Слепухин Алексей Викторович: другие произведения.

Петроглифы Чолпон-Аты

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 07/01/2009.
  • © Copyright Слепухин Алексей Викторович (adventurer@r66.ru)
  • Обновлено: 18/12/2004. 22k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  • Оценка: 5.90*8  Ваша оценка:

       Петроглифы Чолпон-Аты.
       (Урочище. Наследие древних саков. Каменные рисунки.)
      
       Приезжая на северное побережье Иссык-Куля, у каждого путешественника появляется возможность увидеть уникальные рисунки древности. Наше знакомство с этим музеем под открытым небом состоялось в августе 2002 года. Наш проводник Дмитрий Корабельников довёз нас до края огромной площади, усеянной здоровенными валунами. Выйдя из машины, мы стали озираться по сторонам, пытаясь сориентироваться на местности. Возле дороги стояли пять пролетов кованой решетки, нелепо отделявшие музейную территорию. Остальной периметр оказался не ограждённым. Наше первое впечатление было сумбурным. Где же эти каменные рисунки? Продвигаясь вглубь среди камней разной величины, мы увидели, что нам на встречу двигается мужчина. Подойдя ближе, он представился: "Радий Нурмаметов, историк". Познакомившись, он предложил нам показать эту уникальную территорию. Здесь в урочище тысячи камней с разнообразными рисунками; сюжеты отображают сцены охоты, войн и побед, обыденные зарисовки и, конечно, животных. Среди них чаще видны силуэты копытных - архары, козлы, олени, быки - и хищников, в основном, волков и снежных барсов. Вариаций каменных рисунков много. Авторы их потратили много времени, методично нанося на открытые вездесущему солнцу каменные бока свои художественные замыслы каменными или металлическими орудиями. Рисунки сделаны в разное время, в промежутке со II тысячелетия до Р.Х. по VII век н.э. Основная масса петроглифов датируются VIII-VI веками до н.э., хотя сохранились и более поздние, тюркского происхождения. Античный период также оказал влияние, "облагородив" языческие места. Вот только что именно здесь было и как использовалось - ещё одна тайна этого уникального места. Большую роль в их изучении сыграл Дмитрий Федорович Винник, внимательно исследовавший даже самые маленькие и плохо сохранившиеся петроглифы. Им были расшифрованы (или предложены версии о содержании) некоторые необычные сюжеты.
       Урочище представляет собой огромную площадку в 42 гектара. Авторами большей части рисунков были кочевники сакского и усуньского племенных союзов, живших в Приисыккулье в разные эпохи. Искусство разных народов наслаивалось друг на друга, составляя для нас каменную книгу немых свидетелей их жизни. Чтобы разобраться в этих хитросплетениях, нужно погрузиться в историю Древней Азии.
      
       * * * * *
      
       О культурах племён Прииссыккулья существует много сведений, особенно из ахеменидских и китайских источников. Начнём с саков. Древнейшее название для этих среднеазиатских кочевых племён, дошедшее до нас, например, из Авесты, звучит как туры, или "туры с быстрыми конями". Эти туры были извечными противниками древних иранцев. Ещё Геродот упоминал о них так: "Персы всех скифов называют саками...". Но вопрос о происхождении самого народа и его названия гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Интереснейшую интерпретацию происхождения слова "саки" выдвигал ещё Стефан Византийский, писавший: "Саки - народ; так называют скифов от доспехов (щит), потому что они изобрели его".
       Но вот в середине XX века появилась новая версия происхождения имени саков. Слово saka - это производное от древнеиранского sak - идти, бежать или течь. Возможно, что это могло означать бегущий, кочевой, быстрый, странствующий, коими и были саки. Сакских племён было много, но назовём хотя бы часть из них: саки-хаумаварга, массагеты, заморские саки (европейские скифы), сакарауки, саки-тарадарайя, саки-тигрохауда. Географически они захватили огромный регион Передней Азии, Причерноморья, Прикаспия, Приуралья, всё время, завоевывая новые земли, захватывая водные артерии и торговые пути. Про большую часть сакских племён можно достаточно твердо утверждать, что они имели "европейские корни". Но вот про саков-тигрохауда этого с точкой утверждать нельзя. В надписи на рельефах гробницы Дария в ущелье Накш-и-Рустем, что около Персеполя, в числе трёх завоеванных и зависимых от Древней Персии сакских племён, упоминаются и саки-тиграхауда. Надпись расположена прямо под изображением фигуры воина в остроконечной шапке. При этом явно проглядываются черты монголоидной расы: удлинённое и плоское лицо, узкий азиатский разрез глаз и борода в виде клина. Можно предположить, что здесь в Иссык-кульской котловине был настоящий "котел" из азиатских народов.
       Но истоки происхождения саков можно проследить гораздо глубже. И этому поспособствовало открытие древнего захоронения, совершенное П. Тугариновым ещё в 1914 году у деревни Андроново, близ города Ачинска в Красноярском крае. Так появилась "андроновская культура", имевшая три основных центра: западный, в Прикаспии и Приуральи, центральный, казахстанский, и восточный, южно-сибирский. Сакская же культура была создана племенами-пришельцами, потомками "андроновцев" Центрального Казахстана и Южной Сибири. Их культура зародилась ещё на родине "андроновцев", типичных представителей бронзового века, а окончательно сформировалась и оформилась на новых, более южных местах, в прииссыккулье.
      
      
      Если саки вобрали в себя всё накопленное предыдущей "андроновской" культурой, то усуни - родственники и приемники саков, живших на этой территории в V веке до н.э - V веке н.э., были наследниками всего накопленного опыта предшествующих народов.
       Первые упоминания об этом народе дают китайские источники, вводя понятие: Государство усунь. Первоначальное место дислоцирования этого народа район реки Данхэ, но это продолжалось недолго. Уже в третьем столетии усуньские племена были вынуждены перебраться в Монголию, а после нескольких кровопролитных битв с гуннами в район Семиречья и позднее в Тянь-Шань.
      С гуннами усуни постоянно конфликтовали, и это привело к их (усунь) союзу с китайцами, вследствие чего образовалась сильная оппозиция гуннской военной машине. На протяжении последующих трёх веков усуснькое государство пожинало плоды этого союза, так как попало под серьёзную зависимость от чиновников Поднебесной империи. Особенно это проявилось на фоне борьбы куньбеков - правителей племён. Китайская империя постоянно стравливала Великого куньбека с Малым. Постоянная раздробленность, политическая грызня, перемежающаяся с убийствами военноначальников, зависимость от других, более сильных, народов, - всё это привело к тому, что уже к V веку племенной союз усуней навсегда исчезает из всемирной истории.
       Примечательна внешность усуней (по китайским источникам): светлая кожа, голубые глаза, рыжие волосы, явно представители европеоидной расы. В них прослеживается цепочка эволюции народов, начатая еще с "андроновцев", а, возможно, и ещё раньше.
      Относительно хозяйственной стороны жизнедеятельности можно отметить тот факт, что этот народ вёл преимущественно скотоводческо-земледельческое существование. Усуни с удовольствием занимались земледелием, в основном "огородного" характера. Разводились многие виды домашнего скота, но особая роль отводилась коню. Многие из богатых представителей усуньской элиты имели табуны до несколько тысяч лошадей. Коневодство играло основную роль в жизни этого народа, ибо эти племена были "от природы" кочевники. Так, усуни вывели интересный вид лошади для воинов, которых впоследствии и взяли на вооружение гунны, чья грозная армия формировалась на брегах Иссык-Куля. Всадника на такой лошади и начертал неизвестный автор на одном из валунов урочища Чолпон-Аты.
      История этих народов интересна и многогранна, но пора переходить непосредственно к рисункам древности - петроглифам.
       * * * * *
      
       Большая часть камней - это граниты. Некоторые из них имеют включения марганца и железа, в результате сильного солнечного воздействия на этот состав на верхних поверхностях возникает так называемый "пустынный загар", несколько микронов толщиной. На такие поверхности древние художники и наносили свои рисунки. Получалось очень интересно: темный естественный фон (солнечная радиация) и тонкие вязи фигурок животных и людей.
       Есть в урочище уникальное каменное полотно с так называемым "зебувидным быком", прародителем современных быков, широко распространенных по всей Юго-Восточной Азии. Этот "предок", смотрящий на север в сторону отрогов хребта Кунгей Ала-Тоо, был создан в период, когда солнцепоклонство не было сильно развито и преобладали анималистические культы, то есть 3500 лет назад в поздний бронзовый период.
       Недалеко от решетки лежит большой валун с интереснейшей картиной. Сцена охоты: стадо или группа козлов, каждый из изображённых копытных со своим рисунком. Сбоку видна фигурка человека с луком в руках, олицетворяющая одного из жителей земель котловины Иссык-Куля. Чуть повыше нарисован крадущийся хищник, видимо ирбис, и собаки. Древние жители Иссык-Куля были солнцепоклонниками и везде старались подчеркнуть этот момент. Так, у часто изображаемых козлов рога намерено, закруглены в рисунке.
      Необычен камень с разломом по середине, будто разрубленный надвое так, что насильно рассеченные стороны утопают в почве. Однако рисунок на них всё же сохранился, правда, несколько блёклый.
       Бредя среди камней, мы натыкаемся на глыбу гранита с несколько утрированным изображением козла. Вытянутое тело совершает прыжок. Задние ноги напряжённо вытянуты, отрывая сильное тело от поверхности, передние наоборот короткие, видимо, поджаты. Голову копытного венчают великолепные круглые рога, четко выделяющиеся из всего рисунка.
       Рассматривая петроглифы, я вспомнил подобные рисунки из книги известного французского исследователя и путешественника Мишеля Песселя "Золото муравьёв", посвященной поискам в Гималаях легендарной "страны дардов". В его труде приведены многие древние рисунки, схожие по технике и сюжетной линии с чолпон-атинскими наскальными изображениями. Нам повезло познакомиться с этим видом искусства, когда-то широко распространённым на огромной территории азиатского континента.
       Особенное место среди тысяч наскальных рисунков занимает и этот, с двумя оленями с огромными разветвлёнными рогами. Эти рога - "древо жизни", символ всего живого на земле. Скорее всего, они выполнены в сакско-усуньский период.
       Радий показывает нам свой любимый петроглиф, автора которого он любовно называет "античным Ван Гогом" за реалистичность рисунка. На нём изображён козел с пропорциональным телом. Обладатель великолепных рогов, красавец-самец словно притормозил на камешке, готовый в любую минуту сорваться с кручи дальше, в бесконечность Тянь-Шаня. По телу животного нарисованы круги, которые мы поначалу приняли за "солярные знаки", но наш провожатый подчёркивает, что, скорее всего это рисунок орнамента. Этот же сюжет плавно перекочевал через столетия в современные каноны искусства киргизов, применяемый в шердаках (войлочные ковры), поскольку в мусульманский период изображение людей и животных было уже запрещено. Позади силуэта козла видны небольшие фигуры хищника, вероятнее барса - обитателя снежных вершин, и человека с непомерно большим луком. Скорее всего, здесь был изображен не короткий охотничий, а длинный боевой лук, состоявший из восьми частей. Современная реконструкция данного оружия показала, что использовать подобный лук мог только чрезвычайно сильный человек, так как техника натяжения тетивы была сродни движению разжимания. При чём выстрел производился со скачущей лошади. Лучник, разжав тетиву от лука, выпускал стрелу мгновенно, ибо удерживать его, было очень тяжело, особенно на скаку. Возможно, именно это уникальное оружие здесь и изображено.
      Чуть дальше другой примечательный рисунок - всадник на лошади. На голове у наездника, по мнению нашего гида, высокий колпак, который носили саки-тигрохуада, населявшие Семиречье. Колпак похож на современный кыргызский головной убор, только слегка загнутый назад. Именно такой колпак был найден в боковом захоронении царской усыпальницы Ессык под Алма-Аты. Возможно, на этом камне и изображён такой сакский воин в головном уборе. Многие рисунки надо ещё расшифровывать, т.к. урочище хранит не одну тайну. За сакским всадником расположена фигура другого человека, только вниз головой. Скорее всего, это поверженный враг, которого и везёт всадник. Но это пока версия, хоть и очень убедительная.
      Вообще чолпон-атинские петроглифы более реалистичные, нежели подобные "художества" в других местах Тянь-Шаня. К примеру, в местечке Саймалы-Таш использована другая технология создания каменных картин, а именно точечное нанесение. При этом наскальные рисунки Саймалы-Таш намного богаче урочища Чолпон-Аты.
       Кроме разбросанных на большой площади петроглифов, урочище знаменито ещё своими круговыми кладками, также характерными для солнцепоклонников. Эти круги имеют разные диаметры, большие и крохотные; иногда обрамлены огромными валунами почти в человеческий рост. В середине кругов исследователи отметили серьёзное геомагнитное излучение. Видимо древние люди использовали это природное явление в своих ритуалах. Вот только мы, как ни старались, ничего на себе не почувствовали. Но зато обратили внимание на интересный момент - "круг в круге", - словно жрецы, добиваясь увеличения неведомой нам силы, специально создавали круто загнутые спирали. Иногда кладки незаметны для идущего человека. Чтобы угадать очертания, надо постоять, привыкнув к кажущемуся хаосу камней. Вот бы увидеть всё урочище с высоты птичьего полёта, тогда может быть мы, и поняли, для чего всё здесь возводилось.
       Среди множества круговых кладок мы заприметили пару необычных, но только прямоугольной формы. Радий пояснил, что это скорее не могильник, а поминальное место, какая-то другая разновидность ритуальной постройки. Нечто вроде античного храма. Такое место бросается в глаза, прежде всего своей двойной "оградкой", а вот для чего она - ответить сложно.
       Ещё одно каменное образование - огромная стена, возведённая примерно 3000 -3500 лет назад. Тогда она была выше человеческого роста и тянулась от самых гор до озера, охраняя всю территорию от всевозможных вторжений.
      Нынешнее её состояние в виде вьющейся змейкой фундамента из валунов слабо иллюстрирует грандиозность постройки, если отключить воображение.
       Основные вредители и противники наследия древних - это даже не время, а мох и человек. Мох словно осторожная армия врага крадётся по многочисленным камням, не зная поражений в этой битве веков и "съедая", сметая на своём пути всё и вся. На настоящий момент ученые пытаются противостоять моховым атакам, удаляя их с каменных полотен, но при их снятии навсегда исчезают и загадочные рисунки.
       Человек также вносит свою весомую и недальновидную лепту. Во времена Советского Союза в южной части урочища строили аэропорт, не задумываясь над последствиями строительства. Поэтому часть заповедной территории была варварски перепахана и безвозвратно утеряна. Камни с рисунками оказались либо сдвинуты с места, либо вывезены, поскольку мешали строительству. Сейчас с достоверностью сложно утверждать, сколько утрачено уникальных петроглифов и круговых кладок. Чуть южнее и восточнее район строительства частных домов, в основании которых явно были использованы камни урочища. Не везти же людям строительный материал издалека, когда свои валуны девать некуда. Многие жители, да и приезжие, нарочито пытаются создать свои произведения рядом со свидетельствами прошлого. Вдобавок музей под открытым небом совсем не охраняется. На сколько лет удастся сохранить это наследие древних сказать трудно.
       Во время нашего пребывания в урочище мы смогли убедиться в реставрационных работах, проводимых немецкими специалистами во главе с археологом г-ном Бодо Анке и силами сотрудников Государственного исторического музея Кыргызстана в Бишкеке, с которыми мы здесь познакомились. Сейчас в чолпон-атинском урочище проводятся консервация каменных рисунков, нанесение специального раствора для сохранения и защиты от влажности и перепадов температуры. Не забываются и мхи, для которых разработан уничтожающий состав.
      
       * * * * *
      
       Особенное впечатление на меня произвели балбалы, которых мне удалось встретить несколько штук, а позднее и не только в Киргизии. Балбал - каменная скульптура тюркского периода. Эти истуканы, или "половецкие бабы", были широко распространены на обширнейшей территории от Монголии до южнорусских степей. Возвышаясь на огромных курганах, занимая видное место на майданах, венчая бесчисленные степные холмы и важно стоя на перекрестках всех путей, эти каменные свидетели истории всегда приковывали к себе внимание, вызывая самые разные эмоции. Балбалы были всякими, в зависимости от того, представитель какого народа или племени его воздвиг, да и характер у сих свидетелей истории был разный. Все "половецкие бабы" можно разделить на несколько групп, отличных друг от друга по временным и географическим признаками. Самыми древними считаются каменные скульптуры эпохи бронзы южнорусских степей и Сибири, затем следуют предметы искусства скифского периода Сибири, Монголии и Южной Руси, "переходя" в истуканов таштыкской культуры. Более поздние идолы возводятся древними тюрками от Монголии до Туркестана; последними, кто устанавливал эти каменные скульптуры, были половцы Поволжья и юга Руси.
      Очень интересно само название - "бабы". Видимо в его основу легло понятие baba (предок) из тюркского языка, хотя возможно и производная от персидского pahlaban (узбекское - палван), что означает богатырь. Применимое в современном русском языке "болван" стало активно использоваться ещё в раннее Средневековье на Руси, в начале XII века, изменив непривычное "палван".
      А вот слово balbal, скорее всего можно перевести как "статуя" или "камень с надписью". Считается, что это каменное воплощение умершего предка, который должен охранять, присматривать и всячески участвовать в судьбах своих многочисленных родственников. По тюркским канонам балбал должен держать в руках чашу или кинжал (меч) как символ силы и власти. Абрис (или контур) тюркских балбалов тяжеловесен, хотя лицо должно быть очерчено. Чаще видны нос, глаза и брови, причем хмурые. Фигура обычно без шеи, но с поднятыми плечами и низко опущенным подбородком. Сзади у многих скульптур высекались косички, по числу которых и определялся представитель того или иного тюркского племени. Большую часть виденных мною балбалов я бы не назвал доброжелательными. Когда вглядываешься в лицо каменного стража, от него веет холодом и неизвестностью, и меня никогда не покидало ощущение, что у балбала есть что-то живое, может своя душа. Не случайно их устанавливали в местах захоронений. Сейчас в Киргизии пошло поветрие выкапывать скульптуры и устанавливать в самых неподходящих для этого местах, например, у ворот собственного дома или возле общественных заведений. Кроме внешнего облика балбалы отличаются и размерами. Мне довелось увидеть и небольших до полуметра высотой и крупных, ростом чуть меньше человека.
       В урочище нам показали две скульптуры, опрокинутые на спину, уставившиеся пустыми глазницами в бескрайнее небо. Один, чуйского происхождения, большой с вытянутым ликом, непропорционально длинным носом и близко посажеными глазами, и совершенно особенным маленьким ртом с опущенными углами, как у сердящегося взрослого. Мне понятно его недовольство - оторвали от древней обязанности, бросили на чужую землю, да ещё услаждай туристов! Есть, от чего огорчиться.
       Другой, местный иссык-кульский страж, достает лишь до плеча первому. Его лицо чуть смазано, словно время решило пощадить его, не показывая ему отдельные странички бытия. Ещё троих балбалов мы заметили у здания местного музея. Тот, что стоял позади строения, был строгим, а двое других, более приветливы. Правда, у них видны глаза, что создает более открытый образ каменных скульптур.
       Побродив по обширной территории урочища, понимаешь, что здесь на берегах почитаемого древнего озера проживало множество народов и племён, смешавшихся в тугой клубок и оставивших после себя осколки своих культур. Тем самым, давая возможность нам, их потомкам, поломать головы над загадками этих эпох.
      
       Давно исчезли и саки, и усуни, и их злейшие враги гунны. Всемирная История порою высвечивает интересные эпизоды их жизни, а, иногда, нарочито оставляет в тени сокровенные уголки событий. Что-то искажено за счёт памяти отдельных лиц, что-то приукрашено. Но вот они, рисунки, несущие мысль и энергию тех времен, спокойно перекочевали в нашу продвинутую эпоху, дав "пищу для исследований потомкам саков и усуней".
       Но сохранят ли они вас, уникальные рисунки?
      
      
       Опубликовано в журнале "Путешествие по свету" Љ4 / 2004 год.
      Алексей Слепухин,
       путешественник, врач,
       действительный член Российского Географического Общества
       г. Екатеринбург,
       директор Команды Искателей Приключений
       adventurer@r66.ru
       www.adventurteam.ru
  • Комментарии: 1, последний от 07/01/2009.
  • © Copyright Слепухин Алексей Викторович (adventurer@r66.ru)
  • Обновлено: 18/12/2004. 22k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 5.90*8  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка