Мальдивы, как и соседние с ними Сейшелы, прочно ассоциируются с дорогим отдыхом в стиле Волочкова-Басков или свадебными путешествиями, где деньги считать не принято. Самый дешевый рейс туда через Дубай или Стамбул с маловероятными скидками обойдется во столько, что хватит на два средних заезда в Турцию. Более-менее дешево туда можно слетать дискаунтерами Mihin и AirAsia из "соседних" Шри Ланки или Малайзии, но в те страны еще поди доберись. В общем, поездка на любителя.
Связь между Нижним Новгородом и Мальдивами прослеживается только в том, что это туристические места для того, кто уже много всего видел в России или, соответственно, в южной и юго-восточной Азии. Из стран, прилегающих и культурно близких Индии, Мальдивы - самая богатая, ухоженная и чистая. Это самая продвинутая "индийско-говорящая" страна, где мусора на улицах по минимуму. Даже канализационная труба, обнаруженная мною где-то на окраине (если можно так говорить о городе площадью в 2 кв. км, окруженном водой) в столице Мале, истекающая в кристально чистую бухту, тоже оказалась на удивление безупречной. Мусор и пустые бутылки иногда бултыхаются возле пирсов и причалов, но по сравнению с соседними Индией и Шри Ланкой, это все просто стерильно.
Итак, бюджетная поездка в место с репутацией очень дорогого курорта. На Мальдивах индийское влияние сразу чувствуется в том смысле, что сделано все с учетом удобства для местных, а не для приезжих. Обменный пункт в аэропорту один-одинешенек. Меняют, судя по указателю, даже датские кроны, но вот никак не малайские ринггиты из соседней страны. Банкомат тоже один, неожиданно принял карточку VISA. Так что надо туда везти только доллары. Минимальная цена за так себе гостиницу - около 80 долларов. И это при том, что в самом Мале полно среднедешевых отелей за 30-50 долларов, которые в интернете не видны, а уж дешевые комнаты с холодной водой в общей душевой в коридоре для местных рекламируются и действительно расположены на каждом углу. Интуристу место в гостинице нужно заранее бронировать по интернету, и бронь проверяют при переходе границы звонком в отель. Хорошо еще, что в Мале есть отели, где проплачивать заранее ничего не надо, а в списках ты у них уже числишься. В итоге меня пустили на Мальдивы. Так что это место, как известное своими суровыми энвироменталистскими нравами королевство Бутан, всячески пытается отсечь бюджетников, ну или остричь их по максимуму. Их можно понять, местная природа не вынесет много туристов, так что турпоток в масштабе Таиланда или даже Шри Ланки здесь никогда не самоорганизуется.
Если вы хотите посмотреть на природу на Мальдивах, то естественно, надо ехать на острова и там смотреть на все эти пальмы, кораллы и рыбок в воде. В Мале природы почти нет, хотя рыбок в воде и крабов на волноломах можно с пирсов разглядеть. Кусты вдоль променадов у набережных, несколько деревьев в микроскопических парках, и все. На весь город есть, правда, три футбольных поля, что делает столицу на 62 тысячи человек самым футбольным местом в мире, но в газоне природы особо нет. Вот на соседнем атолле Хулхумале в 10-15 минутах плытия на катере, где и находится аэропорт, есть полуоткрытые пространства, свободно растущие деревья и небольшие заросли. Поэтому многие мальдивцы живут там в современных многоквартирных домах, и пассажирские катера между двумя главными островами снуют круглосуточно.
Из посмотреть на что в столице есть построенный китайцами в подарок национальный музей, полный личных вещей мирно отмененных в 1960-х годах султанов. Видимо, из-за этого дружественного статуса, китайское консульство довольно заметно, и это единственное китайское консульство, на крыльце которого можно вечером посидеть, потому что это не огороженная посольская территория, а обычная многоэтажка на набережной. Китайцев на Мальдивах много -регулярно привозят прямые рейсы из Гонконга и Пекина. Есть несколько заметных зданий - бывший и ныне используемый президентские дворцы, несколько мечетей и более-менее исторических зданий типа консульства Индии. Оно сознательно усложняет жизнь тысячам недавно понаехавших рабочих-мигрантов из бедных южных индийских штатов, постоянно требуя от них все новых бумаг. Сверкают чистотой и предвыборной агитацией несколько центральных улиц с магазинами и сувенирными лавками, в которых уже выучили десяток слов по-русски и навешали объявлений на русском и китайском о скидках на акульи зубы и местные поделки. Ну и конечно, чистое, как слеза комсомолки, море со всех сторон. Даже между берегом и волноломами.
В городе есть один автобусный маршрут, хотя везде можно дойти самое большее за полчаса. Сильно смахивающие на наши пазики индийские Tata курсируют по кругу. На соседнем атолле ходят автобусы нормального размера. Но главным средством передвижения являются вездесущие и довольно надоедливые на узких улицах столицы мотоциклы, которые катера даже перебрасывают с атолла на атолл вместе с пассажирами. Ну а настоящая роскошь - автомобили. Их ездят по городу несколько десятков, видимо, столько здесь настоящих богачей.
Ходить по городу не очень удобно из-за узких, а то и несуществующих, тротуаров и тех же мотоциклов. В городе люди ходят, в основном, по делам, даже туристы. Праздношатающиеся и сидящие в гамаках видны только возле моря, ну разве что еще в бывшем султанском парке, который по размерам еще как-то похож на парк. Есть пара-тройка мест для купания даже в черте города. Вода там, конечно, не первокристальной чистоты, но даст фору городским пляжам Бали и Паттайи.
Поесть, как и везде в этой части света, можно практически на каждом углу, причем не обязательно выбирать дорогие рестораны с видом на море, европейским сервисом и блюдами. Там и цены, рассчитанные, скорее всего, на богатенького Буратино-интуриста, по 5-6 долларов за суп. Вот эти заведения, видимо, и создают репутацию Мальдивам как супердорого места. А откуда ему быть супердорогим, если страна не богаче того же Египта или Индии, и народ в массе своей зарабатывает по 150-200 долларов в месяц? Есть довольно чистые едальни для местных жителей, без меню и цен, но где, судя по всему, не обсчитывают и где вполне можно уложиться в два доллара за нормальный обед. Еда, правда, в основном, в индийском стиле, но она достаточно разнообразна, чтобы не наскучить и за неделю.
Есть памятник жертвам послерождественского цунами 2004 года в том самом восточном месте, куда и ударила волна. Если учесть, что погибло там чуть больше ста человек, то Мальдивы оказались третьими после Индонезии и Шри Ланки по людским потерям в процентном отношении к общему числу жителей стран, и не случайно общенациональное чрезвычайное положение в связи с цунами было объявлено только в этих трех странах. Но от цунами здесь давно оправились и, если не знать, что волна когда-то затопила пол острова и лишила жилья 15 тысяч человек, то и непонятно, чему и кому этот никак не обозначенный металлический каркас у моря поставлен. С тех пор прибрежные дамбы и набережные сильно укрепили новыми волноломами, но если учесть, что в Индийском океане между цунами проходят сотни лет, то до следующей волны острова успеют полностью скрыться под водой, будучи одной из главных жертв глобального потепления. Так что хотя бы из-за этого туда можно приехать, пока острова не перестали существовать.