Смиловицкий Леонид: другие произведения.

Путешествие за три моря

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 07/11/2011.
  • © Copyright Смиловицкий Леонид (smilov@zahav.net.il)
  • Обновлено: 02/11/2009. 43k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.88*9  Ваша оценка:

    "Golden Iris", 21.9 - 2.10.2009 г.
    Никогда раньше я не путешествовал по воде. Отзывы слышал разные, но больше положительные, и вот пришло время попробовать самому. Корабль водоизмещением 17 тыс. тонн был построен 1974 г. и модернизирован в конце 1990-х. Компания "Мано-Сопанут" рекламирует себя, как крупнейшую и старейшую в Израиле в сфере курортных и развлекательных морских путешествий, а корабль "Golden Iris", как самый престижный в Израиле круиз-теплоход. Есть Интернет, SPA, Duty-free, сауна, тренажерный зал, бассейн и солярий, джакузи на верхней, 8-й палубе. После выхода в открытое море - работает казино, и любители азарта могут с наслаждением отдаться своей страсти.

    Команда в 300 чел. призвана обслуживать не менее тысячи пассажиров. Порт приписки - Панама, хозяин израильтянин, экипаж - интернациональный.

    Каюта

    Небольшая, но компактная и удобная. Все очень функционально, ничего лишнего. Туалет и душ в идеальном состоянии. Чемодан, который мы с сыном сдали на стойке регистрации час назад, уже ждал нас в каюте.

    Каюта относительно тихая, в носу корабля, о чем я благоразумно позаботился, опросив знакомых, уже побывавших в плавании, хотя все зависит насколько сохранилась нервная система. Иному шум кондиционера кажется чрезмерным. Звукоизоляция могла быть и лучше, но повезло с соседями. Старушка и ее дочь за фанерной стенкой не злоупотребляли ТВ, вовремя ложились спать, мы их почти не слышали. А, может быть, мы сами не слишком долго задерживались в каюте?

    Под дверью щель не менее 5 см. Сначала подумал, только у меня. Мало ли? Столяр неправильно подобрал, когда насаживал дверь на петли. Ничего, лучше будет вентиляция, успокоил я себя. Оказалось, что нет - положено так по технике безопасности. Если корабль накрениться и каюта наполнится водой, то дверь можно выломать ломом, зацепив снизу. Поскольку конструкция корабля старая, дверь запирался при помощи традиционного ключа, а не магнитной карточки. Но с ним я по старинке чувствовал себя увереннее. Мы попросили дополнительный ключ, оставив в регистратуре залог 20 шк.

    Первая ночь прошла спокойно. Двуспальную кровать мерно покачивало. Я представлял себя, то в купе поезда, где не хватала перестука колес, то в большом гамаке. Сын утром признался, что ему показалось, будто он летит в космическом корабле. Представить это было не трудно, если принять во внимание отсутствие окна-иллюминатора, легкую постоянную вибрацию и мерный гул кондиционера.

    К вибрации быстро привыкаешь. На носу и корме она слабее, в центре - сильнее. Причем не важно, на какой палубе. Например, на пятой, в ресторане, где мы обедали, в центре зала были места - тарелки почти прыгали на столе раздачи блюд. На шестой палубе, в концертном зале, где давались все представления, в отдельных креслах я чувствовал себя как в седле на родео.

    Обслуга

    Горничные, наводившие порядок в каютах, почему-то назывались стюардессами. Их набрали на Украине и Филиппинах. Скорее всего, не последнюю роль в этом сыграла стоимость рабочей силы. Филиппинки работали на 2-4 палубах, а украинки - на более престижных 5-7. Первое время, глядя на раскосые восточные лица на палубе, в ресторане, баре и бассейне, мне начало казаться, что я очутился в Китае. Тем не менее, очень приятно, когда вам отвечают: "Да, сэр!". У официантов я насчитал четыре формы одежды, включая две парадной - на шаббат и капитанский вечер в честь пассажиров.

    Контракт команда подписывает сроком на полгода, рабочий день 16 часов. Выходных нет, только во время захода в порт на несколько часов, если свободен от вахты.

    Соотношение девушек и юношей в обслуге 3:7, поэтому каждая должна иметь друга-покровителя, иначе девушка считается незанятой и прохода от непрошенных ухажеров не будет. Причем не важно, украинцев или филиппинцев (прямо как в партизанском отряде в годы войны).

    Ах, море-море

    Первый день путешествия. "Golden Iris" вышел из Хайфы и взял курс на Крит. Скорость - 29 км в час, глубина под килем - 1500 м, температура воды - +25, а воздуха - + 27. Для легкового автомобиля - это не скорость, а для корабля - весьма ощутимая. С кормы видно, как судно быстро удаляется.

    Главное развлечение - созерцание водной глади. Берешь стульчик или лежак и удобно устраиваешься в приглянувшемся уголке на палубе. Солнечные лучи, которым подставляешь свое лицо, знают свою работу. Сначала они согреют, потом расслабят и вызовут приятную негу. Легкий ветерок завершит этот массаж, и ты чувствуешь, как внутреннее напряжение исчезает. Все проблемы и тревоги остались дома, сознание их отталкивает. Кругом с четырех сторон только вода до горизонта, иногда легкие очертания гор, много солнца, если нет облаков, и необыкновенный морской воздух.

    Море завораживает и успокаивает, особенно сухопутного человека. Бескрайнее водное пространство на все четыре стороны поднимается и опускается. Оно как будто дышит, шевеля, набегающими друг на дружку волнами. Если бы не гул машинного отделения, а плеск волн о борт судна, будь оно под парусами, это ощущение становится и вовсе неотразимым.

    Все это вы непременно почувствуете, если настроитесь на положительный лад и не станете обращать внимание на возможные досадные мелочи. Их не избежать в любом путешествии даже таком комфортабельном, как те, что устраивает компания "Мано-Сопанут".

    На море, как и на пустыню, я готов смотреть без устали, а ведь совершенно противоположные стихии. Странно, к чему бы это? Тянет на философию.

    Вода не роскошь?

    Никого не удивляет, что пресную воду во время плавания нужно экономить. Стандартная наклейка в туалетной комнате каюты предупреждала: "Please, save water", ара зсле бойн"". Однако по-русски слово "пожалуйста", исчезло и получилось ультимативно: "Берегите воду!" Однако куда разумнее поставить таймеры на 20 сек, которые бы автоматически отключали краны (санузел, душ, рукомойник).

    Есть и другая экономия, направленная на то, чтобы вы раскошелились. Обильное четырехразовое питание на судне предполагает напитки (чай, кофе, соки) только на завтрак. В обед и на ужин предлагается охлажденная вода в симпатичном графинчике. На корабле не найти кулера даже в тренажерном зале. При посадке на борт корабля вас заставят вылить все жидкости при досмотре ручной клади. Но выход имеется, если заблаговременно побеспокоиться и положить воду в чемодан, который не досматривается. Можно таким же образом сделать небольшой запас из дома вина или коньячка. В баре все безумно дорого. Когда вода кончится, официантка в ресторане наполнит ее фильтрованной или соком. Пустую бутылку в каюте лучше спрятать - горничные их выбрасывают.

    Жидкость - враг

    На борт корабля запрещено проносить не только воду, но и вообще любые жидкие продукты - вино, соки. Охранник найдет и заставит вылить (выпить), не принимая во внимание стоимость содержимого. Предлог благовидный - обеспечить безопасность. На самом деле пароходная компания хитрит. Важно сохранить монополию на приобретение спиртных и любых других напитков - коньяк, кока-кола, ликеры, соки - что угодно! Убедился я в этом еще раз после того, когда объявили, что всем, кто отправляется на организованную экскурсию на о-в Санторини (4 часа - 57 долл.), получит право пронести на борт купленное местное вино, пользующееся заслуженной популярностью. Но и это оказалось не все. В соответствии с новыми правилами, любой напиток, даже приобретенный в Duty-free на самом "Golden Iris", попадет к вам в руки только после окончания круиза!

    Состав пассажиров

    Средний возраст 65 лет +, детей я насчитал не более десяти человек, а молодых людей до 30 лет - около двадцати. По моим наблюдениям, чем менее продолжительна поездка, тем моложе состав ее участников. Это можно объяснить тем, что люди в возрасте более свободны в средствах и времени. В молодости организм скорее восстанавливает ресурсы, делает это как будто, между прочим, без дополнительных усилий.

    Не думал, не гадал

    Современные скорости и средства связи превратили мир в большую деревню. Израиль в целом и мой родной Иерусалим - не исключение. Но то, что на борту "Golden Iris" я встречу человека, с которым 35 лет назад служил срочную в одной воинской части, было невозможно вообразить. Произошло это просто - в первый день круиза оказался за одним столом на завтрак. Мой новый знакомый посетовал, что без иностранного языка трудно путешествовать. В школе он учил немецкий, в институте - французский, в армии - английский. Это насторожило, моя служба тоже была связана со знанием английского, но где? Воложин, Минской области БССР. Надо же такое совпадение! Стали вместе вспоминать отцов-командиров, порядки бывшей Советской армии, а за бортом плескались волны Средиземного моря.

    Язык общения

    Иврит, русский и английский, соответственно составу пассажиров и экипажа. Капитан, его помощники и старший технический состав - набран из Одессы. Концертную программу обеспечивали танцевальная группа из Великобритании (четыре красотки), а инструментальный ансамбль (саксофон, ударник, две гитары, скрипка) и певица - из Болгарии. Хореограф, на вид потомок афро-американца и индейца с примесью "белой" крови - из Бразилии. В роли массовиков-затейников выступали две обаятельные девушки и юноша на иврите. Всей этой командой виртуозно руководил концерт-директор круиза англичанин Saimon Howell с паспортом из Доминиканской Республики. Он отличался отменным чувством юмора и прекрасным голосом. Саймон придумал себе прозвище "Mister Sababa" и прекрасно его оправдывал (сабаба - на иврите переводится, как "все прекрасно!"). Саймон вел программу исключительно по-английски, однако по смеху, который прокатывался среди зрителей, когда он отпускал свои шуточки, было видно, что его понимают.

    Куда плыть и что смотреть?

    Маршрут круиза был подобран идеально. День в море - день на суше. В программе предусмотрено посещение Греции (Крит, Корфу и Санторини), Италии (Венеция) и Черногории (Котор). Пароход швартуется прямо в порту. Все достопримечательности рядом. Самое большое, на что можно потратиться - это городской автобус или такси.

    Пакет экскурсий со скидкой стоит 272 долл., но приобретать его лучше не торопиться. Почему? На своих двоих проще. Вы не связаны с экскурсионными автобусами, не зависите от опоздавших или гида, который может не оказаться профессионалом. Наконец, сами решаете куда идти и что смотреть, а значит, больше успеете. В Интернете полно советов, и если не полениться и позаботиться заранее, успех гарантирован.

    Тем не менее, организованные туры имеют свою публику. Как правило, это люди преклонного возраста малоподвижные или с нарушениями опорно-двигательной системы. Другая категория - зависимые и неуверенные, куда поведешь, туда и потянуться. Третья - новички, клюнувшие на удочку рекламного агента - вам все покажут и расскажут, не о чем беспокоиться.

    Для тела и души

    Чтобы мышцы не застыли можно отправиться в тренажерный зал, взять напрокат ракетки и сетку для пинг-понга или волейбольный мяч, оставив залог 20 долл. или 100 шк. Сын так и поступал, с утра после завтрака он сидел на палубе с книгой, потом на полтора часа шел в спортзал. Когда этого показалось мало, после обеда он организовал группу желающих поиграть в волейбол. На верхней, восьмой, палубе один участок был огорожен сеткой, чтобы мяч не улетел за борт. Этого оказалось достаточно, чтобы держать себя в тонусе. Однако люди старшего возраста предпочитали по утрам просто заниматься ходьбой по периметру корабля - 146 метров в одну сторону.

    Восход солнца

    Меня всегда интересовало, как это выглядит в море? Впервые я наблюдал восход лет десять лет назад, когда мы с женой путешествовали на Кипр. В шесть часов утра паром, вышедший накануне из Хайфы, подходил к порту Лимассол. Пассажиры высыпали на верхнюю палубу, готовясь сойти на берег. И тут на наших глазах прямо из воды медленно показался огромный огненный солнечный диск. Впечатление ошеломляющее, особенно для не подготовленных. Фотокамера осталась в трюме, и бежать за ней было поздно. Так я остался без памятного снимка.

    На "Golden Iris" я решил восполнить этот пробел. Рано утром, когда корабль шел в сторону Венеции я поднялся наверх с фотоаппаратом. Устроил "засаду" не далеко от капитанского мостика. Ждал терпеливо. Пришло время, и горизонт заалел. Однако из воды поднялось вполне "нормальное" солнце, а не таких размеров, как на Кипре. Сказались другие широты, о чем не подумалось. Ничего, - сказал я себе, - впереди о-в Санторини, может там повезет больше?

    Курить - здоровью вредить

    В каюте, на палубах, ресторане, баре, туалетных комнатах, как и остальных закрытых помещениях корабля, курить строго воспрещается. Об этом вежливо напоминают надписи-наклейки на трех язычках. Устно об этом еще раз повторили на первой ознакомительной беседе с пассажирами. Специальные места для тех, кто не освободился от табачной зависимости, и может спокойно портить собственное здоровье, были отведены на открытой палубе.

    Единственное помещение, где официально разрешалось курить на борту корабля, было казино. На ум почему-то пришел известный пример, когда Карл Маркс, цитируя одного из экономистов начала XIX в., приводил сравнение, что при капитализме человек готов даже сломать себе голову, если есть возможность получить 500% прибыли. Есть в этом своя логика.

    Чистота и порядочек

    После 20 лет жизни в Израиле я успел отвыкнуть от того, как может быть опрятно в общественном месте. "Не нравится? Поезжай в Европу - там чисто", - слышал я от знакомых, когда сокрушался по поводу мусора в родной стране. Поневоле - привык. Тем сильнее оказался контраст на борту "Golden Iris".

    Действительно, порядок и чистота были близки к идеалу. Уборка туалетов и мест общего пользования велась под запись. Ведомость на двери свидетельствовала, кто наводил чистоту последним, подпись, дата. Обслуга все время пылесосит, красит, чистит, натирает. Ни разу я не видел матроса, который прохлаждался от нечего делать. Например, наблюдаешь картину, как матрос стоит и красит кисточкой. Белым по белому, зачем? Оказывается, недостаточно, белое.

    Началась легкая качка и в коридоре, на лестницах у поручней я обратил внимание на заботливо разложенные бумажные пакетики. Последний раз я видел их в детстве, когда летал с родителями на кукурузнике. Надежное и проверенное средство сохранило свою актуальность спустя столько времени.

    Корабль, конечно, старый, хоть и обновленный, больше 30 лет. Из трубы черный дымок. Форсунки в машинном отделении поизносились, или топливо не совсем качественное заправили. Тут же на палубе матрос с веничком, сажу подмести. При заходе в порт с кормы выставляют жестяные желоба и сбрасывают мешки с мусором прямо в контейнеры на берегу. Удобно и быстро. За санитарную услугу корабль отдает местным властям пищевые отходы. Если судно больше трех дней в море, отходы сортируются, органические измельчаются и ... в море, на корм рыбкам.

    Питание

    Совершенно закономерно, что основное время круиза уходило на переваривание того, чем ты угостил себя во время последнего посещения ресторана. Поскольку подавляющее большинство пассажиров было избалованы яствами известных израильских гостиниц, кухня "Golden Iris" не должны были уступать принятым высоким стандартам. И действительно, питание было отменным, не хуже чем в Эйлате. Все хотелось отведать - настоящее испытание. Это касалось не только вкусовых качеств, но и дизайна блюд, хоть бери и фотографируй.

    Четырехразовое питание, но в 12 часов ночи, зачем? Это так называемый, сладкий стол: пирожные, торты, булочки и даже пицца - без ограничения. Ну, и конечно, чай-кофе. Иначе, с холодной водой, это истязание. Самое странное, что на ночные посиделки народ таки собирался. Накладывали полные тарелки и ... справлялись с этим, а с семи утра уже завтрак. Подобные возможности остались для меня секретом.

    Большинство в ресторане себя не ограничивало, когда еще такое повториться? Я играл роль гурмана дней пять, потом мой организм сдался, и я вынужден был существенно ограничить себя за ужином, иначе трудно было уснуть.

    "Вернемся, сяду на диету", - сказал сосед за столом. Я покосился на его более чем солидный живот и подумал, что мне это не грозит. Но ошибся, и сейчас, готовя эти заметки, не позволяю себе ничего кроме овощей. Надеюсь, скоро приду в норму.

    Еврейский характер

    Судно, выполняющее международные рейсы не может навязывать образ мысли и правила жизни всем пассажирам.

    Но кашрут соблюдался, мясное с молочным не мешали. Завтрак был молочный, обед и ужин - мясные. Несмотря на это, ни одного еврея в кипе я на борту не видел. Скорее всего, потому, что путешествие пришлось аккурат на осенние еврейские праздники. Вернее, на их вторую половину. Рош-га-Шана встретили дома, а накануне Суккота стали на причал в Хайфе.

    На субботу официанты облачались в парадную форму, белые накрахмаленные жилетки выглядели очень эффектно. Все блюда уже ждали на столе, включая бутылку сладкого кошерного вина.

    Мезуз я на "Golden Iris" не увидел, но в Йом Кипур корабль сутки простоял в в Которском заливе (Монтенегро) и двинулся в путь только, когда великий пост кончился. Суку построили. Заключительный концерт был посвящен Израилю, с флагом, танцы, песни и мелодии на иврите, которые исполняли члены интернациональной концертной бригады, очень тронули. Зал с благодарностью откликнулся. Прошло на "ура".

    Наличные не в ходу

    Использование наличных во время плавания было сведено к минимуму. Этой цели служат карточки компании "Mano-Sopanut". На них пассажиры могли перевести наличные или кредиткой, минимальная сумма 50 долл. или 200 шк. Не потратили? Все возвращается сполна накануне возвращения в Хайфу. Карточки именные, пластиковые с магнитным кодом. Мы получили их сразу, когда поднялись на борт взамен паспортов, которые администрация судна приняла на обязательное хранение. Для того чтобы карточкой не воспользовался посторонний, в память компьютера занесли отпечаток указательного пальца вашей правой руки.

    Только при наличии карточки разрешали сойти на берег. При помощи такой простой операции капитан имел полное представление все ли пассажиры и члены команды на месте, кто и где покинул судно и когда вернулся. Все по местам? Можно отдать швартовый.

    Без карточки вы не возьмете коктейль в баре, не сделаете покупку в Duty-free, не оплатите экскурсию, не рассчитаетесь с судовым врачом (в случае необходимости), не сходите в сауну и т. д. Деньги никто не отменял, но потратить их на борту негде, даже в казино. Зато те, кто воспользовался, в конце круиза получит полный письменный отчет, на что ушли ваши средства.

    Чаевые или "типы"

    Это целая стройная система, направленная на то, что устроить отношения между обслуживающим персоналом и пассажирами. В туристическом проспекте "Мано-Сопанут" вас предупредят, что в соответствии международной практикой необходимо благодарить тех, кто заботится о вашем отдыхе. Прибрать каюту стоит 2-3 долл. в сутки на человека. Можно и больше, но если клиент не доволен, то не заплатит. Нет надутых физиономий, напротив, всегда желание выполнить твою просьбу, сделать это немедленно и наилучшим образом.

    Для того чтобы расположить клиента официанты и горничные (филиппинцы и украинцы) выучили основные слова на иврите, необходимые в обиходе. Я слышал от них: "аба" (папа), "има" (мама), "од меат" (скоро), "маим" (вода), "миц" (сок), "тапуах-адама" (картофель), "бокер" (утро), "эрев" (вечер), "охэль" (еда) и т. д. И, соответственно, по-английски. При общении с клиентом принято было легко коснуться плеча или даже положить руку на спину. Сначала я подумал, показалось, а потом увидел, что все так поступают - значит учили.

    Минимальная зарплата (500 долл. в месяц) заставляет очень стараться, быть вежливым. "Много вас, а я одна", - не скажешь, и человек старается. Наиболее выигрывают улыбчивые, обязательные и предупредительные. В ресторане бригада из трех официантов обслуживает девять столиков. Один общается и заводит контакты, остальные носят, подают и убирают - у кого, что лучше получается. По итогам круиза "добычу" делят поровну.

    Вручение чаевых обставлено деликатно. В последний день путешествия вы найдете в своей каюте конверт с вежливым напоминанием. На моей кровати лежал конверт с надписью: "Tipps for your stewardess" (чаевые для вашей горничной). Аналогичные конверты были приготовлены и за столиком в ресторане. Для поваров - отдельные ящички у входа. Конверты забирают только, когда гость удалился, а перед этим очень тепло прощаются - жмут руки, говорят комплименты и даже обнимаются. Свою долю положил и я. Надеюсь, обиды не было.

    Чаевые оставляют нехорошее чувство, что все внимание и улыбки - за деньги, которые от тебя ждут. Бывший советский человек воспринимает это "со скрипом". Заплатив 1500 долл. за поездку в 11 ночей (без экскурсий), он считает, что ему все и так положено. Дополнительные затраты, на которые вынуждают, воспринимаются, как поборы. Но пора привыкнуть, наши дети уж точно, будут считать это нормой. Впрочем, существует ли другой способ обеспечить сервис, чем собственный карман?

    Первая остановка о-в Крит

    Это самый большой греческий остров и пятый по величине в Средиземном море, который находится в 110 км от Европы, в 175 км от Азии и в 300 км от Африки. Его берега омывают три моря - Ионическиое, Ливийское и Эгейское.

    Площадь острова 8336 кв. км. Длина береговой линии 1046 км, население немногим более 65 тыс. чел.

    Туристические достопримечательности Крита включают: археологические раскопки в Кноссе, Малье, Фесте, Гортине; венецианский замок Фортецца в Ретимноне, Самарийское ущелье, плоскогорье Лассити и пещеру Зевса. Крит был центром Минойской цивилизации (2600-1400 годы до н. э.), которая считается древнейшей в Европе.

    Наш корабль остановился далеко от Гераклиона (Ираклиона) и мы не смогли посетить знаменитый Кносский дворец. Ираклион - просто провинциальный город с симпатичной венецианской крепостью, комендантом которой когда-то был Маурицио Отелло (прототип того самого, кого Шекспир принял за мавра из-за имени). В Интернете полно советов по поводу того, как с корабля добраться до разных мест. Например, в Олимпию можно скинуться и съездить на такси.

    Экскурсию брать не стали и сэкономили на этом по 45 долл. Вместо этого сели на рейсовый автобус и через 20 минут оказались в Хании - столице острова, 2 евро на брата. Обратная дорога стоила уже 1,3 евро - купили билеты не у водителя, а в автомате на остановке. Быстро нашли старый город, в Средиземноморье они похожи: бухта, причал, маяк, крепость (Акко, Яффо, Родос, Хана). Визитная карточка столицы Крита - прогулка в конном экипаже по набережной, за 20 минут просят 40 евро. Если на четверых, вполне по карману.

    Памятным стало посещение морского музея. Входные билеты - три евро на взрослого и два на студента - билетер сам поинтересовался, взглянув на сына. В археологическом музее мы решили повторить этот опыт, но от нас уже потребовали студенческий билет. Фотографировать разрешили выборочно. Оказывается, у каждого экспоната - табличка.

    Стояли недолго, за пять часов многое не посмотришь.

    Корфу

    Вторая остановка. Корфу (греческое название Керкира) является ближайшим к Италии греческим островом на западе и Албании на востоке. Находится в Ионическом море недалеко от западного побережья материковой Греции. Длина 60 км, ширина от 4 до 30 км, площадь 570 кв. км, а протяженность береговой линии 217 км. Климат типичен для Средиземного моря: жаркое и сухое солнечное лето, мягкая и дождливая зима. На Корфу работает международный аэропорт, связывающий остров со многими городами Европы, ежедневными авиарейсами - с Афинами, и еженедельными - с Салониками.

    Корфу по праву называют изумрудным. Это самый зеленый из всех греческих островов, знаменитый оливковыми и апельсиновыми садами, кипарисовыми лесами и лимонными рощами. Здесь много песчаных и галечных пляжей, протянувшихся вдоль двухсоткилометровой береговой линии.

    Одноименный древний город занимает стратегическое положение при входе в Адриатику. Его история берет начало в VIII веке до н. э., когда Венецианская Республика построила здесь три форта, которые в течение четырех столетий защищали ее морские торговые суда от нападений Оттоманской империи.

    На Корфу "Golden Iris" стоял, начиная с обеда, поэтому мы успели только погулять по лабиринтам старого города, подняться на венецианскую крепость и маяк. Несмотря на это, впечатление об этом примечательном месте у нас сложилось.

    Венеция

    Туристическая Мекка, лучше не скажешь. Кто о ней не читал и не слышал? Но не один документальный фильм, рассказ путешественника, подборка видеороликов в Интернете не заменят то, что вы почувствуете, когда попадаете в это диковинное место.

    До приезда в Израиль очутиться в Венеции было для меня сущей абстракцией. Потом эту перспективу я просто отодвигал, и вот час пробил - я здесь!

    Накануне в море погода начала портиться. Появились облака, небо затянуло тучками, накрапывал дождик, все-таки сентябрь, конец месяца. Путь от о-ва Корфу к побережью Италии я мучился сомнениями, выглянет ли по-настоящему солнце в Венеции?

    Для пешей прогулки пасмурная погода совсем даже не плохо, тем более если знойное лето в Израиле позади. Однако когда фотографируешь, освещение определяет всё. Что касается меня, то я предпочитаю сильное солнце в ущерб остальному комфорту.

    К общей радости, когда "Golden Iris" причалил к берегу, пройдя к обозначенному для него месту стоянки на Большом (Grand) канале, погода установилась восхитительная. Ни ветерка, + 25 гр., полное солнце - Венеция встречала во всей красе.

    Только не нужно думать, что так здесь всегда, в июле и августе жара стоит нестерпимая. Этим летом она поднималась до + 38 гр., испарения от воды несли с собой запахи, с которыми невозможно смириться. Зимой - тоже не сахар, ветры и холод, усиливают сырость и повышают влажность. Так или иначе, но местные жители научились и капризы погоды обращать себе на пользу - Венеция прекрасна в любую пору.

    Перед высадкой на берег предупредили, чтобы прятали кошельки. Я надел нательный пояс вместо поясной сумочки, замок которой, при желании, можно отстегнуть ловким движением руки.

    Все в Венеции история, на фасадах домов красуются даты, когда они были построены. Исторический центр расположен на 118 островах Лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов, в том числе мост Вздохов (через него вели осужденных на казнь). На острове Мурано стеклодувы удивляют своим мастерством, а на острове Бурано - кружевами и мозаикой.

    Название города происходит от племени венетов, которые жили здесь в римские времена. Люди начали прятаться в лагуне после нашествий варваров, прошедших здесь в V-VI веках и опустошивших города на континенте. В средние века Венеция - крупный центр посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. Республика во главе с дожем (герцогом) процветала. Ее мощный флот успешно соперничал с Генуей и другими средиземноморскими державами. Вдоль каналов и узких кривых улиц были возведены неописуемой красоты церкви и дворцы. Город и лагуна включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

    Главная достопримечательность - площадь Сан-Марко, здания соборов, религиозных братств, монастырей. Этот пятачок переполнен туристами круглый год. Во время престижных фестивалей - чашечка кофе продается за 60 евро! Очереди в Центральный кафедральный обор Венеции (IX-XV века) и Дворец дожей (XIV-XVI вв.) напомнили бесконечную вереницу желавших попасть в мавзолей Ленина в Москве. Еще одно открытие, которое я для себя сделал - полицейские с удовольствием позируют и фотографируются, если об этом их попросить.

    Количество сувениров потрясло. Никогда в жизни я не видел такого количество продавцов и покупателей памятных безделушек. Магниты, брелки, чашки, тарелочки. В своем большинстве это бесконечные вариации главных символов Венеции - масок и гондолы. Много самых разных изображений Пиноккио - прообраза Буратино, любимого всеми с детства.

    Но самое большое впечатление - это конечно, маски. Они имеют свою историю: считалось, что надев маску (любую) можно сообщить не очень приятную новость и даже безнаказанно сделать донос, процветавшие в Венеции во время правления дождей.

    Яркие, оригинальные, неповторимые. Материал - от папье-маше, картона, дерева, гипса, стекла - до уникальных с использованием драгоценных металлов. Размеры любые. Можно поставить на стол, повесить на стену, наконец, надеть на голову. Цены астрономические - от 25 евро до 2500!

    Венеция - место престижных фестивалей, художественных и архитектурных выставок. Масса музеев и вернисажей. Мало этого, каждая улочка - готовый экскурсионный маршрут, а каналы, мосты и пристани? Лодки вместо автомобилей. Корабли, лодки, гондолы, шлюпки, вообще, все, что плавает на веслах и моторе. Полицейский патруль - на катере, вывоз мусора - на барже, то же самое развозка почты и т. п. Это не только экзотика, но и сохраняет экологию. Моторы на плавсредствах почти не издают шума, нет ощущения, что кто-то куда-то спешит.

    Неповторимое очарование имеет гондола - узкая длинная деревянная лодка, напоминающая индейскую пирогу, которой управляют при помощи длинного весла-шеста. Гондолы, как и автомобили, бывают богатые и скромные, изящно украшенные и более доступные по цене. В целом, удовольствие не дешевое - полчаса за 60 евро. Впрочем, как договоритесь. Костюм гондольера напоминает платье моряка, но более пестрый. На голове - обязательная плоская соломенная шляпа с укороченными полями, красной или черной лентой. Профессию передают по наследству, берегут традицию. Количество лицензий жёстко ограничено - 425 и поэтому попасть в число гондольеров со стороны очень непросто.

    Современная Венеция - это порт на Адриатическом море с грузооборотом свыше 21 млн. тонн в год. В лагуну заходят огромные океанские лайнеры, настоящие многоэтажные гостиницы на воде, которые одновременно принимают на борт до 4500 пассажиров. Каюты вместо иллюминаторов имеют окна-балкончики. Когда на моих глазах один такой гигант покидает причал, а его пассажиры высыпают на верхнюю 16-ю палубу, то с берега люди напоминали муравьев.

    Самое сильное впечатление произвели байдарки, в которых туристы снуют по извилистым каналам Венеции. Я не разобрался, получили они снаряжение на месте или привезли с собой в рюкзаках на поезде, автомобиле или собственной яхте. Так или иначе, но вид людей в шлемах и полной экипировке, использующих подобное снаряжение в дикой природе, на горных порогах, малодоступной местности, производил разительный контраст. Поскольку фотоаппарат был наготове, я успел сделать ряд выразительных снимков.

    Венеция постепенно уходит под воду (5 мм в год), в результате суша уже погрузилась на 23 см. Основная причина - промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, понижение водоносного слоя земли. Вторая причина - возрастающее давление зданий и сооружений на поверхности земли. После закрытия скважин оседание города замедлилось, но не прекратилось. По расчетам ученых, Венеция может стать непригодной для жизни уже в 2028 году. Спасти уникальный город предназначен проект "Моисей", связанный с постройкой герметичных барьеров вокруг города (начали осуществлять с 2003 г.) Однако, строительство дамб малоэффективно от наводнений. Кроме того, недостаток морской воды ведет к вымиранию уникальных видов живых существ, обитающих на территории лагуны.

    Котор

    стал для меня самым ярким подтверждением правила "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поразительный по красоте уголок Адриатического моря в Черногории, с невероятной историей, пристанище торговцев, пиратов и мореплавателей.

    Город Котор раскинулся в долине у подножия холма высотой 260 метров между горным хребтом Ловчен и Боко-Которским заливом, который проникает вглубь материка на 32 км! Это необыкновенное место, одна из лучших природных гаваней Европы, совершенно справедливо внесено в список красивейших заливов мира. Очень сухое лето, со средней температурой 25 градусов. Ветры юго-восточные и южные, купаются с середины мая по сентябрь, вода прогревается до 20 градусов.

    Площадь Которского муниципалитета (Котор, Рисан, Пераст и полуостров Лушица) 355 кв. км., население 23 тыс. жителей: черногорцы и сербы, православные и католики.

    В античный период тут жили иллирийцы, которых подчинил себе Рим, а потом Византия. В VI веке император Юстиниан строит вокруг города крепость, которая экзотично окружает его по вершине горного хребта. За свою долгую историю край пережил много событий. Он был разграблен арабами, входил в состав славянского княжества Зета, а потом Сербского государства, в XIII веке Котор сожгли монголо-татары. Перед угрозой порабощения Османской империей жители предпочли покровительство Венецианской республики. После окончания Наполеоновских войн и отступления французов, Котор попадает под власть Австро-Венгерской империи.

    Корабль отшвартовался в морском порту Котора, когда уже наступили сумерки. Обратно нужно было вернуться только назавтра к вечеру. В нашем распоряжении были сутки.

    Первое, что мы сделали, сойдя на берег, отправились в морскую крепость, что буквально в двухстах метрах от причала. Древние стены, протянулись над городом на 4,5 км. От ворот в порту они поднимались на 450 м над уровнем моря. Когда "Golden Iris" только подходил к берегу, то издали можно было видеть гигантскую освещенную арку, уходящую в небо. Непосвященному невозможно было догадаться, что это такое. Слева и справа, насколько хватало зрения берега залива светились непрерывной цепочной огоньков.

    Старая крепость и морские яхты на причале, выделявшиеся из мрака ночи искусной подсветкой, оставляли впечатление сказки. Побродив по узким переулкам с сувенирными лавочками, кафе и барами часа полтора и мы с сыном вернулись на корабль, чтобы во всеоружии встретить завтрашний день, обещавший много впечатлений.

    Когда утром я поднялся на палубу, чтобы взглянуть, куда все-таки приплыл корабль, то первое, что пришло в голову - в этом месте должны жить только очень счастливые люди. Мы находились в гигантской природной котловине, заполненной водой. Берега замыкали залив почти целиком с четырех сторон и были усеяны крошечными на вид домиками под красной черепицей. Бездонное небо над головой, под ногами - вода. Прямо перед тобой - средневековая крепость и уходящая ввысь крепостная стена. Настоящая мистерия - сердце забилось. Хотелось просто оставить здесь свои глаза.

    Едва вышли из порта, как нас обступили доморощенные таксисты-экскурсоводы. Туризм - основной заработок, а сейчас конец сезона, нужно торопиться. Мы отказались от первых лестных предложений и начали подъем в гору, чтобы пройти по периметру крепостной стены. За право отправиться наверх пешком взяли по 2 евро, как делал это еще Остап Бендер в "12 стульях". Дальше обычная тропинка резко поднималась, но виды, которые открывались за каждым новым поворотом, компенсировали все наши усилия. Фотоаппаратом хотелось щелкать без перерыва.

    Совершив восхождение, мы спустились обратно в порт и отправились на морскую прогулку по заливу. Небольшой катерок был рассчитан на 25-30 чел., но хозяин согласился отчалить, имея всего шесть человек. За четыре часа экскурсии, включая напитки без ограничения, фанту, колу и даже вино, это удовольствие стоило всего 10 евро. Тут же на борту были все были удобства.

    Мы полюбовались завораживающими видами залива и высокими горами, сделали остановку в городке Пераст, знаменитом архитектурой XVII ст. Потом были два крошечных острова, природный и рукотворный: остров Богородицы, согласно легенде, сложили из камней, оставленных в бухте моряками, вернувшимися из плавания.

    Вечером на "Golden Iris" мы сравнили свои впечатления с соседями. Нашим приятелям такси с гидом на четверых обошлось 120 евро. За семь часов им показали и рассказали о восьми поселениях Которского залива. В Черногории понимают по-русски, поскольку сербскохорватский имеет ту же корневую и фонетическую основу, а алфавит - кириллица. Мы с сыном этим пользовались и только одной паре из Флориды признались, что приехали из Израиля.

    Китайский ширпотреб сюда еще не добрался, и была возможность выбрать что-то оригинальное. Кроме туризма большинству жителей нечем заняться, да и дешевизна рабочей силы. Поэтому замечательную кружку в свою коллекцию в память о Черногории я купил за три, а не пять евро, как в Венеции.

    Санторини

    Последняя остановка нашего круиза. Огромной высоты вулканический остров, поднимающийся прямо из воды. С одной стороны - почти отвесные скалы, а с другой - пляжи на пологом берегу. Для любителей острых ощущений можно снять на прокат тракторон.

    Название Санторини получил по имени местной церкви святой Ирины (Санта Ирина). Первое поселение появилось на острове еще три тысячи лет назад. В разное время здесь господствовали финикийцы, дорийцы, римляне, турки и византийцы, внесшие свой вклад в архитектурный облик этого диковинного места.

    Мы плывем мимо черных дымящихся островков по гигантскому затопленному кратеру вулкана диаметром 16 км и приближаемся к трехсотметровой вертикальной стене. Она поражает невероятными оттенками серого, коричневого, красного цветов. На вершине - белый город, это Фира (Тира), столица острова, а над ним сияет ослепительной голубизной Эгейское небо.

    У Санторини, в отличие от Крита, Корфу и Котора корабли не могут причалить непосредственно к берегу. Судна останавливаются на рейде в небольшой бухте, границы которой легко объять взором. Якорь не бросают, а отшвартовывают корабль при помощи банки-поплавка, диаметром метра три-четыре, который качается на поверхности воды в ста метрах от борта. Юркий катерок отваливает от берега и устремился к "Golden Iris". Матрос-грек ловко подхватил брошенный с корабля трос, за которым с катушек в носовой части теплохода сматывается толстенный канат. Его обводят несколько раз вокруг "банки" и намертво крепят. Мы на приколе, можно готовиться на берег. Никаких пограничных формальностей нет, нужно только дождаться очереди. Наконец, пассажирский катер-перевозчик прибыл, и мы с его помощью ступаем на твердую землю.

    На узкой кромке, которая огибает причал, бросается в глаза огромная очередь. Она изгибается и теряется за поворотом. Люди терпеливо стоят. Куда, зачем? Быстро выясняем - на фуникулер канатной дороги. Шесть кабинок-вагончиков проворно снуют вверх-вниз и очередь подвигается. Но ждать не хочется, мы и так задержались на корабле. Справляемся, где тропа для пешеходов? Она совсем рядом - это серпантин, выложенный брусчаткой.

    Тут начинается главное представление - состязание туристов с мулами, которых почему-то на Санторини называют ослами. По росту, мускулатуре и выносливости - это вовсе не то животное, на котором разъезжал Ходжа Насреддин, едва не шаркая ногами по земле. Прокатиться на муле-осле - это конечно, аттракцион, приключение, которое не сравнить с подъемником. Цена примерно одинаковая - в одну сторону 5 евро, вместо 4-х на фуникулере. И ждать в очереди не нужно, только изъяви желание, и подсадят в седло. Собирается компания 7-8 ездоков, и вперед! Правда, по не объяснимой причине мул может вдруг стать, как вкопанный. Все проскачут мимо, а ты сидишь и не знаешь что делать? Слезать страшновато, а погонщик уже далеко впереди. Приходится ждать следующего грека-"водителя кобылы" с мини караваном. Наконец, он появляется, подаст диким криком с перекошенным лицом животному нужную команду или кольнет только ему известное место, заставляя двигаться дальше.

    Погонщики, деревенские мужички в кепках и с палкой-тростью в руках вместо хлыста, отчаянно орут, то ли на мулов, то ли на туристов, которые бредут пешком к вершине и путаются под ногами у животных. Извилистая кривая дорога, унавоженная ослиным пометом, соответствующие запахи ослиной мочи, жаркое солнце. Движение в обе стороны одновременно, поскольку тропа одна на подъем и спуск. Сзади напирают, впереди не пускают. Настоящая коррида, как в Испании, когда быков выпускают с арены после боя, и они бегут, догоняя толпу, расталкивая ее и устремляясь вперед.

    Пот заливает лицо, спасает фляга, к которой я прикладываюсь поминутно. За поворотом - новый поворот, и новое стадо мулов с седоками или уже порожние за очередной партией любителей прокатиться верхом, не подозревающих какие острые ощущения при этом поджидают. Но настроение веселое, не я один засиделся на пароходе. На рейде несколько судов, причем намного крупнее "Golden Iris". И все заинтригованы, что на верху горы?

    Дома лепятся дома по отвесным скалам, как ласточкины гнезда. Некоторые уходят вглубь горы. Уютные маленькие дворики повисают, кажется, прямо в воздухе. Двери, распахнутые в синеву. Покатая и обрывистая почва потребовала ступенчатой планировки. Крыши нижних строений являются верандами верхних, а иногда даже частью городской улицы. Широкие низкие и покатые своды. Так легче противостоять землетрясениям. Откроешь дверь - ступени ведут вниз, к террасе дома, которая расположена... на крыше другого.

    Особенности местной архитектуры обусловлены рядом причин. Это и защита от нападения пиратов, и экономия пригодных для застройки площадей и строительных материалов. В результате - узкие улочки, крутые лестницы, тесные проходы.

    Основной строительный материал - красный или черный лавовый камень. Верхняя часть фасада, оконные и дверные проемы отделаны красным пористым камнем. В оформлении домов и двориков широко использованы причудливые орнаменты, кованые изделия, керамика, декоративные элементы из камня и дерева. Иногда на стенах зданий выступает часть скалы, чтобы не нарушать естественной прочности почвы.

    Я ходил по Санторини, как околдованный. Поразительные виды с вершины горы на залив с островами и островками. Ресторанчики, где можно отведать морепродукты, бары, кофейни, шашлычные и мини-гостиницы.

    За неимением времени (стояли только 4,5 часа) мы не успели побывать в деревне Пиргос, которая некогда была столицей острова и не увидели старинную крепость, археологический музей и пляж Камари. Погуляли от души только по городочку Фира с его бесконечными сувенирными лавочками и магазинчиками, художественными салонами.

    Напоследок заскочили в Церковь святой Ирины и монастырь Ильи Пророка, построенный в XVIII ст., где хранится коллекция редких древних книг и этнографических записей.

    Копии древнегреческих амфор, вазы, бронзовые фигурки богов и древнегреческих героев, шлемы, оружие, доспехи и другие реликвии легендарной Эллады, которые предлагаются туристам, внешне ничем не отличались от оригиналов, выставленных в ведущих музеях Греции и Средиземноморья. С той только разницей, что их можно не только потрогать, но и купить. Правда, цены такие, что если пересчитать стоимость сувениров, предлагаемых посетителям, то получается, что каждый такой магазинчик - это отделение банка в Израиле.

    По дороге домой

    После Санторини еще сутки в море и мы в Хайфе. Матросы драят палубы. Мысленно подвожу итоги путешествию, как переварить все впечатления? Хватит надолго. Стоянка в Израиле всего шесть часов и "Golden Iris", приняв на борт новую партию пассажиров, пополнив текущие запасы, готов к отплытию. Индустрия отдыха, подгоняемая конкуренцией, не знает перерыва.

    Накануне в полночь мы выставили свой тяжеленный чемодан за дверь каюты, чтобы забрать его уже на берегу. Пограничные формальности позади, когда, наконец, подкатили трап, внизу я увидел Саймона, концерт-директора "Golden Iris". В белоснежной морской форме, с неизменной широкой улыбкой и хитринкой в глазах, он пожимал руки каждому из 500 пассажиров, спускавшему на берег. На прощание я сфотографировал его с сыном.

    Если вы одержимы жаждой впечатлений, не боитесь замкнутого пространства и готовы смириться с легкой вибрацией, не страдаете от качки, то стоит, хотя бы раз в жизни отправиться в путешествие по морю.

  • Комментарии: 1, последний от 07/11/2011.
  • © Copyright Смиловицкий Леонид (smilov@zahav.net.il)
  • Обновлено: 02/11/2009. 43k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 6.88*9  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка