Смердов Игорь Валентинович: другие произведения.

Нижний Новгород в сравнении с типичным азиатским провинциальным мегаполисом

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смердов Игорь Валентинович (igorsmerdov)
  • Обновлено: 10/11/2013. 9k. Статистика.
  • Статья: Индонезия
  • Иллюстрации: 14 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как же нам все-таки повезло, что мы у голландцев только уичлись, а не были колонией.

  •   Совсем недавно Нижний Новгород стал уже не 4-м, а 5-м по числу жителей городом в России. Город не столько уменьшается, сколько не увеличивается, в сравнении с другими растущими мегаполисами. И все, же по российским меркам, это крупный город. А вот как выглядит Нижний в сравнении с новыми мегаполисами средней руки в Азии? Индонезийский Медан тоже занимает схожее, 3-4-е место в своей стране по численности населения. Он не такой перенаселенный, как столица Джакарта и все крупные города на главном острове Индонезии - Ява. В нем ощущается некая свобода передвижения, нет скученности и толкотни, которая так утомляет в Джакарте, да и в Москве тоже. Он немного больше Нижнего, чуть более 2-х миллионов на всю агломерацию. В Нижнем тогда надо добавить Бор, Дзержинск, Кстово, но это не доведет население агломерации даже до полутора миллионов. В Индонезии не очень понятно, где сам город, а где идут пригороды. Но это не важно. Мы сравниваем уровень и стиль жизни, комфорт и дискомфорт, историческую и культурную атмосферу. Административно города выполняют похожие функции - это столицы важных регионов, в данном случае, Поволжья и крупного острова Суматра.
      Итак, начнем с истории и что от нее осталось. Даже по статьям в Википедии об этих двух городах становится очевидно, что у в Нижнем множество живописных мест, полно славной истории, в городе родились и жили множество замечательных людей, включая исторических "тяжеловесов" наподобие Лобачевского, Ленина, Горького. Медан в этом плане безнадежно отстает. Даже удивительно, как это они умудрились так мало сохранить, и это без войн и революций. Правда, извержение вулкана там было поблизости, но более 400 лет назад, когда еще и города-то как такового не было. В статье Википедии есть фото главной мечети, которой чуть более ста лет, а остальное - унылые жестяные крыши, современные торговые центры и уличные сцены. По сравнению с индонезийским мегаполисом, в Нижнем сохранилось очень много исторический зданий, как бы не ругали большевиков за снос церквей и монастырей. По сравнению с кремлем, церквями, монастырями и старинными зданиями Нижнего, в Медане ничего и близко этому нет. Сам город стал городом менее ста лет назад, а то этого был просто колониальным португальским, а затем голландским владением. Хотя им с 16-века управляли свои султаны, видимо, правители для местного населения и местного значения. Дворец султана Istana Maimun постройки 1880-90-х годов является главным историческим зданием Медана. Там хоть какая-то история сохранилась, троны, люстры, фамильные портреты, наберется на пару залов нашего музея на Верхне-волжской. Там всегда людно. Много туристов. школьников. Но дворец не в центре, как наш Кремль, а скорее на тогдашней окраине, сейчас это минут 10 езды на такси от центра.
      Есть в Медане свой, как бы мы назвали, краеведческий музей. Сам музейный комплекс впечатляет, он трехэтажный, с традиционной малайской треугольной крышей. Только вот смотреть в музее оказалось особо не на что, хотя он был полон ребятишек в школьной форме в полных дневного света залах о доисторических временах. В большинстве залов, удаленных от освещенного атриума, стояла тьма-тьмущая, так что мне не удалось разглядеть, есть ли там какие-либо экспонаты или еще только планируются. В общем, когда страна разовьется, будет и музей, а пока к нему есть только наброски.
      Сам центр города сохранил остатки колониальной архитектуры в голландском стиле возле площади Kesawan. Это некий аналог Покровки. У нас по ней когда-то шумно ездили троллейбусы, но их уже лет 35 как нет. Может быть, когда-нибудь и в Медане до этого дойдет. Пока же их центральная high street не пешеходная, по ней все время ездят (хорошо, что еще хоть в одну сторону) машины и вездесущие мотоциклы, поэтому сидеть там в ресторанчике или кафешке не особо комфортно, даже в лучшем в городе и довольно старом, с 1920-х годов, ресторане Tip top. Зато вот цены в этом ресторане значительно ниже. Скромный ужин обошелся в сумму около 120 рублей. Поесть в уличном заведении средней руки обойдется в сумму эквивалентную 1,5-2 долларам. Так что насчет сытно и недорого поесть в юго-восточной Азии всегда был, есть и будет порядок.
      Стиль жизни в Индонезии, как и во всех странах этого региона от южного Китая до Мальдив, связан с пребыванием на улице, не важно, по работе или без дела. Этому, конечно, способствует теплый климат. В Нижнем, уличные кафе могут работать от силы пять месяцев. В Индонезии на улице можно жить и работать круглый год, как в какой-нибудь Inovasi isi pempeknya, чем многие жители и пользуются, работая без выходных в каких-нибудь придорожных забегаловках, магазинчиках, мастерских и других маленьких бизнесах. Вот у нас бы расплодить столько мелкого бизнеса. Но у нас в России, чтобы открыть хотя бы маленькую придорожную забегаловку, нужен стартовый капитал в несколько миллионов рублей, причем само оборудование для кафе или магазина составит не главную часть расходов. В Индонезии, эти придорожные кафешки и магазинчики, наверно, тоже недешево обошлись их владельцам или арендаторам, но само обилие мелкого бизнеса свидетельствует о том, что открыть его относительно легко.
      Передвигаться по Медану пешком сложно. Во многих местах города тротуары узкие или их нет вообще. Так что тут нижегородцам повезло. Как бы не ругали у нас автомобилистов за неправильные парковки и выживание пешеходов с улиц, ситуация у нас небезнадежна. В больших индонезийских городах тротуары, если и есть, совсем не предусмотрены для прогулок, по ним надо пробираться, как по лесу из-за припаркованных машин, сточных каналов, столбов и других преград. Но вот с частными перевозчиками в Медане, пожалуй, лучше. В смысле, они намного дешевле, даже с учетом разницы в доходах населения. По городу снуют многочисленные извозчики на мотоциклах с коляской. Полгорода можно проехать за 3 доллара, но, кажется, это цены для туристов. Местные платят меньше. К тому же, они знают или могут спросить куда едет маршрутное такси, рассчитанное человек на 10 в час пик. Эти микроавтобусы-маршрутки и есть главный общественный транспорт в городе на более чем 2 миллиона. Это все, конечно, маловато и невзрачно, но пока этот, в основном, частный транспорт как-то справляется.
      В столице Джакарте и втором по величине городе, Сурабае, уже давно ходят большие автобусы по выделенным линиям, хотя и маршрутки тоже есть. В Медане для маршруток нужны хотя бы автобусы размером с пазик, но вот вопрос - а не создадут ли они полный транспортный коллапс на узких улицах в центре города? Наши нижегородские маршрутки. конечно, тоже не особо предназначены для туристов и даже недавних приезжих, но хоть как-то транспортную проблему они решают. Я уж не говорю о метро, трамваях и троллейбусах. В Индонезии пока этих видов транспорта нет. Нужно обеспечить работой миллионы недавних мигрантов из сельской местности. Вот они и таксуют на мотоциклах. Такси в Медане, конечно, тоже есть, и даже с обязательными счетчиками и идеальным сервисом, но вот так просто на улице их почти не заметно. Стоят возле отелей и пасутся возле больших торговых центров. Видимо, они еще не достаточно массовые, как в Китае или Европе. А вот аэропорт в Медане с июля 2013 года большой, новый и современный. Осталось только его загрузить рейсами и пассажирами, что займет много лет. Хотя, может быть, в Индонезии народу просто приходится перелетать с острова на остров, паромы ведь у них ненадежны. У нас совсем другие проблемы. Наш аэропорт в Нижнем страдает от близости и доступности московских аэропортов, и это трудно исправить.
      И последнее из достопримечательностей Медана, чего нет и не может быть в Нижнем - смешные или, по крайней мере, странные вывески для русскоговорящего. В Малайзии, например, несмотря на то, что они говорят на том же самом языке бахаса, этих прикольных вывесок почти нет. Сказывается колониальное наследие. В Малайзии оно было британское, и там многие вывески теперь красуются на английском. А в Индонезии обосновались голландцы, и много голландских слов осталось в индонезийском диалекте бахаса. А поскольку и в русском полным-полно заимствований из голландского и немецкого еще с петровских времен, то индонезийские слова на вывесках apotik, traktor, kantor, stempel, primadona komputer вызывают невольную улыбку, когда их видишь на вывесках различных индонезийских бизнесов. Чего стоят dunia parabola или mitra traktor. В Нижнем, вывески, как правило, не вызывают смеха.
      Вывод из всего замеченного - мы должны быть счастливы, что наш город никогда не был похож в плане инфраструктуры на индонезийский (индийский, вьетнамский, тайский, филиппинский) мегаполис. Может быть, нам еще надо в чем-то догонять европейские крупные города, в плане организации жизни и соблюдения правил урбанизованной жизни, но вот индонезийские мегаполисы мы обогнали навсегда.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смердов Игорь Валентинович (igorsmerdov)
  • Обновлено: 10/11/2013. 9k. Статистика.
  • Статья: Индонезия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка