при поездке из Ниццы в Сенремо, как раз так и получилось - справа было море. Обратный путь мы проделали по платному шоссе А8 очень быстро.
На платных дорогах плата взимается разными способами:
а) при выезде на шоссе получаешь талон, а при съезде платишь в соответствии с пройденными участками (вставив талон в щель, видишь требуемую сумму)
б) при выезде на дорогу сразу платишь некоторую фиксированную сумму
в) въезд свободный, платишь в конце участка.
В любом случае хорошо иметь деньги в виде монет 0.5, 1, 2 Е ( всего 15- 20 Е)
.
Автомат принимает и банкноты, но это менее удобно: при сильном ветре необходимо выйти из машины иначе деньги улетят.
Платными скоростными шоссе мы пользовались несколько раз: при возврате из Санремо, при переезде из района Ривьеры в Прованс и при возврате в аэропорт Ниццы. Таким образом, варьируя перемещения по скоростным и простым дорогам, мы посмотрели много интересного, но при этом не затратили слишком много времени на переезды. Всего мы проехали 1300 км.
6. Тактика навигации. Парковки.
В этом путешествии я применял две основные тактики нахождения нужного объекта.
1. Цель маршрута известна точно (гостиница, исторический, культурный или другой конкретный объект), при этом парковка гарантирована. Тогда просто задаю GPS адрес или координаты объекта.
2. Цель маршрута - город. Тогда задаю название города, а вместо адреса ввожу: "центр города". При приближении к финишу стараюсь заметить указатель с надписью "Office de Tourisme" (есть во всех городах). Мы обычно начинали осмотр городов от такого офиса - там бесплатно выдают схемы, карты и отмечают главные объекты осмотра. Теперь, двигаясь по направлению указателя, высматриваю свободную парковку. Желательно найти ее поближе к туристическому офису. Но это не всегда удается. В любом случае, особенно в крупных городах, припарковав машину, фотографирую на ближайшем углу таблички с названием улиц. Затем в турофисе, прошу служащего отметить на карте место стоянки машины - показываю фото таблички на экране фотоаппарата (произнести французские названия правильно невозможно - служащий не поймет).
Эти предосторожности отнюдь не лишние - в незнакомом городе потом можно очень долго искать свою машину.
За время путешествия мне пришлось использовать разные виды парковок. В центрах крупных городов это обычно платная подземная либо надземная стоянка. Платные стоянки у бордюров дешевле, но там трудно найти место и часто неясно как оплатить стоянку. Иногда, прямо на тротуаре, установлены автоматические кассы, но объяснения порядка оплаты вывешены на французском, а мы, увы, не говорим и не читаем на нем.
В городках поменьше есть бесплатные площадки - стоянки, но в этом нужно убедиться. В портовых городах обычно есть большие платные стоянки на молах. Там всегда есть свободные места, правда потом нужно немного пройтись.
7. Города
Большинство посещенных нами городов имеют такую планировку: небольшой средневековый Старый город (Vieille Ville) - обычно на берегу реки или моря - застроенный домами почти без архитектурных украшений 16- 17 века. Улицы узкие, кривые часто без тротуара. Несколько маленьких площадей, некоторые до наших дней используются как рыночные. В центре - старинный Собор или церковь. Город окружен стенами с башнями. На возвышении - Шато (Замок).
В разных городах перечисленные элементы находятся в разной степени сохранности: где-то от Замка ничего не осталось (напр. Ницца), где-то нет ничего кроме Старого города (напр. Эз), Где-то полностью сохранились стены башни и ворота (Авиньон). Есть почти все и в отличном состоянии в Монако т.д.
Везде Старый город отреставрирован: фасады, окна с жалюзи в хорошем состоянии, нигде не видно облупленной штукатурки или покосившихся стен. Все первые этажи - магазинчики, рестораны, кафе. На верхних этажах жилые квартиры. Мы в них не были, но судя по канализационным, водяным и другим служебным люкам на улицах, в этих квартирах есть все современные удобства. Мостовые вместо средневекового булыжника покрыты плиткой (колорит снижает, зато ходить удобно).
Вокруг или рядом со Старым городом - Новый горд - город 19-го, начала 20-го веков. Улицы прямые, широкие. Дома в 4-5 этажей с лепниной по фасаду. Такой город в несколько раз больше Старого. И наконец, современная часть - высокие жилые дома почти одинаковые во всех странах. Кроме того в некоторых городах присутствуют элементы Древнеримской эпохи (арены, термы и т.п.).
Так вот везде мы смотрели древнюю часть, Старый город и немного Новый город.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
День первый, 13. 05. 12. воскресенье
Ницца. Прибытие. Променад Англез. Замковый холм. Старый город. Пл. Массена. ( ок. 15 км)
В Ниццу мы прилетели в ночь с 12 на 13 мая. На такси доехали до нашей первой гостиницы "Данте". Она расположена не очень далеко от Старого города и в двух минутах ходьбы от Promenade des Anglais - бульвара вдоль берега Средиземного моря, протянувшегося вдоль всего города.
Два слова о гостинице. Старый дом на узкой ул. Андреоли, но есть лифт. Комнаты маленькие, но чисто. Завтрак очень легкий: багет, круассан, масло, джем, кофе. К особенностям этой гостиницы можно отнести (нигде такого не встречал) отсутствие помещения для еды, так что завтрак приносят в номер. Вроде хорошо (в других местах за это нужно доплачивать), но во - первых там в двойном номере только один стул при крошечном столике, а во- вторых ты уже не можешь взять еще одно масло, джем или булочку. В дальнейшем, во всех других гостиницах, проблем с добавкой не было. A - гостиница, B - Английская набережная, C, D - Замковый холм,E - опера,F- пл.Розетти, H - пл.Гарибальди, I - пл.Massena, J - ж.д. вокзал, K - булв. В. Гюго
Как я писал выше, машину мы решили брать со второго дня путешествия и с утра 13 мая начали пешеходную прогулку по городу из гостиницы .
Через 3 минуты вышли на Английскую набережную . Она протянулась на несколько километров вдоль пляжа. Пляж, усыпанный крупной галькой, довольно пустынен - температура воды 16 град. и желающих искупаться не было. Зато, несмотря на ранний час, туристов и местных, совершающих пробежки, было не мало.
Сначала мы прошли по набережной в западном направлении с километр, по дороге спустились на пляж, что бы почувствовать море, затем пошли в обратном направлении к восточному концу набережной, где находится Замковый холм и старый город. По дороге зашли в отель "Негреско" (вход свободный) и осмотрели его шикарный интерьер.
Дошли до Замкового холма и на лифте (бесплатный) поднялись на холм . Кто помоложе, может и пешком по лестнице подняться. На холме практически ничего от замка не сохранилось, но зато оттуда открывается прекрасный вид на город и порт.
Спустившись вниз, заходим в старый город.
Проходим по его главной улице Cours Saleya, доходим до Оперы , затем сворачиваем на северо-восток и, петляя по узким улочкам, пересекаем Старый город. По дороге осматриваем пл. Rossetti , Кафедральный собор и выходим к пл. Гарибальди .
В Старом городе пробуем местное блюдо сокко - лепешки из гороховой муки
Затем по бульвару Жан Жорес доходим до пл. Masséna. с красивым фонтаном и сквера Альберта I .
Интересно, что трамвай при прохождении через площадь, опускает токосъемник и движется на аккумуляторах, наверное, что бы контактные провода не уродовали площадь.
По авеню Jean Medecin проходим в сторону ж.д. вокзала, и через булв. Виктор Гюго возвращаемся в гостиницу.
День второй, 14.05.12, понедельник
Ницца: район Симье, музей М. Шагала. Получение автомобиля. Вилла Э. Ротшильд. Санремо.
Получение автомобиля было запланировано только на 11. 00, поэтому с утра мы направились в район Cimiez расположенный на холме. Доехали на автобусе до вершины холма. Там расположен монастырь XVI века Симье. Осмотрели монастырскую церковь и сад, после чего начали спускаться вниз по бульвару Cimiez. По дороге осмотрели - только снаружи - отель "Регина", построенный к приезду британской королевы Виктории. Продолжили спуск, зашли в музей М. Шагала. Там представлено 15 больших полотен мастера на библейские темы и еще много мелких.A - монастырь Симье, B - гостиница "Регина", C - музей М. Шагала, D - ж.д. вокзал
Дошли до ж.д. вокзала, где получили прокатный автомобиль в фирме "Еврокар". Вообще в Ницце есть три пункта этой фирмы: в аэропорту, на вокзале и в центре города. Мы запланировали получить машину на вокзале, а сдать перед самым вылетом в аэропорту. Но вышло не совсем так. Итак, предъявив ваучер и оформив за 10 минут все документы в 11. 40 получил новый Форд Фокус (на спидометре всего 5 тыс. км). Осмотрев машину и убедившись, что все на месте, а небольшая царапина на крыле записана в договор, мы выехали, предварительно включив GPS. Забрали чемоданы в гостинице, и собрались было выезжать из города, но тут GPS стал сигналить: "батарея разряжена", хотя прибор был включен в прикуриватель. Сначала я подумал: прибор испортился, но затем, воткнув прикуриватель в гнездо, убедился, что он не греется, т.е. нет питания. Я начал звонить в бюро проката, но там начался обеденный перерыв (12.00-14. 00) и ответили только в 14 05. Я объяснил ситуацию (к счастью в бюро был русскоговорящий сотрудник), но мне сказали, что на обмен есть только маленькие машины.
Я отказался наотрез, зная, что по правилам, в случае отсутствия машины заказанного класса, они обязаны дать машину классом выше. В конце концов, мне перезвонили через полчаса и предложили получить большую машину Сеат Альтеа, но в городском пункте. С трудом, без GPS, нашел этот пункт и поменял машину. Было это в 15 00. Потеряно 3 часа и пришлось менять планы. А хотели мы заехать в Эз, на мыс Ферра и засветло добраться до Санремо - пункт следующей ночевки. Эз пришлось исключить, и мы двинулись на мыс Ферра на виллу Эфрусси Ротшильд. А - Ницца, В - Вилла Э. Ротшильд, С - Санремо. 62 км
Расстояние А-В 10 км, координаты т. В (Вилла Э. Ротшильд) 43.696859, 7.328298
Проезд А - В занял минут 15. Вход платный (9Е). За 10Е можно было взять комбинированный билет и для посещения Экзотического парка в Эз, но только в этот же день, у нас же времени не было и в Эз мы заехали на следующий день. Вилла обставлена старинной мебелью и картинами. Перед зданием прекрасный парк с поющими фонтанами. В парке есть участки оформленные в разных стилях: французском, японском, испанском и т.д. Русский аудиогид все объясняет. Место интересное - рекомендую. Осмотр занял часа два с половиной, после чего мы выехали на Санремо.
Я выбрал дорогу поближе к морю, так что виды были прекрасные. За 2 часа, к 8-ми вечера прибыли в Санремо, сумерки только начинались, и после оформления в гостинице мы еще успели засветло пройтись по городку.
Гостиница "Вилла Мария", как потом оказалось, была лучшей на всем маршруте.
Это действительно вилла с мраморными полами, старинной мебелью, картинами и в то же время с новой современной сантехникой, просторными номерами с балконами, цветником перед зданием, полноценным завтраком.
День третий, 15.05.12, вторник
Санремо. Монако. Эз. Грасс.
После сытного завтрака в гостинице покатались еще с полчаса по Санремо и двинулись в Монако. Теперь мы хотели затратить на дорогу минимальное время, поэтому проложили маршрут по платным скоростным дорогам. По шоссе А10 менее чем за час доехали до Монако (42 км).
Поставили машину на подземной платной стоянке - иначе в Монако машину не поставить.
Карликовое государство Монако производит сильное впечатление. Там на крошечной гористой территории наворочено такое грандиозное строительство, что кажется, будто попал в будущее. Да и чистота потрясающая. Интересная особенность: хотя все государство расположено на крутом склоне, не всегда нужно карабкаться по крутым подъемам пешком - есть бесплатные лифты прямо на улицах.
Из особых объектов нужно осмотреть: Дворцовую площадь, дворец князя и казино.
Дворец расположен на замковом холме. Эта часть называется Monaco Ville. Туда мы подъехали на городском автобусе ном. 2 (билет у водителя, 1Е). Хорошо успеть к 11. 55 - разводу караула. Гвардейцы в старинных мундирах под военную музыку маршируют на плацу. Все как бы игрушечное, но в то же время настоящее. Гвардейцы на самом деле охраняют дворец. Пушки времен Наполеона на площади в полной исправности и комплектности - уверен, что выстрелят по команде "Пли!"
Когда князь в отъезде, дворец можно осмотреть (9Е). Мы зашли и не пожалели.
Это настоящий, действующий по прямому назначению - не музейный - монарший дворец. Кроме дворца в Monaco Ville находится музей океанографии - мы туда не заходили, но говорят, что любители океана только ради него и едут в Монако.
Сам Monaco Ville - городок средневековой планировки с узкими кривыми улочками, очень чистый и симпатичный.
Спустившись на автобусе с холма, проехав мимо порта по району La Condamine, выходим в районе Монте-Карло. Здесь расположено знаменитое казино. Осмотрев площадь перед казино, заходим в вестибюль. Перед поездкой нас предупреждали, что в основные игровые залы без соответствующей одежды - чуть ли не смокинги - не пускают. На самом деле купив билет (10Е) можно пройти во все залы с рулеткой, карточными столами, а не только к игровым автоматам. Залы очень красивые, но фотографировать там не разрешают. Играющих было мало, возможно вечером больше. За каждым столом сидело 3-4 игрока и почто столько же крупье. Они все время переговаривались с игроками, продавали им разноцветные фишки, двигали поставленные фишки по столу туда- сюда, крутили рулетку.
Играть без языка я не решился.
Погуляв еще немного по Монако, берем курс на Eze (Эз), который мы не смогли посетить накануне. По дороге 07, минут за 20 переезжаем в Эз. Стоянка у подножья скалы. Дальше подъем пешком.
Эз - старинный городок на скале, в котором давно почти никто не живет. В домах размещаются сувенирные магазинчики и рестораны. Городок отреставрирован, но совершенно иначе, чем другие Старые города. Так как там нет постоянного населения и современный комфорт не нужен, реставраторы воссоздали (или оставили, как было) фасады, булыжные мостовые, крутые лесенки и т.п. Ощущение, что действительно попал век в XV. Единственная "поблажка" для туристов - узкая тропинка, мощенная гладкими плитками посередине улиц. На вершине скалы находится т. н. экзотический сад - сад кактусов. Вход платный (6Е). К сожалению, замок на вершине не сохранился, зато оттуда открывается прекрасный вид на морское побережье. Место интересное. Рекомендую посетить.
Осмотр занял часа полтора. Дело шло к вечеру и мы направились к месту очередной ночевки город Grasse (Грасс).А -В 8км, В -С 64 км по шоссе А8
В Грассе у нас произошел единственный прокол с гостиницей.
Заказанная гостиница в 6 км от центра Грасса "Fashol Hotel" оказалась совершенно не пригодной для ночевки. Полутемная комната в хибаре с полами ниже уровня земли с сильным запахом сырости и плесени. Весь номер сомнительной чистоты. Обещанный паркинг практически отсутствует (машину бросили на обочине шоссе). Выбора не было и, несмотря на поздний час, мы быстро вернулись в машину и поехали в центр Грасса. Городок маленький и с наступлением темноты вымирает. Мы уже готовились переночевать прямо в машине, но тут буквально чудом, нашли место на Villa Suzanna в самом центре города. А получилось так. Я позвонил домой сыну и он, используя Интернет и телефон, менее чем за час нашел нам место, сообщил адрес, и нам оставалось только подъехать туда. Конечно, и сам турист может сделать так прямо из машины, но для этого надо, во-первых, иметь местный телефон с выходом в Интернет и во- вторых владеть на приличном уровне иностранными языками. У нас не было ни того ни другого. Вывод: В таком путешествии желательно предусмотреть резервные возможности.
День четвертый, 16.05.12, среда
Грасс: парфюмерная фабрика, прогулка по городу. Канны
Грасс - центр парфюмерной промышленности Франции. Здесь работают несколько парфюмерных фабрик.
С утра немного прогулявшись по городу, зашли на одну из таких фабрик в самом центре города напротив Дворца Конгрессов. Она называется Fragonard (Фрагонар). Сначала вошли в музей фабрики (вход свободный), а затем на саму фабрику. Там проводятся бесплатные экскурсии по действующему производству с живым гидом. Подождав начала экскурсии на английском (на русском нет), прошли по цехам, где до сих пор используют оборудование, чуть ли не столетней давности, чем очень гордятся - классическая технология. Все изготовляется из натуральных компонентов. На фабрике есть фирменный магазин.
Затем прогулялись по старому городу, попробовали лепешки fougassette в пекарне Venturini.
Здесь мы очередной раз убедились в любезности французов. О Venturini мы вычитали в путеводителе, но найти ее в закоулках старого города никак не могли. Тогда мы обратились к проходящей женщине, со словами: Venturini, fougassette. Она поняла, что мы ищем и провела нас до самой пекарни, хотя ей надо было совсем в другую сторону.
В общем Грасс оставил хорошее впечатление.
В середине дня выехали в сторону Канн.
Заказанная гостиница расположена не в самом городе Канны, а в городке Mandelieu-la-Napoule на берегу моря в 6 км от центра Канн. Переезд А -В (Грасс - Mandelieu-la-Napoule) 27 км занял минут 45. Гостиница "La Calanque" типа виллы очень неплохая. Недостаток - отсутствие лифта, а номер на 3-м этаже... Здесь замечу, что гостиницы - виллы имеют много преимуществ: как правило, большие комнаты, настоящая мебель (а не ниша- шкаф и один стул), терраса со столиком при номере, сад или цветник под окнами и т.п. Недостаток везде один: отсутствие лифта и если комната на втором - третьем этаже (выше вилл обычно нет), то чемоданы нужно поднимать по лестницам часто крутым или даже винтовым.
Но вернемся к рассказу.
Устроившись в гостинице, выезжаем в Канны.
В этот день было открытие Каннского кинофестиваля. На набережной- Boulevard de la Croisette, где находится Дворец Фестивалей полно народу, хотя до открытия еще далеко. Пока полиция не перекрыла окончательно район, проходим мимо красной дорожки на главной лестнице Дворца, осматриваем его снаружи, проходим вдоль набережной, прогуливаемся по городу.
Затем мы пошли в Старый город - холм Шевалье. Общественный транспорт туда не ходит, и мы поднялись на холм по крутым улочкам. Туда так же ведут лестницы - по одной из них мы потом спустились. Ничего примечательного наверху нет. В развалинах замка есть музей, но он уже был закрыт в это время.
С холма открывается хороший вид на город и порт.
Спустившись вниз, опять подходим к Дворцу Фестивалей. Народу полно, к входу подъезжают большие черные машины с кинозвездами. Самые заядлые любители кино с утра заняли позицию напротив входа и запаслись стремянками - оттуда они смотрят и фотографируют звезд. Звезды, выходя из машин, прежде чем подняться по лестнице, подходят к ограждению и через прутья пожимают руки поклонникам.
Прогулявшись немного по вечернему городу, возвращаемся в гостиницу. Кстати машину в Каннах я поставил на платной открытой стоянке на портовом молу.
День пятый, 17.05.12, четверг
Антиб. Сен Тропе.
С утра выезжаем из гостиницы в Mandelieu-la-Napoule и направляемся в Antibes (Антиб). Путь 24 км. А -Mandelieu-la-Napoule, В - Antibes (Антиб), С- Gassin
Антиб - приморский городок со Старым городом, частично сохранившимися крепостными стенами, портом с рыбаками и огромными яхтами. Машину поставили на подземной стоянке, нашли тур офис на пл. де Голля, где взяли карту.
Прошлись по набережной - promenade Admiral de Grasse. Набережная идет над пляжем прямо по крепостной стене.
Погуляли по Старому городу. Главная улица Старого города Rue de la République приводит к рынку.
Тут замечу, что во всех прибрежных городах (Антиб, Сен Тропе, Ницца, Канны и др.) у причалов стоит огромное количество яхт одна круче другой. Причем в некоторых городах порты расширили из-за нехватки места, поэтому везде есть старый порт, новый порт и т.д. Яхт там сотни, если не тысячи. Я думаю, что все состоятельные люди Европы - любители моря, держат свои яхты на Ривьере. Первоначально эти небольшие порты служили причалами для рыбаков, да и сейчас можно увидеть рыбацкие шхуны, но они теряются среди прогулочных шикарных яхт. рыбаки торгуют рыбой на причале и яхты
Из Антиба переезжаем в Сен Тропе (84 км), вернее в городок Gassin в 8-ми км. от Сен Тропе, где у нас заказана гостиница Bello Visto. Там произошел интересный случай с GPS. Городок Gassin расположен на крутом холме и когда мы поднимались, в каком-то месте GPS объявил: "вы достигли цели". Мы осмотрелись, но никакой гостиницы не увидели. Покрутившись в этом районе и поспрашивав людей, находим гостиницу. Она оказалась выше на склоне и как раз над тем местом, где сработал финиш GPS . А дело в том, что точность определения координат по вертикали у GPS ниже, чем по горизонтали.
Два слова о Gassin. Это маленький городок средневековой планировки. Он сохранился "сам по себе" т.е. возле него не возник ни новый город, ни современный город. Домики отреставрированы. В одном из них и находится наша гостиница Bello Visto. После неудачи с гостиницей в Грассе, мы взяли за правило заезжать в новую гостиницу пораньше днем, а только затем выезжать на прогулку.
Устроившись, едем в Сен Тропе. Старый город, порт с множеством яхт, жандармерия известная по фильмам с участием Луи де Фюнеса. Кстати сейчас никакой жандармерии в этом здании нет, похоже, что оно вообще пустует. Для туристов беспрерывно фотографирующихся у входа (буквально стоит очередь), на доме крупная надпись: GENDARMERIE NATIONALE, но никаких официальных вывесок у входа или национальных флагов, обычно вывешиваемых у входа в гос. учреждения нет.
В этот день в Сен Тропе проходила т н. "Бравада". Раз в год в городе проходит шествие ряженных в наполеоновскую форму солдат с оружием того времени, причем все исправное и стреляет со страшным грохотом и дымом. Участвует много народу. Эти любители целый год готовятся и потом три дня маршируют под старинную военную музыку, палят из кремневых ружей залпами и беглым огнем, разыгрывают батальные сцены. Осмотрев город, подошли к площади у порта посмотрели на Браваду: от грохота ружей чуть не оглохли (сами участники ходят с затычками в ушах).
Сегодня заканчивается первая часть путешествия - завтра в Прованс.
День шестой, 18.05.12, пятница
Салон-де-Прованс. Менерб. Лакост. Бонье.
Рано утром выезжаем из Gassin в направлении Прованса. На этот день запланировано посещение четырех городов. Берем курс на Salon-de-Provence (Салон-де-Прованс). До него 160 км, из них первые 30 км дорога идет по живописным лесистым холмам, местами довольно крутой извилистый серпантин. Дальше платное шоссе А8. Около 11 часов утра приезжаем в Салон. Ставим машину в самом центре возле бордюра, возле самого турофиса (56, Cours Gimon).
Осматриваем Старый город. Подходим к дому Нострадамуса. Дом подлинный 16-го века. Обходим Шато Империя - замок 9-го века. Часовая башня. Фотографируем оригинальный фонтан-гриб. Ратуша в старинном здании на той же улице, что и турофис.
Часа через два покидаем Салон-де-Прованс.
Проехав 40 км, въезжаем в Менерб, небольшой симпатичный городок на холме. Для осмотра достаточно одного часа.
Проезжаем еще 8 км до Lacoste (Лакост). В этом городке жил небезызвестный маркиз де Сад. Поднимаемся по крутым улочкам города высоко в гору. Прогулка здесь тоже с час.
Следующий пункт - Bonnieux (Бонье). До него 7 км.
Крошечный городок на холме. Здесь есть музей хлеба. Представлены традиционные орудия труда и приспособления для выпечки хлеба.
Три последних городка по размерам, планировке и архитектуре полностью сохранили средневековый вид. Никаких новостроек (даже 19-го века) нет. Нет и пристроенных новых районов. Похоже, что и количество жителей в них не больше, чем было 500 лет назад. Единственная дань современности - покрытие тротуаров и мостовых: плитки, асфальт. Да еще режут глаз большие цельные стекла в окнах. Правда в некоторых окнах сохранились мелкие стекла в частых переплетах. Это хорошо видно на снимке дома в Салон-де-Прованс позади фонтана. Также во всех этих городках не было проблем с парковкой, правда, май только начало сезона.
Ночевка в этот день в г. Apt (Апт). До него 14 км и за полчаса доезжаем до гостиницы (сам путь занял минут двадцать, но навигатор ошибся и привел нас на другой конец улицы). Гостиница "Luberon" довольно приличная - претензий к ней нет. В этой гостинице мы прожили 2 ночи подряд, выезжая радиально.
День седьмой, 19.05.12, суббота
Горд, Кавайон, Иль-сюр- ла- Сорг, Фонтен де Воклюз
F -Apt, B - Gordes, C -Cavaillon, D -L'Isle-sur-la-Sorgue, E - Fontaine-de-Vaucluse. Маршрут составлен так, чтобы не проезжать дважды по одной дороге.
Рано утром выезжаем из Апта - благо не нужно паковать чемоданы. Дорога необыкновенно красивая.
Через полчаса въезжаем (19 км) в Gordes (Горд) - очередной маленький городок на скале. Паркуемся напротив замка. Благо с утра еще можно занять место в центре. Тут же в тур бюро на Place du Chateau берем схему городка и часа полтора осматриваем его. Со смотровой площадки открывается красивый вид на долину.
Дальше дорога лежит на Cavaillon (Кавайон) относительно большой город. До Кавайона 18 км. Ставим машину на бесплатной стоянке. Там половина стояночных мест платная - на асфальте написано "payant" - половина бесплатная. Находим турофис (79 Place François Tourel), берем план города и начинаем осмотр. Старый город малоинтересен в сравнении с другими городами. Новый - тоже не впечатляет. Знали бы заранее, вообще бы не заехали сюда. Лучше было заехать вместо Ковайона в Roussillon (Россильон). Единственно чем запомнился Кавайон, так это вкусными пирожными, которыми мы угостились в небольшом кафе "PATISSIER" на углу улиц Республика и Леон Гамбетта.
Едем дальше в L'Isle-sur-la-Sorgue (Иль-сюр-ла-Сорг). Путь 10 км. Городок стоит на острове на реке Сорг. Машину ставим на бесплатную стоянку в 200-х метрах от острова. Весь остров метров 300 в длину. Каналы, мостики, старинные мельничные колеса - прогулка очень приятная. За полтора часа проходим остров вдоль и поперек.
Дальше едем в Fontaine-de-Vaucluse (Фонтен-де-Воклюз) - 7 км. Там находится исток реки Сорг. Поставили машину на платной стоянке при въезде, за 800 м от начала тропы к источнику. Потом оказалось, что есть стоянка и в начале тропы. Сама тропа идет вверх по берегу реки Сорг метров 500 - 600. Там, из- под огромных камней вырываются мощные потоки воды, дающие начало реке. Место очень красивое - стоит посмотреть.
Возвращаемся в гостиницу в Апт (32 км)
День восьмой, 20.05.12, воскресенье
Апт, Ле-Бо, Арль, Сен-Реми-де-Прованс
A -Apt, B -Les Baux-de-Provence, C -Arles, D -Saint-Rémy-de-Provence
Прощаемся с гостиницей, немного прогуливаемся по Апту. Здесь ничего примечательного нет. Возможно, стоило заказать гостиницу в другом месте и в Апт не заезжать вовсе.
Берем курс на Les Baux-de-Provence (Ле-Бо-де-Прованс). 60 км. Дорога исключительно красивая. вид из автомобиля
При въезде платная стоянка. Пешком поднимаемся в сам городок на высокой скале. Сплошные магазинчики, кафе, рестораны. Вершина горы довольно плоская. Там находятся развалины очевидно когда-то большой крепости. В результате войн она была полностью разрушена, уцелели только части вырубленные непосредственно в скале.
Вход на эту вершину - музей под открытым небом платный (9Е). Есть русский аудиогид (включен в цену входного билета). Там можно увидеть средневековые действующие осадные машины: стенобитные тараны, катапульты для метания камней. Кроме того мы попали на представление (не знаю как часто оно проводится): два работника музея - артисты в средневековой одежде сначала демонстрировали метание камней катапультой. Желающие из зрителей принимали участие. Затем артисты перешли в небольшую открытую арену с трибунами для зрителей. Там они разыгрывали сцены боя, используя различное старинное оружие. При этом они задирали друг друга, что-то громко кричали. Мы то ничего не поняли на французском, но другие зрители смеялись. К сожалению, в это время хлынул ливень. Зрители перебрались под небольшой навес, а добросовестные "воины" продолжали яростно биться под дождем. Вообще место интересное - рекомендую.
Под проливным дождем начинаем двигаться в Arles (Арль) - старинный городок на берегу большой реки Рона. Переезд всего 20 км, но под дождем и по холмистой местности ехали около часа.
Ставим машину у бордюра на одной из улиц нового города, но недалеко от исторического центра. Проходим по бульвару des Lises (де Лиз) к турбюро и от него по ул. Jean Jaures входим в старый город. Осматриваем пл. Республики, затем выходим к реке.дождя нет, но тучи тяжелые
Затем проходим к Древнеримскому Амфитеатру. Осмотрели снаружи.
Погуляли часа два с половиной. Город оставил приятное впечатление.
Едем в Saint-Rémy-de-Provence (Сен-Реми-де-Прованс)- 27 км, где у нас заказана следующая гостиница "Le Mas de la Menouille" на 2 ночи. По сути это не гостиница, а двухэтажный домик в пригороде с участком типа дачи. Хозяйка в летнее время сдает несколько комнат. Вход в комнаты прямо со двора. На лужайке стол, стулья, где можно поужинать и позавтракать на лоне природы. К сожалению, нам не пришлось воспользоваться преимуществами жизни на природе. Погода в дни нашего пребывания там была пасмурная, сырая и прохладная, то и дело моросил дождик.
Но вернемся к последовательному рассказу. Забросив чемоданы в гостиницу, едем в центр города (2 км). Ставим машину в самом центре, напротив собора. В течение двух часов осматриваем городок.