А вот, как Вы думаете, - с чьего поэтического огорода и с чьей помощью вытащила, как бабка за репку, своё гениальное стихотворение о том, что стихи должны расти, не ведая стыда, наша дражайшая Анна Андреевна. Ну, во-первых: в конце позапрошлого уже века все предшественники её, не на шутку увлеклись созданием своих собственных поэтических огородиков.
А главным поэтическим огородником России я, конечно же, считаю Сашу Черного. Его замечательное стихотворение ·ОгородЋ, живи он во времена недо-осуществлённой продовольственной программы, получило бы Госпремию СССР.
Вспомним, как это звучало.
·За сизо-матовой капустой
Сквозные листики укропа...Ћ
·Гигантский лук напряг все силы
И поднял семена в коронке...Ћ
·Кругом забор, седой и хилыйЋ
·Смотри! Петрушка и пореи
Как будто созданы поэтомЋ
И всё это написано в год, когда была развязана Первая Мировая Бойня....
А за три года то того, как наша царственная только начала свои великие ТАЙНЫ РЕМЕСЛА - Сашенька написал такое....
·Для души купил сирени,
А для тела - чёрной редьки.
В гимназические годы
Этот плод благословенный,
Эту царственную овощь
Запивали мы в беседке
(Я и два семинариста)
Доброй старкой - польской водкой, -
Янтареющем на солнце
Горлодёром огневым...Ћ
И выпалывая беспощадной своей поэтической рукой, лопухи и лебеду у седого забора, выращивал закусочку, предвосхищая появление в прозе конца прошлого века двух великих наших алкоголистов....
И не будем забывать, что цитируемое стихотворение все критики, и крити-кессы, в частности, начинают почему-то со второго четверостишия. Но оно ведь начинается так:
·Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.Ћ
А как у людей? Вот, например, Сергей Александрович.... Уж, кажется, у него должно было быть этих сорняков навалом....
·Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве....Ћ
·Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
козленочек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.Ћ
Но это в самом начале, а перед революцией....
·Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.Ћ
И после всех этих потрясений....
·Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зелёный шевелится.Ћ
Что касается моего любимого Пастернака, то у него даже сорняки приоб-ретают прямо-таки космические очертания....
·Гроза близка. У сада пахнет
Из усыхающего рта
Крапивой, кровлей, тленьем, страхом.
Встаёт в колонны рёв скота.Ћ
·Плакучий Харьковский уезд,
Русалочьи начёсы лени,
И ветел, и плетней, и звезд,
Как сизых свечек шевеленье.Ћ
·Я тоже любил, и дыханье
Бессонницы раннею ранью
Из парка спускалось в овраг, и впотьмах
Выпархивало на архипелаг
полян, утопавших в лохматом тумане,
В полыни и мяте и перепелах.Ћ
·За окнами давка, толпится листва,
И палое небо с дорог не подобрано.Ћ
Я сознательно искал стихи начала века, чтобы показать, как развивалась бы русская поэзия, не устрой обожравшиеся золота и земель пипловоды всем нам Первой Мировой ....
Но вернёмся к дражайшей нашей. Вот она, двадцатидвухлетняя.
·Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.Ћ
А это она уже в зрелом возрасте....
·Пока не свалюсь под забором
И ветер меня не добьёт,
Мечта о спасении скором
Меня, как проклятие жжёт.Ћ
·Почернел, искривился бревенчатый мост,
И стоят лопухи в человеческий рост,
и крапивы дремучей поют леса,
Что по ним не пройдет, не блеснет коса...Ћ
И блеснула.... И прошла....
Это четверостишие знают наизусть все пишущие и читающие. Но я не могу не привести его здесь, уж очень велик соблазн, набрать эти стихи собственными пальцами....
·Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.Ћ
И не буду Вас томить, привожу без комментариев стихи Фёдора Сологуба, написанные весной 1895 года в России, которой казалось тогда, что она беспре-дельна. А это слово - беспредельна - не имело ещё своего теперешнего, со-временного звучания.
·На серой куче сора,
У пыльного забора,
На улице глухой
Цветёт в исходе мая,
Красою не прельщая,
Угрюмый зверобой...Ћ
Но и это ещё не всё. Не будем забывать, что цикл стихов ·Тайны ремеслаЋ
Анна Андреевна писала с тридцать шестого по шестидесятый год, и, что своё зна-менитое стихотворение, она закончила так:
·Сердитый окрик, запах дегтя свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне...Ћ
Предчувствовала, ведь точно, предчувствовала зелёный огонь, который шевелится теперь, с приходом свободы в России, по всему русскому поэтиче-скому Интернету.