Самозванный гид из калимантанского племени даяков, который ошивался в полдень возле 137-метрового монумента в честь индонезийской независимоти в центре Джакарты, по ходу разговора изрек, что через десять лет Индонезия будет такая же, как Сингапур. Я подумал, жалко Сингапур, это до какой степени бедности надо за эти годы опустить тот маленький, заселенный преимуществено китайцами, остров, чтобы индонезийцам его догнать.
В арсенале Индонезии есть такие приемы, как насылка на строптивый регион полуармейсих формирований и полное разграбление страны, решившей заикнуться о независимости, что в 1999 году было проделано в Восточном Тиморе. В Сингапуре такой номер не пройдет, а иначе его давно бы уже разворотили. Слишком уж там всегда сильны были интересы западных стран, а в последнее время и китайцев тоже. Самый лакомый кусок тогдашней Индонезии - Малайзия - откололась от рыхлой республики в 1957 г. без большой войны, а Сингапур мирно откалывался уже от не менее рыхлой Малайзии в 1965-м. Папуа Новая Гвинея отделилась в 75-м от Австралии, где, как говорится, дураков не держат, поэтому все обошлось мирным разделом и погружением Папуа в беспросветность. А вот Тимор вышел из состава уже довольно окрепшей Индонезии совсем недавно, и ему непоздоровилось примерно также, как чеченцам в России. Добивающиеся независимости Ачех и Западная Папуа видят этот наглядный пример, как поступят с ними в случае конфликта, и пока действуют вяло, что индонезийцам на руку.
К тому же сама Индонезия постепенно становится более открытой, мирной, предсказуемой и даже демократичной в смысле "одному бублик, другому дырка от бублика", поэтому заявление о догонялке Сингапура надо воспринимать всерьез как пропагандистский лозунг, призванный задать хоть какое-то направление развитию разорванного на 17 000 островов архипелага.
В принципе, какой-то элемент этой role model Юго-Восточной Азии, Сингапура, в Джакарте уже есть - их центральный бизнес-район с небоскребами, дорогими отелями, магазинами и ресторанами, но, опять же, в Сингапуре не найдешь в километре ходьбы от какого-нибудь Хилтона обычного моста, под которым живут десятки бомжей, а в Джакарте - сколько угодно. Бродяг гоняют разве что с площади Независимости и правительственных кварталов, а так они видны повсюду. Да и машин в индонезийской столице неизмеримо больше, чем в Сингапуре, и это делает передвижение по бизнес кварталам не менее изнурительным, чем по всей остальной Джакарте. И воздух в городе не улучшается от постоянного присутствия тысяч медленно ползущих в пробках авто, между которыми только легкий мотоцикл в состоянии проскочить. Хотя, как говорят местные, в Джакарте пробки еще полегче, чем в Бангкоке и малайском Куала Лумпуре, но неискушенному наблюдателю особой разницы не заметно, да к тому же эти болтуны еще московских заторов не видели.
Джакарта ни в коем случае не является туристическим центром: слишком уж много там социальных контрастов, грязи, бедности, автомобильных пробок, пристутствия военных, полиции и какой-то неуемной бизнес-энергии в смысле борьбы за выживание из серии "Mister, what can I do for you?" За индонезийским туризмом надо ехать на Бали, вообще куда-нибудь подальше на острова. В столице бизнесмены останавливаются в огороженных высокими заборами отелях, а простые туристы не вылезают далеко за кварталы возле улицы дешевых отелей Jaksa, упомянутого памятника независимости - Monas, называемого в народе последней эрекцией Сукарно, национального музея и президентского дворца. Остальные достопримечательности Джакарты - Индонезия в миниатюре, пустеющий из-за опасности птичьего гриппа зоопарк с орангутангами и драконами комодо, район с полузаброшенными музеями и любопытной колониальной архитектурой Kota, парк развлечений на берегу моря с хорошей канатной дорогой и чайнатаун в районе Glodok - в принципе, интересны, но, как бы точнее выразиться, на любителя. То есть, нет практически ничего, что хотелось бы от души разрекламировать.
Аэропорт выстроен в стиле традиционных индонезийских хижин, разве что вместо соломы - серый неприятный бетон. Визу по приезде россиянам с августа 2005 года без заполнения бумаг не глядя вклеивают в паспорт за секунды, только успевай 10 долларов сунуть, т.е. уже научились по египетско-турецки обрабатывать иностранцев на виза-конвейере, а ведь еще недавно надо было искать по Москве консульство Индонезии. Приятно, что в списке стран, допущенных к столу визовой раздачи, Россия числится наравне со странами первого мира, тогда как, скажем, Голландии, бывшей метрополии, места там не нашлось, да и такая передовая оранжевая Украина тоже вот в списках не значится, и все тут. Видимо, не дошло оранжевое до красно-белых индонезийцев, хотя наверно, скоро дойдет, украинцев ведь намного больше, чем тех же мароканцев, которым въезд давно разрешен. Ну и уж совсем душу греет отсутствие в списке прибалтов, которые уже давно обставили Россию по выежаемости, пробив себе безвизовые режимы в самые интересные места Азии от Гонконга-Макао до Таиланда.
Набор сервисов достаточно классический c характерным для Азии хорошим курсом обмена валют именно в аэропорту, разве что на стойке для туристов не предлагается отелей за 5-10 долларов, но это и в других частях мира не очень принято. Если сразу не попасться на удочку вездесущим хмырям с заклинаниями taxi, taxi, желающим на туристе заработать, то можно, спокойно закусывая в Макдональдсе или KFC, дождаться Damry автобуса в центр города за 15 000 индонезийских рупий, что примерно равно полутора долларам - дороже, чем московские автобусы из Шереметьева или Домодедова, зато везет практически без остановок в самый центр Джакарты и конечная точка маршрута четко написана на лобовом стекле, так что примерно знаешь, куда едешь. Тем более, что достаточно детальная карта города бесплатно раздается у той же стойки с визами по приезде. Вот в Москве бы так. Ну, пусть буржуям не дождаться стойки Visa on Arrival в Шереметьево, здесь мы даем адекватный ответ Чемберленам, которые мучают наших глупыми вопросами в их консульствах в России. Но чтобы Макдональдс в аэропорту - неслыханно для постсоветского мира, даже в Китае, кажется нет Маков в аэропортах. Может быть, потому что у китайцев есть много других интересных мест и заведений, куда туристу любо заглянуть. В Индонезии Мак на прилете - это такой успокаивающий туриста знак, мол здесь тебя ждут, и сюда цивилизация уже добралась. До понимания значимости Макдональдса в аэропорту довольно чужеватой для иностранцев страны (а Россия к таковым безусловно относится, хотя какие-то шаги по открыванию делаются) нам еще дорасти надо, а может просто не идет макбизнес в российских аэропортах, где все в разы дороже, чем в центре мегаполисов, вот и не суются Макдональдсы, куда их не просят.