"Мы" в заголовке - это эмигранты. Мы приезжаем сюда из разных стран, со всех концов мира. Мы приезжаем сюда, по-видимому, потому что мы чем-то были неудовлетворены в бывших странах нашего проживания. Видимо так? Ведь если человек всем доволен в своей стране, разве будет он уезжать в другую страну, иногда на другой конец света? Вроде бы логично. Но дальше начинается любопытное. Не успев приехать в эту новую страну - в данном случае в Канаду - некоторые эмигранты начинают всеми силами делать из нее свою бывшую страну, превращать ее в их родной, но почему-то покинутый Пакистан, Китай, Шри Ланка и т.д. И вот наша бедная Канада медленно, но верно меняет свое лицо. А ведь мы выбрали ее именно за то лицо, которое она имела лет 10-20-30 назад. И мы собирались жить в стране именно с таким лицом всю оставшуюся жизнь. А теперь мы поставлены перед фактом жизни в стране, которую мы как бы не очень и знаем. И трудно представить себе, как она еще изменится в будущем.
Канадские законы очень либеральны, они имеют тенденцию быть весьма гибкими, а канадские законодатели весьма чувствительны к требованиям различных меньшинств, основанных на ссылках на реализацию их прав человека. Слова "права человека" в Канаде - это как то волшебное слово "сезам", делающее чудеса в сказке. С их помощью в Канаде тоже можно делать чудеса. Многие знают это латинское выражение: Dura lex, sed lex. Это переводится как: Закон суров, но он - закон. Так вот в Канаде закон как бы не так уж суров. Его и переделать можно, если что.
Весьма типичным при этом является прием, когда эмигранты как бы вначале принимают правила игры для того, чтобы быть принятыми в какое-то учреждение, школу, университет, а уже будучи там, они начинают судиться с этим учреждением, добиваясь своих клановых целей. Теперь это у нас в Канаде называется "разумным приспособлением", причем во многих случаях эмигранты считают, что это Канада должна приспосабливаться к ним, а не они к Канаде.
Вот недавно было принято судебное решение, разрешающее юношам-сикхам носить их традиционный кинжал в канадские школы. Суд воспринял доказательства, что этот кинжал является неотъемлемой частью одеяния молодого сикха. Ну что ж, видимо это так и есть. Но жаль все-таки, что все эти судьи не знакомы, скорее всего, с великим русским писателем Чеховым, который сказал знаменитую фразу о том, что если на стене в первом акте висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит. Будем надеяться на то, что кинжалы юных сикхов останутся в канадских школах без применения. Хотя лучше было бы не проводить такой сомнительный эксперимент как владение холодным оружием в школе.
В Англии тоже, читал, были подобные иски. Например, мусульманских детей записывали в частные школы с определенным кодом одежды, а потом начинали судиться со школами, пытаясь внедрить в них традиционную женскую одежду Востока, включая чадру. Не вышло. Английский суд ответил, что записывая ребенка в школу, истцы знали ее код одежды и тем самым подписывались на следование ему.
Не то в Канаде. У нас очень часто готовы отказаться от традиций и от установленных - для всех - правил под давлением этих магических слов и заклинаний насчет прав человека. Не всегда бывает понято, что признание всех прав всех человеков одновременно ведет к уничтожению законодательной базы и в конечном счете к хаосу.
В целом канадская публика чрезвычайно доброжелательна по отношению к эмигрантам и готова идти им навстречу во многих отношениях. Вспомним недавнюю историю, когда судья в Торонто запретила выставлять в здании суда рождественскую елку, т.к. она якобы оскорбляет чувства представителей других, не христианских конфессий. Даже эти самые представители других конфессий тогда возмутились, поскольку безобидная елка рассматривается многими из нас совсем не как религиозный символ. А недавно учителя одной из школ Оттавы выступили с новой инициативой. Из всем известных рождественских песенок, исполнявшихся школьным хором, они удалили слово Рождество, чтобы невзначай не обидеть тех, кто к этому празднику не имеет отношения. Хотя учителей об этом никто, кстати, не просил.
Уже как-то даже удивляешься, когда видишь, что не все эмигрантские требования удовлетворяются. Вот не так давно мусульманская община запустила пробный шар в нашей провинции Онтарио, выразив желание жить здесь по законам Шариата. Интересно, что она не получила четкого и ясного ответа, что в стране (провинции) не могут быть в действии одновременно две (или более) законодательные системы. Нет, была дискуссия с обязательными голосами борцов за права человека. И только ближе к ее концу премьер-министр провинции жестко высказался против этой идеи, положив конец дебатам. Хотя более логичным было бы выступление представителя Верховного Суда провинции, закрывающего этот вопрос на основе существующего законодательства. Но они как бы промолчали. Значит ли это, что они вроде и не против? Тогда вскорости нам ждать новой попытки протолкнуть параллельное законодательство.
Или вот недавно проходило очередное разбирательство. Один религиозный сикх, отказывался одевать положенный шлем, передвигаясь на своем мотоцикле. И правда, мотоциклетные шлемы не спроектированы так, чтобы их надевали на тюрбан. Однако сикху было официально сказано, что в таком случае он не может пользоваться мотоциклом. Либо он должен снимать тюрбан, садясь на него. Ни то, ни другое его не устроило. Сикх сказал, что в Индии он всегда ездил на мотоцикле без шлема, а его религиозные воззрения для него важнее, чем жизнь. Поэтому тюрбан он снимать не собирается. Последовала жалоба в Комиссию по правам человека. И те, как ни странно, вынесли совершенно неожиданное решение, так-таки не разрешив сикху ездить без шлема. Ему было отказано с объяснением того, что закон призван защищать всех мотоциклистов-жителей провинции, даже если это защита от самого себя. Ему было также сказано, что невозможность водить мотоцикл никоим образом не влияет на активность его личной и общественной жизни: не можешь водить мотоцикл - езди в автобусе, купи машину и т.п. Хотя обычно все эти комиссии идут на все, чтобы удовлетворить запросы новых эмигрантов. Они не очень-то смотрят при этом на канадские реалии, традиции и правила. Но в этом случае дело было связано с человеческой жизнью, и бедный сикх получил отрицательный ответ.
В то же время в последнее время уже проявилась тенденция, когда коренные канадцы начинают протестовать против чрезмерных требований вновь прибывающей публики. Кульминацией стала недавняя инициатива жителей маленького квебекского городка Эруксвилль. Там муниципалитет города опубликовал перечень стандартов, по которым город живет и которые он не собирается менять несмотря на пожелания любых эмигрантов, которые планируют прибыть в него в будущем. Среди этих правил есть и такие:
- в городе запрещено забивать женщин камнями, сжигать их живьем и обливать их кислотой (этот пункт был впоследствие отменен);
- в конце каждого года в городе наряжаются елки, которые всегда будут называться рождественскими;
- мальчики и девочки в общественных бассейнах плавают вместе;
- ношение чадры в городе не приветствуется, единственный повод закрывать свое лицо - это во время веселого праздника Хеллоуин, и т.д.
А другой квебекуа недавно сочинил и поставил на интернет песенку про новых эмигрантов, которая заканчивается словами: А если вам у нас не нравится, то у нас есть здесь место, которое называется аэропорт.
То есть можно сказать, что процесс пошел. Идея начинает овладевать массами. Даже терпеливые и приветливые канадцы запротестовали против чересчур активных пришельцев.
В ответ на многие попытки изменения правил канадской жизни иногда так и хочется спросить их инициаторов: "Ребята, вы приехали в эту страну, потому что она вам нравилась. Почему вы думаете, что, сделав из этой страны плохую копию вашей прежней страны, вы будете жить лучше? Ведь вы уехали из той страны потому что вам там было плохо. Зачем же нужно воссоздавать это плохое на другом конце земного шара. Кто сказал, что после всех этих изменений Канада останется той страной, какой она была, когда вы в нее приехали? Я сделаю в ней какие-то изменения, он сделает, третий сделает. Да захотите ли вы жить после этого в такой стране?"
Мне кажется, я представляю себе, что они думают. Им нравится экономика Канады, ее благополучие, материальный уровень жизни ее граждан. Но им не нравится светский стиль канадского общества, например, раскрепощенность женщин и детей, меньшая возможность их контролировать, что многие мужчины привыкли делать в странах Востока. Вспомните, например, как в декабре прошлого года торонтский шофер такси-мусульманин убил собственную 16-летнюю дочь за отказ носить на голове традиционный платок. И вот такие люди хотят поддерживать свой восточный стиль жизни здесь, на канадской почве. Они думают, что, слегка поменяв канадское общество тут и там, они добьются своего, но при этом во всем остальном Канада останется такой же, какая она есть сейчас. Большая ошибка! Это будет, как у нас говаривали, смесь бульдога с носорогом, т.е. смесь прежней Канады с их прежней страной проживания. И кому же это нужно? Не уверен, что будет так уж здорово жить в такой стране. Так давайте оставим Канаду в покое. Она нам нравится такой, какая она есть, включая сюда рождественские елки и песни, старинные кресты и гербы на официальных зданиях, традиционную для демократического государства свободу слова и прочая, и прочая, и прочая.