|
Дорогой читатель, всю информацию собираю (годами, десятилетиями) в первую очередь для себя. Ведь я и сама, находясь в достаточно зрелом возрасте, знакомлюсь с множеством страниц из отечественной истории, ранее мне не известными. Они не были бы известны и сегодня, если бы не появившийся интернет, да если бы страны Балтии и Украина не рассекретили свои архивы. Наружу вылезает много неприятного и даже ужасного, но - это история моего Отечества и я хочу её знать. Любой гражданин имеет право знать правду, а уж как поступить с этой правдой - выбор личный. Итак, за несколько лет я собрала достаточно интересный материал, как СССР копировал аналоги Запада, начиная "самым вкусным советским мороженным" и заканчивая архитектурой Кремля. Если кому интересно, то заходите: "Можем повторить? Назад в социализм для нищих?" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b4.shtml "Можем повторить? СССР. Mосковский Кремль - плагиат с итальянского" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/81.shtml "Можем повторить? Автопром и железнодорожный транспорт СCCP - аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo1.shtml "Можем повторить? СССР. Атомная бомба. Космос. Авиация. Аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2.shtml "Можем повторить? СССР. Военная техника. Промышленные стройки. Буровые платформы. Аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2a.shtml "Можем повторить? СССР. Электроника. Фотоаппараты. Бытовая техника. Аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3.shtml "Можем повторить? СССР. Игровые автоматы - аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3a.shtml "Можем повторить? СССР. Детская электроника. Настольные игры. Аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo4.shtml "Можем повторить? СССР. Детские игрушки - аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo5.shtml "Можем повторить? СССР. Детские книжки - аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt.shtml "Можем повторить? СССР. Продуктовые аналоги Запада (ч. 1)" Советское мороженое. Советские молочные продукты. Советские хлебобулочные изделия, бисквиты, сухари. Советская мясная промышленность. Советские колбасы. Как в СССР в 1937 году чуть не появился "Макдоналдс". Советские полуфабрикаты. Советскиe конфеты, шоколад. здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt9.shtml "Можем повторить? СССР. Продуктовые аналоги Запада (ч. 2)" Овощные и фруктовые консервы. Советские рыбные консервы. Продажа живой рыбы. Советский майонез. Советский кетчуп. Советские бульонные кубики. Советские сухие продукты. Книга о вкусной и здоровой пище. здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/sw7.shtml "Можем повторить? СССР. Продуктовые аналоги Запада (ч. 3)" Советские соки. Советские безалкогольные напитки. Советскоe шампанскоe. Советскоe пиво, в том числе "Жигулёвское". Советский чай. Советские какао и кофе. здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_0041ashtml.shtml "Можем повторить? СССР. Художественные фильмы - аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt1.shtml "Можем повторить? СССР. Музыкальные произведения - аналоги Запада" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z1.shtml "Самое лучшее советское образование?" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/80.shtml Инструкцию о разработке русской грамматики написал немецкий граф Герман Карл фон Кейзерлинг, президент петербургской академии наук. П р и м е р 1 Когда адепты Сталина с придыханием рассказывают про электрификацию всей страны, создание промышленной базы или поголовную грамотность населения, они почему-то забывают добавить, что остальные развитые страны тоже успешно решали такие же задачи. Только без разорения страны и миллионов погибших. Добавлю, что с неграмотностью успешно боролась и царская Россия. По переписи 1897 года в Российской империи оказалось только 22,7 процента грамотных. Правительство Николая II занялось решением этой проблемы. Оно увеличило бюджет Министерства народного просвещения, который в 1893 годy составлял 22,4 млн рублей, а спустя 21 год - уже 153,5 млн рублей, то есть рост составил практически 7 раз. Кроме этого на образование выделяли средства Министерство торговли и промышленности, Департамент земледелия, Святейший Синод, Министерство путей сообщения, а также земства. На народное образование в 1913 году в 40 губерниях земства потратили 90,1 млн рублей. Кроме этого, Николай II существенно увеличил количество школ. В 1896 году начальных школ было 78 000, а в 1914 году их стало уже 119 400. Количество гимназий увеличилось практически в 10 раз - с 239 в 1892 году до 2300 спустя 22 года. Количество учеников возросло почти в 3 раза - с 3,8 млн в 1896 году до 9,7 в 1914. А число учителей за этот же период удвоилось - со 114 000 до 280 000. Успехи народного просвещения подтверждает статистика по грамотности призывников - в 1894 году их было только 37,8 процентов, а в 1913 году стало уже 67,8 процентов. То есть если старшие поколения еще оставались в немалой степени недостаточно грамотными, то молодые уже стремительно получали образование. Что касается высшего образования, то число студентов тоже возрастало - с 12 500 в 1890 году до 127 000 спустя 24 года. Причем среди студентов были совсем не только выходцы из высших сословий. В 1914-1915 годах выходцы из рабочих, крестьян и разночинцев составляли в технических вузах не менее 50 процентов, а в университетах - не менее 40 процентов. Непосредственно из крестьян происходили 14 процентов студентов университетов и около 21 процента − студентов технических вузов. При этом высшее образование было не таким дорогим, как, например, в США и Англии в тот период. Неимущие же студенты могли получать стипендию и освобождаться от платы за обучение при высоких результатах учебы. Интенсивно развивалось техническое образование. В 1916 году в технических вузах училось 26 500 студентов, а всего инженеров с высшим образованием в 1913-1915 годах было до 12 000 человек. Для сравнения: в 1927 году в СССР было только 13 700 инженеров. Вряд ли в это число вошли только те, кого советская власть выучила сама за 10 лет с 1917 года. Я совершенно не собираюсь идеализировать Николая Второго. Это не про хруст французской булки. Это про естественное развитие любой страны, которому большевики только помешали. Отсюда П р и м е р 2 За последние пару месяцев я несколько раз прочитал лекции и выступал на радио по теме детского образования. И каждый раз обязательно находился человек, который спрашивал: 'Простите, но ведь советское образование было же лучшим в мире, может быть, нам стоит к нему вернуться?' Это стойкий миф из серии про самое вкусное в мире советское мороженое. В него можно верить только до тех пор, пока вы не попробуете настоящее итальянское джелато. И вы поймете, что замороженный брикет из вашего детства - не есть вершина эволюции. Понятно, почему в Советском Союзе старательно насаждался этот миф. Как и вранье про лучшую в мире советскую медицину, экологически чистые продукты и бесплатные квартиры. Непонятно только почему есть еще люди, которые верят в эти глупости. Об уровне образования в стране красноречиво говорят народные увлечения - от массовой религиозности и заряжания воды у телевизора до перечисления денег 'МММ'. Огромному количеству талантливых людей был закрыт путь к высшему образованию - по национальности или неправильному происхождению. Тысячи талантливейших ученых были расстреляны или репрессированы. Вся индустриализация была проведена иностранцами. Все ракетостроение и атомная промышленность базировались на воровстве секретов и наработках немцев. Вся автомобильная, авиационная и тяжелая промышленность были скопированы у Запада. Советская вычислительная техника была содрана с западных образцов. Все гуманитарные науки душил идеологический контроль. Вам про борьбу с космополитизмом напомнить и 'о классовой борьбе на фронте яровизации'? Какими успехами может похвастаться советская наука? Марксистско-ленинской философией? Исторической наукой с ее классовым подходом? Советской психологией? Лживой статистикой? Тем, что демография была под запретом? 'О педологических извращениях в системе наркомпросов'? Про разгром генетики, кибернетики (продажная девка империализма), физики (Дело УФТИ), химии (резонансная теория была объявлена буржуазной лженаукой) напомнить? Про Пулковское дело? Про дело славистов? В 1930 году подверглись разгрому и были запрещены как 'троцкистские' первые исследования в области теории информации. Советская лингвистика утверждала, что язык является инструментом классового господства и что структура языка определяется экономической структурой общества. И если бы Сталину не нужна была ядерная бомба, а Хрущеву - ракеты, то не было бы в стране и физики с космонавтикой. Давайте попробуем поговорить про советскую науку и ее вклад в общемировой прогресс. Начнем с лауреатов Нобелевских премий: 1. 1904 год. Физиология и медицина. Иван Петрович Павлов - 'за работу по физиологии пищеварения'. Советская наука никакого отношения к этой премии не имеет 2. 1908 год. Физиология и медицина. Илья Ильич Мечников 'за труды по иммунитету'. Советская наука никакого отношения к этой премии не имеет 3. 1956 год. Химия. Николай Николаевич Семёнов 'за исследования в области механизма химических реакций'. Награждён совместно с Сирилом Хиншелвудом. Семенов получил образование до революции. Окончил университет в 1917 году. Воевал за белых. Учился у А.Ф. Иоффе и Капицы, о которых мы поговорим ниже. 4. 1958 год. Физика. Павел Черенков, Игорь Тамм, Илья Франк 'за открытие и истолкование эффекта Черенкова'. Отца Черенкова раскулачили, а потом и расстреляли за контрреволюционную агитацию. Брат Тамма был расстрелян в 1937 году по обвинению в участии в контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации. Был расстрелян и его лучший друг Б.М. Гессен. Игорь Тамм получил образование в Российской империи, учился в Эдинбурге и закончил Московский университет в 1918 году. Илья Франк тоже учился у Вавилова Черенков учился у Вавилова, который получил образование в Российской империи, а потом учился в Германии. 5. 1962 год. Физика. Лев Давидович Ландау 'за пионерские теории конденсированных сред и особенно жидкого гелия'. Ландау проявлял выдающиеся способности еще в детстве. Очень одарённый математически, Ландау научился дифференцировать в 12 лет, а интегрировать в 13. В 14 лет поступил в Бакинский университет, одновременно на два факультета: физико-математический и химический. С 1929 года по 1931 год продолжил образование в Германии, Дании, Англии и Швейцарии. В Копенгагене работал с Нильсом Бором, которого считал своим единственным учителем. Работая в Копенгагене у Нильса Бора, Ландау постоянно общался с выдающимися физиками - Гейзенбергом, Паули, Пайерлсом, Блохом, Вигнером, Дираком. Отец Ландау был осуждён в 1930 году за вредительство в нефтяной промышленности. Сам Лев Давидович Ландау был арестован в 1938 году. В тюрьме провёл год и был выпущен благодаря письму в его защиту от Нильса Бора и вмешательству П.Л. Капицы, взявшего Ландау 'на поруки'. Реабилитирован Ландау был только спустя 22 года после смерти. 6. 1964 год. Физика. Николай Басов и Александр Прохоров 'за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе'. Басов и Прохоров получили образование в Советском Союзе. 7. 1975 год. Экономика. Леонид Канторович 'за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов'. Премию получил совместно с Тьяллингом Купмансом 'за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов'. Учился в Советском Союзе 8. 1978 год. Физика. Пётр Капица 'за его базовые исследования и открытия в физике низких температур'. Учился сначала в Российской империи, а потом в Кавендишской лаборатории под начало Эрнеста Резерфорда. В Кембридже для него была построена специальная лаборатория. В 1934 году приехал в СССР навестить мать. Обратно из страны его не выпустили. Резерфорд письмом к полпреду СССР в Англии обратился за разъяснениями - почему известному физику отказывают в возвращении в Кембридж. В ответном письме ему сообщили, что возвращение Капицы в СССР продиктовано запланированным в пятилетнем плане ускоренным развитием советской науки и промышленности 9. 2000 год. Физика. Жорес Иванович Алфёров 'за разработки в полупроводниковой технике'. Учился в Советском Союзе. 10. 2003 год. Физика. Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург 'за создание теории сверхпроводимости второго рода и теории сверхтекучести жидкого гелия-3'. Абрикосов учился в Советском Союзе у Ландау. Его родители были уволены из Кремлёвской больницы по делу 'врачей-вредителей'. В 1991 Абрикосов эмигрировал в США Виталий Гинзбург учился в Советском Союзе у Тамма. 11. 2010 год. Физика. Константин Новосёлов 'за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена'. Учился в Советском Союзе. В 1999 году переехал в Нидерланды, потом в Манчестерский университет. Сейчас проживает в Манчестере. Были и другие Нобелевские премии: 1933 год. Литература. Иван Бунин 'за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер'. Образование получил в Российской империи. В 1920 году уехал из России навсегда 1958 год. Литература. Борис Леонидович Пастернак 'за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа'. Образование получил в Российской империи. Уже в день присуждения премии Президиум ЦК КПСС принял постановление 'О клеветническом романе Б. Пастернака', которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. После чего началась настоящая травля поэта. 1965 год. Литература. Михаил Шолохов 'за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время'. Учился в Советском Союзе. Шведские академики обсуждали идею поделить премию между Анной Ахматовой и Михаилом Шолоховым 1970 год. Литература. Александр Солженицын 'за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы'. Учился в Советском Союзе. Сразу после получения премии началась травля. В 1974 году Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. 1975 год. Премия мира. Андрей Дмитриевич Сахаров 'за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства'. Учился в Советском Союзе у Тамма. С конца 1960-х годов являлся одним из лидеров правозащитного движения в СССР. Находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам, многочисленным оскорблениям в прессе. В 1980 году был задержан, а затем без суда сослан в Горький - город, в то время закрытый для посещения иностранными гражданами. 1990 год. Премия мира. Михаил Сергеевич Горбачёв 'в знак признания его ведущей роли в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества'. Учился в Советском Союзе. 1987 год. Литература. Иосиф Бродский 'за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии'. Учился в Советском Союзе. Подвергался травле. Был приговорён к максимально возможному по указу о 'тунеядстве' наказанию - пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. В 1972 году был поставлен перед выбором - отъезд или посадка. В Россию никогда больше не вернулся. Не кажется ли вам, что этого всего как-то маловато для 'четвертой части всех ученых мира'? Так что не надо врать про лучшее в мире советское образование. Талантливые люди рождаются в любой стране, но в Советском Союзе они появлялись не благодаря, а вопреки образованию. Отсюда Великие российские ученые и деятели искусства, которые учились за границей: https://www.eg.ru/society/607560-kakie-velikie-rossiyskie-uchenye-i-deyateli-iskusstva-uchilis-za-granicey/ *** А. СМОЛИНА: То есть к советскому образованию имеют отношение только учёные ПЯТИ Нобелевских премий. Остальные учились или в Царской России или за рубежом. Из пяти писателей-лауреатов Нобелевской премии к советскому образованию имеют отношение только ТРОЕ, так как Пастернак и Бунин учились в Царской России. А Шолохов? Давно и не без оснований идут разговоры об его неучастии в написании как "Тихого Дона", так и основных знаковых рукописей под его фамилией. "Тихий Дон" приписывают Краснушкину-Севскому, расстрелянному чекистами, ими же были изъяты все рукописи талантливого писателя. А Шолохов, не окончивший даже средней школы, а с трудом осиливший всего 4 класса мужской Богучарской гимназии, был выбран как образец народного писателя в противовес гениям из дворян да офицеров. И остальные произведения под фамилией Шолоховa создавались "литературными рабами", если верить этому ролику. Значит, недаром шведские учёные, согласно архивам Нобелевского комитета, предлагали разделить Нобелевскую премию Шолохова с поэтессой Анной Ахматовой. Например, для сравнения: Соединённые Штаты Америки дали миру 383 лауреатов Нобелевских премий Великобритания - 132 Германия - 108 Франция - 69 Швеция - 32 "Тупая" Америка - это страна 383 лауреатa Нобелевской премии. "Гейропа" породила 364 лауреата. И даже Швеция с их миллионами населения, для пересчёта которых хватит пальцев двух рук, получила 32 Нобелевских премии. И если исходить из шведского соотношения, то (взяв 140.000.000 советских, после - граждан РФ, как утверждает статистика, хотя США называют цифру в 80.000.000), то СССР и РФ должны дать как минимум 500 лауреатов. А с другой стороны откуда взяться преемственности, если на протяжении 117-и лет в Российской Академии наук, начиная от её основания в 1724 году до 1841 года, из 34-х академиков-историков было всего лишь трое академиков - этнических русских. Это Ломоносов (получивший образование в том числе в лучших академиях Украины и Германии), Ярцов и Устрялов. Остальные были иностранцами. Почему? ***
Послесловие из 2021 года: "Цель врагов достигнута. Наши дети - неучи. Доцент журфака МГУ: "В этом году мы набрали инопланетян" 'Нез наю', 'генирал' и 'через-чюр' - возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники. Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева. - Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали? - Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове по 3-4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение. - То есть? - Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян. - У вас и правда был такой слабый набор? - В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку - 83. То есть не просто 'пятерка', а 'суперпятерка', поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: 'Вы получили 'супертовар'. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!' Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа! - В чем ее причина? - В какой-то степени в 'олбанском' интернет-языке. Однако главная беда - ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями - все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине. - С этим можно что-то сделать? - По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности. - Многих можете потерять? - Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались. Доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева Отсюда: https://teletype.in/@vzglyad/russian-language А. СМОЛИНА: Ссылку на первоисточник я дала, текст скопировала целиком. И при чём здесь внешние враги, если доцент кафедры стилистики русского языка, осуждая поступающих, сама пишет с ошибками?! Например, "...Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными". Или: "Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем