Знакомая нам по советскому культовому фильму "Белое солнце пустыни" фраза "Гюльчатай, открой личико" становится ныне яблоком раздора во всем цивилизованном мире, который, скорее всего, и не видел этого фильма.
Многое придумано в мусульманском мире для закабаления женщины. Много веков понадобилось, чтобы привести женщину в полностью зависимое от мужчины состояние. Важным инструментом в этом процессе являются разные виды накидок, которые женщины обязаны носить чтобы - якобы - защитить себя от нескромных взглядов посторонних мужчин. Одной из них является никаб, который закрывает все лицо кроме глаз. Паранджа (или бурка по-английски) закрывает лицо целиком, когда глаза спрятаны за волосяной сеткой. В этом случае женщина закрыта с головы до ног.
И ходят эти женщины так на Востоке, носят все эти виды одеяний, и их мужья счастливы. Проблемы начинаются, когда такие семьи переезжают в западные страны. Они хотят жить на Западе так же, как они жили на Востоке, а это не всегда получается. Во всем западном мире идут сейчас дебаты: разрешать мусульманкам полностью закрывать лицо или нет.
Некоторые считают, что именно это обстоятельство и разделяет современный мир. Такая точка зрения была высказана, например, во французском фильме "Матрешки" (Russian Dolls в английском переводе), где один персонаж говорит:
- Раньше мир делился надвое: капиталисты-марксисты, эксплуататоры-эксплуатируемые, правые-левые. Это хорошо работало раньше. Теперь это не работает. То противостояние, которое существует сегодня: это один мир, который раздевает женщин догола, и другой, который прячет их за разными тряпками. Это реальное противостояние сегодня. Оно в нашем представлении образа женщины.
Франция, например, сейчас собирается запретить ношение таких одеяний. За этот шаг выступает ее президент Саркози и ряд других политиков. После многих лет раздумий там, наконец, осознали, что паранджа является символом униженного положения женщины, ее второсортности в обществе. А это противоречит ценностям Французской республики. Во Фрации даже рассматривался недавно случай с мусульманином, который заставлял свою жену носить паранджу. Обсуждалось решение о высылке его из Франции как человека, не желающего жить согласно этим ценностям. "Он не заслуживает французского гражданства," - пришли вдруг к выводу французские должностные лица высшего эшелона. Поздновато, я бы сказал. Да и, конечно, странно, когда решение подобного типа принимается министром эмиграции в то время, как в стране должна существовать простая и четкая процедура, применяемая, например, на уровне провинции.
Во Франции есть, как всегда, и противники такого законодательства. В основном это - борцы за права человека, которые к тому же считают, что проблема не является настолько серьезной, чтобы по этому поводу вводить специальное законодательство. Они аргументируют свою точку зрения тем, что во Франции всего менее 2000 женщин, носящих паранджу. И нечего, мол, из-за такой ерунды огород городить. Однако, другие люди понимают, что дело-то тут не в количестве, а в принципе. Так же, как закон охраняет подвергающихся насилию детей (которых тоже не так уж много), он должен охранять и угнетенных женщин, которые могут и сами не понимать, в какой забитости их держат мужья или родители.
Даже мусульманский Египет запретил недавно ношение подобных одеяний в университетах. Там было, кстати, заявлено, что паранджа не имеет ничего общего с требованиями ислама. Кроме того египтяне установили, что в университетах паранджа дает возможность некоторым студенткам посылать других людей сдавать вместо себя экзамены и зачеты.
Хиджаб, оставляющий открытым только лицо, был недавно запрещен в бельгийских школах. Там сейчас, кстати, готовится закон, полностью запрещающий ношение всех видов покрывал. А в Канаде даже всерьез рассматривался вопрос о разрешении голосовать на выборах женщинам с полностью закрытым лицом. Это все, конечно, чтобы не нарушать их прав человека. В Квебеке, однако, в 2007 году запретили голосовать женщинам, не желающим открывать своего лица.
Но с другой стороны, все эти женщины в парандже в какой-то момент въехали в Канаду. Трудно себе представить, что они прошли всю эту иммиграционную процедуру и въезд в Канаду, ни разу не открыв своего лица в официальных инстанциях. Уверен, открывали. Так почему сейчас они отказываются это делать? И дело здесь не только в принципе. Мы все, бывшие зрители фильма "Белое солнце пустыни", являемся намного более просвещенными в этой области, чем коренные канадцы, потому что знаем, что под такой паранджой может быть и мужчина, который может натворить много бед, спрятавшись таким образом. И это происходит не только в литературе или, там, кино. Вот, например, в июле 2009 года такие террористы, переодетые женщинами, устроили ряд взрывов в нескольких афганских городах, погибли люди. Что ли наши архидемократы ждут, когда подобный сценарий будут реализован в Канаде?
Да вот вам и пример поближе. В этом году во Франции двое мужчин вошли в банк, одетые в паранджи. Служащие посчитали, что это были две женщины. Но те, войдя, вытащили из-под паранджей пистолеты и ограбили банк.
Даже сами мусульмане, проживающие на Западе, в этом вопросе схлестнулись между собой. Часть мусульман требует запретить паранджу в качестве символа угнетения и порабощения женщины. В парандже женщина находится как бы в клетке, отделенная от всего мира. У нее не может быть никаких равных прав с мужчиной. Однако другие мусульманские организации требуют сохранить для женщин право носить паранджу. Они ссылаются на культурные традиции, на то, что женщины сами таким образом пытаются оградить себя от нескромной публики, сохранить свое целомудрие.
Точно так же и мусульманские женщины, как выясняется, по разному относятся к этой проблеме. Одни настроены яростно против паранджи. Они говорят, что в Коране нет никаких прямых указаний носить ее, то есть она не является религиозным символом. Они также понимают, что паранджа является символом унижения женщины. Другие отстаивают свое право носить ее. При этом - вполне по канадски, но абсолютно против ценностей Канады - они упирают на права человека носить ту или иную одежду. Это, кстати, один из самых удивительных парадоксов не только канадского общества, но и всего западного мира: когда право на ношение паранджи, которая является символом полного отсутствия демократии и равенства полов в восточном обществе, отстаивают со ссылкой на самый демократический западный принцип борьбы за права человека. Однако все дело в том, что большинство восточных женщин носят паранджу под давлением мужей и родственников. Поэтому говорить, что это их свободный выбор, в большинстве случаев не приходится.
В этой полемике, действительно, заложена большая проблема. С одной стороны, как бы существует право человека одеваться, как ему угодно. Например, девушки на подиумах различных шоу ходят нынче почти что в чем мать родила.
Да, Запад, действительно, загнивает, как нас учили когда-то. И мы знаем теперь это лучше, чем когда-либо прежде. Америка является лучшим примером этому. Она буквально раздираема противоречиями. В одних штатах вас могут оштрафовать за поцелуи в общественном месте, а в других штатах вы можете голым ехать по улице на велосипеде. Я сам видел фотографии массового велопробега в Сан-Франциско, все участники которого ездили по городу голышом. Нужно было видеть глаза детей, разглядывавших причинные места всех этих тетей и дядей на велосипедах.
В Канаде, например, такое пока невозможно. Одежда людей пока еще как-то регламентирована. То есть ходить по городу или присутственным местам полностью раздетому человеку невозможно. В качестве примера вспомним про нудистские пляжи. Вы можете быть там голышом, но если вы попытаетесь таким же образом прийти на обычный пляж - вас арестуют. Но тогда и полностью закрытому человеку ходить по улицам тоже должно быть запрещено. Это цивилизованное общество, и люди не могут продолжать жить в нем по средневековым законам тех стран, откуда они приехали в Канаду.
Кроме того, ношение никаба и паранджи демонстрирует явное нежелание этих женщин интегрироваться в канадское общество. Оно их просто не интересует, и они желают принадлежать только к узкой группе лиц своей национальности или религии. Спрашивается, зачем они тогда приехали в Канаду?
А Запад всерьез обсуждает, имеют ли эти лишенные всех прав женщины право ходить в этой, как ее называют некоторые, передвижной тюрьме.
В Канаде активнее всех борется за сохранение того, что здесь называется канадскими ценностями, провинция Квебек. Естественно, там при этом не думают о каких-то канадских ценностях, а больше пекутся о своих квебекских ценностях. Но, делая это, Квебек показывает всей Канаде, как нужно оберегать канадские реалии от нашествия людей с чужеродной для Запада культурой. И наиболее очевидным, знаковым символом этой нашествия является как раз эта самая паранджа. В Квебеке в настоящее время готовится законодательный акт, обязывающий граждан открывать свои лица при посещениях или во время работы в государственных организациях. И это касается не только женщин в паранджах, но и мужчин, пришедших в общественное заведение, например, в маске.
Одной из причин этой инициативы был большой кофликт в этом году в Монреале, когда в государственный колледж пришла учиться новая эмигрантка из Египта, носящая паранджу. В классе, как и во многих других, было несколько мужчин. По требованию мусульманки они должны были сидеть как можно дальше от нее, они также не должны были смотреть в ее сторону. Свои устные выступления во время уроков она делала только, стоя спиной к классу. Терпению колледжа пришел конец, когда эта студентка стала посещать курс французского языка. Там при работе над произношением преподаватель потребовала от нее снять паранджу, чтобы работать над правильным движением губ (артикуляцией) при разговоре. Та наотрез отказалась сделать это. Тогда ей было сказано, что в таком случае она не может продолжать учиться в этом классе.
В конфликт оказалось вовлеченным Министерство Иммиграции Квебека. Оно заняло принципиальную позицию, заявив, что полностью поддерживает колледж в этой ситуации. Министерство подтвердило, что в колледже существуют свои правила, которые должны выполняться всеми учащимися.
Ряд мусульманских групп - не все, впрочем - тоже поддержали дирекцию колледжа. Хорошо сказала одна из мусульманских активисток:
- Приезжая в Канаду, мы приезжаем не в Исламскую Республику Канады. Мы приезжаем сюда, потому что мы хотим свободы, мы хотим отделения религии от государства.
Тут же по уже отработанному стандарту последовала жалоба в Комиссию по правам человека. Эта комиссия уже давненько очень занята, рассматривая поток жалоб такого рода. Их податели хотят, чтобы Канада поменялась для удовлетворения их запросов. Они же меняться не желают.
Одна такая жалоба в Квебекской Комиссии по правам человека уже рассматривается довольно длительное время. В ней мусульманская женщина жалуется на то, что ей не разрешили работать в парандже ... надзирателем тюрьмы. Ну что тут скажешь? Это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
В случаях этих жалоб наиболее удивительным является то, что на ущемление прав человека жалуются те, кто лишен этих прав практически с рождения. И они бьются насмерть, чтобы оставаться лишенными этих прав и в будущем. Правда, не все.
Уже известен случай, когда в том же Квебеке три мусульманки в паранджах пришли точно так же учиться в колледж. Там им было рекомендовано снять покрывала с лиц во время урока. Они согласились. А позднее они стали ходить с открытыми лицами и в коридорах колледжа. Так что не все еще потеряно.