В некоторых аспектах наша жизнь приобретает все более и более гротескные очертания. В данный момент я говорю об авиарейсах.
Когда-то в далекие-далекие годы проблема заключалась лишь в том, чтобы хватило здоровья отстоять огромную очередь, да еще и ухватить билет - желательно, на нужный тебе день. В советское время билеты были дешевыми. Если мне не изменяет память, авиабилет Москва-Краснодар стоил рублей 12. Небольшие деньги даже по тем временам. Зато очереди были чудовищными - что в Москве, что в Краснодаре (это еще одно, во что я с удовольствием на недельку-другую окунул бы как тех, кто брюзжит по поводу жизни в современной России, так и тех, кто, захлебываясь от восторга, превозносит жизнь советскую).
Потом наступило время благоденствия - это я уже о Соединенных Штатах. Билеты куда угодно, когда угодно и относительно недорогие. В начале 2000х был прямой рейс Чикаго-Москва. Все родственники жены живут в Тульской области, в поселке Заокский, поэтому и маршрут строился до Москвы. Тогда после переезда из Иллинойса мы жили в городке Коттидж-Гроув. Это часть мегаполиса, пригород Сент-Пола, практически на берегу Миссисипи. Оттуда часа за три мы доезжали до Рокфорда (это уже Иллинойс), там по договоренности оставляли машину у наших хороших знакомых, Вешека и Лизы. А от Рокфорда ходил автобус прямиком до аэропорта О"Хейр. То есть, пусть немного хлопотно в наземной части, зато дешево и удобно в воздушной. А в Москве в аэропорту нас встречал брат жены, и оттуда мы уже на его машине добирались до Заокска.
Шли годы, и рейсы в Россию становились все более и более неудобными. Прямой рейс Чикаго-Москва исчез. Оставался только Нью-Йорк-Москва. То есть, ехать в Рочестер не имело смысла - проще было взять билет Миннеаполис-Нью-Йорк-Москва.
Я не говорю о своих постоянных полетах по работе. В те годы я работал с самыми разными делегациями в самых разных штатах США и летал постоянно. А если не летал, то ездил на своей машине, и ездил не только в ближние штаты, такие как Висконсин или Айова (этих разъездов я просто не замечал), но и дальние, например, в Вирджинию или Арканзас - просто из любопытства, чтобы посмотреть штаты, которых до этого не видел.
Лет десять я в Россию не летал - жил на "Мамбо", по работе мотался от Аляски до Калифорнии и Флориды, упустил срок продления российского паспорта...
Потом пришло время заканчивать работу с делегациями, я восстановил паспорт, и опять стал летать в Россию, но теперь уже один и только в Краснодар.
Грянул КОВИД. И началось - все в масках, требования о сдаче теста на КОВИД, причем невероятные по своему неудобству. Сейчас я уже не помню во всех деталях, но, как мне помнится, в аэропорту прилета в США требовалось предъявить официальную бумагу теста, сделанного не ранее 48 часов до прибытия в США. То есть, фактически, это требовало, чтобы в Краснодаре я сделал тест ранним утром (часов в 5) дня вылета - иначе я никак не укладывался в сроки. Ладно... худо-бедно приспособились к КОВИДу.
Теперь уже началась СВО, что поставило новые препоны и создало новые проблемы.
Вообще-то того, кто вырос в Советском Союзе, трудно заморить какими бы то ни было ограничениями. Его вообще трудно заморить - мы прошли такую школу, что способны выживать в любых условиях, преодолевать любые препоны и решать нерешаемые проблемы самым неожиданным и простым способом (ну, разве что дустом нас посЫпать, так, опять-таки, пришедшие нам на смену даже не знают, что это такое). Так вот - Россию отключили от СВИФТА, что очень неудобно для всех, кто живет за рубежом. Кроме всяких иных неудобств теперь российская банковская карта стала бесполезной в Америке, а американская - в России. В ответ на происки Запада я стал делать больше переводов для российских издательств, и все дела. То есть, на российских счетах у меня достаточно средств, чтобы не думать о копейках в Краснодаре.
В американском банке теперь невозможно заказать российские рубли - раньше это делалось элементарно. Дня через три тебе приходила СМС, ты приезжал в банк и получал все заказанное на тарелочке с голубой каемочкой.
В ответ я стал создавать себе определенный рублевый НЗ перед вылетом из России - ну, тысяч 5-7. Это наличные, которые находятся при мне, когда я опять лечу в Россию - на тот случай, если вдруг засбоят мои российские банковские карты сразу по прилету... (с картой Сбера такое уже было в прошлом году).
В процессе битвы Запада с населением России (конечно же, из самых демократических, благородных и гуманных соображений) перекрыли полеты в Россию из всех возможных и невозможных стран. Но и это нам не помеха. Как говорится, поищем, где плотник оставил дыру. И дыры эти, естественно, находятся.
Есть сербы, но там очень неудобные рейсы - только из Нью-Йорка и только до Москвы, так что через Сербию я никогда не летал.
Есть турки, но эти очень быстро стали задирать цены. Когда стоимость полета до Москвы (и до Сочи) турками стала просто неприличной, я переключился на другие варианты. Есть еще и Эмираты, и Израиль, и вся география...
Последние пару лет я летаю до Еревана. Оттуда до Сочи час полета. И порядка пяти - шести прямых рейсов Ереван - Сочи в сутки. Нужно только вдумчиво состыковать свой прилет из дальних мест в Ереван, вылет в Сочи (чтобы не сидеть долгие часы на холодной и неудобной скамейке в неуютном зале аэропорта Звартноц) и "Ласточку" от Адлерского аэропорта до Краснодара...
В конце прошлого года всех обуяла волна оптимизма - пробный авиарейс до Краснодара... Ура!!! Почти полная уверенность в том, что аэропорт откроется (в конце концов, Путин сказал!) И фиг там - по соображениям безопасности... В соображения безопасности я не верю (вот такой уж я недоверчивый). Я могу себе представить другие мотивы, и они чисто военного свойства. Но свои догадки и домыслы оставлю при себе.
Последний гвоздь в мои буйные мечты о восстановлении работы Краснодарского аэропорта забил глубоко мною уважаемый Владимир Владимирович. Вчера и сегодня президент в Краснодаре. Встречается с летчицами, беседует с губернатором. Я так и ждал, что Путин скажет: "Все, ребята, открываем аэропорт"! Но не дождался. Говорят об автомобильных дорогах, говорят о ж.д. И ни слова об авиасообщении... И какой смысл говорить о расширении возможностей для туризма?
Так что при случае я выскажу свои претензии как Путину, так и Кондратьеву - пусть так и знают...
Ну, а теперь ко всем опасениям добавились еще и радости российско-армянских отношений. Пашинян пышет гневом и топает ногами - оказывается, во всех бедах Армении виновата Россия.
Нашел, чем удивить! Мы и так знаем, что от глобального потепления до вымирания мамонтов - все это вина России. Меня лично его эмоции трогают исключительно по шкурным соображениям. Из-за океана я прилетаю в Армению, и оттуда вылетаю в Сочи. А спустя месяц обратный процесс. Поэтому мне меньше всего хотелось бы застрять под сенью горы Арарат.
С одной стороны, я понимаю, что если в России больше армян, чем в Армении, а у всех у них есть там родственники, то игры с авиасообщением могут оказаться весьма рискованными для политической карьеры конкретного деятеля.
С другой стороны, налицо примеры, когда ненависть перевешивала все соображения. Например, думаю, никто не верил, что Россию можно отключить от СВИФТа и авиасообщения с Европой. Однако, ненависть перевесила все экономические соображения (или, действительно, в отсутствии реальных экспертов по России эти ребята поверили, что Россия - это колосс на глиняных ногах, и свалить ее, как раз плюнуть. Мол, отключим от СВИФТа, и негодующая толпа русских сметет эту так ненавистную американцам власть...).
Как бы то ни было, невероятное стало не только вероятным, но реальностью. А я живу в этом гротескном мире в полной готовности к любым неожиданностям - вплоть до разворота направления вращения нашей планеты в другую сторону. (как пелось в одной песне 60х: "Все на нашем шарике и вкривь, и вкось; шиворот навыворот и набекрень").