Мангр растет прямо в морской воде. Это очень красивое дерево с четко очерченными темно-зелеными листьями и свисающими с веток длинными коричневатыми стручками. Корни, которые находятся в воде, темно-коричневого цвета, а их переплетения над водой светло-коричневые. Скопления мангровых деревьев образуют болота, прорезанные в нескольких местах протоками. Вода в них зеленая, но при этом довольно чистая, не болотная. И комарья нет. Так, иногда к вечеру пара удальцов пожужжит, чтобы мы не забывали об их присутствии. Где-то дикие голуби воркуют. А вот чайки почему-то сюда не залетают.
Вход в мангровые заросли начинается примерно метрах в трехстах от нашей якорной стоянки в небольшой бухточке, составляющей часть бухты Энсенада Хонда на острове Кулебра.
Из бухты в мангровое царство ведет несколько проток. Направляем нашу динги в одну из них, сбавляем ход до самого малого, и теперь пятнадцатисильный мотор 'Ямаха' не ревет, а приглушенно урчит. Протока шириной метров шесть-восемь, с тихой водой. На корнях сидят маленькие красные крабики, а в зарослях перекликаются птицы.
Внимательно рассматриваю маршрут, прикидывая, каким образом можно сюда протащить 'Мамбу'. По сути дела, идти нужно самым малым ходом - толкнулся и на нейтральный; а здесь, где протока изгибается, нужно дать правому двигателю задний ход на пару секунд, чтобы корму повернуть, и опять на нейтральный.
По мнению знающих людей, чем меньше вокруг тебя воды во время урагана, тем лучше. В такой ситуации мангровые болота служат естественной защитой яхтам. Бушующие в бухте волны гасятся зарослями. Поэтому я и смотрю, каким образом можно загнать 'Мамбу' поглубже в дебри. Перед парусными яхтами у нас естественное преимущество - маленькая осадка. Наша полтора метра, а у них в два раза больше из-за тяжелого киля, который уравновешивает высокую мачту с парусами.
Вот местечко, которое мы отметили еще когда были здесь в первый раз со Стэном месяц тому назад. Протока расширяется, образуя как бы плес. Это позволит повернуть 'Мамбу' на месте и воткнуть носом прямо в сплетения корней, стволов и ветвей. Оба якоря нужно будет перетащить назад и бросить за кормой, потом с обоих бортов закрепиться за мангровые деревья толстыми канатами. А канаты уже крепятся на 'Мамбе'. От кормы протянуть троса через протоку. Плюс у нас еще два небольших лодочных якоря - тоже сгодятся. Правда, не совсем представляю, как лазить по сплетениям корней, не свалившись при этом в воду. Но ничего, нужда заставит, полезешь. Благо аллигаторов здесь нет, анаконд тоже не отмечалось, вроде кушать свалившегося некому.
Есть, правда, некоторые разногласия в инструкциях ветеранов. Раньше нам говорили, что нужно обязательно оставить слабину у канатов, поскольку огромные волны в бухте вызовут мощные колебания воды в зарослях и, если канаты туго натянуты, у яхты не будет возможности подниматься и опускаться с перемещениями массы воды. Тогда ее просто зальет.
Здесь же австралиец Роб настоятельно рекомендует туго натянуть канаты, логично поясняя, что при преобладающих ветрах в мангровых дебрях таких колебаний воды не будет, поскольку вся мощь ветра вначале обрушится именно на мангры, а уж на бухту за ними. Личного опыта в этом плане у меня нет, поэтому буду делать, как делают окружающие.
Из рассказов Стэна и Джозефа, переживших здесь такие серьезные катаклизмы, как ураган 'Хуго', ясно и понятно, что с таким явлением природы шутки плохи. Тот же 'Хуго' погубил на Кулебре сотни яхт. А на Сент-Томасе крыши летали, как осенние листья. Сколько людей погибло, я не знаю, до таких пределов мое любопытство не простирается.
С приближением урагана яхты разбегаются по всем возможным щелям. Всей душой надеюсь, что минет нас чаша сия. У меня через три дня начинается делегация в Атланте, поэтому Света с Яшкой остаются одни. По правилам Департамента охраны природы входить в мангровые заросли можно только после того, как будет объявлено официальное 24-часовое ураганное предупреждение.
Яшка хлопец сообразительный, но самостоятельно яхтой он не управлял, поэтому даже не могу себе представить, как он сможет провести ее узкой протокой, не посадив на мель. Более того, две недели назад он сломал руку во время достаточно бурной швартовки к топливному причалу на Сент-Томасе. Вообще-то ему повезло, поскольку такие неразумные действия, как попытка удержать руками нос двенадцатитонной яхты от столкновения с причалом могли закончиться куда печальнее, чем простой перелом.
Так что вдобавок ко всем негативным моментам и на юную силушку молодецкую особенно надеяться не приходится.
Одно утешение, что вроде бы в этом году ураганы будут проходить к северу от нас. Первым звонком был 'Колин', который двигался из Атлантики почти на Виргинские острова. Потом вроде как рассеялся, потом опять объявился, но в стороне от нас. А сейчас там же, в центре Атлантики, формируется еще что-то гадкое. Вроде этот шторм должен повернуть на север еще дальше от нас. Дай Бог, чтобы так и было. Как бы то ни было, мы намерены простоять на Кулебре до середины октября, а потом вернемся в Сент-Томас.
Уже сейчас в нашей бухточке стоят на якорях около двенадцати яхт. Самых разных. Штуки четыре явно заброшенные, нежилые, одна даже без мачты. Из остальных один тримаран, два катамарана, остальные традиционные парусные яхты.
Меня очень беспокоил вопрос о порядке проникновения в мангровое убежище, чтобы не получилось так, что кто-то полез первым и в силу своей большой осадки заблокировал нам проход в глубину зарослей. Но мужики с окрестных яхт заверили меня, что все вокруг джентльмены и собачьей свалки и безобразной паники не предвидится. Наоборот, люди всегда в таких ситуациях помогают друг другу. Касаемо правил Департамента охраны природы ветераны высказались в том духе, что если запахнет жареным, то в гробу они видели любые департаменты и их распоряжения. То есть, как только будет сочтено, что опасность реальна, яхты двигают в болота, не дожидаясь никаких официальных предупреждений и разрешений.
'Я знаю, но давай посмотрим все что есть. Нужно пройти и другими протоками, чтобы у нас было в запасе места два - три на всякий случай'.
В самом начале второй протоки прямо среди корней лежит разваливающийся корпус яхты. Трудно даже понять, какого цвета она была в плавающей ипостаси.
А дальше извилистая лента зеленой воды. Проходим насколько можно дальше, потом разворачиваемся и идем в третью протоку. Места для 'Мамбы' намечены. Конечно, вторая и третья протоки годятся только как запасные варианты - и узко и много поворотов. Трудно будет сюда с нашей яхтой залезать. Рекогносцировка закончена, можно возвращаться.
Недалеко от Кулебры есть еще один остров - Виейкес. Там мангровые заросли намного обширнее. В принципе он нам подошел бы больше. Но сложность в том, что та сторона Виейкеса, где эти болота находятся, почти не населена. Там практически нет селений, а поэтому ни продукты не купишь, ни воду. Впрочем, когда я вернусь из Атланты, думаю, мы сходим на Виейкес, посмотрим своими глазами.
Хотя Кулебра мне очень нравится. Во-первых, великолепная тишина. Вечером ни дикой музыки с берега, ни воплей. И волн в бухте практически нет. На Сент-Томасе вокруг тебя постоянно что-то происходит. Днем динги шныряют непрерывно, яхты заходят и уходят, круизные лайнеры, самолеты над головой. Вечером с приглушенным мощным рокотом, закрывая темным силуэтом светящиеся навигационные огни, проскользит контейнеровоз. Потом другое судно будет неторопливо разворачиваться в бухте в сопровождении двух буксиров. Проходит совсем близко на выход. Палуба загромождена огромными баками, скорее всего, для перевозки сжиженного газа или чего-то в этом духе. Вот проползает многоэтажная кормовая надстройка с ярко освещенными многочисленными трапами, почему-то вызывающая ассоциацию с пустынной станцией метро в поздний час перед закрытием.
Если есть настроение, можно долго смотреть, как огни будут постепенно удаляться, а потом исчезнут, когда корабль повернет в океан.
На Кулебре вокруг тебя тишина. Вначале даже странно было, вроде чего-то не хватает. Потом соображаешь - яхту не кренит и не болтает, и ветер не свистит, и никто не шастает вокруг.
Узенький канал разрезает остров пополам. В канале несколько причалов, в том числе ресторана 'Мамасита', где можно привязать динги хоть на целый день. А вот, кстати, и карта Кулебры. Там все как есть растолковано.
Из динги вылезаешь прямо в ресторан, что никого не удивляет. Почти между столиками на веранде ползает здоровенная, увенчанная мощным гребнем полосатая игуана. Там же сидит пятнистый бело-рыжий кот с весьма угрюмой мордой. Кот с игуаной бросают друг на друга недовольные и укоряющие взоры, явно считая соперника нарушителем конвенции. Но при этом до лапоприкладства дело не доходит.
Под дощатым причалом в зеленоватой воде плавают метровые тарпоны. Света утверждает, что там же видела мурену. То есть, пьяному посетителю падать в воду не рекомендуется - вдруг мурена не в настроении. С нее станется и хватануть. А зубы у мурены весьма убедительные.
Вечером на берегу совсем мало огней, поэтому звезды над головой кажутся особенно яркими. Вечерами я ложусь на теплую палубу нижней надстройки, где наверху нет тента, и подолгу бездумно смотрю вверх, не пытаясь искать знакомые созвездия. Просто смотришь в бесконечность и все. И не думаешь ни о чем.
Хотя Сент-Томас отделяет от Кулебры около двадцати миль, здесь совсем иная атмосфера, другое настроение, что ли. Население острова две с половиной тысячи человек. Почти все латиноамериканцы, и далеко не все говорят по-английски. Улыбчивые, добродушные и гостеприимные, жители Кулебры представляют разительный контраст с черными американских Виргинских островов. Спросишь, с удовольствием ответят. А если не поймут, просто улыбнутся в ответ. Здесь всего одна заправка, и когда нужно заправить динги, мы тащим баки и пластиковые канистры для бензина через причал для паромов. А потом еще нужно подождать в очереди. Естественно, на заправке еще и небольшой магазин. Необычно же то, что в проходе между холодильными шкафами для напитков и полками с продуктами на коробках сидит кампания среднего возраста кабальерос. Мужики явно поддатенькие. Видят у Яшки гипс, что-то спрашивают по-испански, он отвечает по-английски, показав жестами, как ему долбануло руку между причалом и яхтой. Сидящая в проходе с банками пива в руках аудитория живо откликается на пантомиму. Сочувственно цокают языками, улыбаются нам.
Как-то все не по-американски, хотя это тоже Соединенные Штаты Америки. Наверное, так и не узнаю, есть ли предел разнообразию того, что может явить одна и та же страна. Например, на Сент-Томасе левостороннее дорожное движение. Почему !!! Где логика? На Пуэрто-Рико стоимость бензина указывают не в галлонах, как везде в США, а в литрах. И скорость в километрах. Мало того, я недавно узнал, что в пуэрториканских школах английский язык не является обязательным предметом. Так что чудесная тихая Кулебра являет еще один осколок многоцветной мозаики. Как ни крути, а если мы решим сделать Кулебру своей постоянной точкой - к чему я весьма склоняюсь - придется учить испанский.