Часть 4 "Папа Римский - первоисточник нечистоты" (Любавический Ребе)
Евреи Папы
Когда первый Папа приехал в Рим, там уже жили евреи, прибывшие 200 лет назад из Иудеи.
"Кандидаты в Папы и ликующие победители были постоянно заняты междуусобной войной и разделом власти. Папы боролись с антипапами, семьи с семьями, фракция с фракцией и заодно с императором. В 1077г. Григорий заставил Генриха VI прибыть к нему в Каноссу для покаяния за непослушание. Генрих отомстил ему в 1084г., вынудив бежать в Салерно. Перед смертью Пaпa успел написать королю Испании, чтобы евреям не давали более важные посты, чем христианам, ибо этим притесняется церковь и возносится синагога язычников". (S.Waagenaar. The Pope"s Jews) Войны эти не мешали Папам вести главную войну против евреев. Многие Папы решали, что все должны по-хорошему или по-плохому стать христианами. Когда Генрих IV разрешил крещеным евреям возвратиться в еврейство, самозванный Папа Климент III завопил в 1097г.: "Измена! Таинство крещения нарушено евреями!" Когда наместнику Иисуса на земле грозила война, Папа был благожелателен к евреям. В мирные времена он издавал приказы, обещая им земной ад. Могущественный Иннокентий III, называвший себя "царем царей, владыкой владык, священником во веки веков по чину Мельхиседека", в 1215г. издал буллу, отмененную Французской революцией 1789г., подтверждавшую все прежние антиеврейские эдикты. Он провозгласил: "Все монархи Европы обязаны порабощать евреев и держать обособленно в качестве бесправного и низшего сословия". В 1215г. он обязал евреев носить лоскут из желтой ткани. Так и пошло дальше - до желтой звезды.
Между 1000 и 1555г.г. было 98 Пап и 17 антипап. Некоторых можно было купить, с другими не помогали и деньги. В ХIIв. итальянцы охотно давали деньги в рост, но в 1179г. Ватикан предал ростовщиков анафеме. И евреи, которым запретили большинство профессий, вступили на эту стезю. Глава ордена францисканцев ди Капистано, долго уговаривавший Папу Евгения IV выслать евреев, обвинил их в обмане. В 1450г. он устроил диспут и после этого насильно окрестил 41 еврея. До появления монаха евреи Рима жили весьма неплохо, хотя их облагали обширными сборами. Если, как писал Ювенал в 1 веке, "евреи продавали по дешевке свое пророчество", сейчас евреи покупали свою жизнь только за золото. Когда немецкий император Генрих Vll покинул после коронации Рим в 1312г., он приказал римлянам заплатить ему за коронацию. Заплатили евреи. В 1321г. они предложили Папе большие деньги за спасение Талмуда, приговоренного к сожжению. В 1328г. король Людвик Баварский запросил за свою коронацию в Риме 30 000 золотых. И на евреев возложили 30%.
Капистано горел желанием подорвать еврейское благополучие. И Евгений, 9 лет назад бежавший из Рима во Флорeнцию от гнева народа, охотно помогал ему. Он, чьи антиеврейские эдикты отменяли его проеврейские заявления, сделал все, чтобы отобрать у них средства к существованию. Теперь им запретили почти все профессии: сборщиков долгов, администраторов, посредников, брокеров, акушерок и т.д. Вообще-то Евгений сидел в луже: турки осадили Константинополь и он был на ножах с императором Сигизмундом. Евгений искал легкой победы, кого-то нужно было наказать, кого как не евреев! В 1475г. брат Бернардо вместе с Капистано "предсказали", что евреи убили ребенка и через 3 дня двое евреев увидели труп ребенка, плывший по реке. 13 евреев были казнены за преступление христиан. А Сан Симонино стал святым мучеником.
В 1555г. на престол взошел Павел IV и первым делом сжег 25 бежавших из Португалии марранов. А 12 июля издал буллу, соединившую все антиеврейские законы: изоляцию в гетто, запрещение всех профессий и владения недвижимостью, ограничение коммерческой деятельности и ношение желтой шляпы. В 1553г. стали жечь еврейские книги, в 1554г. на евреев возложили содержание Case di Catecumeni (Дом для выкрестов). Григорий ХШ ввел "predica coattiva", обязательное еженедельное посещение проповедей, где невнимательных били палками и давали крестившимся 100 экю. Неплохо жилось при Папе Сиксте V (1585-1590), но с 1592г. Климент VIII насаждал строгие ограничения, продержавшиеся до начала XIX века. Церковь оставила евреям только торговлю старьем, чтобы выставить напоказ нищету и унижения евреев. Урбан VIII (1623-1644) запретил евреям целовать его ногу и повелел целовать след ее на земле.
В 1667г. евреи откупились деньгами от унизительных бегов, где их заставляли бежать голыми под улюлюканье толпы, бросавшей в них чем попало. Но для горожан еще оставалось вполне достаточно развлечений на церемонии открытия парада Климентом IX: главный раввин Рима, склонясь, протягивал чиновникам букет цветов с деньгами, говоря о преданности "жалкой еврейской общины". В ответ он получал пинок под свист и насмешки толпы. Но когда отцы города потребовали, чтобы рабби стал на колени, он ответил: "встать на колени можно только перед Всемогущим, а не перед могущественным". Лишь в 1848г., когда Маззини и Гарибальди установили Республику и Папа бежал из Рима, церемонию временно отменили. Между 1800 и 1870г.г. были времена, когда Папа терял мирскую власть, и это давало отдых измученным евреям. Но как только он возвращался, опять начинались принудительные проповеди, поборы и ущемления.
Между 1636 и 1700г.г. было крещено 1195 евреев, в среднем 19 в год, а в ХVIIIв. - 14. Но церковь продолжала свои усилия. Сначала проповеди, потом заключение в Доме. Если после 40 дней еврей оставался непреклонным, община выплачивала за него штраф. Евреи не имели права даже смотреть на окна Дома с расстояния в 200 футов. Нарушителей пороли и штрафовали. Наказывали за помощь в побеге из Дома и за укрывательство беглецов. Дети, конечно, были легкой добычей. В 1604г. в Дом притащили главного раввина Рима Йегошуа Аскарели с женой и детьми. Через 43 дня взрослых отпустили, но у них отобрали и окрестили четверых детей от 4 до 12 лет. И хотя детям до 7-12 лет требовалось согласие родителей, Иннокентий ХI нашел выход: ребенка заставляли избрать крещение. Если христианка-няня клялась, что окрестила ребенка во время болезни, окунув пальцы в воду и сделав над ним знак креста, его отнимали у родителей.
И не было силы, которая могла бы вырвать его из рук церкви. Так Антония Вивиани в декабре 1746г., войдя с ведром воды в дом семьи Мисани, плеснула ею на трех девочек, но упала и разлила воду. В отчаяньи она побежала домой за водой, чтобы окрестить и мальчика, но вернувшись, не нашла его. Так семья лишилась трех дочерей. Жалобы матери были напрасны: архиепископ, правитель Рима, не только отказал ей, но и сообщил Папе Бенедикту ХIV о богоугодном деле. Если крестившийся "предлагал" своих родных церкви, упрямых взрослых отпускали, но детей никогда, даже если они они были еще в чреве матери.
В 1747г. Папа издал указ: если чужой привел ребенка для крещения, надо вернуть его семье, но если его уже "окрестили", как детей Мисани, то он христианин, и за возврат в еврейство, его сожгут по указу Папы Бонифация VIII в ХIVв. "В 1787г. один еврей крестился и заявил, что среди его родных есть двое сирот, мечтающих креститься. Полиция Папы не смогла найти их. Тогда из гетто забрали 60 детей и мучили, пока они не выдали убежища сирот, откуда их взяли прямо в Дом, отштрафовав гетто за неподобающее поведение. Евреи платили за выкрестов и за тех, кто не стал выкрестами; платили за то, что делали и за то, что отказывались делать; иногда их штрафовали просто так, без всякой причины". (S.Waagenaar) После того, как в 1629г. еврей Масерано стал католиком и обличителем еврейского племени, Урбан VIII приказал евреям выплачивать ему по 1200 скуди в год. Когда Масерано умер, Папа приказал платить эти деньги на содержание Дома.
"Эдикт о евреях" (Editto sopra gli Ebrei), обнародованный Папой Пием VI в 1775 г., принадлежит к
числу самых бесчеловечных актов в истории человечества. Собранный из разных канонов и булл, весь змеиный яд римского католицизма сосредоточился в 44 параграфах этой "конституции гетто". (Дубнов) Им нельзя жить и ночевать вне гетто, нельзя уходить оттуда после часа ночи, нельзя иметь магазины вне гетто, жить на даче, продавать христианам мясо и молоко, давать им мацу, нанимать неевреев в слуги, кормилицы, акушерки, вести христиан в синагоги, пить и беседовать с ними. Нельзя ввозить, покупать, продавать, дарить еврейские книги, не прошедшие цензуру Pater Maestro. Запрещено хоронить и ставить памятники, строить новые синагоги и чинить старые. Раввин был обязан следить, чтобы евреи присутствовали на проповедях миссионеров, а руководители римской общины должны были ежегодно вручать Папе свиток Торы, которую он презрительно, с оскорблениями, отдавал им через левое плечо. Гетто состояло из вонючих трущоб, где в одной комнате нередко жило по несколько семей и воды Тибра постоянно заливали грязные, тесные и темные улочки.
Иногда устраивались "диспуты", на которых вероотступник доказывал вредность Талмуда. Трудность состояла в том, что еврей не мог подвергнуть сомнению истинность христианства. И после таких диспутов евреев притесняли еще больше. Первый диспут по инициативе выкреста Донина состоялся под эгидой Папы Григория IX, который после этого велел сжечь Талмуд. Лишь однажды евреям дали свободу слова: король Арагона, устроивший в 1263г. диспут между выкрестом Пабло Кристиани и великим Рамбаном, наградив Рамбана, признал его победу. Запрещали и молитвы, считая их оскорбительными для христианства, хотя они были написаны до его появления. В 1278г. Папа Николай III приказал монахам проводить проповеди в синагогах. Обирая евреев, Папы опирались на учение отцов церкви: обязательное сохранение остатков иудаизма и обязательное унижение евреев.
В булле "Sicut Judeis" Иннокентия III говорилось: "Хотя неверность евреев заслуживает вечного осуждения, но верные христиане не должны их преследовать слишком сильно. Ибо в Псалмах сказано: "Не убивай их, чтобы мой народ не забыл этого". Т.е., не следует полностью уничтожать евреев, чтобы христиане не забыли Закон Божий, который неумные (евреи) хранят в своих мудрых книгах". Он же писал: "Бог сделал Каина скитальцем и беженцем, но Он отметил его дрожанием головы, чтобы его не убили. Так и евреи, против которых вопиет кровь Христа, хотя и не должны быть уничтожены, но должны скитаться, пока их сердца не наполнятся стыдом и они не начнут искать имя Господа нашего Иисуса. Поэтому хулители христианства не должны иметь поддержку христианских государей в деле угнетения рабов Господа".
То же проповедовал Григорий IX в 1233г. всем епископам Франции: "Хотя мы осуждаем еврейскую неверность, но их отношения с христианами полезны и даже необходимы, ибо они носят образ нашего Спасителя и были созданы Творцом рода человеческого. Ему не угодно, чтобы их уничтожали его создания; как ни ужасно их нынешнее положение, их отцы были друзьями Бога, и их потомки будут спасены...". Но при этом церковь не забывала о главном для нее значении существования евреев: они символизировали падение и бесчестие за отрицание Иисуса. Когда свобода из Франции грозила перекинуться в Рим, Пий VI нашел виноватых: евреи! 2500 солдат окружили гетто, ища там будто бы спрятанных французов, а толпа поспешила поджечь его стены. В 1798г. свобода пришла в Рим на французских штыках. Возвратившиеся неаполитанцы тут же нашли виновных за растащенное церковное добро и за все прочее: евреи. Вернувшийся в 1814г. Пий VII опять загнал евреев в гетто с обязательными проповедями христианства, выгнал их из университета и приказал заплатить все налоги за 7 лет. Опять закрыли магазины и запретили иметь недвижимость вне гетто. Даже выезд из папского рая покупался евреями за большие деньги.
Папа Пий IX, зависивший от ссуд Ротшильдов, не мог не пойти навстречу их просьбе и первым делом отменил унизительный ритуал карнавала и принудительные проповеди. Но революция 1848г. принудила его бежать из Рима. Возвратившись туда в 1850г., он первым делом принялся за евреев, невзирая на усилия Ротшильдов, настаивавших на улучшении их жизни. Ситуация у Папы была трудной: Франция возвратила ему Рим, но денег, кроме Ротшильдов дать никто не мог. Пришлось, скрепя душу, пойти на попятную и дать им письменную гарантию о скором закрытии гетто и освобождении евреев. Пий не только не собирался выполнять свое обещание, но и постоянно требовал от правителей стран, уже давших евреям равноправие, вернуть их в прежнее рабство. Он восстановил инквизицию и приказал ей ввести против евреев прежние ограничения. "20 июля 1858г. пятеро полицейских Папы схватили 7-летнего Эдуардо Монтаро и доставили его в Дом. Если Дамасское дело всколыхнуло возбужденный интерес на обеих сторонах Атантики и особенно в Риме, то в 1858г. разразился настоящий шторм, приведший в исступление гетто и потрясший Ватикан. Осаждаемый со всех сторон королями, императорами и главами государств, протестантами и евреями, Папа Пий IХ спокойно указал на устав Дома и законы Ватикана: крещеный ребенок есть католик, независимо от обстоятельств его крещения". (S.Waagenaar)
Родители, раввины и евреи дома и за границей протестовали против похищения ребенка, но Ватикан стоял на своем: евреи вмешиваются в дела церкви, няня окрестила Эдуардо в возрасте 11 месяцев. Пий IX заявил евреям: "Вот ваша благодарность за мои благодеяния. Я ведь могу быть суровым и снова запереть вас в гетто. Но моя доброта так велика, а моя жалость к вам так сильна, что я вас прощаю!" Отбиваясь от мировых протестов, Пий вынужден был считаться с Францией, но даже просьбы французского посла и собственного госсекретаря, предупреждавшего о катастрофических последствиях, не могли разжать эти клещи: церковь никогда не выпускала ни одну еврейскую душу, попавшую в ее сети. Семья и евреи потеряли Эдуардо. Но и Пий потерял Болонью. Новые власти тут же арестовали никвизитора Фелетти, виновного в похищении мальчика. На оставшемся у него клочке земли, в Риме и вокруг него, Пий упорно продолжал преследовать евреев, призвав в 1864г. бороться с заговором массонов, "от которых черпает силу синагога сатаны, идущая против Церкви. Эти злодеи думают, что они хозяева мира". В 1870г. Пий узаконил кровавый навет, установив день памяти убитого в 1485г. 5-летнего Лоренцино из Маростики. Он наградил ученого Анри Гугено за книгу о ритуальных убийствах, которой позже пользовался идеолог нацистов А.Розенберг. В 1870г. итальянские войска захватили Рим и провозгласили его столицей свободной Италии. Евреи вышли на свободу, а Папа заперся в своем дворце. 58 лет нога Пап не ступала за ворота Ватикана. И только в 1929г. Пий ХI подписал Латеранский договор и признал законность итальянского государства.
С потерей Папских земель Ватикан взялся за обработку общественного мнения: в начале ХХв. в Италии уже выходило около 500 периодических изданий. И они явились пионерами новой формы антисемитизма. Так, в 1880г. йезуитский журнал "Civilta cattolica", голос Папы, начал серию из 36 неистово антисемитских статей, основанных на "законах расы", требующих загнать евреев, врагов церкви и всего человечества, назад в гетто. В 1882г. в Дрездене состоялся первый всемирный антисемитский конгресс, оказавший большое влияние на результаты выборов консервативных политиков в борьбе против либералов и прогрессивных. В 1890-ых г.г., отбиваясь от обвинений в антисемитизме, йезуиты поясняли: "Евреи хотят закабалить все человечество, но мы не разжигаем антисемитизм, а только советуем себя защитить". Ватикан беспокоили симпатии к жертвам погромов и он настаивал: "евреи сами устроили погромы для прикрытия своих злодеяний". Отец Ореглиа писал: евреи всегда и везде чужие и "на свободе сразу становятся угнетателями, тиранами, ворами и разрушителями стран, где они живут. Они упрямы, грязны, воры, невежды, паразиты. Они захватили все общественное добро и деньги... Наивно полагать, что иудаизм подобен католицизму, паганизму, а не раса, народ и нация! Еврей прежде всего еврей из-за его расы. Потому он не любит свою страну, как француз или итальянец, а только ищет выгоды". В 1882г. йезуиты с восторгом возвещали о возникновении современного антисемитского политического движения. Крестовый поход против евреев зажигал всемирный пожар, пламя которого скоро поглотит 6 миллионов евреев. А пока сеяльщики кровавой жатвы неустанно работали на своей ниве, разжигая антисемитизм в Австрии, Германии, Польше.
Христианские и гражданские группы работали вместе, напутствуемые Папой. Тайные архивы Ватикана говорят об активной роли Папы и его госсекретаря в расширении антисемитской кампании христианских социалистов Австрии. Ксендз Стояковский, с пожалованным Папой титулом монсиньор, повел на евреев Галиции толпы убийц. Несмотря на жалобы австрийского правительства и некоторых священников, Ватикан защищал громилу, поясняя: "волнения вызваны высокими налогами и ростовщиками-евреями". Ни император, ни его министр иностранных дел не могли заставить Ватикан приструнить погромщика в рясе. А Папа выразил восхищение "работой католических сил и высоким энтузиазмом... хороших людей, помогающих нам победить врагов".
На радость Папе ненависть к евреям давала обильные всходы в Венгрии, Словакии, Германии, Франции и других странах. Австрия дала великому немецкому народу не только католика Гитлера. Согласно Визенталю, около 50% преступлений во время еврейской Катастрофы совершили австрийцы, несмотря на то, что они составляли менее 10% Третьего Рейха. Ревностные католики Польшы, где были построены самые страшные лагеря и убиты миллионы евреев, набив руку на погромах, внесли свою кровавую лепту с исключительным энтузиазмом.