Штерн Лев Иосифович: другие произведения.

Ривьера и Прованс. Опыт путешествия на автомобиле (май 2012)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 29/05/2014.
  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 16/05/2014. 54k. Статистика.
  • Путеводитель: Франция
  • Иллюстрации: 45 штук.
  • Оценка: 7.28*15  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рекомендации автотуристам

  •   Ривьера и Прованс. Опыт путешествия на автомобиле (май 2012)
      
      Недавно вернулся из отпуска, который на этот раз, впервые для себя, провел за рулем арендованного автомобиля.
      До этого я ездил в основном в большие города: Мадрид, Барселона, Будапешт, Париж. Там автомобиль не нужен - за несколько дней пешеходных прогулок (с использованием метро, автобуса) город узнаешь гораздо лучше, чем из окна автомобиля.
      Другое дело провинция. Добраться до маленьких городков, природных объектов (горы, долины, водопады и т.п.) возможно только на автомобиле.
      Итак, на этот раз мы (я с женой), решили сменить посещение больших городов на знакомство с природой и маленькими городками. Выбор пал на Французскую Ривьеру (Лазурный Берег) с небольшим заездом на Итальянскую Ривьеру и Прованс.
      
      В этих заметках я постараюсь изложить опыт, приобретенный при подготовке к поездке и в самой поездке. Я не буду подробно описывать увиденное (красоту ландшафтов, очарование городков и т.п.), но сделаю упор на практические советы будущим туристам. В Инете сейчас есть огромное количество фото отчетов путешественников из любой точки мира, а вот с конкретной информацией и рекомендациями слабовато.
      
      Эти заметки состоят из двух частей: в первой изложены советы и рекомендации, сгруппированные по различным темам, во второй части - описание маршрутов.
      Географические названия объектов я буду, как правило, приводить в оригинале - иначе их потом не найти. Исключения составят известные, устоявшиеся названия, например Ницца (Nice). Описание сопровождается иллюстрациями - скриншотами карт Гугл с нанесенными маршрутами и сделанными в дороге фотографиями.

    Эти заметки я разместил на своей странице сайта http://world.lib.ru/s/shtern_l_i/. Если Вы читаете их на другом сайте ( копируют без моего ведома, часто в усеченном виде) , рекомендую перейти на мою страницу, где я размещаю дополнения, уточнения и т.п.

      
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
      
      1. Подготовка
      
      Определившись с регионом будущей поездки, мы приступили к подготовке.
      Время поездки с одной стороны диктовалось возможностями получения отпусков на работе, а с другой климатическими особенностями региона. Взвесив все, решили, что май наиболее подходящий месяц: уже не холодно, но и жары не предвидится.
      Эта начальная стадия подготовки происходила в марте. Первым делом были приобретены билеты на самолет до Ниццы. Затем мы параллельно приступили к разработке маршрута и поиску гостиниц вдоль него.
      При путешествии на автомобиле возможны два типа маршрутов: радиальные при двух трех точках ночевок и цепочная, когда в конце каждого дня - новая гостиница. Оба типа имеют свои достоинства и недостатки. Главным достоинством маршрутов первого типа - возможность обустроится в каждой гостинице на несколько дней, а не собирать ежедневно чемоданы, не успев их распаковать. Второй же тип дает возможность продвигаться по маршруту почти не проезжая по одним и тем же дорогам и районам дважды, возвращаясь, каждый вечер в ту же гостиницу, а все время двигаться вперед и смотреть что- то новое. Кроме того такие возвраты ведут к перерасходу топлива, что при нынешних ценах на горючее накладно. Минус цепочного варианта - большая затрата времени на поиск большого количества подходящих гостиниц.
      
      Обдумав все за и против, выбираем цепочную схему для Ривьеры и комбинированную для Прованса. Для составления маршрута достаем несколько путеводителей и открываем в Гугле карты нужных районов и городов. У нас есть 10 дней, и мы решаем 5 дней посвятить Ривьере и 5 - Провансу.
      Итак, Ривьера от Сен Тропе до Санремо (Италия) и Прованс. Таким образом, почти все наше путешествие пройдет в одном регионе Франции: Прованс - Альпы - Лазурный Берег, с небольшим заездом на итальянскую Ривьеру. Регион - самая крупная единица административного деления Франции. Регионы, в свою очередь, делятся на департаменты.

     []Схема расположения заказанных гостиниц

      После долгих раздумий, споров и изучения путеводителей ("Полиглот", Французская Ривьера; "Томас Кук", Прованс и Лазурный Берег) намечаем такой маршрут: Ницца - Санремо (Италия) - Грасс - Канны - Сен Тропе - Апт - Сен Реми де Прованс - Экс де Прованс - Ницца. На самом деле это не полный маршрут, а цепочка городов, где я решил заказать гостиницы. По дороге мы наметили заезжать в некоторые другие места, так что, в конечном счете, мы побывали в 24 пунктах. При разработке маршрута мы так же изучили в путеводителе таблицу праздников и других мероприятий в разных городах. При возможности мы намечали дату посещения конкретного города в дни проведения таких мероприятий. Например, в Канны мы попали в день открытия кинофестиваля, а в Сен - Тропе в дни "Бравады" (см. часть 2).
      
      2. GPS
      
      Путешествие на автомобиле сейчас облегчено наличием навигатора GPS. Я использовал программу iGO , закачав в нее карты Франции и Италии. Это был мой первый опыт использования навигатора в длительной поездке. Выводы такие: доверяй, но проверяй. Необходимо еще иметь и обычную подробную карту дорог для общего ориентирования. Кроме того навигационная программа может проложить разные маршруты между точками А и В в зависимости от установленных настроек. Поэтому перед началом движения нужно просмотреть маршрут и если нужно изменить настройку. Например, при настройке "быстрый маршрут" навигатор может завести вас на узкие проселки, лишь бы путь был кратчайшим. При установке "простой маршрут", путь может оказаться слишком длинным. Так что настройки нужно изменять в зависимости от обстоятельств.
      Особенно навигатор помогает при движении в городах. Если на дорогах можно ориентироваться по указателям направлений и номерам дорог, то в городе найти нужный адрес просто невозможно.
      
       Можно задать навигатору конечный пункт в виде географических координат, а не в виде адреса. В некоторых случаях это дает лучший результат т.к. программа не определят точно номер дома. Так заказав гостиницы, я ввел в память GPS их координаты (их можно найти на сайтах гостиниц или определить по картам Гугл) и в большинстве случаев попадал точно на место.
      Помимо прочего нужно иметь в виду, что часто необходимо не просто переехать из одного города в другой, но по дороге любоваться пейзажами, прямо из машины или делая краткие остановки в подходящих местах. Навигатор же ведет по наиболее быстрому или наиболее короткому пути и не знает эмоций. Здесь тоже нужно использовать карту и "заставить" GPS проложить нужный вам маршрут.
      Так при продвижении вдоль Лазурного берега нужно ехать по дорогам ближайшим к морю - 07 и 98, а не по трассам А10 и А8. Подробнее см. ниже.
      
      3. Гостиницы.
      
      Заказав билеты до Ниццы через сайт авиакомпании "Эйр Франс", я начал поиск подходящих гостиниц через сайт "Booking.com". Заказ через этот сайт имеет много преимуществ, но есть и недостатки. Во-первых на этом сайте собрана информация об очень большом количестве гостиниц, во- вторых он сразу показывает наличие свободных мест на нужные вам дни с ценами. Еще там есть информация о гостинице (наличие или отсутствие завтрака, паркинга, интернета, и т.п.) и о конкретном номере (тип спального места, туалет, душ, ванна и т.д.). При наличии кредитной карты можно заказать номер за пару минут. Что еще хорошо - изменить заказ или вовсе отказаться можно без штрафа за сутки до даты заезда. За отказ после этого срока взимается штраф: цена за сутки.
      
      Другой способ заказать гостиницу - это прямая переписка с гостиницей по эл. почте. Обычно при таком способе гостиница не требует заранее номер кредитной карты, таким образом, штраф вам не грозит ни в коем случае. Однако такой заказ предполагает знание французского или хотя бы английского языка и требует гораздо большего времени.
      Я заказал большинство гостиниц через сайт и одну по прямой переписке.
      Всего получилось 8 гостиниц.
      Гостиницы нам нужны были только для ночевки, а не для отдыха, поэтому требования к ним такие: паркинг, номер на двоих с туалетом, ванной /душем, желательно с завтраком, наличие или отсутствие развлекательных элементов не обязательно.
      Оказалось, что таким требования удовлетворяют гостиницы с ценой примерно 70 Е/сутки за номер. Разница лишь в том, что в одних завтрак включен в эту цену, а в других нет - доплата 12 -13 Е.
      
      Как выяснилось после поездки, все гостиницы кроме одной в Грассе (см. ч. 2, день 3), оказались приемлемого или даже хорошего уровня. Рекомендую не пожалеть времени и прочитать отзывы туристов о заказываемом отеле. Отзывы об отеле в Грассе очень плохие, но я это увидел, только вернувшись домой.
      
      На принтере распечатал подтверждение заказа из каждой гостиницы и сложил в отдельную папку. Практически на местах эти бумаги не очень нужны - наш заказ был в компьютерах во всех отелях, так что достаточно было назвать свое имя. Однако учитывая наше очень слабое знание иностранных языков с распечатками было спокойней. (О способах общения во Франции без французского см. мой отчет о поездке в Париж ч. 1, гл. 8).
      При поездке на автомобиле можно и нужно заказывать гостиницы в пригороде или даже между городами. Такие гостиницы обычно имеют бесплатный паркинг, находятся ближе к природе, да и дешевле чем в центре городов.
      
       Ницца довольно большой город, поэтому мы решили посвятить ее осмотру целый день, а автомобиль арендовать только со следующего дня для продолжения путешествия по небольшим городкам. Соответственно требования к гостинице в Ницце: центр города, наличие паркинга не обязательно (в дальнейшем это было важнейшим условием).
      
      4. Аренда автомобиля.
      
      Выбирая тип автомобиля, я решил, что оптимальным вариантом для нас будет небольшая машина - ведь нас всего двое, - но с багажником, вмещающим два наших чемодана. На заднем сидении оставлять багаж не хотелось, чтобы не провоцировать нехороших людей. Кроме того для небольшой машины и арендная плата поменьше и с парковкой проще. Просмотрев на сайте прокатных фирм типы машин и цены, я остановился на машине класса Renault Megane . Самые маленькие типа VW Polo имеют недостаточно вместительный багажник. Через Интернет сделал заказ и распечатал ваучер.
      Забегая вперед скажу, что получил я Ford Focus, а ездил, в конце концов, на Seat Altea.
      
      При получении машины нужно проверить:
       а) внешнее состояние - царапины, вмятины и попросить записать их наличие в договор;
       б) что бак с горючим полон (сдать машину нужно тоже с полным баком, иначе за наполнение возьмут процентов на 25 больше стоимости горючего плюс плату за обслуживание).
       в) что все лампочки горят;
       г) что в электроприкуривателе есть напряжение - нагреть прикуриватель.
      От него питается GPS
      Я не проверил и потерял на этом несколько часов, так что пришлось изменить план путешествия на этот день (см. ч.2, день 2).
      
      д) что в договоре точно записана дата и время получения машины. Сдать машину нужно в то же время или, в крайнем случае, на 29 минут позже. Иначе фирма снимет арендную плату за дополнительные сутки.
      
      
      
      5. Дороги

      
      Во Франции большинство дорог, как платных, так и бесплатных, в хорошем состоянии. В этой поездке мы в основном пользовались бесплатными дорогами и не по причине экономии. Дело в том, что платные автотрассы проложены в стороне от городков, в Провансе, и от моря, на Ривьере. Поэтому по ним можно быстро (110- 130 км/час) проехать большое расстояние, но ничего интересного не увидеть. Другое дело простые дороги: симпатичные городки и поселки, пасторальные пейзажи, холмы и леса хорошо видны из окна автомобиля, так что не только остановки и прогулки, но и сами переезды доставляют удовольствие.
      При поездке по Ривьере вдоль моря мы как я писал выше, пользовались дорогами 07 и 98 . С этих дорог хорошо просматривается море, скалистые заливы, городки на скалах.

     []

    Дорога, как правило, идет по карнизу: с одной стороны обрыв, с другой отвесная скала. Так вот желательно двигаться так, что бы обрывистый берег был справа от вас, тогда лучше видно море и есть возможность периодически останавливаться на смотровых площадках. При движении в обратном направлении, вдоль скалы, ввиду узости дороги, интенсивности движения и частых поворотов, такие остановки сделать практически невозможно. В нашем случае, при поездке из Ниццы в Сенремо, как раз так и получилось - справа было море. Обратный путь мы проделали по платному шоссе А8 очень быстро.

      
      На платных дорогах плата взимается разными способами:
      а) при выезде на шоссе получаешь талон, а при съезде платишь в соответствии с пройденными участками (вставив талон в щель, видишь требуемую сумму)
      б) при выезде на дорогу сразу платишь некоторую фиксированную сумму
      в) въезд свободный, платишь в конце участка.
      
      В любом случае хорошо иметь деньги в виде монет 0.5, 1, 2 Е ( всего 15- 20 Е)
      .
      Автомат принимает и банкноты, но это менее удобно: при сильном ветре необходимо выйти из машины иначе деньги улетят.
      Платными скоростными шоссе мы пользовались несколько раз: при возврате из Санремо, при переезде из района Ривьеры в Прованс и при возврате в аэропорт Ниццы. Таким образом, варьируя перемещения по скоростным и простым дорогам, мы посмотрели много интересного, но при этом не затратили слишком много времени на переезды. Всего мы проехали 1300 км.
      
       6. Тактика навигации. Парковки.
      
      В этом путешествии я применял две основные тактики нахождения нужного объекта.
      1. Цель маршрута известна точно (гостиница, исторический, культурный или другой конкретный объект), при этом парковка гарантирована. Тогда просто задаю GPS адрес или координаты объекта.
      2. Цель маршрута - город. Тогда задаю название города, а вместо адреса ввожу: "центр города". При приближении к финишу стараюсь заметить указатель с надписью "Office de Tourisme" (есть во всех городах). Мы обычно начинали осмотр городов от такого офиса - там бесплатно выдают схемы, карты и отмечают главные объекты осмотра. Теперь, двигаясь по направлению указателя, высматриваю свободную парковку. Желательно найти ее поближе к туристическому офису. Но это не всегда удается. В любом случае, особенно в крупных городах, припарковав машину, фотографирую на ближайшем углу таблички с названием улиц. Затем в турофисе, прошу служащего отметить на карте место стоянки машины - показываю фото таблички на экране фотоаппарата (произнести французские названия правильно невозможно - служащий не поймет).
      
      Эти предосторожности отнюдь не лишние - в незнакомом городе потом можно очень долго искать свою машину.
      За время путешествия мне пришлось использовать разные виды парковок. В центрах крупных городов это обычно платная подземная либо надземная стоянка. Платные стоянки у бордюров дешевле, но там трудно найти место и часто неясно как оплатить стоянку. Иногда, прямо на тротуаре, установлены автоматические кассы, но объяснения порядка оплаты вывешены на французском, а мы, увы, не говорим и не читаем на нем.
      В городках поменьше есть бесплатные площадки - стоянки, но в этом нужно убедиться. В портовых городах обычно есть большие платные стоянки на молах. Там всегда есть свободные места, правда потом нужно немного пройтись.
      
      7. Города
      
      Большинство посещенных нами городов имеют такую планировку: небольшой средневековый Старый город (Vieille Ville) - обычно на берегу реки или моря - застроенный домами почти без архитектурных украшений 16- 17 века. Улицы узкие, кривые часто без тротуара. Несколько маленьких площадей, некоторые до наших дней используются как рыночные. В центре - старинный Собор или церковь. Город окружен стенами с башнями. На возвышении - Шато (Замок).
      
      В разных городах перечисленные элементы находятся в разной степени сохранности: где-то от Замка ничего не осталось (напр. Ницца), где-то нет ничего кроме Старого города (напр. Эз), Где-то полностью сохранились стены башни и ворота (Авиньон). Есть почти все и в отличном состоянии в Монако т.д.
      Везде Старый город отреставрирован: фасады, окна с жалюзи в хорошем состоянии, нигде не видно облупленной штукатурки или покосившихся стен. Все первые этажи - магазинчики, рестораны, кафе. На верхних этажах жилые квартиры. Мы в них не были, но судя по канализационным, водяным и другим служебным люкам на улицах, в этих квартирах есть все современные удобства. Мостовые вместо средневекового булыжника покрыты плиткой (колорит снижает, зато ходить удобно).
      
      Вокруг или рядом со Старым городом - Новый горд - город 19-го, начала 20-го веков. Улицы прямые, широкие. Дома в 4-5 этажей с лепниной по фасаду. Такой город в несколько раз больше Старого. И наконец, современная часть - высокие жилые дома почти одинаковые во всех странах. Кроме того в некоторых городах присутствуют элементы Древнеримской эпохи (арены, термы и т.п.).
      Так вот везде мы смотрели древнюю часть, Старый город и немного Новый город.
      
      
      
      
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ
      
      День первый, 13. 05. 12. воскресенье
      
      Ницца. Прибытие. Променад Англез. Замковый холм. Старый город. Пл. Массена. ( ок. 15 км)
      
      В Ниццу мы прилетели в ночь с 12 на 13 мая. На такси доехали до нашей первой гостиницы "Данте". Она расположена не очень далеко от Старого города и в двух минутах ходьбы от Promenade des Anglais - бульвара вдоль берега Средиземного моря, протянувшегося вдоль всего города.
      Два слова о гостинице. Старый дом на узкой ул. Андреоли, но есть лифт. Комнаты маленькие, но чисто. Завтрак очень легкий: багет, круассан, масло, джем, кофе. К особенностям этой гостиницы можно отнести (нигде такого не встречал) отсутствие помещения для еды, так что завтрак приносят в номер. Вроде хорошо (в других местах за это нужно доплачивать), но во - первых там в двойном номере только один стул при крошечном столике, а во- вторых ты уже не можешь взять еще одно масло, джем или булочку. В дальнейшем, во всех других гостиницах, проблем с добавкой не было.

     [] A - гостиница, B - Английская набережная, C, D - Замковый холм,E - опера,F- пл.Розетти, H - пл.Гарибальди, I - пл.Massena, J - ж.д. вокзал, K - булв. В. Гюго

      
      Как я писал выше, машину мы решили брать со второго дня путешествия и с утра 13 мая начали пешеходную прогулку по городу из гостиницы .
      Через 3 минуты вышли на Английскую набережную . Она протянулась на несколько километров вдоль пляжа. Пляж, усыпанный крупной галькой, довольно пустынен - температура воды 16 град. и желающих искупаться не было. Зато, несмотря на ранний час, туристов и местных, совершающих пробежки, было не мало.

     []

      Сначала мы прошли по набережной в западном направлении с километр, по дороге спустились на пляж, что бы почувствовать море, затем пошли в обратном направлении к восточному концу набережной, где находится Замковый холм и старый город. По дороге зашли в отель "Негреско" (вход свободный) и осмотрели его шикарный интерьер.

     []

      Дошли до Замкового холма и на лифте (бесплатный) поднялись на холм . Кто помоложе, может и пешком по лестнице подняться. На холме практически ничего от замка не сохранилось, но зато оттуда открывается прекрасный вид на город и порт.

     []

     []

    Спустившись вниз, заходим в старый город.

      Проходим по его главной улице Cours Saleya, доходим до Оперы , затем сворачиваем на северо-восток и, петляя по узким улочкам, пересекаем Старый город. По дороге осматриваем пл. Rossetti , Кафедральный собор и выходим к пл. Гарибальди .
      В Старом городе пробуем местное блюдо сокко - лепешки из гороховой муки
      Затем по бульвару Жан Жорес доходим до пл. Masséna. с красивым фонтаном и сквера Альберта I .
      
      Интересно, что трамвай при прохождении через площадь, опускает токосъемник и движется на аккумуляторах, наверное, что бы контактные провода не уродовали площадь.

     []

     []

      По авеню Jean Medecin проходим в сторону ж.д. вокзала, и через булв. Виктор Гюго возвращаемся в гостиницу.
      
      День второй, 14.05.12, понедельник
      
      Ницца: район Симье, музей М. Шагала. Получение автомобиля. Вилла Э. Ротшильд. Санремо.
      
      Получение автомобиля было запланировано только на 11. 00, поэтому с утра мы направились в район Cimiez расположенный на холме. Доехали на автобусе до вершины холма. Там расположен монастырь XVI века Симье. Осмотрели монастырскую церковь и сад, после чего начали спускаться вниз по бульвару Cimiez. По дороге осмотрели - только снаружи - отель "Регина", построенный к приезду британской королевы Виктории. Продолжили спуск, зашли в музей М. Шагала. Там представлено 15 больших полотен мастера на библейские темы и еще много мелких.

     []A - монастырь Симье, B - гостиница "Регина", C - музей М. Шагала, D - ж.д. вокзал

      
      Дошли до ж.д. вокзала, где получили прокатный автомобиль в фирме "Еврокар". Вообще в Ницце есть три пункта этой фирмы: в аэропорту, на вокзале и в центре города. Мы запланировали получить машину на вокзале, а сдать перед самым вылетом в аэропорту. Но вышло не совсем так. Итак, предъявив ваучер и оформив за 10 минут все документы в 11. 40 получил новый Форд Фокус (на спидометре всего 5 тыс. км). Осмотрев машину и убедившись, что все на месте, а небольшая царапина на крыле записана в договор, мы выехали, предварительно включив GPS. Забрали чемоданы в гостинице, и собрались было выезжать из города, но тут GPS стал сигналить: "батарея разряжена", хотя прибор был включен в прикуриватель. Сначала я подумал: прибор испортился, но затем, воткнув прикуриватель в гнездо, убедился, что он не греется, т.е. нет питания. Я начал звонить в бюро проката, но там начался обеденный перерыв (12.00-14. 00) и ответили только в 14 05. Я объяснил ситуацию (к счастью в бюро был русскоговорящий сотрудник), но мне сказали, что на обмен есть только маленькие машины.
      
       Я отказался наотрез, зная, что по правилам, в случае отсутствия машины заказанного класса, они обязаны дать машину классом выше. В конце концов, мне перезвонили через полчаса и предложили получить большую машину Сеат Альтеа, но в городском пункте. С трудом, без GPS, нашел этот пункт и поменял машину. Было это в 15 00. Потеряно 3 часа и пришлось менять планы. А хотели мы заехать в Эз, на мыс Ферра и засветло добраться до Санремо - пункт следующей ночевки. Эз пришлось исключить, и мы двинулись на мыс Ферра на виллу Эфрусси Ротшильд.

     [] А - Ницца, В - Вилла Э. Ротшильд, С - Санремо. 62 км

      
      
      Расстояние А-В 10 км, координаты т. В (Вилла Э. Ротшильд) 43.696859, 7.328298
      
      Проезд А - В занял минут 15. Вход платный (9Е). За 10Е можно было взять комбинированный билет и для посещения Экзотического парка в Эз, но только в этот же день, у нас же времени не было и в Эз мы заехали на следующий день. Вилла обставлена старинной мебелью и картинами. Перед зданием прекрасный парк с поющими фонтанами. В парке есть участки оформленные в разных стилях: французском, японском, испанском и т.д. Русский аудиогид все объясняет. Место интересное - рекомендую. Осмотр занял часа два с половиной, после чего мы выехали на Санремо.

     []

     []

    Я выбрал дорогу поближе к морю, так что виды были прекрасные. За 2 часа, к 8-ми вечера прибыли в Санремо, сумерки только начинались, и после оформления в гостинице мы еще успели засветло пройтись по городку.

      Гостиница "Вилла Мария", как потом оказалось, была лучшей на всем маршруте.
      
      Это действительно вилла с мраморными полами, старинной мебелью, картинами и в то же время с новой современной сантехникой, просторными номерами с балконами, цветником перед зданием, полноценным завтраком.

     []

      
      День третий, 15.05.12, вторник
      
      Санремо. Монако. Эз. Грасс.
      
      После сытного завтрака в гостинице покатались еще с полчаса по Санремо и двинулись в Монако. Теперь мы хотели затратить на дорогу минимальное время, поэтому проложили маршрут по платным скоростным дорогам. По шоссе А10 менее чем за час доехали до Монако (42 км).

     []

      Поставили машину на подземной платной стоянке - иначе в Монако машину не поставить.
      Карликовое государство Монако производит сильное впечатление. Там на крошечной гористой территории наворочено такое грандиозное строительство, что кажется, будто попал в будущее. Да и чистота потрясающая. Интересная особенность: хотя все государство расположено на крутом склоне, не всегда нужно карабкаться по крутым подъемам пешком - есть бесплатные лифты прямо на улицах.
      Из особых объектов нужно осмотреть: Дворцовую площадь, дворец князя и казино.
      
      
      
      Дворец расположен на замковом холме. Эта часть называется Monaco Ville. Туда мы подъехали на городском автобусе ном. 2 (билет у водителя, 1Е). Хорошо успеть к 11. 55 - разводу караула. Гвардейцы в старинных мундирах под военную музыку маршируют на плацу. Все как бы игрушечное, но в то же время настоящее. Гвардейцы на самом деле охраняют дворец. Пушки времен Наполеона на площади в полной исправности и комплектности - уверен, что выстрелят по команде "Пли!"

     []

      Когда князь в отъезде, дворец можно осмотреть (9Е). Мы зашли и не пожалели.
      Это настоящий, действующий по прямому назначению - не музейный - монарший дворец. Кроме дворца в Monaco Ville находится музей океанографии - мы туда не заходили, но говорят, что любители океана только ради него и едут в Монако.
      Сам Monaco Ville - городок средневековой планировки с узкими кривыми улочками, очень чистый и симпатичный.
      
      
      
      Спустившись на автобусе с холма, проехав мимо порта по району La Condamine, выходим в районе Монте-Карло. Здесь расположено знаменитое казино. Осмотрев площадь перед казино, заходим в вестибюль. Перед поездкой нас предупреждали, что в основные игровые залы без соответствующей одежды - чуть ли не смокинги - не пускают. На самом деле купив билет (10Е) можно пройти во все залы с рулеткой, карточными столами, а не только к игровым автоматам. Залы очень красивые, но фотографировать там не разрешают. Играющих было мало, возможно вечером больше. За каждым столом сидело 3-4 игрока и почто столько же крупье. Они все время переговаривались с игроками, продавали им разноцветные фишки, двигали поставленные фишки по столу туда- сюда, крутили рулетку.
      Играть без языка я не решился.
      
      Погуляв еще немного по Монако, берем курс на Eze (Эз), который мы не смогли посетить накануне. По дороге 07, минут за 20 переезжаем в Эз. Стоянка у подножья скалы. Дальше подъем пешком.
      Эз - старинный городок на скале, в котором давно почти никто не живет. В домах размещаются сувенирные магазинчики и рестораны. Городок отреставрирован, но совершенно иначе, чем другие Старые города. Так как там нет постоянного населения и современный комфорт не нужен, реставраторы воссоздали (или оставили, как было) фасады, булыжные мостовые, крутые лесенки и т.п. Ощущение, что действительно попал век в XV. Единственная "поблажка" для туристов - узкая тропинка, мощенная гладкими плитками посередине улиц. На вершине скалы находится т. н. экзотический сад - сад кактусов. Вход платный (6Е). К сожалению, замок на вершине не сохранился, зато оттуда открывается прекрасный вид на морское побережье. Место интересное. Рекомендую посетить.

     []  []

      Осмотр занял часа полтора. Дело шло к вечеру и мы направились к месту очередной ночевки город Grasse (Грасс).

     []А -В 8км, В -С 64 км по шоссе А8

    В Грассе у нас произошел единственный прокол с гостиницей.

      
       Заказанная гостиница в 6 км от центра Грасса "Fashol Hotel" оказалась совершенно не пригодной для ночевки. Полутемная комната в хибаре с полами ниже уровня земли с сильным запахом сырости и плесени. Весь номер сомнительной чистоты. Обещанный паркинг практически отсутствует (машину бросили на обочине шоссе). Выбора не было и, несмотря на поздний час, мы быстро вернулись в машину и поехали в центр Грасса. Городок маленький и с наступлением темноты вымирает. Мы уже готовились переночевать прямо в машине, но тут буквально чудом, нашли место на Villa Suzanna в самом центре города. А получилось так. Я позвонил домой сыну и он, используя Интернет и телефон, менее чем за час нашел нам место, сообщил адрес, и нам оставалось только подъехать туда. Конечно, и сам турист может сделать так прямо из машины, но для этого надо, во-первых, иметь местный телефон с выходом в Интернет и во- вторых владеть на приличном уровне иностранными языками. У нас не было ни того ни другого. Вывод: В таком путешествии желательно предусмотреть резервные возможности.
      
      
      
      День четвертый, 16.05.12, среда
      
      Грасс: парфюмерная фабрика, прогулка по городу. Канны
      
      Грасс - центр парфюмерной промышленности Франции. Здесь работают несколько парфюмерных фабрик.
      С утра немного прогулявшись по городу, зашли на одну из таких фабрик в самом центре города напротив Дворца Конгрессов. Она называется Fragonard (Фрагонар). Сначала вошли в музей фабрики (вход свободный), а затем на саму фабрику. Там проводятся бесплатные экскурсии по действующему производству с живым гидом. Подождав начала экскурсии на английском (на русском нет), прошли по цехам, где до сих пор используют оборудование, чуть ли не столетней давности, чем очень гордятся - классическая технология. Все изготовляется из натуральных компонентов. На фабрике есть фирменный магазин.
      Затем прогулялись по старому городу, попробовали лепешки fougassette в пекарне Venturini.

     []

    Здесь мы очередной раз убедились в любезности французов. О Venturini мы вычитали в путеводителе, но найти ее в закоулках старого города никак не могли. Тогда мы обратились к проходящей женщине, со словами: Venturini, fougassette. Она поняла, что мы ищем и провела нас до самой пекарни, хотя ей надо было совсем в другую сторону.

      В общем Грасс оставил хорошее впечатление.
      
      В середине дня выехали в сторону Канн.

     []

      Заказанная гостиница расположена не в самом городе Канны, а в городке Mandelieu-la-Napoule на берегу моря в 6 км от центра Канн. Переезд А -В (Грасс - Mandelieu-la-Napoule) 27 км занял минут 45. Гостиница "La Calanque" типа виллы очень неплохая. Недостаток - отсутствие лифта, а номер на 3-м этаже... Здесь замечу, что гостиницы - виллы имеют много преимуществ: как правило, большие комнаты, настоящая мебель (а не ниша- шкаф и один стул), терраса со столиком при номере, сад или цветник под окнами и т.п. Недостаток везде один: отсутствие лифта и если комната на втором - третьем этаже (выше вилл обычно нет), то чемоданы нужно поднимать по лестницам часто крутым или даже винтовым.
      
      Но вернемся к рассказу.
      Устроившись в гостинице, выезжаем в Канны.
      В этот день было открытие Каннского кинофестиваля. На набережной- Boulevard de la Croisette, где находится Дворец Фестивалей полно народу, хотя до открытия еще далеко. Пока полиция не перекрыла окончательно район, проходим мимо красной дорожки на главной лестнице Дворца, осматриваем его снаружи, проходим вдоль набережной, прогуливаемся по городу.
      Затем мы пошли в Старый город - холм Шевалье. Общественный транспорт туда не ходит, и мы поднялись на холм по крутым улочкам. Туда так же ведут лестницы - по одной из них мы потом спустились. Ничего примечательного наверху нет. В развалинах замка есть музей, но он уже был закрыт в это время.
      
      С холма открывается хороший вид на город и порт.

     []

      Спустившись вниз, опять подходим к Дворцу Фестивалей. Народу полно, к входу подъезжают большие черные машины с кинозвездами. Самые заядлые любители кино с утра заняли позицию напротив входа и запаслись стремянками - оттуда они смотрят и фотографируют звезд. Звезды, выходя из машин, прежде чем подняться по лестнице, подходят к ограждению и через прутья пожимают руки поклонникам.
      
      Прогулявшись немного по вечернему городу, возвращаемся в гостиницу. Кстати машину в Каннах я поставил на платной открытой стоянке на портовом молу.
      
      День пятый, 17.05.12, четверг
      
      Антиб. Сен Тропе.
      
      С утра выезжаем из гостиницы в Mandelieu-la-Napoule и направляемся в Antibes (Антиб). Путь 24 км.

     [] А -Mandelieu-la-Napoule, В - Antibes (Антиб), С- Gassin

      
      Антиб - приморский городок со Старым городом, частично сохранившимися крепостными стенами, портом с рыбаками и огромными яхтами. Машину поставили на подземной стоянке, нашли тур офис на пл. де Голля, где взяли карту.
      Прошлись по набережной - promenade Admiral de Grasse. Набережная идет над пляжем прямо по крепостной стене.

     []

      Погуляли по Старому городу. Главная улица Старого города Rue de la République приводит к рынку.
      
      Тут замечу, что во всех прибрежных городах (Антиб, Сен Тропе, Ницца, Канны и др.) у причалов стоит огромное количество яхт одна круче другой. Причем в некоторых городах порты расширили из-за нехватки места, поэтому везде есть старый порт, новый порт и т.д. Яхт там сотни, если не тысячи. Я думаю, что все состоятельные люди Европы - любители моря, держат свои яхты на Ривьере. Первоначально эти небольшие порты служили причалами для рыбаков, да и сейчас можно увидеть рыбацкие шхуны, но они теряются среди прогулочных шикарных яхт.

     [] рыбаки торгуют рыбой на причале и яхты

      
      Из Антиба переезжаем в Сен Тропе (84 км), вернее в городок Gassin в 8-ми км. от Сен Тропе, где у нас заказана гостиница Bello Visto. Там произошел интересный случай с GPS. Городок Gassin расположен на крутом холме и когда мы поднимались, в каком-то месте GPS объявил: "вы достигли цели". Мы осмотрелись, но никакой гостиницы не увидели. Покрутившись в этом районе и поспрашивав людей, находим гостиницу. Она оказалась выше на склоне и как раз над тем местом, где сработал финиш GPS . А дело в том, что точность определения координат по вертикали у GPS ниже, чем по горизонтали.
      Два слова о Gassin. Это маленький городок средневековой планировки. Он сохранился "сам по себе" т.е. возле него не возник ни новый город, ни современный город. Домики отреставрированы. В одном из них и находится наша гостиница Bello Visto. После неудачи с гостиницей в Грассе, мы взяли за правило заезжать в новую гостиницу пораньше днем, а только затем выезжать на прогулку.
      Устроившись, едем в Сен Тропе. Старый город, порт с множеством яхт, жандармерия известная по фильмам с участием Луи де Фюнеса. Кстати сейчас никакой жандармерии в этом здании нет, похоже, что оно вообще пустует. Для туристов беспрерывно фотографирующихся у входа (буквально стоит очередь), на доме крупная надпись: GENDARMERIE NATIONALE, но никаких официальных вывесок у входа или национальных флагов, обычно вывешиваемых у входа в гос. учреждения нет.

     []

      
      В этот день в Сен Тропе проходила т н. "Бравада". Раз в год в городе проходит шествие ряженных в наполеоновскую форму солдат с оружием того времени, причем все исправное и стреляет со страшным грохотом и дымом. Участвует много народу. Эти любители целый год готовятся и потом три дня маршируют под старинную военную музыку, палят из кремневых ружей залпами и беглым огнем, разыгрывают батальные сцены. Осмотрев город, подошли к площади у порта посмотрели на Браваду: от грохота ружей чуть не оглохли (сами участники ходят с затычками в ушах).
      
       Сегодня заканчивается первая часть путешествия - завтра в Прованс.
      
      День шестой, 18.05.12, пятница

      
      Салон-де-Прованс. Менерб. Лакост. Бонье.

     []

      Рано утром выезжаем из Gassin в направлении Прованса. На этот день запланировано посещение четырех городов. Берем курс на Salon-de-Provence (Салон-де-Прованс). До него 160 км, из них первые 30 км дорога идет по живописным лесистым холмам, местами довольно крутой извилистый серпантин. Дальше платное шоссе А8. Около 11 часов утра приезжаем в Салон. Ставим машину в самом центре возле бордюра, возле самого турофиса (56, Cours Gimon).
      Осматриваем Старый город. Подходим к дому Нострадамуса. Дом подлинный 16-го века. Обходим Шато Империя - замок 9-го века. Часовая башня. Фотографируем оригинальный фонтан-гриб. Ратуша в старинном здании на той же улице, что и турофис.

     []

    Часа через два покидаем Салон-де-Прованс.

      
      Проехав 40 км, въезжаем в Менерб, небольшой симпатичный городок на холме. Для осмотра достаточно одного часа.
      Проезжаем еще 8 км до Lacoste (Лакост). В этом городке жил небезызвестный маркиз де Сад. Поднимаемся по крутым улочкам города высоко в гору. Прогулка здесь тоже с час.
      Следующий пункт - Bonnieux (Бонье). До него 7 км.
      
       Крошечный городок на холме. Здесь есть музей хлеба. Представлены традиционные орудия труда и приспособления для выпечки хлеба.
      
      Три последних городка по размерам, планировке и архитектуре полностью сохранили средневековый вид. Никаких новостроек (даже 19-го века) нет. Нет и пристроенных новых районов. Похоже, что и количество жителей в них не больше, чем было 500 лет назад. Единственная дань современности - покрытие тротуаров и мостовых: плитки, асфальт. Да еще режут глаз большие цельные стекла в окнах. Правда в некоторых окнах сохранились мелкие стекла в частых переплетах. Это хорошо видно на снимке дома в Салон-де-Прованс позади фонтана. Также во всех этих городках не было проблем с парковкой, правда, май только начало сезона.
      
      Ночевка в этот день в г. Apt (Апт). До него 14 км и за полчаса доезжаем до гостиницы (сам путь занял минут двадцать, но навигатор ошибся и привел нас на другой конец улицы). Гостиница "Luberon" довольно приличная - претензий к ней нет. В этой гостинице мы прожили 2 ночи подряд, выезжая радиально.
      
      День седьмой, 19.05.12, суббота
      
      Горд, Кавайон, Иль-сюр- ла- Сорг, Фонтен де Воклюз

     []F -Apt, B - Gordes, C -Cavaillon, D -L'Isle-sur-la-Sorgue, E - Fontaine-de-Vaucluse. Маршрут составлен так, чтобы не проезжать дважды по одной дороге.

      
      Рано утром выезжаем из Апта - благо не нужно паковать чемоданы. Дорога необыкновенно красивая.

     []

    Через полчаса въезжаем (19 км) в Gordes (Горд) - очередной маленький городок на скале. Паркуемся напротив замка. Благо с утра еще можно занять место в центре. Тут же в тур бюро на Place du Chateau берем схему городка и часа полтора осматриваем его. Со смотровой площадки открывается красивый вид на долину.

      
      Дальше дорога лежит на Cavaillon (Кавайон) относительно большой город. До Кавайона 18 км. Ставим машину на бесплатной стоянке. Там половина стояночных мест платная - на асфальте написано "payant" - половина бесплатная. Находим турофис (79 Place François Tourel), берем план города и начинаем осмотр. Старый город малоинтересен в сравнении с другими городами. Новый - тоже не впечатляет. Знали бы заранее, вообще бы не заехали сюда. Лучше было заехать вместо Ковайона в Roussillon (Россильон). Единственно чем запомнился Кавайон, так это вкусными пирожными, которыми мы угостились в небольшом кафе "PATISSIER" на углу улиц Республика и Леон Гамбетта.
      
      Едем дальше в L'Isle-sur-la-Sorgue (Иль-сюр-ла-Сорг). Путь 10 км.

     []

    Городок стоит на острове на реке Сорг. Машину ставим на бесплатную стоянку в 200-х метрах от острова. Весь остров метров 300 в длину. Каналы, мостики, старинные мельничные колеса - прогулка очень приятная. За полтора часа проходим остров вдоль и поперек.

      
      Дальше едем в Fontaine-de-Vaucluse (Фонтен-де-Воклюз) - 7 км. Там находится исток реки Сорг. Поставили машину на платной стоянке при въезде, за 800 м от начала тропы к источнику. Потом оказалось, что есть стоянка и в начале тропы. Сама тропа идет вверх по берегу реки Сорг метров 500 - 600. Там, из- под огромных камней вырываются мощные потоки воды, дающие начало реке. Место очень красивое - стоит посмотреть.
      Возвращаемся в гостиницу в Апт (32 км)
      
      День восьмой, 20.05.12, воскресенье
      
      Апт, Ле-Бо, Арль, Сен-Реми-де-Прованс

     []A -Apt, B -Les Baux-de-Provence, C -Arles, D -Saint-Rémy-de-Provence

      Прощаемся с гостиницей, немного прогуливаемся по Апту. Здесь ничего примечательного нет. Возможно, стоило заказать гостиницу в другом месте и в Апт не заезжать вовсе.
      Берем курс на Les Baux-de-Provence (Ле-Бо-де-Прованс). 60 км. Дорога исключительно красивая.

     [] вид из автомобиля

    При въезде платная стоянка. Пешком поднимаемся в сам городок на высокой скале. Сплошные магазинчики, кафе, рестораны. Вершина горы довольно плоская. Там находятся развалины очевидно когда-то большой крепости. В результате войн она была полностью разрушена, уцелели только части вырубленные непосредственно в скале.

      Вход на эту вершину - музей под открытым небом платный (9Е). Есть русский аудиогид (включен в цену входного билета). Там можно увидеть средневековые действующие осадные машины: стенобитные тараны, катапульты для метания камней. Кроме того мы попали на представление (не знаю как часто оно проводится): два работника музея - артисты в средневековой одежде сначала демонстрировали метание камней катапультой. Желающие из зрителей принимали участие. Затем артисты перешли в небольшую открытую арену с трибунами для зрителей. Там они разыгрывали сцены боя, используя различное старинное оружие. При этом они задирали друг друга, что-то громко кричали. Мы то ничего не поняли на французском, но другие зрители смеялись. К сожалению, в это время хлынул ливень. Зрители перебрались под небольшой навес, а добросовестные "воины" продолжали яростно биться под дождем. Вообще место интересное - рекомендую.

     []  []

      
      Под проливным дождем начинаем двигаться в Arles (Арль) - старинный городок на берегу большой реки Рона. Переезд всего 20 км, но под дождем и по холмистой местности ехали около часа.
      Ставим машину у бордюра на одной из улиц нового города, но недалеко от исторического центра. Проходим по бульвару des Lises (де Лиз) к турбюро и от него по ул. Jean Jaures входим в старый город. Осматриваем пл. Республики, затем выходим к реке.

     []дождя нет, но тучи тяжелые

      Затем проходим к Древнеримскому Амфитеатру. Осмотрели снаружи.
      Погуляли часа два с половиной. Город оставил приятное впечатление.
      
      Едем в Saint-Rémy-de-Provence (Сен-Реми-де-Прованс)- 27 км, где у нас заказана следующая гостиница "Le Mas de la Menouille" на 2 ночи. По сути это не гостиница, а двухэтажный домик в пригороде с участком типа дачи. Хозяйка в летнее время сдает несколько комнат. Вход в комнаты прямо со двора. На лужайке стол, стулья, где можно поужинать и позавтракать на лоне природы. К сожалению, нам не пришлось воспользоваться преимуществами жизни на природе. Погода в дни нашего пребывания там была пасмурная, сырая и прохладная, то и дело моросил дождик.
      
      Но вернемся к последовательному рассказу. Забросив чемоданы в гостиницу, едем в центр города (2 км). Ставим машину в самом центре, напротив собора. В течение двух часов осматриваем городок.

     []

      В городе жил Ван Гог. Находим особняк Эстрин, где размещается художественный центр. Подходим к дому на ул.Hoche, где в 1503 г родился Нострадамус (есть мемориальная доска). Так же на одной из улиц есть фонтан с бюстом (XIX в.) знаменитого астролога.
      Городок очень чистый и аккуратный с хорошо сохранившейся (или бережно отреставрированной) средневековой архитектурой.

     []

      День девятый, 21.05.12, понедельник
      
      Авиньон. Пон - дю - Гар. Тараскон

     [] A(E) - Saint-Rémy-de-Provence, B -Avignon, C - Pont du Gard, D - Тараскон

      
      В этот день маршрут проложен так, чтобы, несмотря на необходимость вернутся в ту же гостиницу, не проезжать по тем же местам дважды.
      Выезжаем утром на Avignon (Авиньон) - 22 км.
      Это довольно большой город. Поражает почти полностью сохранившаяся стена с воротами и башнями окружающая город. Эта старинная часть города имеет 2 км в длину на 1 км в ширину! Ставим машину возле бордюра, опускаем несколько монет в стоящий неподалеку платежный автомат, прикрепляем полученный талон к стеклу машины и идем искать турофис. Как оказалось место стоянки далеко от центра, а улицы узкие и кривые. Хорошо, что я не забыл сфотать таблички с названием улиц, иначе потом найти машину в этом огромном лабиринте было бы невозможно.
      
       Находим турофис на 41 Cours Jean Jaurès, получаем карту города и начинаем осмотр. Главной достопримечательностью города является папский дворец. В истории был период, когда папа сидел не в Риме, а в Авиньоне. А временами вообще было два папы: Римский и Авиньонский.
      
      От турофиса идем к реке по ул. Республика, сворачивая иногда в стороны. Доходим до большой площади d"Horloge (Часовая). Здесь расположена мэрия - большое красивое здание с башней с часами и Оперный театр. Дальше путь лежит к комплексу папского дворца. Во дворец можно зайти, но нас предупредили бывалые туристы, что на это не стоит тратить время и деньги - ничего интересного внутри нет. Осмотрев дворец и дворцовую площадь, другие здания на площади, проходим в парк - сады Rocher des Doms на высоком берегу Роны. Парк сам по себе красивый и уютный, расположен так, что из него открывается широкий вид на город, реку и заречную равнину.

     []

    Из парка по лестнице, крепостной стене и винтовой лестнице в одной из древних городских башен спускаемся к реке к мосту времен Древнего Рима. От моста осталось пару пролетов.

      
      Вход на мост платный, но очевидно, что со стороны он виднее, чем с него самого и это типичная "обстригаловка" для туристов.
      Всего город занял часа четыре. Впереди Pont du Gard (Пон-дю-Гар).
      
       Проезжаем 26 км. и вот он - гигантский трехъярусный акведук-мост. Это наиболее сохранившаяся Древнеримская постройка (включая Римский Колизей) изо всех, что я видел. Очевидно, здесь варварам не понадобился строительный материал, и постройка уцелела в отличие от большинства других разобранных по камешку. Добротность постройки позволила простоять ей в целости 2000 лет.
      
       По акведуку на уровне первого яруса, как по мосту, можно перейти через реку. Крутая старинная лестница ведет на третий ярус к желобу, где когда-то текла вода, ради которой и был сооружен акведук (буквально "водовод").

     []

    Въезд на огражденную территорию, где стоит акведук платный (9Е с машины). Сооружение впечатляет размерами даже в сравнении с современными постройками, а если помнить о ее возрасте то вообще... Вся прогулка - от места стоянки машин к акведуку и вокруг него заняла у нас час с небольшим. Погода стояла не очень хорошая, только что дождя не было. При солнце там можно провести и больше приятных минут. Советую посетить.

     []

      
      Переезжаем в Тараскон - 22 км. - небольшой городок, прославленный писателем А. Доде в романе "Тартарен из Тараскона". Самый интересный объект - замок короля Рене - уже был закрыт (открыто ежедневно до 17 30). Гуляем часа полтора по городу. В нескольких местах видим легендарное чудище Тараска.

     []

      Вечер. Возвращаемся в гостиницу - 16 км
      
      
       День десятый, 22.05.12, вторник
      
      Ним. Экс - эн-Прованс

     []A - Saint-Rémy-de-Provence, B -Nimes, C - Aix-en-Provence

      
      Утром покидаем гостиницу в Сен-Реми и едем в Nimes (Ним). - 44 км. Находим турбюро на 6 Rue Auguste.
      В Ниме в турбюро предлагают к осмотру три главных объекта: т.н. Квадратный дом - хорошо сохранившийся древнеримский храм I века, древнеримскую Арену и парк Jardin de la Fonaine с башней Magne на вершине холма. На все три достопримечательности продают один общий билет за 10Е. Если покупать по отдельности выходит дороже.
      Однако дело в том, что внутри храма устроен обычный кинозал, где крутят учебный фильм по истории Нима на французском языке, и никакого древнего интерьера нет. Так что вполне достаточно осмотреть храм снаружи. На сеансе кроме нас и еще двух - трех глупых туристов, были многочисленные группы местных школьников с учителями истории.
      
      Вход в парк вообще бесплатный, а билет нужен только чтобы подняться на башню.
      Единственно, где мы использовали билет с толком, так это для осмотра Арены. Но отдельный билет туда значительно дешевле десяти евро. Прогулка по Ниму, включая заход в Арену, заняла часа четыре.
      Вообще городок симпатичный.
      
      Из Нима направляемся в Aix-en-Provence (Экс- эн-Прованс) - 110 км. Там мы проведем последнюю ночь путешествия перед отлетом домой. Авиарейс из Ниццы у нас в первую половину дня, поэтому последний город выбран так, чтобы с утра без спешки проехать в аэропорт и сдать машину. До аэропорта нужно будет проехать 170 км по скоростной трассе.
      Заселяемся в гостиницу "Ptit Dej-Hotel Aixhotel" в 5 км от центра города. Гостиница очень простая, типа общежития, но с санузлом в номере.
      Едем в город. Ставим машину на подземной стоянке на Bd. Roi Rene и идем в турбюро возле пл. General de Gaulle. От площади идем по Cours Mirabeau (блв. Мирабо) до памятника королю Рене. Затем сворачиваем к северу и входим в старый город. Там, петляя по улочкам, осматриваем церковь Мадлен, пл.San-Honore, пл. Альберта, ратушу, Кафедральный Собор. В городе много красивых фонтанов с разнообразными украшениями.
      Затем переходим в район между блв. Мирабо и блв. Короля Рене. Называется квартал Мазарини.

     []

      Город интересный - есть на что посмотреть. Гуляли мы там 4 часа.
      
      Эпилог
      
      С утра 23. 05. 12, в день отлета проехали в Ниццу. По дороге заехали в большой супермаркет сети Carrefour, где приобрели несколько упаковок французских сыров комамбер и бутылок местного розового вина для себя и на подарки друзьям. В этих огромных супермаркетах большой выбор любых продуктов, а цены ниже, чем в обычных магазинах. Сдали машину в аэропорту в 12. 15 и спокойно улетели домой.
      Через несколько дней я получил письмо из "Еврокара", где указывалось, что с меня взыскали деньги за дополнительные сутки аренды за возврат автомобиля более чем на полчаса позже срока.
      
      Я тут же, с помощью хорошо знающих английский язык, написал возмущенное эл. письмо в прокатную фирму с требованием вернуть деньги за эти сутки, указав, что фактическое время получения не 11. 40, а 15. 00 и произошло это по их вине.
      К моему большому удивлению уже через неделю деньги мне вернули и прислали письмо с извинениями. Европа, однако.
      Первая проба путешествия на автомобиле прошла успешно. Кроме одного прокола с гостиницей (см. день третий), никаких серьезных проблем не возникло. Хотя и говорят, что "язык до Киева доведет" мы добрались до всех намеченных пунктов в запланированное время практически без языка.
      
      Лев Штерн
      Август 2012
  • Комментарии: 5, последний от 29/05/2014.
  • © Copyright Штерн Лев Иосифович (levshtern@gmail.com)
  • Обновлено: 16/05/2014. 54k. Статистика.
  • Путеводитель: Франция
  • Оценка: 7.28*15  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка