У меня есть друг - цунамист. Всю свою профессиональную карьеру занимается этой страстью Господней. Желая сделать доброе дело, сегодня он мне прислал электронное сообщение о том, что, мол, в окрестностях острова Гренада ожидается подводное извержение вулкана, сопровождающееся цунами. Заботясь о моем благополучии, он посоветовал лезть на ближайшую пальму или еще каким-то образом обеспечить свою безопасность. Дело в том, что я живу на яхте "Мамбо", которая находится у острова Кулебра, который, в свою очередь, находится недалеко от острова Пуэрто-Рико. А все это скопом в Карибском море. В каком это полушарии не буду говорить - нужно же и вам оставить пищу для размышлений.
На заботливое сообщение друга я отреагировал примерно следующим образом: "Гренада от нас на расстоянии около тысячи километров. Но даже будь она под боком, что я могу сделать?
Представь себе: вот получили известие, что через три дня в Землю воткнется охреневающий астероид и всем нам будет хана. И что ты можешь сделать? Одень каску, сверху еще сковородку привяжи и сиди, жди смиренно. Так и здесь. Ну, вот, предупредил ты меня, и что? Под "Мамбо" мне спрятаться? Или выйти в море? И? Крутиться там, пока солярки хватит? Или бросить яхту и бежать, разодрав рубаху, в холмы острова? А зачем? Яхта мой дом, моя крепость, мое пристанище, и без нее мне здесь делать нечего" -
Не каждое предупреждение во благо, тем более, что и без природных кошмаров на Кулебре наступили мрачные времена средневековья, точнее, развитого социализма образца, примерно, 81-го года. На заправке сломались насосы, поэтому на второй (и последней) заправке острова сейчас очередь часов на пять ожидания. Обычно я стараюсь иметь какой-то запас бензина именно для подобных обстоятельств (чай, не первый год на Карибах). Но по закону подлости в последнее время я как-то расслабился, и осталось у меня всего полбака для подвесного мотора динги и естественно, что сегодня на Пуэрто-Рико какой-то праздник, так что народу на Кулебре сейчас хренова туча - и с машинами, и на катерах, в любом виде. И всем бензин нужен. Сколько нужно времени в Америке, чтобы от одной колонки заправились шесть машин? Ну, пусть полчаса, хотя такую ситуацию я с трудом представляю. А здесь на это уйдет часа два. Теоретически на одной колонке есть четыре точки заправки, то есть, одновременно могут заправляться четыре машины. Но три шланга из четырех на замке, поэтому заправляться может только одна. А поскольку заправка у самой воды, то еще и лодки подходят, и катера всякие. Вот и я сегодня хотел с утра пораньше залить канистры бензином. Без двадцати семь там уже было штук шесть машин и три катера. А ближе к открытию народ порадовали тем, что насос на колонке сломался, так что сегодня бензина не будет. Конечно, можно бы схватить в руки канистры и броситься бегом ко второй заправке, что на площади, куда приходят паромы. Но это бесполезно, поскольку понятно, что там уже очередь страждущих выстроилась на километр.
Так что нужно дышать ровно и не рыпаться. Пару недель тому назад я начал по утрам ходить. Не потому что я такой уж фанатик фитинга. Просто, с тех пор, как после инфаркта я бросил курить, вес ползет вверх, и остановить эту гнусную тенденцию не получается. Уж, казалось бы, и плаваю по часу в день, и физической работы на яхте хватает, и все, что хотите - ни фига, ползет и точка. В начале месяца пришлось мне переводить в Пуэрто-Рико деловую встречу бизнесменов. На такие встречи полагается появляться в бизнес-прикиде. Так я в штаны еле влез. Пока переводил, думал, они меня перепилят. Это и стало последней соломинкой - самое трудное, принять решение, потом уже проще дело идет.
Одним словом, каждое утро, когда светлеет с каждой минутой, но солнце еще не взошло, и пока не жарко, подхожу я к соседней бухточке, где дорога рядом с берегом проходит. Оставляю резиновую лодку-динги у крохотного причальчика и топаю по долинам и по взгорьям. То вверх, то вниз вдоль берега. Дохожу до полицейского участка и обратно легкою стопою. Так сказать, скакая играша веселыми ногами. Ровно час времени уходит на выгул. Неделя потребовалась на то, чтобы втянуться, и бросать это дело я не намерен.
По этой причине после неудачной попытки запастись бензином и в свете сложившейся на топливном рынке Кулебры ситуации приберегу я горючее только на короткий утренний вояж к упомянутой бухточке Фуладоза и обратно, и буду выжидать, пока эта самая ситуация не рассосется. Беглая инвентаризация показала, что хлеба еще дня на три хватит, остальных продуктов тоже. А через три дня будет понедельник, то есть, вся эта жаждущая бензина свора разбежится, и можно будет спокойно затариться горючим.
Кто-то из забывших счастливое советское бытие может сказать: "Ну, сломались насосы, исправят. Подумаешь, беда". В Америке да, в Штатах на исправление поломки ушло бы часа два. Но это не Штаты, это Пуэрто-Рико, так что речь идет не о часах, а о днях и неделях. Во всяком случае, на той же заправке солярку не продают уже недели две по той же самой причине - сломался насос. Карибский фактор, едрена вошь.
Это одна головная боль - и не последняя. Куда посерьезнее транспортная беда. Кулебру связывают с Большим островом паромы. В день от ближайшего к нам порта Фахардо приходят на Кулебру три или четыре пассажирских парома и штуки три грузовых. И столько же уходят к Большому острову, Пуэрто-Рико. Точно так же обстоит дело и со вторым островом Испанских Виргинских островов - Виейкесом. Сейчас из всех паромов осталось только два, остальные сломались. У одного что-то с двигателем, у другого с рулями, ну и так далее. Значит, два парома на два острова. Это, во-первых, означает, что все расписание пошло коту под хвост. Во-вторых, с учетом тихого сезона ураганов в этом году необычно большой наплыв туристов. Прут толпами. Власти не придумали ничего лучшего, как продавать билеты только в один конец. То есть, если мне что-то нужно на Большом острове, то на Кулебре билеты на паром мне продадут только до Фахардо. А в Фахардо будь добр покупай себе билет до Кулебры. Я не понимаю логику такого решения, но фиг с ней, с логикой. Дело в том, что такая новация сразу лишает смысла любую поездку на Большой остров. В Фахардо очереди в кассу такие, что сразу вспоминаешь Союз и желанную колбасу за два двадцать - только на руке номера писать не додумались (нужно будет им подсказать, поделиться опытом). Сюда нужно организовывать из России туры для ностальгирующих. Я слышал жуткие истории, как люди не могли выбраться с Пуэрто-Рико, и им приходилось ночевать в ближайшем от нас аэропорту Сейба, чтобы хотя бы утром улететь домой. На практике для меня это означает, что я не могу ни к врачу попасть (слава Богу, пока и не нужно), ни в аптеку, чтобы лекарства взять (опять-таки, я по-советскому умный, и взял рецептурные лекарства сразу на три месяца, так что до конца сентября хватит). На Кулебре аптека была, но в этом году в ходе очередной реорганизации медицинской службы она исчезла, и теперь за лекарствами пожалуйте на Большой остров.
Более того, допустим, тебе нужно купить какую-то хозяйственную мелочевку или инструменты, в общем, что-то, чего нет на Кулебре. Поедешь ли ты в Фахардо, если учесть все упомянутые обстоятельства? То есть, вот в полдевятого утра паром пришел и ты выгрузился на берег. Вместо того, чтобы сразу бежать к маршрутке, чтобы отправиться, куда тебе надо, для начала двигай в очередь в кассу. Ближайший обратный паром на Кулебру будет в три часа дня. Но если ты решил взять билет после обеда, то, в принципе можно уже не волноваться. С учетом толпы туристов даже сейчас, утром, очень даже велика вероятность того, что, отстояв пару часов в очереди, ты узнАешь, что все, свободен - билеты на все сегодняшние паромы проданы. А на завтра будут продавать завтра. Так что гуляй, дыши свежим воздухом, набирайся впечатлений. А заодно подумай, где будешь ночевать.
Однажды мне пришло в голову, что Пуэрто-Рико это испаноязычный Советский Союз. Сначала я посмеялся над таким парадоксом, но никуда не денешься - сходство потрясающее. Скажем, вы можете себе представить, что заходите в парикмахерскую, а там нелюбезно сообщают, что сегодня они стригут только женщин и детей, так что мужчины могут отдыхать? Именно так меня встретили в парикмахерской недели три тому назад. А как вам нравится ждать в магазине, пока продавщица наговорится по мобильнику? Причем она еще и сделает вам выговор, если вы проявляете признаки нетерпения. А дефицит того и сего? А очереди, где преимущественным правом пользуются друзья и родственники продавца, а также местные полицейские? Я уже не говорю о приеме к врачу. Это особая статья. Это мероприятие требует железного терпения и сибирского здоровья.
В Зазеркалье возможно все. Однажды перед взлетом с Кулебры, рассказав про правила безопасности, летчик добавляет: "Мы еще сядем минут на десять на Виейкесе, чтобы забрать пару пассажиров". -
Думаешь: "Все-таки, иногда у них юмор странный бывает". - Но после взлета вместо того, чтобы повернуть вправо, к Большому острову, маленький двухмоторный самолет продолжает лететь над волнами по прямой. Мы действительно сели на Виейкесе, взяли одного пассажира и только потом продолжили свой полет к Пуэрто-Рико. Задержка на полчасика, вроде бы и немного. А если у тебя время рассчитано, чтобы попасть в международный аэропорт и успеть на свой рейс в Штаты - как тогда эти полчаса обернутся? Правда, так рассчитывать здесь время могут только новички или безудержные оптимисты. Если у меня вылет из международного аэропорта Сан-Хуана, допустим, в 4 часа дня, то с Кулебры я вылечу в восемь утра. Конечно, услышав такое, нормальный человек будет долго хохотать и показывать на меня пальцем: "Зачем??? Полет от Кулебры до аэропорта Исла-Гранде занимает всего полчаса, потом еще на такси полчаса до международного в Сан-Хуане. Таксисты там всегда пасутся. То есть, можно спокойно вылететь в час и на все тебе времени хватит. Вот, смотри, как раз есть такой рейс". -
Все так, но я не нормальный, я опытный житель острова в Карибском море, и знаю, что здесь бывает все. Самолет может улететь на сорок минут позже - без объяснения причин. А может раньше, а может и вообще не улететь. Тебе просто с улыбкой скажут, что на этот рейс ты один, а следующий всего через два часа. Чего самолет-то с одним пассажиром гонять? А там уже три человека есть, вот, с тобой будет четыре. Что ты нервничаешь? Тебе же все объяснили, как человеку: ты один, а там трое, так что успокойся. Все логично, а какие там у тебя обстоятельства - да кого это волнует?
На морском терминале Фахардо запросто и без предупреждения могут объединить пассажиров на оба острова, посадить их на один паром, а потом вначале двинуть на Виейкес, поскольку он больше и ближе, и уж потом к маленькой Кулебре. В результате круиз вместо полутора часов занимает три.
Поэтому ты всегда бодрый, собранный и готовый реагировать на любые неожиданно возникающие обстоятельства.
Ладно, возвращаемся к паромной ситуации. Допустим, ты накупил всякого добра в Фахардо долларов на пятьдесят, но с обратным билетом на Кулебру пролетел. Значит или иди в гостиницу (пешочком в гору с сумой на плечах) и плати долларов девяносто за ночь. И это для того, чтобы встать часа в три ночи и брести к кассам, потому что первый паром на Кулебру отходит в четыре утра. Кстати, морской терминал на ночь закрывают, так что возможности перекантоваться на лавочке нет. Второй вариант - хватаешь такси и летишь в городок Сейба. Там находится ближайший к Кулебре аэропорт. Оттуда до нас пятнадцать минут лететь. Билет стоит долларов пятьдесят. Но ведь его еще нужно умудриться купить. Это когда-то в аэропорту кассы были, сейчас уже такого нет. Правда, если купил билет на утренний рейс, то в аэропорту можно и переночевать. Так поедете вы в город за покупками или уже передумали?